Методика «Графический диктант» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика «Графический диктант»



Анализ результатов внешней оценки готовности первоклассников                                 к обучению в школе в 2021 году, в том числе оценки готовности к школе детей         из семей коренных малочисленных народов Севера

Введение

Оценка готовности первокласс​ников к обучению в школе проводится в целях выявления уровня готовности к обучению и построения на его основе индивид​​уальной программы психолого-педагогической поддержки ребёнка в начале обучения в школе. Оценивается уровень готовности первоклассников к обучению в школе, контекстные показатели, связанные с индивидуальными особенностями учащихся, спецификой учебного процесса, особенностями класса и образовательной организации, характеристиками семей учащихся. Используются методики обследования: «Рисунок человека»; «Графический диктант»; «Образец и правило»; «Первая буква». Исследование проводится Региональным центром оценки качества образования, основу инструментария составляют авторские методики и материалы, разработанные Центром оценки качества образования Института стратегии развития образования Российской академии образования (руководитель Г.С. Ковалёва). Традиционно проводится в начале учебного года. В 2021-2022 году проведено в период с 20 по 24 сентября.​

 

Организация исследования

Участники мониторинга: первоклассники, родители (законные представители), учителя первого класса.

Основное содержание мониторинга и материалы разработаны центром оценки качества образования Института стратегии развития образования Российской академии образования (ЦОКО ИСРО РАО, Г.С. Ковалёва).

Разработанный для проведения мониторинга инструментарий включал:

- рекомендации по изучению готовности первоклассников к обучению в школе, включающие описание используемых методик, особенностей их проведения и системы оценивания ответов обучающихся;

- раздаточный материал для выполнения работ (бланки ответов);

- анкету для учителя начальной школы (в электронном виде);

- анкету для родителей;

- карту первоклассника (в электронном виде);

- электронные формы для ввода и первичной обработки результатов обследования обучающихся.

Обследование готовности первоклассника к обучению в школе проводилось на основе четырёх методик: «Рисунок человека», «Графический диктант», «Образец и правило», «Первая буква». Социально-педагогический контекст проводимого мониторинга отслеживался с помощью специально разработанных анкет.

Обследование проводилось во всех первых классах каждой образовательной организации, участвовавшей в исследовании: МОУ Школа с. Аксарка, МОУ Школа с. Белоярск, МОУ «Школа с. Катравож», МОУ «Школа с. Харсаим», МОУ «Начальная школа п. Горнокнязевск», МОУ «Начальная школа п. Зеленый Яр», МОУ «Начальная школа п. Щучье», МОУ Школа Анны Неркаги.

Проведение обследования обучающихся, а также анкетирование родителей осуществлялось учителями совместно со школьным психологом, либо самостоятельно (при отсутствии психолога в общеобразовательной организации).

Работы первоклассников оценивались учителями школы, ведущими соответствующие классы.

Для получения информации об особенности организации учебного процесса в школе, а также о подготовке класса к обучению в школе проводилось анкетирование учителей.

Анкетирование родителей проводилось с целью получения информации по широкому кругу вопросов, касающихся установок семьи относительно обучения ребёнка в школе, подготовки ребёнка к школе, оказания помощи ребёнку в начале обучения, а также для получения информации по изменению поведения ребёнка в первый период обучения в школе. Анкетирование родителей было организовано в ходе родительского собрания.

Дополнительно на каждого обучающегося в электронном виде заполнялась Карта первоклассника, в которую заносилась информация о состоянии здоровья обучающегося и оценочные суждения учителя о степени его готовности к школе и особенностях поведения данного обучающегося в школе. В заполнении Карты первоклассника принимали участие учитель, ведущий данный класс, и медицинский работник.

 

2. Основные показатели, используемые в мониторинге по изучению готовности первоклассников к обучению в школе  

Описание и характеристика показателей по блокам:

•     познавательная сфера (общее развития ребёнка, психофизиологическая и интеллектуальная зрелость, сформированность предпосылок овладения грамотой и математикой, наличие у ребёнка учебных навыков, полученных до школы);

•     индивидуально-личностные особенности ребёнка (внутриличностные особенности детей, отношения ребёнка к самому себе, ситуации школьного обучения, к взаимодействию со сверстниками и взрослыми).

