Коллективизация сельского хозяйства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коллективизация сельского хозяйства.



Курс на коллективизацию. Из-за неурожая в ряде районов к декабрю 1927 г.хлеба заготовили на 128 млн пудов меньше, чем годом раньше, что обострило проблему снабжения населения продовольствием. Из-за недостатка фуражного зерна начался массовый за­бой скота. В городах вво­дится карточное распределение мяса, хлеба и других основных продуктов. Чтобы решить продовольственное снабжение армии, городского населения, государство снова прибегло к испытанным мерам - ограничению рыночной торговли сельхозпродуктами, на­сильственному изъятию хлеба у зажиточных слоев дерев­ни. Это было воспринято как отмена новой экономической политики. Чтобы прекратить падение сельскохозяйственного про­изводства, обеспечить бесперебойное снабжение городов продуктами, поставить деревню под жесткий администра­тивный контроль, партийно-государственное руководство берёт курс на коллективизацию сельского хозяйства СССР. Основные направления работы по коллективизации советской деревни наметил ХV съезд ВКП (б), состоявшийся в декабре 1927 г.

Насильственное насаждение колхозов стало главной за­дачей «года великого перелома», объявленного Сталиным в ноябре 1929 г. Этот курс осуществлялся под сильным экономическим, административным нажимом, включая высылку в отдаленные районы страны кулацких семей.

В январе 1930 г. ЦК ВКП(б) принял известное постановление «О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству», которое намечало создание коллективных хозяйств к весне следующего года в зерновых районах страны: Поволжье, Северном Кавказе, на Украине и т.д. 

Борьба с кулачеством. 1 февраля 1930 г. ЦИК и СНК принимают Постановление «О мерах по укреплению социалистического переустройства сельского хозяйства в районах сплошной коллективизации и борьбе с кулачеством». Во исполнение данного постановления в ходе массовой коллективизации осуществлялась сталинская политика «ликвидации кулачества как класса». Были проведены массовые выселения кулаков, крепких сельских товаропроизводителей с насиженных мест; их было запрещено принимать в колхозы. У кулаков конфисковался скот, хозяйственные и жилые постройки, средства производства, предприятия по переработке сельхозпродукции, корма и семенные запасы. Репрессии против кулаков предусматривали заключение в концлагерь, выселение в Сибирь и другие отдаленные районы СССР. По разным оценкам, было выслано до 1 млн. кулацких семей. Из нажитого имущества они могли взять с собой не более 500 рублей денег, личные вещи, минимум из запасов продуктов и «самые необходимые предметы домашнего обихода». Эта политика на селе вызвала недовольство зажиточных крестьян, некоторые вынуждены были браться за оружие, чтобы защитить свою собственность. (Крестьянские реформы этого периода описаны в романе М.А.Шолохова «Поднятая целина»).

В марте 1930 г. был утвержден Примерный устав сельскохозяйственной артели. В нем провозглашался принцип добровольного вхождения в колхоз, определялся порядок обобществления средств производства. Это позволило увеличить количество добровольного вхождения крестьян в колхозы. В 1932 г. в СССР было коллективизировано 61,5 % крестьянских хозяйств, то есть более половины.

Однако репрессивные меры в отношении кулаков, дававших значительный процент товарного хлеба, на фоне неокрепших колхозов привело к ощутимому падению сельскохозяйственного производства. Большевики пошли на частичные уступки, приняв 3 июля 1931 г. постановление президиума ЦИК «О порядке восстановления в гражданских правах выселенных кулаков». Но было уже поздно. Ломка сложившихся в деревне форм хозяйствования вызвала серьезные трудности в развитии аграрного сектора. В ходе коллек­тивизации произошло падение сельскохозяйственного производства: поголовье крупного рогатого скота с 1928 по 1934 г. уменьшилось с 60 до 33 млн., среднегодовое производство зерна в 1933-1937 гг. упало до уровня 1909-1913 гг.

В 1932-1933 гг. разразился голод в районах Северного Кавказа, Нижней и Средней Волги, Украины, Казахстана, унесший, по разным оценкам, от 3 до 5 миллионов человеческих жизней (точная цифра не известна, информация о голоде тщательно скрывалась).

