Положения, выносимые на защиту 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Положения, выносимые на защиту



Введение

  Актуальность темы исследования. За новейшие годы система дошкольного образования претерпела значительные изменения, характеризующиеся гуманизацией педагогического процесса.                       Активизация гуманистических тенденций в воспитании детей является особенностью нашего времени [6,30, 36].Ученые и специалисты все более склоняются к выводу, что система физического воспитания дошкольников должна нести в себе целостное, гуманистическое воздействие на личность, обеспечивать реализацию права каждого ребенка на постоянное и наиболее полное физическое развитие[1, 4, 20]. Модифицировалась действительность, которая окружает детей. На смену подвижным играм пришли игры компьютерные. Первоочередным для родителей становится интеллектуальное и эстетическое развитие ребенка. Содержание отечественного дошкольного образования,отвечая на запросы общества, сориентировано преимущественно, на интеллектуальное развитие детей, и зачастую оставляет за рамками интересов воспитателей физическое и социально-личностное воспитание детей[192, 193]. Интенсификация учебно-воспитательного процесса в ДОУ и его организация, основанная на доминировании статических нагрузок, содействует искусственному урезанию объема произвольной двигательной активности[36].                                                                                                                                                                                                  Это удостоверяется тенденцией ухудшения состояния здоровья, снижением уровня двигательной подготовленности детей дошкольного возраста [81, 125, 142, 180и д.р.].            

 Специалисты- практики указывают на то, что система физического воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях функционирует недостаточно эффективно, и отмечают необходимость ее совершенствования как в плане традиционно используемых, так и внедрения новых средств, форм и методов занятий физическими упражнениями[24, 162и д.р.].                         

На современном этапе развития общества мало внимания в теории и методике физического воспитания уделяется содержанию развивающего обучения, не в полной мере в физическом воспитании дошкольников реализована возможность содействовать естественному физическому развитию, опережая его ход[53].                                                                                       Совершенствование процесса физического воспитания неразрывно связано с разработкой современных педагогических технологий, необходимостью использования в практике ДОУ концепции развивающего обучения, которая в полной мере соответствует принципам гуманистической педагогики и психологии и создает принципиально новые возможности для повышения эффективности учебной деятельности в сфере физического воспитания дошкольников.

В данном контексте особый интерес представляет использование игрового метода и упражнений из арсенала спортивных игр в системе физического воспитания детей старших и подготовительных групп в дошкольных образовательных учреждениях. Физкультурные занятия, построенные на использовании элементов спортивных игр и упражнений, в значительной степени способствуют повышению уровня физической подготовленности, физическому и психическому развитию, вызывают повышенный интерес к занятиям двигательной деятельностью у дошкольников [2, 8, 55, 96 и д.р.].Несмотря на это, они до настоящего времени не нашли должного применения в практике физического воспитания старших дошкольников. Одна из причин последнего заключается в недостаточной научной и методической разработанности данной проблемы в отношении детей 5-6 лет.

Степень разработанности темы исследования. По определению отечественных психологов JI.C. Выготского (1984) [54], А.В. Запорожца (2000) [90], А. Н. Леонтьева (1972) [119], Д. Б. Эльконина (1989) [234], игра есть ведущая деятельность в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения. Игра относится к косвенному методу воздействия, когда ребенок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, когда он полноценный объект деятельности. J1.C. Выготский (1984)[54] отмечал, что игра создает «зону ближайшего развития», в ней ребенок становиться «как бы на голову выше самого себя». Д.Б. Эльконин (1989)[234] рассматривая влияние игры на психическое развитие ребенка, выделял такие новообразования, как развитие мотивационно-потребностной сферы, преодоление познавательного эгоцентризма, развитие умственных действий и произвольной регуляции поведения. Многие исследователи[7, 43, 57 и д.р.] - констатируют тот факт, что подвижная игра является средством гармонического развития ребенка, школой управления собственным поведением, формирования положительных взаимоотношений, благополучного эмоционального состояния.                           

    В литературе по теории и методике физического воспитания и развития ребенка [150, 180, 218, 219 и д.р.] подчеркивается, что подвижные игры с элементами спорта позволяют ребенку овладевать разнообразными, достаточно сложными видами действий, проявлять самостоятельность, активность, творчество. В методических пособиях названных авторов достаточно глубоко раскрыто содержание, педагогические условия обучения дошкольников элементам спортивных игр и упражнений.