•     семья как ресурс адаптации первоклассника (подготовка к школе в семье, установки родителей по отношению к школьному обучению, условия ребёнка в семье для обучения, помощь ребёнку в обучении);

•     ресурсы здоровья (индивидуальные особенности здоровья, интегральная оценка адаптационного потенциала ребёнка, возрастное соответствие массы тела и роста, физкультурная группа, группа здоровья).

+ описание критериев и подходов к оценке результатов, полученных в итоге проведения исследования.

Для оценки сформированности познавательной сферы первоклассников использовался комплекс диагностических методик: «Рисунок человека», «Графический диктант», «Образец и правило», «Первая буква», адаптированные к фронтальному проведению в классе.

 

Методика «Рисунок человека»

Общее развитие первоклассника – это один из показателей, на основе которого можно прогнозировать школьную успешность. Оно оценивалось с помощью методики «Рисунок человека» на основе анализа рисунка абстрактного человека, который был выполнен ребёнком. Чем детальнее и подробнее рисунок, тем выше общее развитие ребёнка. В зависимости от детальности рисунка были сформированы 3 основные группы обучающихся (с высоким, средним и низким уровнями данного показателя).

В 2021 году самые высокие результаты продемонстрировал 21% первоклассников (14% - категории «КМНС (семья)», 7% - категории «Не КМНС»). В рисунках таких детей проявляется попытка передать реальную форму тела человека, прорисованы детали лица, пальцы на руках, одежда, обувь.

Высокий уровень психофизиологической и интеллектуальной зрелости таких детей проявляется в достаточном уровне концентрации внимания, самоконтроля, уравновешенности поведения, развития зрительно-моторной координации и развитии речи ребёнка. Они хорошо готовы к усвоению школьных требований.

Средние результаты показали 59% первоклассников (18% - обучающихся категории не КМНС, 41% - категории КМНС).

Низкие результаты продемонстрировали 20% первоклассников (4% - обучающихся категории не КМНС, 16% - категории КМНС). Рисунки детей этой группы отличаются наличием очень малого числа элементов человека — это, как правило, голова и туловище с четырьмя палочками, отображающими руки и ноги (рис. 1-Г). Низкие показатели по методике «Рисунок человека» говорят об общей инфантильности («детскости», незрелости) детей. У них может наблюдаться игровое отношение к учебным заданиям.

По данной методике:

· 14% первоклассников категории КМНС (семья+интернат) показали высокий уровень, средний – 41%, низкий – 16%,

· обучающиеся, не относящиеся к категории КМНС: высокий уровень - 7% обучающихся, средний –18%, низкий – 4%.

 

Таблица «Распределение обследуемых первоклассников по

 результатам выполнения методики «Рисунок человека» по уровням»

Категория участников

Выполнение методики «Рисунок человека»

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Количество участников

Кол-во % Кол-во % Кол-во %
Все участники 35 20 107 59 38 21 180
Не КМНС 7 4 32 18 12 7 51
КМНС (семья) 16 9 61 34 23 13 100
КМНС (интернат) 12 7 14 7 3 1 29

 

 

В сравнении с 2020 годом:

· уменьшилось количество первоклассников с низким уровнем развития – с 24% до 20%;

· увеличилось количество обучающихся со средним уровнем – с 51% до 59%;

· уменьшилось количество обучающихся с высоким уровнем развития – с 25% до 21%.

 

Таблица «Распределение обследуемых первоклассников по

 результатам выполнения методики «Рисунок человека» за 5 лет

Учебный год Низкий Средний

Высокий

2017-2018 18% 43%

40%

2018-2019 23% 51%

25%

2019-2020 22%

50%

28%
2020-2021 24%

51%

25%
2021-2022 20%

59%

21%
         

Сформированность предпосылок учебной деятельности(принятие и выполнение учебной задачи, произвольность учебных действий, самоконтроль) позволили выявить методики «Графический диктант» и «Образец и правило». В основе успешного или неуспешного выполнения детьми соответствующих заданий в данных методиках лежат следующие умения:

- понимать задание и использовать это понимание в процессе самостоятельного продолжения выполнения задания;

- точно следовать предложенной инструкции; учитывать все указания (правила) работы;

- привлекать к выполнению задания имеющийся опыт (ведение порядкового и количественного счета, ориентировка на плоскости и в пространстве; способность обратиться за помощью);

- способность контролировать отдельные шаги в процессе выполнения задания.

