Типы композиций: открытая, закрытая 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типы композиций: открытая, закрытая



МДК 0101 Основы композиции

Тема урока: Замкнутая и открытая композиция

Цель урока: Изучение принципов и приёмов построения открытых и закрытых композиций.

Задача: Создание закрытой и открытой композиций, используя необходимые приёмы. Заполнение плоскости с учётом ритмических элементов композиции. Достижение разнообразия в силуэтах.

Цель урока: выполнить открытую и закрытую композиции используя геометрический или растительные элементы орнамента, при помощи силуэтного изображения используя его многообразие

Требования к выполнению работы.

основной рекомендуемой практической работой является выполнение городского или сельского пейзажа

необходимо выполнить геометрические композиции, где лежащие по горизонтали или стоящие по вертикали прямоугольники, квадраты, треугольники будут аналогами зданий

· работа выполняется тушью (в ахроматическом исполнении, с решением тональных отношений), 6 вариантов; формат - А 4

· композиционное решение должно быть оригинальным.

 

Ход урока.

1. Проверка и запись в журнале отсутствующих

2. Объяснение материла.

Сегодня на уроке мы познакомимся с понятиями открытой и закрытой композиции и применениями их на практике.

 

Открытая композиция центробежна, она тяготеет к поступательному движению или к скольжению по спирально расширяющейся траектории. Чаше всего композиция складывается из множества равноправных центров, заполняющих поле изображения.

«Тайная вечеря» (итал. Ultima Cena) — картина Тинторетто, написанная около 1592 года. Эта работа — последнее обращение художника к одной из любимых своих тем. «Тайная вечеря» была написана Тинторетто специально для венецианской церкви Сан-Джорджо Маджоре, где картина и пребывает по сей день . Картина поражает смелостью композиции, в которой искусно переплетены земные и божественные детали[.

Содержание

Художник запечатлел в картине момент, когда Христос преломляет хлеб и произносит слова: «Сие есть тело Мое». Сцена проникнута глубокой одухотворенностью и мистическим волнением, охватившим всех сидящих за пасхальной трапезой. Действие разворачивается в бедной таверне, пространство которой, тонущее в полумраке, кажется безграничным; это впечатление создается, главным образом, благодаря длинному столу, изображенному под углом к плоскости картины. Для усиления царящей за столом таинственной и напряженно-взволнованной атмосферы происходящего чуда художник прибегает к контрасту — на переднем плане справа он изображает несколько предметов и фигур, совершенно не связанных с сюжетом: на полу стоят кувшины и корзина с провизией, в которую заглядывает кошка; хозяин таверны разговаривает о чём-то со служанкой, ещё одна женщина снимает со стола чашу с фруктами[.

Картина «Тайная вечеря» была создана между 1592 и 1594 годами. На первый взгляд кажется, что ощущение чуда затмевается видом пиршества; жанровые детали переданы весьма подробно. Комнату наполняет сверхъестественный свет, головы Христа и апостолов окружают сияющие ореолы. Это полотно можно назвать итоговым произведением в творчестве Тинторетто. Она написана с небывалым чувством и таким мастерством, какое доступно лишь зрелому художнику. Особое впечатление на зрителя производит диагональ стола — она зримо отделяет мир божественный от мира человеческого

· Иуду Искариота — будущего предателя — мастер написал сидящим на краю стола, тем самым отделив его от других учеников Христа. Этим композиционным приёмом пользовались многие художники.

· Справа помещены фигуры людей, прислуживающих Христу и Его ученикам. О месте Тайной Вечери в Библии говорится достаточно неопределённо. У Тинторетто она происходит скорее на постоялом дворе, чем в обычном городском доме.

· На переднем плане изображены собака, грызущая кость, и кошка, пытающаяся забраться в корзину. Такие бытовые детали характеры для манеры Тинторетто.

· Мерцающий нимб вокруг головы Христа и призрачные фигуры ангелов свидетельствуют о неподражаемом умении Тинторетто работать со светом.

· Если представить построение этой композиции по схеме, то мы с вами ясно видим, что эту композицию можно продлить, как вправо так и влево, такая композиция является открытой.

Выделенные слова должны быть отработанны, то есть раскрыть значение каждого слова, не каждый из учащихся знаком с библией.

