По учебной ознакомительной практике по ботанике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По учебной ознакомительной практике по ботанике



МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Башкирский государственный педагогический университет

Им. М.Акмуллы»

 

  Естественно-географический факультет   Кафедра биоэкологии и биологического образования    

 

КОНТРОЛЬНО-УЧЕТНАЯ КНИЖКА

ПО учебной ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ По БОТАНИКЕ

студентов, обучающихся по направлению 44.03.05 Педагогическое образование

профиль «География и биология»

(2 курс, 4 семестр)

Мухамедьянов Ильнар Ибрагимович

Ибрагимов Ильнар Иршатович

Воронов Алексей Владимирович

Халикова Альфина Загидулловна

Ахмадеева Лариса Марсовна

Шаритдинова Александра Римовна

Яриз Виктория Григорьевна

Гильмитдинова Карина Маратовна

Храмцова Юлия Александровна

 

Уфа-2022

Аттестационный лист оценки уровня компетенций

По учебной ознакомительной практике по ботанике

ФИО студентов Мухамедьянов Ильнар Ибрагимович, Ибрагимов Ильнар Иршатович, Воронов Алексей Владимирович, Халикова Альфина Загидулловна, Ахмадеева Лариса Марсовна, Шаритдинова Александра Римовна, Яриз Виктория Григорьевна, Гильмитдинова Карина Маратовна, Храмцова Юлия Александровна

Направление подготовки, направленность (профиль): 44.03.05 Педагогическое образование, профиль «География и биология»

Курс: 2

Место прохождения практики (организация, юридический адрес): БГПУ им. М.Акмуллы, Естественно-географический факультет, кафедра биоэкологии и биологического образования.

Сроки прохождения практики: с «4» июня 2022г. по «14» июня 2022г. БГПУ им. М.Акмуллы, Естественно-географический факультет, кафедра биоэкологии и биологического образования.

 

 № Виды работ, выполненные во время практики Показатели выполнения работ в соответствии с программой практики и требованиями организации, в которой проходила практика Коды компетенций Оценка
1 Осуществление поиска, критического анализа и синтеза информации, применение на практике системного подхода для решения поставленных задач при выполнении заданий по систематике растений. Выполнено УК-1    
2 Представление результатов полевых исследований по флористическому разнообразию района проведения практики, методике выполнения морфологических и геоботанических описаний, полученных списков растений по жизненным формам, экологическим группам на основе специальных знаний для применения в последующей педагогической деятельности Выполнено ОПК-8  

Итоговая оценка за практику_________________________

 

«___»___________ 2022 г.

Подпись руководителя практики

от ФГБОУ ВО «БГПУ им. М.Акмуллы» _______________________________________

УЧЕБНАЯ ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА ПО БОТАНИКЕ

Семестр, продолжительность 10 дней

Приказ «Об организации учебной ознакомительной практики по ботанике №629пр от «24» марта 2022 г.

Сроки проведения: с «4» июня 2022 г. по «14» июня 2022г.

Информация о месте прохождения практики:

Организация, учреждение: БГПУ им. М.Акмуллы, Естественно-географический факультет, кафедра биоэкологии и биологического образования.

Руководитель практики от университета: Бадикова Альбина Асхатовна

к.б.н., доцент кафедры биоэкологии и биологического образования

Отметка о прохождении инструктажа по технике безопасности:

Студенты ознакомлены с правилами техники безопасности поведения на рабочем месте.

Мухамедьянов Ильнар Ибрагимович

Ибрагимов Ильнар Иршатович

Воронов Алексей Владимирович

Халикова Альфина Загидулловна

Ахмадеева Лариса Марсовна

Шаритдинова Александра Римовна

Яриз Виктория Григорьевна

Гильмитдинова Карина Маратовна

Храмцова Юлия Александровна

«_____»______________2022 г.

Ф.И.О. и должность лица, проводившего инструктаж по технике безопасности: Бадикова Альбина Асхатовна к.б.н., доцент кафедры биоэкологии и биологического образования

«___»_________2022 г.

Подпись                    М.П.