 

Таблица «Распределение обследуемых первоклассников по

 результатам выполнения методики «Графический диктант» по уровням»

Категория участников

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Количество участников

Кол-во % Кол-во % Кол-во % Все участники 26 14 55 31 98 55 179 Не КМНС 6 3 17 10 28 16 51 КМНС (семья) 11 6 29 16 59 33 99 КМНС (интернат) 9 5 9 5 11 6 29

 

Обучающиеся, относящиеся к категории КМНС показали хорошие результаты: средний уровень – 21%, высокий уровень – 39%, но низкий уровень – 11%. Обучающиеся – «Не КМНС» - показали: высокий уровень – 16%, средний уровень – 10% и относительно небольшой показатель низкого уровня – это всего 3%.

 

           Таблица «Распределение обучающихся первых классов по

 результатам выполнения методики «Графический диктант» за 5 лет»

Учебный год Низкий Средний Высокий
2017-2018 13% 26% 60%
2018-2019 28% 32% 41%
2019-2020 13% 31% 56%
2020-2021 17% 25% 58%
2021-2022 14% 31% 55%

                     

 

 

 

Причинами, обусловившими проблемы, возникающие при выполнении заданий методики «Графический диктант», являются:

· неготовность следовать за указанием взрослого, проявившаяся в ошибках при выполнении тренировочного узора;

· проблемы в соблюдении понимаемого правила. Большое число первоклассников, справившихся с диктантом, не справились с продолжением узора. На это указывает большая доля детей, получивших низкий балл по данной методике – это, как правило, те, кто получил максимальный балл за выполнение первой части (диктант), но на второй части (продолжение узора) допустил много ошибок. Такая ситуация говорит о том, что в дошкольной подготовке этих детей педагоги делали акцент на пошаговых инструкциях и воспроизводящих действиях ребёнка;

· трудности предметного характера, не позволившие обучающимся успешно справиться с продолжением узора. В предложенной ситуации основная трудность состояла в необходимости повторять счёт от одного до нужного числа и учитывать направление линии. Очевидно, что и во время выполнения диктанта дети допускали ошибки, связанные со счётом.

 

Таблица «Распределение обследуемых первоклассников по

 результатам выполнения методики «Образец и правило» по уровням»

Категория участников

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Количество участников

Кол-во % Кол-во % Кол-во % Все участники 23 12 78 43 82 45 183 Не КМНС 6 3 24 13 23 12 53 КМНС (семья) 14 8 39 21 47 26 100 КМНС (интернат) 3 1 15 9 12 7 30

 

12% первоклассников из числа не КМНС показали высокий уровень выполнения методики относительно 33% обучающихся, категории КМНС. 3% первоклассников, не относящиеся к категории КМНС, продемонстрировали низкий уровень способности самостоятельно работать по заданному образцу, группа детей из числа КМНС - 9%. Среднего уровня достигли 13% первоклассников, не относящиеся к категории КМНС детей, 30% - обучающиеся категории КМНС.

В сравнении с 2020 годом:

· высокий уровень выполнения методики продемонстрировали 45% первоклассников, в 2020 году таких первоклассников в районе было 39%;

· 12% первоклассников составили низкий уровень, в 2020 году таких детей было 20%;

· средний уровень выполнения методики продемонстрировали 43% обучающихся первых классов (в 2020 году – 41%).

 

           Таблица «Распределение обучающихся первых классов по

 результатам выполнения методики «Образец и правило» за 5 лет»

Учебный год Низкий Средний Высокий
2017-2018 18% 40% 42%
2018-2019 17% 36% 46%
2019-2020 17% 45% 38%
2020-2021 20% 41% 39%
2021-2022 12% 43% 45%

 

 

 

 

Основными причинами недостаточно высоких результатов выполнения методики «Образец и правило» можно считать следующие:

· «потеря» сразу двух условий задания. Дети не смогли выполнить всю работу, удерживая в памяти хотя бы одно условие. В исследовании предполагалось, что если ученик запомнил одно условие (форму образца или правило «нельзя соединять одинаковые точки»), то он набрал бы, по меньшей мере, 2 стандартных балла. В процессе обучения этот факт необходимо учесть при формировании у младших школьников умения следовать алгоритму выполнения учебного задания, плану решения учебной задачи;

· отказ от выполнения задания. Педагогам начальной школы, методистам начального и дошкольного образования необходимо обратить внимание натенденцию к увеличению числа детей, отказывающихся от выполнения задания. Это проявляется в том, что ученик «не принимает» учебную задачу. В данном случае – не выполняет ни одного задания на уровне, оцениваемом хотя бы в один балл;

· несформированность самоконтроля. Про первоклассников, успешно справившихся с заданиями и получивших стандартный балл 5, можно уверенно сказать, что они умеют контролировать себя: они либо периодически напоминали себе правило, либо проверяли его выполнение после изображения фигуры. Также эти дети умеют устанавливать соответствие между образцом и получившимся многоугольником;

· слабый навык счета в пределах десяти, недостаточно сформированное умение различать и сравнивать геометрические фигуры (по числу сторон) могли стать дополнительными причинами трудностей первоклассников в выполнении задания, осуществления ими самоконтроля.

Методика «Первая буква»

Правильность восприятия первоклассниками речи учителя и фонематический слухпроверялись с использованием методики «Первая буква». Она выявляет готовность ребёнка к овладению грамотой – первоклассники должны продемонстрировать умение выделить первый звук в произносимом слове.

Более половины первоклассников (73%) справились с предложенными в рамках этой методики заданиями очень хорошо, показав высокий уровень выполнения заданий методики. 2% обучающихся не справились с заданием (низкий уровень), 25% обучающихся только в одном случае смогли правильно отметить картинку, начинающуюся с заданной буквы, продемонстрировав средний результат.

Низкие результаты по этой методике указывают на то, что следует очень тщательно проработать с ребёнком пропедевтический этап обучения. Такому ребёнку будут полезны дополнительные занятия по фонематическому анализу слов, развитию фонематического слуха. Рекомендуется проведение дополнительной диагностики с применением другого метода. При повторном выявлении проблемной зоны необходимо направить родителей на консультацию к невропатологу и логопеду. Комплексный подход позволит наиболее эффективно провести коррекцию и предупредить серьёзные затруднения в обучении.

 

Таблица «Распределение обследуемых первоклассников по

 результатам выполнения методики «Первая буква» по уровням»

Категория участников

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Количество участников

Кол-во % Кол-во % Кол-во % Все участники 4 2 44 25 130 73 178 Не КМНС 1 1 1 1 50 28 52 КМНС (семья) 0 0 29 16 67 38 96 КМНС (интернат) 3 1 14 8 13 7 30

 

В сравнении с 2020 годом:

· увеличился процент первоклассников с высоким уровнем выполнения методики – продемонстрировали 73% первоклассников, в 2020 году таких первоклассников в районе было 66%;

· уменьшился процент первоклассников, показавших низкий уровень, - 2%, в 2020 году таких детей было 8%;

· средний уровень выполнения методики продемонстрировали 25% обучающихся первых классов, что немного ниже данных прошлого учебного года (в 2020 году – 26%).

Учебный год Низкий Средний Высокий
2017-2018 7% 23% 70%
2018-2019 10% 26% 64%
2019-2020 7% 20% 73%
2020-2021 8% 26% 66%
2021-2022 2% 25% 73%

 

 

 

По результатам мониторинга в 2020 году 76% первоклассников в целом готовы к обучению в школе: они достигли среднего и/или высокого уровня при выполнении всех четырех методик.

 

Таблица «Готовность к обучению в школе по результатам выполнения заданий всех методик»

Готовы

2014-2015 2015-2016 2016-2017 2017-2018 2018-2019 2019-2020 2020-2021 2021-2022 52 57 53 55 53 76 76 80

Результаты внешней оценки готовности первоклассников к обучению в школе в сравнении за 8 лет становятся выше, готовы к обучению в школе: 2014 год – 52% обучающихся, 2015 – 57%, 2016 – 53%, 2017 – 55%, 2018 – 53%. 2019 – 76%, 2020 – 76%, 2021 – 80%.Уровень готовности первоклассников к обучению - хороший.