 

Закрытая композиция – вписывается в раму таким образом, чтобы изображение не стремилось к краям, а как бы замыкалось само на себе. Взгляд зрителя переходит от фокуса композиции к периферийным элементам, возвращается через другие элементы опять к фокусу.

Другими словами, взгляд стремится с любого места композиции к её центру. Особенностью замкнутой, закрытой композиции является наличие полей. В таком случае целостность изображения проявляется в буквальном смысле. Построение ее по форме круга, квадрата, прямоугольника с учетом симметрии дает необходимое решение.


10. А. РУБЛЕВ. Троица Ветхозаветная. Замкнутая композиция

 

Если вам необходимо нарисовать панорамный пейзаж, показать большой простор, то не следует его перегораживать с боков, ограничивать какими-либо деревьями или зданиями, а лучше сделать уходящим за пределы рамы. Это тип открытой композиции. Основные направления линий из центра.

 

11. Замкнутая композиция. Схема

 

Догадки расширяют фантазию зрителя. Если далекий горизонт частично загородить деревьями или другими предметами первого плана, то можно достигнуть большой образной выразительности композиции.


12. И. ШИШКИН. Рожь. Открытая композиция

 


 

13. Открытая композиция. Схема


Когда в эпоху Возрождения изменилась концепция мира и на смену замкнутого мира пришел мир бесконечный, то и на смену замкнутым композициям пришли открытые. В дальнейшем зарубежные и русские художники разработали новые типы композиции и использовали традиционные в зависимости от замысла произведения.

Конечно, не стоит преувеличивать значение композиционных схем. Художник, воплощая замысел, опирается, прежде всего на свое образно-зрительное представление о будущей картине. Но в период обучения основам композиции очень полезно использовать такие схемы, так как они помогают найти соотношения различных частей картины или рисунка, уяснить общую структуру композиции. Эти схемы имеют вспомогательное значение. Постепенно, приобретая опыт, можно научиться строить композиционные схемы только мысленно.

 
14. ВЕЛАСКЕС. Сдача Бреды   15. Центральный фрагмент  
16. Деталь композиции   17. Композиционная схема  
18. Плановость в композиции   19. Контрасты темного и светлого в композиции  

 

В качестве примера композиционного построения картины рассмотрим полотно Веласкеса «Сдача Бреды» (ил. 14-19). Это – одна из наиболее ясно читаемых композиций, благодаря четкому распределению масс, чередованию темных и светлых пятен. Сюжетно-композиционный центр совпадает с центром холста. Две фигуры, расположенные в центре, нарисованы на фоне дали. Голова человека, подающего ключи от крепости, подчеркивается большим белым воротником, выразительно передан силуэт правой руки с ключом. Его полусогнутая поза говорит о необходимости сдаться на милость победителя.

Фигура человека, принимающего ключи, написана на светлом фоне пейзажа. Его лицо выглядит светлым пятном на темном фоне, оно обрамлено темными волосами и светлым воротником. Везде контрасты и противопоставления. Шарф, диагонально перевязывающий костюм, и силуэт лошади справа позволяют подчеркнуть одну из диагоналей картины.

Другую диагональ полотна образуют знамя, положение рук центральных фигур и оружие в левом углу картины.

Светлые пятна кафтана воина на третьем плане и головы лошади рядом с ним создает ощущение глубины пространства (ил. 16).

Попытайтесь на минуту прикрыть эти два пятна и вы увидите, насколько обедняется композиция, как теряется ее глубина, потому что чрезмерно сближаются первый и последний планы картины.

Композиционное пространство состоит из нескольких планов с перспективой дали.

Интересных находок в композиции много. Можно дальше разбирать каждый элемент и убедиться в том, что художник руководствовался в передаче характеров принципом цельности в разнообразии.

Введение пик с флажками, которые создают ритмическое разнообразие, вносят мажорные ноты, является приемом, делающим композицию поразительно живой.

Произведение искусства, по выражению П. Флоренского, есть «запись некоторого ритма образов, и в самой записи даются ключи к чтению ее». Интересно отметить, что в этой картине Веласкеса «ключ» к ее чтению совпадает действительно с изображением ключа от крепости. Нет сомнений, что этот ключ является центром композиции, находящимся в центре холста, и специально выделен темным силуэтом в светлом многоугольнике.

