Приемы вовлечения учащихся в интерактивную деятельность на уроках английского языка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приемы вовлечения учащихся в интерактивную деятельность на уроках английского языка.



Работая, в МБОУ СОШ №72 с углубленным изучением отдельных предметов,  я преподаю в следующих специальностях классах: 5А, 5Ж,6Б,6Д,8Б,8Д, 8Е, 9А, 9К

Поэтому и примеры я буду приводить, по учебным программам этих классов. На уроках английского языка, я стараюсь использовать различные варианты метода обучения в сотрудничестве. Рассмотрим подробно несколько технологий интерактивного обучения, достаточно широко применяемые мною на уроках. В целом, говоря об интерактивном обучении, понятие возрастных ограничений, на мой взгляд, отсутствует. Одни и те же технологии одинаково хорошо работают и на начальном, и на среднем этапах. Большинство из них, можно использовать на разных этапах овладения материала, при формировании различных видов деятельности. Приведу несколько примеров:

При работе с новой лексикой, часто использую такую технологию. Класс обычно состоит из двенадцати человек, которых можно объединить в три подгруппы по четыре человека, т.е. по две пары. Сначала новая лексика вводится фронтально. Затем начинается работа в малых группах. В каждой группе учащиеся получают карточки с заданием перевести словосочетания. В карточке обязательно дается ключ для проверки правильности ответов. Ученики работают парами. Сначала один из партнеров дает задания и проверяет по ключу свои карточки. Затем учащиеся меняются ролями. После этого пары объединяются в четверки и тренируются в правописании новых слов. Сильный ученик диктует слово или словосочетание, остальные пишут, затем сверяют. Если кто-то ошибся, то должен написать слово (словосочетание) несколько раз до запоминания. Затем группе дается письменное упражнение, которым они отчитываются о проделанной работе. Это задание выполняется «по цепочке» (один начинает, остальные продолжают друг за другом). Приложение A.

Работая в классе, при обучении чтению, часто используются такие задания: озаглавить каждый абзац, соотнести выделенные в тексте слова с их значением, составить свои предложения с этими словами. Например¸ 8 класс, Spotlight, Module 4, раздел 4А Приложение B.

При изучении грамматики часто используется либо вариант «Учимся вместе», либо «Ажурная пила, машинная ножовка».Вариант «Учимся вместе»: Такой подход к организации обучения в сотрудничестве разработан в университете Миннесота в 1987 году.Класс разбивается на разнородные (по уровню обученности) группы в 3–5 человек. Каждая группа получает одно задание, являющееся под заданием какой-то большой темы, над которой работает весь класс. Основные принципы – награда всей команде, индивидуальный подход, равные возможности – работают и здесь. Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого в выполнении общего задания. Таким образом, с самого начала группа имеет как бы двойную задачу: академическую – достижение познавательной, творческой цели; социальную, или социально – психологическую – осуществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения. Роль учителя – контроль. каждой группе выдаются карточки с типовыми предложениями по изучаемой, пододранные так, чтобы первая группа выявляла основные случаи употребления времени – описало действия; вторая нашла указатели, слова – помощники; третья составила схемы утвердительного, отрицательного и вопросительного предложений. Таким образом, таблица заполняется, получается готовое правило для заучивания дома. На следующем уроке можно предложить различные упражнения, задания для проверки знаний каждого ученика по изучаемой тематике.

В варианте «Ажурная пила машинная ножовка». Этот вариант разработан профессором Элиотом Аронсоном в 1978 году. Учащиеся объединяются в группы по шесть человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические и смысловые блоки). Вся команда может работать над одним и тем же материалом. Но при этом каждый член группы получает тему, которую разрабатывает особенно тщательно и становится в ней экспертом. При изучении времен группы Simple,блоки могут быть: формула, определение, наречия времени, образование отрицания и различных типов вопросов в одном из времен или в разных. Проводятся встречи экспертов из разных групп. Затем каждый докладывает в своей группе о проделанной работе. Всем необходимо внимательно слушать друг друга, делать записи. На заключительном этапе учитель может задать любому ученику в группе вопрос по теме. Либо учащиеся проходят индивидуальный контрольный срез, который и оценивается. Результаты суммируются. Команда, набравшая большее количество баллов, награждается.

Такая технология, как «Групповой рассказ» используется мной достаточно часто, особенно при отработке времен английского глагола в активном залоге. Каждый обучающийся добавляет одно предложение к уже начатому рассказу. По определенному сигналу (через минуту) лист с незаконченным рассказом передается дальше по кругу. Рассказы получаются неожиданными и смешными. Так, для тренировки прошедших времен можно дать такое начало текста. One day I got up in the morning and …. ПриложениеС.

