Декларация Курбе к выставке 1855 г. вошла в искусство как программа реализма. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Декларация Курбе к выставке 1855 г. вошла в искусство как программа реализма.



  Курбе создает в эти годы несколько произведений, посвященных проблеме места художника в обществе.

Ателье

Курбе назвал свою картину «Ателье» (1855) «реальной аллегорией, определяющей семилетний период моей художественной жизни». В ней художник представил себя в мастерской за писанием пейзажа, рядом в центре композиции поставил обнаженную модель, наполнил интерьер любопытствующей публикой и изобразил своих друзей среди почитателей и праздных зрителей. Хотя картина полна наивной самовлюбленности, она одна из удачнейших в живописном отношении. Единство цвета строится на коричневом тоне, в который вводятся нежно-розовые и голубые тона задней стены, розовые оттенки платья натурщицы, небрежно брошенного на переднем плане, множество других оттенков, близких к основному коричневому тону.

  Столь же программна и другая картина — «Встреча» (1854), которая более известна под названием, данным ей в насмешку,— «Здравствуйте, господин Курбе!», ибо на ней действительно изображен сам художник с этюдником за плечами и посохом в руке, повстречавший на проселочной дороге коллекционера Брюйа и его слугу.

Здравствуйте, господин Курбе! (Встреча)

 Но знаменательно, что не Курбе, некогда принимавший помощь богатого мецената, а меценат снимает шляпу перед художником, идущим свободно и уверенно, с высоко поднятой головой. Идея картины — художник идет своей дорогой, он сам выбирает свой путь — была понята всеми, но встречена по-разному и вызвала неоднозначную реакцию.

В дни Парижской коммуны Курбе становится ее членом, и его судьба переплетается с ее судьбой. Последние годы он живет в изгнании, в Швейцарии, где и умирает в 1877 г. В этот период жизни он пишет ряд прекрасных по своей пластической выразительности вещей: охоты, пейзажи и натюрморты, в которых, как и в сюжетной картине, ищет монументально-синтетическую форму. Он уделяет огромное внимание передаче реального ощущения пространства, проблеме освещения. В зависимости от освещения меняется гамма. Это изображения скал и ручьев родного Франш-Конте, моря у Трувилля («Ручей в тени», 1867, «Волна», 1870), в которых все построено на градациях прозрачных тонов. Реалистическая живопись Курбе во многом определила дальнейшие этапы развития европейского искусства.

 

Исторические события, происходившие во Франции, начиная с революции 1830г. и кончая франко-прусской войной и Парижской Коммуной 1871 г., нашли отражение в графике одного из крупнейших французских художников Оноре Домье (1808 - 1879).

Работы Домье размещались в известных сатирических изданиях «Карикатюр» и «Шаривари»: литографии, изображающие многих известных культурных деятелей и политиков, пользовались огромным успехом.

Славу ему принесла литография «Гаргантюа» (1831) - карикатура на короля Луи Филиппа, изображенного заглатывающим золото и «отдающим» взамен ордена и чины.

Гаргантюа

(«Гаргантюа́ и Пантагрюэ́ль» —

сатирический роман французского писателя XVI века

 Франсуа Рабле о двух великанах-обжорах, отце и сыне).

 

Домье осмысливает каждодневные события политической борьбы сатирически, умело пользуясь языком иносказаний и метафор.  

 

 Он больше не опасен

«Улица Транснонен»

Одна из самых трагических литографий художника, запечатлевшая страшную трагедию разразившейся в Париже. Домье был случайным ее свидетелем.

А дело было так. За несколько дней до бойни на Транснонен в Лионе происходит восстание ткачей. Запал протестующих быстро передаётся рабочим Парижа. Власти уже ждут волнений и готовы к беспорядкам во всеоружии и со всей возможной жестокостью и бескомпромиссностью. В ночь на 15 апреля возле дома № 12 на улице Транснонен раздался выстрел – стреляли в офицера тридцать пятого линейного полка и тот был убит на месте. Целый отряд солдат был послан на возмездие. Когда в двери уже мирно спящего дома постучались, проснувшиеся жильцы даже обрадовались – повстанцев опасались и боялись, солдаты же давали ощущение защиты. Но едва появившись на пороге, солдаты стали без разбору всех убивать: мужчин, стариков, женщин и даже детей.

Литография стала откликом  на несправедливость властей.

 

Он выступает не только страстным борцом против пошлости, ханжества, лицемерия, но и тонким психологом.

Нарцисс

 Любители. Акварель. Ок. 1856–1865.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.68.14 (0.005 с.)