Обществознание. 11 класс. Политический процесс.
Политический процесс – это совокупность действий субъектов политики, направленных на осуществление своих ролей и функций в рамках политической системы, на реализацию ими собственных интересов и целей.
Политический процесс отражает технологию осуществления власти, принятия и воплощения в жизнь политических решений.
Структура политического процесса, то есть его элементы:
- субъект;
- объект, который должен быть создан или достигнут как цель процесса;
- средства, методы, исполнители процесса;
- ресурсы – это могут быть знания, наука, технические и финансовые средства, настроения масс, идеология, общественное мнение и другие факторы.
Субъекты политического процесса:
- государство,
- социальные, этнические, конфессиональные группы,
- политические институты,
- граждане как индивиды,
- граждане как совокупность избирателей (электорат).
Главная задача субъектов политического процесса – реализовать свои интересы и требования посредством принимаемых государством управленческих решений.
Этапы принятия политических решений.
Подготовительный этап.
Содержание:
формирование круга проблем, которые необходимо решать политическим средствами.
Участники:
формальные и неформальные объединения политиков, экспертов, политические партии, государственные органы и должностные лица, СМИ.
Этап принятия решений.
Содержание:
- формирование долгосрочных и краткосрочных декларативных и фактических целей политического развития;
- разработка альтернативных вариантов действий для достижений необходимых результатов;
- выбор оптимального политического решения проблем.
Участники:
должностные лица государства, политики, политические партии.
Этап реализации политических решений.
Содержание:
- придание решениям правовой формы,
- определение адреса, круга лиц и организаций, ответственных за исполнение,
- осуществление административных мероприятий для воплощения в жизнь принятых решений.
Участники:
органы власти различного уровня, правоохранительные органы, социальные группы, политическая оппозиция.
Власть. Политическая власть.
ПЛАН.
- Сущность понятия «власть».
- Признаки власти.
- Источники власти.
- Средства власти.
- Формы проявления власти.
- Виды власти.
- Элементы власти.
- Политическая власть, её признаки и субъекты.
Власть.
Власть – это потребность, право и возможность распоряжаться чем-либо или кем-либо, оказывать решающе воздействие на поведение и действия людей.
Необходимость власти объясняется потребностью:
- в регулировании социальных отношений;
- в согласовании несовпадающих интересов;
- в придании взаимодействию между людьми целесообразности и организованности.
Признаки власти.
- Власть – общественное явление.
- Может осуществляться только в рамках общественных отношений, между людьми.
- Властные отношения всегда двусторонние: есть, кто подчиняется и кто руководит.
- Власть всегда базируется на силе (физической, силе интеллекта, авторитета, на силе закона и т.д.)
Источники власти
(то, что даёт власти силу, возможность властвовать над другими):
- авторитет — влияние, которое человек, группа людей, организация получают в результате признания их опыта, знаний, высоких нравственных достоинств)
- сила
- закон
- богатство
- харизма (от лат. дар- исключительная одарённость, привлекательность)
Средства (методы) власти.
- Воля
- Убеждение
- Манипуляция
- Авторитет
- Насилие (принуждение)
- Право (закон)
Формы проявления власти:
- господство
- руководство
- управление
- координация
- организация
- контроль
Виды власти.
По источникам власти:
- экономическая
- политическая
- социальная
- культурно-идеологическая
По субъектам власти:
- государственная
- партийная
- семейная и др.
По функциям органов власти:
- законодательная
- исполнительная
- судебная
По степени воздействия:
- демократическая
- недемократическая
Элементы власти:
- Субъекты власти: государство, парламент, политический лидер, партия.
- Объекты власти: человек, масса, социальный слой, группа, народ в целом.
Политическая власть.
Политическая власть — способность, право и возможность определённой социальной группы или класса осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность других социальных групп или классов, отстаивать и претворять в жизнь определённую политику, используя политические партии, организации и государство.
В отличие от иных видов власти (семейной, общественной и др.), политическая власть оказывает своё влияние на большие группы людей, использует в этих целях специально созданный аппарат и специфические средства.
Основные признаки политической власти:
- Публичность – решения политической власти обязательны для всех людей и для всех видов власти
- Всеобщность – политическая власть осуществляется на основании права от имени всех людей
- Легальность использования силы – закрепленность в законах и Конституции использовать силу
- Моноцентричность – у политической власти может быть только один центр принятия решений.
