Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
В семенах растений могут запасаться:1) белки, 2) днк, 3) крахмал, 4) глюкоза, 5) жиры.
Задания I (школьного) этапа Республиканской олимпиады обучающихся
По биологии
Учебный год
Класс
Часть І. Тестовые задания, требующие одного правильного ответа из четырёх предложенных. (каждый правильный ответ – 1 балл, максимум – 30 баллов)
1. Какие ткани преобладают в центральном цилиндре корня:
| a) покровные
| б) основные
| в) запасающие
| г) проводящие
| 2. Ваниль душистая – многолетняя лиана семейства Орхидные. В кондитерском производстве используют её:
| a) соцветия
| б) плоды
| в) стебли
| г) листья
| 3. Из зиготы у сосны образуется:
| а) споры
| б) заросток
| в) зародыш
| г) семя
| 4. Образование углекислого газа в процессе дыхания растения можно обнаружить по:
| а) вспыхиванию тлеющей лучинки
| б) увеличению веса листа
| в) помутнению известковой воды
| г) обесцвечиванию марганцовки
| 5. Соцветие простой колос характерно для:
| а) ландыша
| б) ржи
| в) подорожника
| г) мать-и-мачехи
| 6. Коробочка на ножке у представителей моховидных – это:
| а) плод
| б) спорангий
| в)гаметофит
| г) спорофит
| 7. Наличием какой системы кольчатые черви отличаются от круглых червей:
| а) выделительной
| б) нервной
| в) пищеварительной
| г) кровеносной
| 8. Общим и главным систематическим признаком всех членистоногих является:
| а) жаберное дыхание
| б) развитие с полным превращением
| в) сегментация тела
| г) образ жизни
| 9. Выберите представителя безногих ящериц:
| а) желтобрюхий полоз
| б) обыкновенный уж
| в) веретеница
| г) ящерица прыткая
| 10. Жизнь крокодилов связана с водоёмами. Выберите наиболее выгодное приспособление для обитания в водной среде этих пресмыкающихся:
| а) пасть с острыми зубами
| б) длинный мускулистый хвост, сдавленный с боков
| в) кожный панцирь из роговых щитков и чешуй
| г) особое строение зрачков
| 11. К какому отряду относятся белка, ондатра, мышь и сурок:
| а) зайцеобразные
| б) насекомоядные
| в) грызуны
| г) рукокрылые
| 12. К какому уровню организации следует отнести берцовую кость:
| а) атомно-молекулярному
| б) клеточному
| в) органно-тканевому
| г) организменному
| 13. Симбионтом человека является:
| а) азотобактер
| б) холерный вибрион
| в) кишечная палочка
| г) дрожжи
| 14. По каким кровеносным сосудам движется обогащённая кислородом кровь:
| а) нижняя полая вена
| б) яремная вена
| в) верхняя полая вена
| г) лёгочная вена
| 15. Принадлежность крови человека к системе А, В, О связана с:
| а) липидами
| б) углеводами
| в) полипептидами
| г) антителами
| 16. Основными фагоцитирующими клетками являются:
| а) миоциты
| б) эритроциты
| в) лейкоциты
| г) тромбоциты
| 17. Выберите последствие недостатка в организме человека витамина К:
| а) выпадение волос
| б) выпадение зубов
| в) ухудшение зрения
| г) нарушение свёртываемости крови
| 18. В каком отделе желудочно-кишечного тракта человека начинается расщепление углеводов:
| а) желудок
| б) ротовая полость
| в) тонкая кишка
| г) печень
| 19. Основная функция гормона инсулина заключается в регуляции:
| а) белкового обмена
| б) жирового обмена
| в) углеводного обмена
| г) водно-солевого обмена
| 20. Как называется состояние некоторого дефицита витаминов в организме человека:
| а) авитаминоз
| б) гиповитаминоз
| в) гипервитаминоз
| г) всё перечисленное
| 21. Зимостойкость растений повышается при накоплении в клетках:
| а) крахмала
| б) минеральных солей
| в) сахаров
| г) жиров
| 22. На каком уровне организации живой материи изучают роль рибосом в процессе биосинтеза:
| а) клеточном
| б) тканевом
| в) организменном
| г) популяционном
| 23. Генетическая информация в ДНК записана в виде:
| а) двуспиральной структуры
| б) последовательности азотистых оснований
| в) сложной трёхмерной структуры
| г) чередующихся связей сахара и фосфата
| 24. В состав какого вещества входят ионы магния:
| а) гемоглобина
| б) инсулина
| в) хлорофилла
| г) тироксина
| 25. Нехватка какого элемента вызывает заболевание растений хлороз:
| а) Cl
| б) S
| в) Fe
| г) P
| 26. Из названных биохимических процессов НЕ характерен для клеток растений:
| а) гликолиз
| б) фотодыхание
| в) окислительное фосфорилирование
| г) синтез мочевины
| 27. Антикодону УГЦ на РНК соответствует триплет на ДНК:
| а) ТГЦ
| б) АГЦ
| в) ТЦГ
| г) АЦГ
| 28. Как называют всю совокупность химических реакций в клетке:
| а) фотосинтез
| б) брожение
| в) метаболизм
| г) гликолиз
| 29. В основе классификации организмов на два надцарства эукариоты и прокариоты лежат особенности их:
| а) образа жизни
| б) формы тела
| в) клеточного строения
| г) среды обитания
| 30. Выберите триплеты, которые называются стоп-кодонами:
| а) УУА, УАГ, УГА
| б) УАА, УГГ, УАГ
| в) УАГ, УГА, УАА
| г) УГА, УУА, УАГ
|
Часть ІІ. Тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора.
(правильный ответ – 2 балла, максимум – 30 баллов)
По каким признакам можно определить жизненную форму растений «дерево»: 1) хорошо развитый главный стебель, 2) первичный прирост стебля в толщину, 3) вторичный прирост стебля в толщину, 4) разветвление начинается возле поверхности почвы, 5) главный стебель несёт крону.
|
Какие функции выполняет соляная кислота желудочного сока:1) денатурирует (изменяет структуру) белки, 2) расщепляет жиры, 3) создаёт кислую среду в желудке, 4) активирует ферменты, 5) убивает болезнетворные микроорганизмы.
|
Какие физиологические процессы происходят в организме человека при переохлаждении:1) расширение периферических кровеносных сосудов, 2) сужение периферических кровеносных сосудов, 3) уменьшение частоты дыхания, 4) учащение дыхания, 5) понижение артериального давления
|
Из названных клеток, имеют реснички или их видоизменения:1) обонятельные клетки, 2) клетки эпителия бронхов, 3) клетки эпителия трахеи, 4) клетки эпителия тонкого кишечника, 5) клетки эпителия маточных труб
|
Часть IV.
1. Выполните следующие задания (каждый правильный ответ – 2 балла, правильное оформление биологических задач – 4 балла; максимум – 20 баллов)
Дана цепь ДНК: Ц-Т-А-Т-А-Г-Т-А-А-Ц-Ц-А-А…
1) напишите схему второй цепи данной ДНК;
2) напишите схему цепи РНК, синтезированной на этой ДНК;
3) определите первичную структуру белка, закодированного в этой цепи;
4) определите количество (в %) различных видов нуклеотидов в этом гене (в двух цепях ДНК);
5) определите длину этого гена;
6) определите первичную структуру белка, синтезируемого после выпадения девятого нуклеотида в этой цепи ДНК;
7) какие биологические последствия могут возникнуть в результате такого изменения?
8) объясните, перейдёт ли такое изменение ДНК (пункт 6) потомству?
Всего 100 баллов.
Задания I (школьного) этапа Республиканской олимпиады обучающихся
По биологии
Учебный год
Класс
Часть І. Тестовые задания, требующие одного правильного ответа из четырёх предложенных. (каждый правильный ответ – 1 балл, максимум – 30 баллов)
1. Какие ткани преобладают в центральном цилиндре корня:
| a) покровные
| б) основные
| в) запасающие
| г) проводящие
| 2. Ваниль душистая – многолетняя лиана семейства Орхидные. В кондитерском производстве используют её:
| a) соцветия
| б) плоды
| в) стебли
| г) листья
| 3. Из зиготы у сосны образуется:
| а) споры
| б) заросток
| в) зародыш
| г) семя
| 4. Образование углекислого газа в процессе дыхания растения можно обнаружить по:
| а) вспыхиванию тлеющей лучинки
| б) увеличению веса листа
| в) помутнению известковой воды
| г) обесцвечиванию марганцовки
| 5. Соцветие простой колос характерно для:
| а) ландыша
| б) ржи
| в) подорожника
| г) мать-и-мачехи
| 6. Коробочка на ножке у представителей моховидных – это:
| а) плод
| б) спорангий
| в)гаметофит
| г) спорофит
| 7. Наличием какой системы кольчатые черви отличаются от круглых червей:
| а) выделительной
| б) нервной
| в) пищеварительной
| г) кровеносной
| 8. Общим и главным систематическим признаком всех членистоногих является:
| а) жаберное дыхание
| б) развитие с полным превращением
| в) сегментация тела
| г) образ жизни
| 9. Выберите представителя безногих ящериц:
| а) желтобрюхий полоз
| б) обыкновенный уж
| в) веретеница
| г) ящерица прыткая
| 10. Жизнь крокодилов связана с водоёмами. Выберите наиболее выгодное приспособление для обитания в водной среде этих пресмыкающихся:
| а) пасть с острыми зубами
| б) длинный мускулистый хвост, сдавленный с боков
| в) кожный панцирь из роговых щитков и чешуй
| г) особое строение зрачков
| 11. К какому отряду относятся белка, ондатра, мышь и сурок:
| а) зайцеобразные
| б) насекомоядные
| в) грызуны
| г) рукокрылые
| 12. К какому уровню организации следует отнести берцовую кость:
| а) атомно-молекулярному
| б) клеточному
| в) органно-тканевому
| г) организменному
| 13. Симбионтом человека является:
| а) азотобактер
| б) холерный вибрион
| в) кишечная палочка
| г) дрожжи
| 14. По каким кровеносным сосудам движется обогащённая кислородом кровь:
| а) нижняя полая вена
| б) яремная вена
| в) верхняя полая вена
| г) лёгочная вена
| 15. Принадлежность крови человека к системе А, В, О связана с:
| а) липидами
| б) углеводами
| в) полипептидами
| г) антителами
| 16. Основными фагоцитирующими клетками являются:
| а) миоциты
| б) эритроциты
| в) лейкоциты
| г) тромбоциты
| 17. Выберите последствие недостатка в организме человека витамина К:
| а) выпадение волос
| б) выпадение зубов
| в) ухудшение зрения
| г) нарушение свёртываемости крови
| 18. В каком отделе желудочно-кишечного тракта человека начинается расщепление углеводов:
| а) желудок
| б) ротовая полость
| в) тонкая кишка
| г) печень
| 19. Основная функция гормона инсулина заключается в регуляции:
| а) белкового обмена
| б) жирового обмена
| в) углеводного обмена
| г) водно-солевого обмена
| 20. Как называется состояние некоторого дефицита витаминов в организме человека:
| а) авитаминоз
| б) гиповитаминоз
| в) гипервитаминоз
| г) всё перечисленное
| 21. Зимостойкость растений повышается при накоплении в клетках:
| а) крахмала
| б) минеральных солей
| в) сахаров
| г) жиров
| 22. На каком уровне организации живой материи изучают роль рибосом в процессе биосинтеза:
| а) клеточном
| б) тканевом
| в) организменном
| г) популяционном
| 23. Генетическая информация в ДНК записана в виде:
| а) двуспиральной структуры
| б) последовательности азотистых оснований
| в) сложной трёхмерной структуры
| г) чередующихся связей сахара и фосфата
| 24. В состав какого вещества входят ионы магния:
| а) гемоглобина
| б) инсулина
| в) хлорофилла
| г) тироксина
| 25. Нехватка какого элемента вызывает заболевание растений хлороз:
| а) Cl
| б) S
| в) Fe
| г) P
| 26. Из названных биохимических процессов НЕ характерен для клеток растений:
| а) гликолиз
| б) фотодыхание
| в) окислительное фосфорилирование
| г) синтез мочевины
| 27. Антикодону УГЦ на РНК соответствует триплет на ДНК:
| а) ТГЦ
| б) АГЦ
| в) ТЦГ
| г) АЦГ
| 28. Как называют всю совокупность химических реакций в клетке:
| а) фотосинтез
| б) брожение
| в) метаболизм
| г) гликолиз
| 29. В основе классификации организмов на два надцарства эукариоты и прокариоты лежат особенности их:
| а) образа жизни
| б) формы тела
| в) клеточного строения
| г) среды обитания
| 30. Выберите триплеты, которые называются стоп-кодонами:
| а) УУА, УАГ, УГА
| б) УАА, УГГ, УАГ
| в) УАГ, УГА, УАА
| г) УГА, УУА, УАГ
|
Часть ІІ. Тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора.
(правильный ответ – 2 балла, максимум – 30 баллов)
По каким признакам можно определить жизненную форму растений «дерево»: 1) хорошо развитый главный стебель, 2) первичный прирост стебля в толщину, 3) вторичный прирост стебля в толщину, 4) разветвление начинается возле поверхности почвы, 5) главный стебель несёт крону.
|