Борьба придворных группировок за власть. Царевна Софья (1682;1689) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Борьба придворных группировок за власть. Царевна Софья (1682;1689)



 

После смерти царя Алексея Михайловича (1645–1676) его преемником на престоле стал старший сын от первой жены Марии Ильиничны Милославской царевич Федор Алексеевич (1676;1682), воспитателем которого был знаменитый либеральный просветитель Симеон Полоцкий (Самуил Гаврилович Полоцкий).

 

Первые месяцы своего царствования молодой государь тяжело болел, поэтому де-факто правителями государства были патриарх Иоаким и два влиятельных боярина — Артамон Сергеевич Матвеев и Иван Михайлович Милославский, которые постоянно враждовали между собой.

 

Но уже к середине 1676 г. государь взял власть в свои руки, отправил в ссылку главу правительства боярина А.С. Матвеева и призвал к власти новую группировку бояр — В.В. Голицына, И.М. Языкова и                              А.Т. Лихачева.

 

За годы его недолгого правления в стране произошло два важных события.

1) В 1678;1681 гг. была осуществлена так называемая «Дворцовая перепись», на основании которой была проведена новая податная (налоговая) реформа, в результате которой основной податной единицей (единицей налогообложения) вместо традиционной земельной сохи стал двор.

2) В 1682 г. по инициативе ряда вельмож, в частности, князя Василия Васильевича Голицына, Боярская дума и Освященный собор единогласно приняли «Соборный приговор» об уничтожении «богопротивного местничества» и сожжении всех разрядных книг, которые с «превеликой радостею сотвориша» сам патриарх Иоаким и члены Освященного собора в сенях передней палаты государева дворца.

 

 Одновременно с этим актом была создана палата родословных дел, или «Гербальня», в недрах которой под началом князей В.Д. Долгорукова,                 И.А. Голицына и А.И. Хованского стал разрабатываться проект новой сословной реформы, которая, по мнению ряда историков (А. Богданов), стала предтечей знаменитой петровской «Табели о рангах».

 

Результаты работы этой палаты не заставили себя долго ждать. В марте 1682 г. вместо сожженных разрядных книг были созданы родословные книги, или «разряды без мест», предназначенные

  «1) родословным людям;

 2) выезжим;

 3) московским знатным родам;

 4) дворянским;

 5) гостиным и дьячим;

 6) всяким низким чинам», которые отныне служили не в качестве главного инструмента для назначения на разные государственные должности, а для кодификации всех дворянских родов.

 

Таким образом, отмена местничества стала крупным шагом на пути консолидации всего класса феодалов и стиранием граней между его различными сословиями.

Незадолго до смерти царя Федора, когда в Москву вернулся опальный глава прежнего правительства боярин А.С. Матвеев, который с самого начала поддерживал клан бояр Нарышкиных, в окружении молодого царя сформировалась оппозиционная ему партия князей В.В. Голицына —                 И.А. Хованского — И.М. Милославского, которая сделала ставку на властную и умную царевну Софью (1657–1704).

 

В апреле 1682 г. царь Федор Алексеевич, никогда не отличавшийся крепким здоровьем, скончался, не оставив никаких распоряжений насчет наследника престола.

 

В связи с кончиной бездетного царя остро встал вопрос о выборе его преемника. Юридические права на престол были на стороне следующего по старшинству царевича Ивана, родившегося в августе 1666 г. Но поскольку он тоже не отличался крепким здоровьем, да и здравым умом тоже, то по подсказке Льва Кирилловича Нарышкина и патриарха Иоакима бояре решили передать престол его сводному брату, царевичу Петру, матерью которого была вторая жена Алексея Михайловича, вдовствующая царица Наталья Кирилловна Нарышкина.

Согласно традиционной точке зрения (В. Соловьев, В. Ключевский,                  Н. Павленко, В. Буганов, А. Богданов).

 

 предстоящее вступление на престол развитого и смышленого не по годам царевича Петра, родившегося в мае 1672 г., вызвало резкое недовольство клана бояр Милославских, которые при подобном развитии событий, безусловно, теряли все свое прежнее влияние при дворе и реальную власть.

 

 Этим обстоятельством и решила воспользоваться энергичная царевна Софья, которая нашла опору не только среди Милославских, но и видных представителей знатнейших княжеских родов — В.В. Голицына и                    А.И. Хованского, болезненно воспринявших возвышение худородного клана Нарышкиных, тем более что сразу после кончины царя произошло

 

 

совершенно беспрецедентное событие, когда юный Иван Кириллович Нарышкин не по годам был пожалован двумя высокими чинами — думного боярина и придворного оружничьего.