 

Ресурсы и цена адаптации

Это показатель, полученный на основе определения уровня изменений, отражающихся в поведении ребенка на фоне его вхождения в учебную жизнь. Он показывает степень затратности для ребенка процесса вхождения в школу и является необходимым параметром для оценки адаптации к школе, поскольку позволяет предупредить перенапряжение ребенка и ухудшение его здоровья. Например, по всем показателям у ребенка хорошие результаты, а цена адаптации очень высокая. В этом случае, можно сказать, что успехи ребенка даются с большим внутренним напряжением. Для данного ребенка школьная жизнь очень затратна, и, если не снизить уровень требований или нагрузку, то возможны негативные последствия, например, в виде нарушения здоровья. Необходимо подобрать правильный режим дня ребенка, выявить те аспекты повседневной жизни, в которых отмечается наибольшее эмоциональное напряжение. В выраженных случаях может быть рекомендована консультация врача по поводу повышения адаптационного потенциала ребёнка (витамины и т.д.).

 

4. Изучение факторов, связанных с образовательными учреждениями, учителями и учебным процессом

4.1. Характеристики общеобразовательных учреждений, участвовавших в мониторинге    

Обследование готовности первоклассника к обучению в школе проводилось во всех первых классах каждой образовательной организации, участвовавшей в исследовании: МОУ Школа с. Аксарка, МОУ Школа с. Белоярск, МОУ «Школа с. Катравож», МОУ «Школа с. Харсаим», МОУ «Начальная школа п. Горнокнязевск», МОУ «Начальная школа п. Зеленый Яр», МОУ «Начальная школа п. Щучье», МОУ Школа Анны Неркаги.

Выбор общеобразовательной организации был закреплен прилегающей к ним территориям:

 

Наименование поселения Общеобразовательная организация Дошкольная образовательная организация
1. с. Аксарка, п. Товопогол, п. Чапаевск, п. Ямбура (село) муниципальное общеобразовательное учреждение Школа с. Аксарка муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Солнышко», муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Радуга»
2. п. Зеленый Яр (село) муниципальное общеобразовательное учреждение «Начальная школа п. Зеленый Яр» муниципальное общеобразовательное учреждение «Начальная школа п. Зеленый Яр»
3. с. Белоярск (село) муниципальное общеобразовательное учреждение Школа с. Белоярск муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Брусничка»
4. п. Щучье (село) муниципальное общеобразовательное учреждение «Начальная школа п. Щучье» муниципальное общеобразовательное учреждение «Начальная школа п. Щучье»
5. д. Лаборовая, фактория Земля Надежды (село) Муниципальное общеобразовательное учреждение Школа Анны Неркаги Муниципальное общеобразовательное учреждение Школа Анны Неркаги
6. с. Катравож (село) муниципальное общеобразовательное учреждение Школа с. Катравож имени Героя Советского Союза А.М. Зверева муниципальное общеобразовательное учреждение Школа с. Катравож имени Героя Советского Союза А.М. Зверева
7. с. Харсаим, п. Вылпосол, с. Халаспугор, фактория Паюта (село) муниципальное общеобразовательное учреждение Школа с. Харсаим муниципальное общеобразовательное учреждение Школа с. Харсаим
8. п. Горнокнязевск (село) муниципальное общеобразовательное учреждение «Начальная школа п. Горнокнязевск» муниципальное общеобразовательное учреждение «Начальная школа п. Горнокнязевск»

 

Анализ результатов внешней оценки готовности первоклассников                                 к обучению в школе в 2021 году, в том числе оценки готовности к школе детей         из семей коренных малочисленных народов Севера

Введение

Оценка готовности первокласс​ников к обучению в школе проводится в целях выявления уровня готовности к обучению и построения на его основе индивид​​уальной программы психолого-педагогической поддержки ребёнка в начале обучения в школе. Оценивается уровень готовности первоклассников к обучению в школе, контекстные показатели, связанные с индивидуальными особенностями учащихся, спецификой учебного процесса, особенностями класса и образовательной организации, характеристиками семей учащихся. Используются методики обследования: «Рисунок человека»; «Графический диктант»; «Образец и правило»; «Первая буква». Исследование проводится Региональным центром оценки качества образования, основу инструментария составляют авторские методики и материалы, разработанные Центром оценки качества образования Института стратегии развития образования Российской академии образования (руководитель Г.С. Ковалёва). Традиционно проводится в начале учебного года. В 2021-2022 году проведено в период с 20 по 24 сентября.​

 

Организация исследования

Участники мониторинга: первоклассники, родители (законные представители), учителя первого класса.

