Обще культур ные компетенции (ОК) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обще культур ные компетенции (ОК)



I I. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОП ВО

2.1. Учебная дисциплина «История» относится к Базовой части ОП «Зарубежное регионоведение». Объем дисциплины – 3 зачетных единиц.

2.2. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы знания и способности к познавательной активности, приобретенные в средней школе.

– исторические знания по всемирной истории и истории России;

– знание исторической терминологии;

– умения использовать исторические знания и терминологию в образовательной деятельности;

– способности к системному и логическому мышлению;

– способности к познавательной активности.

2.3. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной:

– История стран евразийского региона.

Знания:

– теории всемирно-исторического процесса;

– концепции исторического развития России.

Умения:

– использовать теории всемирно-исторического процесса в образовательной и профессиональной деятельности;

– использовать концепции исторического развития России в образовательной и профессиональной деятельности;

– отстаивать гражданскую позицию с помощью исторической аргументации.

Навыки:

– методикой логического анализа и понимания исторических текстов;

– методикой систематизации и концептуализации учебного исторического материала составления письменных и устных текстов;

– технологиями публичных выступлений и участия в дебатах на исторические темы.

 

III. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

 

Шифр и формулировка компетенций (результаты освоения ОП) Элементы компетенций, формируемые дисциплиной

Обще культур ные компетенции (ОК)

ОК-2 - способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции

 

Знания закономерностей развития исторического процесса на разных этапах трансформации общества.
Умения выделять и оценивать причинный комплекс и факторы, влияющие на исторический процесс.
Навыки применения знаний об историческом процессе для понимания современных процессов, протекающих в социуме.

ОК-3 - способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народов России и зарубежья, толерантно воспринимать социальные и культурные различия

Знать культурные различия между народами, их возникновение и развитие.
У меть применять знания о традициях и культуре народов России к практикам межкультурной коммуникации.
Владеть навыками взаимодействия в межкультурном пространстве на основе принципов толерантности и мультикультурализма.

Общеп рофессиональные компетенции (О ПК)

ОПК-3 - способностью объяснять основные тенденции и закономерности исторического развития региона специализации (включая отдельные страны) в контексте всемирно-исторического процесса

 

Знать особенности развития регионов России в контексте всемирно-исторического процесса.
Уметь строить научные прогнозы межкультурной коммуникации между народами России в конкретном регионе в контексте всемирно-исторического процесса
Владеть методами моделирования межкультурной коммуникации между народами России в конкретном регионе в контексте всемирно-исторического процесса.

 


IV СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

 

Трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов,

Содержание учебного материала.

VI. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ

И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

Текущий, рубежный контроль и промежуточная аттестация основаны на балльно-рейтинговой системе оценки учебных достижений студентов.

Студенты имеют право на получение до 10 бонусных баллов за проявление академической активности на учебных занятиях и непосредственное участие в неделе академической активности.

По результатам текущего и рубежного контроля студенты могут набрать 60 баллов.

К экзамену не допускаются студенты, получившие в результате текущего и рубежного контроля менее 38 баллов. Сдача экзамена обязательна. По результатам экзамена студенты могут набрать 40 баллов. Студенты, набравшие на экзамене менее 22 баллов, считаются не сдавшими экзамен. Если такие студенты имеют по результатам текущего и рубежного контроля 60 баллов, то преподаватель с их письменного согласия может им выставить оценку 3 (удовлетворительно).

