Основные направления внутренней политики в первый и второй периоды царствования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления внутренней политики в первый и второй периоды царствования.



 

При вступлении на престол в своем манифесте Александр I прямо подчеркнул приверженность идеям политического курса «августейшей бабки нашей», восстановил в полном объеме Жалованную грамоту дворянству, отстранил от власти самых одиозных фигур павловского правления — графа И.П. Кутайсова, графа А.А. Аракчеева, генерал-прокурора П.Х. Обольянинова и издал указы о политической амнистии и ликвидации Тайной экспедиции.

 

Такое начало нового царствования подкупило благородное дворянское сословие и, заручившись его поддержкой, император приступил к первому этапу своих либеральных реформ (1801;1804).

 

Но прежде чем приступить к проведению этих реформ, Александр I отправил в отставку ряд активных участников антипавловского заговора, в частности графа П.А. Палена, которые много знали и на многое претендовали.

 

Теперь особое положение при дворе заняли «интимные» друзья молодого императора — граф Виктор Павлович Кочубей, граф Павел Александрович Строганов, граф Николай Николаевич Новосильцев и князь Адам Адамович Чарторыйский, которые составили знаменитый «негласный комитет», возникший еще в 1797 г.

 

«Негласный комитет», который за глаза называли «интимным комитетом», «комитетом общественного спасения» и даже «якобинской шайкой», не имел официального статуса, но в первые два года правления Александра I именно он оказывал большое влияние на определение внутриполитического курса и выработку стратегии либеральных реформ.

 

Судя по «Журналу заседаний», наиболее активно «негласный комитет» работал в первый год своего существования, но затем его деятельность заметно ослабла, и в 1803 г. он был распущен.

 

В современной историографии существуют разные оценки деятельности «негласного комитета». Одни авторы (Н. Троицкий) пишут о том, что проекты реформ, рождавшиеся на заседаниях этого комитета, в частности, «Жалованная грамота российскому народу», в итоге долгих разговоров и вздохов бесследно тонули в новых разговорах и вздохах.

 

Другие авторы (В. Федоров, Л. Ляшенко) менее категоричны в своих оценках и полагают, что нельзя столь негативно оценивать деятельность «негласного комитета», поскольку часть либеральных реформ все же удалось реализовать, хотя, конечно, «интимные друзья» и сам император говорили гораздо смелее, нежели действовали.

 

В первые годы правления Александра I был проведен ряд административных преобразований.

а) В марте 1801 г. под председательством своего наставника графа                               Н.И. Салтыкова император учредил совещательный орган — Непременный (Постоянный) совет, в состав которого вошли 12 самых влиятельных сановников империи: П.В. Завадовский, А.Р. Воронцов,  Д.И. Трощинский, П.А. Зубов и ряд других вельмож.

 

 б) В июле 1801 г. была учреждена Комиссия составления законов во главе с графом П.В. Завадовским, однако ее деятельность оказалась столь же бесплодной и бесполезной, как и предыдущих уложенных комиссий, и в 1804 г. она приказала долго жить.

 

Одновременно с созданием этой комиссии «Негласный комитет» приступил к обсуждению «Жалованной грамоты российскому народу», краеугольным принципом которой провозглашалась неприкосновенность личности. Предполагалась, что эта грамота будет обнародована в сентябре 1801 г. во время коронационных торжеств в Москве.

 

Однако вскоре и сам император, и его «интимные друзья» посчитали сей проект «несвоевременным» и отложили его принятие до лучших времен.

в) В сентябре 1801 г. Правительствующий сенат, влияние и значение которого сильно пошатнулось во времена Екатерины II и Павла I, был восстановлен в ранге высшего судебно-административного органа и «хранителя законов» Российской империи.

 

Сенату вновь было предоставлено право «делать представления» (т. е. возражения) по поводу тех указов императора, которые противоречат существующим законам.

 

 Первая же попытка членов Сената опротестовать проект нового императорского указа об обязательной двенадцатилетней службе дворян, который противоречил «Жалованной грамоте дворянству» (1785), вызвала резкое недовольство Александра I и Сенат получил «разъяснение», что он может делать «представления» по поводу ранее изданных законов, а не будущих.