План-график

Дата Выполненная работа Подпись руководителя практики
  Здесь пишем кратко проделанную работу на 6 часов в день  
  Здесь пишем кратко проделанную работу на 6 часов в день  
  Здесь пишем кратко проделанную работу на 6 часов в день  
  Здесь пишем кратко проделанную работу на 6 часов в день  
  Здесь пишем кратко проделанную работу на 6 часов в день  
  Здесь пишем кратко проделанную работу на 6 часов в день  
  Здесь пишем кратко проделанную работу на 6 часов в день  
  Здесь пишем кратко проделанную работу на 6 часов в день  
  Здесь пишем кратко проделанную работу на 6 часов в день  
  Здесь пишем кратко проделанную работу на 6 часов в день  
  Здесь пишем кратко проделанную работу на 6 часов в день  
  Здесь пишем кратко проделанную работу на 6 часов в день  
  Здесь пишем кратко проделанную работу на 6 часов в день  
  Здесь пишем кратко проделанную работу на 6 часов в день  

КРАТКИЙ ОТЧЕТ СТУДЕНТА О ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ

Организация, учреждение: БГПУ им. М.Акмуллы.

Подразделение, отдел: Естественно-географический факультет, кафедра биоэкологии и биологического образования, Уфа.

Сроки прохождения практики: с 4 июня по 14 июня 2022 года.

Руководитель практики от университета: Бадикова Альбина Асхатовна к.б.н., доцент кафедры биоэкологии и биологического образования.

Область, район исследований: Учалинский район, Белорецкий район.

Выполненные работы: Осуществлены поиск, критический анализ и синтез информации, применен на практике системный подход для решения поставленных задач при выполнении заданий по анатомии и морфологии и систематике растений.

Представлены результаты полевых исследований по флористическому разнообразию Учалинского и Белорецкого районов, методике выполнения морфологических и геоботанических описаний, полученных списков растений по жизненным формам, экологическим группам на основе специальных знаний для применения в последующей педагогической деятельности.

 

 

 

«___» ________ 2022 Г.. ___________________________

(подпись)

Оценка работы студента руководителем практики от университета

С 4 июня 2022 г по 14 июня 2022 г Мухамедьянов Ильнар Ибрагимович, Ибрагимов Ильнар Иршатович, Воронов Алексей Владимирович, Халикова Альфина Загидулловна, Ахмадеева Лариса Марсовна, Шаритдинова Александра Римовна, Яриз Виктория Григорьевна, Гильмитдинова Карина Маратовна, Храмцова Юлия Александровнапроходили ознакомительную практику по ботанике в Учалинском районе Республики Башкортостан.

Студенты осуществляли поиск, критический анализ и синтез информации, применяли на практике системный подход для решения поставленных задач при выполнении заданий по анатомии и морфологии и систематике растений.

Студенты предоставили результаты полевых исследований по флористическому разнообразию Учалинского района, методике выполнения морфологических и геоботанических описаний, полученных списков растений по жизненным формам, экологическим группам на основе специальных знаний для применения в последующей педагогической деятельности.

За время прохождения практики Мухамедьянов Ильнар Ибрагимович, Ибрагимов Ильнар Иршатович, Воронов Алексей Владимирович, Халикова Альфина Загидулловна, Ахмадеева Лариса Марсовна, Шаритдинова Александра Римовна, Яриз Виктория Григорьевна, Гильмитдинова Карина Маратовна, Храмцова Юлия Александровна показали хороший уровень теоретической подготовки. К выполнению всех заданий подходили добросовестно и с ответственностью. Показали свое стремление к получению новых знаний.

__________________________________________Бадикова А.А.

(подпись)                                          расшифровка подписи руководителя практики

М.П.                                               «___» _______ 2022 Г

 

ДНЕВНИК ПО ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ ПО БОТАНИКЕ

ЗАДАНИЕ

Глава 1. ХАРАКТЕРИСТИКИ РАЙОНА ПРАКТИКИ

1.1. Административно-географическое положение района

1.2. Природные условия района (геологические условия; гидрогеологические условия; гидрография; характеристика радиационной обстановки; характеристика почвы; характеристика растительности и растительного покрова; характеристика животного мира; характеристика ландшафтов)

1.3. Социально-экономическая характеристика района

1.4. Геоэкологическая характеристика района

Глава 2. РЕЗУЛьТАТЫ, ПОЛУЧЕННЫЕ НА ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКЕ ПО ЗАДАНИЯМ

Задание 1.

Растительный покров (растительность) — совокупность фитоценозов определённой территории или всей Земли в целом. В отличие от флоры, которая характеризуется только видовым составом, растительность характеризуется и видовым составом, и численностью особей (причём как в отдельных растительных таксонах, так и в целом для рассматриваемой территории), и особенностями сочетания представителей различных растительных таксонов, и экологическими связями между ними.