Веласкес использовал приемы, правила и средства композиции для того, чтобы передать содержание картины наилучшим образом.

В истории искусства большую роль играли как процессы выполнения общепринятых канонов композиции (античность, Возрождение, барокко, классицизм и др.), так и стремление избавиться от жестких канонических схем использовать свободные композиционные приемы (XIX-XX вв.). Композиция, отвечающая индивидуальным творческим поискам художников, способна вызвать разнообразные ассоциации, чувства и эмоции.

 

20. В. КАНДИНСКИЙ. Композиция

21. А. ЛЕНТУЛОВ. Василий Блаженный


Композиции подвластно многое. С помощью композиционных средств можно передать на картине события, имеющие протяженность во времени, то есть происходящие не одновременно, а одно за другим. Этими приемами хорошо владели древнерусские иконописцы. Например, мастера новгородской школы XV века, чтобы рассказать о битве суздальцев с новгородцами, использовали трехъярусную фризовую композицию, то есть как бы три отдельные картины, показывающие каждая определенный эпизод, они расположены одна над другой, но вместе с тем составляют единое целое (ил. 22).

22. Новгородская школа XV века. Битва суздальцев с новгородцами. Дерево, темпера

 

Еще один распространенный прием построения композиции для передачи событий, происходящих в разное время и в разных местах,- объединение в одно целое нескольких сюжетов. Как правило, это крупное по размеру изображение в центре холста и небольшие рисунки вокруг него. Примеры такого построения композиции можно встретить в иконописи, народном искусстве, книжной графике и других видах искусства (ил. 23).

 

 

23. А. КОТУХИН. Ларец. Сказка о рыбаке и рыбке. Палех


Так выглядит открытая и закрытая композиция на примере геометрических фигур

 

Разберем четыре варианта простейших форм пятна. На самом деле их существует гораздо больше, но все они могут быть отнесены к этим четырем основным.
Квадрат. Законченная, устойчивая форма, готовая выражать утверждающие образы. При определенных условиях – тяжелая форма, которой чуждо движение, тем более «полет».
Треугольник. Активная форма, развивающаяся на плоскости и в пространстве, несущая в себе потенциальные возможности движения. Может выражать или вызывать агрессивные образы. В положении вершиной вверх она устойчива, вершиной вниз – сверх неустойчива. В этой форме явно выражена борьба противоположностей, что в свою очередь необходимо для создания вполне конкретных образов.
Круг. В этой форме более чем в какой-либо другой выражена идея природы, Земли, мироздания. Поэтому такие понятия, как «добро», «жизнь», «счастье», в наибольшей степени ассоциируются у человека с формой круга или его производными.
Форма «амебы». Ее текучесть выражает неустойчивые по характеру образы. Романтичность, меланхолия, пессимизм – вот их диапазон.

 

В нашем задании, мы с вами должны выполнить открытую и закрытую композиции используя геометрический или растительные элементы орнамента, при помощи силуэтного изображения используя его многообразие, а какие же разнообразия силуэтного изображения мы с вами знаем? Прежде всего мы с вами остановимся на типах силуэтов.

.

 


При выполнении данного задания используются те типы силуэтов, которые подходят к данному заданию. Выразительность формы зависит от найденного силуэта. Работа над силуэтом, выраженным пятном, линией или контуром, – один из важнейших этапов в создании произведения. В процессе работы над силуэтом становится ясно, что для решения данного образа случайно и что типично, характерно. Силуэт может быть решен темным пятном на светлом фоне или, наоборот, светлым на темном. Контраст для прочтения формы обязателен. Он может быть выражен в тоне, цвете, фактуре, выявлен освещением. Но читаемость и значимость их будет неодинакова. Так, на темном фоне белый силуэт активнее действует на зрителя, получается более запоминаемым. В отличие от силуэта, решенного темным пятном, белый или светлый силуэт должен быть более обобщающим, с меньшим количеством деталей. Поэтому найденное черное пятно, возможно, потребует их корректировки, если для создания определенного образа будет необходимо изменить тональность.

 

Итоги занятия.

Мы ознакомились с понятиями, открытой и закрытой композиции на примерах известных полотен знаменитых художников.

