Московский и всея Руси Кирилл 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Московский и всея Руси Кирилл



Святейший Патриарх

Московский и всея Руси Кирилл

Призвал верующих чаще причащаться

01.04.2010 Патриаршее слово в Великий четверг в Храме Христа Спасителя

"Сегодня, когда в полной свободе мы имеем возможность и учить детей и взрослых, и творить дела милосердия, и делать много других добрых дел, и взаимодействовать с властью, с государством, с обществом, мы должны помнить, что самое главное, что мы совершаем как Церковь - это святейшее Таинство Евхаристии. Вот, почему важно, чтобы верующие люди чаще причащались святых Христовых Таин ", - сказал патриарх в Великий четверг после богослужения в храме Христа Спасителя.

Он напомнил, что в древности, когда кто-то из крещеных, находясь на литургии, не причащался, то должен был дать публично объяснение епископу, по какой причине он этого не сделал. Сегодня, по словам патриарха, эта традиция ушла "по нашей слабой вере, по нашему слабому благочестию"

Предстоятель, слова которого приводит его пресс-служба, также напомнил, что в годы гонений на Церковь в СССР люди молились о стране, о народе, о Церкви, "смиренно прося Господа в таинстве святой Евхаристии даровать всем нам прощение грехов и жизнь вечную".

"Через это святейшее таинство благодать никогда не отнималась от нашего народа, и верим, что именно эта открытая дверь в небо помогала нам обретать силу Божественной благодати, сохранить веру и сохраниться как народу, сохранить свое национальное самосознание и свое лицо", - подчеркнул патриарх Кирилл.

http://www.patriarchia.ru/db/text/1127932.html


Призываю каждого из вас

Причащаться как можно чаще

17 апреля 2014 г. Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Великий четверг в Храме Христа Спасителя в Москве

 Я всех вас поздравляю с этим великим праздником и призываю каждого из вас причащаться как можно чаще. Мы живем в такое время, когда нам необходима благодатная помощь Божия, — почти каждый день, как то было в древние времена, во времена святых апостолов, когда практически каждый день христиане собирались для того, чтобы совершить Святую Евхаристию. По многим обстоятельствам для нас невозможно такое частое причащение — и потому что мы заняты работой, трудимся, а если даже на пенсии, то как много суеты, забот, которые поглощают большую часть нашего времени! И нельзя, как говорит апостол Павел, вкушать Тело и Кровь Христову в суд или во осуждение. Нужно приуготовлять себя к этому великому Таинству, но не так, чтобы приготовление становилось препятствием к причащению. Ведь многие говорят: «я не приготовился и потому не пойду причащаться», понимая под приготовлением длительный и сложный процесс. Этот процесс необходимо проходить по крайней мере несколько раз в году, особенно во время постов. Но когда нет возможности в полной мере исполнить все предписания, нужно ограничиться самым необходимым — посещением храма накануне, чтением молитвенного правила перед причащением, исповедью, невкушением пищи до принятия Святых Христовых Таин и, что самое главное, — примирением с ближними. Нельзя причащаться в непримиренном состоянии, потому что если мы не примиряемся, то, по слову апостола, вкушаем суд и осуждение себе. И если таким образом со смирением, с осознанием своей греховности, с надеждой на помощь Божию мы приступаем к святой чаше так часто, как можем приступать, то Господь восполняет наши силы, такие немощные по человеческой природе.

Так, в общении с Ним, мы обретем спасение. Ради этого и пришел Спаситель. Он не пришел для того, чтобы каждого сделать святым. Он не пришел для того, чтобы каждого сделать счастливым. Он не пришел для того, чтобы каждого сделать богатым. Но Он пришел для того, чтобы открыть нам возможность спасения. И величайшим к тому средством является Таинство Тела и Крови Его, Таинство Святой Евхаристии, учреждение которого мы торжественного празднуем сегодня, в Великий четверг. С праздником всех вас поздравляю!                                          

Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/3628090.html


Подготовка к Причастию детей

Очень важный раздел документа посвящен подготовке к причастию детей. В нем сказано, что и священники, и родители, и крестные родители должны учитывать особенности возраста и воцерковленности ребенка. Однако следует прикладывать максимальную заботу для того, чтобы ребенок с детского возраста получил навыки молитвы, навыки воздержания и навыки благоговения к Святым Христовым Таинам.

