Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Образы главных персонажей повести, одаренных первой любовью
· Образ Вольдемара. Рассказ ведется от лица главного героя Владимира Петровича, человека лет сорока. Он вспоминает историю, произошедшую с ним, 16-летним юношей. Прототипом молодого героя повести, по словам самого писателя, послужил он сам: “Этот мальчик- ваш покорный слуга”. Сменяют друг друга длинные, светлые, теплые дни лета. Жизнь идет своей чередой без гувернера в прогулках с книгой в руке, вскачь на верховой лошадке. Мальчик представляет себя рыцарем на турнире. Дамы сердца у него пока еще нет, но вся его душа готова к встрече с ней. В нем живут два полярных чувства: грусти и радости. Грустит и плачет он от созерцания “красоты вечера” и чтения “ певучего стиха”. Но одновременно так радостно наблюдать ему вокруг себя красивый мир, что “сквозь слезы и сквозь грусть” неудержимо “проступало чувство молодой, закипающей жизни ”. Тургенев называет предчувствие Володи “полусознанным, стыдливым”, так как оно связано с грезами юного сердца о “призраке женской любви”. Юношеское сознание сосредоточено на мечте о рыцарском служении Прекрасной Даме. И в этом он достойный сын своего отца. · Образ Петра Васильевича. Прототип героя – отец писателя Сергей Николаевич, который женился на Варваре Петровне (матери Т.) по расчету. В течение всей жизни он сохранит свою внутреннюю независимость и подчеркнутую холодность в супружеском союзе. “Воробьиная ночь” показала, что чувство, которое испытывает Владимир настоящее и очень серьезное, его счастливый сон на заре словно затишье перед той бурей страданий и страстей, которые обрушатся на юношу, и именно отец станет причиной этих страданий. Сейчас о своем отце говорит 40- летний человек, но даже по прошествии двух десятков лет после его смерти он продолжает смотреть на него с обожанием и преклонением. “Я любил его, я любовался им, он казался мне образцом мужчины”. По- прежнему незабываемо лицо отца: умное, красивое, светлое, незабываемы те короткие минуты, когда он позволял мальчику находиться рядом с собой. Но от этого привязанность к отцу не делалась меньше. Именно отец помогает сыну понять вековечный смысл любви: “ Чужое я внедрилось в твое: ты расширен – и ты нарушен и твое я умерщвлено”. В памяти Владимира Петровича отец остался человеком чести. Женившись по расчету на женщине “старше его десятью годами” и будучи зависим от нее материально, он терпит много лет недостойное себя положение. Единственное, что помогает ему в вынужденных жизненных обстоятельствах оставаться внутренне независимой личностью – это его строгость, холодность и отдаленность в отношениях с женой. Поэтому трудно представить ситуацию, в которой бы отец мог о чем-либо просить ее. Тем не менее дважды Петру Васильевичу придется встать на колени перед женой, заботясь о Зинаиде.
Когда их связь перестает быть тайной благодаря анонимному письму графа Малевского и в доме происходит ссора с жестокими словами и угрозами, он находит в себе душевные силы пойти к жене и “с нею наедине” долго говорить о чем-то. Стремясь оградить княжну от наветов, он соглашается, по-видимому, с условием жены оставить дачу и переселиться в город. Однако самой потрясающей является сцена, когда, по словам Владимира Петровича, за несколько дней до смерти отец получил письмо из Москвы и “ходил просить о чем-то матушку и, говорят, даже заплакал, он, мой отец ”! По-рыцарски ведет себя отец и в ситуации с автором анонимного письма его жене графом Малевским, отказав ему бывать в своем доме: “имею честь вам доложить, что если вы еще раз пожалуете ко мне, то я вас выброшу в окошко. Мне ваш почерк не нравится”. Красивый, глубокий, страстный человек, он оказал решающее воздействие на резвую, кокетливую шалунью-княжну. Даже когда все обнаруживается, мальчик-рыцарь “не зарыдал, не предался отчаянию”, а главное, “не роптал на отца”. Рыцарское поведение отца в последующие дни не только не даст повода сыну для упреков, но еще более утвердит юношу в отцовском праве на любовь. Знаменательна в этом смысле сцена (после свидания отца с Зинаидой в городе), когда ему вдруг открывалось, “сколько нежности и сожаления могли выразить строгие черты” его отца, истово любившего и одновременно скорбящего по невозможности своей любви. 