Закрепили это понятие на упражнениях, в которых использовали значение геометрических фигур, ассоциируя их со строениями.

Использовали различные типы силуэтов, применяя правило влияния черного и белого силуэта на зрителя, особенности и выразительности геометрических фигур в построении закрытой и открытой композиции.

 

 

Практическая работа № 15

Тема «Замкнутая и открытая композиция»

Цель: разработать эскизы открытой и закрытой композиции на примере построения городского или сельского пейзажа.

 

Задание № 1. Степень связи между элементами и ее влияние на открытость или замкнутость (закрытость) композиции Выполнить 3 композиции с участием одного набора элементов: 1) Полное (подчеркнутое) отсутствие связей между элементами, независимость 2) Намеченные визуальные связи между элементами 3) Визуальный («физический») контакт элементов - касание, соприкосновение, наложение 4) «Монолит», т.е. слияние элементов в группу – врезка, спайка, сборка. Элементы - простые геометрические фигуры. Техника: графические средства, аппликация, компьютерная графика. Задание № 2. Влияние композиционного центра на открытость/закрытость композиции Выполнить 3 композиции с участием одного набора элементов, но с изменением одного из них, играющего роль композиционного центра: 1) "Сильный" центр, подчиняющий себе «беспрекословно» 2) «Слабый» центр, едва выделяющийся среди остальных элементов и... «разброд» последних Элементы - простые геометрические фигуры. Техника: графические средства, аппликация, компьютерная графика.
 
   

 

 

Нюанс

 

 
    Рисунок 6 - Нюансные композиции

Контраст

 

Рисунок 8 - Контрастная композиция

Статика

Рисунок 10 - Статичные композиции

Динамика

 

Рисунок 12 - Динамичные композиции

Повтор в композиции

 

    Рисунок 14 - Повторяющиеся элементы в композиции  

Симметрия

 

Рисунок 15 - Симметричная композиция  
Рисунок 16 - Зеркальная симметрия  

Асимметрия

 

Рисунок 17 - Асимметричный индивидуальный знак «Лена»  

Равновесие

 

  Рисунок 18 - Уравновешенная композиция  
Рисунок 19 - Неуравновешенная композиция  

Ритм

 

Рисунок 20 - Ритмические композиции  
Рисунок 21 - Музыкальный ритм  
  Рисунок 22 - Ритмические композиции  
    Рисунок 23 - Ритмическая композиция  

Метр

 

Рисунок 24 - Метрические композиции

Пропорции

 

Рисунок 26 - Абстрактная композиция с пропорциями золотого сечения  
Рисунок 27 - Композиция с золотым сечением  

Масштаб

 

Рисунок 28 - Композиция с элементами большого масштаба  

 

 

МДК 0101 Основы композиции

Тема урока: Замкнутая и открытая композиция

Цель урока: Изучение принципов и приёмов построения открытых и закрытых композиций.

Задача: Создание закрытой и открытой композиций, используя необходимые приёмы. Заполнение плоскости с учётом ритмических элементов композиции. Достижение разнообразия в силуэтах.

Цель урока: выполнить открытую и закрытую композиции используя геометрический или растительные элементы орнамента, при помощи силуэтного изображения используя его многообразие

Требования к выполнению работы.

основной рекомендуемой практической работой является выполнение городского или сельского пейзажа

необходимо выполнить геометрические композиции, где лежащие по горизонтали или стоящие по вертикали прямоугольники, квадраты, треугольники будут аналогами зданий

· работа выполняется тушью (в ахроматическом исполнении, с решением тональных отношений), 6 вариантов; формат - А 4

· композиционное решение должно быть оригинальным.

 

Ход урока.

1. Проверка и запись в журнале отсутствующих

2. Объяснение материла.

Сегодня на уроке мы познакомимся с понятиями открытой и закрытой композиции и применениями их на практике.

 

Открытая композиция центробежна, она тяготеет к поступательному движению или к скольжению по спирально расширяющейся траектории. Чаше всего композиция складывается из множества равноправных центров, заполняющих поле изображения.

«Тайная вечеря» (итал. Ultima Cena) — картина Тинторетто, написанная около 1592 года. Эта работа — последнее обращение художника к одной из любимых своих тем. «Тайная вечеря» была написана Тинторетто специально для венецианской церкви Сан-Джорджо Маджоре, где картина и пребывает по сей день . Картина поражает смелостью композиции, в которой искусно переплетены земные и божественные детали[.