Технология «Аквариум» чем-то сродни спектаклю, где зрители выступают в роли наблюдателей, экспертов, критиков и аналитиков. Несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. Изучая тему «Эмоции и характер», стараюсь предлагать «аквариумный диалог»: текст диалога может быть любым, например: разговор у стойки регистратора в отеле. Задача актеров — передать соответствующее настроение, эмоцию, особенность характера, а задача зрителей — заметить, объяснить свои выводы, сказать, на чем они основывались, чем руководствовались. Эмоциональные роли предлагает сам учитель, естественно, втайне от зрителей, например: «вы оптимист, на все реагируете с улыбкой» или «вы очень болтливый человек, склонный к панибратству».

Использование технологии «Броуновское движение» предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме. Часто использую темы «Мой рабочий день», «Семья», «Путешествия по воздуху» параллельно отрабатывая всевозможные грамматические конструкции. Каждый участник получает лист с перечнем вопросов-заданий: «Узнай, сколько человек в твоем классе любят спать до обеда?» или «Кто сегодня опоздал в школу?», «Кто ездил заграницу с родителями?» При этом я помогаю формулировать вопросы и ответы, слежу, чтобы взаимодействие велось на английском языке.

Иногда использую и такую форму интеракции, как «Займи позицию». Зачитывается какое-нибудь утверждение, и ученики должны подойти к плакату со словом «ДА» или «НЕТ». Желательно, чтобы они объяснили свою позицию. Как логичное продолжение можно использовать групповую работу. Особенно это упражнение ложится на специализированные блоки. Например: при изучении темы «Спорт» 8 класс Spotlight, раздел 8В, я предлагаю такие варианты утверждений:

1.You can not injury in any sport.

2. The more dangerous the sport is, the more attractive it is.

3. Extreme sports help people escape from their problems

4.Extreme sports for teenagers should be prohibited by law.

Естественно таких предложений можно набрать огромное количество. Такого типа задания, не только позволяют получать информацию об уровне владения студентами специализированной лексики, грамматики и содержанием текстов специализированной направленности, но и повышать мотивацию к изучению изучаемого языка.

При использовании технологии «Дерево решений» класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством студентов. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (большой лист бумаги), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи, не критикуя и не исправляя уже имеющиеся на листе. Можно смену групп провести по кругу, можно остановиться на определенном количестве «советников». Группа-хозяин перерабатывает дополнения, предлагает свое конечное решение по данному вопросу, проводим дискуссию, иногда перерастающую в прения сторон (особенно при обсуждении каких-то спорных или противоречивых вопросов). Дерево решений можно использовать, обсуждая плюсы (одна группа) и минусы (вторая группа) какого-то вопроса. Например: тема «Спорт», 8 класс, Spotlight. Можно предложить такой вопрос на рассмотрение: The advantages and disadvantages of doing sports.В котором, они рассматривают преимущества и недостатки занятия спортом.

Технология «Карусель», как и многие интерактивные технологии, позаимствована из психологических тренингов. Детям такой вид работы обычно очень нравится. Образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо — это сидящие неподвижно ученики, обращенные лицом к внешнему кругу, а внешнее — это ученики, перемещающиеся по кругу через каждые 30 секунд. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника. Прекрасно отрабатываются диалоги этикетного характера, темы «знакомство», «путешествия», «разговор в общественном месте» и т. д. Ребята увлеченно беседуют, занятие проходит динамично и результативно.

Иногда на обобщающих уроках я использую прием, известный в психологии как «Свеча». По кругу передается зажженная свеча, и обучающиеся высказываются о разных аспектах обучения, в том числе на старших курсах о строении самолета, автомобиля, навигационного оборудования и т.д. в зависимости от специальности. А в той, возрастной группе студентов, в которой я работаю,  свеча добавляет доверительность разговору, душевность и откровенность, что всегда приветствуется.

Не нуждающаяся в представлении технология «Мозговой штурм» прочно поселилась у нас на уроках. Она прекрасно стимулирует творческую активность. Участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических (время обсуждения проблемы ограничивается обычно 1–5 минутами). Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Прекрасно подходит для обсуждения проблемных вопросов (Работа с газетой на политические и социально-бытовые темы 9 класс, путешествия 9 класс).Например: Как добраться до Великобритании.