- Институциональность – наличие специальных органов власти, политических институтов
- Регламентированность – определённость властных полномочий традициями, законом
План.
- Сущность понятия «государство».
- Признаки государства.
- Функции государства: внешние и внутренние.
Государство.
Государство:
- это организация политической власти, осуществляющая управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры;
- это основной институт политической системы общества, осуществляющий управление обществом, охрану и защиту национальных интересов;
- это организация публичной власти, распространяющейся на всё общество, имеет монопольное право на принуждение людей к выполнению установленных норм поведения, право от имени народа осуществлять внешнюю и внутреннюю политику.
Признаки государства:
- наличие и единство территории;
- публичная (государственная) власть – распространяется на всё население страны, имеет систему органов и учреждений, составляющих государственный аппарат управления;
- суверенитет – независимость как внутри страны, так и от других государств;
- сбор налогов – государство устанавливает специальные сборы (налоги, пошлины) и обеспечивает их поступление в госбюджет.
- законодательная деятельность, существование системы права – государство обладает исключительным правом издавать общеобязательные нормы страны – законы;
Дополнительные признаки государства:
- наличие государственной символики (герб, флаг, гимн), данный признак появился с течением развития государств;
- наличие материально- технических средств (это здания, средства связи, вооружение и др.)
Функции государства
Функции государства – это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.
Внутренние функции.
Внутренние функции – это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества
- Экономическая функция государства — организация, координация, регулирование экономических процессов в стране.
- Социальная функция – обеспечение граждан гарантированным минимумом жизненных благ, удовлетворение потребностей людей в работе, жилье, поддержание здоровья, предоставление социальных гарантий престарелым, инвалидам, безработным, молодежи; страхование жизни, собственности, здоровья.
- Правовая функция – обеспечение правопорядка, установление правовых норм, которые регулируют общественные отношения и поведение граждан, охрана общественного строя; обеспечение гарантии равенства всех перед законом.
- Образовательная – выработка политики, охватывающей весь процесс образования от дошкольного до высшего профессионального.
- Культурно-воспитательная функцияи идеологическая — создание условий для удовлетворения культурных потребностей населения, приобщение их к достижениям мировой художественной культуры, предоставление возможности самореализации в творчестве; воспитание членов общества, формирование гражданских и патриотических ценностей через образование и СМИ
- Политическая функция государства – обеспечение политической стабильности, осуществление властных полномочий, выработка политического курса; формирование легитимной (законной) и эффективной системы управления жизнью общества.
- Экологическая функция – с помощью законодательства установление правового режима рационального природопользования, обеспечение здоровой, нормальной среды обитания, сохранение, восстановление и улучшение природных условий жизни.
Внешние функции.
Внешние функции – основные направления деятельности государства на международной арене.
- защита интересов общества на международной арене;
- оборона страны, обеспечение национальной безопасности;
- взаимовыгодное сотрудничество (экономическое, политическое, культурное, научно-техническое, в сфере охраны окружающей среды);
- участие в решении глобальных проблем;
- участие в миротворческих акциях;
- защита граждан, находящихся за пределами страны.
Политический режим.
ПЛАН.
- Политический режим. Общее понятие.
- Особенности политического режима.
- Типы политических режимов.
- Демократический режим и его особенности.
- Авторитарный режим и его особенности.
- Тоталитарный режим и его особенности.
Политический режим.
Политический режим (от лат. управление) – совокупность методов, средств и приёмов осуществления политической власти, отражающая уровень политической свободы.
Особенности политического режима:
- объем прав и свобод человека,
- методы осуществления государственной власти,
- характер отношений между государством и обществом,
- наличие или отсутствие возможностей общества влиять на принятие политических решений,
- пути формирования политических институтов,
- методы выработки политических решений.
Типы политических режимов.
Демократический режим.
Демократический режим – политический режим, основанный на признании народа в качестве источника власти, его права участвовать в управлении делами общества и государства и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод; основывается на принципах народовластия, свободы и равноправия граждан.
Примеры.
Австрия, Россия, США, Швейцария, Швеция и многие другие современные страны.