Итоги коллективизации. Экономические и людские издержки коллективизации не остановили Сталина. К концу второй пятилетки в стране насчитывалось свыше 243 тыс. колхозов, объединивших более 93% всех крестьянских хозяйств. Таковы итоги массовой коллективизации первых пятилеток. К середине 30-х годов с трудом было частично восстановлено аграрное производство.

В связи с непосредственной подготовкой к войне в сфере сельского хозяйства снова был принят ряд мер, направленных на утверждение командных методов руководства сельским хозяйством, усиление репрессивных начал. В апреле 1939 г. принимается постановление «О запрещении исключения колхозников из колхозов». Государство стремилось правовыми методами закрепить рабочую силу на колхозных землях и в колхозном производстве.

Сталиным была введена система обязательных поставок сельскохозяйственной продукции государству. В январе 1940 г. ЦК ВКП(б) и СНК СССР принимают постановление «Об обязательной поставке шерсти государству», в марте «Об изменении в политике заготовок и закупок сельскохозяйственных продуктов». Постановление «О мерах охраны общественных земель колхозов от раздробления», закреплявшее колхозные земли в установленных пределах и ограничивающее процесс увеличения приусадебных земель колхозников. Почти одновременно с этим была изменена система сельхозналога, включавшая прогрессивно-подоходное обложение приусадебных участков и освобождение от налога получаемых колхозниками трудодней. Для колхозов устанавливался погектарный принцип обложения, стимулирующий более интенсивное использование колхозами земельных владений.

Развитие сельского хозяйствав довоенный период было подчинено потребностям промышленного роста, обеспечению промышлен­ности рабочей силой, техническим сырь­ем, а также поставкам продовольствия в города и армию. Введение паспортов и института прописки усиливало административный контроль над сельскими тружениками, которые, не имея необходимых документов, были фактически привязаны к месту проживания и ограничены в праве передвигаться по стране. Этот перегиб был эффективной формой привязывания крестьян к колхозам.

 

Культурная революция в СССР

 

Ликвидация неграмотности. С проведением культурной революции партийно-государственное руководство связывало успешное построение социализма в стране. Одной из главных задач культурной революции была ликвидации неграмотности населения. Накануне Октябрьской революции около 75% всего взрослого населения России не умели ни читать, ни писать. Особенно много неграмотных было в сельской местности и национальных районах.

В конце 1919 г. правительство приняло декрет «О ликвидации неграмотности среди населения России». Он обязывал всех граждан в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющих читать и писать, обучаться грамоте на родном или русском языке. Уклоняющиеся от этой обязанности могли быть привлечены к уголовной ответственности.

В годы Гражданской войны была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности. Она развернула в стране работу по обучению грамоте населения. В городах и сельской местности создавались пункты ликбеза для обучения неграмотных чтению и письму. Однако эта работа осложнялась недостатком финансовых средств, слабостью материальной базы, нехваткой педагогических кадров. В этих условиях большую помощь в борьбе с неграмотностью оказали общественные организации. В 1923 г. возникло общество «Долой неграмотность». Свыше 1,2 млн. человек объединяли городские шефские организации, призванные помогать деревне в подъеме культуры.

В условиях нэпа были увеличены ассигнования на развитие образования и на работу по ликвидации неграмотности. В 1925 г. правительство приняло закон, предусматривавший введение в стране всеобщего начального обучения и расширение сети школ. Проведенная в 1926 г. Всесоюзная перепись населения зафиксировала значительное увеличение числа лиц, умеющих читать и писать. Численность грамотного населения в возрасте старше 9 лет достигла 51,1%.  

Преодоление культурной отсталости. Одну из важнейших задач культурной революции партия большевиков и правительство видели в ликвидации культурной отсталости населения. Для решения этой сложной проблемы была сформирована новая система управления культурой. Руководство всей духовной жизнью общества передавалось Народному комиссариату просвещения во главе с А.В. Луначарским. На местах эта работа возлагалась на отделы народного образования, созданных в составе губернских и уездных Советов.

