Введение. Подходы к пониманию психологической травмы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Введение. Подходы к пониманию психологической травмы.



Варианты работы с элементами изотерапии с детьми и подростками на основе рабочей модели В. Оклендер

Одними из эффективных методов работы с детьми, перенесшими психотравму или находящимися в кризисной ситуации являются игровые, телесные, арт-терапевтические методы. В своей работе педагоги-психологи широко используют элементы изотерапии, сказкотерапии, библиотерапии, драмотерапии, музыкотерапии, кинезиотерапии и др.

Наиболее часто используемым в работе видом арт-терапии является изотерапия.

С помощью рисования ребенок может выразить свои представления о мире, свои чувства и ассоциации.

В. Оклендер в своей книге «Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии» предлагает самые разнообразные идеи и сюжеты не только для детей, но и для родителей.

Если позволяют условия, ребенку предоставляются на выбор разнообразные материалы для рисования: карандаши, гуашь, акварельные краски, пастель, фломастеры, кисточки разной толщины.

В. Оклендер указывала, что рисование как таковое, даже без какого либо вмешательства специалиста, – это мощное средство самовыражения, которое помогает осуществить самоидентификацию и обеспечивает путь для проявления чувств.

Упражнения, темы, инструкции заданий для рисования могут быть самыми разнообразными. Например:

 

Моя карта»

«Нарисуй картинку, изображающую различные аспекты своей личности. Как выглядит твоя приятная сторона? Как – злая? А как – испуганная или смелая? У нас множество сторон личности. Ты можешь как угодно изобразить различные стороны своей личности».

Это упражнение эффективно для исследования поведения детей, которым не хватает уверенности в себе и самопринятия.

 

Исполнение мечты»

«Твоя мечта сбылась... – Нарисуй!».

 

3. «Я хочу...»

«Я хочу, чтобы... – Нарисуй!».

 

Любимая вещь»

«Какая у тебя в жизни любимая вещь? – Нарисуй!».

 

Мой сон»

«Можешь ли ты вспомнить один из своих снов? Был ли он забавным, страшным, странным, радостным, непонятным? – Нарисуй его!».

 

6. «Я...» (визуализация)

«У всех нас множество ролей и различные отношения с разными людьми. Ты можешь быть дочкой или сыном, школьником/школьницей, старшим братом/сестрой, младшим братом/сестрой, внуком/внучкой, другом/подругой. Подумай о своей жизни и обо всех ролях, которые ты исполняешь. По-разному ли ты себя чувствуешь в разных ролях? Может, в каких-то ролях ты чувствуешь себя счастливее, чем в других? В каких ролях ты чувствуешь себя важным и взрослым? В каких ̶  маленьким?

Нарисуй картинку, изображающую различные роли. Ты можешь найти способ показать, что ты делаешь в различных ролях или как ты себя чувствуешь?»

 

Свободное плавание»

«Предложите ребенку или подростку просто водить карандашом по бумаге, не думая, какой рисунок получится»

 

Мой мир»

«Предложите ребенку выразить свой мир в виде зрительных образов, представленных в цветах, линиях, формах, символах. Как выглядел бы мир, если бы он был таким, как хочется».

 

Воображаемое животное»

«Детям предлагают нарисовать воображаемое животное. Затем просят представить себя этим зверем, рассказать о себе, используя всего пять слов».

 

Мой портрет в лучах солнца»

«Нарисуй солнце, в центре солнечного круга напиши свое имя или нарисуй свой портрет. Затем нарисуй лучи и вдоль лучей напиши свои достоинства, все хорошее, что ты о себе знаешь. Постарайся, чтобы лучей было как можно больше»

 

Моя злость»

«Предложите ребенку или взрослому нарисовать, что он делает, когда сердит; что заставляет его быть сердитым. Либо же изобразить место, которое делает его сердитым».

 

Мои чувства»

«Пусть ребенок нарисует, что он чувствует сейчас, и что бы он хотел чувствовать?»

 

Моя семья»

«Предложите ребенку или взрослому нарисовать свою семью в виде цветов, символов, в виде животных, мазков краски; свою семью с изображением каждого ее члена за каким-то занятием».