 

Реформа в сфере государственного Управления создание Министерств

Прежде чем приступить к оценке преобразовательных планов                         М.М. Сперанского, мы считаем необходимым сделать ряд существенных пояснений.

1) Основополагающие идеи всех преобразований, несомненно, были сформулированы и определены самим Александром I. В противном случае М.М. Сперанский никогда бы не решился на составление столь радикального и смелого проекта государственных реформ.

2) При разработке главных направлений политической реформы                 М.М. Сперанский опирался на европейскую конституционную традицию, и в частности, «Гражданский кодекс» Наполеона, о чем еще в позапрошлом веке писали такие авторитетные историки права, как                 В.И. Сергеевич, Ф.М. Дмитриев и П.И. Еропкин.

3) По мнению ряда русских историков и юристов (А. Пресняков,             С. Середонин), политическая программа М.М. Сперанского развивала и конкретизировала те проекты государственных реформ, которые обсуждались Александром I с членами «Негласного комитета».

Михаил Михайлович Сперанский (1772;1839), один из самых крупных и известных государственных деятелей Российской империи, благодаря блестящему уму, энциклопедическим познаниям и, что особенно важно, необычайной работоспособности, быстро сделал головокружительную государственную карьеру.

 

 Уже в 1797 г. бывший семинарист и преподаватель Духовной академии при Александро-Невской лавре становится начальником канцелярии генерал-прокурора Сената князя А.Б. Куракина. В 1802 г. он переходит на службу в Министерство внутренних дел и вскоре становится одним из ближайших соратников графа В.П. Кочубея.

 

В 1806 г. произошло личное знакомство М.М. Сперанского с Александром I, который высоко оценил его незаурядные способности и вскоре приблизил к себе.

 В 1807 г., получив назначение на должность товарища (заместителя) министра юстиции, он сопровождал императора во время пребывания его величества в Тильзите, где, по слухам, сам император Наполеон предложил Александру I обменять своего советника на какое-нибудь королевство его обширной империи.

 

В 1808 г. состоялась их знаменитая поездка в Эрфурт, после которой влияние М.М. Сперанского достигло своего апогея. Именно тогда, в конце 1808 г., став личным статс-секретарем Александра I,

 

он получил от императора задание подготовить обширную программу государственных реформ.

 

Александр I передал своему новому фавориту все материалы и наработки «Негласного комитета» и «Комиссии П.В. Завадовского» по данному вопросу.

 

После года напряженной работы, в ходе которой М.М. Сперанский, по его же признанию, «изучил все существующие в мире конституции» и ежедневно общался с императором, в октябре 1809 г. на свет появился его знаменитый проект «Введение к уложению государственных законов», который считается одним из самых выдающихся памятников русской и мировой общественной мысли.

 

Во вводной части своего проекта М.М. Сперанский особо подчеркнул два важных обстоятельства, определивших его подход к проблеме реформирования государственной системы самодержавной России:

 

1) возрастающая угроза наступления всеобщего общественного кризиса в стране, что вынуждало к скорейшему проведению самых глубоких преобразований в сфере государственного управления;

2) убежденность в том, что во избежание революционного хаоса необходимы только радикальные преобразования, а не полумеры, которые не уберегут страну от кровавых общественных потрясений.

 

При всем своем радикализме М.М. Сперанский был также убежден, что все преобразования должны были не только сохранить, но и укрепить самодержавную власть российского монарха.

 

В январе 1810 г. им был подписан манифест об упразднении Непременного совета и учреждении законосовещательного Государственного совета, состоящего из Общего собрания и четырех главных департаментов — законов, военного, гражданского и экономического.

 

В состав Государственного совета, который формировался лично императором, входили все министры и представители титулованной аристократии, которые получали пожизненный статус его членов.

 

Руководил работой Госсовета его председатель, который тоже назначался царем, а всем делопроизводством ведала Государственная канцелярия во главе с госсекретарем, которым был назначен М.М. Сперанский.