 

 Впрочем, ряд современных авторов (П. Седов, Л. Хьюз) полагают, что подобная трактовка тех событий является не вполне корректной, поскольку главную роль в стрелецком мятеже сыграли совершенно иные лица, не принадлежавшие к «партиям» Милославских и Нарышкиных.

 

Воспользовавшись накаленной обстановкой в среде московских стрельцов, которым за несколько месяцев не выплатили жалование, сторонники Милославских пустили слух, что Нарышкины уморили царевича Ивана, что и стало главным поводом для знаменитого стрелецкого бунта. 15 мая 1682 г. разъяренная толпа стрельцов во главе с князем Иваном Андреевичем Хованским ворвалась в Московский Кремль и учинила там кровавую расправу над сторонниками вдовствующей царицы и ее сына Петра.

 

В результате этой бойни, продолжавшейся три дня, погибли многие члены Боярской думы, в том числе глава правитель Ю.А. и                             М.Ю. Долгорукие, князь Г.Г. Ромодановский, бояре А.К. и                                        И.К. Нарышкины, боярин И.М. Языков и другие. 23 мая 1682 г. под прямым давлением стрельцов Боярская дума и Освященный собор приняли «соломоново решение»:

 1) соправителями государства боярин А.С. Матвеев, князья                    становятся сводные братья Иван Алексеевич (1682–1696) и Петр Алексеевич (1682–1725);

 2) до их совершеннолетия правительницей государства становится их старшая сестра Софья Алексеевна (1682;1689).

Реальная власть в эти дни оказалась отнюдь не в руках новоиспеченной регентши, а в руках амбициозного князя И.А. Хованского, который, став новым главой Стрелецкого приказа, решил начать собственную игру.

 

В течение трех месяцев царевна Софья и ее ближайшее окружение постоянно находились под угрозой нового стрелецкого бунта и «мятежа старообрядцев», с которыми стал активно заигрывать князь                               И.А. Хованский. После завершения теологического диспута патриарха Иоакима с одним из лидеров раскольников Никитой Пустосвятом регентша пошла на решительные действия и решила положить конец авантюрным планам главы Стрелецкого приказа.

В августе 1682 г. под благовидным предлогом князь И.А. Хованский был вызван к государям в Троицкую обитель, но по дороге был схвачен боярином М.Б. Лыковым, обвинен в государственной измене и тут же обезглавлен.

После этих драматических событий реальная власть оказалась в руках Софьи и ее ближайшего окружения, где особую роль стали играть две персоны — ее фаворит, новый глава Посольского приказа князь Василий Васильевич Голицын и новый глава Стрелецкого приказа думный дьяк Федор Леонтьевич Шакловитый.

 

В исторической науке до сих пор не прекращается спор о личности царевны Софьи и князя В.В. Голицына и их политической программе.

 

  Одни авторы (А. Кузьмин, А. Богданов), основываясь на «Записках о Московии» польского дипломата французского происхождения маркиза де ля Невилля, который был лично знаком и с самой Софьей, и с ее фаворитом, утверждают, что у них была целостная программа государственных реформ, которая предусматривала многие новации, в том числе отмену крепостного права.

 

Их оппоненты (Н. Павленко, Е. Анисимов) отрицают этот факт и считают, что делать подобного рода выводы на основании всего одного источника, и то явно сомнительного происхождения, составленного «не выходя из кабинета» не самим де ля Невиллем, а плодовитым французским литератором Адрианом Байе, крайне опрометчиво.

Славяно-греко-латинская академия

Год основания 1687
Год закрытия 1814
Расположение Москва, ул. Никольская, 7—9

Славя́но-гре́ко-лати́нская акаде́мия (греч. Σλαβοελληνολατινική Ακαδημία, лат. Academia Slavo-Graeco-Latina) — первое в России высшее учебное заведение, учреждённое в 1687 году по инициативе поэта Симеона Полоцкого.

Славяно-греко-латинская академия дала начало всему высшему образованию в России. Целью создания Академии была подготовка образованных людей для нужд России. Академия давала образование не только детям аристократии, государственных и церковных чиновников, но и торговцев, и даже холопов[1]. Первоначально студентов Академии насчитывалось около 100, в начале XVIII века — 600, а в начале XIX века — более 1600.

Из стен Академии вышли выдающиеся деятели науки, государства, дипломатии, церкви, искусства и культуры, самый известный из которых — основатель Московского университета М. В.Ломоносов[2].