Для приобщения советских граждан к культуре, историческому наследию, воспитания патриотических чувств налаживались музейное дело, работа библиотек, изб-читален, художественных выставок. Был создан Государственный совет по заведованию музеями и дворцами республики, которых в то время насчитывалось свыше 150. К работе совета были привлечены многие известные дея­тели искусства, в частности художники А.Н. Бенуа, А.М. Васнецов и В.Д. Поленов, архитекторы Р.И. Клейн и В.А. Щуко. При их участии проводилась национализация частных художественных собраний, театров, предприятий фотокинопромышленности. Государственными музеями объявлялись Зимний дворец (Эрмитаж), Третьяковская галерея, Музей изящных искусств. Было создано государственное издательство, осуществлявшее публикацию учебной литературы, сочинений русских классиков и других произведений.

Одним из направлений культурной революции была монументальная пропаганда. Принятый в 1918 г. декрет о монументальной пропаганде предусматривал уничтожение сооруженных до 1917 г. памятников «в честь царей и их слуг» и возведение памятников революционерам, деятелям русской и мировой культуры. Авторами новых монументов были известные скульпторы Н.А. Андреев (Обелиск советской Конституции в Москве), С.Д. Меркуров (памятники К.А. Тимирязеву и Ф.М. Достоевскому), Л.В. Шервуд (памятник А.Н. Радищеву).

Пролеткульт. Во многих городах получило распространение пролеткультовское движение. Пролеткульт (пролетарская культура) представляла собой культурно-просветительную и литературно-художественную организацию, возникшую осенью 1917 г. Руководители Пролеткульта (А.А. Богданов, В.Ф. Плетнев и др.) видели главную цель его деятельности в создании новой культуры, противопоставляя её всей предшествовавшей художественной культуре. Кружки и студии Пролеткульта приобщали широкие массы трудящихся к литературе, театральному и изобразительному искусству, выявляли среди них будущих поэтов, писателей, художников, актеров. Пролеткультовцы издавали свои журналы - «Гудки», «Пролетарская культура» и др. По некоторым сведениям, в пролеткультовском движении участвовали около 400 тыс. человек.

Другие направления в искусстве. Порвавшие с Пролеткультом писатели и поэты (М.П. Герасимов, В.В. Казин, И.Н. Садофьев и др.) организовали литературное объединение «Кузница» и объявили себя единственной организацией, выражающей интересы революционного рабочего класса.

Создавались и довольно быстро распадались другие литературные группировки. Так, например, в течение 1917-1918 гг. действовала группа «Скифы», в рядах которой находились М.М. Пришвин, Н.А. Клюев, С.А. Есенин. Осмыслить происшедшие события пытались в своем творчестве поэты А.А. Блок (поэма «Двенадцать») и В.В. Маяковский (поэма «Мистерия-буфф»), художники К.С. Петров-Водкин (картина «1918 год в Петрограде») и К.Ф. Юон («Новая планета»). В начале 20-х годов возникли российская и московская пролетарские писательские ассоциации (РАПП и МАПП).Руководители обеих организаций видели одну из задач объединяемых ими литераторов в воздействии на читателя в «сторону коммунистических задач пролетариата».

За отражение в творчестве композиторов тем, связанных с построением социализма, выступала Российская ассоциация пролетарских музыкантов (РАПМ). Ассоциации проявляли нетерпимость в отношении так называемых непролетарских писателей и композиторов. Борьбу за «чистоту» пролетарского искусства вела Российская ассоциация пролетарских художников (РАПХ).

Входившие в состав пролетарских творческих групп музыканты, литераторы, художники стремились отразить в своем творчестве современную им действительность. На художественных выставках демонстрировались картины «Тяжелая индустрия» Ю.И. Пименова и «Тачанка» М.Б. Грекова. В театрах ставилась политическая оперетта «Белые и черные» В. Шмидтгофа и С. Тимошенко, «Мистерия-буфф» В. Маяковского.