Основное содержание мониторинга и материалы разработаны центром оценки качества образования Института стратегии развития образования Российской академии образования (ЦОКО ИСРО РАО, Г.С. Ковалёва).

Разработанный для проведения мониторинга инструментарий включал:

- рекомендации по изучению готовности первоклассников к обучению в школе, включающие описание используемых методик, особенностей их проведения и системы оценивания ответов обучающихся;

- раздаточный материал для выполнения работ (бланки ответов);

- анкету для учителя начальной школы (в электронном виде);

- анкету для родителей;

- карту первоклассника (в электронном виде);

- электронные формы для ввода и первичной обработки результатов обследования обучающихся.

Обследование готовности первоклассника к обучению в школе проводилось на основе четырёх методик: «Рисунок человека», «Графический диктант», «Образец и правило», «Первая буква». Социально-педагогический контекст проводимого мониторинга отслеживался с помощью специально разработанных анкет.

Обследование проводилось во всех первых классах каждой образовательной организации, участвовавшей в исследовании: МОУ Школа с. Аксарка, МОУ Школа с. Белоярск, МОУ «Школа с. Катравож», МОУ «Школа с. Харсаим», МОУ «Начальная школа п. Горнокнязевск», МОУ «Начальная школа п. Зеленый Яр», МОУ «Начальная школа п. Щучье», МОУ Школа Анны Неркаги.

Проведение обследования обучающихся, а также анкетирование родителей осуществлялось учителями совместно со школьным психологом, либо самостоятельно (при отсутствии психолога в общеобразовательной организации).

Работы первоклассников оценивались учителями школы, ведущими соответствующие классы.

Для получения информации об особенности организации учебного процесса в школе, а также о подготовке класса к обучению в школе проводилось анкетирование учителей.

Анкетирование родителей проводилось с целью получения информации по широкому кругу вопросов, касающихся установок семьи относительно обучения ребёнка в школе, подготовки ребёнка к школе, оказания помощи ребёнку в начале обучения, а также для получения информации по изменению поведения ребёнка в первый период обучения в школе. Анкетирование родителей было организовано в ходе родительского собрания.

Дополнительно на каждого обучающегося в электронном виде заполнялась Карта первоклассника, в которую заносилась информация о состоянии здоровья обучающегося и оценочные суждения учителя о степени его готовности к школе и особенностях поведения данного обучающегося в школе. В заполнении Карты первоклассника принимали участие учитель, ведущий данный класс, и медицинский работник.

 

2. Основные показатели, используемые в мониторинге по изучению готовности первоклассников к обучению в школе  

Описание и характеристика показателей по блокам:

•     познавательная сфера (общее развития ребёнка, психофизиологическая и интеллектуальная зрелость, сформированность предпосылок овладения грамотой и математикой, наличие у ребёнка учебных навыков, полученных до школы);

•     индивидуально-личностные особенности ребёнка (внутриличностные особенности детей, отношения ребёнка к самому себе, ситуации школьного обучения, к взаимодействию со сверстниками и взрослыми).

•     семья как ресурс адаптации первоклассника (подготовка к школе в семье, установки родителей по отношению к школьному обучению, условия ребёнка в семье для обучения, помощь ребёнку в обучении);

•     ресурсы здоровья (индивидуальные особенности здоровья, интегральная оценка адаптационного потенциала ребёнка, возрастное соответствие массы тела и роста, физкультурная группа, группа здоровья).

+ описание критериев и подходов к оценке результатов, полученных в итоге проведения исследования.

Для оценки сформированности познавательной сферы первоклассников использовался комплекс диагностических методик: «Рисунок человека», «Графический диктант», «Образец и правило», «Первая буква», адаптированные к фронтальному проведению в классе.