 

Я – глазами других»

«Предложите ребенку или подростку нарисовать, как он себя представляет, как представляет его мама или отец. Как представляют его окружающие».

 

Я-здесь»

«Пусть ребенок нарисует, как он обращает на себя внимание, каким образом добивается того, чего хочет».

 

Мои эмоции»

«Предложите взрослому или ребенку нарисовать эмоции, которые они испытывали; в жизни - печаль, беспокойство, одиночество, радость, счастье и т. д.»

 

Линии»

«Предложите ребенку или подростку нарисовать линии: счастливые линии, мягкие линии, линии печальные, сердитые, испуганные и т. д».

 

Противоположные чувства»

«Пусть ребенок, подросток изобразит понятия, вещи, противоположные друг другу: слабый ‒ сильный; счастливый ‒ несчастный, печальный ‒ веселый; хороший ‒ плохой; положительный ‒ отрицательный; раздраженный ‒ спокойный; умный ‒ глупый; серьезный ‒ легкомысленный; добрые чувства ‒ злые чувства; любить ‒ ненавидеть; счастье ‒ несчастье; доверие ‒ подозрение; отдельно ‒ вместе; смелый ‒ трусливый и т. д. Два противоположных чувства можно изобразить на одном листе бумаги, с двух сторон, или же на двух отдельных листах»

Это упражнение можно проводить с группой детей/подростков, давая обратную связь по кругу, причем каждый имеет право пропустить очередь. По возможности специалист записывает высказывания на доске или в большой тетради. Инструкция может быть следующей:

«Мне нравится, когда...»

«Я ненавижу, когда...»

«Мне было хорошо, когда...»

«Мне было плохо, когда...»

«Я люблю...»

«Я не люблю...»

 

20. «Спрятанный рисунок»

«Пусть ребенок нарисует каракули. Затем предложите ему отыскать в них какой-либо образ, картинку».

 

Сквигл»

«Предложите ребенку сделать сквигл (изображение на листе бумаги беспорядочных любых знаков, обычно черного цвета, которые необходимо соединить, чтобы получить законченный рисунок.)

 

Подарок»

«Предложите ребенку изобразить подарок, который он хотел бы получить. Кто мог бы ему его подарить?»

 

Если работа проводится с группой детей, можно использовать следующие методические приемы:

· Рисунок по кругу, когда один участник начинает что-либо изображать, каждый в кругу добавляет что-то свое, когда подходит его очередь. Так рисунок движется по кругу, пока не вернется к участнику, который его начал.

· Совместный рисунок на заданную тему.

 

Для взрослых можно предложить мысленно вернуться назад к тому времени, когда они были очень маленькими, и изобразить что-нибудь, что делало их счастливыми, приводило в состояние возбуждения, вызывало хорошее самочувствие. Стоит обратить внимание, что необходимо прочувствовать это состояние и рисовать, как будто они находятся в том возрасте, когда это происходило.

В качестве тем для рисунков можно использовать множество других творческих идей: фантазии, рассказы, звуки, движения. Пусть дети используют линии, формы, легкие мазки, жирные мазки, длинные и короткие штрихи, яркие цвета, темные и матовые цвета, длинные и короткие, тонкие и толстые фигуры. Пусть дети работают быстро. Если вы заметили какой-то стереотип, заставьте их поупражняться в действиях, противоположных тем, к которым они привыкли.

После рисования обязательным идет обсуждение того, что было нарисовано.

Обсуждение рисунков в ходе дальнейшей работы может занимать не одну встречу. Педагог-психолог в работе с ребенком или подростком и их рисунками может использовать следующую схему работы, описанную В. Оклендер.

 

Стадии работы с рисунками

(по В. Оклендер)

1. Установление эмоционального контакта. Предпринимаются действия, направленные на то, чтобы ребенок делился своими ощущениями, возникающими при рисовании ‒ чувствами, касающимися подхода к выполнению и решению задачи, к самой работе, к процессу рисования. В результате ребенок начинает лучше осознавать себя.

2. Специалист стремится к тому, чтобы ребенок поделился впечатлениями о самом рисунке, описывая картинку присущим ему образом. Это следующий этап осознания себя.