Интеллигенция и культурная революция. Культурная революция осложнялась тем, что Советскую Россию покинули тысячи образованных людей: писатели, поэты, художники, скульпторы, видные ученые. Среди тех, кто не принял революцию 1917 г., оказались писатели И.А. Бунин, Д.С. Мережковский, поэтесса М.И. Цветаева, известный создатель вертолетов И.И. Сикорский, талантливый химик П.И. Вальден и др. Они выступали против братоубийственной войны, были бессильны что-либо предпринять и видели единственный выход в своей эмиграции. Они были небольшой частью той полуторамиллионной эмиграции, которая по разным причинам оставила свою Родину. За это их трудно осуждать, но их вклад в культурную революцию был бы весомым. Одни талантливые эмигранты вернулись на родину, другие остались за рубежом, и творчество их стало известным в России лишь спустя несколько десятилетий.

В то же время значительная часть оставшейся интеллигенции поддержала новую власть, встала на путь профессионального сотрудничества с ней. Руководители государства понимали необходимость совместной работы с деятелями науки и искусства и принимали меры по вовлечению их в культурную революцию.

С завершением гражданской войны и переходом к нэпу наметились новые тенденции в развитии культуры. В условиях либерализации общественной сферы повысилась активность интеллигенции. Проводились публичные диспуты по вопросам о роли религии, о судьбах интеллигенции в новой России. Оживилась деятельность исторических, философских и других научных обществ. Тысячи людей участвовали, например, в работе Международной организации помощи борцам революции (МОПР), обществе друзей радио и т. п.

В негосударственных издательствах, которых в 1922 г. насчитывалось свыше 200, печатались философские и экономические журналы, литературные альманахи и сборники, книги для детей и учебная литература. Коллективам и частным лицам были переданы около 30% общего числа действующих кинотеатров, театров, художественных школ.

Руководители страны опасались, что свобода мнений может привести к расширению деятельности противников советского режима. С целью противостояния буржуазной идеологии были организованы политшколы, совпартшколы и т.п. С середины 20-х годов работа частных издательств, так же как и общественных организаций, стала ограничиваться. Был установлен контроль над печатью, деятельностью издательств, репертуаром кино и театров.

Высшая школа и НИИ. Для увеличения числа студентов были введены новые правила приема в вузы, зачисление проводилось без экзаменов и без документов о среднем образовании. Преимуществами при поступлении в вузы пользовалась рабоче-крестьянская молодежь. В помощь поступающим в вузы открывались рабфаки - рабочие факультеты. Реформа высшей школы должна была способствовать созданию новой, рабоче-крестьянской интеллигенции.

Уделялось внимание восстановлению научного потенциала страны. С этой целью открывались новые научно-исследовательские институты. Активное участие в подборе научных кадров для этих НИИ приняли крупный теоретик в области авиации Н.Е. Жуковский, физик А.Ф. Иоффе, известный ученый К.А. Тимирязев и др. Правительство предпринимало попытки по улучшению быта ученых путем введения натуральных пайков, повышенных окладов. Но меры эти были эпизодичны и не могли изменить тяжелого положения научных кадров. В условиях гражданской войны, голода и нехватки ресурсов отдача от работы исследовательских институтов была невелика. Лишь после окончания гражданской войны появились условия для развития советской науки. Были основаны новые институты в системе Российской академии наук, которая с 1925 г. стала именоваться Академией наук СССР.

Продолжение культурной революции. В годы первых пятилеток перспективы развития культуры стали определяться пятилетними народнохозяйственными планами, а обсуждение вопросов культурного строительства проходило на съездах и пленумах ЦК партии. В деятельности партийно-государственных органов большое место занимала работа, направленная на преодоление буржуазной идеологии и утверждение марксизма в сознании людей. Заметную роль в формировании новой идеологии  играла Социалистическая академия общественных наук. В постановлениях ЦК партии «О журнале «Под знаменем марксизма» и «О работе Комакадемии» (1931 г.) были намечены задачи и основные направления развития общественных наук. От них требовалось преодолеть отставание науки от практики социалистического строительства. Большое значение придавалось внедрению в массы социалистического мировоззрения посредством политической пропаганды на радио, в газетах и журналах, а также с помощью литературы и искусства, органов и учреждений народного образования и просвещения. Симптоматично, что новым наркомом просвещения в этот период был назначен А.С. Бубнов, ранее находившийся на политической работе в Красной Армии.