Поскольку доктринальные документы имеют особое значение в первую очередь для священнослужителей, правящие архиереи должны проявить заботу о том, чтобы каждый священнослужитель в своем пастырстве руководствовался именно теми нормами, которые предлагает документ «Об участии христиан в Евхаристии».

 

http://www.pravoslavie.ru/smi/77320.htm


Протоиерей Лев Махно:

"Придите, все верные!"

 

15 Февраль 2015. Категория Актуально, Новости

Самый обсуждаемый в православных СМИ документ «Об участии верных в Евхаристии» принят. Его появление растянулось на несколько лет – дискуссия об основных положениях началась в интернете и была продолжена на заседании пленума Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в конце января. Работа над документом, уточняющим основные принципы и подходы подготовки к Таинству Причастия, вызвала большой резонанс в церковной среде. В начале февраля документ был одобрен на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви. Это знаковое событие прокомментировал член Межсоборного присутствия протоиерей Лев Махно.

Некоторые факты

Протоиерей Лев Махно в 80-е годы являлся представителем Патриарха Московского и всея Руси в Нью-Йорке, затем в Париже, был благочинным Франции, в 1989 году вернулся в Тулу, где создал Православную классическую гимназию и кафедру теологии на гуманитарном факультете Тульского Государственного Университета. Настоятель храмов Двенадцати святых Апостолов, Покрова Пресвятой Богородицы и Архистратига Михаила при ТулГУ.

Документ времени

– Отец Лев, каковы Ваши впечатления о работе Межсоборного присутствия в этом году? Какой была атмосфера на январском пленарном заседании?

– Напомню, что Межсоборное присутствие – это важный совещательный орган Русской Православной Церкви, он действует в периоды между Поместными и Архиерейскими Соборами и занимается подготовкой решений наиболее важных проблем, которые ставит перед нами время и практика Церкви. К его компетенции относятся вопросы богословия, богослужения, пастырства, миссии, взаимоотношений Церкви и общества и многие другие насущные проблемы.

Настроение пленарного заседания было рабочим. Состав участников в этом году в количественном соотношении изменился: в Храме Христа Спасителя собрались 193 человека: 63 архиерея, 34 мирянина, остальные – священники. Обсуждался ряд будущих документов – «Образовательная концепция Русской Православной Церкви», «Церковь и культура», «Церковь и экономика в условиях глобализации». Все проекты документов актуальны и своевременны, но, пожалуй, самый насущный – «Об участии верных в Евхаристии».

Как ректор Православной классической гимназии и преподаватель кафедры теологии я ждал утверждения проекта «Образовательной концепции Русской Православной Церкви», но пока он не прошел согласование. Документ серьезный и содержательный, это 30 страниц сжатого и конкретного текста по данной проблематике. На мой взгляд, в целом концепция изложена удачно, но документ еще требует доработок и обсуждения, в том числе, со специалистами в сфере образования и науки. Предложено посмотреть, какими будут отзывы со стороны преподавателей ведущих российских университетов. Потребуется время, чтобы получить их рецензии и обобщить изложенное.

Два других интересных и полезных проекта документов подготовлены Межсоборным присутствием и, очевидно, будут приняты Собором: это «Церковь и культура» (докладчиком по проекту документа был митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Патриарший наместник Московской епархии), и «Церковь и экономика в условиях глобализации». Но прежде всего – вопрос о Евхаристии.

- Судя по реакции в интернете, в православной среде документ «Об участии верных в Евхаристии» вызвал гамму эмоций – от крайней эйфории и спокойного принятия до некоторых осторожных опасений. Неоднозначно воспринят он и духовенством: одни священнослужители называют документ эпохальным событием, другие считают, что он кардинально ничего не меняет. Как оцениваете его Вы как член Присутствия и непосредственный участник обсуждения?