Спустя полтора года по предложению М.М. Сперанского был проведен второй этап министерской реформы.

 В июне 1811 г. Александр I подписал указ об «Общем учреждении министерств», в соответствии с которым:

а) упразднялось Министерство коммерции и учреждались Министерство полиции и три Главных управления — путей сообщения, государственного контроля и духовных дел;

б) четко разграничивались компетенция и полномочия всех министерств и устанавливались их единая организационная структура и порядок делопроизводства в них;

 

в) все министры по должности становились членами Сената.

 

В результате административных реформ, проведенных в 1802;1811 гг., система центрального управления Российской империи стала выглядеть следующим образом:

 

 

Император (1721)

•Правительствующий сенат (1711) (генерал-прокурор)

•Государственный совет (1810) (председатель)

•Комитет министров (1802)

•Министерства (1802;1811) (министр, товарищ министра, директор департамента, начальник отдела, столоначальник)

•Собственная е.и.в. канцелярия (1797) (Статс-секретарь)

•Святейший синод (1721) (обер-прокурор)

 

Говоря о реформаторских проектах М.М. Сперанского, следует особо подчеркнуть тот факт, что он придавал гораздо большее значение реформированию государственного аппарата и созданию новой системы законодательства, и явно недооценивал роль хозяйственных факторов в развитии страны.

 

Поэтому его программа по крестьянскому вопросу не отличалась особой прогрессивностью и новизной.

 

 Он считал, что проблему крепостного права следует решать за счет самих крестьян, не нарушая имущественных прав дворянского сословия на землю.

 

Вместе с тем необходимо отметить, что в 1808;1809 гг. именно по инициативе М.М. Сперанского правительство Александра I пошло на отмену наиболее отвратительных черт крепостного права.

 

 В частности, по указам императора запрещалось продавать крепостных крестьян на ярмарках, давать объявления в газетах о продаже дворовой челяди, отменялось право помещиков ссылать своих крепостных крестьян в Сибирь и т. д.

 

Активная реформаторская деятельность М.М. Сперанского все чаще стала вызывать резкое недовольство широких дворянских кругов, и особенно сановной знати Петербурга.

 

Самое сильное осуждение с их стороны вызвали указы «О придворных званиях» и «Об экзаменах на чин»,  изданные в апреле — августе 1809 г., согласно которым:

• все придворные чины были обязаны поступить на государственную службу, в противном случае их звание переставало быть чином;

• статские табельные ранги, в соответствии с которыми даровалось личное (коллежский асессор) и потомственное (статский советник) дворянство, теперь могли быть присвоены только тем государственным чиновникам, которые получили университетский диплом или сдали государственный экзамен в объеме университетского курса.

 

Не менее резкое недовольство дворян вызвало и проведение финансовой реформы. В 1810;1811 гг. по предложению М.М. Сперанского, изложенному им в «Плане финансов», для покрытия бюджетного дефицита и стабилизации курса рубля правительство Александра I прекратило выпуск новых ассигнаций, резко сократило государственные расходы на содержание всего аппарата, передало в частные руки целый ряд казенных имений

и мануфактур и, наконец, ввело новые налоги, в том числе на дворянские имения.

 

Сам М.М. Сперанский прекрасно сознавал всю шаткость своего положения у трона, и осенью 1811 г. подал императору прошение об отставке, которая тогда не была принята.

 

 Вместе с тем падение М.М. Сперанского стало лишь вопросом времени, поскольку против него ополчились все наиболее влиятельные придворные и правительственные круги во главе с родной сестрой императора, великой княгиней Екатериной Павловной.

 

 Именно она, всегда отличавшаяся особой нелюбовью к либерализму вообще и к любым реформам в частности, в марте 1811 г. передала старшему брату «Записку о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях», написанную выдающимся русским историком Н.М. Карамзиным, которая и стала идейной основой борьбы придворных консерваторов с либеральными реформами М.М. Сперанского.

 

Второй идейной опорой консерваторов стала записка о Мартинистах (массонах) 1811 года.