Антидемократические режимы.
Антидемократический режим — политический режим, для которого характерно отсутствие гарантий политических свобод, принципов разделения властей и верховенства права, неприятие демократических принципов управления, политического плюрализма.
Виды антидемократических режимов:
- авторитарный
- тоталитарный
Авторитарный режим
Авторитарный режим – это политический режим, который занимает промежуточную позицию между демократией и тоталитаризмом, при котором государственная власть осуществляется одним лицом либо узким кругом лиц (правящей элитой) при минимальном участии населения, принижении или подавлении роли других, прежде всего представительных, органов власти, общественных и политических организаций.
Признаки авторитарного режима.
- Небольшое число носителей власти (один человек, или группа лиц).
- Неограниченность власти, отсутствие реальных демократических механизмов контроля за ее осуществлением.
- Стремление использовать силу для разрешения конфликтных ситуаций.
- Широкое использование принудительных мер, включая насилие.
- Недопущение реальной политической оппозиции и политической конкуренции.
- Относительная закрытость правящей элиты, назначения сверху, а не конкурентной борьбы в ходе открытых и честных выборов.
- Контроль политической жизни страны, относительная свобода в остальных сферах жизни.
- Централизованная (командная) экономика.
Примеры.
Восточные деспотии, тирании Древнего мира, абсолютные монархии Средневековья, Чили в период правления генерала Пиночета и др.
Тоталитарный режим.
Тоталитаризм — режим, при котором государство осуществляет полный (тотальный) контроль над всеми сферами жизни общества, подавляя права и свободы насильственными методами. (Термин был введен в политический лексикон лидером итальянских фашистов Б. Муссолини).
Примеры.
Итальянский и немецкий фашизм, советский социализм периода И.В. Сталина, китайский маонизм и др.
Демократия.
ПЛАН.
- Демократия. Понятие.
- Предпосылки демократии.
- Признаки демократии.
- Формы демократии.
- Гарантии существования демократии.
- Ценности демократии.
Демократия.
Демократия – форма организации общества, при которой обеспечивается реальное участие личности в различных сферах общественной жизни, реализуется правление народа, действенный контроль с его стороны за осуществление власти.
Предпосылки демократии:
- рыночная экономика;
- многообразие форм собственности, обязательное признание и гарантированность права частной собственности;
- значительное место среднего класса в социальной структуре общества;
- высокий уровень социально-экономического развития, способный обеспечить необходимое благосостояние всем гражданам;
- высокая степень развития общей и политической культуры, значительная социальная и политическая активность людей, добровольных объединений, готовых встать на защиту институтов демократии;
Признаки демократии:
- признание народа источником власти и носителем суверенитета;
- юридическое равноправие граждан, их равные возможности участия в политической жизни страны;
- наличие прав и свобод человека, их признанием, гарантированностью и защитой со стороны государства;
- принятие важнейших властных решений по принципу большинства;
- право меньшинства на оппозицию при подчинении решениям большинства;
- политический плюрализм, (от лат. множество), возможность наличия множества различных позиций и мнений в условиях политического единства общества;
- разделение властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную; различные ветви государственной власти достаточно независимы и уравновешивают друг друга, препятствуя установлению диктатуры;
- гласностью действий государственных органов и должностных лиц, возможностью беспрепятственного контроля за ними со стороны общества.
- существование свободных от цензуры и независимых от власти неправительственных средств массовой информации;
- выборность основных органов власти на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании;
- развитая система органов местного самоуправления.
Формы демократии.
Формы демократии отличаются способом осуществления народом своей власти:
- прямая (непосредственная)
- косвенная (представительная).
Прямая демократия – это непосредственное участие народа в формировании органов государственной власти, решении вопросов государственной политики, общественно-политической жизни через выборы и референдумы, собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирования, обращения в органы власти (петиции) и народное обсуждение важнейших вопросов. Народ сам осуществляет свои права.
Представительная демократия – возможность народа осуществлять свою власть через своих представителей в различных государственных органах (депутатов, делегатов, членов собраний и др.)
Референдум – это форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения.
Гарантии существования демократии:
- наличие системы контроля со стороны гражданского общества за деятельностью органов государственной власти и должностных лиц;
- упрощение процедуры отзыва депутатов и смены чиновников;
- ликвидация системы привилегий, связанных с обладанием властью;
- существование своевременного полного политического информирования граждан.
