Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава I. Истоки предромантических идей в творчестве И. Н. ГуммеляСтр 1 из 4Следующая ⇒
Курсовая работа «На пересечении венского классицизма и австро-немецкого романтизма – Соната для виолончели и фортепиано A-dur И. Н. Гуммеля»
Введение Глава I. Истоки предромантических идей в творчестве И.Н. Гуммеля: 1. Основные этапы творческого пути. Глава II. Соната для виолончели и фортепиано A-dur И. Н. Гуммеля: 1. Претворение характерных черт классицизма 2. Особенности зарождения нового стиля – романтизма 3. Симбиоз классицизма и романтизма Заключение Список использованной литературы Приложение Введение
Иоганну Непомуку Гуммелю Моцарт прочил великое будущее. В маленьком подопечном великий композитор слышал новые звучания, которых не находил у себя. Исполнительская стезя Гуммеля оказалась популярнее среди современников, нежели композиторская. Тем не менее, несмотря на вековое забвение, сегодня феномен Гуммеля привлекает внимание исследователей как особенностями своего стиля, стоящего на рубеже классицизма и романтизма, так и интерпретацией виртуозного концертного стиля, положившего начало блестящему романтическому стилю исполнителей XIX века. Произведения Гуммеля зазвучали с концертных площадок; появились статьи, диссертации, сборники работ по результатам конференций, посвящённые всестороннему изучению уникума. Так, С. В. Грохотов в статье «Иоганн Непомук Гуммель – композитор, пианист, педагог» рассматривает феномен Гуммеля с позиции его влияния на развитие истории музыки, исследуя достижения в области педагогики, исполнительства и, конечно, сочинительства [6]. С позиции интерпретации исполнительства Шопена, Гуммеля в качестве его учителя изучает О. А. Скорбященская в диссертации «Адольф фон Гензельт (1814-1889) на пересечении западноевропейской и русской культур». Формообразование камерно-инструментального творчества композиторов рубежа XVIII-XIX веков изучает С.М. Стуколкина, посвятившая этой теме свою диссертацию. В контексте также затрагиваются интересующие нас темы классической и романтической сонаты – особенности её формирования и принципиальные отличия. Цель исследования – выявить соотношение классицистских и романтических черт в Сонате для виолончели и фортепиано op. 104 A-dur И.Н. Гуммеля.
Для достижения поставленной цели исследования нами решались следующие задачи: · Представить основные этапы творческого пути композитора; · Дать общую характеристику камерно-инструментального творчества И.Н. Гуммеля; · Выявить характерные черты классицизма в Сонате для виолончели и фортепиано op.104 A-dur; · Определить зарождение характерных черт романтизма в Сонате; · Выявить взаимовыгодный симбиоз характерных черт классицизма и романтизма. Объект исследования – Соната для виолончели и фортепиано A-dur. Предмет исследования – камерно-инструментальное творчество И.Н. Гуммеля. Новизна исследования определяется возобновлением интереса исследователей к малоизученному творчеству композитора И.Н. Гуммеля, а также недостаточным освещением теоретических вопросов в области камерно-инструментального творчества. Источники исследования: работы, посвященные камерно-инструментальному творчеству Гуммеля, публикации в сборниках работ, составленных по результатам конференций, а также труды, освещающие творческий путь композитора. Помимо этого, были изучены контекст эпохи, представленный в учебной литературе, модели сонат, характерные для эпох. М етоды исследования: включили в себя изучение специальной литературы по вопросам, касающимся камерно-инструментального творчества И.Н. Гуммеля, а также сравнительно-исторический, культурологический, системно-аналитический и структурно-типологический методы. Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы музыкантами-педагогами в теоретическом курсе (музыкальная литература, история музыки), а также оказать помощь молодым исполнителям в процессе освоения виолончельного репертуара. Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы и использованных источников, приложение. Исследование творчества Гуммеля, произведения которого и сегодня привлекают внимание исполнителей, стремящихся интерпретировать сочинения в зависимости от собственного понимания его творчества, несомненно, определяет актуальный ракурс работы.
Заключение Творчество И.Н. Гуммеля оказалось на стыке двух эпох. Оно оказало огромное влияние как на современников-классиков, так и на молодых представителей романтизма. В этой связи была рассмотрена Соната для виолончели и фортепиано ор.104 с целью выявления соотношения классицистских и романтических черт.