3. На более глубоком уровне самопознание ребенка углубляется благодаря обсуждению вопросов, относящихся к разработке частей картинки, их более четкому выделению, достижению большей ясности путем описания формы, цвета, образов, предметов, людей.

4. Специалист просит ребенка описать картинку так, как будто картинкой является он сам, с использованием слова Я, например, «Я –картинка, по всей моей поверхности расположены красные линии, а в середине голубой квадрат».

5. Выбираются специфические предметы на картинке, для того, чтобы ребенок их идентифицировал с чем-нибудь: «Будь голубым квадратом и опиши себя: на что ты похож, каковы твои действия и т.д.».

6. В случае необходимости задают ребенку вопросы, чтобы облегчить ему выполнение задачи: «Что ты делаешь?», «Кто пользуется тобой?», «Кто тебе ближе всех?». Эти вопросы помогают входить в рисунок вместе с ребенком и открывают различные пути установления отношений и реализации терапевтического процесса.

7. На этом этапе достигается дальнейшая концентрация внимания ребенка на рисунке, выделяется и детально рассматривается одна или несколько частей рисунка. Ребенок побуждается к максимально углубленной работе со специфической частью картинки, что дает большее осознание им имеющихся проблем. Побуждение необходимо как в случае, если отмечается низкий уровень мотивации работы с рисунком, недостаток энергии или вдохновения, так и в ситуации, если их предостаточно и важно направлять их на работу. Вопросы, которые задаются ребенку: «Куда она идет?», «О чем думает этот кружок?», «Что она собирается делать?», «Что произойдет с этим?» и т.д.

Если ребенок говорит: «Я не знаю», не отступайте, перейдите к другой части картинки, задайте другой вопрос, дайте собственный ответ и спросите ребенка, правильно это или нет.

8. Ребенку предлагается вести диалог между двумя частями его картинки или двумя соприкасающимися частями его картинки; либо противоположными точками (такими, как дорога и автомобиль и линия вокруг квадрата; или счастливая или печальная сторона образа).

9. Специалист просит ребенка обратить внимание на цвета. Излагая свои предложения о том, как нарисовать картинку, пока ребенок сидит с закрытыми глазами, можно предложить: «Подумай о цветах, которые ты собираешься использовать. Что ты подразумеваешь под яркими цветами? Что для тебя значат темные цвета? Будешь ли использовать яркие илиматовые цвета, светлые или темные тона?».

10. Осуществляются наблюдения за внешними проявлениями поведения: особенностями оттенка голоса ребенка, положением тела, выражением лица, жестами, дыханием, паузами. Молчание может означать контроль, обдумывание, припоминание, регрессию, тревогу, страх и осознавание чего-либо. Используйте эти признаки в последующей работе.

11. Специалист работает над идентификацией, помогая ребенку «отнести к себе» то, что он говорит, описывая картинку или ее части. Можно спросить: «Ты когда-нибудь испытывал что-нибудь похожее?», «Ты когда-нибудь делаешь это?», «Относится ли это каким-либо образом к твоей жизни?», «Есть ли тебе что сказать в роли розового куста, и то, что ты мог бы сказать как человек?». Подобные вопросы можно задать в самой разнообразной форме. Но задавать их надо очень осторожно и мягко.

12. На этом этапе рисунок откладывается и прорабатываются реальные жизненные ситуации или рассказы, составленные по ходу описания рисунка. Иногда ситуация выясняется очень быстро с помощью прямого вопроса: «Это относится к твоей жизни?», а иногда у ребенка возникают спонтанные ассоциации, связанные с какими-либо событиями его жизни. Иногда, если ребенок внезапно замолкает или изменяется в лице, можно спросить: «Что случилось?». И ребенок начинает рассказывать о каких-либо событиях своей теперешней жизни или о своем прошлом. А иногда он отвечает: «Ничего».

13. Специалист выясняет, нет ли пропусков или пустых мест на картинках, и обращает внимание на это.

14. Специалист останавливается на тех вещах, которые выходят на первый план для ребенка, или заостряет внимание на том, что ему самому кажется наиболее важным.