Вгоды предвоенных пятилеток продолжалась работа по ликвидации неграмотности и малограмотности, повышению культурного уровня советских людей. Был составлен единый план обучения чтению и письму взрослого неграмотного населения, введено обязательное всеобщее начальное (четырехклассное) образование. Значительные силы и средства были выделены на школьное строительство. Только в годы второй пятилетки в городах и рабочих поселках открылись свыше 3,6 тыс. новых школ, более 15 тыс. школ начали действовать в сельской местности.

Задачи индустриального развития страны требовали все большего числа грамотных и квалифицированных кадров. Для улучшения подготовки кадров была создана сеть производственного обучения: технические школы, курсы и кружки по повышению технической грамотности; принимались меры по развитию системы среднего специального и высшего образования, строились новые и восстанавливались старые здания вузов, в которых открывались всё новые и новые факультеты, кафедры и специальности. Благодаря принятым мерам  численность специалистов с высшим образованием возросла с 233 тыс. 1928 г. до 909 тыс. в 1940 г, со средним специальным – соответственно с 288 тыс. до 1,5 млн. человек.

Продолжалась работа по созданию научно-исследовательских центров, развивалась отраслевая наука. В Москве открылись Институты органической химии, геофизики, Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им. Ленина (ВАСХНИЛ). Проводились исследования по проблемам микрофизики (П.Л. Капица), физики полупроводников (А.Ф. Иоффе), атомного ядра (И.В. Курчатов, Г.Н. Флеров, А.И. Алиханов и др.). Работы К.Э. Циолковского в области ракетной техники стали научной основой для создания первых опытных ракет. Исследования ученого-химика С.В. Лебедева позволили организовать промышленный способ получения синтетического каучука. Незадолго до начала Великой Отечественной войны были созданы под руководством А.П. Александрова способы защиты кораблей от магнитных мин.

Развитие советской литературы и искусства. На рубеже 20-30-х годов в литературу и искусство пришло новое поколение поэтов, композиторов, которые написали много новых советских песен: В.И. Лебедев-Кумач, М.В. Исаковский, А.А. Прокофьев, И.О, Дунаевский, А.В. Александров и другие. В 30-е годы широкое признание получила поэзия Анны Ахматовой, Бориса Пастернака, Константина Симонова, Александра Твардовского и некоторых других авторов. Заметным явлением в литературной жизни стали произведения А.Н. Толстого, А.А. Фадеева. Большой популярностью пользовались фильмы на исторические темы («Александр Невский» режиссера С.М. Эйзенштейна, «Петр Первый» В.М. Петрова, «Суворов» В.И. Пудовкина и др.). В репертуаре театров прочно утвердились произведения отечественной и зарубежной классики, пьесы советских драматургов (Н.Ф. Погодина, Н.Р. Эрдмана и др.). Бессмертные творения были созданы художниками П. Д. Кориным и М.В. Нестеровым, Р.Р. Фальком и П.Н. Филоновым.

Во второй половине 20-х годов увеличилось число литературных объединений. Действовали группы «Перевал», «Леф» (Левый фронт искусства), Всероссийский союз писателей, Союз крестьянских писателей, Литературный центр конструктивистов (ЛЦК) и др. Они проводили свои съезды, имели печатные органы.

 В 1932 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций», которое упраздняло все литературные группировки. На его основе писатели и поэты объединялись в единый творческий союз, насчитывавший несколько тысяч человек. В августе 1934 г. состоялся I Всесоюзный съезд советских писателей, на котором  с докладом о задачах литературы выступил А.М. Горький. Основным творческим методом литературы и искусства становился социалистический реализм, важнейшим принципом которого являлась партийность.

Советская архитектура. Индустриализация конца 20-х - начала 30-х годов способствовала развитию массового градостроительства и становлению советской архитектуры. Близ заводов сооружались рабочие поселки с системой культурно-бытового обслуживания, школами и детскими учреждениями, возводились дворцы культуры, рабочие клубы и здравницы. В их проектировании участвовали архитекторы И.В. Жолтовский И.А. Фомин, А.В. Щусев, братья Веснины. Зодчие стремились к созданию новых архитектурных форм, которые соответствовали бы задачам построения нового общества. Результатом поисков новых выразительных средств стали общественные здания, внешний облик которых напоминал то гигантскую шестерню - Дом культуры имени Русакова в Москве (архитектор К.С. Мельников), то пятиконечную звезду - театр Красной (ныне Российской) Армии в Москве (архитекторы К.С. Алабян и В.Н. Симбирцев).