Для достижения поставленной цели исследования нами были решены следующие задачи: · были изучены и охарактеризованы основные этапы творческого пути И.Н. Гуммеля; · рассмотрено камерно-инструментальное творчество композитора в целом; · выявлены характерные черты классицизма в Сонате для виолончели и фортепиано op.104 A-dur; · определены характерные черты романтизма; · Подытожен взаимовыгодный симбиоз характерных черт классицизма и романтизма. Среди множества концертных практик Соната Гуммеля завоевала особую популярность. Её исполняли такие виолончелисты, как Пал Банда, Райнер Гинзель, Михал Канька, Иржи Барта, Марко Тестори, Чарльз Тённель и многие другие. При всё различии интерпретаций объединяет исполнителей построение романтической картины мира: сочетание концертной виртуозности и яркой образности, выделение эмоциональной стороны, особое внимание к протяженным мелодиям, дыханию, сопоставлению сфер лирических и собственно виртуозных. Материалы исследования мы рекомендуем использовать не только педагогам теоретического курса (музыкальная литература, история музыки), но и молодым исполнителям в процессе освоения виолончельного репертуара. Безусловно, Соната для виолончели и фортепиано ор.104 будет продолжать привлекать внимание слушателей и исполнителей в силу удивительного сочетания мелодического богатства и яркой виртуозной концертности. Это сочетание духовного и физического помогло в одном произведении соединить черты совершенно разных эпох. Процитируем Гуммеля: «Чтобы овладеть хорошим исполнением и умением достигать каждый раз нужной выразительности, необходимо стать полным хозяином своих пальцев, т. е. овладеть всеми видами туше. Однако прийти к этому можно лишь путем тончайшего внутреннего ощущения пальцев вплоть до самых их кончиков, благодаря чему становится доступным удар любой силы от наибольшего до легчайшего прикосновения к клавише... Если исполнитель приобретет это тончайшее внутреннее ощущение и ему станут доступны все виды туше, это не только окажет воздействие на его слух, но через него постепенно и на чувство, которое станет чище и тоньше. В свою очередь это создаст в его душе предпосылки для подлинно хорошего исполнения и сделает его способным передать свои чувства слушателю, то есть играть выразительно» [6, с.138].
Список использованной литературы 1. Браудо И. А. Артикуляция. Л., 1961. 2. Кириллина, Л. В. Классический стиль в музыке XVIII – начала XIX веков – 3 части / Л.В. Кириллина. – Москва: Моск. гос. Консерватория, 1996. – 192 с.; 2007. – 224 с.; 2010. – 376 с. 3. Конен В. История зарубежной музыки, вып. 3 – Москва: Музыка, 1989 – 530 с. 4. Магазинчик М. Исполнительский стиль Г.Бюлова и традиции романтизма// Стилевые особенности исполнительской интерпретации: Сб. науч. тр. / Моск. консерватория. М., 1985. С. 81-100. 5. Наливайко, Д.С. Искусство: направления, течения, стили / Д.С. Наливайко. – Киев: Мистецтво, 1981. – 288 с. 6. Ноймайр А. Музыка и медицина / А. Ноймайр [Электронный ресурс] https://ale07.ru/music/notes/song/muzlit/noimair1_1.htm
7. От барокко к романтизму. Музыкальные эпохи и стили: эстетика, поэтика, исполнительская интерпретация. Вып. 3 / отв. ред. С. В. Грохотов — М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2012. — 272 с. 8. Протопопов В. В. Очерки из истории инструментальных форм XVI начала XIX века. - М., 1979. 9. Скорбященская О. Адольф фон Гензельт (1814-1889) на пересечении западноевропейской и русской культур: дис. … д-ра наук: 17.00.02 / О. Скорбященская – Санкт-Петербург, 2021. – 333 с. 10. Стуколкина С. Соната для клавира и фортепиано в творчестве композиторов Австрии второй половины VIII – начала XIX веков: автореф. дис. … к-та искусствоведения: 17.00.02 / С. Стуколкина – Москва, 2002. – 200 с. 11. Холопова В.Н. Формы музыкальных произведений. С.-Петербург, 1999. 12. Чинаев, В.П. Исполнительские стили в контексте художественной культуры XVIII-XX веков (На примере фортепианного исполнительского искусства): автореф. дис. … д-ра искусствоведения: 17.00.02 / В.П. Чинаев – Москва, 1995. – 45 с. 13. Шонберг, Г Великие пианисты / Г. Шонберг. – Москва: Аграф, 2003 – 416 с. 14. Шуман Р. Письма: 1817-1840. Т. 1. М 1970. Курсовая работа «На пересечении венского классицизма и австро-немецкого романтизма – Соната для виолончели и фортепиано A-dur И. Н. Гуммеля»
Введение Глава I. Истоки предромантических идей в творчестве И.Н. Гуммеля: 1. Основные этапы творческого пути. Глава II. Соната для виолончели и фортепиано A-dur И. Н. Гуммеля: 1. Претворение характерных черт классицизма 2. Особенности зарождения нового стиля – романтизма 3. Симбиоз классицизма и романтизма Заключение Список использованной литературы Приложение Введение
Иоганну Непомуку Гуммелю Моцарт прочил великое будущее. В маленьком подопечном великий композитор слышал новые звучания, которых не находил у себя. Исполнительская стезя Гуммеля оказалась популярнее среди современников, нежели композиторская. Тем не менее, несмотря на вековое забвение, сегодня феномен Гуммеля привлекает внимание исследователей как особенностями своего стиля, стоящего на рубеже классицизма и романтизма, так и интерпретацией виртуозного концертного стиля, положившего начало блестящему романтическому стилю исполнителей XIX века. Произведения Гуммеля зазвучали с концертных площадок; появились статьи, диссертации, сборники работ по результатам конференций, посвящённые всестороннему изучению уникума. Так, С. В. Грохотов в статье «Иоганн Непомук Гуммель – композитор, пианист, педагог» рассматривает феномен Гуммеля с позиции его влияния на развитие истории музыки, исследуя достижения в области педагогики, исполнительства и, конечно, сочинительства [6]. С позиции интерпретации исполнительства Шопена, Гуммеля в качестве его учителя изучает О. А. Скорбященская в диссертации «Адольф фон Гензельт (1814-1889) на пересечении западноевропейской и русской культур». Формообразование камерно-инструментального творчества композиторов рубежа XVIII-XIX веков изучает С.М. Стуколкина, посвятившая этой теме свою диссертацию. В контексте также затрагиваются интересующие нас темы классической и романтической сонаты – особенности её формирования и принципиальные отличия.