 

Растительность — предмет изучения двух наук: геоботаники и экологии.

 

Зональная растительность - естественная растительность, характеризующая соответствующую растительную зону (тундра, лес, степь, пустыня). Зональная растительность занимает наиболее типичные местообитания: ровные, возвышенные, хорошо дренированные водораздельные плато (плакоры). Обычно зональная растительность преобладает над другими (незональными) типами растительности. Лишь в некоторых случаях, например в обширных, слабо дренированных понижениях с изолированными возвышенностями или при резких сменах условий увлажнения в зависимости от микрорельефа, зональная растительность выражена слабо или отсутствует.

Зональная растительность включает большое число растительных формаций и ассоциаций, сменяющихся в пределах зоны с С. на Ю. соответственно изменению климата (на этом основании зоны, имеющие большую протяженность, делят на подзоны). Большую часть земель, занятых прежде З. р. (главным образом в степи и лесостепи), используют теперь как сельскохозяйственные угодья.

 

Интразональная растительность — тип растительности, не свойственный данной природной зоне, и не образующий самостоятельной зоны, сформировавшийся при наличии особых эдафических факторов.

В отличие от азональной растительности, которая встречается во всех зонах (заливные луга, растительность песков, каменистых выходов и т. д.), интразональная растительность тесно связана с определёнными зонами. Примеры интразональной растительности — растительность солонцов и солончаков в степной и пустынной зонах, сфагновые болота в лесной и тундровой зонах. При переходе из одной зоны в другую интразональная растительность меняется, неся на себе отпечаток соответствующей зоны и занимая в ней обычно небольшие площади. Иногда интразональная растительность местами преобладает над зональной растительностью.

 

 Общая характеристика топологических и экологических условий Учалинского района.

 

Учалинский район расположен в восточной части Республики Башкортостан. На северо-востоке и северо-западе граничит с Челябинской областью, на юге - с Абзелиловским районом, на западе – с Белорецким. Образован в 1930 г. Площадь района составляет 4510 кв. км.

 

Районный центр – г. Учалы. Территория района вытянулась полосой по восточному склону хребта Уралтау. Расстояние с севера на юг-140км, с запада на восток-38 км. По территории занимает 4-ое место в республике после Белорецкого, Зилаирского и Баймакского районов.

Район расположен в пределах двух частей света: Европы и Азии, по его территории проходит символическая граница этих частей света.

 

В районе проходит водораздел южного (относящемуся к Каспийскому морю) и северного (относящемуся к Северному ледовитому океану) бассейнов рек, берут начало крупные реки – Белая, Урал, Уй, Миасс.

В Учалинском районе наблюдаются существенные, часто необратимые, изменения состояния окружающей среды, в условиях все возрастающего антропогенного воздействия требует экстренных мер, направленных на снятие экологической напряженности.

Основными факторами антропогенного воздействия на данной территории является деятельность горнорудного комплекса, сельскохозяйственное производство и трансграничный перенос загрязняющих веществ.

В пределах рассматриваемый территории сосредоточен основное предприятие горнорудного комплекса РБ: Учалинский ГОК с карьером, отвалами пустой породы и хвостохранилищем. Отмечающееся здесь превышение норм антропогенной нагрузки на природные комплексы в результате сельскохозяйственной и горнорудной деятельности приводит к их деградации. Отвалы вскрышных пород и хвостохранилища обогатительных фабрик являются мощными и постоянно действующими источниками загрязнения тяжелыми металлами вод, почв и атмосферного воздуха.

Промышленные источники загрязнения - это вымывание, осаждение пыли, дымов осадками из атмосферы, сбросы шахтных вод, воды горно-обогатительных предприятий, транспорт, хозяйственно-бытовые стоки.

Значительным поставщиком пыли в атмосферу является сельское хозяйство; пашни, которые подвержены ветровой эрозии в Зауралье занимают 595,8 тыс.га.

 

В Учалинском районе распространены выщелоченные чернозёмы, серые лесные, горно-подзолистые и бурые лесные, горно-лесные светло-серые почвы. В полосе распространения озёр встречаются торфяные болота. Большую часть территории землепользования занимает среднемощный среднегумусный, так же распространён чернозём обыкновенный среднегумусный и луговой среднемощный малогумусный.