Технология «Брейн-ринг» очень хорошо подходит для уроков- обобщения изученного материала. Содержательное наполнение раундов может быть абсолютно разнообразным, и охватывать такие разделы как лексику, грамматику, чтение, аудирования и письмо. Данная технология требует серьезной подготовительной работы, которая включает в себя: выбор темы, составление задания, создание презентации, продумывание вопросов на внимание, заготовка бланков ответов, дипломов. В начале игры происходит выбор жюри, разбиение учащихся на команды. Каждый раунд длится 3 минуты, после чего, ответы сдаются в жюри в письменном виде. Правильность ответов проверяется и обсуждается после каждого раунда, а затем задается серия вопросов на внимание, что тоже приносит дополнительные очки командам.Для примера: для 8 класса при изучении раздела «Компьютер» можно предложить такие задания, для каждой команды. Приложение E.

При использовании технологии «Незаконченное предложение» ученику предлагается прочитать незаконченное предложение и быстро продолжить его любыми словами, первой пришедшей в голову мыслью. Предложения начинаются весьма неопределенно, поэтому у ребят практически неограниченные возможности закончить его. Они касаются различных жизненных сфер и могут охватывать любые темы. Например: тема ” Средства массовой информации ” для 3 курса специальности 25.02.03.

The Massmedia … и ученики придумывают окончание какое они посчитают нужным. Приложение F.

Перечень используемых и вполне пригодных к использованию технологий можно продолжать до бесконечности — это и дебаты, дискуссии, семинары и, конечно, игры.

Существует огромное количество форм ролевых игр на уроках английского языка: презентации, клубы по интересам, интервью, заочные путешествия, круглые столы, пресс-конференции, экскурсии, сказки, репортажи и т. д.

Например, в рамках изучения темы на в 8 классе « Do you feel at home in your body?» мы разыгрываем приезд в магазин и идет обсуждение, что лучше надеть на мероприятие

а изучение темы «Наша страна» в 6 классе плавно перетекает в заочную экскурсию по одному из знаменитых музеев нашей страны.

Изучение темы «Путешествие» в 8-х классах переросло в презентации туристических компаний, рекламирующих разные виды отдыха. Группа обучающихся представляла независимых экспертов, решающих в ходе обсуждения, какой рекламный проект представлен наиболее ярко, выигрышно и правильно.

В рамках изучения темы «Моя будущая профессия» мы традиционно проводим круглый стол с целью «найти себе работников в школу», для 8х классов. Группа директоров выслушивает доводы кандидатов на те или иные должности (роли распределены заранее: студент, желающий получить работу; выпускник нашей школы, не имеющих опыта работы; опытный специалист со стажем работы по специальности более трех лет, можно даже придумать шуточные роли, например одна из мамочек пришедшей найти работу для своей дочки, или работник, который ничего не умеет и не хочет делать, а хочет только получать хорошую зарплату и т. д.), задает вопросы, создает ситуацию соперничества и распоряжается должностями. Задача каждого участника доказать, что именно он достоин этой работы.

Технология «Ролевая игра». Ролевая игра – это речевая, игровая и учебная деятельности одновременно. С точки зрения учащихся, ролевая игра – это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в разных ролях. Учебный характер игры ими часто не осознается. Для учителя же цель игры – формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся. Ролевая игра управляема, ее учебный характер четко осознается учителем. Поскольку ролевая игра строится на межличностных отношениях, она вызывает потребность в общении, стимулирует интерес к участию в нем на иностранном языке, т.е. выполняет мотивационно-побудительную функцию. Ролевую игру в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях. Другими словами, она представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию. Ролевая игра формирует у школьников способность сыграть роль другого. Существует огромное количество форм ролевых игр на уроках английского языка: презентации, клубы по интересам, интервью, заочные путешествия, круглые столы, пресс-конференции, экскурсии, сказки, репортажи и т.д. Как показывают результаты обучения, применение ролевой игры на уроках иностранного языка способствует положительным изменениям в речи учащихся как в качественном отношении (разнообразие диалогических единств, инициативность речевых партнеров, эмоциональность высказывания), так и в количественном (правильность речи, объем высказывания, темп речи). Приложение G

Я привела всего лишь несколько примеров использования интерактивных технологий при изучении иностранного языка. Надеюсь, им найдется место и  на ваших уроках. Хочется еще раз подчеркнуть, что эти технологии позволяют не только успешно решать задачи подготовки педагога, но и значительно интенсифицируют этот процесс и становятся условием повышения качества обучения.