Итоги культурной революции. Итоги коренных преобразований в культурной сфере впечатляют. В результате преобразований в короткий исторический срок повысилась общая грамотность населения, увеличилось количество специалистов со средним и высшем образованием, были созданы непреходящие ценности в области духовной и материальной культуры, совершены научные открытия на уровне мировых достижений. В СССР были учреждены и работали свыше 850 научно-исследовательских институтов и их филиалов, объединявших значительный научный потенциал.  К моменту принятия новой Конституции СССР насчитывалось более 4600 высших учебных заведений, которые ежегодно выпускали около миллиона дипломированных инженеров, технологов, экономистов, представителей других профессий для народного хозяйства.1 Трудно представить, что два десятилетия назад ¾ населения этой страны было неграмотным.

 

 

Конституция СССР 1936 года.

Подготовка новой Конституции. За период, прошедший со дня принятия первой Конституции СССР в Советском Союзе произошли существенные политические, экономические и социальные изменения. Эти изменения нашли отражение во второй по счёту Конституции СССР, принятой 5 декабря 1936 г.

Интересен механизм принятия конституционного законодательства, который был характерен для советского права 1930-х годов.

1-й этап: Политбюро ЦК ВКП(б) 30 января 1934 г. вынесло вопрос о подготовке новой Конституции на рассмотрение Пленума ЦК партии.

2-й этап: Пленум ЦК ВКП(б) решил вынести вопрос о новой Конституции на обсуждение высшего законодательного органа – VII Всесоюзного съезда Советов.

3-й этап: Съезд Советов, рассмотрев вопрос (а фактически «проштамповав» решение, подготовленное партийными органами), издаёт соответствующее постановление, в котором обязал ЦИК образовать конституционную комиссию.

4-й этап: Комиссия ЦИК готовит проект новой Конституции.

5-й этап: Чрезвычайный VIII съезд Советов, созванный только для утверждения готового текста Конституции, единогласно принимает новый Основной Закон СССР.

В такой последовательности подготовки и принятия Конституции СССР наглядно проявилась направляющая сила центральных партийных органов, которые, по сути, руководили высшим законодательным органом Советского Союза при её принятии.

Неудивительно, что комиссию по подготовке Конституции возглавил сам «товарищ Сталин», Генеральный секретарь ЦК ВКП(б). Сталин и его сторонники стремились узаконить сложившиеся административно-командные методы управления, усилить роль государства в социально-экономической сфере, в то время как некоторые другие члены конституционной комиссии предлагали гарантировать независимость предпринимателей от вмешательства со стороны властных структур. Предлагалась конституционная норма о возможности граждан привлекать к суду чиновников за нарушение их прав и свобод.

Однако Сталин в ходе обсуждения и доработки проекта Конституции на правах председателя вычеркнул предложения, направленные на демократизацию политической системы. В июне 1936 г. проект Конституции в сталинском варианте был одобрен пленумом ЦК ВКП(б) и Президиумом ЦИК СССР, а затем был вынесен на всенародное обсуждение. Итоги всенародного обсуждения проекта подвел VIII Чрезвычайный Всесоюзный съезд Советов, собравшийся в Москве в конце ноября 1936 г. Учтя некоторые несущественные поправки, съезд единогласно утвердил 5 декабря 1936 г. новый Основной Закон СССР.

Основное содержание Конституции. Новая Конституция СССР состояла из 13 глав и 146 статей. В ней было записано, что высшая власть в государстве принадлежит Верховному Совету СССР, а реально вся полнота власти сосредоточивалась у партийного аппарата, возглавляемого Сталиным. Все решения Верховного Совета СССР, указы его Президиума, постановления правительства предварительно рассматривались и санкционировались Политбюро, Оргбюро и Секретариатом ЦК ВКП(б). Принцип разделения властей отвергался как «буржуазный». Процесс делегирования власти от одного органа другому облегчался тем, что эти государственно-властные структуры были консолидированы партийно-политическим единством.