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

(в приложении - Фонд оценочных средств)

VII. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

7.1. Основная литература:

  • Семин В.П. История: Россия и мир: учебное пособие по дисциплине "История" для студентов вузов неисторических факультетов / В. П. Семин - Москва: КНОРУС, 2013. - 544 с.
  • Павленко Н.И. История России с древнейших времен до 1861 года: учебник для бакалавров: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям и специальностям 030401 (020700) "История", 050401 (032600) "История (учитель истории)", 030400 (520800) "История (бакалавр)" / Н. И. Павленко, И. Л. Андреев, В. А. Федоров; под ред. Н. И. Павленко - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юрайт, 2012. - 712 с., [8] л. ил.
  • Сафразьян А. Л. История России: самое важное / А.Л. Сафразьян - Москва: РГ-Пресс, 2014. - 27 с.       [Электронный ресурс biblioclub: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=336058]

7.2. Дополнительная литература:

· Зуев М.Н. История России: учебное пособие для бакалавров: учебное пособие по дисциплине "Отечественная история" для студентов высших учебных заведений неисторических специальностей / М. Н. Зуев - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юрайт, 2013. - 655, [1] с.

· Семин В.П. История России: конспект лекций: учебное пособие / В. П. Сёмин - Москва: КноРус, 2015. - 208 с.

· Самыгин С. И. История: учебник / С. И. Самыгин, П. С. Самыгин, В. Н. Шевелев - Москва: КноРус, 2014. - 312 с.

· Рамбо А. История древней и новой России / А. Рамбо - Москва: Директ-Медиа, 2012.-1224с.[Электронный ресурс biblioclub: http:// biblioclub.ru/index.php?page=book&id=14492]

· Соловьев С. М. История России с древнейших времен / С.М. Соловьев - Москва: Директ-Медиа,2016.514с.[Электронный ресурс biblioclub: http:// biblioclub.ru/index.php?page=book&id=442911]

· Соловьев С. М. История России с древнейших времен / С.М. Соловьев - Москва: Директ-Медиа,2016.-475с.[Электронный ресурс biblioclub: http://

biblioclub.ru/index.php?page=book&id=442888]

7.3. Рекомендуемая литература.

Ольштынский Л.И. Курс истории для бакалавров. Общие закономерности и особенности развития России в мировом историческом процессе. Уроки истории: Учебное пособие. М.: Логос, 2012. 406 с. (Электронная библиотека).

Апрыщенко В.Ю. Новая история. Ростов н/Д: ЮФУ, 2012.

Всемирная история: Учебник для вузов/ Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2000. 496 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Polak/index.php

История России. IХ – начало ХХI вв. От Рюрика до Путина. Ростов н/Д: Феникс, 2008

История России (Россия в мировой цивилизации): Курс лекций / Сост. и отв. редактор А. А. Радугин. М.: Центр, 2001. 352 с. (Электронная библиотека).

История донского казачества / Отв. ред. А.В. Венков. Ростов н/Д: ЮФУ, 2008.

Интернет-ресурсы:

Вопросы истории. [Электронный ресурс]. URL: http://elibrary.ru/title_about.asp?id=8589

История и современность. [Электронный ресурс]. URL: http://www.isras.ru/History&Modernity.html

Родина. [Электронный ресурс]. URL: http://www.istrodina.com

Российская история. [Электронный ресурс]. URL: http://ruhistory.info/

Россия и современный мир. [Электронный ресурс]. URL: http://www.inion.ru/index.php?page_id=129

Неприкосновенный запас. [Электронный ресурс]. URL: http://www.nlobooks.ru/journals/neprikosnovennij-zapas

Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU [Электронный ресурс].  URL: http://elibrary.ru/projects/events/event_nti_07_program.asp

Полнотекстовые электронные библиотеки. [Электронный ресурс]. URL: http://guide.aonb.ru/library.html

Русский гуманитарный Интернет-университет. Библиотека учебной и научной литературы. [Электронный ресурс]. URL: http://ecsocman.hse.ru/text/21926872/

Svitoc Ru [Электронный ресурс]. URL: http://svitoc.ru/forum/51-stati-i-monografii/

Руниверс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.runivers.ru/

Historicus. Историк – общественно-политический журнал. [Электронный ресурс]. URL: http://www.historicus.ru/links/

Исторические журналы. [Электронный ресурс]. URL: http://iriran.ru/?q=node/614

7.4. Список авторских работ:

Лубский А.В. и др. История Отечества: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Отв. ред. В.Н. Шевелев. Ростов н/Д: Феникс, 2008 (Электронная библиотека).

Лубский А.В. и др. История России в вопросах и ответах: Учебное пособие / Сост. С.А. Кислицын. Ростов н/Д: Феникс, 2001

Лубский А.В. и др. Древняя Русь и Московское государство. У истоков Российской цивилизации. Учебное пособие / Отв. ред. А.В. Лубский. Ростов н/Д: Логос. 1998. (Электронная библиотека).

Лубский А.В. и др. История отечества: Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям для студентов высших учебных заведений / Под ред. Г.Н. Сердюкова. Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2007. (Электронная библиотека).

7.5. Периодические издания:

РОССИЙСКАЯ ИСТОРИЯ

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

ВМУ. СЕРИЯ 8. ИСТОРИЯ

ВЕСТНИК СПбУ. СЕР. 2. ИСТОРИЯ

VIII. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Программные средства

- ОС Microsoft Windows 10 Educational.

- Пакет Microsoft office 2016.

ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Методические рекомендации по подготовке

К семинарским занятиям

В ходе освоения учебной дисциплины особое значение придается семинарским занятиям и самостоятельной работе студентов. Практические занятие представляет собой особую форму организации учебного процесса, в ходе которого приобретаются умения получать новые учебные знания, их систематизировать и концептуализировать; оперировать базовыми понятиями и теоретическими конструктами учебной дисциплины; логично выстраивая устные и письменные тексты; выполнять проектные задания.

Целью семинарских занятий является развитие мышления и овладение компетенциями, необходимых для осмысления закономерностей всемирно-исторического процесса и исторического процесса в России, обнаружения общих и различных черт между ними. При подготовке к семинарским занятиям особое внимание надо уделять развитию способностей к логическому, критическому и рефлексивному мышлению, умениям анализировать тексты, систематизировать информацию и концептуально выстраивать ответы на вопросы. Особое место в структуре семинарского занятия занимают учебные доклады, которые позволяют продемонстрировать теоретические и эмпирические знания, умения систематизировать и концептуализировать информацию, содержащуюся в учебных и научных текстах, в соответствии с планом доклада.

В связи с этим самостоятельная подготовка к семинарским занятиям предполагает изучение вопросов, вынесенных для рассмотрения на семинарском занятии, а также выполнение учебных заданий и заданий индивидуального характера, в частности, подготовку учебных докладов. Составление концептуальных ответов на вопросы предполагает овладение алгоритмом концептуализации ответа на вопрос, включающей: 1) инструментальное определение базового понятия (в виде структурно-логической схемы); 2) основные теоретические положения; 3) конкретизация теоретических положений.

При подготовке к семинарским занятиям необходимо пользоваться рекомендованной литературой, а также электронной библиотекой к учебной дисциплине. Изучение вынесенных для обсуждения на семинарском занятии вопросов, а также выполнение учебных заданий в письменной форме обязательно для всех студентов. Темы учебных докладов выбираются студентами по согласованию с преподавателем. Доклад в письменной форме, оформленный в соответствии с требованиями, представляется преподавателю. Содержание доклада в виде основных тезисов излагается в устной форме (с использованием презентаций) на семинарском занятии с последующим их обсуждением, предполагающим активное участие других студентов.

Методические указания по подготовке к письменному экзамену

Письменный экзамен, который проводится по всему сегментам предмета учебной дисциплины, включает: 1) концептуальный ответ на вопрос; 2) конструирование научных понятий; 3) обоснование основных положений проектного задания.

В ходе экзамена необходимо продемонстрировать: 1) общекультурные компетенции, необходимые для понимания закономерностей протекания исторического процесса; 2) умения логически выстраивать и стилистически грамотно оформлять письменные и устные научные тексты, а также навыки владения лексикой, образующей необходимый понятийный аппарат для овладения и понимания историческими знаниями.


IX. УЧЕБНАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

«История»

3 зач. ед.; ак. час.: всего: 108 час., в том числе: лекции – 18 час., практические. – 36 час.,

В.В. Ковалев, проф., д.с.н.

Курс 1. Семестр 1.

Виды контрольных мероприятий

Текущий контроль

(бал.)

Рубежный контроль (бал.)
  Модуль 1. Теории всемирно-исторического процесса и концепции исторического развития России.

10

10
1. Контактная работа обучающихся с преподавателем (дебаты, доклады с презентациями)

5

-
2. Логические задачи и учебные задания, эссе

5

-
3. Тесты

-

5
4. Контрольная работа

-

5
  Модуль 2. История России во всемирном историческом процессе с древнейших времен до начала XXI в.

30

10
1. Контактная работа обучающихся с преподавателем

10

-
2. Логические задачи и учебные задания

10

-
  Доклады с презентациями

10

 
3. Тесты

-

5
4 Контрольная работа

-

5
  Всего

40

20
  Бонусные баллы до 10 бал.

Участие в неделе академической активности, обсуждении докладов с презентациями

 

  Промежуточная аттестация в форме письменного экзамена 40 бал.

 1. Концептуальный ответ на вопрос – 20 баллов.

 2. Конструирование научных понятий – 10 баллов.

 3. Решение логических задач – 5 баллов.

 4. Выполнение учебных заданий – 5 баллов.

         

 

 

Приложение

                                                                                                                  к рабочей программе

 

 ПАСПОРТ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ»

 

Контролируемые модули дисциплины Код контролируемой компетенции Наименование оценочного средства
1. Модуль 1. Теории всемирно-исторического процесса и концепции исторического развития России. ОК-2, ОК-3, ОПК-3 логические задачи и учебные задания, тесты, контрольная работа, доклады с презентациями, эссе, дебаты
2. Модуль 2. История России во всемирном историческом процессе с древнейших времен до начала XXI в. ОК-2, ОК-3, ОПК-3 логические задачи и учебные задания, тесты, контрольная работа, доклады с презентациями

 

Вопросы к экзамену

по дисциплине «История»

1. Теории всемирно-исторического процесса.

2. Концепции исторического развития России.

3. Мировая история с древнейших времен до IX в.

4. Русь во всемирно-историческом процессе в IX–XVI вв.

5. Русь в IX–XIII вв.

6. Россия в XIV–XV вв.

7. Россия в XVI в.

8. Россия во всемирно-историческом процессе в XVII–XVIII вв.

9. Россия в XVII в.

10. Россия в первой половине XVIII в.

11. Россия во второй половине XVIII в.

12. Россия во всемирно-историческом процессе в XIX– начале XX в.

13. Россия в первой половине XIX в.

14. Россия во второй половине XIX в.

14. Россия в начале XX в.

15. СССР во всемирно-историческом процессе в первой половине XX в.

16. Советская Россия в 1917 г. – начале 20-х гг. XX в.

17. СССР во второй половине 20-х – конце 30-х гг. XX в.

18. СССР в годы Великой отечественной войны.

19. СССР во второй половине 40-х – середине 50-х гг. XX в.

20. СССР во всемирно-историческом процессе в середине 50-х – начале 90-х гг. XX в.

21. СССР в середине 50-х – середине 80-х гг. XX в.

22. СССР во второй половине 80-х гг. XX в.

23. Распад СССР.

24. Россия во всемирно-историческом процессе в конце XX – начале XXI в.

25. Россия в 90-х гг. XX в.

26. Россия в начале XXI в.

 

 

Критерии оценки:

 

1. Концептуальный ответ на вопрос – 20 баллов.

 2. Конструирование научных понятий – 10 баллов.

 3. Решение логических задач – 5 баллов.

 4. Выполнение учебных заданий – 5 баллов.

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 1

по дисциплине

«История»

 

Институт социологии и регионоведения.

Направлениеподготовки:41.03.01 – Зарубежное регионоведение.

Профиль подготовки: Евразийские исследования

1. Теории всемирно-исторического процесса.

2. Составить структурно-логическую схему « Реформы в России во второй половине XIX в.».

3. Составить хронологическую таблицу «Внешняя политика России в конце XX – начале XXI века».

 

Составители ___________ А.В. Лубский, В.В. Ковалев

 

Заведующий кафедрой ______________ Ю.Г. Волков

 

«____»__________________201__ г.

 

Письменные тесты

по дисциплине «История»

 

Назначение тестов.

Письменные тесты используются в качестве заданий для самостоятельной работы по модулям учебной дисциплины.

Тестирование является обязательным для всех студентов в качестве рубежного контроля.

Банк тестов

КАТЕГОРИЯ А (Пример)

«История государства Российского» была написана:

Н.М. Карамзиным.

В.О. Ключевским.

С.М. Соловьевым.

КАТЕГОРИЯ В (Пример)

Основоположником исторической науки в России считается....

В.Н. Татищев

 

Критерии начисления баллов за тесты (5 баллов)

5 выставляется студенту, если он(а) верно решает 85-100 % тестов
4 выставляется студенту, если он(а) верно решает 71-84% тестов
3 выставляется студенту, если он(а) верно решает 36-55% тестов
2 выставляется студенту, если он(а) верно решает 20-35% тестов
0-1 выставляется студенту, если он(а) верно решает менее 20% тестов

 

Дебаты

Модуль 1.

Сценарий проведения.

Создаются 4 творческих группы, которые разрабатывают и представляют на обсуждение один из образов России как локальной цивилизации:

1) Образ России как российской цивилизации;

2) Образ России как русской цивилизации;

3) Образ России как православной цивилизации;

4) Образ России как евразийской цивилизации.

В состав творческой группы входят 4 чел.: 1 чел. – руководитель, 3 чел. – критики других проектов.

Для ведения дебатов назначаются 2 модератора.

Для учета участия студентов в дебатах назначаются 2 счетчика.

Остальные студенты входят в группы поддержки.

Регламент:

1. Ведущие вводят в проблематику дебатов.

2. Руководитель творческой группы представляет «Образ» (с презентацией) – 15 мин.

3. Вопросы и ответы – 5 мин.

4. Критика и ответы на критику – 5 мин.

5. Руководители творческих групп представляет «Образы» (с презентациями).

6. Рефлексия (по группам) – 20 мин.

7. Подведение итогов.

8. Задание на дом каждому студенту: письменно отрефлексировать свое участие в дебатах.

Литература для подготовки:

Лубский А.В. и др. Древняя Русь и Московское государство. У истоков Российской цивилизации. Учебное пособие / Отв. ред. А.В. Лубский. Ростов н/Д: Логос. 1998. (Электронная версия).

Лубский А.В. Цивилизационные образы России // Социально-гумани­тар­ные знания. 2005. № 4 (Электронная версия).

 

Члены творческих групп

Доказать, что:

1) в IХ в. у восточных славян образовалось государство;

2) в России в первой четверти XVIII в. возникла абсолютная монархия;

3) в России во второй половине XIX в. осуществлялась модернизация.

4) в начале ХХ в. в России появились элементы конституционной монархии;

5) в СССР в середине 30-х гг. в основном был построен социализм;

6) в России 90-х гг. ХХ в. осуществлялась модернизация

Сравнить:

1) линейно-стадиальную и циклическую теории всемирно-исторического процесса;

2) формационную и цивилизационную теории всемирно-исторического процесса;

3) капиталистическую и феодальную общественно-экономические формации;

4) стадиальный и локальный подходы к пониманию цивилизации;

5) исторические концепции России Н.М. Карамзина и В.Н. Татищева;

6) исторические концепции России В.О. Ключевского и С.М. Соловьева;

7) форму правления в России при Иване IV и Петре I;

8) реформы первой четверти XVIII в. и второй половины XIX в.;

9) взгляды западников и славянофилов на перспективы развития России;

10) политическую систему России до и после революции 1905–1907 гг.;

11) НЭП и политику «военного коммунизма».

12) капиталистическую и социалистическую модернизации;

13) политические системы в СССР и современной России;

14) государственную деятельность Л.И. Брежнева и М.С. Горбачева;

15) внешнюю политику России при Б.Н. Ельцине и В.В. Путине.

2. Сконструировать понятия (через признаки, структуры, функции):

История, государство, империя, самодержавие, сословно-представительная монархия, абсолютная монархия, феодализм, крестьянин, помещик, крепостничество, промышленный переворот, индустриализация, капитализм, буржуазия, пролетариат, внутренняя политика, политика «просвещенного абсолютизма», этатизм, патернализм, модернизация, вторичная модернизация, вестернизация, реакционеры, либералы, революционеры, консерваторы, декабристы, западники, славянофилы, революционеры-демократы, революционные народники, эсеры, социал-демократы, националисты, октябристы, кадеты, большевики, меньшевики, конституционная монархия, революция, буржуазно-демократическая революция, социалистическая революция, Государственная дума, двоевластие, временное правительство, советы рабочих и солдатский депутатов, Учредительное собрание, «Тройственный союз», «Антанта», социализм, тоталитаризм, социалистическая модернизация, индустриализация, коллективизация, культурная революция, конституция, культ личности, социалистический лагерь, СЭВ, Варшавский договор, «застой», «перестройка», шоковая терапия, демократизация, линеарная модернизация, парциальная модернизация, национальная модернизация, национальная идентичность, гражданственность, патриотизм.

 

Модуль 1.

Баллы Логические задачи и учебные задания
1 Решение 11 логических задач; конструирование 36 понятий.
2 Решение 13 логических задач; конструирование 45 понятий.
3 Решение 16 логических задач; конструирование 54 понятий.
4 Решение 18 логических задач; конструирование 63 понятий.
5 Решение 21 логической задачи; конструирование 71 понятия.

Модуль 2.

Баллы Логические задачи и учебные задания
1-3 Решение 11 логических задач; конструирование 36 понятий.
4 Решение 13 логических задач; конструирование 45 понятий.
6 Решение 16 логических задач; конструирование 54 понятий.
8 Решение 18 логических задач; конструирование 63 понятий.
10 Решение 21 логической задачи; конструирование 71 понятия.

 

 

Вопросы к практическим занятиям (контактная работа)

по дисциплине «История»

Модули и темы Час. Вопросы для обсуждения
1. Модуль 1. Теории всемирно-исторического процесса и концепции исторического развития России. 4  
1.2. Теории всемирно-исторического процесса 2 1. Стадиальные теории истории. 2. Циклические теории истории.  
1.3. Концепции исторического развития России 2 1. Исторические концепции XVIII–XIX вв. 2. Исторические концепции XX – начала XXI в.
2. Модуль 2. История России во всемирном историческом процессе с древнейших времен до начала XXI в. 32  
2.1. История России во всемирном историческом процессе с древнейших времен до XVII в. 4 1. Мировая история с древнейших времен до XVI в. 2. Древняя Русь в XI–XIII вв.. 3. Россия в XIV–XV вв. 4. Россия в XVI в.
2.2. История России во всемирном историческом процессе в XVII – XVIII вв. 4 1. Всемирная история в XVII – XVIII вв. 2. Россия в XVII в. 3. Россия в первой половине XVIII в. 4. Россия во второй половине XVIII в.
2.3. История России во всемирном историческом процессе в XIX в. 6 1. Всемирная история в XIX в. 2. Россия в первой половине XIX в. 4. Россия во второй половине XIX в.
2.4. История России во всемирном историческом процессе в первой половине XX в. 6 1. Всемирная история в первой половине XX в. 2. Россия в начале XX в. 3. СССР в 20–30-х гг. XX в. 4. СССР в годы Второй мировой войны.
2.5. История России во всемирном историческом процессе во второй половине XX в. 6 1. Всемирная история во второй половине XX в. 2. СССР в середине 40-х – середине 60-х гг. XX в. 3. СССР в середине 60-х – середине 80-х гг. XX в. 4. СССР середине 80-х – начале 90-х гг. XX в.
2.6. История России во всемирном историческом процессе в конце XX – начале XXI в. 6 1. Всемирная история в конце XX – начале XXI в. 2. Россия в 90-х. XX в. 3. Россия в начале XXI в.  

Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям.

Подготовка к практическим занятиям предполагает: 1) составление концептуальных ответов на вопросы; 2) конструирование понятий; 3) решение логических задач; 4) подготовка учебных докладов.

При составлении концептуального ответа на вопрос необходимо придерживаться следующего плана: 1) хронология, 2) историография, 3) теория вопроса, 4) причины, 5) ход событий, 6) значение.

Конструировать понятия следует по образцу: … – это понятие для обозначения …, которое:

1. Характеризуется признаками: 1) …, 2) …..

2. Имеет структуру: 1) …, 2) …..

3. Выполняет функции: 1) …, 2) …..

Решение логической задачи на доказательство надо выполнять в соответствии со следующим алгоритмом: 1) определение базового понятия; 2) основные направления доказательства; 3) конкретно-исторические факты доказательства.

Решение логической задачи на сравнение надо выполнять в соответствии со следующим алгоритмом: 1) определение базового понятия; 2) параметры сравнения; 3) общее и различия.

 

Модуль 1

Баллы Учебные действия
1–2 Выполнение заданий для практических занятий
3–5 1. Выступление с концептуальными ответами на вопросы. 2. Критика концептуальных ответов на вопросы. 3. Инструментальное использование понятий. 4. Самостоятельное решение логических задач. 5. Выступление с учебным докладом. 6. Критика учебных докладов. 7. Самостоятельное составление структурно-логических схем. 8. Самостоятельное составление хронологических таблиц.

 

Модуль 2

Баллы Учебные действия
1–5 Выполнение заданий для практических занятий
6–10 1. Выступление с концептуальными ответами на вопросы. 2. Критика концептуальных ответов на вопросы. 3. Инструментальное использование понятий. 4. Самостоятельное решение логических задач. 5. Выступление с учебным докладом. 6. Критика учебных докладов. 7. Самостоятельное составление структурно-логических схем. 8. Самостоятельное составление хронологических таблиц.

 

Темы эссе

по дисциплине «История»

Модуль 1.

1. Является ли Россия цивилизацией?

2. Национализация истории на Украине.

3. История России глазами Запада.

4. Россия в украинских учебниках истории.

5. Альтернативы российской истории.

6. «Присвоение прошлого» в современной историографии.

 

Баллы Критерии
1-3 Репродуктивность, один источник информации
4 Репродуктивность, несколько источников информации
5 Самостоятельность в составлении плана, несколько источников информации

Кем был Рюрик.

Литература: Сахаров А. Рюрик и судьбы российской государственности // История России: Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям для студентов высших учебных заведений / Под ред. Г.Н. Сердюкова. – М.; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2007. С. 12–45 (См. электронную версию).

Византия и Россия.

Литература: Лубский А.В. Особенности Российской (евразийской) цивилизации // Древняя Русь и Московское государство. У истоков Российской цивилизации. Учебное пособие / Отв. ред. А.В. Лубский. – Ростов н/Д: Логос. 1998. (См. электронную версию).

Восток и Россия

Литература: Лубский А.В. Особенности Российской (евразийской) цивилизации // Древняя Русь и Московское государство. У истоков Российской цивилизации. Учебное пособие / Отв. ред. А.В. Лубский. – Ростов н/Д: Логос. 1998. (См. электронную версию).

Опричнина Ивана Грозного.

Литература: № 8. Причины введения опричнины, ее сущность. № 9. Итоги опричного правления Ивана Грозного // История России: Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям для студентов высших учебных заведений / Под ред. Г.Н. Сердюкова. – М.; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2007. С. 69–77 (См. электронную версию).

Литература: История России с начала XVIII до конца XIX века / Отв. ред. А.Н. Сахаров. – М.: Изд-во АСТ, 1996. С. 14-40, 83-91. Бушуев С.В. История государства Российского: Историко-библиографические очерки: XVII-XVIII вв. М.: Изд-во «Книжная палата», 1994. С. 271-369. Шевелев В.Н. Всё могло быть иначе. Альтернативы в истории России. Ростов н/Д: Феникс, 2009. С. 84-91.

Реформы Александра I.

Литература: КоданС.В. Александр I и реформы: между абсолютизмом и конституционализмом // ЧиновникЪ. Екатеринбург. 2005. № 6 (40). (См. электронную версию).

Великие реформы в России.

Литература: Захарова Л.Г. Великие реформы 1860–1870-х годов: поворотный пункт российской истории?// отечественная история // 2005. № 4. (См. электронную версию).

Реформатор С.Ю. Витте.

Литература: История России в вопросах и ответах: Учебное пособие / Сост. С.А. Кислицын – Ростов н/Д: Феникс, 2001. С. 340-345.

Реформатор П.А. Столыпин

Литература: История России. ХХ век.– М.: Изд-во АСТ, 1996. С. 84-100. История России: Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям для студентов высших учебных заведений / Под ред. Г.Н. Сердюкова. – М.; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. С. 258-290. (См. электронную версию).

Пакт Молотова-Риббентропа.

Литература: Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом: Материал из Википедии – свободной энциклопедии // http://ru.wikipedia.org/wiki/ Пакт Молотова-Риббентропа. История России: учебно-методическое пособие к семинарским занятиям для студентов высших учебных заведений / Под ред. Г.Н. Сердюкова. – М.; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. (См. электронную версию)

Антигитлеровская коалиция.

Литература: Мировые войны XX века. Кн.3. Вторая мировая война. Исторический очерк. М.: Наука, 2002. С. 230–249.Антигитлеровская коалиция: Материал из Википедии – свободной энциклопедии // http://ru.wikipedia.org/wiki/Антигитлеровская_коалиция

Венгерские события 1956 г.

Литература: Венгерское восстание 1956 года: Материал из Википедии – свободной энциклопедии // http://ru.wikipedia.org/wiki/венгерские_ события_1956_года

Карибский кризис.

Литература: Верт Н. История Советского государства. М.,1992. С. 375–382. Карибский кризис: Материал из Википедии – свободной энциклопедии // http://ru.wikipedia.org/wiki/карибский_кризис

Политика гласности в СССР.

Литература: История России: Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям для студентов высших учебных заведений / Под ред. Г.Н. Сердюкова. – М.; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. (См. электронную версию). История России в вопросах и ответах: Учебное пособие / Сост. С.А. Кислицын – Ростов н/Д: Феникс, 2001.

Перестройка и ее результаты

Литература: История России: Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям для студентов высших учебных заведений / Под ред. Г.Н. Сердюкова. – М.; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. (См. электронную версию). Фурсов А.И. Мифы перестройки и мифы о перестройке // Социологические исследования. 2006. № 1. (См. электронную версию). Тощенко Ж.Т. Время мифов и пути их преодоления // Социологические исследования. 2006. № 1 (См. электронную версию).

Модуль 1.

Баллы Критерии
1-3 Репродуктивность, один источник информации
4 Репродуктивность, несколько источников информации
5 Самостоятельность в составлении плана, несколько источников информации

Модуль 2.

Баллы Критерии
5 Репродуктивность, один источник информации
7 Репродуктивность, несколько источников информации
10 Самостоятельность в составлении плана, несколько источников информации

 

I I. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОП ВО

2.1. Учебная дисциплина «История» относится к Базовой части ОП «Зарубежное регионоведение». Объем дисциплины – 3 зачетных единиц.

2.2. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы знания и способности к познавательной активности, приобретенные в средней школе.

– исторические знания по всемирной истории и истории России;

– знание исторической терминологии;

– умения использовать исторические знания и терминологию в образовательной деятельности;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.215.75 (0.279 с.)