Кроме рисования возможно использование и других способов отреагирования различных эмоциональных состояний: музыки для выражения чувств, творческих игр-драматизаций, сочинение и рассказывание историй, сказок, чтение книг, просмотр мультфильмов «направленного воздействия» и прочее.

 


Упражнение «Круги доверия»

Описана Peta Hemmings.

Упражнение направлено на понимание детьми того, кому из своего окружения они могут доверить свои переживания.

Возраст от 5 лет и старше.

Смерть любимого человека глубоко затрагивает наше чувство безопасности в мире. Утрата в связи со смертью, ожидаемая или случайная, дезорганизует знакомый мир, и всё должно найти своё место в новом мире. Процесс, с помощью которого эта реорганизация достигается, комплексный и часто болезненный и изнурительный. Для начала и поддержания необходимой работы над этой проблемой, горюющий человек нуждается, прежде всего, в надёжной эмоциональной и психологической поддержке, когда ему будет необходимо переработать, рассмотреть полученный опыт или отступить и отдохнуть. В качестве такой поддержки может выступать тёплая и любящая семья. Горюющий человек так же нуждается в чувстве безопасности в окружающем мире, и в частности в возможности разделить свои мысли с другими, «не горюющими» людьми. Горюющие дети остро осознают своё отличие от не горюющих сверстников. Они прошли через события и эмоции, о которых многие из их сверстников даже не задумывались. Работа скорби предполагает обдумывание полученного опыта как наедине с собой, так и с другими. Для маленьких детей является дилеммой, кому можно доверить свои чувства и получить уважение, необходимое для личности. Им нужны сенситивные люди, способные дать дополнительное заверение и утешение. Понимание, кто эти люди, затруднено в силу возрастного недостатка личностной зрелости и инсайта (озарения). Предлагаемое упражнение поможет горюющим детям разрешить данную дилемму.

Создание круга доверия

1. На большом листе бумаге (предпочтительно А3) посередине нарисуйте маленький круг и попросите ребёнка представить его в роли себя и разукрасить его. Некоторые напишут своё имя, другие разукрасят его, предавая цвет и форму, третьи используют цветную наклейку.

2. После этого рисуется другой больший круг, расположенный вокруг или близко к первому. Ребёнка просят подумать о людях, которым он может сказать все что угодно о своём горевании, в любое время, с уверенностью, что будет понят. Этих людей «располагают» во втором круге, используя их имена, инициалы или символы.

3. Следующий концентрический круг рисуется немного шире второго, для людей, которым можно сказать некоторые вещи в любое время.

4. Четвёртый, самый широкий круг рисуется для людей, с которыми возможно поделиться некоторыми вещами в определённое время.

Таким образом, дети узнают о том, что существуют различные категории друзей, и им нужно выбирать, кому доверять, в чём и когда. Это очень простое упражнение имеет три важные функции:

· Во-первых, оно создаёт картину важных людей в мире ребёнка, в процессе осознания индивидуальных качеств и ценности для ребёнка.

· Во-вторых, картину можно изменять и дополнять в последующих сессиях, что позволяет пересматривать изменяющуюся природу отношений и перемещать людей в кругах. Например, один ребёнок передвигал свою старшую сестру через все три круга в процессе работы с психологом, в соответствии с тем, как она себя вела на предыдущей неделе – предательски ябедничала или поддерживающее утешала его.

· В-третьих, оно помогает детям развить способность осознать их потребность в окружении себя доверенными людьми, побуждает их думать, прежде чем высказывать свои сокровенные мысли, для разделения этих мыслей с тем, кто действительно их оценит.

Стимульный материал

Упражнение «Вулкан злости»

Упражнение направлено на развитие умения понимать причины своей злости и адекватно (социально приемлемыми способами) выражать ее.

Возраст: от 6 лет и старше. Может быть использовано в работе со старшими подростками и взрослыми.

