Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Епархиальная система катехизации
От уровня организации катехизической деятельности профильного епархиального отдела зависит эффективность деятельности благочиний и приходов. Для координации катехизической деятельности епархия создает профильную структуру или структурное подразделение в составе епархиального ОРОиК или иного отдела. Приемлемым считается и наличие в ОРОиК отдельного сотрудника, ответственного за вопросы катехизации. Требования к квалификации такого работника целесообразно предъявлять не ниже чем к помощнику благочинного по религиозному образованию и катехизации[15]. На основе общецерковных документов[16] епархия может самостоятельно формировать свою модель катехизической деятельности, то есть задает подведомственным приходам рамки возможностей, актуальных для определенного региона, и определяет вектор развития. Значимым фактором является наличие утвержденных архиереем распоряжений относительно: количества бесед перед оглашением и срока их проведения; подготовки к венчанию, организации воскресной школы для взрослых, определения востребованности катехизаторов и определения приходов, в которых должны быть штатные должности катехизаторов; организации общих для благочиния катехизических курсов; разработки и введения епархиальной программы развития катехизации, плана мероприятий по его реализации и др. Интеграция общецерковных требований в нормативно-правовую базу в епархии, в частности, поможет избежать такой ситуации, при которой положения документов, утвержденных высшими органами церковной власти (Архиерейскими Соборами, Священным Синодом, Высшим Церковным Советом, Святейшим Патриархом, профильным синодальным учреждением), не реализуются благочиниями и приходами. В качестве методического обеспечения катехизической деятельности рекомендуется учитывать пособия, которые за последние годы прошли экспертизу в Синодальном отделе религиозного образования и катехизации и получили гриф[17], а также свой опыт методического осмысления катехизической деятельности, согласующийся с нормами общецерковных документов в данной области. Для обмена местным опытом и обсуждения вопросов развития катехизации[18] там, где позволяют условия, создается коллегия профильного епархиального отдела.
При формировании епархиальной системы катехизации определяющую роль играет кадровая составляющая. В 2014 г. из представителей синодальных отделов была сформирована Межведомственная комиссия, которая регламентирует и контролирует подготовку катехизаторов (а также миссионеров, молодежных и социальных работников). Образовательные организации, реализующие программу подготовки катехизаторов должны иметь Представление Русской Православной Церкви, которое выдает данная Комиссия на основании соответствующего положения[19]. Программа подготовки катехизаторов состоит из двух учебных циклов: «Православное богословие» и «Катехизическая деятельность». При желании реализовывать данную программу подготовки в местной образовательной организации епархиальный отдел использует Церковный образовательный стандарт по подготовке катехизаторов[20], примерные учебные планы[21] и типовые программы дисциплин профильного цикла «Катехизическая деятельность». Основные параметры образовательной деятельности по данной программе указаны в Положении о порядке реализации программ по подготовке специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности[22]. Подача заявки в Межведомственную комиссию для выдачи Представления на право реализации программы подготовки катехизаторов и церковной аккредитации осуществляется согласно разработанной форме[23]. В соответствии с имеющимися в епархиях ресурсами, наличие образовательных центров целесообразно в епархиях, возглавляемых главами митрополий, в первую очередь в тех из них, где существуют духовные образовательные организации (с учетом преобразования бывших духовных училищ) или действуют кафедры теологии. У епархии есть выбор готовить у себя кадры или обучать их в другой епархии (в образовательных организациях, имеющих соответствующее Представление). Юридической службой Московской Патриархии определены 4 правовые возможности, которые предоставлены действующим законодательством в сфере образования, реализации программ подготовки церковных специалистов (катехизаторов, миссионеров, социальных и молодежных работников), а именно:
1) В рамках религиозного компонента. Частные (негосударственные) образовательные организации вправе включать в часть основных образовательных программ, формируемых участниками образовательного процесса, учебные курсы, предметы, дисциплины, модули, обеспечивающие религиозное образование (религиозный компонент)[24]. К основным образовательным программам закон относит в том числе программы высшего, среднего профессионального образования и программы профессионального обучения.[25] Следовательно, частные вузы (например, Российский православный университет, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет) и организации среднего профессионального образования (например, педагогические училища, училища сестер милосердия) и профобучения вправе реализовывать программы религиозного компонента, в качестве которого возможна и реализация программ подготовки церковных специалистов. Данный способ представляется предпочтительным для подготовки как минимум социальных и молодежных работников. В этом случае будущие специалисты поступают в вуз, техникум или училище на профильную аккредитованную специальность (социальная работа, сестринское дело, молодежная работа, теология и т.д.) или любую другую и параллельно в качестве религиозного компонента осваивают все или недостающие дисциплины. Преимущества способа: не нужно получать иной лицензии, кроме уже имеющейся, или вносить в нее изменения. Не нужно создавать структурное подразделение. Программы религиозного компонента утверждаются централизованной религиозной организацией. Необходимо только наличие конфессионального представления на эти программы, выдаваемое централизованной религиозной организацией. 2) В рамках программ подготовки священнослужителей и религиозного персонала. Данный способ может быть реализован только духовными образовательными организациями – семинариями, академиями и т.д. Он требует внесения дополнений в имеющиеся лицензии в части реализуемых программ подготовки религиозного персонала, что не должно вызвать затруднения. Преимущество: не вызовет проблем, больших затрат времени и сил у духовных образовательных организаций, имеющих действующую лицензию по программам подготовки священнослужителей и религиозного персонала.