– Искренне радуюсь принятию! Нам нечего опасаться и переживать – документ очень хороший. Полемика была долгой, рождался он непросто, – мы напряженно работали с 9 утра до 9 вечера и все-таки пришли к общему заключению. Считаю, это по-настоящему документ времени – он появился тогда, когда в нем назрела необходимость. Он отработан очень грамотно и сам по себе носит характер закона, а значит, то важное, что раньше не было четко очерченным, наконец-то приобрело очертания. Словом, правильный документ, если все сформулированное в нем верно воспримется.

– Действительно, по мнению ряда участников заседания, в текст документа не раз вносили поправки, и он получился стилистически сложным, неоднородным. Не повлияет ли это на его прочтение и интерпретацию?

– Главные положения прописаны четко и однозначно, так что разных интерпретаций в принципе не должно быть. Подготовка к Таинству – телесная и духовная – обрисована максимально конкретно, хотя носит не жестко-авторитарный, а рекомендательный характер, и самое главное – для любящего прихожан пастыря все его положения абсолютно органичны. Да и какие могут быть неправильные трактовки, если документ опирается на Апостольские правила, а из них следует, что единственным истинным совершителем Евхаристии является Сам Христос: Он незримо присутствует в храме и действует через священнослужителя.

Многое зависит от грамотности и духовности батюшки. Некоторые священники, с которыми мне довелось общаться на пленуме, говорили, что в своем служении всегда интуитивно следовали основным положениям документа – как ни парадоксально звучит – еще до его выхода в свет. Но никакого парадокса нет: сформулированы очевидные для церковно-образованного человека вещи.

Человек шел сам по себе

– Русская Православная Церковь живет и сохраняется благодаря традициям, устоям, канонам. Причастие – основа церковной жизни. Почему до сих пор не было единого подхода по отношению к Евхаристии?

– Традиция в совершении Евхаристии была всегда, и она заключена в словах апостола Павла: «Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови, сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете» (1 Кор. 11:23-26). Так совершалось с первых веков христианства. И сегодня мы не вырабатываем что-то новое, а, напротив, снова и снова возвращаемся к первоисточнику.

Что касается отсутствия общего подхода, то эта проблема не тысячелетней истории Православия на Руси, а периода с 1917 года, когда на приходах многое делали, как хотели, вернее сказать, как могли – из-за сложного периода и гонений. Проблема обнаружилась в течение двух последних десятилетий в возрожденной Церкви – оказалось, что общий подход в советские годы был утрачен. Дело в том, что в Советском Союзе существовали определенные идеологические препоны и сложности в отношении Исповеди и Причастия, приходилось учитывать идеологическую конъюнктуру. Сегодня относительно спокойное время – никто не препятствует людям жить церковной жизнью, участвовать в Таинствах. А тогда каждый приход испытывал давление и, как мог, организовывал богослужебную жизнь. Какое испытание своей совести делал человек, приступая к Евхаристии? Это оставалось за скобками прихода. А человек шел сам по себе.

Кстати, уже в 1968 году Священный Синод поднял тему о вечернем служении Преждеосвященной Литургии и о евхаристическом посте.

Так что вернуться к теме Евхаристии именно сейчас побудила практика Церкви – и эта практика оказалась очень сложной. Вопрос поставили верно: как люди должны вести себя перед Причащением? Как готовиться? Как пост соблюдать, и надо ли поститься на Святках, на Светлой Седмице? Конечно, всегда есть и свои приходские моменты, и документ призывает нас понимать: это – частности, они относятся к местночтимым законам на каждом приходе. А есть вещи принципиальные, для общего принятия верующими людьми и батюшками. Например, бытует много мнений о частоте Причастия, а вот по Апостольским правилам совершать его положено на каждой Литургии – получается, всеми, иначе для чего и Литургия служится? Документ четко разделяет главное и второстепенное, общее для всех и частное и, таким образом, правильно расставляет все точки над «и».

Помолиться, причаститься и работать

– Оговорено ли в документе, кто такие верные и почему им можно участвовать вОбщей Исповеди и последующем Таинстве Причастия без личного Исповедания? Не приведет ли это к разделению и непониманию среди прихожан?