Ценности демократии:
- защита интересов людей,
- возможность жить людям согласно их собственным законам,
- гарантированность личной свободы и прав человека,
- равенство всех перед законом,
- моральная ответственность людей за их политические решения,
- политическое равенство,
- свободные и честные выборы,
- справедливое судопроизводство,
- толерантность, сотрудничество и компромисс в отношениях между народом и властью,
- предотвращение деспотизма.
Виды политического участия.
- Опосредованное (представительное) – осуществляется через избранных представителей (депутатов, делегатов, членов собраний и т.д.)
- Непосредственное (прямое) – воздействие граждан на власть без посредников, напрямую.
Дополнительная информация.
Формы политического участия по количеству участвующих:
- индивидуальные
- групповые
- массовые
Виды политического участия.
По степени вовлечённости в политический процесс:
- случайное (разовое) участие – личность лишь периодически принимает или совершает действия, которые имеют политические цели или обладают политическим смыслом;
- участие «по совместительству» – человек участвует в политической жизни более активно, однако политическая деятельность не является для него основным родом деятельности;
- профессиональное участие – человек делает политическую деятельность своей профессией.
По отношению к закону:
- легальное (выборы, референдумы, демонстрации, митинги)
- нелегальное (революция, мятеж, терроризм, экстремистские действия)
По масштабу:
- местное
- региональное
- национальное
По мотивам:
- автономное (решаются местные вопросы)
- мобилизационное (решаются общенародные вопросы)
По методам деятельности:
- конвенциональное (согласованное, соответствующее нормам, традициям)
- неконвенциональное (нарушающее закон)
Абсентеизм (лат. absens – отсутствующий) — форма аполитичности, проявляющаяся в уклонении избирателей от участия в референдумах и выборах в органы власти. Абсентеизм – это и форма пассивного протеста, сознательное байкотирование избирателями выборов
Политический протест – это вид негативной реакции индивида (группы) на сложившуюся в обществе политическую ситуацию или конкретное действие отдельных органов государства и политических оппонентов. Как правило, протест возникает там, где действуют неэффективные стратегии и технологии осуществления власти.
Гражданское общество.
ПЛАН.
- Гражданское общество. Понятие.
- Условия, необходимые для гражданского общества.
- Основные компоненты (составляющие) гражданского общества.
- Гражданское общество и государство (сравнение).
Гражданское общество – это такое общество, для которого свойственно наличие негосударственных общественных отношений и организаций, объединений, ассоциаций, выражающих разнообразные интересы и потребности членов общества.
Гражданское общество – это та часть общества и те сферы его жизнедеятельности, в которых личность и организации свободных и равноправных граждан защищены законов от прямого вмешательства органов государственной власти.
Условия, необходимые для гражданского общества:
- рыночная экономика
- разнообразие форм собственности
- свобода труда и предпринимательства
- наличие демократических порядков
- утверждение прав и свобод человека и гражданина
- признание ценности общества свободной и ответственной личности
Правовое государство.
ПЛАН.
- Правовое государство. Понятие.
- Предпосылки формирования правового государства.
- Признаки (принципы)правого государства.
Правовое государство.
Правовое государство – это демократическое государство, организация и деятельность которого основаны на праве и связаны с правом, где созданы условия для наиболее полного обеспечения естественных и неотчуждаемых прав человека
Предпосылки формирования правового государства.
Экономические:
- многообразие форм собственности
- экономическая независимость индивида
- свобода предпринимательства
Политические:
- демократический политический режим
- предотвращение узурпации власти
- высокий уровень политической культуры
- гражданское общество
Правовые:
- правовое сознание людей
- непротиворечивость законодательства
- законопослушность граждан
ПЛАН.
- Политическая партия. Понятие.
- Признаки политической партии.
- Структура партии.
- Функции политической партии.
- Классификации политических партий.
- Партийная система. Понятие.
- Типы партийных систем.
- Политическое движение. Понятие.
- Отличительные черты политического движения.
- Современные демократические движения.
Политическая партия – организованная группа единомышленников, выражающая интересы определённых социальных слоёв и стремящаяся к завоеванию государственной власти или участию в её осуществлении.
