На пути к рыночной экономике. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

На пути к рыночной экономике.



Перестройка экономической политики. Курс на перестройку, провозглашенный М.С.Горбачевым на апрельском (1985 г.) пленуме ЦК КПСС, не смог решить главную задачу – вывести Советский Союз из глубочайшего кризиса, вызванного обвалом экспортных цен на нефть и другие энергоносители. Поэтому в условиях тотального дефицита, вызванного обвалом экспортных цен на энергоносители, руководство страны было вынуждено пойти на перестройку экономической политики.

В конце 1980-х годов правящая элита во главе с М.С.Горбачевым пытается провести некоторые реформы в экономике СССР. К этому ее побуждали многочисленные факты бесхозяйственности и безответственности. Наиболее ярким примером безответственного отношения к трудовым обязанностям явилась авария на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 г., когда из-за нарушений во время испытаний произошел взрыв атомного реактора четвертого блока АЭС. Катстрофа на атомной станции ускорила принятие законов по реформированию экономической деятельности в СССР.

Главная цель экономической реформы состояла в переходе от административных методов управления предприятиями к экономическим механизмам воздействия на производительность труда и выпуск продукции. С этой целью принимаются законы, направленные на развитие рыночных механизмов и предпринимательской деятельности в стране. Так, в июне 1987 года был принят закон «О государственном предприятии», который был призван расширить экономическую самостоятельность фабрик и заводов. Закон позволял предприятиям по своему усмотрению распоряжаться частью прибыли (созвучно с реформами А.Н.Косыгина 60-х годов).

В феврале 1990 г. Верховный Совет принял Основы законодательства СССР и союзных республик о земле. Подробно регламентировался режим предоставления земель физическим и юридическим лицам. Граждане получали право приобретать землю в пожизненное наследуемое владение или в аренду. Контроль за землепользованием возлагался на местные Советы народных депутатов.

В марте 1990 г. принимается закон «О собственности в СССР», вводивший понятия «коллективная собственность», «собственность граждан» и «госсобственность». Закон допускал, пусть с осторожностью, смешанные формы собственности. Начинается приватизация госсобственности, в ходе которой новыми собственниками в результате целого ряда махинаций и ухищрений становились бывшие руководители предприятий, а также дельцы, связанные с криминальной средой.

В апреле 1990 г. был принят Закон «Об основах экономических отношений Союза ССР, союзных и автономных республик», разграничивавший полномочия Союза и республик в сфере экономики и финансов. В законе закреплялось понятие «общесоюзный рынок», основой формирования и функционирования которого, признавалась «самостоятельность предприятий, объединений, организаций и индивидуальных товаропроизводителей», действующих в условиях равноправия и состязательности всех форм собственности и в сфере действия антимонопольного законодательства.

В июне 1990 г. вышел Закон «О предприятиях в СССР», разрешавший кооперативное движение и предпринимательскую деятельность. Это был первый серьезный шаг к рыночной экономике. Многие известные сейчас бизнесмены «выросли» из кооперативов. Предполагалось создание совместных предприятий, арендных и малых государственных предприятий. Предприятия могли объединяться в союзы, хозяйственные ассоциации, концерны по отраслевому, территориальному и иным признакам.

После уплаты налогов и других платежей в бюджет чистая прибыль поступала в полное распоряжение предприятий. Основу планов предприятия стали составлять мероприятия по выполнению договоров, заключенных с поставщиками и потребителями. Договор стал основой всех отношений, в которые вступало предприятие. Предприятие несло финансовую и материальную ответственность за выполнение условий договора.

Предприятие само устанавливало цены на свою продукцию. Государство обязано было обеспечивать предприятию, независимо от форм собственности, равные правовые и экономические условия хозяйствования, способствовать развитию рыночных отношений и при их регулировании использовать лишь экономические рычаги. Тем самым был сделан серьезный шаг на пути к рыночным отношениям в экономике.

В декабре 1990 г. Верховным Советом СССР были приняты Основы законодательства об инвестиционной деятельности в СССР. Они устанавливали порядок создания и модернизации основных фондов, пополнения оборотных средств за счет ценных бумаг, целевых денежных вкладов, научно-технической продукции, интеллектуальных ценностей, имущественных прав и др. Субъектами то есть, инвесторами и участниками могли быть советские и иностранные граждане, юридические лица, государства.  

 

17 мая 1991 г. принимаются законы «О Высшем Арбитражном Суде СССР» и «О порядке разрешения хозяйственных споров в Высшем Арбитражном Суде СССР». Подсудностью Арбитражного   суда стали споры между хозяйствующими субъектами.

Таким образом, в период перестройки создавались условия для функционирования многоукладной рыночной экономики. В целом законодательство периода перестройки заложило определенную правовую основу для последующих социально-экономических преобразований в России. Однако в период перестройки эта работа не получила своего логического завершения, так как до конца не демонтировала прежнюю административно-командную систему управления экономикой. Попытки сочетать плановую и рыночную экономику только разрушали сложившиеся связи и договорные отношения предприятий, но не приводили к позитивным результатам, которых ожидало общество.

Из-за отсутствия четкого плана последовательного проведения государственно-правовых реформ и борьбы с системным кризисом не принималось кардинальных, жизненно необходимых решений. Реформы М.С.Горбачева, проводившиеся под лозунгами перестройки и ускорения, носили половинчатый характер, проводились непоследовательно и бессистемно, и поэтому были не способны вывести страну из тяжелейшего кризиса. Нерешительность, топтание на месте, повторение из года в год тезисов о том, что «процесс пошел» уже не могли обмануть общество. Рекомендации и указания, провозглашенные с трибуны, но не подкрепленные конкретной организаторской работой, не могли наполнить прилавки и витрины магазинов товарами народного потребления, ликвидировать очереди.

Эти и другие просчеты авторов перестройки экономики привели к дальнейшему обострению социально-экономических проблем. В результате падения промышленного и сельскохозяйственного производства, инфляции, снижения цен на нефть уменьшились реальные доходы большинства населения. Оставались нерешенными продовольственная, жилищная, экологическая и другие социальные проблемы.

Общество нуждалось в иных, более решительных и эффективных мерах. Однако ожидаемые обществом изменения в экономике, в деятельности государственных органов, экономических структур так и не наступили. Такое промедление грозило стране экономическими и политическими потрясениями, что в конечном итоге и произошло в форме «парада суверенитетов», забастовочного движения и национальных конфликтов, жесточайшего экономического кризиса. В конце 80-х годов волна забастовок охватила шахты Кузнецкого и Донецкого угольных бассейнов. Только в Донбассе в забастовочном движении участвовало свыше 300000 шахтеров. Все это послужило толчком к смене власти, к переходу от коммунистического тоталитарного режима, к политической системе, исповедующей более демократические принципы и рыночные методы хозяйствования.

 

Распад Советского Союза.

«Парад суверенитетов». Несмотря на попытки, предпринятые командой М.С.Горбачева, в 1990 г. в СССР начался новый этап масштабного политического и социально-экономического кризиса, который стал одной из причин развала Советского Союза. Острая нехватка финансов, недостаток оборотных средств у предприятий, устаревшее оборудование, на замену которого также не было денег,- все эти и другие факторы привели к тому, что национальный доход (основной экономический показатель) СССР сократился более чем на 10 процентов, усилилась инфляция, вырос товарный дефицит.

К кризису в экономике добавилось обострение межнациональных противоречий на Кавказе. В частности, между Арменией и Азербайджаном вспыхнули разногласия из-за Нагорно-Карабахской автономной области. В этот период нарастают центробежные тенденции среди руководства союзных республик. В 1990 г. декларации о суверенитете приняли Украина, Россия, Литва, Латвия, Эстония. 

В Декларации «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики», принятой Первым Съездом народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 г. Россия провозглашала решимость «создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза ССР». Заметим, что высший орган государственной власти РСФСР, «переквалифицировав» Россию из социалистического государства в «демократическое правовое государство», не заявлял о выходе из состава СССР, как это сделала, например, Литва. Россия летом 1990 г. выступала за обновленный союз равноправных суверенных республик.

Россия представляла собой самую крупную союзную республику с огромным промышленным и научным потенциалом, но де-факто не имевшую собственной государственности. Органы власти РСФСР как бы растворились в союзных структурах, которые решали все главные российские политические вопросы и социально-экономические проблемы. В период руководящей роли КПСС во всех властных структурах в России не было даже своей Компартии, как в других союзных республиках.

Стремясь исправить историческую несправедливость, Первый съезд народных депутатов РСФСР 16 июня 1990 г. отменяет конституционное положение о руководящей роли КПСС, а 20 июня принимает постановление «О механизме народовластия в РСФСР». 15 декабря того же года съездом были внесены принципиальные изменения в преамбулу действовавший Конституции России. В тот же день была учреждена должность Генерального Прокурора РСФСР, а Прокуратура РСФСР отделялась от Прокуратуры СССР.

31 октября 1990 г. в России был принят закон «Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР», который заявил о ее праве на часть золотого запаса, Алмазного и Валютного фондов. В законе содержались положения, предусматривавшие обязательное согласие РСФСР на их использование при решении социально-экономических проблем, которые становились всё острее. Фактически Россия заявила о своем праве на долю в имевшихся активах СССР. Тем самым впервые был поднят вопрос о дележе наследства слабеющего Советского Союза между его субъектами.

24 апреля 1991 г. Верховный Совет РСФСР принимает закон «О Президенте РСФСР», который повторяет основные положения союзного правового акта о главе государства. Первым Президентом РСФСР был избран Б.Н.Ельцин. Учреждается должность вице-президента. Им стал бывший военный летчик, Герой Советского Союза А.В.Руцкой. 6 мая 1991 г. на съезде народных депутатов РСФСР избирается Конституционный Суд в количестве 15 судей во главе с Валерием Дмитриевичем Зорькиным, бывшим профессором кафедры государственно-правовых дисциплин юридического вуза МВД СССР.

Эти и другие государственно-правовые изменения, произошедшие в РСФСР по инициативе Б.Н.Ельцина, свидетельствовали о нарастании центробежных процессов в самой большой союзной республике. Похожие тенденции наблюдались в Украине, Белоруссии, Прибалтийских и некоторых других республиках, входивших в состав СССР. Республики, заявившие о выходе из СССР, стали создавать собственные вооруженные силы и суверенные органы власти и управления. Республики Прибалтики и Молдова даже потребовали вывести советские войска с их территории.

 Одновременно наметились центробежные тенденции и в самой России. Так, 27 сентября 1990 г. была провозглашена Декларация о государственном суверенитете Республики Саха (Якутия). О своей государственной независимости от России заявили Татарстан, Башкирия и некоторые другие ее субъекты. Этому процессу способствовало заявление Ельцина, обращенное к российским регионам: «Берите суверенитета столько, сколько сможете проглотить».

Попытки спасти Союз ССР. Политическое руководство Советского Союза утратило инициативу, действовало с запозданием и нерешительно. Если бы Закон СССР «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами Федерации» был бы принят не 26 апреля 1990 г., а в самом начале перестройки, в 1985-1986 гг., то возможно не было бы так называемого «парада суверенитетов». Этот процесс приобрел массовый характер в 1990 г., и его вполне можно было упредить своевременными реформами. Это относится и к подготовке нового Союзного договора, и к закону об условиях выхода из состава СССР, который был принят уже после того, как Литва объявила о выходе из Советского Союза. В развале СССР определенную роль сыграл кризис КПСС. Её раскол, отстранение от власти, ослабление идеологических установок открыли дорогу идеям национализма и сепаратизма в союзных республиках. Ускорению центробежных процессов способствовала неправильная политика центра, опиравшаяся в решении национальных конфликтов на армию и милицию. Силовые методы решения назревших конфликтов проявились входе событий в Баку, Карабахе, Вильнюсе, где армия, внутренне войска и милиция действовали как слон в посудной лавке.

Справедливости ради следует отметить, что М.С.Горбачев, как первый Президент, предпринимал иные попытки сохранения СССР. 20 июня 1990 г. по его инициативе состоялась первая рабочая встреча представителей союзных республик по подготовке предложений по заключению нового союзного договора. Участниками совещания предлагались различные формы новой государственности: от федерации до конфедерации. Планировалось по-новому формировать бюджеты СССР и республик на 1991 год. Республиканскому руководству рекомендовалось отменить ограничения, которые препятствовали перемещению по территории СССР продовольствия и товаров народного потребления, чтобы улучшить снабжение населения. 25 декабря 1990 г. Съезд народных депутатов СССР предложил преобразовать Советский Союз (при сохранении названия) в добровольный равноправный союз суверенных республик, демократическое федеративное государство. Обновление союза должно основываться на волеизъявлении народов, суверенитете его субъектов, равноправии всех граждан страны независимо от их национальности и места проживания. Для подготовки и подписания нового союзного договора съезд рекомендовал образовать Подготовительный комитет в составе высших должностных лиц субъектов Федерации, Президента СССР, руководителей двух палат Верховного Совета СССР. Такой комитет был создан и уже в январе 1991 г. приступил к работе в Ново-Огареве, резиденции главы государства. К лету 1991 г. был подготовлен и согласован проект Договора о Союзе суверенных государств, который после опубликования в средствах массовой информации был направлен в Верховный Совет СССР и высшие законодательные органы союзных республик.

Центр выступил с инициативой, чтобы до подписания новой редакции союзного договора в республиках действовали только те законы, которые не противоречат Конституции СССР и союзному законодательству. На 20 августа 1991 г. им было назначено подписание нового союзного договора. Но и здесь проявилась непоследовательность М.С.Горбачева. Не доведя дело до логического конца, нарушив народную мудрость: «сделал дело – гуляй смело», Президент СССР за несколько дней до подписания Союзного договора уехал из Москвы на отдых в Крым.

ГКЧП. В его отсутствие за день до подписания договора, 19 августа 1991 г. в Москве был создан Государственный Комитет по Чрезвычайному Положению (ГКЧП). В состав ГКЧП вошли вице-президент Г.Янаев, премьер-министр В.Павлов, восемь министров правительства СССР и будущий губернатор Тульской области В.Стародубцев. От имени ГКЧП был издан ряд указов, в которых говорилось о защите Конституции СССР, союзного государства от экстремистских сил. Президент был объявлен тяжело больным и неспособным к руководству страной. В Москву были введены войска.

В ответ Президент РСФСРБ.Н.Ельцин объявил ГКЧП незаконным, а все его действия преступными. По указанию Ельцина из крымского заточения в Москву был доставлен Президент СССР М.С.Горбачев. На сессии Верховного Совета РСФСР М.С.Горбачев был подвергнут «допросу с пристрастием». Не выдержав давления, М.С.Горбачев 24 августа 1991 г. подписал указ о приостановлении деятельности КПСС и сложении с себя полномочий Генерального секретаря ЦК КПСС.

Б.Н.Ельцин, давний противник М.С.Горбачева, воодушевленный первой серьезной победой над КПСС, ГКЧП и Президентом СССР, 18 октября 1991 г. распускает высший орган государственной власти – Верховный Совет СССР. Действовал Ельцин в духе большевиков, распустивших избранное народом Учредительное собрание в период Октябрьской революции. И большевики, и Ельцин превысили свои полномочия, нарушили законы страны. Но ответственности за узурпацию власти не понесли: победителей не судят.

Беловежское соглашение. 8 декабря 1991 г. в Беловежской Пуще собрались три президента – России, Украины и Белоруссии и подписали Беловежское соглашение о прекращении функционирования СССР вместе с его Президентом. Они же являются авторами создания нового образования – Содружества Независимых Государств. Несмотря на то, что 17 марта 1991 г. большинство граждан страны высказались на референдуме за сохранение обновленного Союза ССР, руководители Украины, Белоруссии и России вопреки воле народа, нарушая Конституцию СССР, поставили цель развалить Советский Союз, чтобы не подчиняться власти Кремля. Они уподобились тем князькам, которые в период феодальной раздробленности Руси заявили о своей самостоятельности и независимости от власти киевского князя. Принцип «каждый да держит вотчину свою» вновь восторжествовал на основе властолюбия и амбиций спустя восемь столетий.

М.С.Горбачев, оскорбленный как политик и как человек, совершенно однозначно оценил эти решения руководителей трех союзных республик как антиконституционный переворот. Однако дальше возмущений Президент не пошел и не привлек членов Беловежского соглашения к уголовной ответственности, хотя имел на это полное право. Вместо этого М.С.Горбачев объявил об уходе с поста Президента СССР.

Окончательный вопрос о судьбе Советского Союза решался на встрече президентов 11 республик, которая проходила в Алма-Ате, столице Казахстана 21 декабря 1991 г. Оставался шанс спасти СССР при доброй воле большинства президентов. Но ни Казахстан, ни Армения, ни Узбекистан, ни остальные республики не осудили действия членов «похоронной команды СССР». Декларация, подписанная одиннадцатью президентами, констатировала, что с образованием СНГ Советский Союз прекращает свое существование. Содружество Независимых Государств не является ни государством, ни надгосударственным образованием.

Огромная, мощная когда-то держава, обладавшая ядерным оружием, перестала существовать. Это была большая драма для всего советского народа. Многие граждане имели родственников в разных республиках, теперь они оказались за границей.

Россияне потеряли Крым, космодром Байконур, русские города Нарву, Севастополь, другие святыни, за которые было пролито немало русской крови, принесено немало человеческих жертв. Большинство предприятий от разрыва налаженных хозяйственных связей получили такой шок, от которого не могли оправиться целое десятилетие.

Горбачевские реформы, перестройка и ускорение закончились крушением Советского Союза. Президент Российской Федерации В.В.Путин назвал крушение СССР крупнейшей геополитической катастрофой ХХ века. Распад Советского Союза привел к неблагоприятным последствиям на международной арене. США, воспользовавшись ситуацией, объявляют зоной своих интересов те районы мира, которые традиционно контролировались Россией и СССР.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 32; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.14.63 (0.027 с.)