– Разве здесь требуется что-то особо оговаривать? Само собой разумеется, что верные – это все мы, верующие в Троицу Единосущную, и потому очевидно, что разделения на верных или «неверных» в принципе не может и не должно быть. Пастырь добрый душу полагает за овец и знает их, поэтому батюшки отлично помнят тех, кто постоянно приходит. Случайных людей в храме вообще нет, даже если они зашли вроде бы невзначай. Пришли – значит, Господь их привел. Так что на уровне всех нас – верных – и будем совершать Евхаристию, а по-гречески Благодарение. Литургия – наше общее с вами дело, и ее главная цель – не разделение, а, напротив, соединение верующих в единое Тело Христово.

– В документе сказано, как часто необходимо исповедоваться? И всегда ли Причастие соединено с Исповедью? И еще: можно ли требовать от человека частого покаяния как «метанойя» – полной перемены сознания и жизни? Сложно ведь перерождаться, как по заказу, каждую неделю по воскресеньям.

– Изначально исповедь совершалась перед Крещением, а Таинство Покаяния – в случае смертного греха, то есть не было частым. У монашествующих и сейчас принято ежедневное откровение помыслов старцу, но и оно полностью не смыкается с Таинством Исповеди.

Беда в том, что у нас зачастую путают монастырь и приход. Одна из духовных ошибок совершается тогда, когда человек не видит своих святынь, но постоянно ищет где-то новых святых мест, святых старцев, подробной индивидуальной исповеди-беседы.

На самом деле каждый раз какого-то глобального исправления от человека, живущего церковной жизнью, никто не требует, как никто не требует и очень подробной исповеди. Непосильный это подвиг для большинства. Этого же нельзя требовать и от священников – кто сможет выслушивать от мирян ежедневные продолжительные откровения?

Каждодневное открытие помыслов – дело по плечу разве что монахам и подвижникам строгих обителей, где неусыпно творят Псалтирь. Но мир и монастырь – разные миры. И если мы говорим об Уставе монастыря святого Саввы Освященного, то для монашествующих это применимо. Но если мы перенесем такие требования на прихожан – останется ли у них время для семьи и хозяйства? И за детьми-то будет некогда уследить, если еще и помыслы каждый день открывать! Потому для прихода и службы короче. Человеку в миру что нужно? Помолиться, причаститься и идти работать.

– Принятый документ называют человеколюбивым. Говорит ли это о послаблениях причастникам? И не будет ли большая доступность Таинства, напротив, охлаждать веру, притуплять покаянное чувство? Какговорили раньше священники, «не предай Христа в беззаконные уста».

– Повторю, что и в этом отношении нового ничего нет. Церковь как чадолюбивая Мать заботится о нас широко. Понятно, что, если неразумно послаблять в духовной жизни, ничего хорошего не будет. Но, согласно документу, послабление дается по естественному снисхождению к немощам, строго для больных и плодоносящих – как записано в Апостольском правиле, так что беспокоиться тут не о чем.

Что же касается Причастия, то, чтобы приступать к Таинству с должным благоговением, для прихожан важно иметь верное понятие о нем. А оно сформулировано в основном положении документа: «В Церкви само время – будь то время человеческой жизни или история человечества – есть ожидание и приготовление для встречи со Христом, а весь ритм богослужебной жизни – ожидание и приготовление к Божественной литургии и к Причащению, ради которого она совершается. Евхаристия – центральное Таинство Церкви. Регулярное Причащение необходимо человеку для спасения в соответствии со словами Господа Иисуса Христа: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6, 53-54)».

Одним словом, принятый документ «Об участии верных в Евхаристии» полностью отвечает духу нашей веры. Он призван вовсе не затруднить или облегчить Исповедь и Причастие, но показать правильный, уже отработанный веками, проторенный многими православными христианами и святыми путь ко Христу через достойное принятие Таинства.

Архиерейское совещание, проходившее в Москве 2 и 3 февраля, одобрило документ Межсоборного присутствия «Об участии верных в Евхаристии». Инокиня Евгения Сеньчукова по просьбе «Правмира» комментирует новое положение о причащении.

