Нужно ли выделять нулевые суффиксы? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нужно ли выделять нулевые суффиксы?



Чтобы решить для себя этот вопрос, нужно сначала такой суффикс в слове обнаружить. О том, что нулевыми (материально не выраженными) могут быть окончания, знают все. Примеры: дом□, семей□, лисий□, развлечений□, стой□. Выделять нулевое окончание пустым квадратом является обязательным, его невыделение – серьёзная ошибка. Иначе обстоит дело с нулевыми суффиксами, так как многие вообще не знают об их существовании.

Нулевыми могут быть два формообразующих суффикса: 1) суффикс прошедшего времени -л- в мужском роде у некоторых глаголов, например, умер- Æ, нес- Æ; сравните: умер- л -а, несли; 2) суффикс повелительного наклонения -и-, например, брось- Æ; сравните: нес- и. После нулевого формообразующего суффикса обязательно стоит нулевое окончание.

Нулевой суффикс прошедшего времени глагола и нулевое окончание после него возникли в результате утраты слабых редуцированных и отпадания -л- после согласных в конце слова (сравните древнерусское высох-л-ъ).

Кроме того, нулевой суффикс появляется в результате нулевой суффиксации, в этом случае он является словообразующим, и после него может быть не только нулевое, но и материально выраженное окончание. Например, переход- Æ переходить, синь-Æ синий, заик-Æ-а- заикаться, пят-Æ-ый пять, физик-Æ физика и под. Как считает Т.Ю. Гаврилкина, словообразовательные типы с нулевыми суффиксами в современном языке обладают высоким деривационным потенциалом [3].

В практике преподавания русского языка нулевые суффиксы не принято выделять, для них нет специального значка. Вводить его или нет (один из вариантов приведён выше) – вопрос сложный, большинство педагогов скажут, что не стоит. Тем не менее, понятие о нулевом суффиксе надо ввести, показав его существование сопоставлением ряда словоформ. По мнению Н.А. Исаевой, понятие нулевого суффикса ввести в понятийный аппарат учащихся необходимо: «Хотя оно не является обязательным в школьном преподавании, по характеру своего значения и по соотношению с другими словами вполне вписывается в группу «нулей», изучаемых в школе, – нулевого окончания и нулевой связки» [1, с. 126].

Как не назвать варианты суффикса разными суффиксами?

Морфемы реализуются в речи в морфах, или алломорфах. Часть суффиксов не имеют морфов: -тель, -ость, -нича-. Например: учи- тель, зл- ость, сопер- нича -ть. С ними нет сложностей.

Но чаще всего в зависимости от позиции в слове один и тот же суффикс может иметь несколько вариантов с различным звучанием и написанием:

- к - и - ок -: памят- к -а – памят- ок,

- ец - и - ц -: сыр- ец – сыр- ц,

- н - и - ен - в краткой форме прилагательных: памят- ен – памят- н,

- ова - и - у j - в формах глагола: пир- ова -л, пир- у j ,

- j (а) и - ий: прыгунь- j -я – прыгун- ий.

Если суффиксы изменяются при образовании форм слов, то это варианты одного и того же суффикса, а не разные суффиксы. Их изменения связаны с фонетическими процессами, произошедшими в языке, с множеством существующих в языке чередований. Сопоставление словоформ и знание возможных чередований поможет нам понять, что варианты – это различные формы одного и того же суффикса: любим- ец – любим- ч -ик, сын- ок – сын- оч -ек, собачь- j -я, собач- ий.

Суффиксом или окончанием является - ть (- ти) в неопределённой форме глагола?

Несомненно, финаль - ть (- ти) – это формообразующий суффикс, так как он образует форму инфинитива: чита- ть, вез- ти. Инфинитив (неопределённая форма глагола) – это неизменяемая форма, поэтому окончания у неё просто не может быть, ведь окончание – это изменяемая часть слова.Отсечением - ть (- ти) мы получаем основу инфинитива, от которой образуются многие глагольные формы: строи- ть – строи- л, строи- вш-ий.

В школьном учебнике по традиции - ть (- ти) выделяется как окончания. В новых пособиях есть двоякий вариант, когда - ть (- ти) выделяется и как окончание, и как суффикс. По-видимому, самым разумным решением для педагога будет учить выделять данную морфему так, как рекомендовано в учебнике, объяснив при этом её природу. Учащиеся должны знать, что это формообразующий суффикс.

А вот - чь в конце инфинитива вообще не является отдельной морфемой, входит в корень. Сравните: пек -у, печ -ёшь, печь.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.004 с.)