По уставу академии на неё возлагались, помимо собственно учительских, также цензурные и даже полицейские функции и, кроме того, юрисдикция трибунала по делам христианской веры. Была закрыта в 1814 году.

 

История

Привилегия на Академию (учредительный документ Академии)

Академия была создана по инициативе педагога и поэта, выпускника Киево-Могилянской академии Симеона Полоцкого (учителя царских детей) и его ученика Сильвестра (Медведева).[3] Первым документом Академии была «Академическая привилегия», переданная на учреждение царю Феодору Алексеевичу в 1682 году, в которой устанавливался статус Академии, равный статусам западноевропейских университетов.

Обучение в Славяно-греко-латинской академии

Академия исторически была сформирована как всесословное высшее образовательное учреждение.

Памятник Иоанникию и Софронию Лихудам

Первыми преподавателями начавшей создаваться Академии (в её основу были положены открытая ещё в 1682 году Типографская и созданная в 1685 году Богоявленская школы) стали двое известных греческих учёных-иеромонахов — братья Иоанникий и Софроний Лихуды, прибывшие в Москву 5 (15) марта 1685 года. Спустя несколько месяцев для Лихудов были построены 2 кельи в московском Богоявленском монастыре, в котором 1 (11) июля 1685 года начала работу Богоявленская школа, явившаяся 1-м этапом создания Славяно-греко-латинской академии. Составленная Лихудами учебная программа ориентировалась на европейские образцы, прежде всего на программу Падуанского университета. В учебном процессе Лихуды использовали как известные в то время печатные пособия по грамматике, риторике, философии, эпистолографии, поэтике, так и составленные ими для русских слушателей учебники. Сохранились списки учебников Лихудов фактически по всем читаемым ими предметам. Среди них греческая грамматика московской (краткой), костромской и новгородской (пространной) редакций, латинская грамматика, поэтика, 2 риторики, логика, физика, богословие, пособие «О методе эпистолярного искусства»[4]. С этого времени и до 1710 года академия называлась «Еллино-греческою»[5].

В 1685—1687 годах на специально прирезанном к монастырю участке (в границах современного владения 7) построено трёхэтажное здание Коллегиума — специального здания для Академии[6]. Алексей Малиновский указывал, что «чужеземец, вызванный из Греции для нотного писания иеродиакон Мелетий, дал ход делу общеполезному, отказав по смерти своей обоим братьям Лихудиям на построение каменного здания для академии две тысячи рублей»[7]. Уже в 1687 году братья Лихуды переместились со своими учениками в двухэтажные палаты[8], выстроенные на территории Заиконоспасского монастыря. Этот год и принято считать годом открытия Академии[9]. Среди первых студентов были русские, украинцы, белорусы, македонцы и грузины. Одним из семи первых учеников был Фёдор Поликарпов.

В 1701 году Петр I придал школе статус государственной академии.

После преобразований, проведённых Палладием Роговским в духе просветителя Стефана Яворского, в Академии стали изучать латинский язык, современные европейские языки, философию.

В первое время преподавание в академии носило схоластический характер. Преподавали грамматику, пиитику, риторику, логику и физику на латинском и греческом языках, но первостепенное значение уделялось изучению греческого языка и культуры. Прохождение курса тогда было рассчитано на 12 лет. Обучение было разделено на восемь классов или, как в то время говорили, на восемь «школ», которые включали в себя четыре низших класса: «фара», «инфирма», «грамматика», «синтаксима», два средних: «пиитика» и «риторика», два высших: «философия» и «богословие». Обучение велось круглый год[10].

В низших классах шло обучение славянскому и латинскому языкам, арифметике, истории, географии, катехизису. По истечении четырёх лет ученики свободно читали и писали по-латыни. В средних классах они продолжали учить латинский язык, чтобы через два года говорить на нём, и осваивали стихосложение, литературное сочинение, красноречие и богословие. Отдельный предмет в Академии составляла поэзия.

Многие учащиеся не доучивались до старших классов, а уходили с первого же года обучения в другие школы — математические, инженерные, медицинские, так как хорошо владели иностранными языками. Учеников из бедных слоёв населения отсылали за границу, чтобы «учитися языкам турецкому, арабскому и персидскому» и для «наук литературных», которые изучали во Франции. Академия стала известна в Европе, а не только в России. С 1721 года в ней стали обучаться иностранцы, которые были приравнены к русским учащимся.