По внутренней организации.
Кадровые:
- немногочисленные
- отсутствует сильная организация на местах
- остит из авторитетных деятелей
- ориентируются на выборы
- отсутствует фиксированное членство (нет партийного билета)
- нет членских взносов.
Массовые:
- многочисленные
- имеют сложную организационную структуру
- ориентируются не только на выборы, но и ведут и большую массово-политическую и идейно-воспитательную работу
- источник финансирования – членские взносы.
По шкале политического спектра:
- левые – выступают за интересы трудящихся, вытеснение частного сектора экономик, признают революционные методы действия;
- правые – отстаивают неприкосновенность частной собственности, сильную, государственную власть, стабильность;
- центристские – ориентируются на компромисс, сотрудничество.
По способу деятельности:
- реформистские – стремятся к постепенным преобразованиям в обществе с использованием законных средств воздействия на власть и законных средств достижения власти;
- революционные – стремятся к преобразованиям общества с использованием средств борьбы, которые с точки зрения существующего государственного устройства и политического режима являются незаконными.
Партийная система – это совокупность отношений между действующими в стране политическими партиями.
Типы партийных систем.
- Однопартийная: власть осуществляет одна партия (Индия, Китай, Куба, Северная Корея, Япония).
- Двухпартийная: у власти одна из двух больших партий (Великобритания – лейбористы и консерваторы; США – демократы и республиканцы).
- Многопартийная: несколько влиятельных партий борются за власть и собирают значительное число голосов (Россия, Италия, Испания, Франция, Швеция).
Политическое движение.
Политическое движение – это общественное движение, преследующее политические цели, поддерживаемое его участниками.
Избирательное право
Избирательное право в широком смысле — это совокупность юридических норм, которые закрепляют права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, а также право отзыва избирателями избранных лиц, не оправдавших доверия
Избирательное право в узком смысле – конституционное право граждан избирать и быть избранным в выборные органы, государственные и муниципальные органы власти и право участвовать в референдуме.
Оно включает в себя:
- Активное избирательное право- право избирать
- Пассивное — право быть избранным.
Источники избирательного права в РФ:
- Конституция РФ
- Федеральные законы, такие как: «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», 2002 г.; «О выборах депутатов Государственной ДумыФедерального Собрания Российской Федерации», 2002; «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»,1996 г.; «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», 2000; «О выборах Президента Российской Федерации», 2003 и др.
- Конституции и Уставы субъектов РФ
- Законы субъектов РФ
- Уставы муниципальных образований
Комментарий.
Часть 1. Право граждан участвовать в управлении делами государства неразрывно связано с принципом народовластия — одной из основ конституционного строя (статья № 3 Конституции РФ).
Данное право юридически обеспечивает включение граждан в сферу принятия и осуществления государственных решений, в сферу политики.
Участие в управлении делами государства гражданам может быть:
- непосредственное – осуществляется путём волеизъявления на выборах, референдумах; это и личное участие в работе органов законодательной, исполнительной или судебной власти;
- опосредованное – через своих представителей, избираемых в органы законодательной, исполнительной власти, местного самоуправления.
Важно!
Данное право имеют только граждане РФ!
Часть 2 статьи закрепляет три конкретных политических права:
- избирать,
- быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления,
- участвовать в референдуме.
Всеобщее избирательное право означает признание без какой бы то ни было дискриминации и необоснованных ограничений за всеми гражданами, достигшими определенного возраста.
- Право избирать – это активное избирательное право;
- права быть избранными – это пассивное избирательное право.
Конституция и федеральное законодательство гарантируют эти права граждан независимо от:
- пола,
- расы,
- национальности,
- языка,
- происхождения,
- имущественного и должностного положения,
- места жительства,
- отношения к религии,
- убеждений,
- принадлежности к общественным объединениям и др.
Право избирать, голосовать на референдуме возникает у граждан с 18 лет,
а право быть избранным — по достижении возраста: для избрания депутатом Государственной Думы Федерального Собрания — 21 год, Президентом РФ — 35 лет.