Злость – интегральная часть процесса горевания. Это очень интенсивное, мощное состояние которое имеет несколько источников. Его корни лежат в беспомощности, которую мы чувствуем в состоянии невозможности повлиять на изменения в нашей жизни, остановить развитие болезни, вернуть умершего человека. Злость подчёркивает чувство брошенности, которое мы испытываем, когда нас оставили мучиться от боли, горя и продолжать жить без умершего человека. Родитель, скорбящий посвоему партнёру, возможно, будет чувствовать злость по поводу необходимости нести ношу ответственности по воспитанию детей в одиночку. Ребёнок, горюющий по своему родителю, может чувствовать злость на то, что его покинули, в то время, когда он ожидал, что родитель всегда будет с ним. Дополнительная сложность состоит в том, что злость – это эмоция, которая менее всего переносима в культурном плане, наиболее часто осуждаема. Она рассматривается, как опасное состояние, угрожающее стабильности и порядку, вследствие чего должна быть либо подавлена, либо наказана. Основная задача в работе со «злыми» детьми состоит в помощи им проанализировать процесс и через его понимание обрести контроль над своими действиями. Это требует определенного уровня абстрактного мышления, которым дети до 6-7 лет обычно не владеют. Поэтому необходимо фундаментальное объяснение концепции – для чего полезна метафора вулкана.

 

Конструкция вулкана

Начните с простого вулкана, расположенного в поперечном разрезеземной коры и попросите ребёнка нарисовать окружающую местность, включающую человеческие фигурки.

Потом объясните, как мы похожи на вулканы, когда мы в состоянии злости.

1. В нас есть некоторые части, которые редко видны, но они существуют внутри нас, во всю грохоча в нижней прослойке. Другие части нашей личности мы понимаем легче, и от этого понимания мы знаем, почему мы злимся и, что в конечном итоге вызывает выплеск, приносящий нам столько проблем.

2. Второй уровень представляет опыт, о котором ребёнок знает, однако не способен говорить в данный момент, но возможно сделает это позже. Признав, что существуют некоторые аспекты его состояния, которые нельзя разрешить в данный момент, дети получают разрешение на сохранение защиты и возможность сохранять некоторый контроль над процессом. Это критический элемент в упражнении.

3. Третий уровень связан с опытом горевания, событиями, в которых ребёнок чувствует, что его потребности были либо не замечены, либо игнорированы. Дети часто таят обиду в течение многих лет, храня молчание из-за дисбаланса силы во взросло-детских отношениях. Только, когда дети получают разрешение высказать эти обиды, мы слышим, что им было очень больно и обидно слышать отказ в просьбе навестить отца в больнице или, когда их не спросили, хотели ли бы они пойти на похороны. Ничего нельзя изменить из того, что уже произошло, но некоторую несправедливость, испытанную ребёнком можно устранить, предоставив возможность высказать свои чувства слушающему человеку. Это поможет высвободить некоторое эмоциональное напряжение, связанное с событием.

4. Четвёртый уровень – переживания, связанные со страданиями и, возможно до сих пор, оказывающие сильное влияние на ребёнка. Например, ребёнок может глубоко тревожиться о благополучии оставшегося в живых родителе. Эта тревога может проявляться в неспособности переносить неожиданные или длительные разлуки, или проявляться во встрече со злостью, когда родитель возвращается домой или приходит забрать ждущего его ребёнка. В данных обстоятельствах родители часто либо устраивают выговор детям за плохое поведение, либо отправляют в угол. К сожалению, обе эти реакции родителей ведут к усилению детской тревоги, т.к. внутренняя причина не была понята. Последовательность тревоги, неадекватной реакции и злости быстро создаёт напряжение, которое ребёнок вынужден сдерживать в себе, что увеличивает эмоциональное напряжение.

5. Последняя прослойка – опыт, вызывающий поведение, называемое «злым». Возможно, другой ребёнок сказал, что-то неосторожно (что вдругой ситуации было бы пропущено), так как горюющий ребёнок уже удерживает такое количество стрессирующих его мыслей и чувств, этот незначительный комментарий вызывает извержение злости. Реакция злости часто превышает произошедшее и может испугать детей своей интенсивностью и уровнем этого явления в детском поведении. В этот момент лава злости вздымается до поверхности и выплёскивается наружу, разрушая всё на своём пути и распугивая всех окружающих людей.

Таким образом, ребёнок видит, что его взорвавшаяся злость отвращает от него людей, изолируя его в момент, когда он наиболее нуждается в поддержке окружающих. Понимая, каким образом их злость растёт внутри, дети могут начать исследовать, думать, что они хотят с этим делать. Некоторые проблемы нуждаются в обсуждении с родителями, другие необходимо продумать с психологом. Возможно, некоторые вещи ребёнок не способен рассмотреть в данный момент, а над другими он захочет подумать наедине. Метафора вулкана позволяет детям выявить различные уровни злости и эмоциональной жизни, помочь в конструкции мер по их контролю.

 

Упражнение «Коллажи чувств»

Упражнение позволяет участникам научиться опознавать и понимать невербальные проявления чувств.

Возраст: от 9 лет и старше.

Опознавать и понимать невербальные проявления чувств можно с помощью одного из приводимых ниже практических заданий на составление коллажей из журнальных фотографий или картинок. Дети должны выразить с помощью коллажа то или иное чувство.

1-й вариант. Каждому ребенку предлагается сделать, используя фотографии или картинки, коллаж одного из чувств («грусть», «счастье», «испуг» и т.п.). Затем другие участники группы пытаются угадать, какое чувство передает этот коллаж. После этого ребенок, сделавший коллаж, объясняет, каким образом каждая из картинок выражает это чувство. Если дети увидели в этих иллюстрациях другие чувства, им предлагается дать свои объяснения.

2-й вариант. Психолог или педагог (кто работает с детьми) дает каждому ребенку лист с перечнем чувств (или выписывает на доску названия чувств). Ребенку предлагается сделать свой собственный коллаж, выбирая, по крайней мере, по одной картинке для каждого из перечисленных чувств. Завершив работу, дети пишут, какое чувство представлено на каждой картинке и показывают свой коллаж группе.

3-й вариант. В более сложном варианте упражнения коллаж можно использовать для сравнения эмоций, которые участники группы свободно проявляют, с теми, которые они предпочитают скрывать. Каждый ребенок рисует на листке бумаги большой круг и помещает картинки, обозначающие «допустимые» эмоции за пределами окружности, а «менее приемлемые» внутри круга. Педагоги-психологи могут использовать эти коллажи для того, чтобы помочь детям разобраться, что именно заставляет их скрывать те или иные чувства: является ли это их внутренней потребностью или результатом давления извне. Одна девочка поместила картинку, обозначающую грусть, внутрь окружности, пояснив, что другие члены группы не станут- с ней дружить, если она будет грустной.

 

Упражнение «Имена чувств»

Упражнение позволяет осознать свои эмоции и эмоциональные состояния, понимать причины этих состояний.

Возраст: от 6 лет и старше.

 

Имена «чувств»

 

 

Места, где я обычно испытываю эти чувства

Дома На улице В школе   В новой компа нии Среди друзей В других местах (где?)
I часть. Обычно            
1. Злость            
2. Радость            
3. Уныние            
4....            
5....            
             
II часть. Сегодня            
1. Скука            
2. Страх            
3. Восторг            
4...            
5....            

 

В первой колонке выписываются «имена» чувств. Затем выбирается ячейка, соответствующая месту, где это чувство возникает (мест может быть несколько), в ячейках проставляются крестики. Можно давать оценка интенсивности чувства по 5 или 10-балльной шкале.

В первой части таблицы участники записывают чувства, которые для них обычны, те, которые они чаще всего испытывали в последнее время; во второй – чувства, которые участник испытывал сегодня.Участникам предлагается выяснить, как окружающие люди понимают наши чувства.

Каждый участник записывает столько названий чувств, сколько сможет. Участник, записавший наибольшее количество, зачитывает, а психолог в это время записывает слова на флип-чарте или доске. Затем подсчитывается количество совпадений этих слов и слов других участников.

Актуализируются наиболее известные (а значит – предположительно, наиболее используемые) эмоции и эмоциональные состояния, объясняется разница между эмоцией и эмоциональным состоянием.

Если вам кажется, что кто-то из детей не уверен в том, что обозначают некоторые слова, попросите кого-нибудь описать ситуации, в которых человек может испытывать это чувство.

В завершение этого упражнения можно задать группе несколько вопросов:

· «Какие чувства испытывал каждый из вас, когда вы в последний раз писали контрольную работу?

· Что вы чувствовали, когда приближались каникулы?

· Что вы чувствовали, когда в последний раз что-нибудь сломали?

· Какое, по-вашему, самое неприятное чувство?

· Какое чувство вам нравится больше других?

· Какое из названных чувств знакомо вам лучше (хуже) всего?»

Иногда ребенку трудно не только назвать свое эмоциональное состояние, переживаемое чувство или эмоцию, но и понять, что с ним происходит. Тогда в начале упражнения специалисту необходимо выяснить, насколько ребенок может понимать и распознавать свои и чужие эмоции. Для этого можно рассмотреть картинку с нарисованными лицами, выражающие разные эмоции и дать им соответствующие названия.

 

Алгоритм работы.

Вступление. Каждому ребенку рассказывается сказка о жизни жителей волшебной страны чувств, и помочь им в решении их жизненных трудностей.

Основная часть.

Инструкция к действию: Перед ребенком раскладываются восемь карандашей (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый и черный) и бланк методики.

Шаг 1.

Ребенку зачитывается следующий текст. Далеко-далеко, а, может быть, и близко, есть волшебная страна, и живут в ней Чувства: Радость, Удовольствие, Вина, Грусть, Злость, Страх, Обида и Интерес.

Живут они в маленьких цветных домиках. Причем, каждое чувство: живет в доме определенного цвета. Кто-то: живет в красном домике, кто-то в синем, кто-то в черном, кто-то в зеленом...

Каждый день, как встает солнце, жители занимаются своими делами.

Но однажды случилась беда. На страну налетел страшный ураган. Порывы ветра были настолько сильны, что срывали крыши с домов и ломали ветви деревьев.

Жители успели спрятаться, но домики спасти не удалось. И вот ураган закончился, ветер стих. Жители вышли из укрытий и увидели свои дома разрушенными. Конечно, они были очень расстроены, но слезами, как известно, горю не поможешь.

Взяв необходимые инструменты, жители вскоре восстановили свои домики. Но вот беда ‒ всю краску унес ветер.

Инструкция: У тебя есть цветные карандаши. Пожалуйста, помоги жителям и раскрась домики. Таким образом, детям предлагается поработать с первой колонкой, где изображены домики.

Шаг 2.

Ребенку говорят: Спасибо тебе от лица всех жителей. Ты восстановил страну. Настоящий волшебник! Но дело в том, что во время урагана жители были так напуганы, что совсем забыли, в домике какого цвета жил каждый из них. Инструкция: Покажи им, где их домики. Здесь психолог предлагает ребятам поработать со второй колонкой, в которой перечислены названия чувств. В результате специалист получает информацию, с каким цветом ассоциируется у ребенка определенное чувство.

Шаг 3.

Ребенку говорят: Спасибо, ты не только восстановил страну, но и помог жителям найти свои дома. Теперь им хорошо, ведь очень важно знать, где твой дом. Но как, же мы будем путешествовать по этой стране без карты? Ведь каждая страна имеет свою территорию и границы. Территория страны наносится на карту.

Посмотрите ‒ вот карта страны чувств (ведущий показывает силуэт человека). Но она пуста. После восстановления страны карта еще не исправлена.

Только ты, как человек, восстановивший страну, можешь раскрасить карту. Для этого возьми, пожалуйста, свои волшебные карандаши. Они уже помогли тебе восстановить страну, теперь помогут и раскрасить карту. Если, рассматривая карту страны, ребенок скажет, что это – человек, можно объяснить ему, что на карте очертание разных стран может быть похоже на что угодно. Например, очертание Италии похоже на сапог (при этом хорошо иметь под рукой атлас и подкрепить свои слова рассматриванием карт).

 

Обработка результатов.

При обработке результатов важно обращать внимание на следующее:

ü все ли цвета были задействованы при раскрашивании домиков;

ü адекватно ли подобраны цвета при «заселении» в домики. Например, неадекватным может считаться соответствие «радости» и «удовольствия» черному, коричневому или серому цветам. Однако, несмотря на то, что данный выбор может считаться неадекватным, он, тем не менее, является диагностичным.

