Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Коробка передач автомобилей КамАЗ
На автомобилях семейства КамАЗ применяется механическая, пятиступенчатая, трехвальная, частично синхронизированная коробка передач модели 142 с неподвижными осями валов, смешанным зубчатым зацеплением и дистанционным приводом. Передаточные числа: на первой передаче 7,82; на второй 4,03; на третьей 2,5; на четвертой 1,53; на пятой передаче 1,00; на передаче заднего хода 7,38. На автомобилях КамАЗ-43118 устанавливается десятиступенчатая коробка передач, отличающаяся установкой перед основной коробкой передач двухступенчатого делителя с пневматическим приводом. Картер 42 коробки передач (рисунок 9.6) имеет сбоку слева и справа закрытые крышками люки для установки коробок отбора мощности. Допустимый отбор мощности от коробки передач 30 л. с. Снизу картера ввернута сливная пробка, а снизу справа – сливная пробка с магнитом. Над сливной пробкой с магнитом расположено заливное отверстие, закрытое пробкой со щупом контроля уровня масла. Первичный вал 4 выполнен заодно с шестерней. Шестерня косозубая, постоянного зацепления с шестерней 44 привода промежуточного вала 41. Задняя часть шестерни выполнена на конус, предназначенный для обеспечения создания необходимого момента трения между поверхностью шестерни и поверхностью фрикционного кольца синхронизатора 8 при переключении передач. Шестерня имеет внутренний зубчатый венец, предназначенный для обеспечения соединения с зубчатым венцом каретки синхронизатора, и внутреннее цилиндрическое отверстие, предназначенное для установки переднего роликового подшипника 7 вторичного вала 43.
1 – вилка выключения сцепления; 2 – вал вилки выключения сцепления; 3 – маслонагнетающее кольцо; 4 – первичный вал; 5 – муфта выключения сцепления; 6 – шланг смазывания муфты выключения сцепления; 7, 18, 34, 45 – роликовый подшипник; 8 – синхронизатор четвертой и пятой передач; 9 – шток рычага механизма переключения передач; 10 – сухарь опоры штока; 11 – втулка опоры штока рычага; 12 – шток вилки переключении второй и третьей передач; 13 – вилка переключения четвертой и пятой передач; 14 – рычаг механизма переключения передач; 15 – головка штока; 16 – шестерня четвертой передачи вторичного вала; 17 – шестерня третьей передачи вторичного вала; 19 – вилка переключения второй и третьей передач; 20 – синхронизатор второй и третьей передач; 21 – шестерня второй передачи вторичного вала; 22 – шестерня передачи заднего хода вторичного вала; 23 – блок шестерен заднего хода; 24 – вилка переключения первой передачи и передачи заднего хода; 25 – муфта включения первой передачи и передачи заднего хода; 26 – втулка шестерни первой передачи; 27 – ось блока шестерен заднего хода; 28 – верхняя крышка; 29 – шестерня первой передачи вторичного вала; 30, 35, 47, 48 – крышка подшипника; 31, 46 – шариковые подшипники;
32 – фланец карданного вала; 33 – стакан заднего подшипника промежуточного вала; 36 – шестерня первой передачи промежуточного вала; 37 – шестерня передачи заднего хода промежуточного вала; 38 – шестерня второй передачи промежуточного вала; 39 – шестерня третьей передачи промежуточного вала; 40 – шестерня четвертой передачи промежуточного вала; 41 – промежуточный вал; 42 – картер коробки передач; 43 – вторичный вал; 44 – шестерня привода промежуточного вала; 49 – картер сцепления; 50 – шток вилки переключения четвертой и пятой передач; 51 – шток вилки переключения первой передачи и передачи заднего хода; 52 – предохранитель; 53 – стержень предохранителя; 54 – фиксатор; 55 – замковое устройство
Рисунок 9.6 - Коробка передач автомобилей КамАЗ
Для принудительной смазки переднего подшипника 46 первичного вала 4 коробки передач и подшипников шестерен вторичного вала 43 коробки передач на первичном валу 4 установлено и застопорено от проворачивания шариком специальное маслонагнетающее кольцо 3, имеющее наружную многозаходную винтовую нарезку, предназначенную для подачи масла в нагнетательную полость. Масло к кольцу 3 поступает самотеком по каналам, выполненным в картере 42 и крышке 48 заднего подшипника из масляного кармана, в который оно попадает в результате разбрызгивания зубчатыми колесами промежуточного вала. Для прохода смазки в валу 4 просверлены наклонное и продольное отверстия. В продольное отверстие вставлена маслоперепускная втулка, обеспечивающая подачу смазки в продольный канал вторичного вала 43. Для циркуляции смазки через передний подшипник 7 вторичного вала 43 в теле шестерни выполнены радиальные сверления.
