Российское законодательство XVIII в. Особенности изучения. Классификация законодательных актов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Российское законодательство XVIII в. Особенности изучения. Классификация законодательных актов.



   В XVIII в., условиях абсолютной монархии, единственным субъектом законодательной власти был царь. Иначе говоря, право издания законов принадлежало только верховному правителю. Особенностью законодательной деятельности монарха было стремление регламентировать как можно больше сфер государственной и общественной жизни. В первой четверти XVIII в. Петр I провел реформу многих отраслей права. Все это определило существенные изменения в характере, содержании и форме законодательных материалов.

   Новым моментом в законодательной деятельности в XVIII в. явилось изменение принципов подготовки законов. Российское законодательство перестало накапливать прецеденты, законодатель активно вмешивался в жизнь, стремясь с помощью закона преодолеть прежние порядки. Изменилась процедура подготовки и издания законов. Работа над законами была, как правило, многостадийной. Для начала разработки закона была необходима законодательная инициатива. Она могла исходить от императора. С инициатитвой разработки закона к императору могли обращаться Сенат, Синод, коллегии и местные учреждения. Следующая стадия работы над законом – составление его проекта. Проекты разрабатывались в Сенате, Синоде, коллегиях и специальных комиссиях. Затем следовало обсуждение законопроекта. Предварительное обсуждение проводилось в коллегиях и специальных комиссиях, а окончательное – в высших государственных учреждениях. Следующая стадия законопроекта – его санкция верховной властью. После утверждения закон обязательно публиковался.

   В 1711 г. был создан Правительствующий Сенат – высшее правительственное учреждение, обладавшее законосовещательными функциями. Все новые законы должны были представляться в С       енат на ап робацию, утверждаться подписью его членов и публиковаться.

Наиболее значительным законодательным актом XVIII в. принято считать манифест, который издавался монархом и был обращен ко всем подданным. Его аналогом была царская грамота. Манифесты издавались в связи с важнейшими политическими событиями в жизни страны. Манифест являлся формой обращения императора к подданыым.

   В XVIII в. Сохранилось такое название законодательного акта, как указ. Именные указы издавались монархом по наиболее существенным вопросам государственного значения и были адресованы конкретным государственным учреждениям или высшим должностным лицам. Они проходили обработку в Сенате.

   Задача Сената состояла в том, чтобы довести содержание именных указов до заинтересованных лиц. Указы распространялись в печатном виде. Указ 1714 г. устанавливал, чтобы именные указы, предназначенные для всеобщего ознакомления, обязательно рассылались из Сената в печатном виде. В том месте текста, где должен быть назван адресат, в оттиске оставлялись пустыми примерно две строки. В этот пробел от руки вносились название учреждения, куда направлялся указ.

   Требование именного указа 1714 г. о печатной форме документов, предназначенных для всенародного известия, было подтверждено указом Екатерины II? Объявленным Сенатом 17 марта 1764 г.

От имени монарха Сенат издавал указы, которые назывались сенатскими. Они оформляли решения Сената по рассмотрению вопросам, рассылались для исполнения в нижестоящие органы управления или определенному лицу и были обязательны только для них. Эти указы были тесно связаны с делопроизводством Сената.

Источниками законодательного характера являются также регламенты. Они определяли общую структуру, статус и направление деятельности отдельных государственных учреждений. Эта форма нормативного акта была особенно распространена в период правления Петра I.

 

   В XVIII в. Законы могли издаваться в форме жалованных грамот. Так, в 1785 г. были подготовлены и вступили в действие подробные кодифицированные законы – Жалованная грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства и Жалованная грамота на права и выгоды городам.

   Наиболее четко различие законов, административных распоряжений и судебных решений представила в Наказе Уложенной комиссии императрица Екатерина II. По ее мнению, законы – «те установления, которые ни в какое время не могут перемениться и таковых числу быть не можно великому»; указы – «все то, что для каких-нибудь делается приключений, и что только есть случайное или на чью особу относящееся и может со временем перемениться.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 319; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.74.55 (0.007 с.)