В начале своего существования Академия находилась в совместном государственном и церковном управлении (как многие классические европейские университеты того времени) и готовила, главным образом, переводчиков, работников типографий (справщиков), священнослужителей, высших государственных руководителей и дипломатов, преподавателей и профессоров, причём не только для России, но и для других славянских стран[11]. С основанием Московского университета в 1755 года образование в Славяно-греко-латинской академии специализировалось: она превратилась в школу для юношества духовного сословия, воспитывающую для церковного служения. При этом она не слилась с университетом, не стала одним из его факультетов, как практиковалось в Западной Европе[12].

В 1775 году, когда Святейшему синоду был дан императорский указ: «так как Московская академия стоит в крайне неспособном для училищ месте, то к переведению оной сыскать другое место». Число учащихся росло, здания в Заиконоспасском монастыре обветшали, но лишь в 1797 году предложение о перемещении Академии одобрено Синодом. Новым местом предполагался Донской монастырь, где на возведение новых зданий требовалась огромная сумма, и поэтому проект был отклонён. Тогда Синод решил переместить Академию в Троице-Сергиеву лавру. Митрополит Платон был против, предлагая новым местом Воскресенский монастырь, где можно было бы достичь единоначалия, поставив ректора настоятелем монастыря[13].

Отечественная война 1812 года прервала учебный процесс. Заиконоспасский монастырь разорён и ограблен находившимися в Москве французами, оставшиеся монахи подверглись истязаниям и убийствам. Здания не пострадали от пожара, но оказались сильно повреждёнными от действий захватчиков. Учебная жизнь продолжена там 3 марта 1813 года после посильного ремонта[13]. В 1822 году корпус Коллегиума выстроен заново на старой основе для Заиконоспасского духовного училища.[6][14].

Славяно-греко-латинская академия была закрыта и полностью прекратила своё существование в 1814 году[15].

Некоторые преподаватели (4 человека) были впоследствии приняты во вновь созданную Московскую духовную академию в Сергиевом Посаде[15].

Некоторые лица, связанные с академией

Ректоры[16]

  • Иоанникий и Софроний Лихуды (1685—1694)
  • Наставники Феодор Поликарпов и Николай Семёнов-Головин (1694—1700)
  • Палладий (Роговский) (1700—1703)
  • Рафаил (Краснопольский) (1703—1704)
  • Сильвестр (Крайский) (1704—1705)
  • Антоний (Кармский) (1705—1706)
  • Феофилакт (Лопатинский) (1706—1722)
  • Гедеон (Вишневский) (1722—1728)
  • Герман (Копцевич) (1728 — май 1731)
  • Софроний (Мегалевич) (2 мая 1731 — 16 августа 1732)
  • Феофилакт (Журавский) (30 августа 1732 — 12 декабря 1733)
  • Стефан (Калиновский) (12 декабря 1733—1736)
  • Антоний (Кувечинский) (1736—1737)
  • Митрофан (Слотвенский) (1737—1739)
  • Платон (Левицкий) (1739—1741)
  • Кирилл (Флоринский) (1741—1742)
  • Порфирий (Крайский) (1742—1748)
  • Иоанн (Козлович) (1748—1753)
  • Варлаам (Лящевский) (1753—1754)
  • Иоасаф (Хотунцевич) (1754—1757)
  • Геннадий (Драницын) (1757—1758)
  • Гедеон (Слонимский) (1758—1761)
  • Гавриил (Петров) (1761—1763)
  • Геннадий (Броницкий) (1764—1768)
  • Антоний (Герасимов-Зыбелин) (1768—1770)
  • Феофилакт (Горский) (1770—1774)
  • Амвросий (Подобедов) (1774—1778)
  • Дамаскин (Семёнов-Руднев) (1778—1782)
  • Павел (Пономарёв) (1782—1783)
  • Аполлос (Байбаков) (1783—1786)
  • Афанасий (Иванов) (1786—1788)
  • Мелхиседек (Заболотский) (1788—1791)
  • Мефодий (Смирнов) (1791—1794)
  • Амвросий (Яковлев-Орлин) (1794—1795)
  • Евлампий (Введенский) (1795—1799)
  • Серафим (Глаголевский) (1799)
  • Владимир (Третьяков) (1799—1801)
  • Августин (Виноградский) (1801—1804)
  • Моисей (Платонов-Близнецов) (1804—1807)
  • Сергий (Крылов-Платонов) (1808—1809)

Наиболее известные студенты и выпускники: [17]

Михаил Ломоносов — самый известный выпускник Славяно-греко-латинской академии

  • Михаил Ломоносов — выпускник академии, учёный, основатель МГУ, ректор Академического университета;
  • Дмитрий Виноградов — основоположник русского фарфора, однокурсник Ломоносова;
  • Антиох Кантемир — дипломат, поэт;
  • Фёдор Волков — основатель русского театра;
  • Леонтий Магницкий — автор первого русского учебника математики;
  • Степан Крашенинников — путешественник, исследователь Севера и Востока России, ректор Академического университета;
  • Василий Баженов — архитектор;
  • Платонов, Никита (выпуск 1818[18]) — переводчик;
  • Пётр Постников — первый в истории России доктор философии и медицины;
  • Иннокентий Иркутский — святитель;
  • Евгений (Болховитинов) — митрополит Киевский и Галицкий (1822—1837), церковный и общественный деятель, историк, археограф, писатель, переводчик; член Российской академии (1806), почётный член Петербургской Академии наук (1826).

Наиболее известные преподаватели:

  • Братья Лихуды
  • Варлаам (Лящевский)
  • Алексей Кириллович Барсов

Библиотека Академии

В своё время библиотека Академии была самой большой и обширной в России, в её ведение была передана вся государственная библиотека в вечное пользование: «Государственную нашу вивлиофику в сохранение предаем блюстителю училищ со учительми, и оной нашей вивлиофики при том нашем училище вечно быти утверждаем»[19].

Театр Академии

Театр Славяно-Греко-Латинской Академии был одним из первых в России и возник из т. н. «школьного театра». В нём в XVII веке поэт и драматург Симеон Полоцкий ставил произведения «О блудном сыне», «О Навуходоносоре». Первый спектакль состоялся в ноябре 1701 г. «Действием благородных великороссийских младенцев» была поставлена «Ужасная измена сластолюбивого жития с прискорбным и нищетным» — драма по евангельской притче о богатом и Лазаре. Участие в спектакле приняли приезжие студенты с Украины и москвичи — князья Лобановы, Хованский, Лопухин, Бутурлин и другие. Драма по всей видимости была или привезена из Киева или составлена одним из профессоров-украинцев[20].

С 1701 году театральные представления в Славяно-Греко-Латинской Академии становятся традиционным обычаем светского общества того времени.

В 1705 году в театре академии Феофан Прокопович поставил свою трагикомедию «Владимир»[21].

Одной из самых ярких постановок театра Академии явилось «триумфальное действо» на взятие шведской крепости Нотебурга Петром I, поставленное в 1703 году. Действо изображало войну России против Швеции как борьбу «российского Марса» против злых сил, олицетворенных в образах «льва шведского» и «луны таврикийской». Лев и змея — символы злобы и лукавства. Действо завершалось триумфальным въездом «российского Марса»[22].

Здания в Москве

Строения Славяно-греко-латинской академии расположены на территории Заиконоспасского монастыря, вдоль Китайгородской стены. На фото — за вестибюлем метро и Круглой башней

Здания СГЛА в Москве (современный адрес — Никольская ул., дом 7-9, строение 1-2-5, ЦАО, Никольская ул., дом 7-9, строение 3) — памятник архитектуры федерального значения[23]. Сторонние пользователи, занимающие помещения памятника федерального значения — Славяно-Греко-Латинской Академии в центре Москвы, выводятся с этой территории. По словам председателя Москомнаследия Валерия Шевчука, сказанным в 2009 году, Москомнаследие выступает за то, чтобы здания Славяно-греко-латинской академии были переданы «под ту монастырскую функцию, которая существовала раньше»[24].

В ходе реконструкции подземного перехода между Никольской улицей и площадью Революции с привлечением инвестора ООО «Старград» училищный корпус Заиконоспасского монастыря пришел в аварийное состояние[25], возникла угроза его обрушения. Работы «Старграда» были официально сочтены самовольными: под западной частью монастырского двора вырыто трехэтажное подземелье площадью 7500 м²[26]. Строительство было остановлено[6]. Власти Москвы планировали восстановить здания[27]. До настоящего времени здание Училищного корпуса Заиконоспасского монастыря пустует. Его собственником является Росимущество, корпус передан РГГУ, занимающему на территории монастыря соседнее строение. В марте 2016 года утверждено охранное обязательство[6][28]

Примечания

1.

 Славяно-Греко-Латинская Академия. Архивная копия от 4 сентября 2014 на Wayback Machine Мир. Человек. Слово. XVII век.

  Ломоносов Михаил Васильевич. Культурное наследие архангельского Севера.

  Славяно-греко-латинская академия // Энциклопедия Кругосвет

  Рамазанова Д. Н. ЛИХУДЫ // Православная энциклопедия. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2016. — Т. XLI: «Ливаний — Львовский в честь Преображения Господня женский монастырь». — С. 311-314. — 752 с. — 30 000 экз. — ISBN 978-5-89572-021-9.

  Иоанникий и Софроний Лихуды — просветители Руси. Путеводитель по Греции.

  Коллегиум Славяно-греко-латинской академии (Училищный корпус Заиконоспасского монастыря) Никольская ул., д. 7–9, стр. 1-2-5. Красная книга Архнадзора: электронный каталог объектов недвижимого культурного наследия Москвы, находящихся под угрозой.

  Малиновский А. Ф. Историческое обозрение Москвы. — М.: Вече, 2007. — С. 225.

  Палаты, XVII в.. Портал открытых данных Правительства Москвы. Объекты культурного наследия.

  Кисилева М. А. Интеллектуальный выбор России второй половины XVII — начала XVIII века: от древнерусской книжности к европейской учёности.

  Громов М. Н. Славяно-греко-латинская академия./История философии. Запад-Россия-Восток. Кн. первая. Философия древности и средневековья. — М.: Греко-латинский кабинет, 1995. — С. 474—476.

  Аринин Е. И.publisher = Дни Славянской письменности и культуры. Рождественские чтения во Владимире. Мировоззренческое содержание религиоведческого образования учащейся молодёжи и детей.

  Налётова Н. Ю. Православное просвещение в России в период трансформации (XVII в.) // Вестник ПСТГУ. IV: Педагогика. Психология. 2011. — Вып. 1 (20). — С. 53—58.

  История МДА Архивная копия от 5 мая 2011 на Wayback Machine. Московская духовная академия.

  Школа, 1822 г., арх. Яковлев. Портал открытых данных Правительства Москвы. Объекты культурного наследия.

  СЛАВЯНО-ГРЕКО-ЛАТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ // Большая российская энциклопедия. Том 30. — Москва, 2015. — C. 392

  священник Александр Салтыков Краткий очерк истории Московской Духовной Академии // Московская духовная академия 300 лет (1685—1985). Богословские труды. Юбилейный сборник. 1986. — С. 100—101

  Славяно-Греко-Латинская академия. // Энциклопедия Кругосвет. Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия

  Платонов, Никита // Русский биографический словарь: в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.

  Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV—XVII вв. М.: Педагогика. 1985. С. 236—240

  Ерёмин И. П. Театр и драматургия начала XVIII века // История русской литературы: В 10 т. / АН СССР. — Т. III: Литература XVIII века. Ч. 1. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1941. — С. 97—116.

  Герд З. Е. Культура России. Театр.

  Смолина К. А. Сто великих театров мира.. — М.: Вече, 2001. — 479 с.

  Славяно-Греко-Латинская Академия, XVII-XVIII вв.. Портал открытых данных Правительства Москвы. Объекты культурного наследия.

  Славяно-греко-латинскую академию в Москве освободят от ресторанов, РИА Новости (31.07.2009).

  В здании Славяно-греко-латинской академии провели «вандальную» реставрацию // Татьянин День, 10.07.2015

  Ева Меркачева. Бизнесмен вырыл трехэтажный подкоп под Кремль. МК.RU (04.08.2017).

  Власти восстановят здание Славяно-греко-латинской академии // Росбалт, 31.07.2009

1.  Приказ Департамента культурного наследия города Москвы от 30 марта 2016 г. №198 "Об утверждении охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия федерального значения "Славяно-Греко-Латинская Академия, XVII-XVIII вв.: Палаты, XVII в. Школа, 1822 г., арх. Яковлев" по адресу: г. Москва, ул. Никольская, д. 7-9, стр. 1-2-5". Департамент культурного наследия города Москвы.

Литература

  • Смирнов С. К. История Московской славяно-греко-латинской академии. — М.: типография В. Готье, 1855. — 430 с.
  • Ковалев А. Историческое описание Ставрипигиального второклассного Заиконоспасского монастыря в Москве на Никольской улице / сост. Алексей Ковалев. — М., 1887. — 136 с.
  • Сменцовский М. Н. Братья Лихуды. Опыт исследования из истории церковного просвещения и церковной жизни конца XVII и начала XVIII веков. — СПб.: Типо-литография М. П. Фроловой, 1899
  • Белокуров С. А. Об отправлении учеников Славяно-греко-латинской академии, в том числе Ломоносова, из Москвы в Санкт-Петербург в 1735 году // «Ломоносовский сборник». — СПб., 1911.
  • Воскресенский Г. А. Ломоносов и Московская славяно-греко-латинская академия. — М.: Тип. М. Г. Волчанинова, 1891.
  • Забелин И. Е. Материалы для истории, археологии и статистики московских церквей. М., 1891.
  • Богданов А. П. Борьба за организацию славяно-греко-латинской академии // Советская педагогика. — 1989. — № 4. — С. 128—134
  • Рождественский С. В. Очерки по истории систем народного просвещения в России в XVIII—XIX веках // СПб., типография М. А. Александрова, 1912. — Т. 1. — С. 70—74.
  • Славяно-греко-латинская академия // Сафлор — Соан. — М.: Советская энциклопедия, 1976. — (Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров; 1969—1978, т. 23).
  • Флоровский А. Г. Латинские школы в России в эпоху Петра I // Восемнадцатый век. — М.-Л., 1962. — Вып. 5. — 335 с.
  • Клименко А. А. Заиконоспасский монастырь. Славяно-греко-латинская академия. Новые материалы // Охрана и реставрация памятников архитектуры. Опыт работы мастерской № 13. — М., 1981. — С. 44-53.
  • Панибратцев А. В. Философия в Московской славяно-греко-латинской академии (первая четверть XVIII века). — М.: Ин-т философии РАН, 1997. — 152 с.
  • Лихудовские чтения: материалы научной конференции «Первые Лихудовкие чтения» (Великий Новгород, 11-14 мая 1998 года) / отв. ред. В. Л. Янин, Б. Л. Фонкич. — Великий Новгород: овГУ им. Ярослава Мудрого, 2001. — 248 с.
  • Рамазанова Д. Н. Богоявленская школа Лихудов — первый этап Славяно-греко-латинской Академии // Очерки феодальной России. Вып. 7. — М., 2002. — С. 211—237.
  • Вознесенская И. А. Московская Славяно-греко-латинская академия в первой трети XVIII века. // Россия и Христианский Восток = La russie et l’orient chretien — Вып. 2-3. — М., 2004. — С. 518—523.
  • Рамазанова Д. Н. Формирование учебной программы Славяно-греко-латинской академии // Образ науки в университетском образовании: материалы XVII научной конференции (Москва, 27-29 января 2005 г.). — М., 2005. — С. 226—230.
  • Фонкич Б. Л. Греко-славянские школы в Москве в XVII веке. — М.: Языки славянских культур, 2009. — 296 с. — (Россия и Христианский Восток. Библиотека; Вып. 7.) — ISBN 978-5-9551-0298-6
  • Родион (Ларионов), иеродиакон. Московская Академия на перепутье: от Лихудовской школы к «заведению латинских учений» (1694—1701) // Религиозное образование в России и Европе в XVII веке. — СПб., 2011. — С. 142—158.
  • Вандулакис И. «Материалы для изучения курсов Лихудов по грамматике и логике в Славяно-греко-латинской Академии» // Россия и Христианский Восток. Вып. IV—V. — М., 2014. — С. 350—356.
  • Стефаненко О. С. Роль Славяно-греко-латинской академии в истории российского образования. — М.: Перо, 2017. — 98 c.

 

 

Весь период регентства Софьи шла подспудная борьба за власть с ближайшим окружением Петра.

 

Особенно обострилась она с января 1689 г., когда по настоянию своей матери Натальи Кирилловны Нарышкиной юный царевич Петр обвенчался на боярышне Евдокии Федоровне Лопухиной, в связи с чем приобрел статус совершеннолетнего и более не нуждался в опеке со стороны царевны Софьи.

 

Поэтому по подсказке окольничего Ф.Л. Шакловитого в ход была запущена новая интрига против клана Нарышкиных, которая как две капли воды была схожа с интригой семилетней давности.

 

В начале августа 1689 г. по приказу царевны Софьи четыре стрелецких полка, расквартированные в Москве, были введены на территорию Кремля. Царь Петр, узнав об этом «происшествии», жутко испугавшись нового стрелецкого бунта, бежал в одних портах из своей подмосковной резиденции села Преображенского в Троице-Сергиев монастырь.

 

 В течение трех недель шло активное противостояние сторон, пока на сторону Петра не перешли сам патриарх Иоаким, большинство членов Боярской думы и ряд стрелецких полков, в том числе полки Василия Борисовича Бухвостова и Лаврентия Панкратьевича Сухарева.

В сентябре 1689 г. мятежная царевна Софья была лишена царского титула и под именем инокини Сусанны заточена в Новодевичий женский монастырь, где содержалась «под строгим караулом» до самой своей смерти в 1704 г.

 

 Окольничий Ф.Л. Шакловитый, который был инициатором произошедших событий, был обвинен в попытке государственного переворота и обезглавлен, а главу правительства князя В.В. Голицына со всем его семейством сослали в далекий Каргополь, где он и скончался в 1714 г.

 

В оценке стрелецких бунтов существуют две основных точки зрения. Целый ряд советских историков, например, профессор В.И. Буганов, автор известной монографии «Московские восстания конца XVII в.» (1969), считали их крупными антифеодальными движениями.

 

 Их оппоненты, в частности профессор Н.И. Павленко, автор знаменитой статьи «Об оценке стрелецкого восстания 1682 г.» (1971), категорически отрицали данную оценку и вполне резонно утверждали, что московские стрельцы стали разменной монетой в борьбе боярских группировок за власть, поэтому любая попытка представить стрелецкие бунты как социальные движения просто не выдерживает критики.

События августа — сентября 1689 г. знаменовали собой начало единодержавного правления Петра I (1689;1725), хотя формально еще несколько лет его равноправным соправителем оставался старший брат Иван V (1689–1696). Придя к власти, юный Петр отнюдь не погрузился в рутинные государственные дела. На первых порах все рычаги государственного управления были сосредоточены в руках нового правительства, куда вошли ближайшие родственники и сподвижники его матери и убиенного боярина А.С. Матвеева — бояре Л.К. Нарышкин, Б.А. Голицын, П.А. Лопухин, Т.Н. Стрешнев и другие.

 

Сам же юный монарх практически все свое время проводил либо в Немецкой слободе (Кокуй) у своей зазнобы Анны Монc, либо в потехах со своими сверстниками и друзьями в царских селах Измайлово, Преображенское и других пригородах столицы. Постепенно из этой разношерстной и разновозрастной компании молодого царя сформируется знаменитая плеяда крупных государственных деятелей и ближайших сподвижников Петра: Александр Данилович Меншиков, Федор Матвеевич Апраксин, Франц Яковлевич Лефорт, Федор Юрьевич Ромодановский, Никита Иванович Репнин, Иван Иванович Бутурлин, Борис Иванович Куракин и многие другие.

 

Начало активной государственной деятельности Петра I большинство историков (Н. Павленко, Л. Милов, Е. Анисимов) обычно связывает со знаменитыми Азовскими походами 1695–1696 гг., в которых юный царь принял самое активное и деятельное участие.

По возвращении в Москву, в феврале 1697 г. Петр узнал о существовании нового заговора, к которому были причастны думный дворянин, бывший стрелецкий полковник Антон Циклер, бывший глава Конюшенного приказа окольничий Алексей Соковнин, боярин Матвей Пушкин и ряд других влиятельных членов прежнего правительства.

 

 Царь лично принял участие в расследовании это громкого дела, и после выяснения всех обстоятельств и круга лиц, причастных к этому заговору, все заговорщики были обезглавлены, а их головы, посаженные на кол, выставили на всеобщее обозрение в центре Москвы.

В марте 1698 г., когда Петр в составе Великого посольства уже почти целый год колесил по странам Западной Европы, в России взбунтовались четыре стрелецких полка, которые отказались отъезжать из Азова на новое место службы в Великие Луки и Торопец. Князю-кесарю Ф.Ю. Ромодановскому, исполнявшему в отсутствие Петра обязанности главы государства, первоначально удалось «миром» договориться с делегацией бунтовщиков.

 Однако в середине июля 1698 г. те же стрелецкие полки вновь вышли из повиновения и в полном составе двинулись на Москву.

 

 Навстречу бунтовщикам спешно вышли четыре петровских «потешных» полка, которые под водительством генералиссимуса А.С. Шеина и генерала П.Л. Гордона быстро разгромили стрельцов под Воскресенским монастырем и подавили новый бунт.

 

 Затем под началом Ф.Ю. Ромодановского и А.С. Шеина был учинен скорый сыск, в результате которого были казнены 136 самых буйных стрельцов, а остальные биты кнутом и сосланы в Астрахань и другие отдаленные города и веси страны.

 

Возвратившись из Европы в сентябре 1698 г., Петр I, не удовлетворенный результатами розыска комиссии Ф.Ю. Ромодановского — А.С. Шеина, учинил новый сыск, в результате которого на Красной площади в Москве было казнено еще 799 стрельцов.

 

По мнению ряда авторов (С. Соловьев, В. Буганов), в этих казнях приняли активное участие и сам царь, и все его ближайшее окружение, в том числе А.Д. Меншиков, Б.А. Голицын, Ф.Ю. Ромодановский и другие.

 

Реформы Петра I

 

А)Предварительные замечания

 

Прежде чем говорить о реформах Петра I, следует сделать два существенных замечания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 525; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.138.230 (0.115 с.)