Партийное руководство Советами не противоречило новому Основному Закону страны, так он законодательно закрепил положение о руководящей роли Коммунистической партии в системе государственных органов и общественных организаций. В статье 126 Конституции СССР 1936 г. было записано, что Компартия составляет «руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных».

Конкретные властные полномочия монопольной партии не были прописаны в Основном Законе, но на практике уже сложилась целая система партийного руководства государственными, советскими, профсоюзными и комсомольскими организациями. Несмотря на прописанный в Уставе Компартии принцип коллективного руководства, кардинальные и судьбоносные для страны решения принимал один человек - Сталин, руководитель правящей партии. Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) действовал не методом убеждения, а методом безоговорочного подчинения его требованиям. Тот, кто пытался доказать Сталину ошибочность его теорий, взглядов или действий, был обречён на исключение из рядов партии, отстранение от высоких должностей с последующим моральным или даже физическим уничтожением.

Партия большевиков, возглавляемая Сталиным, стала монополистом в системе государственного управления. Высшие партийные органы руководили формированием Верховного Совета СССР – высшего законодательного органа государства. Выборы в его состав проходили на безальтернативной основе, кандидатуры предварительно согласовывались в соответствующих партийных комитетах. Партийные функционеры занимали высокие государственные посты: член Политбюро ЦК ВКП(б) одновременно был председателем Президиума ЦИК СССР; Председателем Совнаркома, то есть главой исполнительной власти был другой член Политбюро и т.д.

Методы партийного руководства включали не только подбор и расстановку руководящих кадров во все звенья государственной системы, но и издание совместных партийно-государственных нормативных актов, имевших силу закона. Директивы высших органов партии были обязательны для исполнения всеми государственными органами, как в центре, так и на местах. Съезды ВКП(б) определяли внутреннюю и внешнюю политику Советского государства, указывали курсы на коллективизацию, на индустриализацию, на культурную революцию. Для периодического инструктажа руководящих работников регулярно проводились партийно-хозяйственные активы.

Конституция СССР 1936 г. представляла собой декларацию того, каким должно быть государство рабочих и крестьян, строителей социализма. В ней декларировалась свобода слова, печати, собраний, митингов, шествий и демонстраций. Было ли это на практике в период сталинизма, когда проходили массовые зачистки и репрессии, а тюрьмы и лагеря не могли вместить всех, кого направляли суды, «двойки» и «тройки», другие органы НКВД и юстиции? Когда записано на бумаге, но нет в жизни, то это - пустая декларация. За фасадом красивого здания с изображением Конституции СССР скрывался тоталитарный режим Сталина. Опорой режима были партийные органы, органы государственной безопасности, НКВД и карманные суды, отправлявшие правосудие под девизом «что прикажете?»

Экономическую основу СССР, по Конституции 1936 г., составляли социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия труда и производства. За посягательство на социалистическую собственность законодательство страны победившего социализма жестоко карало. Своим гражданам государство могло дать без колебаний 10 лет лишения свободы за пшеничные колоски с колхозного поля, причём без права на обжалование.    

Права граждан. В Конституции 1936 г. декларировались  многочисленные права советского гражданина: на образование, здравоохранение, труд и отдых, материальное обеспечение и т.д. Труд рассматривался в Конституции как обязанность. Сталинские государственные органы  решали, кому и сколько дать за   труд: они могли дать мизерную зарплату, а могли отправить в ГУЛАГ или ссылку.

Сталин в 1936 г. объявил о построении социализма – первой фазы коммунизма. Только вот в результате построения сталинского социализма жить простому человеку в России лучше не стало. «Полноправного» гражданина великой державы могли без суда и следствия, по доносу посадить в тюрьму с одновременным «поражением в правах». Для этого в уголовном законодательстве была специальная статья - 58-я, которая определяла не только сроки лишения свободы, но и сроки поражения в правах. Страх и ужас в жизни советских людей соседствовали с громогласными заявлениями о построении в стране социализма, уничтожении эксплуатации человека человеком. В Конституции 1936 г. в перечне основных прав и обязанностей декларировались, равенство полов, всеобщее равное и прямое избирательное право. И хотя граждане страны имели право избирать, да ещё и при тайном голосовании, но они всё равно оставались бесправными и никого не могли избрать, кроме тех, на кого указывала Компартия во главе со Сталиным. Именно им принадлежит идея «выбора из одного кандидата», единого представителя от блока коммунистов и беспартийных. Выборы без выбора. Это не игра слов, а трагедия нашего многострадального народа.