22. Творчество И.С. Тургенева в 1860-е годы. Роман "Дым", его своеобразие С начала 1860-х годов Тургенев поселяется в Баден-Бадене. Он активно участвует в культурной жизни Зап.Европы, завязывая знакомства с крупнейшими писателями Германии, Франции и Англии, пропагандируя русскую литературу за рубежом и знакомя русских читателей с лучшими произведениями современных ему западных авторов. Несмотря на жизнь за границей, все мысли Т. были связаны с Россией. Он пишет роман «Дым» (1867), вызвавший много споров в русском обществе. Т. надеялся, что послужит делу объединения всех передовых сил России, но все только обострилось. Рус.жизнь не имеет перспективы. Время не стабильное. Россия была связанна у него с образом «дыма». И следующий роман его сразу после «ОиД» назван «Дым». Писал он его очень долго. «ОиД» он воспринимал как провал, хотел вообще оставить творчество. Живя за границей, он не мог писать о России, т.к. не видел, что происходит там. В романе «Дым» он пытается осмыслить совр.историю России. Он обращает внимание на партию, ктр.хотела бы вернуть все обратно. Действие происходит в Баден-бадене, где есть русская группа, ктр. волнует Россия.Он понимал, что есть силы, которые могут вернуть Россию назад, это морально низкие, корыстолюбивые люди. Другая группировка в романе – нигилисты. Он их показывал на нерусской земле. Это крикуны, дикие русские юноши – Бомбарев, Пищялкин. Уже фамилии о многом говорят. Главный герой романа Литвинов сталкивается с ними. У него есть русская невеста Татьяна. Здесь же он встречается с бывшей возлюбленной – Ириной, ктр. замужем за богатого генерала, но не счастлива с ним. Встретив Летвинова ее чувства оживают. Она хочет быть с ним, но не хочет обратно в Россию. Она хочет, чтобы Л. бросил все ради нее и остался с ней. Л. отказывается от брака с Татьяной, но и с Ириной он понимает, что не сможет быть. Долг превзошел чувства. Ирина не понимала его, и он разрывает с ней. Рядом с главным героем находится Патугин, ктр. тоже влюблен в Ирину. Он выбрал чувства, а не долг и теперь таскается за Ириной по Европе. Л. возвращается в Россию, он не готов отказаться от родины. Принимает прощения от Татьяны. Образ дыма – непонятный смысл жизни. Герои мечутся в поисках истинного пути. В конце романа появляется надежда, что из газообразного Россия скоро перейдет в твердое состояние. Л. освобождается от дыма. Он простой обыкновенный человек, в нем нет титанизма Базарова.
Любовная интрига здесь имеет общественный смысл. С кем Литвинов? Со светлым будущим в России или с революции? Усиливается критическое начало, интерес к быту. Роман густо населен, много героев. Сатирическое начало. Структура Тургеневского романа меняется. Роман разрастается, и это просматривается в последующих романах. Роман принял большую критику. Страхов в своей статье многими героями был не доволен (якобы Тургенев не видел и не понимал жизнь людей в России). (По Цейтлин «Дым» Тургенева) «Дым» – один из самых сложных тургеневских романов.Критика социалистического учения Герцена совмещается в этом произведении с яростной борьбой против идеологии «дворянского реванша». Идейно-художественное своеобразие романа Тургенева «Дым» определяется не только внеэстетической, но и эстетической сферой реальности. Произведение теснейшим образом связано с литературой как частью культуры. Произведение также погружено и в общекультурный контекст. Термины историко-культурный контекст и традиция соотносятся друг с другом. Традиция представляет собой составную часть литературно-художественного и общекультурного контекстов, передающуюся от поколения к поколению, от одного человека к другому. В литературно-художественном контексте романа «Дым» мы выделили два вида традиций: автотрадицию и внешнюю по отношению к Тургеневу традицию – «чужое слово» в его пятом романе.