Часть 3 статьи определяет две категории граждан, которые не обладают активным и пассивным избирательным правом, а также правом участвовать в референдуме:
- лица, признанные судом недееспособными,
- лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Недееспособным признается гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значение своих действий или руководить ими. Признание недееспособным осуществляется лишь судом в порядке.
Лица, находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда, сами лишили себя права участвовать в выборах и референдумах, преступив закон.
Данное ограничение не распространяется на лиц:
- осужденных к уголовному наказанию, не связанному с лишением свободы,
- осужденных условно, с отсрочкой исполнения приговора;
- на лиц хотя и содержащихся под стражей в следственных изоляторах или аналогичных местах (подозреваемых, обвиняемых, подсудимых), но в отношении которых суд еще не применил уголовное наказание в виде лишения свободы.
После отбытия наказания гражданин вновь вправе осуществлять свои избирательные права. То же относится к лицу, ранее признававшемуся недееспособным, если основания к тому отпали и суд признал его дееспособным.
Лица, не обладающие пассивным избирательным правом (то есть их нельзя избирать):
- осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений;
- осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности; подвергнутые административному наказанию за совершение следующего административного правонарушения: демонстрирование фашистской атрибутики или символики в целях ее пропаганды;
- за экстремистские, националистические и тому подобные призывы в предвыборной агитации.
Цель данных ограничений — стремление воспрепятствовать вхождению во власть лиц, грубо нарушающих Конституцию и законы и интересы личности, общества и государства.
ВАЖНО!
По поправкам, внесённым в Конституцию РФ 1 июля 2021 года, не вправе быть избраны те российские граждане, которые:
- имеют гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ,
- подтверждающий право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства.
Данное ограничение не распространяется на указанную категорию граждан при выборах в органы местного самоуправления.
В части № 4 впервые на конституционном уровне закреплено право российских граждан на равный доступ к государственной службе.
Государственная служба – это профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации и ее субъектов, федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и ее субъектов.
Система государственной службы включает в себя такие ее виды, как государственная гражданская служба, военная и правоохранительная службы. Государственная гражданская служба подразделяется, в свою очередь, на федеральную и субъектов Федерации.
Граждане имеют равный доступ к госслужбе, если владеют государственным языком РФ, независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего.
Право поступления на гражданскую службу имеют граждане РФ, достигшие возраста 18 лет.
В главе № 5 закреплено право граждан на участие в отправлении правосудия.
Это право реализуется в различных формах:
- рассмотрение уголовных и гражданских дел в суде первой инстанции с участием двух народных заседателей;
- право участия присяжных заседателей – коллегии из 12 человек, которые в итоге судебного разбирательства должны самостоятельно вынести вердикт: виновен подсудимый или нет. Меру же наказания определяет профессиональный судья;
- участие арбитражных заседателей;
- институт мировых судей – судебная инстанция, рассматривающая уголовные дела о преступлениях, не представляющих большой общественной опасности, а также определенные категории дел, вытекающих из семейно-правовых, имущественных, трудовых, земельных отношений, об административных правонарушениях.
Отвечая необходимым требованиям, гражданин сам может стать и профессиональным судьей (статья 119 Конституции РФ).
Коммуникативная.
Элементы: разнообразные взаимодействия субъектов политической жизни, политические отношения по поводу политической власти.
Функции:
- передача информации и обмен ею;
- организация политического диалога.
4.Культурно-идееологичекая.
Элементы:
- ценности,
- политические идеологии,
- политические взгляды,
- политическая культура и др.
Функции:
- придание смысла политическим действиям,
- стабилизация и интеграция общества,
- создание содержательной основы политического диалога.
Политическая элита.
Политическая элита (от лат. избранный) – это относительно немногочисленная социальная группа, сосредоточившая в своих руках значительный объём политической власти.
Черты политической элиты:
- небольшая численность, самостоятельность группы;
- высокий социальный статус;
- значительный объём политической, экономической и информационной власти;
- непосредственное участие в осуществлении власти;
- организаторские способности и талант.
Функции политической элиты:
- анализ интересов различных социальных групп;
- выдвижение политических идей и выработка политической идеологии;
- определение целей и направлений развития общества и государства;
- создание механизма реализации политических идей;
- формирование кадрового аппарата органов управления и институтов политической системы;
- выдвижение политических лидеров.
ВИДЫ ЭЛИТ: