Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Просветительская проблематика и поэтика сентиментализма в романе Ж. – Ж. Руссо «Новая Элоиза».
В эпоху Просвещения во Франции возникает и философский роман утопического характера, воплощающий апологию определенной философской концепции. Наиболее ярко такой тип романа проявился в творчестве Ж.-Ж. Руссо. В 1761 выходит в свет роман Руссо «Юлия, или Новая Элоиза».Кант, читая этот роман, единственный раз в жизни пропустил послеобеденную прогулку!!!:DDD Вторая часть названия отсылает читателя к СВ истории любви Элоизы и её домашнего учителя Абеляра, на кот. похожи главные герои романа – Юлия и Сен-Пре. Руссо как бы по-новому рассказывает историю запретной любви учителя и ученицы. Ради Элоизы Абеляр нарушил обет безбрачия и тайно вступил с ней в брак. Родственники Элоизы, узнав о свершившемся, жестоко отомстили Абеляру, насильственно оскопив его. Элоиза ушла в монастырь, Абеляр тоже, и с тех пор они обменивались только письмами. Абеляр горько жаловался на судьбу, а стойкая Элоиза всячески его ободряла, став наставницей и утешительницей своего бывшего наставника. Но различие не только в том, что из-за любви С.-П., в отличие от Абеляра, не лишился того, что так часто заставляет изображать Елена Малышева в программе «Жить здорово». (прошу прощения). «Новая Элоиза» положила начало новому литературному направлению – сентиментализму; герой романа – человек, обладающий чувствительной душой, любовь изображается как самое естественное и чистое чувство, заложенное в человеке природой. «Новая Элоиза» содержит своего рода экспериментальное испытание руссоизма как философской системы. Поэтому все попытки исследователей рассматривать «НовуюЭлоизу» как социально-психологический роман приводят к неразрешимому противоречию: приходится признать, что Руссо отстаивает две взаимоисключающие истины - принцип свободы чувства и диктат нравственного долга, разумного самоограничения. Вот Юлия и гибнет в конце романа – это противоречие не м.б. преодолено. Согласимся, что развязка искусственная. Ваще, роман революционный. В нем содержится проповедь новой нравственности. В целом христианская культура – стоическая. Однако все забыли, что в основе Х. лежит эмоция – любовь. Почему это в 18 веке происходит полное переосмысление роли природы? Предпосылочки – философия Дж. Локка (1690е гг.). Он утверждал, что разум свободен от каких-либо врожденных идей («Опыт о человеческом разуме»). Следовательно, разум не может быть критерием добра и зла. Источник добродетели, следовательно, природа. До 18 века природа рассматривалась как Книга Откровения Божьего и не привлекала к себе много внимания. В 18 веке природа понимается как носитель абсолютного начала. Главное назначение природы – поддерживать гармонию в этом мире. А человек вносит хаос в этот мир, осуществляя насилие над природой (какой нехороший!) Отсюда и насилие в обществе. Но это уже совсем другая история J
Новизна истории Элоизы-Ю. в том, что она приходит к добродетельной жизни не насильственным, а естественным путем, согласно любимому постулату Руссо: нравственность - в природе вещей. Роман написан в эпистолярном жанре, что делает читателей соучастниками душевной жизни героев, позволяет следить за малейшими оттенками их чувств, вместе с ними переживая все бури и штили. В первой части романа юная дворянка Ю. влюбляется в своего домашнего учителя бедняка-разночинца. Любовь естественна, она зов природы и столь же естествен бунт юной влюбленной против сословных предрассудков и условностей общепринятой морали.Вопреки ожиданиям Ю. отец отдает ее руку страстно влюбленному в нее Вольмару, немолодому человеку, который из-за политической неблагонадежности утратил состояние и владеет лишь небольшим поместьем Кларан в Швейцарии. Теперь, когда Ю. замужем, выясняется, что лишь стеснение свободы толкало Ю. на дурные поступки. «Естественные условия», в которых живут теперь супруги, укрепляют в ней чувство долга, которое заложено в человеческой натуре. Чары сердца, «обольщенного желанием», уступают место «чарам добродетели», вне которой нет счастья для честного человека. Ю. находит в себе силы превозмочь страсть к Сен-Пре. Вторая часть романа посвящена жизни Юлии после замужества. Описывая жизнь супругов Вольмаров в Кларане, герой Руссо Сен-Пре по существу воспроизводит все основные положения «Общественного договора» и «Эмиля». Кларан – имение Вольмаров – типичная утопия. Здесь пересекаются патриархальные воззрения Руссо (типа добрый помещик, все дела) и в то же время новые идеи справедливости, равноправия, разделения труда. Вольмары не сдают землю в аренду. Поденщики – все местные, 2 цены – обычная и поощрительная. Поощрение дается и надсмотрщикам))) Ю. обо всех заботится – «уделяйте людям больше забот, и они будут к вам привязаны». Более подробно я, кажется, расписала в пересказе.
Естественно, как любой сентименталист, Руссо катит бочку на город. Париж – исчадие ада, фальшивый, насквозь неискренний город… В общем, поезжайте в дерёвню, ближе к природе! Ваще, цивилизация пагубна, её надо разрушить, её уже ничто не спасет. Что-то мне это напоминает… Ах да, «Мы наш, мы новый мир построим…» Помимо всего прочего, в романе изложена и педагогическая утопия Руссо (часть 5). Идея позаиствована из «Эмиля»: от природы только хорошие задатки, все дурные наклонности – от плохого воспитания. Вот как воспитывает своих детей Юлия:основа воспитания – сделать ребенка восприимчивым к тому, что ему внушают. Разум начинает развиваться через несколько лет после рождения ребенка, а сначала должно окрепнуть тело. До кучи, нужно ещё убедить мелкого, что он ребенок, никак не может без помощи взрослых… поэтому принимает помощь слуг с чувством смирения, как доказательство собственной слабости. И не баловать, конечноJ Короче, нужно, чтобы мелкий почувствовал свою слабость, зависимость, и не задирал нос. Ещё Иванов называл черты сходства с рокальным романом: · интерес к человесческой психологии · частная жизнь, интерес к изнанке общей истории · установка на мемуарность, документальность.В предисловии к «Юлии, или Новой Элоизе» Руссо по существу вступает в игру с читателем, не называя свое произведение «романом» и в то же время не довольствуясь скромной ролью издателя: «Я выступаю в роли издателя, однако ж, не скрою, в книге есть доля и моего труда. А может быть, я сам все сочинил, и эта переписка - лишь плод воображения?» Сентиментализм Руссо - это не только культ чувства, но и гражданский пафос, взволнованное и эмоциональное провозглашение принципов демократической, гражданской этики. Не случайно круг общественных проблем поставленных, например, в романе «Новая Элоиза», очень широк, автора волнует не только личная сторона жизни героев, но и принципы их гражданской морали.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.234.83 (0.008 с.) |