 

Влияние антропогенных факторов на растительность в Учалинском районе.

 

Хозяйственная деятельность приводит к развитию водной и ветровой эрозии пашен, площадей, где травостой сбит вследствие излишне высокой пастбищной нагрузки, химическому загрязнению удобрениями, ядохимикатами.

Антропогенная составляющая факторов, способствующих эрозии, - это наличие обширных распахиваемых площадей, расположенных крупными массивами. Также развитию эрозии способствуют распыление и уплотнение почв при механической обработке с применением тяжелой колесной техники, особенно распространившейся в последние одно-два десятилетия, нерегулируемый выпас, высокие пастбищные нагрузки.

 

Растительное сообщество, его структура.

Растительное сообщество – это группа взаимосвязанных между собой растений разных видов, которые длительное время произрастают на определенной территории с постоянными условиями окружающей среды.

Под структурой растительного сообщества понимается распределение надземной и подземной массы растений в пространстве. Пространственная структура растительного сообщества включает: надземную и подземную ярусность, синузиальность и мозаичность фитоценоза.

Ярусность (надземная и подземная) это распределение органов растений различных видов на разных высотах над землей и на разных глубинах в почве. Распределение видов растений по надземным ярусам зависит от создаваемых ими же условий освещенности, в меньшей степени температурного режима и влажности.

Горизонтальная структура фитоценоза.Характерная особенность фитоценозов -неоднородность в горизонтальном направлении. Часто наблюдается более или менее выраженная пятнистость, мозаичность растительного покрова в пределах фитоценоза.

День второй

Лесная растительность. Описание лесной растительности. Ярусное строение лесного сообщества. Состав и строение древесных ярусов (древостоя), их сомкнутость и высота. Формы крон, стволов. Возобновление древесного яруса. Проростки и сеянцы древесных пород. Подрост, его биологические особенности и состояние в зависимости от экологических условий. Подлесок (флористический состав, общее проективное покрытие). Зависимость кустарникового яруса от древесного полога. Кустарничковый и травяной ярусы.

Основные типы леса района практики. Коренные и вторичные типы леса. Направления естественных сукцессионных смен. Хозяйственная ценность лесных угодий. Организация и направление местного лесного хозяйства. Растительность вырубок. Рекреационные воздействия на лесную растительность. Естественное и искусственное возобновление леса. Лесные посадки района практики. Охрана эталонных лесных сообществ.

Изучение флоры. Выполнение геоботанических описаний. Сбор гербарного материала. Работа с собранным материалом. Определение растений и оформление гербарного материала. Составление и анализ флористического списка.

 

Задание 3.

Луга представляют собой обширные территории, покрытые травянистыми многолетниками, преимущественно злаками и осоковыми. Такая растительность способствует увеличению плодородия почвенного слоя, предотвращает его эрозию. Луга обычно встречаются в долинах рек, горной местности, а также в отступивших лесах, лесостепи и степи.

Главные растения лугового сообщества — это разнообразные многолетние травы. По хозяйственному значению принято разделять растения на злаки, бобовые, разнотравье и осоки.

 

День четвертый

Степная растительность.

Понятие о степи. Отличия степей от лугов. Разнообразие степных растений (экологические группы и жизненные формы). Влияние на степные сообщества выпаса. Роль степной растительности как источника кормовых ресурсов. Лекарственные растения и медоносы. Редкие виды. Охрана степной растительности.

Изучение флоры. Выполнение геоботанических описаний. Сбор гербарного материала. Работа с собранным материалом. Определение растений и оформление гербарного материала. Составление и анализ флористического списка.

День пятый

День шестой

День седьмой

Выполнение тематических индивидуальных заданий. Каждая бригада выбирает по одной геоботанической и флористической тематике. Тематики по бригадам не должны совпадать.

 

Геоботаническая тематика:

1. Описание структуры конкретного растительного сообщества

2. Определение биологической продуктивности и хозяйственная оценка угодий

3. Типология сообщества (типы лесов, лугов в районе практики).

4. Сравнительная характеристика растительных сообществ в экологических рядах (в лесах, на лугах, на болотах и т. д.)

5. Возобновление и смены растительного покрова (возобновление древесных пород в разных типах леса, зарастание вырубок, зарастание водоемов и т. д.)

6. Последствия антропогенных воздействий на различные фитоценозы (влияние рубок, выпаса, сенокошения, удобрения, осушения, рекреационных воздействий и т. д.)