 

Методика «Рисунок человека»

Общее развитие первоклассника – это один из показателей, на основе которого можно прогнозировать школьную успешность. Оно оценивалось с помощью методики «Рисунок человека» на основе анализа рисунка абстрактного человека, который был выполнен ребёнком. Чем детальнее и подробнее рисунок, тем выше общее развитие ребёнка. В зависимости от детальности рисунка были сформированы 3 основные группы обучающихся (с высоким, средним и низким уровнями данного показателя).

В 2021 году самые высокие результаты продемонстрировал 21% первоклассников (14% - категории «КМНС (семья)», 7% - категории «Не КМНС»). В рисунках таких детей проявляется попытка передать реальную форму тела человека, прорисованы детали лица, пальцы на руках, одежда, обувь.

Высокий уровень психофизиологической и интеллектуальной зрелости таких детей проявляется в достаточном уровне концентрации внимания, самоконтроля, уравновешенности поведения, развития зрительно-моторной координации и развитии речи ребёнка. Они хорошо готовы к усвоению школьных требований.

Средние результаты показали 59% первоклассников (18% - обучающихся категории не КМНС, 41% - категории КМНС).

Низкие результаты продемонстрировали 20% первоклассников (4% - обучающихся категории не КМНС, 16% - категории КМНС). Рисунки детей этой группы отличаются наличием очень малого числа элементов человека — это, как правило, голова и туловище с четырьмя палочками, отображающими руки и ноги (рис. 1-Г). Низкие показатели по методике «Рисунок человека» говорят об общей инфантильности («детскости», незрелости) детей. У них может наблюдаться игровое отношение к учебным заданиям.

По данной методике:

· 14% первоклассников категории КМНС (семья+интернат) показали высокий уровень, средний – 41%, низкий – 16%,

· обучающиеся, не относящиеся к категории КМНС: высокий уровень - 7% обучающихся, средний –18%, низкий – 4%.

 

Таблица «Распределение обследуемых первоклассников по

 результатам выполнения методики «Рисунок человека» по уровням»

Категория участников

Выполнение методики «Рисунок человека»

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Количество участников

Кол-во % Кол-во % Кол-во % Все участники 35 20 107 59 38 21 180 Не КМНС 7 4 32 18 12 7 51 КМНС (семья) 16 9 61 34 23 13 100 КМНС (интернат) 12 7 14 7 3 1 29

 

 

В сравнении с 2020 годом:

· уменьшилось количество первоклассников с низким уровнем развития – с 24% до 20%;

· увеличилось количество обучающихся со средним уровнем – с 51% до 59%;

· уменьшилось количество обучающихся с высоким уровнем развития – с 25% до 21%.

 

Таблица «Распределение обследуемых первоклассников по

 результатам выполнения методики «Рисунок человека» за 5 лет

Учебный год Низкий Средний

Высокий

2017-2018 18% 43%

40%

2018-2019 23% 51%

25%

2019-2020 22%

50%

28%
2020-2021 24%

51%

25%
2021-2022 20%

59%

21%
         

Сформированность предпосылок учебной деятельности(принятие и выполнение учебной задачи, произвольность учебных действий, самоконтроль) позволили выявить методики «Графический диктант» и «Образец и правило». В основе успешного или неуспешного выполнения детьми соответствующих заданий в данных методиках лежат следующие умения:

- понимать задание и использовать это понимание в процессе самостоятельного продолжения выполнения задания;

- точно следовать предложенной инструкции; учитывать все указания (правила) работы;

- привлекать к выполнению задания имеющийся опыт (ведение порядкового и количественного счета, ориентировка на плоскости и в пространстве; способность обратиться за помощью);

- способность контролировать отдельные шаги в процессе выполнения задания.

 

Методика «Графический диктант»

Методика «Графический диктант» позволяет определить, насколько точно ребёнок может выполнять требования взрослого, данные в устной форме, а также возможность самостоятельно выполнять задания по зрительно воспринимаемому образцу.

По результатам выполнения заданий данной методики детей разделили на три условные группы: с высокими результатами, средними и низкими.

Высокий уровень выполнения методики продемонстрировали 55% первоклассников. Эти дети хорошо воспринимают и чётко выполняют указания взрослого, умеют принимать поставленную задачу и допускают небольшое количество ошибок в самостоятельной деятельности.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.217.167 (0.15 с.)