Прорыв – кажется, с появлением этого документа в Русской Православной Церкви покончено с обязательным трехдневным постом перед причастием, который создавал массу проблем для желающих причаститься.

Я знаю немало людей, которые не были готовы причащаться каждое воскресенье или даже через воскресенье, потому что четыре постных дня в неделю (да еще и подряд) – явно требование не для мирян, которые о постническом житии никогда не мечтали.

В документе эта норма остается для тех, кто приступает к таинству несколько раз в год – для причащающихся еженедельно или несколько раз в месяц пост сокращается или вовсе упраздняется:

«Сложившаяся в наши дни практика, согласно которой причащающийся несколько раз в году постится три дня перед причащением, вполне соответствует преданию Церкви. Также приемлемой следует признать практику, когда причащающийся еженедельно или несколько раз в месяц, и при этом соблюдающий указанные Уставом многодневные и однодневные посты, приступает к Святой Чаше без дополнительного поста, либо сохраняя однодневный пост или пост в вечер кануна причащения».

В конечном итоге, этот вопрос оставляется на усмотрение духовника, но, по крайней мере, никто не сможет назвать еженедельное причащение ревностью не по разуму, прелестью и так далее.

Мне кажется, трехдневный пост перед редким причастием обусловлен еще и покаянной практикой. Отказ от участия в Евхаристии без удовлетворительных причин – а какие в наше время в крупных городах с десятками приходов могут быть удовлетворительные причины? – серьезное, как минимум, каноническое нарушение.

Пост, в данном случае, мог бы выступать своеобразной «компенсацией» неблагочестивого отношения к святыне.

 

О частоте Причащения

Еще более революционным стало признание права верующих причащаться, да еще и без поста, в течение Светлой седмицы и Святок.

«…Миряне призываются причащаться на литургиях Светлой седмицы. Имея в виду, что на Светлой седмице Устав не предусматривает поста и что Светлой седмице предшествуют семь недель подвига Великого поста и Страстной седмицы, – следует признать соответствующей каноническому преданию сложившуюся во многих приходах Русской Православной Церкви практику, когда соблюдавшие Великий пост христиане в период Светлой седмицы приступают ко святому причащению, ограничивая пост невкушением пищи после полуночи. Аналогичная практика может быть распространена на период между Рождеством и Богоявлением».

Случаи, когда людям отказывали в причастии в сплошные седмицы по причине того, что «поститься сейчас нельзя, а без поста нельзя причащаться», к сожалению, нередки. Между тем, в документе даже процитировано известное 66 правило Трулльского собора, согласно которому на Светлой седмице верные должны причащаться.

Здесь мы плавно подходим к теме «частое причастие».

 

Несколько лет назад из среды, по недоразумению именующейся «консервативной», звучали обвинения в «ереси сверхчастого причащения». Под «сверхчастоту» подходили самые разные режимы: от ежедневного участия в Евхаристии (что, на самом деле, редкость – очень немногим людям удается посещать литургию каждый день) до совсем уж расслабленного причащения раз в две недели.Теперь, по крайней мере, верующим напомнили, что практический ответ на вопрос о частоте причащения для мирян менялся многократно, и как раз на последнем этапе истории Церкви (1931 год) ежевоскресное причащение было объявлено нормой.

«В частности, в 1931 году Временный Патриарший Синод в своем постановлении от 13 мая указал: «Пожелание касательно возможного частого причащения православных христиан, а для преуспевающих из них – и ежевоскресного признать приемлемым».

Некоторые миряне считают естественным и более частое участие в Таинстве. Думается, это актуально только для церковных работников – прочие просто не успевают посещать храм ежедневно – да еще для людей, чья жизнь сконцентрирована вокруг храма (монашествующие или глубоко благочестивые миряне).

В любом случае, это слишком индивидуальный вопрос, чтобы подробно разбирать его в документе. Он уж точно должен решаться лично духовником и чадом.

Мне уже не единожды встречались люди, искренне считающие, что вопрос о частоте причащения – абсолютно индивидуальный, до такой степени, что и духовник здесь нисколько не нужен: «А священник спрашивает у своего духовника, сколько раз он может причаститься?»

Я не соглашусь. Иерархия и послушание в Церкви все-таки есть – и это нормально. Священник служит литургию с благословения своего епископа. Мирянин участвует в литургии с благословения священника. Тем более, мирянин в выборе духовника (по крайней мере, в больших городах) более свободен.

Выбор духовника – это во многом, ответственность самого пасомого. Так что позиция документа представляется сдержанной и корректной.

 

О Евхаристическом посте

Лично мне не вполне понятна концепция Евхаристического поста, представленная авторами текста. Вроде бы, исторически Евхаристический пост сформировался как время воздержания от пищи и пития в день причастия:

«евхаристический пост в строгом смысле слова – полное воздержание от пищи и питья с полуночи до святого причащения».

Тогда откуда возникают шесть часов воздержания? Требование минимум шестичасового поста (в идеале – с полуночи) появляется, как верно замечено в тексте, в решении Священного Синода 1968 года и касается вечернего причащения:

«При совершении Божественной литургии Преждеосвященных Даров в вечерние часы воздержание для причащающихся от принятия пищи и пития должно быть не менее шести часов; однако, воздержание перед причащением с полуночи до начала данных суток весьма похвально, и его могут держаться имеющие физическую крепость».Но дальше возникает недоумение:

«На не менее чем шестичасовую норму воздержания следует также ориентироваться при подготовке к причащению за Божественной литургией, совершаемой ночью (к примеру, в праздники Святой Пасхи и Рождества Христова)».

Но ведь праздничные Божественные литургии совершаются ночью как раз после того дня, когда по уставу литургия совершается вечером! Мне знакомы приходы, где в Рождественский сочельник постятся до вечера, затем совершают вечерню с литургией Василия Великого, затем – постная трапеза, и очень скоро начинается новое богослужение, уже в воспоминание Рождества Христова (не говоря уже о хлебе, раздаваемом на литии во время всенощного бдения).

Сама логика Великой субботы – единственной постной субботы в году, согласно 64 Апостольскому правилу – предполагает вечернюю трапезу. Ведь запрет поститься в субботы касается не столько режима питания (едим ли мы пищу животного происхождения), сколько воздержания от пищи в течение целого дня – именно так понимался пост в древности.

Как комментирует епископ Никодим (Милаш): «Здесь говорится о сухом посте (сухоядение), когда воспрещается есть целый день до вечера, а вечером разрешалось принимать только строго постную пищу без рыбы».

Разумеется, сейчас мало кто постится по строгому уставу. Обычно в Великую субботу предлагается легкая трапеза после литургии Василия Великого, которую никто (почти: я знаю только об одном храме, где литургию Великой субботы служат с четырех часов дня) не совершает по вечерам.

Но есть достаточное количество верующих, которые стараются провести в посте как можно более долгое время – как правило, они подкрепляются вечером незадолго до ночного Пасхального богослужения, в согласии с древним Уставом.

Я могу ошибаться, но, кажется, совершение литургий наиболее значительных праздников – Рождества и Пасхи – ночью и фактическое отсутствие Евхаристического поста (только само время богослужения) между собой связаны. В течение многодневного поста люди очищали себя покаянием и воздержанием, а в сам день праздника пост отменяется вообще: день начинается с празднования – с Евхаристии.

 

О молитве

Несколько неожиданно смотрится в документе четко обозначенное молитвенное правило:

«Молитвенное правило обычно включает в себя каноны Спасителю, Божией Матери, Ангелу Хранителю и другие молитвословия».

Спору нет, «Последование ко Святому Причащению» – часть неизменная и обязательная. А вот по «Следованной Псалтири» сейчас готовится мало кто. Практика разнообразна: одному человеку благословляется чтение трех канонов с двумя акафистами, другому – трех канонов без акафистов, третьему – каноны дня, четвертому – вообще не каноны, а Священное Писание, а пятому предлагают ограничиться тщательным и вдумчивым чтением Последования.

Я не знаю, каким образом родилась именно такая формулировка, но мне кажется, вопрос личного молитвенного правила – в еще большей степени индивидуальный. В крайнем случае, можно было бы использовать более мягкую формулировку: «Наиболее распространено молитвенное правило, включающее в себя…».

Позволю себе высказать предложение, что чтение канонов было бы уместно как раз для тех, кто по тем или иным причинам не был на вечернем богослужении. Это было бы большим подспорьем для прихожан тех храмов, где нет постоянно пребывающего священника – хорошо, если в большие праздники батюшка приедет…

 

О нечистоте

Вопрос о женской нечистоте – только частный случай темы нечистоты вообще, но всплывает постоянно именно он. Несколько лет назад «Правмир» предлагал вниманию читателей полемику инокини Вассы (Лариной) и священника Сергия Свешникова.

Сестра Васса отстаивает точку зрения, что сама постановка вопроса о нечистоте – рецидив дохристианского сознания и, по большому счету, противоречит христианскому богословию в принципе. Отец Сергий считает подобный подход поверхностным.

Проблема, на самом деле, непростая, и в документе предложен взгляд только с одной стороны – канонической.

«Каноны запрещают причащаться в состоянии женской нечистоты (2-е правило святого Дионисия Александрийского, 7-е правило Тимофея Александрийского). Исключение может быть сделано в случае смертной опасности, а также когда кровотечение продолжается длительное время в связи с хроническим или острым заболеванием».

Действительно, указанные правила категорически требуют очищения женщины, если она желает приступить к таинству. Но есть и другие тексты, в том числе и канонические.

Святитель Афанасий Великий в послании к Аммуну пишет:

«Удивляюсь же ухищрению диавола, что он, будучи развращение и пагуба, влагает, по видимому помышления чистоты. Но действуемое им есть более навет или искушение. Ибо, как я сказал, дабы отвлечь подвижников от обычного и спасительного попечения, и всем, как мнится ему, победить их, для сего возбуждает он такую молву, которая не приносит никакой пользы для жизни, а только пустые вопрошения и суесловие, которых уклоняться должно.

Ибо скажи мне, возлюбленный и благоговейнейший, что имеет греховного или нечистого какое-либо естественное извержение, как например, если бы кто восхотел поставить в вину исхождение мокрот из ноздрей и плюновение из уст. Можем сказать и о большем сего, о извержениях чревом, которые необходимы для жизни животного. Еще же, если по Божественному Писанию веруем, что человек есть дело рук Божиих, то как могло от чистой силы произойти дело оскверненное; и если мы род Божий, по Божественному Писанию Апостольских Деяний (17:28), то не имеем в себе ничего нечистого».

Авторитетные Апостольские постановления содержат в себе такое обращение к женщине:

«В самом деле, если ты, жена, думаешь, что в продолжении семи дней, когда бывает у тебя месячное, не имеешь в себе Духа Святого; то следует, что если скончаешься внезапно, то отойдешь не имеющею в себе Духа Святого и дерзновения и надежды на Бога. Но Дух Святой, всеконечно, присущ тебе, потому что Он не ограничен местом, а ты имеешь нужду в молитве, в евхаристии и в пришествии Святого Духа, как нимало не согрешившая в том».

Не менее известны слова святителя Григория Двоеслова:

«Нельзя в такое время и запрещать женщине принимать таинство святого причастия. Если она не осмелится принять его из великого почтения, это похвально; но, приняв его, она не совершит греха… Предоставьте женщин собственному уразумению, и если они во время месячных не осмелятся подходить к таинству плоти и крови Господних, следует похвалить их за благочестие. Если же они, привыкнув к благочестивой жизни, захотят принять это таинство, не следует, как мы уже сказали, им в этом препятствовать».

Почему в Предании возникает такое противоречие? Хотелось бы выяснить для начала то, что называется «намерением законодателя». Почему вообще возникают каноны о нечистоте? Это связано с юриспруденцией? С гигиеной? С религиозной практикой?

Возможно, на эту тему есть специальные исследования. И, разумеется, хотелось бы, чтобы в следующих редакциях были указаны различные точки зрения на данную деликатную проблему.Фото: А. Горяинов / Православие.Ru

 

Об исповеди

«Готовящийся ко святому причащению совершает испытание своей совести, предполагающее искреннее раскаяние в совершенных грехах и открытие их перед священником в Таинстве Покаяния».

Много раз говорилось, что таинства покаяния и причастия одно к другому не сводится. Тем не менее, даже апологет непрестанного причащения преподобный Никодим Святогорец настаивает на необходимости исповедоваться перед причастием:

«Прежде чем причастится кто-либо, ему необходимо совершить должную подготовку, то есть он исповедуется духовному отцу, сокрушается, исправляется, умиляется, приобретает внимание к своей духовной жизни, предохраняется от страстных помыслов, насколько это возможно, и от всякого другого зла» (Книга душеполезнейшая о непрестанном причащении Святых Христовых Таин), «…Таинство Тела и Крови Христовых, с достодолжным приготовлением, т. е. сокрушением, исповедью, очищением чрез епитимию и потребным пощением; во-вторых, духовно и мысленно в уме и сердце».

Тут, правда, стоит оговориться: эти тексты написаны монахом. Для монаха непрестанное сокрушение о грехе и работа над его устранением с помощью исповеди духовному отцу нормальны и естественны. Для мирянина все это тоже желательно, но в реальности слабо осуществимо.

В идеальной ситуации монах находится в постоянном общении со своим духовным отцом. Выслушивая исповедь и назначая епитимью, духовник знает, что и кому он рекомендует. Вы знаете много мирян, которые находятся в такой связи со своими духовниками? Я – нет. А игры в «откровение помыслов» никакого отношения к благочестию не имеют.

Мне кажется оправданным для мирян подход епископа Троицкого Панкратия:

«На мой взгляд, если человек не чувствует каких-то тяжелых грехов, которые бы его вынуждали искать полноценной исповеди, ему не обязательно перед каждым причастием исповедоваться… Ничего страшного, если вы, причащаясь три или четыре раза в месяц, исповедуетесь всего два раза».

С другой стороны, очень важно и правильно, что в обсуждаемом документе необходимость обязательной исповеди для мирян объясняется чисто практическими соображениями:

«многие приходящие в храмы еще недостаточно укоренены в церковной жизни, в связи с чем подчас не понимают значения Таинства Евхаристии или не осознают нравственных и канонических последствий своих греховных деяний, исповедь позволяет исповедующему священнику судить о возможности допустить кающегося к принятию Святых Христовых Таин».

Рассуждения о том, что священник становится «стражем при Таинстве», мне кажутся надуманными. Он на то и поставлен как пастырь – оценивать духовное состояние верующего.

Далеко не каждый священник будет использовать свою власть для того, чтобы отогнать мирянина от Чаши. Смею предположить, что даже не половина. А вот обозначить границы допустимого для христианина – необходимо.

Если глубоко воцерковленным людям это кажется неверным, просто присмотритесь и прислушайтесь вокруг. Вы даже среди прихожан своих родных храмов легко встретите людей, которые считают, что пьянство – это христианская если и не добродетель, то невинная забава, ссылаясь на хрестоматийное «Руси есть веселие пити».

Огромное количество вполне верующих людей считают, что не блудить совершенно невозможно, потому что воздержание вредно для здоровья. Еще большее количество людей, регулярно посещающих храм, с огромным удивлением узнают о грехе гадания.

Это совсем не значит, что всех этих людей надо отлучать от Евхаристии. Напротив, возможно, Святые Дары их просветят и укрепят в борьбе с грехом. Но исповедь перед причастием позволит им понять, что между ними и Христом стоит грех. Не короткий пост. Не недочитанное молитвенное правило. А грех. Который, возможно, они и не поняли как грех.

Напоследок хотелось бы сказать, чего, на мой взгляд, в документе не хватает. Не хватает напоминания очевидной истины (видимо, из-за очевидности она и не внесена в документ), что литургия – дело общее. Цель и кульминация этого богослужения – соединение верных в единое Тело Христово. Остальное – частности, которые постепенно и по необходимости будут проясняться и уточняться.


Источник: http://www.pravmir.ru/evharistiya-vsegda-novaya-vsegda-vechnaya/#ixzz3ZQutoCZA

 



Святейший Патриарх



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 33; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.73.125 (0.089 с.)