7. Изучение структурных компонентов биоценоза: синузий (например, весенних эфемероидов, дубравного широкотравья); консорций (например, взаимоотношений древесного яруса и его животного населения); ценопопуляций (например, возрастной спектр ценопопуляций доминирующих видов).

8. Взаимоотношения компонентов фитоценоза (например, отдельных древесных пород в лесу, мохового и травяного ярусов на лугах и т. п.).

9. Спектры жизненных форм в различных фитоценозах и их связь с условиями обитания.

Флористическая тематика:

10. Анализ флоры места проведения практики.

11. Списки (аннотированные) нуждающихся в охране редких и исчезающих растений места проведения практики.

12. Составление ключей для определения растений отдельных систематических групп (по разным признакам).

13. Характеристика водорослей, грибов и лишайников, мхов, папоротников во флоре места проведения практики (в разных сообществах).

14. Спектры жизненных форм в отдельных систематических группах.

День восьмой

Оформление полевых дневников. Подготовка к сдаче зачета. Заключительная конференция.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение................................................................................................................................................... 14

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКИ РАЙОНА ПРАКТИКИ...................................................................................... 16

1.1 Административно-географическое положение района...................................................................... 16

1.2. Природные условия района................................................................................................................ 16

1.3 Социально-экономическая характеристика района............................................................................ 33

1.4 Геоэкологическая характеристика района.......................................................................................... 33

 

Введение  
Глава. 1.  
1.1. …………………  
1.2. ………………………….  
Глава 2. (и т.д., по заданию)  
2.1. Задание 1.  
2.2. Задание 2.  
Заключение  
Литература  

Введение

Учалинский район один из уникальных районов республики. Он отличается своими природно-территориальными комплексами, а также особенностями географического положения. Этим обусловлена актуальность рассматриваемой темы, так как исследуемый район является значимым для республики Башкортостан и изучение его особенностей является важным на сегодняшнее время.

Целью работы является закрепление и углубление теоретической подготовки и приобретение практических навыков и компетенций в сфере проведения полевых и лабораторных исследований по ботанике, ………………………… приобретение практических навыков для организации и проведения ботанических полевых исследований в будущей профессиональной деятельности.

Задачи исследования:

- …………………………..

- изучение навыков в проведении экскурсий в природу, сбор коллекций;

-ознакомление с основными принципами организации и методами проведения самостоятельных научных исследований по ……………………….

-знакомство с правилами поведения в природе и мерами охраны растений, применительно к местным условиям

 

Предмет исследования: ……….

 

 

Структура работы: Отчет по практике по получению первичных профессиональных умений и навыков по ботанике изложен на 35 страницах, состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы, приложения. Работа проиллюстрирована 5 таблицами, 4 рисунками, список использованных источников включает 15 наименований.


 

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКИ РАЙОНА ПРАКТИКИ

1.1 Административно-географическое положение района

Учалинский район образован 20 августа 1930 года — в числе первых районов республики Башкортостан. Район является самым восточным районом на территории Башкирии. Он граничит на западе с Белорецким, на юге — Абзелиловским, востоке и севере — Челябинской областью (рис.1). Площадь района составляет 4510 км 2. Район занимает четвёртое место в республике по площади, расположен в пределах двух частей света: Европы и Азии. Районный центр - г. Учалы является городом республиканского значения. Образован в 1963 г. в результате объединения посёлков Малые и Новые Учалы, возникших при освоении Учалинского медно-колчеданного месторождения. [5]

Рисунок 1. Карта Учалинского района

1.2. Природные условия района

На территории района выделены три крупные тектонические структуры: Башкирское поднятие, Уралтауский мегасинклинорий, Магнитогорский мегасинклинорий.

В пределах Башкирского поднятия(мегасинклинория) выделяется Аквалякская антиклиналь, сложенная позднепротерозойскими породами (кварциты, кварцитопесчанники), Байсакаловская синклиналь – метаморфическими сланцами.