 

В конечном итоге консерваторы одержали верх, и в марте 1812 г. Александр I отправил М.М. Сперанского в отставку.

 

 Вскоре он был обвинен в превышении служебных полномочий и тайных связях с самим Наполеоном, арестован, а затем сослан, сначала в Нижний Новгород, а потом в Пермь.

 

В исторической науке до сих пор существуют совершенно разные оценки первого периода правления Александра I. Одни авторы, в основном видные представители консервативной русской историографии (М. Богданович, Н. Шильдер), утверждают, что с первых лет своего царствования император твердо стоял на консервативных позициях, а либеральные идеи использовал лишь как средство укрепления личной власти.

 

Другие авторы, главным образом представители современного либерального направления (С. Мироненко, Н. Минаева, М. Сафонов,                              В. Лобов), полагают, что император был сознательным сторонником либеральных реформ, отмены крепостного права и установления конституционного правления в России.

 

Еще одни современные историки (В. Федоров, А. Сахаров) утверждают, что Александр I, будучи «самодержавным либералом», гораздо в большей степени любил поговорить о реформах, законности и предоставлении республиканского правления, но на практике проводил ту же абсолютистскую политику, что и его убиенный отец.

 

Наконец, четвертая группа авторов (В. Ключевский, А. Предтеченский,                  Н. Троицкий) крайне негативно оценивала и личность, и деяния Александра I, и утверждала, что по своим взглядам он был не меньшим деспотом, чем Павел I, а все его реформы были лживым «либеральным иллюзионом».

 

Неудачные войны 1805;1807 гг. и особенно позорный для России Тильзитский мир серьезно подорвали репутацию молодого императора и его правительства внутри страны.

 

 Более того, многие сановники и представители высшей знати открыто называли Александра I «приказчиком Наполеона» и поговаривали о возможной «перемене царствования».

 

 В частности, самые активные противники ненавистного тильзитского курса высказывали крамольное предложение о пострижении Александра I в монахи и возведении на престол его младшей сестры, великой княгини Екатерины Павловны, не замеченной в либеральных поползновениях.

 

Не меньшее недовольство дворянства вызвало стремительное возвышение бывшего павловского фаворита, графа Алексея Андреевича Аракчеева, который вскоре после Тильзита стал фактическим соправителем государства, поскольку в середине декабря 1807 г. Александр I издал указ, в соответствии с которым «объявляемые графом А. Аракчеевым высочайшие повеления надлежало считать именными императорскими указами».

 

Очередной фавор графа А.А. Аракчеева оказался на редкость непродолжительным. Столкнувшись с мощной оппозицией широких кругов дворянства, император вынужден был временно отказаться от его услуг и сделать ставку на личного статс-секретаря Михаила Михайловича Сперанского, с именем которого многие историки традиционно связывают новый этап либеральных реформ (1809;1812).

 

В сентябре 1802 г. был проведен первый этап министерской реформы, в ходе которого вместо восстановленных Павлом I петровских коллегий создавалось 8 министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, внутренних дел, иностранных дел, юстиции, финансов, коммерции и народного просвещения.

 

В отличие от упраздненных коллегий новые органы исполнительной власти строились на принципах единоначалия, где все важнейшие вопросы решались исключительно министрами, которые назначались на должность и смещались с нее лично императором.

 

 Каждый министр имел своего заместителя (товарища министра) и личную канцелярию. Сами министерства делились на департаменты во главе с директорами, департаменты состояли из отделений, которые возглавлялись начальниками, а отделения подразделялись на столы во главе со столоначальниками.

 

Кроме того, для совместного обсуждения дел учреждался Комитет министров, но он не был наделен реальными властными полномочиями.                   В Комитет министров первоначально входили все министры, а затем и председатели четырех департаментов Государственного совета и Государственный секретарь.

 

Первыми министрами были назначены как представители старой екатерининской знати (Н.С. Мордвинов, Г.Р. Державин,                                            П.В. Завадовский), так и молодые друзья Александра (Н.Н. Новосильцев,                 В.П. Кочубей, П.П. Строганов, А.А. Чарторыйский).

