1. педагогическая,
2. научно-исследовательская,
3. проектная,
4. методическая,
5. управленческая
1.3. Место практики в структуре образовательной программы
Практика относится к профессиональному циклу (Блок 2), вариативная часть образовательной программы.
Система практик при овладении образовательной программой
№ п/п
| Название практики
| Вид практики
| Место практики в учебном плане
| Формируемые компетенции
|
Курс
| Семестр
| Сроки
| Кол-во
недель
| Трудоемкость в ЗЕТ
|
2
| Педагогическая практика
| производственная
| 1
| 2
| 4 неделя октября-1 неделя декабря (9-14)/ 4 неделя сентября-2 неделя октября (4-7)
| 8
| 12
| ОПК-3, ПК-12, ПК-13, ПК-14, ПК-15, ПК-16.
|
Для прохождения практики обучаемые должны обладать следующими знаниями, умениями и владениями:
· Знать принципы проектирования новых учебных программ и разработки инновационных методик организации образовательного процесса
· Знать современные методы обучения.
· Знать современные педагогические технологии применяемые в образовательных учреждениях.
· Знать составные компоненты (структуру) диссертации.
· Уметь осуществлять экспериментальную работу.
· Уметь составлять дидактические средства: (вопросы, карточки-задания, плакаты схемы, слайды и т,д.) в плане оснащения учебного процесса.
· Уметь составлять технологию (план) занятия любого типа.
· Уметь разрабатывать рабочие программы дисциплин (курсов)
· Владеть методикой обоснования итогов исследования с выдвинутой гипотезой.
· Владеть методикой организации, планирования, реализации и оценке учебных занятий.
· Владеть способами пополнения профессиональных знаний на основе использования оригинальных источников, в том числе электронных и на иностранном языке, из разных областей общей и профессиональной культуры;
· Владеть способами проведения занятия любого типа.
В период прохождения практики обучающиеся получают ЗУВ, которые необходимы в последующем профессиональном образовании обучающегося при овладении таких дисциплин как Методология и методы научного исследования, Нормативно-правовое обеспечение системы образования РФ, Менеджмент образовательных учреждений, Проектные технологии в современной школе, Разработка и проектирование образовательных программ, и при прохождении практик научно-исследовательской, преддипломной
Цель и задачи практики
¾ закрепление знаний и формирование умений о технологиях и методах проведения занятий.
¾ формирование умений (закрепление данных) по использованию инновационных технологий при подготовке и проведению различных видов занятий;
¾ формирование умений управленческой деятельности по организации и реализации экспериментальной работы, а так же систематизации, обобщению результатов эксперимента.
¾
1.5. Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики
Перечень планируемых результатов практики
№ п/п
| Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС и ОПОП)
| Трудовые функции и квалификационные требования в соответствии с Профессиональным стандартом
| Планируемые результаты (конкретизированные цели)
|
Знать
| Уметь
| Владеть
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
|
1.
| Готов руководить коллективом толерантно воспринимая социальные, этноконфессионные и культурные различия (ОПК – 3)
| ОТФ1, Воспитательная деятельность (A/02.6) - 6
| З.1. Знать закономерности развития коллективов разного типа: ученических, профессиональных
| У.1. Уметь анализировать реальное состояние дел в коллективе, поддерживать в коллективе деловую, дружелюбную атмосферу
У.2. Уметь учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации
| В.1. Владеть способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды
|
2.
| Готовностью к разработке технологий и приёмов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях осуществляющих образовательную деятельность, готовностью к систематизации, обособлению и распространению опыта в профессиональной области. (ПК – 12)
| ОТФ2, Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования (B/03.6) -6
| З.2. Знать критерии инновационных процессов в образовании;
З.3. Знать о современных средствах и методиках диагностики и оценки результатов обучения;
З.4. Знать о инновационных формах и методах оценки качества образовательного процесса в условиях инновационной образовательной среды
| У.3. Уметь разрабатывать и реализовывать проблемное обучение, осуществлять связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждать с обучающимися актуальные события современности
У.4. Умение организовывать процесс обучения с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям школьников или студентов, с учетом специфики предметной области,
конкретной образовательной ступени с учетом специфики ОУ.
| В.2. Владеть технологиями организации и проведения оценки качества образовательного процесса.
В.3. Владеть методами анализа, систематизации, обобщения и распространения своего педагогического опыта.
|
…
| Готовностью к управленческой деятельности путем использования комплекса методов стратегического анализа. (ПК – 13)
| ОТФ2, Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования (B/03.6) -6
| З.5. Знать об основных документах, регламентирующих обучение в школе и работу в вузе;
З.5. Знать о специфике профессиональной деятельности учителя технологии в школе и /или преподавателя вуза, знать о особенностях организации процесса обучения и воспитания в различных типах учебных ОУ на различных ступенях образования
| У.4. Уметь принимать адекватные решения в проблемных ситуациях, в том числе в ситуациях риска
У.5. Уметь проводить оценку образовательной среды, образовательной организации, их методическое сопровождение с учетом возможных рисков
| В.3. Владеть способами анализа и критической оценки различных теорий, концепций, подходов к построению системы непрерывного образования;
|
| Готовностью использования инновационных технологий менеджмента, соответствующим общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы. (ПК – 14)
| ОТФ2, Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования (B/03.6) -6
ОТФ1, Воспитательная деятельность (A/02.6) - 6
| З.7.Знать теорию и методы управления образовательными системами
З.8. Знать научно-методологических основы конструирования методов управленческой и психолого-педагогической диагностики
З.9.Знать о научных основах результатов образования, путях их достижения и способах оценки
| У.5.Планирование образовательного процесса для группы, класса и/или отдельных контингентов обучающихся в том числе с выдающимися способностями и/или особыми образовательными потребностями на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава обучающихся, уточнение и модификация планирования
У.6.Умеет модифицировать и создавать новые методы психолого-педагогической диагностики, стратегического и оперативного анализа с учетом ситуации развития процессов и образовательной системы
У.7. Уметь использовать возможности ОС и проектирования новых условий для улучшения организации образовательного и воспитательного процесса.
| В.4.Владеть технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения.
|
| Готовностью организации образовательной деятельности и реализации экспериментальной работы. (ПК – 15)
| ОТФ2, Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования (B/03.6) -6
| З.8.Знать современные педагогические технологии реализации компетентностного подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся
З.9. Знать современные парадигмы в предметной области науки
З.10. Знать о методиках, технологиях и приемах обучения и анализа результатов образовательного процесса и возможности их использования в образовательных учреждениях общего образования.
| У.8.Уметь адаптировать современные достижения науки и наукоемких технологий к образовательному процессу
У.9. Уметь проводить учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной физиологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения
| В.5.Владеть способами осмысления и критического анализа научной информации
В.6.Владеть технологиями проведения опытно-экспериментальной работы, участия в инновационных процессах
|
| Готовность использовать индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность. (ПК – 16)
| ОТФ2, Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования (B/03.6) -6
| З.11. Знать современные методики и инновационные технологии в управлении образовательным процессом
| У.10. Уметь применять современные методики и инновационные технологии в управлении образовательным процессом
У.11. Уметь адаптировать современные методики и инновационные технологии в зависимости от образовательного и управленческого контекста
| В.7. Владеть технологиями индивидуального и группового принятия решений в условиях множественности выбора.
|
Содержание практики
Содержание практики
№ п/п
| Виды работ,
перечень заданий
| Трудоемкость (в часах)
| Учебно-методическое обеспечение
| Код компетенции
|
на базе практики
| самостоятельная работа
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
|
Этап практики: вводный
|
| Изучение особенностей организации учебно-воспитательного процесса образовательной организации осуществляющего профильное обучение студентов образовательной организации профессионального обучения.
· Знакомство с материально-технической базой ОО, составом преподавателей и учащихся, с перспективным планом работы ОО и проектами, реализуемыми ОО;
· Знакомство с оснащением и организацией учебного процесса и предметно-развивающей среды (кабинетами, оборудованием, наглядными пособиями, информационно-коммуникационными технологиями, применяемыми средствами обучения и т. п.);
· Знакомство с документами планирования педагогической деятельности (ГОС, ФГОС, основная образовательными программами, программой информатизации ОО и т.д.
· Знакомство с опытом организации профильного обучения и научно- и учебно-исследовательской деятельности учащихся или студентов на конкретной кафедре вуза (в области профессионального обучения).
Самостоятельная профессиональная деятельность студентов-магистрантов включает:
· Участие в установочной конференции по педагогической практике
| 1 семестр – 36ч.
3 семестр – 18 ч.
| 1 семестр – 18ч.
3 семестр – 9 ч.
| 1; 2; 8; 11; 12; 15; 21; 22
| ОПК-3, ПК-12, ПК-13, ПК-14, ПК-15, ПК-16.
|
Этап практики: основной
|
| Наблюдение, анализ и оценка профессиональной деятельности преподавателя-наставника и магистрантов-практикантов.
Данное направление включает следующие виды деятельности:
2.1. Посещение 3-х уроков и занятий элективного курса у учителя технологии или 2-х лекций, семинаров или лабораторных занятий преподавателя вуза.
2.2. Посещение и анализ зачетных учебных уроков и занятий магистрантов-практикантов (2); написание анализа 2-х занятий магистрантов.
Разработка индивидуального плана магистранта на период педагогической практики(в соответствие с учетом инвариантного и вариативного компонентов).
| 1 семестр – 108ч.
3 семестр – 90 ч.
| 1 семестр – 54ч.
3 семестр – 45 ч.
| 1-43
|
ОПК-3, ПК-12, ПК-13, ПК-14, ПК-15, ПК-16.
|
| Самостоятельная профессиональная деятельность студентов-магистрантов включает:
Разработка, проведение и самоанализ 2-х пробных и 3-х зачетных уроков и 2-х занятий элективного курса (или 2-х семинаров или лабораторных занятий в научно- практической лаборатории или 1 занятия научной лаборатории в вузе). К каждому уроку (занятию) и внеаудиторному занятию составляется план, который утверждается учителем или руководителем практики не позднее, чем за 1 день до проведения занятия.
Обобщение опыта работы школы в области технологического воспитания и образования, профильного обучения (кафедры вуза в области подготовки к реализации профильного обучения) или реализации ФГОС, здоровьесберегающих технологий и т.п. (по согласованию с научным руководителем, с учетом тематики диссертациооного исследования) (Презентация с пояснением 10-12 слайдов).
|
Этап практики: итоговый
|
| Самостоятельная профессиональная деятельность студентов-магистрантов включает:
Оформление отчетной документации включающей: дневник педагогической практики с самоанализом собственной профессиональной деятельности (письменно); отзыв о работе магистранта в период практики (готовит руководитель по согласованию с учителем или преподавателем вуза); отчет магистранта о работе в период практики.
Выступление на итоговой конференции по результатам практики.
| 1 семестр – 36ч.
3 семестр – 36 ч.
| 1 семестр – 18ч.
3 семестр – 18 ч.
| 1-43
| ОПК-3, ПК-12, ПК-13, ПК-14, ПК-15, ПК-16.
|
|
| Итого 432
|
|
|