Промежуточный вал 41 установлен на двух опорах. Шестерни первой передачи 36, заднего хода 37 и второй передачи 38 выполнены заодно с валом 41, шестерни третьей передачи 39, четвертой передачи 40 и привода промежуточного вала 44 напрессованы на вал 41 и дополнительно зафиксированы сегментными шпонками. Вторичный вал 43 установлен на двух опорах. Передняя и средняя шлицованные части вторичного вала 41, состоящие из трех нарезанных на валу зубчатых венцов, предназначены для установки кареток синхронизаторов и для включения передач. Шестерни установлены на валу на роликовых подшипниках. Для включения первой передачи и передачи заднего хода на вторичном валу установлена муфта, а второй и третьей передач, четвертой и пятой – синхронизаторы. Синхронизаторы коробки передач КамАЗ инерционные, двухсторонние, конусные, пальцевые (с блокирующими пальцами), неразборные. Синхронизатор второй и третьей передач (рисунок 9.7,а) состоит из каретки 3, двух фрикционных колец 5 и 7, восьми блокирующих пальцев 6 и четырех пальцев 1 фиксаторов. На каретке 3 проточена канавка, в которую входят сухари вилки включения второй и третьей передач. Каретка 3 имеет внутреннее шлицованное отверстие, состоящее из трех зубчатых венцов, которыми она соединяется со шлицованной частью вторичного вала. Крайние зубчатые венцы утончены по сравнению со средним и в комплексе с зубчатыми венцами вторичного вала при включении передач образуют «замок», предотвращающий самовыключение передач. В каретке по окружности параллельно оси просверлены восемь отверстий под блокирующие пальцы 6 и четыре отверстия под пальцы фиксаторов 1. Отверстия под блокирующие пальцы имеют с обеих сторон фаски с углом, равным углу фасок блокирующих пальцев. В нейтральном положении блокирующие пальцы 6 находятся в отверстиях кареток с зазором. На наружные концы блокирующих пальцев до упора в их торцы напрессованы фрикционные кольца 5 и 7.
а б а) второй и третьей передач; б) четвертой и пятой передач: 1 – палец фиксатора; 2 – шарик; 3 – каретка синхронизатора; 4–пружина фиксатора; 5, 7–фрикционное кольцо; 6–блокирующий палец; 8 – сухарь фиксатора
Рисунок 9.7 – Синхронизаторы
Фрикционные кольца 5, 7 стальные, имеют наружную коническую поверхность с углом конуса 6°±4', на которой профрезерованы прямоугольные канавки для удаления продуктов износа и нарезаны по окружности винтовые канавки для выдавливания с конических поверхностей трения масла при прижатии кольца к конусу включаемого зубчатого колеса. Пальцы фиксаторов 1 установлены в отверстиях каретки между фрикционными кольцами 5 и 7. В средней части пальцы имеют канавку, в которую входит шарик 2, поджатый пружиной 4. В нейтральном положении под действием пружины 6 шарик прижимается к пальцу 1, входит в его канавку и предотвращает самопроизвольное перемещение каретки 3. Работа синхронизатора заключается в следующем. При включении, например, третьей передачи каретка синхронизатора 3 под действием вилки переключения передач стремится сдвинуться влево. При начальном перемещении каретки 3 она вместе с пальцами фиксаторов 1 и фрикционными кольцами 5 перемещается до касания конусной поверхности кольца 5 с конусом шестерни третьей передачи. При соприкосновении конуса фрикционного кольца 5 с конусом шестерни третьей передачи под действием сил трения шестерня увлекает за собой фрикционное кольцо 5 с блокирующими пальцами, поворачивая их относительно каретки 3.
Фаски отверстий каретки 3 упираются в фаски блокирующих пальцев 6, и дальнейшее перемещение каретки 3 до полного выравнивания окружных скоростей прекращается. Угол наклона фасок подобран таким образом, что, пока действует момент трения, дальнейшее продвижение каретки по шлицам вторичного вала невозможно. Когда исчезнут сила инерции и момент трения, блокирующие пальцы 6займут безразличное положение относительно отверстий в каретке 3, и каретка 3 получит возможность под действием вилки переключения передач продвинуться в осевом направлении. При этом шарики 2 фиксаторов утапливаются и каретка 3 по большим диаметрам блокирующих пальцев 6 передвигается в сторону третьей передачи. Зубчатый венец каретки бесшумно входит в зацепление с зубчатым венцом шестерни третьей передачи. Включение второй передачи происходит аналогично с той лишь разницей, что в этом случае окружная скорость каретки 3 будет больше окружной скорости шестерни второй передачи, и при соприкосновении конусов фрикционное кольцо 7 с блокирующими пальцами 6 будет тормозиться, при этом каретка 3 провернется относительно блокирующих пальцев 6. СХР 4-5 передач аналогичен по конструкции и действию с СХР 2-3 передач. Блок шестерен заднего хода 23 (рисунок 9.6) установлен на оси 27 на двух роликовых подшипниках. Ось 27 зафиксирована в расточке картера стопорной планкой. Блок шестерен 23 имеет два прямозубых зубчатых венца. Венец большего диаметра находится в постоянном зацеплении с шестерней 37 промежуточного вала 41, а венец меньшего диаметра находится в постоянном зацеплении с шестерней 22 заднего хода вторичного вала 43. Механизм переключения передач собран в верхней крышке картера коробки передач и состоит из трех штоков включения передач 12, 50, 51, трех вилок переключения передач 13, 19, 24, замкового механизма 55, трех фиксаторов 54 положения штоков, предохранителя 52 включения первой передачи и заднего хода, рычага 14 и штока 9. Дистанционный привод управления механизмом переключения передач состоит из качающегося рычага коробки переключения передач, опоры рычага переключения передач, передней и промежуточной тяг с регулировочным фланцем.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 30; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.64.132 (0.007 с.) |