Цель исследования – выявить соотношение классицистских и романтических черт в Сонате для виолончели и фортепиано op. 104 A-dur И.Н. Гуммеля. Для достижения поставленной цели исследования нами решались следующие задачи: · Представить основные этапы творческого пути композитора; · Дать общую характеристику камерно-инструментального творчества И.Н. Гуммеля; · Выявить характерные черты классицизма в Сонате для виолончели и фортепиано op.104 A-dur; · Определить зарождение характерных черт романтизма в Сонате; · Выявить взаимовыгодный симбиоз характерных черт классицизма и романтизма. Объект исследования – Соната для виолончели и фортепиано A-dur. Предмет исследования – камерно-инструментальное творчество И.Н. Гуммеля. Новизна исследования определяется возобновлением интереса исследователей к малоизученному творчеству композитора И.Н. Гуммеля, а также недостаточным освещением теоретических вопросов в области камерно-инструментального творчества. Источники исследования: работы, посвященные камерно-инструментальному творчеству Гуммеля, публикации в сборниках работ, составленных по результатам конференций, а также труды, освещающие творческий путь композитора. Помимо этого, были изучены контекст эпохи, представленный в учебной литературе, модели сонат, характерные для эпох. М етоды исследования: включили в себя изучение специальной литературы по вопросам, касающимся камерно-инструментального творчества И.Н. Гуммеля, а также сравнительно-исторический, культурологический, системно-аналитический и структурно-типологический методы. Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы музыкантами-педагогами в теоретическом курсе (музыкальная литература, история музыки), а также оказать помощь молодым исполнителям в процессе освоения виолончельного репертуара. Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы и использованных источников, приложение. Исследование творчества Гуммеля, произведения которого и сегодня привлекают внимание исполнителей, стремящихся интерпретировать сочинения в зависимости от собственного понимания его творчества, несомненно, определяет актуальный ракурс работы.
Глава I. Истоки предромантических идей в творчестве И.Н. Гуммеля Наполеон обращается с миром, как Гуммель со своим роялем. И то, и другое кажется нам одинаково непостижимым, однако это так и происходит у нас на глазах. И.В. Гете [6, с.115] Сразу после смерти Иоганна Непомука Гуммеля, его творчество, совершенно незаслуженно, с нашей точки зрения, оказалось забыто, несмотря на огромное значение, которое оказал композитор и исполнитель для развития эпохи романтизма и логического завершения эпохи классицизма. Его достижения в области исполнительской интерпретации, использования новых музыкальных приемов стали связующим звеном между двумя эпохами. Ученик великого Моцарта, последователь Гайдна и друг Бетховена, Гуммель (1778-1837) стал примером, как для исполнителей, так и для композиторов новой эпохи. Шопен, Вебер, Мендельсон, Шуман, Лист и многие другие композиторы XIX века считали своим долгом обязательное изучение сочинений Гуммеля, ставших образцом для подражания. Так, Ференц Лист писал: «Ни один порядочный виртуоз игры на фортепьяно, имеющий всестороннее образование, не может и не имеет права игнорировать основные произведения Гуммеля» [5]. В 1828 году Тобиас Гаслинтер издает «Обстоятельное теоретическое и практическое наставление к фортепьянной игре» Гуммеля – пособие, ставшее настольной книгой великих виртуозов, таких, как Клементи и Черни, Шопен и Лист. Безусловно, исполнительское творчество Гуммеля оказало самое прямое влияние на его композиторское наследие, а творческий путь сформировал тот круг образов и характерных особенностей, которые позволяют говорить о принадлежности композитора в равной степени и к эпохе классицизма, и к эпохе романтизма. Обратимся же к творческому пути Иоганна Непомука Гуммеля.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.109.201 (0.039 с.) |