Анализ источников научно-методической литературы и организации учебно-воспитательного процесса по физической культуре у младших дошкольников позволил выявить ряд противоречий между:

а) возрастающими требованиями к образовательным программам, предназначенным для детей дошкольного возраста, и недостаточной разработанностью педагогических условий, позволяющих компенсировать негативное влияние повышенных интеллектуальных нагрузок.

б) необходимостью реформирования физического воспитания в ДОУ на основе идей развивающего обучения, и отсутствием инновационных технологий, методических указаний по применению методов опережающего развития в процессе занятий физической культурой со старшими дошкольниками.

в) между объективной необходимостью своевременного формирования двигательных действий и повышения уровня физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста и недооценкой потенциальных возможностей использования элементов игры в гандбол.

Актуальность и педагогическая значимость этой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность обусловили выбор темы исследования: «Реализация опережающего подхода в физическом воспитании дошкольников на основе элементов гандбола».

Объект исследования - процесс обучения двигательным умениям и навыкам на уроках физической культуры с детьми старшего дошкольного возраста в ДОУ.

Предмет исследования — содержательные и организационно-методические особенности проведения физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста на основе применения элементов игры в гандбол в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Гипотеза исследования: использование на физкультурных занятиях в ДОУ элементов игры в гандбол будет педагогически целесообразной и эффективной и позволит повысить уровень двигательной подготовленности и положительно повлияет на динамику физического развития детей старшего дошкольного возраста, если:

- определены содержательные особенности эффективного применения элементов игры в гандбол в физическом воспитании старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения и разработана на этой основе инновационная учебная программа;

- сформирована мотивационная готовность детей к изучению двигательных действий с мячом;

- создана активная позиция детей в проявлении доброжелательности к сверстникам, на основе вовлечения их в двигательную деятельность с мячом, побуждаемую мотивами взаимной поддержки, помощи, внимания друг к другу;

Цель исследования состоит в разработке, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке эффективности применения методики физкультурных занятий на основе использования элементов игры в гандбол с детьми старшего дошкольного возраста в ДОУ.

Задачи исследования:

1) Изучить практический опыт и теоретические подходы к решению проблемы использования игровых видов спорта в физическом воспитании детей дошкольного возраста.

2) Разработать экспериментальную программу применения элементов игры в гандболна физкультурных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста в рамках деятельности ДОУ.

3) Экспериментально обосновать эффективность реализации этой программы на основе разработанных модели и педагогических условий в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста в рамках деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Научная новизна исследования:

1.Разработана экспериментальная программа «реализации опережающего подхода в физическом воспитании дошкольников на основе элементов гандбола».

2. Выявлены и практически обоснованы педагогические условия реализации данной программы.

3. экспериментально доказано, что применение элементов игры в гандбол на физкультурных занятиях в дошкольных образовательных учреждениях обеспечивает повышение уровня физической подготовленности и физического развития, способствует развитию мотивации у детей старшего дошкольного возраста к занятиям физической культуре, содействует воспитанию доброжелательных отношений у старших дошкольников на физкультурных занятиях.

Теоретическая значимость исследования заключается в дополнении теории и методики физического воспитания детей дошкольного возраста знаниями и представлениями о содержательных и организационно-методических особенностях применения элементов гандбола в физическом воспитании в условиях ДОУ.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования содержащихся в нем теоретических положений, выводов, научно-методических и дидактических материалов при планировании физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях; проведении занятий по физической культуре и организации самостоятельной двигательной деятельности в процессе физического воспитания.

Теоретико-методологическая основа исследования:

Решение проблемы осуществлялось на основе представления о ведущей роли деятельности в становлении личности (А.Н. Леонтьев, A.B. Запорожец, Д.Б. Эльконин [120, 91, 234]), теории развивающего обучения (Выготский Л. С., Давыдов В.В.,Эльконин Д.Б. [54, 77, 234])., теории и методики физического воспитания детей дошкольного возраста (А. В. Кенеман, Т. И. Осокина;Степаненкова Э. Я. и др. [103, 146, 180]), теории и методики гандбола (Гарбаляускас Ч.Л., Игнатьева, В. Я.,Клусов, Н. П.[67, 93, 106 и д.р.]).

Методы исследования:

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

1. Теоритический анализ и обобщение литературных источников и научно -методических материалов по исследуемой проблеме.

2. Индивидуальная беседа.

3. Педагогическое наблюдение.

4. Педагогическое тестирование.

5. Анкетирование.

6. Антропометрические измерения.

7. Педагогический эксперимент

8. Методы математической статистики.

Органы дыхания

Дыхание - это комплекс физиологических процессов, обеспечивающих потребление кислорода и выделение углекислого газа тканями живого организма. Размеры и строение дыхательных путей ребенка дошкольного возраста отличаются от таковых у взрослых. Так, они значительно уже, поэтому нарушения температурного режима и влажности воздуха в помещении приводят к заболеваниям органов дыхания. У детей старшего дошкольного возраста преобладает поверхностное дыхание. К седьмому году в основном оканчивается процесс развития тканей легких и дыхательных путей. Тем не менее, формирование легких в этом возрасте еще не закончено полностью: носовые ходы, трахеи и бронхи сравнительно узки, что затрудняет поступление воздуха в легкие, грудная клетка ребенка как бы приподнята, и ребра не могут опускаться на выдохе так низко, как у взрослого[5]. Поэтому дети не в состоянии делать глубокие вдохи и выдохи. Верхние дыхательные пути, у детей сравнительно узки, слизистая оболочка, богата лимфатическими и кровеносными сосудами, при неблагоприятных условиях набухает, вследствие чего дыхание резко нарушается, вследствие этого нарушения температурного режима и влажности воздуха в помещении приводят к заболеваниям органов дыхания[150].

Жизненная вместимость легких у дошкольника рассматриваемого возраста в среднем - 1100-1200 см3, но она зависит и от иных факторов. К семи годам у детей ярко выражен грудной тип дыхания. Число дыханий в минуту - в среднем двадцать пять. Максимальная вентиляция легких по достижении семи лет ориентировочно 42 дц3 воздуха в минуту[152, 198].

По окончании дошкольного возраста пропорции грудной клетки становятся сходными на пропорции взрослого человека, что позволяет увеличить действенность дыхательной деятельности. Ёмкость легких вырастает в три раза, частота дыхания сокращается, но минутный объем дыхания увеличивается почти в два раза. Строение дыхательных путей соответствует параметрам у детей школьного возраста. Рост дыхательных путей приводит к удлинению шеи и гортани, дыхательные пути становятся более длинными и широкими[150].

Нервная система

Нервная система – это совокупность специальных структур, объединяющая и координирующая деятельность всех органов и систем организма в постоянном взаимодействии с внешней средой[150].

К центральной нервной системе (ЦНС) относятся головной и спинной мозг, которые состоят из серого и белого вещества. Серое вещество спинного и головного мозга – это скопление нервных клеток вместе с ближайшими разветвлениями их отростков. Белое вещество – это нервные волокна, отростки нервных клеток, которые имеют миелиновую оболочку.

Структурно-функциональной единицей нервной системы является нервная клетка – нейрон. Формы и размеры нейронов разных отделов нервной системы могут варьировать, но для них характерно наличие тела и отростков – одного длинного (аксона) и множества древовидных коротких (дендритов). Аксон проводит импульсы от тела нейрона к периферическим органам или к другим нервным клеткам. Функция дендритов – проведение импульсов к телу нейронов от периферических рецепторов и других нейронов. Передача нервного импульса от одного нейрона к другому происходит в местах их контактов, в синапсах[152].

До 4 лет происходит почти равномерный рост мозга в длину, ширину и высоту, после четырех до семи лет начинает увеличиваться его высота. Некоторые доли мозга растут неритмично: лобная и теменная доли растут быстрее височной и в особенности затылочной. Ориентировочно к семи годам вес мозга соответствует 4/5 веса мозга у взрослых. Модифицируется химический состав головного мозга, и содержание в нем воды[180].

Совершенствование функций головного мозга  приводит к понижению уровня обмена веществ на один килограмм веса тела, появлению тормозящего влияния нервной системы на сердечную и дыхательную деятельность, увеличению периода бодрствования и уменьшению периода сна. Нейроны головного мозга уже принимают форму взрослого, а борозды и извилины к семи годам имеют вид как у взрослого [121]. Но при этом наиболее важные отделы головного мозга еще находятся в стадии формирования. Это, прежде всего, лобные отделы головного мозга, которые несут ответственность за регуляцию, программирование и контроль сложных форм психической деятельности. Вследствие чего их формирования у детей с пяти до шести лет, наблюдается быстрое развитие интеллекта – до восьмидесяти процентов, если уровень развития интеллекта принять за сто процентов [127]. Особенности высшей нервной деятельности - ВНД детей дошкольного возраста проявляются, прежде всего, в совершенствовании основных нервных процессов: возбуждения и особенно торможение. Тип ВНД дошкольника лишь в общих чертах напоминает тип ВНД взрослого, так как основные свойства нервной системы, определяющие тип ВНД у детей, имеют возрастные особенности. Так, для детей дошкольного возраста характерна слабость процессов возбуждения и торможения и их неуравновешенность в сторону преобладания возбуждения независимо от типа ВНД. В связи с этим у детей дошкольного возраста сильный тип нервной системы также будет характеризоваться слабостью нервных процессов, но степень ее выраженности будет меньше по сравнению со слабым типом. Иначе говоря, происходит своеобразное «наложение» возрастных особенностей ВНД с типологическими свойствами ВНД[154]. Нервные процессы характеризуются относительной неустойчивостью. Формирование ЦНС характеризуется ускоренным развитием ряда морфофизиологических признаков. В целом, сама нервная система детей еще слаба, поэтому надо учитывать их легкую возбудимость и очень осторожно относиться к ним: не давать длительных непосильных нагрузок, избегать чрезмерного утомления, так как процессы возбуждения в этом возрасте преобладают над процессами торможения. К шести годам завершается один из основных этапов в формировании двигательного анализатора, возрастает концентрация нервных процессов. У детей этого возраста сравнительно слабо развиты ассоциативные пути головного мозга, реализовывающие координационную деятельность различных отделов коры. К этому возрасту, в связи с интенсивным морфофункциональным созреванием коры головного мозга, такие свойства нервных процессов как сила, подвижность и уравновешенность. Процессы возбуждения и торможения легко меняются, возбуждение преобладает над торможением, вследствие чего, у детей шести лет неустойчивое внимание, продолжительность которого не превышает шестнадцати минут. Изменения, происходящие в двигательной области, проявляются в координированной работе мелких мышц руки. В старшем дошкольном возрасте идет переход руководства движений от низших отделений нервной системы к высшим. Такие виды внутреннего торможения как дифференцирование и угасание, что важно при обучении, вырабатывается вдвое быстрее, чем у детей младшего возраста. В высшей нервной системе изменяется характер внутреннего и внешнего торможения. Внешнее торможение перестаёт играть ведущую роль. К семи годам дошкольник приобретает способность осваивать действий и навыков, в частности двигательных[132, 180].

Двигательный навык - одна из форм двигательных действий ребенка. На основе знаний и опыта он приобретает умение выполнять то или иное двигательное действие, учится практическим способам и приемам его применения. В результате неоднократного повторения двигательное умение автоматизируется и превращается в двигательный навык[133]. 

Для образования двигательного навыка и закрепление его как условного рефлекса необходима определенная повторяемость и последовательность употребления внешних раздражителей, в том числе физических упражнений, проводимые по определенному плану. Таким образом, двигательный навык - автоматизированная форма приобретенного двигательного умения. Навык возникает на основе умения и вместе с тем сам является основой для возникновения новых умений. Под воздействием двигательных действий организм делается более сильным, выносливым, ловким, искусным. Это свойство организма назвали упражняемостью. Повторение двигательных упражнений необходимо для того, чтобы каждый раз все удачнее решать поставленную двигательную задачу и доискиваться до наилучших способов ее решения. Это нужно для того, чтобы приспособиться даже к незначительному и неожиданному изменению обстановки или самой двигательной задачи[156]. Учение И.М. Сеченова и И.П. Павлова о высшей нервной деятельности позволяет понять закономерности особенности движения, развития двигательных навыков и развитие психофизических качеств. У дошкольника под влиянием обучения условные связи закрепляются, совершенствуются психофизические качества и др. Формирование психофизических качеств, проистекает во взаимосвязи с развитием двигательных навыков[203]. Для того, что бы, не возникало затруднений в обучении дошкольников двигательным навыкам, необходимо помнить, что вышеуказанные затруднения могут возникнуть в связи с недостаточным развитием физических качеств у детей, которые в свою очередь необходимо развивать непрерывно[206].

Физические качества у детей дошкольного возраста имеют свои особенности и включают в себя такие понятия, как сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость. Их формирование это немаловажная задача физического воспитания. Вопрос физического развития дошкольников в значительной мере определяется развитием его физических качеств в разные периода детства. В настоящее время среди специалистов в области физического воспитания широко обсуждаются вопросы формирования физических качества ребенка[41, 49, 180]. Так ставились вопросы генетической и социальной обусловленности уровня работоспособности организма ребенка, его физических качеств. Довольно распространенной является точка зрения о взаимообусловленности социальных и биологических фактов в развитии детей[104,146 и д.р.]. Согласно такому утверждению физические качества представляют собой проявление двигательных возможностей человека, которые во многом зависят от его врожденных анатомо-физиологических, биохимических, психологических особенностей. Но при этом нельзя не учитывать тот факт, что под влиянием систематического, целенаправленного процесса воспитания и обучения можно существенно влиять на развитие этих качеств.

Практически невозможно представить себе изолированное развитие какого-либо одного качества. Воспитание различных физических качеств, представляет собой разные стороны единого процесса всестороннего физического развития ребенка, так как в результате происходит общий подъем функциональных возможностей организма[180, 241, 243].

Воспитание силы

Сила это способность человека преодолевать внешнее сопротивление посредством мышечных усилий, силовые способности человека подразделяются на два вида:

1) собственно силовые способности, которые проявляются в условиях статического режима и медленных движений;

2) скоростно силовые способности, проявляющиеся при выполнении быстрых движений преодолевающего и уступающего характера или при быстром переключении от уступающей к преодолевающей работе[103]. От развития силы зависит в значительной степени развитие других физических качеств: быстроты, ловкости, выносливости, гибкости. Проявление физической силы обусловливается интенсивностью и концентрированием нервных процессов, регулирующих деятельность мышечного аппарата[104].

Для развития силы у детей старшего дошкольного возраста результативно применять следующие методы обучения: игровой метод, метод круговой тренировки, информационно - рецептивный метод который характеризуется взаимосвязью и взаимозависимостью между деятельностью воспитателя и дошкольника[134]. Для отягощения рекомендуется использовать вес собственного тела ребенка. При воспитании ребенка дошкольного возраста учитываются возрастные особенности его организма: незавершенность развития нервной системы, преобладание тонуса мышц-сгибателей, слабость мышц. Именно поэтому общеразвивающие упражнения, укрепляющие основные мышечные группы и позвоночник, направлены на постепенное развитие силы. Учитывая анатомо-физиологические особенности дошкольников, не следует стремиться к максимальным результатам и превышать нормы для прыжков в длину, в высоту, так как это может отрицательно повлиять на развитие костной системы, а также внутренних органов. Не рекомендуются упражнения, вызывающие задержку дыхания и большое напряжение организма. Наиболее эффективно воспитание силы происходит при выполнении упражнений до первой стадии утомления.

При выполнении силовых упражнений предпочтительны горизонтальные и наклонные положения туловища. Силовые упражнения предпочтительно выполнять во второй части занятия[194].

Для развития силы необходимо развивать быстроту движений и умение проявлять быструю силу, т.е. проявлять скоростно-силовые качества. По мере освоения детьми упражнений на формирование силовых качеств они могут применяться в подвижных и спортивных играх[205].

Воспитание быстроты

Быстрота – способность выполнять движение быстро. Это качество трудно развивается и быстро угасает. Быстрота имеет интегральное значение, т.е. развитие ее совершенствует другие качества. Быстрота может быть общей и специальной. Проявление быстроты зависит от развития мышечной силы, овладения правильной техникой. Однако важнейшим фактором является совершенствование подвижности и силы соответствующих нервных процессов[105].

Выделяют три основные формы проявления быстроты:

1) Латентное время двигательной реакции;

2) Скорость отдельного движения;

3) Частота движений.

Эти формы проявления быстроты относительно независимы друг от друга. Дошкольник может иметь быструю реакцию, но быть медлительным в движении, и наоборот. Комплексное сочетание трех указанных форм определяет все случаи проявления быстроты. Для развития быстроты применяются игровой метод и соревновательный метод[39].

У детей пяти – шести лет быстрота развивается в процессе обучения основным движениям. Так развитию быстроты способствуют подвижные игры. В них ребенок может выполнять движения с различной степенью быстроты в зависимости от ситуации. Выполнение упражнений в разном темпе способствует развитию у детей умения прикладывать различное мышечное усилие в соответствии с заданным темпом[41]. 

Выносливость

Выносливость – это способность к длительной деятельности без снижения ее эффективности и способность противостоять утомлению. Утомление это временное снижение работоспособности. Мерилом выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определенного характера и интенсивности[182].

Для развития выносливости рекомендуется использовать методы круговой тренировки, повторного интервального упражнения, непрерывного упражнения, игровой. Различные виды деятельности вызывают различные утомления: умственное, сенсорное, эмоциональное, физическое. В процессе физического воспитания наибольшее значение имеет утомление, связанное с мышечной деятельностью, то есть физическое. Утомление и ее влияние на развитие выносливости может быть различной в зависимости от объема мышечных групп, непосредственно задействованных в данных физических упражнениях. Выделяется локальное и глобальное утомление. Выносливость определяется устойчивостью функций нервных центров, координацией функций двигательного аппарата и внутренних органов. Развивать выносливость – значит развивать и биохимические процессы, которые способствуют более длительному выполнению работ[206, 208, 209].

Воспитание выносливости тесно связано с повышением уровня работоспособности детей, который обусловлен их физическим развитием, степенью функциональных возможностей, физической подготовкой. Только правильно оценив все взаимосвязанные факторы, можно, постепенно увеличивая различного рода мышечные нагрузки, способствовать правильному, всестороннему и своевременному физическому развитию каждого ребенка. Следует учитывать, что у дошкольников энергетические ресурсы в основном расходуются на возрастное развитие, в связи с этим недопустимо применение чересчур больших нагрузок. Это может повредить процессу роста[75, 204]. 

В постепенном повышении уровня работоспособности дошкольников, в развитии у них выносливости большое значение имеет повышение интереса в двигательной деятельности. Известно, что в процессе выполнения интересного дела значительно повышается эмоциональный тонус, что приводит к более позднему наступлению утомления. Захваченные игрой дети легче преодолевают возникающие трудности, учатся доводить начатое дело до конца. Это способствует и развитию волевой сферы. Таким образом, развитие выносливости у детей в дошкольном возрасте имеет ряд особенностей и закономерностей, которые определяются морфологической, функциональной зрелостью детского организма, своеобразием реагирования на физическую нагрузку. Учет этот фактора способствует правильному отбору наиболее действенных средств и методов физического воспитания, оптимальному дозированию мышечных нагрузок, обеспечивает планомерное повышение одного из важных физических качеств[182]. 

Воспитание гибкости.

В дошкольном возрасте необходимо развивать и такое физическое качество как гибкость. Гибкость – морфофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата, характеризующее степень подвижности его звеньев. Гибкость определяется эластичностью мышц и связок, детерминирующих амплитуду движений. Наряду с основными физическими качествами гибкость представляет собой одну из главных предпосылок движений. Внешне она проявляется в величине амплитуды сгибаний-разгибаний и других движений. Соответственно ее показатели определяются по предельной амплитуде движений, оцениваемой в угловых градусах или линейных величинах[219].

Важность и значимость гибкости несомненна. Прежде всего, гибкость наделяет ребенка важным умением совершенного владения своим телом, умением чувствовать его, быть в постоянном контакте с ним, знать его возможности и использовать их, управлять им. Гибкость даёт лёгкость, свободу действий, непринуждённость движений, умение как концентрировать силы своего тела, так и расслаблять его. Дети, не обладающие гибкостью в достаточной степени, имеют пониженную способность мышц к растягиванию и повышенный мышечный тонус. Это приводит к координационным нарушениям в процессе выполнения движения. Негибкий ребёнок тратит гораздо большее количество энергии, а значит, у него быстрее наступает утомление[223].

Гибкость очень интенсивно увеличивается у детей в старшем дошкольном возрасте. У девочек показатели гибкости выше, чем у мальчиков. Упражнения для развития гибкости бывают динамического характера: пружинистые, маховые движения. Статического характера – сохранение максимальной амплитуды при различных позах. Амплитуду движений увеличивают постепенно, сохраняя преемственность и последовательность воздействий на различные суставы. Методическими средствами, рекомендуемыми для развития гибкости дошкольников, являются ежедневные упражнения на растягивание, чередование упражнений на силу и гибкость, не допуская преобладания одного вида упражнения над другим.

Следует отметить, что, развиваясь, сама гибкость создает благоприятные условия для совершенствования определенных физических качеств. Так, например, доказано, что упражнения, преимущественно направляемые на развитие гибкости, вместе с тем развивают силу и выносливость. Более того, гибкость является составной частью такого сложного, комплексного качества, как ловкость, благодаря которой осуществляется функция управления нашими движениями[218]. 

Воспитание ловкости

Ловкость – это способность быстро и наиболее совершенно решать двигательные задачи, в особенности, если они возникли неожиданно. Ловкость в движениях органически связана с силой, быстротой, выносливостью и гибкостью. Под ловкостью подразумевается совокупность координационных способностей, в которые входят быстрота овладения новыми движениями и быстрая перестройка двигательной деятельности в соответствии с внезапно изменившейся ситуацией[28, 179].

Психофизиологические механизмы ловкости различны. Так, быстрота формирования навыка может зависеть от двигательной памяти, которая, в свою очередь, зависит от подвижности и инертности нервных процессов. По этой причине пути развития различных видов ловкости бывают отличными друг от друга. Мерилами ловкости считаются координационная сложность двигательных действий и точность движений по пространственным, силовым и временным параметрам[29].

У дошкольников ловкость обусловлена двигательным опытом ребенка, уровнем сформированности двигательных навыков. Более ловким будет считаться ребенок, легче и быстрее усваивающий новые движения, быстрее преобразующий движения в соответствии с условиями деятельности.

Развитие ловкости происходит в процессе обучения человека двигательным действиям. При этом нужно постоянно овладевать новыми упражнениями или использовать в знакомых упражнениях новые элементы.

Развитие ловкости происходит и при выполнении упражнений с повышенной координационной сложностью, определяемой высокими требованиями к точности движений и их согласованности[30, 44].

На основании изложенных выше результатов исследований возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста можно сделать вывод, что не вызывает сомнения актуальность данного исследования в поиске новых и расширении существующих средств, в физическом воспитании детей рассматриваемого возраста и влияния на их двигательную подготовленность средствами спортивной игры в гандбол.

Комплексные программы

«Программа воспитания и обучения в детском саду»(2004) – программа является доработанным и обновленным вариантом российской «Программы воспитания и обучения в детском саду» и под редакцией М. А. Васильевой (1985). Руководители – М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова и др. В данной программе предусматривается охрана и укрепление здоровья ребенка, совершенствование функций организма, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным доступным видам двигательной деятельности, формирование положительных нравственно-волевых черт личности.Хотя программа «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой и имеет четкую структуру и подробное содержание занятий, в ней не учитываются показатели физического развития и состояния здоровья ребенка. Так же не учтён потенциал использования элементов игровых видов спорта[161].

«Детство»(1991) – программа была создана научным коллективом кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена под руководством В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой, 3.А. Михайловой, Н.А. Ноткиной [82]. «Детство» — программа с ярко выраженной гуманистической направленностью. Развитие ребенка понимается как процесс самодвижения, возникновения и преодоления внутренних противоречий. Физическое воспитание в ней представлено в основном парциальной программой по танцевально-игровой гимнастике «Са-Фи-Дансе».                                        Авторы: Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина.

«Радуга»(1989) – программа разработана в лаборатории дошкольного воспитания НИИ общего образования Министерства общего и профессионального образования РФ под руководством Т. Н. Дороновой [79].

Это первая инновационная программа дошкольного образования, получившая рекомендацию Министерства образования. Одной из основных задач программы является «сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них привычки к здоровому образу жизни».

Раздел «Физическая культура» в соответствии с каждой возрастной группой имеет разное название и структуру.Так для детей старшей группы представлены: перечень двигательных навыков, правила организации физических упражнений, особенности организации прогулок (длительность, назначение и этапы прогулки, требования к одежде детей в соответствии со временем года), организация и особенности проведения утренней гимнастики и гимнастики после сна.

«Истоки»(1995) – Центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца, руководители – Л.А. Парамонова, С.Л. Новоселова и др. Программа рекомендована к использованию в Москве и Московском регионе [6].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 32; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.28.197 (0.082 с.)