Уралтауский мегантиклинорий протягивается в субмеридиональном направлении через всю западную часть района. В его строении участвуют, главным образом позднепротерозойские образования. Позднепротерозойские образования – это сильно метаморфизированные, песчанно-глинистые отложения, среди которых в верхнем и нижним частях разреза местами присутствует изверженные породы основного состава. Представлены они разнообразными по составу кристаллическими сланцами, амфиболитами, реже эклогитами. Уралтауский мегантиклинорий представляет собой крупную асимметричную структуру, осевая плоскость которой многократно меняет направление и испытывает кулисообразное смещение в плане. Породы Уралтауского антиклинория за длительную геологическую историю пережили неоднократные процессы горообразования. По всей протяженности они смяты в сложную антиклиналь (антиклинорий), осевая часть которой местами заметно вздымается, а местами несколько погружается. Западные и восточные крылья антиклинория и его свод осложнены многочисленными вторичными складками. В течение почти всего мезозоя идет интенсивное разрушение, размыв, сглаживание складчатой области. В результате этих процессов к концу юры она потеряла облик горной страны, стала сглаженной и, наконец, под влиянием отрицательных медленных движений ушла в южных районах под уровень моря. Такая обстановка сохранилась на протяжении большей части третичного периода кайнозоя. К концу этого периода зона Уралтау испытывает прерывистые восходящие движения, которые продолжаются до современной эпохи включительно.

Магнитогорский мегасинклинорий (прогиб) расположен к востоку от Уралтауского мегантиклинория, отделен от него дугообразно вытянутой зоной ультрабазитового меланжа, отвечающей местоположению Главного Уральского разлома. Восточнее граница структуры также совпадает с региональным нарушением, отделяющим прогиб от обширного Восточно- Уральского поднятия. Магнитогорский мегасинклинорий является сложно построенной структурой, где выделено много положительных и отрицательных структур второго порядка. Начало его находится на севере, на широте г. Миасса, где ширина составляет всего 1-1,5 км, расширяясь к югу на широте г. Магнитогорска до 110 км. В сглаживании прогиба участвует мощный комплекс палеозойских вулканических и вулкано-осадочных образований, сформировавшихся в условиях эвгеосинклинального режима. На современном денудационном срезе разные части прогиба охарактеризованы разнотипными разрезами силурийского, девонского и каменноугольного возраста.

К главному Уральскому разлому приурочены интрузии основных и ультраосновных пород (габбро, перидотиты, серпентиниты), которые образуют полосу от нескольких сот метров до 2-3 км. Снимки из космоса свидетельствуют о большой подвижности зоны разлома и возможных перемещениях (вертикальных, диагональных, субширотных, горизонтальных) блоков.

 

 

Рисунок 2. Геологическое положение

 

Рельеф территории Учалинского района находится в полной зависимости от его геологического строения. Как и геологические структуры, хребты и межгорные понижения вытянуты в субмеридиональном направлении. Общее понижение рельефа наблюдается с севера-запада на юго- восток.

(табл. 1).


Таблица 1

Горные хребты и горные вершины Учалинского района

Название горной вершины Абсолютная высота (м) Название горной вершины Абсолютная высота (м)
г. Абараш-Баш г. Большая Ягодная г. Карагыр г. Кукташ г. Круглая Сопка г. Растакташ хр. Ирендык г. Нажим г. Большой Урал г. Уйташ г. Б. Сакмуил г. Кубиясская г. Укозя г. Яманташ г. Акбура хр. Куркак г. Зиганьаргазы г. Рябиновая г. Голая хр. Узыкыр хр. Кумач г. Устубиик г. Белая г. Кызыляр г. Кубяк г. Сайданнская хр. Нурали г. Яитык г. Шайтансакырган г. Бурыташ г. Утакташ г. Карабаскон г. Хасантуш г. Бирнау 1291 1205 1053,6 1053,6 1028 1106 989 921 914 875 874 840 834 832 822 818 813 810 806 802 787 786 773 761 755 754 761 752 750 742,8 742 740 737 737 г. Бирсинская г. Таштыбиик г. Большая г. Дунграй г. Бигильда г. Куньяктау г. Долгая г. Такулган г. Диафрактау г. Сангалык г. Микагир г. Язгыюрт г. Калкан г. Олотау г. Таштагыр г. Илекты г. Кангасай г. Гафартуш г. Янтыкбаш г. Ташкиятсу г. Балсык-биль г. Атсапкан г. Асансуфа г. Юлгавар г. Майдыюрт г. Ишикай г. Кузибиль г. Юлсуба г. Тарлау г. Такумбат г. Зиганьаргазы г. Мама г. Тагызтюбе г. Карагестюбе 736 725 719 719 714,2 707 706 701 696 688,4 684 678 667 665 663 659 649 648 655 642 642 640 633 629 628 626 618,3 618 613 610 600 596,5 588 598,8