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что современные интерактивные педагогические технологии – это огромное количество возможностей, приводящих к мотивации, как к основному двигательному механизму образования и самообразования человека, что и является отображением моего педагогического кредо - «желание - это тысяча возможностей, нежелание-тысяча причин…»

 

Заключение.

Деятельное обучение исключительно эффективно, студенты чувствуют, что они уже достигли определенного успеха, и это также облегчает дальнейшее обучение, которое происходит в раскованной и комфортной атмосфере, как в аудитории, так и вне ее.В теоретическом плане работа показала, что современное преподавание иностранного языка невозможно без привития мотивационного аспекта студентам. Большинство методистов ставят во главу угла современное состояние теории и практики обучения иностранного языка с ярко выраженной коммуникативной направленностью, что способствует всестороннему развитию личности, развитию духовных ценностей студентов. Интерактивные технологии действительно являются стимулом повышения мотивации при изучении иностранного языка. Опытное обучение способствовало развитию свободы и раскрепощённости студентов, дало им возможность действовать от «своего собственного лица» и реализовать свои личные коммуникативные намерения. Перспектива исследования состоит в том, что материалы спецкурса могут и должны быть использованы при дальнейшем изучении иностранного языка. Задача преподавателя состоит в более тщательном отборе материала и методов его обработки после усвоения его студентами (олимпиады, конкурсы…), оптимально способствующего эффективному усвоению иностранного языка.

Использование интерактивных методов в педагогическом процессе побуждает преподавателя к постоянному творчеству, совершенствованию, изменению, профессиональному и личностному росту, развитию. Ведь знакомясь с тем или иным интерактивным методом, преподаватель определяет его педагогические возможности, идентифицирует с особенностями учащихся, предлагаемого содержания, примеряет к своей индивидуальности. И эта инновационная деятельность не оставляет педагога, пока он осознает, что интерактивные методы обучения являются действенным педагогическим средством, а использование в педагогическом процессе технологии интерактивного обучения - необходимое условие оптимального развития и тех, кто учится, и тех, кто учит.

Поэтому меня и  заинтересовала проблема мотивации и пути её повышения на примере современной технологии интерактивного обучения. После работы над этой темой я могу сделать вывод, что рассмотренная мною тема очень интересна и важна в связи с внедрением новых современных государственных образовательных стандартов.  В дальнейшей работе в колледже планируется проведение занятий с учётом результатов настоящего исследования.Таким образом, как говорится в китайской поговорке «То, что я слышу, я забываю, то, что я вижу, я помню, а то, что я делаю, я понимаю». То есть во время приобретения новых навыков и умений студенты получают и новые мотивы обучения.

Использованная литература:

 

1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по иностранным языкам / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2010. – (Образование в документах).

2. Новые государственные стандарты по иностранному языку: 2-11 классы: Образование в документах и комментариях.– М.: АСТ; Астрель, 2010. - С.93

3. Агабекян И.П., Английский язык. Ростов-н/Д, “Феникс”, 2012.218 с.

5.Бабинская, П.К. Практический курс методики преподавания иностранных языков: учеб.пособие для студентов специальности “Современные иностранные языки” высших учебных заведений / П.К. Бабинская, Т.П. Леонтьева, И.М. Андреасян [и др.]- Минск, 2010.- С.126.

6. Ильин, Е.П. Психология. / Е. П. Ильин- М., 2004.- 311с.

7. Колкер, Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку: уч. пособие / Я.М. Колкер, Е.С. Устинова, Г.М. Еналиева- М., 2010.- 181с.

8. Пассов, Е.И. Галактика Гутенберга или текст как единица овладения культурой иноязычного письма / Е.И. Пассов // Коммуникативная методика- 2011.- №.4. С. 26-29.

9. Пассов, Е.И. К письму - через чтение / Е.И. Пассов // Коммуникативная методика- 2011.- №5. С. 26-29.

10. Пассов, Е.И. Выражение языком мимики и жестов / Пассов Е.И. // Коммуникативная методика- 20011.- №6. С. 26-29.

11.Сафонова, В. В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. В.В. Сафонова. – М., 2014.221 с.

12. Вирджиния Эванс, Дженни Дули,,Ольга Подоляко, Юлия Ваулина Spotlight,8 students book

 

Приложение 1

Пример карточки с новой лексикой для работы в группах. 8 класс, Модуль 4 «Будь собой».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 31; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.195 (0.024 с.)