ü каким образом распределены обозначающие чувства цвета внутри силуэта- человека.

Символически силуэт делится на 5 зон:

1.  голова и шея символизируют ментальную деятельность;

2. туловище до линии талии, исключая руки - символизирует эмоциональную деятельность;

3.  руки – символизируют коммуникативные функции;

4. тазобедренная область символизирует область сексуальных, а также творческих переживаний;

5. ноги символизируют чувство «опоры», уверенность в себе, возможность «заземления» негативных переживаний.

Таким образом, данная методика показывает нам актуальное психоэмоциональное состояние ребенка.

Обработка результатов.

6 – 8 домиков (75%-100%) раскрашены адекватными цветами, распределены по «Карте страны» гармонично – норма психоэмоционального состояния.

3 – 5 (38%-62%) домиков раскрашены неадекватными цветами, распределение по «Карте страны» вызывает дисгармонию – уровень психоэмоционального состояния ниже нормы.

Выводы: Методика «Волшебная страна чувств» позволяет не только продиагностировать эмоциональную сферу ребенка, определить в каком актуальном эмоциональном состоянии ребенок пребывает, но и является хорошей коррекционной техникой направленной на выброс и отреагирование негативных эмоциональных состояний, раскрытие ресурса личности, развитие саморегуляции, формирование умения выражать свои мысли, развитие фантазии и воображения

Стимульный материал

Иногда, дети сразу ассоциируют цвет домика с рядом прописанным чувством. Специалисты, работающие с данной методикой, предлагают их разделить (см. следующий бланк).


Бланк к методике «Волшебная страна чувств»

(из опыта работы педагогов-психологов)

 


Кисти рук

Сожмите обе руки в кулаки (рис. 3). Сожмите кулаки очень крепко. Еще крепче. Подержите так и расслабьтесь. Повторите упражнение. Чтобы проработать противоположные мышцы, просто раздвиньте пальцы как можно шире (рис. 4). Подержите так и расслабьте. Повторите упражнение. Сосредоточьтесь на ощущениях тепла или покалывания в кистях рук и предплечьях (здесь пауза 20 с).

 

Рисунок 3 Рисунок 4

Плечи.

Это упражнение состоит просто из поднятия плеч вертикально вверх по направлению к ушам. Представьте, что вы пытаетесь коснуться верхушками плеч мочек ушей (рис. 5). Потяните плечи вверх. Очень высоко. Подержите так и расслабьтесь. Повторите упражнение. Теперь сосредоточьтесь на ощущении тяжести в плечах. Опустите плечи, дайте им полностью расслабиться ‒ сильнее и сильнее (здесь пауза 20 с).

Лицо.

Закройте глаза, зажмурьте их крепче (рисунок 6). Представьте, что вы пытаетесь не дать брызгам шампуня попасть в глаза. Зажмурьте глаза очень крепко. Еще крепче. И расслабьте. Повторите упражнение. Расслабьте глаза.

Следующее упражнение заключается просто в поднимании бровей как можно выше. Глаза остаются закрытыми, а вы поднимаете брови как можно выше (рис. 7). Поднимите брови высоко. Еще выше. Гораздо выше. Гораздо выше. Подержите так и расслабьтесь. Повторите упражнение. Сделайте небольшую паузу, чтобы дать себе возможность ощутить расслабление лица (пауза 15 с).

 

    Рисунок 5 Рисунок 6 и 7

 

Ø Дыхание: выдохните. Убедитесь, что обе ваши ноги прочно стоят на поверхности (на полу). Сознательно наступите на вашу правую, потом ‒ на левую ногу, соответственно, ощущая их контакт с полом. Сделайте глубокий вдох и выдохните. Выдох должен быть в два раза дольше, чем вдох. Повторите это упражнение три раза.

Ø Обратный счет: Вздохните глубоко и считайте от 10 до 1.

 

Упражнение «Постукивания».

Упражнения направлено на обретение ребенком внутренней безопасности и границ собственного тела. Развивает у ребенка способность контролировать себя и позволяет ему расширить собственную зону комфорта.

Возраст: от 6 и старше.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.22.136 (0.126 с.)