Содержание

Художник запечатлел в картине момент, когда Христос преломляет хлеб и произносит слова: «Сие есть тело Мое». Сцена проникнута глубокой одухотворенностью и мистическим волнением, охватившим всех сидящих за пасхальной трапезой. Действие разворачивается в бедной таверне, пространство которой, тонущее в полумраке, кажется безграничным; это впечатление создается, главным образом, благодаря длинному столу, изображенному под углом к плоскости картины. Для усиления царящей за столом таинственной и напряженно-взволнованной атмосферы происходящего чуда художник прибегает к контрасту — на переднем плане справа он изображает несколько предметов и фигур, совершенно не связанных с сюжетом: на полу стоят кувшины и корзина с провизией, в которую заглядывает кошка; хозяин таверны разговаривает о чём-то со служанкой, ещё одна женщина снимает со стола чашу с фруктами[.

Картина «Тайная вечеря» была создана между 1592 и 1594 годами. На первый взгляд кажется, что ощущение чуда затмевается видом пиршества; жанровые детали переданы весьма подробно. Комнату наполняет сверхъестественный свет, головы Христа и апостолов окружают сияющие ореолы. Это полотно можно назвать итоговым произведением в творчестве Тинторетто. Она написана с небывалым чувством и таким мастерством, какое доступно лишь зрелому художнику. Особое впечатление на зрителя производит диагональ стола — она зримо отделяет мир божественный от мира человеческого

· Иуду Искариота — будущего предателя — мастер написал сидящим на краю стола, тем самым отделив его от других учеников Христа. Этим композиционным приёмом пользовались многие художники.

· Справа помещены фигуры людей, прислуживающих Христу и Его ученикам. О месте Тайной Вечери в Библии говорится достаточно неопределённо. У Тинторетто она происходит скорее на постоялом дворе, чем в обычном городском доме.

· На переднем плане изображены собака, грызущая кость, и кошка, пытающаяся забраться в корзину. Такие бытовые детали характеры для манеры Тинторетто.

· Мерцающий нимб вокруг головы Христа и призрачные фигуры ангелов свидетельствуют о неподражаемом умении Тинторетто работать со светом.

· Если представить построение этой композиции по схеме, то мы с вами ясно видим, что эту композицию можно продлить, как вправо так и влево, такая композиция является открытой.

Выделенные слова должны быть отработанны, то есть раскрыть значение каждого слова, не каждый из учащихся знаком с библией.

 

Закрытая композиция – вписывается в раму таким образом, чтобы изображение не стремилось к краям, а как бы замыкалось само на себе. Взгляд зрителя переходит от фокуса композиции к периферийным элементам, возвращается через другие элементы опять к фокусу.

Другими словами, взгляд стремится с любого места композиции к её центру. Особенностью замкнутой, закрытой композиции является наличие полей. В таком случае целостность изображения проявляется в буквальном смысле. Построение ее по форме круга, квадрата, прямоугольника с учетом симметрии дает необходимое решение.


10. А. РУБЛЕВ. Троица Ветхозаветная. Замкнутая композиция

 

Если вам необходимо нарисовать панорамный пейзаж, показать большой простор, то не следует его перегораживать с боков, ограничивать какими-либо деревьями или зданиями, а лучше сделать уходящим за пределы рамы. Это тип открытой композиции. Основные направления линий из центра.

 

11. Замкнутая композиция. Схема

 

Догадки расширяют фантазию зрителя. Если далекий горизонт частично загородить деревьями или другими предметами первого плана, то можно достигнуть большой образной выразительности композиции.


12. И. ШИШКИН. Рожь. Открытая композиция

 


 

13. Открытая композиция. Схема


Когда в эпоху Возрождения изменилась концепция мира и на смену замкнутого мира пришел мир бесконечный, то и на смену замкнутым композициям пришли открытые. В дальнейшем зарубежные и русские художники разработали новые типы композиции и использовали традиционные в зависимости от замысла произведения.