 

Историки до сих пор неоднозначно оценивают проведенную реформу исполнительной власти. Одни (Н. Троицкий) считают, что она ровным счетом ничего не изменила, поскольку верховным распорядителем власти по-прежнему остался император.

 

Другие (В. Федоров, П. Зырянов) утверждают, что министерская реформа знаменовала собой дальнейшую бюрократизацию управления и усовершенствование центрального аппарата страны. А третьи                                      (С. Середонин) полагали, что министерская реформа привела к «самодержавию министерств», что не входило в планы их инициатора.

 

Помимо административных реформ в начале своего царствования Александр I провел ряд преобразований в сфере экономики и социальных отношений, в частности:

а) в декабре 1801 г. был издан указ, разрешивший купцам, мещанам и государственным крестьянам свободную куплю-продажу земли, что стало серьезным ударом по дворянской монополии на земельную собственность;

б) в феврале 1803 г. по инициативе графа С.Р. Воронцова был подписан знаменитый указ «О вольных хлебопашцах», разрешавший помещикам даровать вольную крепостным крестьянам, предоставляя им в собственность небольшие наделы земли;

 

в) в 1804;1805 гг. был проведен первый этап аграрной реформы в Эстляндии, Лифляндии и Курляндии, в ходе которого все прибалтийские крестьяне, при сохранении прежних феодальных повинностей, становились владельцами своих земельных наделов.

 

В январе 1810 г. им был подписан манифест об упразднении Непременного совета и учреждении законосовещательного Государственного совета, состоящего из 8 Министерств.

 

 

В октябре 1809 г. М.М. Сперанский представил на рассмотрение Александра I «Введение к уложению государственных законов»,

 

На основании которого было разработано три указа (приведенный выше Манифест о государственном совете а также манифест от 25 Июля 1810 года №24307

 

 

Также мы обязанны упомянуть указ императора от 28 января 1810 года № 24502

Наконец венцом Министерской реформы стало издание Манифеста от 25 июня 1811 года «Общее Учреждение Министерств

 

Нельзя также не упомянуть об указе Александра Первого от 03. Апреля 1809 года № 23 559 «о придворных званиях» этим указом упразднялся вид государственной службы Камер Юнкер и Камергер теперь и камер юнкер и камергер обязаны были служить в одном из министерств.

 А само нахождение при дворе за службу больше не считалось

 

 

А также указ от 6 августа 1809 года №23771 который усановил экзамен на чин Коллежского ассессора (8 класс гражданской службы) и статского советника (5 класс гражданской службы).

 

                                                                                                                    

                                                                                                                    

                                                                                                                       

 

 

3. Реформа Системы образования

А) реформа светского образования

Б) реформа духовного образования

А) реформа светского образования

При Александре первом в россии были следующие учебные заведения

1. Университеты 6. Не считая польских и литовских).

2. 42 гимназии

3. 405 уездных училищ

Список университетов:

1.Московский

2. Петербургский

3. Казанский

4. Харьковский

5. Виленский

6. Дерптский (Юрьевский).

7. Царско- Сельский Лицей (на правах университета)

8). Демидовский Лицей (на правах униерситета). Ярославль

9. Лицей Безбородко (на правах университета). В Нежине

10. Решельевский лицей в одессе 1817

 

Министр Народного Просвещения воспитания юношества и распространения наук имеет в непосредственном ведении своем Главное Училищное Правление со всеми принадлежавшими ему частями, Академию Наук, Российскую Академию, Университеты и все другие училища, кроме предоставленных особенному попечению Любезнейшей Родительницы Нашей Императрицы Марии Федоровны, и находящимся по особенному повелению Нашему в управлении других особ или мест, Типографии частные и казенные, исключая из сих последних состоящие также под непосредственным чьим-либо ведомством Цензуру, издание ведомостей и всяких периодических сочинений, народные Библиотеки, собрания крепостей, натуральные кабинеты, музеи и всякие учреждения, какие впредь для распространения наук заведены быть могут. (из манифеста об учреждении министерств).

