Занятие по теме 5 Мышление и воображение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие по теме 5 Мышление и воображение



Учебные вопросы темы

1.Понятие мышления

2.Понятие воображения

3 Развитие мышления и воображения школьников.

 

Вопросы для самоконтроля и повторения

1. Дайте определение мышлению.

2.  Почему мышление определяют как обобщенный и опосредствованный познавательный процесс?

3. Назовите основные характеристики мышления.

4. В чем выражается взаимосвязь мышления и речи?

5. Охарактеризуйте основные типы мышления: наглядно-образное, наглядно-действенное, понятийное, словесно-логическое и др.

6. Что вы знаете о понятии? Расскажите об общих и единичных понятиях.

7. Расскажите об умозаключении как высшей форме мышления.

8. Что вы знаете о сравнении как операции мышления?

9. Охарактеризуйте анализ и синтез как операции мышления.

10.Дайте характеристику абстракции как операции мыслительного отвлечения.

11.Расскажите о конкретизации как процессе представления единичного.

12.Дайте характеристику процесса воображения.

13.С какими психическими процессами связан процесс воображения?

14. Охарактеризуйте воссоздающее и творческое воображение.

 

Вопросы для размышления и обсуждения

1. Какова роль мышления в познавательной деятельности человека, в его жизни в целом?

2. Какой вид мышления, выделяемый по форме, возникает позже остальных и почему?

3. Раскройте роль воображения в жизни человека

 

                                                                       

Занятие по теме 7 Эмоции и чувства

Учебные вопросы темы

1.Понятие эмоций

2.Виды эмоций

3.Развитие эмоциональной сферы школьника

 

Вопросы для самоконтроля и повторения

1. В чем заключается сущность эмоций?

2. Раскройте основные характеристики эмоций.

3. Чем эмоции отличаются от чувств?

4. Что такое чувства?

5. Что такое астенические эмоции?

6. В чем заключается амбивалентность эмоций?

7. В чем заключаются функции эмоциональной сферы личности?

8. Назовите фундаментальные эмоции, определенные К. Изардом.

9. Охарактеризуйте высшие чувства человека.

10. Что такое аффект, настроение, стресс?

11. Каковы особенности развития эмоциональной сферы школьника на различных этапах школьной жизни?

Вопросы для размышления и обсуждения 

1. Поясните, как эмоции могут регулировать поведение и в целом жизнь человека.

2. Какие эмоции (положительные или отрицательные) более важны для выживания организма? Почему?

1. Что можно делать, чтобы противостоять стрессу?

 

 

Занятие по теме 9 Темперамент и характер

Учебные вопросы темы

1.Понятие темперамента и его физиологические основы

2.Типы темперамента Индивидуальный стиль деятельности.

3.Понятие характера

3.Акцентуации характера

5.Формирование характера

 

Вопросы для самоконтроля и повторения

1. Что такое темперамент?

2. Каковы основные свойства темперамента?

3. В чем заключается суть учения о темпераменте Гиппократа?

4. Что вы знаете о типологии темперамента Э. Кречмера?

5. Что является физиологической основой темперамента?

6. Дайте характеристику основным типам темперамента.

7. В каких особенностях поведения человека проявляется темперамент?

8. В чем выражаются особенности соотношения темперамента и успешности дея­тельности человека?

9. Раскройте суть понятия «характер».

10. Как соотносятся характер и направленность личности?

11. Что входит в структуру характера?

12. Охарактеризуйте интеллектуальные, эмоциональные и волевые черты характера.

13. Охарактеризуйте виды акцентуации характера по А. Е. Личко.

14. Каковы особенности формирования характера на разных стадиях школьной жизни?

                               

Вопросы для размышления и обсуждения

 

1. Можете ли вы изменить свой темперамент?

2. Как учитель может использовать в педагогической деятельности знания о темпераменте?

3. Ученика какого типа темперамента легче обучать? Почему?

4. Человек какого темперамента наилучшим образом подходит для профессии педагога?

5. В чем заключается роль взаимодействия ребенка и взрослого в формировании характера?

 

 

 

РАЗДЕЛ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

Тестовые задания для текущего контроля знаний

::1::Общая психология - это наука о ~филогенетических формах психики

=наиболее общих закономер­ностях, выявляемых психологией

~онтогенетических формах психики

~психологической помощи человеку и животным

 

2::К основным категориям общей психологии относятся

=психические процессы, состоя­ния и свойства

~ум, чувства и воля

~эмоции, характер и темперамент

~человек, личность и общество

 

::3::К психическим процессам обычно относят

=познавательные, эмоциональные и волевые

~мыслительные, аффективные и характерные

~мнемические, волевые и темпераментные

~чувственные, эмоциональные и личностные

 

::4::К психическим состояниям в большей мере относятся

=настроения

~мысли

~чувства

~ощущения

 

::5::К психическим состояниям в большей мере относятся

=сомнения

~ощущения

~чувства

~мысли

 

::6::К психическим свойствам в большей мере относятся

=темперамент

~мысли

~настроения

~аффекты

 

::7::Предметом психологии в психоанализе является

~соотношение психики и поведения

~соответствие внешнего явления его образу

=взаимосвязь сознания и бессознательного

~психологическая самозащита

 

::8::Предметом психологии в бихевиоризме является

~психика

~сознание

=поведение

~бессознательное

::9::Выделяют три стадии в развитии психики животных:

~сенсорная, перцептивная и логическая

~сенсорная, субсенсорная и перцептивная

~сенсорная, образная и мнемическая

=сенсорная, перцептивная и интеллектуальная

                                                  

::10::Нервная система на сенсорной стадии развития психики животных

~узловая или центральная

~примитивная или развитая

~центральная или примитивная

=диффузная или ганглиозная

 

::11::Нервная система на перцептивной стадии развития психики животных

~узловая

~диффузная

~ганглиозная

=центральная

 

::12::Нервная система на интеллектуальной стадии развития психики животных представляет собой

~рассеянное нервное сплетение 

~диффузное нервное сплетение

~узловое соединение с головным ганглием

=ЦНС с выделением спин­ного и головного мозга

 

::13::Форма отражения на сенсорной стадии развития психики животных

~мышление

~память

~восприятие

=ощущение

 

::14::Форма отражения на перцептивной стадии развития психики животных

~ощущение

~память

~мышление

=восприятие

 

::15:: Форма отражения на интеллектуальной стадии развития психики животных

~ощущение

~восприятие

~память

=мышление

 

::16::Форма поведения на сенсорной стадии развития психики животных –

~приспособление

~интеллектуальная

~навык

=инстинкт

 

::17:: Форма поведения на перцептивной стадии развития психики животных –

~приспособление

~интеллектуальная

~инстинкт

=навык

 

::18::Форма поведения на интеллектуальной стадии развития психики животных –

~приспособление

~инстинкт

~навык

=интеллектуальная

 

::19::Основной единицей деятельности является

~мотив

~цель

=действие

~задача

::20::Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и имеет:

=рефлекторный характер

~энергичный характер

~инстинктивный характер

~непонятный характер

::21::По критерию месторасположения рецепторов ощущения на экстероцептивные, интероцептивные и проприоцептивные разделил:

=Ч. Шеррингтон

~З. Фрейд

~Л.С. Выготский

~К. Хорни

::22::По месту расположения рецепторов выделяют ощущения:

=экстероцептивные

=интероцептивные

=проприоцептивные

~интровертированные

::23::Экстероцептивные ощущения делятся на:

=контактные

=дистантные

~афферентные

~эфферентные

::24::Переферические рецепторы проприоцептивных ощущений находятся:

=в мышцах

=в сухожилиях и связках

~в носовой полости

~в стенках желудка и кишечника

::25::Изменение чувствительности органов чувств под влиянием действия раздражителя это:

=адаптация

~сенсибилизация

~взаимодействие ощущений

~синестезия

::26::Целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств называется:

=восприятие

~ощущение

~память

~воображение

::27::По форме существования материи различают следующие виды восприятия:

=восприятие пространства

=восприятие времени

=восприятие движения

~преднамеренное восприятие

::28::Получение первичных образов обеспечивают:

=сенсорно-перцептивные процессы

~процессы мышления

~процессы воображения

~процессы памяти

::29::Восприятие часто принято называть …:

=перцепцией

~осязанием

~наблюдательностью

~чувствительностью

::30::Ошибочное восприятие реальных вещей или явлений называют:

=иллюзией

~воображением

~бредом

~галюцинацией

 

::31::Минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение – это порог ощущений:

=нижний абсолютный

~дифференциальный

~временный

~верхний абсолютный

:32::Максимальная величина раздражителя, которую способен адекватно воспринимать анализатор называется порогом ощущений:

=верхний абсолютный

~нижний абсолютный

~дифференциальный

~временный

::33::Минимальное значение изменения интенсивности сигнала, вызывающее ощущение – это:

=разностный порог

~нижний абсолютный

~временный

~верхний абсолютный

::34::Ощущения, возникающие при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела, называются:

=экстероцептивными

~интероцептивными

~проприоцептивными

~интерактивными

::35::Рецепторы, специализирующиеся на отражении воздействий из внутренней среды организма, называются:

=интерорецепторы

~экстерорецепторы

~проприорецепторы

~внутренними

::36::К основным свойствам ощущений относятся:

=качество

=интенсивность

=длительность

~объем

::37::Свойство человека, проявляющиеся как способность замечать в воспринимаемом малоизвестные, но существенные детали, характеризуют:

=наблюдательность

~иллюзия

~перцептивные действия

~осязание

::38::Направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального называется:

=внимание

~ощущение

~речь

~память

::39::Простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств внешних предметов и явлений окружающего мира (внутренних состояний организма), непосредственно воздействующих на органы чувств называется:

=ощущение

~внимание

~речь

~мышление

::40::Целостное отражение предметов и явления объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств называется:

=восприятие

~память

~мышление

~внимание

::41::К основным свойствам внимания относят:

=устойчивость

=колебания объем

=распределение

~глубина

::42::Длительность сосредоточения внимания на объекте или явление называется:

=устойчивость

~объем

~интенсивность

~колебание

::43::Понятие «доминанта» в науку было введено:

=А.А. Ухтомским

~Л.С. Выготским

~П.Я. Гальпериным

~У. Найссером

 

::44::Сосредоточенность внимания на объекте в силу его особенностей называется:

=непроизвольным

~произвольным

~послепроизвольным

~зрительным

::45::Причиной возникновения произвольно внимания к любому объекту является:

=постановка цели деятельности

=активизация воли

~отсутствие цели деятельности

~необычность раздражителя

::46::Степень сосредоточенности сознания на объекте – это такой показатель внимания как:

=концентрация

~переключение

~колебание

~объем

::47::Психический процесс, состоящий в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении индивидом своего опыта называется:

=памятью

~мышлением

~вниманием

~сознанием

::48::К процессам памяти относится:

=запоминание

=сохранение

=воспоизведение

~реконструкция

::49::Объем хранящейся информации в кратковременной памяти:

=7±2

~неограничен

~предел неизвестен

~примерно 10

:: 50::Автором теории забывания как следствия постепенного угасания следов памяти является:

=Г. Эббингауз

~А. Маслоу

~К. Юнг

~Р.С. Немов

::51::График зависимости забывания логически однородной информации с момента ее полного усвоения называется:

=кривой забывания Эббингауза

~кривой распределения

~кривой заучивания

~кривой усвоения

::52::Сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или переживании обеспечивает:

=внимание

~память

~рефлексия

~восприятие

 

::53::Память, основанная на многократном повторении материала без его осмысления, называется:

=механической

~долговременной

~эмоциональной

~произвольной

::54::Способность одновременно сохранять определенное количество информации называется:

=объем памяти

~быстрота памяти

~точность памяти

~длительность памяти

::55::Адекватное воспроизведение фактов и событий, с которыми сталкивается человек, а также адекватное воспроизведение содержания информации называется:

=точность запоминания

~объем запоминания

~быстрота запоминания

~длительность запоминания

::56::Какие из перечисленных видов памяти относятся к классификации «по продолжительности закрепления и сохранения материала»:

=кратковременная

=долговременная

~образная

~эмоциональная

 

::57::Какие из перечисленных видов памяти относятся к классификации «по характеру психической активности»:

=двигательная

=образная

~долговременная

~кратковременная

::58::Вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности и актуализирующий информацию, необходимую для выполнения этой деятельности:

=оперативная

~эмоциональная

~словесно-логическая

~непроизвольная

::59::Запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить называется:

=непроизвольной памятью

~оперативной памятью

~словесно-логической памятью

~долговременной памятью

::60::Память на представления, картины природы, ощущения называется:

=образная

~двигательная

~эмоциональная

~произвольная

::61:: Какие из перечисленных видов памяти относятся к классификации «по характеру участия воли»:

=непроизвольная

=произвольная

~долговременная

~эмоциональная

::62::Запоминание, сохранение и воспроизведение простых и сложных движений это память:

=двигательная

~оперативная

~произвольная

~промежуточная

::63::Социальнообусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза называется:

=мышление

~воображение

~восприятие

~внимание

::64::Индивидуальная особенность мышления, выражающаяся в умении проникнуть в сущность сложных явлений, процессов называется:

=глубина

~самостоятельность

~гибкость

~широта

::65::Индивидуальная особенность мышления, выражающаяся в умении изменить намеченный вначале путь (план) решения задач, если он не удовлетворяет вновь открывшимся или изменившимся условиям называется:

=гибкость

~самостоятельность

~широта

~глубина

::66:: Индивидуальная особенность мышления, выражающаяся в умении увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и затем решить их своими силами:

=самостоятельность

~гибкость

~широта

~быстрота

::67::К видам мышления относятся:

=наглядно-действенное

=наглядно-образное

=словесно-логическое

~умозаключение

::68:: Вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с предметами, формирующийся к 3-м годам, называется:

=наглядно-действенное

~словесно-логическое

~наглядно-образное

~умозаключение

::69:: Вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы, преобразование ситуации совершается с воображаемыми образами, формирующийся к 7-ми годам, называется:

=наглядно-образное

~наглядно-действенное

~словесно-логическое

~умозаключение

 

::70:: Вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями, формирующийся к старшему школьному возрасту, называется:

=словесно-логическое

~наглядно-образное

~наглядно-действенное

~умозаключение

::71::Считается доказанным, что наиболее поздним продуктом исторического развития мышления является:

=словесно-логическое

~наглядно-образное

~наглядно-действенное

~другое

::72::Форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями, утверждающая или отрицающая что-либо называется:

=суждение

~понятие

~умозаключение

~правильных ответов нет

 

:: 73::Вывод из нескольких суждений, дающий нам новое знание о предметах и явлениях объективного мира называется:

=умозаключение

~суждение

~понятие

~правильных ответов нет

::74::Логический переход в процессе мышления от общего к частному называется:

=дедукцией

~индукцией

~понятием

~рассуждением

 

::75::Психический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых называется:

=воображение

~память

~мышление

~внимание

 

::76::Воображение, характеризующееся созданием образов не воплощенных в жизнь, называется:

=пассивное

~активное

~творческое

~воссоздающее

::77::Воображение, которое в своей основе имеет образы, опирающееся на описания и схемы, называется:

=воссоздающее

~творческое

~непреднамеренное

~активное

::78::Прием воображения, заключающийся в «склеивании», комбинации отдельных элементов или частей нескольких предметов в один образ называется:

=агглютинация

~гиперболизация

~акцентирование

~типизация

 

::79::Прием воображения, заключающийся в увеличении или уменьшении размеров предмета, изменении количества частей предмета называется:

=гиперболизация

~акцентирование

~типизация

~агглютинация

 

::80::К формам мышления относят:

=понятия

=суждения

=умозаключения

~отвлечения

:: 81::Исторически сложившаяся форма общения человека с другим человеком или с самим собой, опосредованная использованием естественного языка называется:

=речью

~воображением

~вниманием

~мышлением

::82::Вид речи, определяемый как, вербальное общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух, называется:

=устная речь

~письменная речь

~контекстная речь

~внутренняя речь

 

::83::Определите правильное соответствие понятий, которые характеризуют свойства ощущений:

=основная характеристика ощущения, отличающая его от других видов ощущений или варьирующая в пределах данного вида -> качество

=количественная характеристика ощущений -> интенсивность

=характеристика ощущения во времени -> продолжительность

 

::84::Определите правильное соответствие понятий, определяющих уровни чувствительности:

=минимальная сила раздражителя, которая уже способна вызвать ощущение -> нижний порог чувствительности

=максимальная сила раздражителя, при которой еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение -> верхний порог чувствительности

=минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее едва заметное различие ощущений -> разностный порог

 

::85::Определите правильное соответствие понятий, определяющих виды ощущений:

=зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые ощущения -> экстероцептивные

=ощущение сердцебиения, жажды, голода -> интероцептивные

=ощущения о положении тела в пространстве -> проприоцептивные

 

::86::Определите правильное соответствие понятий, определяющих характеристики восприятия:

=внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе -> целостность

=относительное постоянство восприятия образа -> константность

=искаженное восприятие реально существующей действительности -> иллюзия

::87::Определите правильное соответствие понятий, определяющих характеристики восприятия:

=понимание связи сущности предметов и явлений через процесс мышления -> осмысленность

=преимущественное выделение одних объектов перед другими в процессе восприятия -> избирательность

=зависимость восприятия от опыта, знаний, интересов и установок личности -> апперцепция

 

::88::Соотнесите понятия, обозначающие виды восприятия:

=отражение объективно существующего мира, включая восприятие формы, величины и взаимного расположения объектов…-> восприятие пространства

=отражает изменения положения, которое объекты занимают в пространстве -> восприятие движения

=отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности -> восприятие времени

 

::89::Соотнесите понятия, характеризующие свойства внимания:

=длительность сосредоточения на объекте -> устойчивость внимания

=количество объектов, одновременно удерживаемых в сознании -> объем внимания

=возможность одновременного выполнения индивидом двух и более видов деятельности -> распределение внимания

 

::90::Соотнесите понятия, характеризующие виды внимания:

=внимание возникает без намерения, заранее поставленной цели и без волевых усилий -> непроизвольное внимание

=активное, целенаправленное сосредоточение сознания, связанное с волевыми усилиями -> произвольное внимание

=внимание, возникающее через «вхождение в деятельность» и связанный с этим интерес -> послепроизвольное внимание

 

::91::Соотнесите понятия, характеризующие свойства памяти:

=способность одновременно сохранять определенное количество информации -> объем

=адекватное воспроизведение фактов, событий и информации с которыми сталкивается человек -> точность

=время сохранения информации -> длительность

 

::92::Соотнесите понятия, характеризующие виды запоминания:

=человек не ставит перед собой специальной цели запомнить и не производит для этого никаких усилий -> непроизвольное запоминание

=человек сознательно ставит перед собой цель запомнить, и прилагает для ее осуществления усилия воли -> произвольное запоминание

=формируется в результате только многократных, стереотипных повторений -> механическое запоминание

 

::93:: Соотнесите понятия, характеризующие мыслительные операции:

=операция разделения сложного объекта на составляющие его части -> анализ

=операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами -> сравнение

=операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных -> абстрагирование

 

::94:: Соотнесите понятия, характеризующие мыслительные операции:

=операция, позволяющая в едином процессе мысленно переходить от частей к целому -> синтез

=мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам -> обобщение

=процесс, обратный абстрагированию, возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания -> конкретизация

 

::95::Соотнесите виды мышления и период их созревания:

=наглядно-действенное -> к 3 годам

=наглядно-образное -> к 7 годам

=словесно-логическое -> к старшему школьному возрасту

::96:: Соотнесите понятия, характеризующие виды мышления:

=мышление, опирающееся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с предметами -> наглядно-действенное

=мышление, характеризующееся опорой на представления и образы, преобразование ситуации совершается с воображаемыми образами -> наглядно-образное

=мышление, осуществляемое при помощи логических операций с понятиями -> словесно-логическое

::97:: Соотнесите понятия, обозначающие формы мышления:

=форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями, утверждающая или отрицающая что-либо -> суждение

=форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений выраженная словом или группой слов -> понятие

=вывод из нескольких суждений, дающий нам новое знание о предметах и явлениях объективного мира -> умозаключение

 

::98:: Соотнесите понятия, обозначающие приемы и способы воображения:

=соединение, «склеивание» отдельных элементов или частей нескольких предметов в единый образ -> агглютинация

=выделение и подчеркивание какой-либо части в создаваемом образе -> акцентирование

=сглаживание различий предмета и выделение черт сходства между ними -> схематизация

 

::99:: Соотнесите понятия, обозначающие приемы и способы воображения:

=выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях, и воплощение его в конкретном образе -> типизация

=выделение и подчеркивание какой-либо части в создаваемом образе -> акцентирование

=увеличение или уменьшение размеров предмета, изменении количества частей предмета -> гиперболизация

::100:: Соотнесите понятия, обозначающие виды речи:

=вербальное общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух -> устная речь

=использование языка вне процесса реальной коммуникации -> внутренняя речь

=способ межличностного общения людей при помощи системы телодвижений -> жестовая речь

::101:: Показателем аффекта не является:

– незначительное изменение сознания;

– нарушение контроля воли за своими действиями;

– сохранение самообладания;

– сохранение контроля воли за своими действиями.

::102:: Самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведе­ние человека, называется:

– собственной эмоцией;

– аффектом;

– настроением;

– чувством.

::103:: Чувства, связанные с познавательной деятельностью, называются чув­ствами:

– моральными;

– интеллектуальными;

– эстетическими;                     

– практическими.

::104:: Сильное эмоциональное состояние взрывного характера, влияющее на всю личность, характеризующееся бурным протеканием, изменением со­знания и нарушением волевого контроля,—это:                                                          

– аффект;

– страсть;

– фрустрация;

– стресс.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.213.128 (0.357 с.)