В отличие от Герцена Тургенев не верил в крестьянство, мелкобуржуазную природу которого он вполне понимал и считал иллюзии Герцена в этом отношении реставрацией старого русского славянофильства. Однако «Дым» был направлен не против одних «лондонских» эмигрантов, но и против русской контрреволюции. Отстаивая дорогое ему, как либералу «постепеновцу», дело крестьянской реформы, Тургенев в то же время видел, что значительная часть русского дворянства – и прежде всего аристократическая и крупнопоместная его верхушка – недовольна реформой. Особенно резко это недовольство проявлялось за границей, где реакционные фрондеры чувствовали себя гораздо свободнее, чем в Петербурге. Обозначились три основные политические сферы «Дыма»: Губарева, как основного из поставщиков «социально-славянофильской браги», фрондирующих генералов, мечтающих отменить реформу и вернуться назад, чуть ли не к «семибоярщине» – и Потугина, этого ревностного защитника идей европейской «цивилизации». Все эти люди находятся на территории Баден-Бадена. В первый раз у Тургенева действие большей части его романа происходит не в самой России, а далеко за ее пределами. Тургенев недостаточно знал в эту пору русскую действительность, с которой он в 1862-66 гг. мало соприкасался. Избрание местом действия заграничного города позволило романисту изобразить русскую жизнь ретроспективно, преломив ее факты сквозь откровенно-пристрастное восприятие героев его нового романа. Отличительной особенностью «Дыма» является множество выведенных в нем персонажей, почти всегда списанных с реальных исторических лиц. В этом романе выведены Бакунин и графиня Салиас, фаворитка царя, Долгорукая и ее муж, генерал Альбединский, министр двора, граф Адлерберг, славянофил Кошелев и многие другие. Когда Тургенев пишет о госпоже X, «известной некогда красавице и всероссийской умнице, давным-давно превратившейся в дрянной сморчок, от которого отдавало постным маслом и выдохшимся ядом», – он явно имеет в виду Смирнову-Россет, которая одиннадцатью годами ранее послужила ему моделью для Дарьи Михайловны Ласунской (в «Рудине»).
Подобное обилие прототипов закономерно для «Дыма» – первого тургеневского романа-памфлета, полного язвительных намеков на «героев дня». В сюжетной основе «Дыма» находится история любви Литвинова и Ирины, осложненная отношениями Литвинова к Татьяне. Их взаимоотношения составляют почти все содержание интимного плана «Дыма». Но прежде чем обратиться к этим своим героям, Тургенев целых пять глав уделяет русским аристократическим путешественникам, псевдо-демократическому кружку Губарева и глубоко своеобразной личности Потугина. В «Дыме» же изображалась одна эта «мутная пена» демократического движения. Здесь Тургенев приблизился к так называемому антинигилистическому роману, представленному в 60е годы именами Писемского («Взбаламученное море»), Лескова («Некуда»), Клюшникова («Марево»), Авенариуса («Бродящие силы»). С этой литературой губаревский план «Дыма» объединялся следующими характерными особенностями: 1) неприкрытой тенденциозностью, проявлявшейся в отрицании за революционным лагерем каких бы то ни было политических перспектив, а за его приверженцами – каких-либо человеческих достоинств, 2) предоставлением всех своих симпатий патриархальным и аполитичным людям, связанным с национальной русской «почвой», людям, не помышляющим о каком-либо протесте, гармоничным и устойчивым в своей психике, 3) введением аллегорического заглавия, недвусмысленно отвергавшего нигилистическое движение (образ «дыма», как символа непрочности, эфемерности революционных начинаний), 4) таким построением сюжета, при котором образы революционеров чрезвычайно быстро и без сколько-нибудь существенных столкновений разоблачали перед всеми свою безыдейность, обывательщину, корысть и тем самым компрометировали принципы, которые они пытались представлять, 5) саморазоблачающим языком «нигилистов» – грубостью их речей и крайней пустопорожностью их споров по общественно-политическим вопросам. В этой своей части – изображения Губарева и его кружка «Дым» был воспринят читателями, как одно из звеньев антинигилистической литературы 60х годов. 23. Итоги творческого пути И.