 

Согласно указам Александра первого от 24 января 1803 года №20597 и 20598система светского Образования в Российской Империи имела следующую структуру:

 

1. Приходские Училища

2. Уездные училища

3. Губернские Училища (Гимназии)

4. Университеты

 

Образовытельная система Российской Империи делится на шесть образовательных округов:

 

1. Московский образовательный округ Округ головное учреждение Московский Университет

Состав округа Губернии Московская Смоленская Калужская Тульская Рязанская владимирская Костромская Вологодская Тверская Ярославская.

2. Вилинский Образовательный округ Головное учреждение Вилинский Университет

Состав округа Виленская Витебская Волынская Гродненская Киевская Минская Могилевская Подольская Губернии.

3. Дерптский образовательный Округ головное учреждение Дерптский Университет Курляндская Лифляндская финдляндская Эстляндская Губернии.

4. Санкт Петербургский образовательный округ Петрбургский университет при академии наук головное образовательное учреждение. Санкт Петербкргская Новогородская Олонецкая Архангельская Псковская Губернии.

5.  Харьковский образовательный округ Харьковский университет головное образовательное учреждение Слободская (Украинская) Орловская Воронежская Курская Черниговская Полтавская Николаевская Таврическая Екатиринославская Губернии и земли донских казаков.

6. Казанский образовательный округ Казанский Университет головное образовательное учреждение Казанская Нижегородская Вятская Пермская Тамбовская Саратовская Пензинская Астраханская Кавказская Оринбургская Симбирская Тобольская Иркутская Губернии.

 

Список Университетов

1.Петербургский при академии наук

2. Московский

3. Харьковский

4. Казанский

5. Дерптский (Юрьевский)

6. Вилинский

В царствование Александра Первого дополнительно были открыты следующие учреждения на правах высших учебных заведений:

 

 

1.Петербургский Педагогический институт 1804 год (в 1819 преобразован в университет).

2. Царско-Сельский Лицей 1811 год.

3. Решельевский Лицей в Одессе 1817 год.

4. Демидовский Лицей Ярославль 1803 год.

5. Лицей Безбородко город Нежин.

 

Система образования

 

В общем и целом система светского образования Российской Империи в период правления Александра Первого Включала в себя:

 

1.одинадцать учебных заведений системы высшего образования

2. сорок два учреждения системы среднего образования (Гимназии)

3. четыресто пять учреждений системы общего образования (приходские и уездные училища).

 

Университетские Уставы для примера возьмем Устав Московского Императорского Университета утвержденный пятого ноября 1804 года.

 

 

 

Б) Система Духовного образования:

 

Духовное образование до школьной реформы 1808–1814 гг.

а) В Московском государстве XVII в. уровень образования духовенства был совершенно неудовлетворительным, хотя сама идея о необходимости духовных учебных заведений для подготовки приходского духовенства находила широкую поддержку среди иерархов. Поместный Собор 1667 г. официально констатировал необразованность духовенства, однако никаких решительных мер для того, чтобы поправить положение, предпринято не было.

Те немногие монастырские школы, которые время от времени возникали в Москве в течение XVII в., оказывались нежизнеспособными из-за дефицита в подготовленных учителях, и быстро закрывались. Явно не хватало и самих учащихся[1].

В московском обществе царил религиозный формализм, в силу которого считалось достаточным сохранять чистоту обрядов, а истинность православной веры полагалась самоочевидной.

 Отсюда шло недоверие к «учености», которая, как опасались, могла привести только к ересям. Лишь в 80-х гг. XVII в. была организована школа, которая получила название эллино-славянской школы или академии[2].

При отсутствии епархиальных училищ это единственное в Москве учебное заведение не могло, конечно, удовлетворить потребность в обучении духовенства.

Это было тем более затруднительно, что оба последних патриарха, Иоаким и Адриан, консерваторы по убеждениям, не уделяли школе необходимого внимания, несмотря на то что горячий приверженец образования Петр I неоднократно указывал патриарху Адриану на большое значение школьного дела[3].