Конечно, не стоит преувеличивать значение композиционных схем. Художник, воплощая замысел, опирается, прежде всего на свое образно-зрительное представление о будущей картине. Но в период обучения основам композиции очень полезно использовать такие схемы, так как они помогают найти соотношения различных частей картины или рисунка, уяснить общую структуру композиции. Эти схемы имеют вспомогательное значение. Постепенно, приобретая опыт, можно научиться строить композиционные схемы только мысленно.

 
14. ВЕЛАСКЕС. Сдача Бреды   15. Центральный фрагмент  
16. Деталь композиции   17. Композиционная схема  
18. Плановость в композиции   19. Контрасты темного и светлого в композиции  

 

В качестве примера композиционного построения картины рассмотрим полотно Веласкеса «Сдача Бреды» (ил. 14-19). Это – одна из наиболее ясно читаемых композиций, благодаря четкому распределению масс, чередованию темных и светлых пятен. Сюжетно-композиционный центр совпадает с центром холста. Две фигуры, расположенные в центре, нарисованы на фоне дали. Голова человека, подающего ключи от крепости, подчеркивается большим белым воротником, выразительно передан силуэт правой руки с ключом. Его полусогнутая поза говорит о необходимости сдаться на милость победителя.

Фигура человека, принимающего ключи, написана на светлом фоне пейзажа. Его лицо выглядит светлым пятном на темном фоне, оно обрамлено темными волосами и светлым воротником. Везде контрасты и противопоставления. Шарф, диагонально перевязывающий костюм, и силуэт лошади справа позволяют подчеркнуть одну из диагоналей картины.

Другую диагональ полотна образуют знамя, положение рук центральных фигур и оружие в левом углу картины.

Светлые пятна кафтана воина на третьем плане и головы лошади рядом с ним создает ощущение глубины пространства (ил. 16).

Попытайтесь на минуту прикрыть эти два пятна и вы увидите, насколько обедняется композиция, как теряется ее глубина, потому что чрезмерно сближаются первый и последний планы картины.

Композиционное пространство состоит из нескольких планов с перспективой дали.

Интересных находок в композиции много. Можно дальше разбирать каждый элемент и убедиться в том, что художник руководствовался в передаче характеров принципом цельности в разнообразии.

Введение пик с флажками, которые создают ритмическое разнообразие, вносят мажорные ноты, является приемом, делающим композицию поразительно живой.

Произведение искусства, по выражению П. Флоренского, есть «запись некоторого ритма образов, и в самой записи даются ключи к чтению ее». Интересно отметить, что в этой картине Веласкеса «ключ» к ее чтению совпадает действительно с изображением ключа от крепости. Нет сомнений, что этот ключ является центром композиции, находящимся в центре холста, и специально выделен темным силуэтом в светлом многоугольнике.

Веласкес использовал приемы, правила и средства композиции для того, чтобы передать содержание картины наилучшим образом.

В истории искусства большую роль играли как процессы выполнения общепринятых канонов композиции (античность, Возрождение, барокко, классицизм и др.), так и стремление избавиться от жестких канонических схем использовать свободные композиционные приемы (XIX-XX вв.). Композиция, отвечающая индивидуальным творческим поискам художников, способна вызвать разнообразные ассоциации, чувства и эмоции.

 

20. В. КАНДИНСКИЙ. Композиция

21. А. ЛЕНТУЛОВ. Василий Блаженный


Композиции подвластно многое. С помощью композиционных средств можно передать на картине события, имеющие протяженность во времени, то есть происходящие не одновременно, а одно за другим. Этими приемами хорошо владели древнерусские иконописцы. Например, мастера новгородской школы XV века, чтобы рассказать о битве суздальцев с новгородцами, использовали трехъярусную фризовую композицию, то есть как бы три отдельные картины, показывающие каждая определенный эпизод, они расположены одна над другой, но вместе с тем составляют единое целое (ил. 22).

22. Новгородская школа XV века. Битва суздальцев с новгородцами. Дерево, темпера

 

Еще один распространенный прием построения композиции для передачи событий, происходящих в разное время и в разных местах,- объединение в одно целое нескольких сюжетов. Как правило, это крупное по размеру изображение в центре холста и небольшие рисунки вокруг него. Примеры такого построения композиции можно встретить в иконописи, народном искусстве, книжной графике и других видах искусства (ил. 23).