 

Сочетание хребтов и понижений, расположенных в субмеридиональном направлении, дополняет ступенчатость (ярусность) рельефа района, являющуюся результатом непрерывного взаимодействия экзогенных и эндогенных процессов, происходящих в земной коре и на ее поверхности. На территории Учалинского района выделяются ярусы, начиная с самых молодых и заканчивая самыми «древними». Выделяются три поверхности выравнивания, занимающие разновысотное положение. Третья поверхность, являющаяся самой «древней» из геоморфологических уровней, располагается на высотах от 800 – 850 м до 1000 м.

 

Рисунок 3. Рельеф

 

Климат: Учалинского района в целом континентальный, с холодной зимой и жарким летом. В горной части района проявляются элементы резко - континентального климата. На формирование климата влияние оказывают большая удаленность от морских акваторий, наличие меридионально направленных хребтов Башкирского Урала и абсолютная высота местности. В отличие от других участков республики, специфическими факторами формирования климата на территории района являются его положение на восточном склоне Южного Урала (зона барьерной тени) и открытость ветрам восточного направления.

Среднегодовая температура в районе (0,9°С). Абсолютный минимум температур (-47°С), абсолютный максимум (+40°С). Средняя температура самого теплого месяца - июля (+19,5"С), самого холодного месяца - января (- 17,3°С). сельскохозяйственный севооборот растениеводство

Климатические условия района отличаются большой сложностью и разнообразием, причем главными направлениями климатических изменений являются направление с севера на юг, с запада на восток и снизу-вверх по склону.

Годовые количества осадков в среднем 350-400 мм. Но в отдельные годы распределение осадков резко нарушается, и количество их по месяцам и временам года не выдерживает общей закономерности, т.е. бывает сухое лето, влажное лето, бесснежная зима, снежная зима. [12]

Безморозный период колеблется от 90 до 130, в среднем 110 дней. Средняя дата появления первых заморозков - 6 октября, средняя дата последних заморозков - 29 мая. Хотя бывают годы, когда заморозки случаются и в августе, и в июне.

Мощность снежного покрова 30-40 см, местами достигает и 1 м. Средняя глубина промерзания почвы 80 см, максимальная глубина - 150 см. Устойчивый снежный покров образуется в середине ноября, средняя дата схода снежного покрова - 20 апреля.

Ветровой режим района типичный для территории определяется атмосферной циркуляцией и влиянием Уральских гор. В розе ветров по сезонам года наблюдается изменение их направлений: если в холодный период преобладают юго-западные и западные ветры, то в теплое время года они дуют в основном в северном и северо-восточном направлениях. Повторяемость штилей за год составляет около 7% от общего числа наблюдений, при этом наибольше число дней без ветра приходится на зимний период. Средняя скорость ветра составляет 2,5-3,5 м/сек., а среднее число дней с сильным ветром 18.

 

 

Рисунок 4. Климат

 

На территории района располагается водораздел европейских (р. Белая, Юрюзань, Ай) и азиатских (река Урал), а также южных рек (р. Белая, Урал), текущих в Каспийское море и северных рек (реки Уй, Миасс), текущих на север в Карское море. Речная сеть развита значительно, но состоит преимущественно из мелких, маловодных, с крайне неустойчивым режимом водотоков.

Речная сеть района относится бассейнам рек Урал, Волга и Обь. Реки района большей части мелководные с каменистым дном, с быстрым течением и холодной водой. Для их режима характерны весеннее половодье и длительная межень с невысокими подводками. Подъем уровня воды на р. Уй и р. Урал составляет около 2 м, на остальных реках он меньше 1 м. Длится половодье 1 и 2 недели.

Главная река района – р. Урал – течет по территории района на протяжении 138 км. Наибольшие свои притоки (реки Барал, Бирся, Кургаш, М. Густу, Миндяк, Шигарка) она принимает справа. Слева в Урал впадает лишь один значительный приток – р. Канды – Буляк. Река Урал берет свое начало на восточном склоне хребта Уралтау, течет на юго-запад, затем на юго-восток, пересекает зону хребта Крыктытау и попадает в мелкосопочную область, устремляясь далее на юг.

Таблица 2

Наиболее крупные реки Учалинского района.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.150 (0.119 с.)