Каждое новое поколение священнослужителей состояло почти исключительно из сыновей духовных лиц, поэтому, ставя цель создать образованное духовенство, следовало прежде всего подумать о школах для его сыновей. В принципе возможность стать священнослужителем была открыта для представителей всех сословий.

Однако общепринятая практика выборов духовенства церковными общинами приводила к тому, что кандидатами на замещение вакантных мест почти всегда становились сыновья священнослужителей. К своему будущему поприщу они готовились уже в родительском доме, где их учили читать и писать и знакомили с богослужебным обиходом. Если судить по отзывам епископов и их представителей, которым приходилось экзаменовать ставленников на должности священников и диаконов, результаты такого домашнего образования были, естественно, крайне скудны. Но за неимением более подготовленных кандидатов приходилось рукополагать и недоучек[4].

 

Петр I издал большое количество указов, направленных на организацию школ[5]. Так, указ от 28 февраля 1714 г. предписывал создание «цифирных школ» для «персон» всех сословий с целью обучения их чтению, письму и арифметике. Таким образом, согласно царскому указу, посещать эти новые светские школы должны были также сыновья дьячков и подьячих[6].

 Впрочем, и до издания этого указа находились епископы, убежденные в необходимости школ для детей всех сословий, но в особенности, разумеется, для будущих священнослужителей. Черниговский епископ Иоанн Максимович (1697–1712) открыл в 1700 г. для духовенства славяно-латинскую школу.

 То же сделал Ростовский митрополит Димитрий Туптало (1702–1709). В Тобольске около 1703–1704 гг.

 Сибирским митрополитом Филофеем Лещинским (1702–1712, 1715–1728) была основана славяно-русская школа.

 Смоленский митрополит Дорофей Коротков учредил в 1715 г. славяно-латинскую школу. Все названные епископы были выходцами из Малороссии и выпускниками Киевской духовной коллегии.

 Уже со времен митрополита Петра Могилы (1633–1646) в Киеве и Киевской епархии было много сделано для просвещения духовенства, уровень которого здесь был гораздо выше, чем в Московской Руси.

Среди великорусских епископов единственным, кто заботился об открытии школ, был Новгородский митрополит Иов (1697–1716), который организовал славяно-греческую школу в Новгороде, а в епархии — еще более десяти школ. Во всех этих школах обучение велось без какого-либо твердого плана[7].

Основы для создания духовных училищ в России были заложены лишь «Духовным регламентом», в котором отразились взгляды не только Феофана Прокоповича, но отчасти и самого Петра I. Вопросы образования освещены во 2-й части «Регламента», в разделе «Дела епископов», а также в разделе «Домы училищные и в них учители, и ученики, и проповедники».

В разделе «Дела епископов» «Духовный регламент» дает указания об учреждении епархиальных училищ. В § 9 здесь сказано: «Велми ко исправлению Церкви полезно есть сие, чтоб всяк епископ имел в доме или при доме своем школу для детей священнических или и прочих, в надежду священства определенных»[8].

 Таким образом, для подготовки священников рекомендовалось открывать школы, доступные для юношей всех сословий, а не только духовного.

 Ниже еще будет речь о том, как сами церковные власти постепенно превратили школы, предназначавшиеся для обучения будущего духовенства, в сословные учебные заведения, закрыв доступ в них для представителей других сословий.

В «Духовном регламенте» нет никаких указаний по поводу организации и учебных планов этих школ, которые в XVIII в. часто назывались «архиерейскими школами». Говорится только, что молодые люди, успешно окончившие курс, должны быть рукоположены в священники; «и аще кто от них монашеский чин изберет, то в архимандриты или игумены».

«А если епископ неученого в оной школе человека поставит в священники или в монашеский степень, минув ученого, и без вины правильной, то подлежит наказанию, яковое определено будет в Духовном коллегиум» (§ 10). Епископу предоставлялось право после надлежащего испытания исключать из школы негодных учеников (§ 9).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 35; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.14.63 (0.139 с.)