3) В рамках программ дополнительного профессионального образования (ДПО). Данный способ может быть реализован образовательными организациями среднего профессионального или высшего образования: – Требуется получение лицензии на данный вид программ. При этом содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям.[26]Однако в указанных справочниках отсутствуют такие профессии, как катехизатор и миссионер. По этой причине получение лицензии на ДПО по направлениям подготовки религиозных специалистов представляется весьма трудно осуществимым. – К освоению ДПО допускаются только лица, уже имеющие среднее профессиональное и/или высшее образование либо их получающие.[27]
– Порядок реализации программ ДПО регулируется[28] государством. В частности, установлен срок освоения программ ДПО (ДПП – не менее 250 часов), предусмотрены и иные условия, в том числе в части требований к педагогическим работникам и т.д. – Реализация программ ДПО духовными образовательными организациями не предусмотрена законом, что может создать им проблемы при попытке получить данную лицензию. 4) В рамках программ дополнительного образования взрослых и детей. Данный способ может быть реализован как образовательными организациями, основной деятельностью которых является реализация основных образовательных программ (вузы, училища и т.д.), так и организациями дополнительного образования (ОДО). Условие – наличие отдельной лицензии на реализацию программ дополнительного образования. Преимущества: проблем с получением данного вида лицензии обычно не возникает, государственные требования значительно ниже, чем для выдачи лицензии по основным программам. Для данного вида программ не предусмотрен государственный стандарт (т.е. государственных установлений в части содержания и структуры, объема). Отсутствует образовательный ценз для абитуриента. Следует отметить, что реализация программ ДО и ДПО духовными образовательными организациями пока прямо не предусмотрена законом, что на практике может вызвать сложности. Таким образом, для духовных образовательных организаций (семинарий, академий, училищ) может быть рекомендована реализация данных программ в качестве программ подготовки религиозного персонала и в рамках лицензии по подготовке священнослужителей и религиозного персонала. Организации, имеющие действующую лицензию, должны дополнить перечень программ (приложение к лицензии). Для частных образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы (профобучение, средних профессиональных, высших), в качестве оптимального способа может быть рекомендована реализация программ подготовки в рамках религиозного компонента к основным образовательным программам. Если в регионе отсутствуют лицензированные семинарии, академии и/или дружественные Церкви лицензированные вузы, техникумы, училища либо если потенциальные учащиеся не хотят или не могут получать никакое иное образование, кроме собственно подготовки катехизатора, миссионера, социального работника и т.д., то может быть рекомендовано создание организаций дополнительного образования и получение ими лицензии на ДО. При таких условиях это будет самый быстрый и простой способ, поскольку получить лицензию на программы дополнительного образования на порядок легче, чем на основные образовательные программы или программы подготовки священнослужителей и религиозного персонала, наличие у абитуриентов какого-либо имеющегося образования выше среднего и/или параллельное обучение по основным программам не требуется. Реализация программ в качестве ДПО (по направлениям катехизации и миссии) представляется трудноосуществимой в наличных правовых условиях.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.65 (0.011 с.) |