 

 

23. А. КОТУХИН. Ларец. Сказка о рыбаке и рыбке. Палех


Так выглядит открытая и закрытая композиция на примере геометрических фигур

 

Разберем четыре варианта простейших форм пятна. На самом деле их существует гораздо больше, но все они могут быть отнесены к этим четырем основным.
Квадрат. Законченная, устойчивая форма, готовая выражать утверждающие образы. При определенных условиях – тяжелая форма, которой чуждо движение, тем более «полет».
Треугольник. Активная форма, развивающаяся на плоскости и в пространстве, несущая в себе потенциальные возможности движения. Может выражать или вызывать агрессивные образы. В положении вершиной вверх она устойчива, вершиной вниз – сверх неустойчива. В этой форме явно выражена борьба противоположностей, что в свою очередь необходимо для создания вполне конкретных образов.
Круг. В этой форме более чем в какой-либо другой выражена идея природы, Земли, мироздания. Поэтому такие понятия, как «добро», «жизнь», «счастье», в наибольшей степени ассоциируются у человека с формой круга или его производными.
Форма «амебы». Ее текучесть выражает неустойчивые по характеру образы. Романтичность, меланхолия, пессимизм – вот их диапазон.

 

В нашем задании, мы с вами должны выполнить открытую и закрытую композиции используя геометрический или растительные элементы орнамента, при помощи силуэтного изображения используя его многообразие, а какие же разнообразия силуэтного изображения мы с вами знаем? Прежде всего мы с вами остановимся на типах силуэтов.

.

 


При выполнении данного задания используются те типы силуэтов, которые подходят к данному заданию. Выразительность формы зависит от найденного силуэта. Работа над силуэтом, выраженным пятном, линией или контуром, – один из важнейших этапов в создании произведения. В процессе работы над силуэтом становится ясно, что для решения данного образа случайно и что типично, характерно. Силуэт может быть решен темным пятном на светлом фоне или, наоборот, светлым на темном. Контраст для прочтения формы обязателен. Он может быть выражен в тоне, цвете, фактуре, выявлен освещением. Но читаемость и значимость их будет неодинакова. Так, на темном фоне белый силуэт активнее действует на зрителя, получается более запоминаемым. В отличие от силуэта, решенного темным пятном, белый или светлый силуэт должен быть более обобщающим, с меньшим количеством деталей. Поэтому найденное черное пятно, возможно, потребует их корректировки, если для создания определенного образа будет необходимо изменить тональность.

 

Итоги занятия.

Мы ознакомились с понятиями, открытой и закрытой композиции на примерах известных полотен знаменитых художников.

Закрепили это понятие на упражнениях, в которых использовали значение геометрических фигур, ассоциируя их со строениями.

Использовали различные типы силуэтов, применяя правило влияния черного и белого силуэта на зрителя, особенности и выразительности геометрических фигур в построении закрытой и открытой композиции.

 

 

Практическая работа № 15

Тема «Замкнутая и открытая композиция»

Цель: разработать эскизы открытой и закрытой композиции на примере построения городского или сельского пейзажа.

 

Задание № 1. Степень связи между элементами и ее влияние на открытость или замкнутость (закрытость) композиции Выполнить 3 композиции с участием одного набора элементов: 1) Полное (подчеркнутое) отсутствие связей между элементами, независимость 2) Намеченные визуальные связи между элементами 3) Визуальный («физический») контакт элементов - касание, соприкосновение, наложение 4) «Монолит», т.е. слияние элементов в группу – врезка, спайка, сборка. Элементы - простые геометрические фигуры. Техника: графические средства, аппликация, компьютерная графика. Задание № 2. Влияние композиционного центра на открытость/закрытость композиции Выполнить 3 композиции с участием одного набора элементов, но с изменением одного из них, играющего роль композиционного центра: 1) "Сильный" центр, подчиняющий себе «беспрекословно» 2) «Слабый» центр, едва выделяющийся среди остальных элементов и... «разброд» последних Элементы - простые геометрические фигуры. Техника: графические средства, аппликация, компьютерная графика.
 
   

 

 

ТИПЫ КОМПОЗИЦИЙ: ОТКРЫТАЯ, ЗАКРЫТАЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.185.180 (0.12 с.)