В Конституции СССР 1936 г. давался исчерпывающий перечень прав федеративных органов, размещавшихся в Москве. Кроме того, в Конституции было записано, что государственное устройство страны определяется как федеративное объединение республик. Союзным республикам, как и в первой Конституции, предоставлялось право выхода из состава СССР.

В тексте Конституции было записано, что Основные Законы союзных республик должны соответствовать Основному Закону СССР. В случае расхождения союзного и республиканского законов выше признавался союзный закон.

Изменения в законодательстве.  С принятием Конституции СССР 1936 г. в законодательстве союзных республик, в том числе РСФСР, произошли некоторые изменения. 21 января 1937 г. была утверждена Конституция (Основной Закон) РСФСР. На первой сессии Верховного Совета РСФСР, летом 1937 г. был избран постоянный Президиум Верховного Совета РСФСР, образовано Правительство, назначен прокурор, избраны постоянные комиссии обеих палат. В июне 1938 г. прошли выборы в краевые, областные, окружные, районные, городские, сельские и поселковые Советы. И в каждом органе, в каждом Совете партия расставила своих людей – коммунистов для проведения в жизнь её политики и решений.

Изменения в армии. Во исполнение конституционного принципа о защите социалистического Отечества Верховным Советом СССР 1 сентября 1939 г.  был принят в силу Закон «О всеобщей воинской обязанности». С его вступлением в силу Вооружённые Силы Советского государства  стали комплектоваться только по кадровому принципу. Территориально-милиционная система утратила свою актуальность и была ликвидирована.

Законом «О всеобщей воинской обязанности» были увеличены сроки службы. Теперь по призыву в сухопутных частях служили 3 года, на флоте - 5 лет. Возраст призывника по новому Закону составлял – 19 лет и более, а для окончивших среднюю школу - до 18 лет. Благодаря военной реформе за два предвоенных года численность Советских Вооружённых Сил увеличилась втрое и достигла 5,3 миллиона человек.

Президиум Верховного Совета СССР в январе 1939 г. твердил новый текст военной присяги. Клятву на верность Родине принимали все военнослужащие по призыву в индивидуальном порядке. После этого военнослужащие обязаны были подтвердить присягу собственноручной подписью. За нарушение военной присяги по советскому законодательству того времени полагались суровые меры уголовного наказания.

В случае введения военного положения все дела о преступлениях против обороны, общественного порядка и государственной безопасности рассматривались военными трибуналами. За измену Родине военнослужащему грозила смертная казнь с конфискацией имущества. Приговоры военных трибуналов не подлежали кассации и пересмотру в порядке надзора.

 

Таким образом, к началу Великой Отечественной войны в Советском Союзе под руководством Сталина завершилось формирование административно-командной системы. Ее отличительными чертами были:

1. Формирование культа личности Сталина благодаря монополии на власть партии большевиков. 

2. Усиление авторитарных начал в руководстве государством, политическим и правовыми институтами, всеми сферами жизни общества.

3. Бюрократизация государственного аппарата и всей системы управления.

4. Установление однопартийной системы, способствовавшей сращиванию партийного и государственного аппарата, игнорирование принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

5. Проведение жестких реформ, ужесточение уголовного и уголовно-исправительного законодательства без учета мнения членов политического руководства и населения страны.

6. Усиление репрессивных государственных органов, подчинявшихся не государству в целом, а отдельным личностям типа Берии и Сталина.

7. Сужение демократических свобод и прав граждан.

 8. Централизация системы управления обществом, экономикой, установление приоритета плановых и распределительных функций в деятельности государственных органов. Замена гражданско-правовых методов управления административно-командными.

Все эти и другие черты административно-командной системы, которая применяла массовые репрессии, вводила внесудебные органы, попира



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.121.242 (0.057 с.)