С. Тургенева, их отражение в поздних повестях, романе "Новь" и "Стихотворениях в прозе" Роман «Новь» написан сразу после «Дыма», эта уже новая манера романа у Т. Здесь еще сильнее чувствуется своеобразная обращенность в будущее. Роман «Новь» - самый крупный их всех романов Т. Общественно-политическая тематика в нем выражена так ярко, как ни в одном другом романе до этого. В период создания «Нови» интерес писателя к революционному движению в России был особенно глубок и значителен. Тургенев в 70е годы с доброжелательным вниманием следил за политической эмиграцией, обосновавшейся в Париже. Он оказывал им материальную помощь. В «Нови» Т. размышляет о судьбах России. Эти размышления проникнуты ненавистью к дворянской реакции, проявляющиеся в различных формах. Создавая образы Калломейцева и Сипягина, представляющих в романе эту реакцию, писатель доходит до явной злободневности, остроты. Тургенев «относит Калломейцева к “новой породе помещиков-ростовщиков”, бесчеловечных в своих отношениях с крестьянами», а «в лице Сипягина развенчивает показной, поверхностный либерализм, обнаруживающий в критический момент свою реакционную сущность». Вместе с тем главное внимание писатель уделяет изображению революционной молодежи (Нежданову, Марианне, Маркелову, Соломину). В литературе о романе самым спорным является образ Соломина. Соломина относили к разным социальным и политическим группам: то к представителям зарождавшейся в России буржуазии, то к рабочей интеллигенции, то к буржуазным просветителям, то к народникам лавровского направления. Поздний Т. показывает рус.жизнь в контрастах. Это новый стиль: обращенность к духовной стороне личности, строгость письма, усиление сатирического и психологического начала, изображение быта. Т. по-своему осмысливал революционное движение. Революционеры – это нетерпеливцы, ктр. торопят историю. Сейчас они не нужны, надо смириться и терпеть. В романе «Новь» он и показывает это. Гл. герой – Нежданов. Сама фамилия не спроста выбрана, его не ждали. От матери он наследует плебейскую кровь, а от отца спокойность. В его душе – борьба двух стихий, ктр. вместе не могут ужиться. Он идет в народ, но не умеет с ним общаться, он не знает его. Мужики видят в нем начальника, они не понимают его, и сдают его полиции. Нежданов приходит к тупику. Тург. девушка – Марианна – воспитанница в богатой семье. Они чем-то похожи с Неждановым. Они ровня др.др. и любят др.др., но М. разочаровывается в Н., т.к. понимает, что надо не бунтовать, а просвещать народ. И она предпочитает другого, ктр. близок рабочим и хозяевам фабрики, где он работает – Соломин. Он полезный человек для России. Нежданов кончает жизнь самоубийством, а Соломина ждет успех и перспектива. Это новый тип романа. Тург. показывает Россию через судьбы нескольких персонажей. Вводит картины различной жизни: общественные группировки, простой народ, богатые люди. Роман приобретает ярко выраженный общественный характер.
Завершает тв-во Т. «Стих-я в прозе» – это сатирический период. Это сборник миниатюр. В нем собраны все ранние темы Т.: социальные, философские, любовь, природа, интеллигенция, искусство, подвиг и т.д. Это завещание Т. На рубеже 1870-80х годов Тургенев создает цикл «Стихотворения в прозе», который стал итогом и завершением всего его творческого пути и одновременно лебединой песней автора. Цикл состоит из лирических миниатюр, тематика которых воспроизводит главные темы тургеневских произведений прошлых лет. Мотивы и образы «Записок охотника» узнаются в стихотворениях «Деревня», «Два богача», «Щи», «Христос», «Сфинкс», рассказывающих о духовном богатстве, непостижимой душевной глубине и загадочности русского крестьянского характера. Знакомая по «любовным» повестям и романам тема разрушительной чувственной и просветляющей жертвенной любви присутствует в стихотворениях «Роза», «Как хороши, как свежи были розы…», «Стой!», «Воробей», «Памяти Ю. П. Вревской». Историческая линия романов прослеживается в стихотворениях, посвященных сложным взаимоотношениям народа и интеллигенции, судьбе и дальнейшим путям развития России: «Чернорабочий и белоручка», «Порог», «Русский язык». Особую и самую многочисленную группу в цикле составляют стихотворения пессимистического характера, продолжающие шопенгауэровскую линию тургеневских романов и развивающие как тематически, так и эстетически (ирреальные образы «иного мира», поэтика сновидения) мотивы «таинственных» повестей; к ним относятся «Разговор», «Старуха», «Собака», «Конец света», «Черепа», «Насекомое». Поэтика романтизма, всегда сосуществовавшая в тургеневских произведениях с «программной» для середины 19 в. реалистической поэтикой, однако никогда не заслонявшая ее собой, в «таинственных» повестях и «Стихотворениях в прозе» меняет свое эстетическое «место» и выходит на первый план, становясь структурообразующей основой произведений. Художественные новации позднего Тургенева, непонятые и непринятые большинством его современников, в действительности есть характерная черта и примета уже в это время начинающей складываться новой общеевропейской стилистической парадигмы, которая, противопоставив себя бытовому и эмпирическому реализму как бесплодному и отживающему стилю, будет широко черпать из сокровищницы романтической эстетики и на рубеже 19-20 вв. войдет в историю под названием стиля модерн.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.16.229 (0.016 с.) |