Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Размышления о призыве к всенародному чину покаяния.
В газете «Русский вестник», а затем 24-го июля сего года на РНЛ было опубликовано Обращение группы православных христиан с призывом «о необходимости всенародного покаяния в грехе нарушения русским народом соборной клятвы 1613 года», а также в грехах богоотступничества, клятвопреступления и цареубийства, совершенных в 1917 и в последующие годы. В обращении предлагается «обратиться к священству и народу с призывом к покаянию в грехах против Царской власти, установить Чин и провести всенародное коленопреклоненное Соборное покаяние для всей полноты РПЦ МП». Этот призыв вызвал бурную полемику в среде православных людей. С одной стороны, звучат аргументы о том, что «это профанация покаяния и каяться надо только в личных грехах». Кто-то еще говорит, что лично он «Царскую семью не предавал и не расстреливал, а, следовательно, и приносить покаяние в данном случае не за что и даже кощунственно». С другой стороны, достаточно аргументировано объясняется, что если православный человек не отделяет себя от народа, как от живого соборного организма, как от субъекта истории – то соответственно, как член нашей общей русской семьи – он готов принять на себя личную вину и ответственность за нарушение соборной клятвы 1613 года, а также в клятвопреступлении 1917 года, которое привело к цареубийству в 1918 году. Просто потому, что больше некому. А оставлять те действия без внимания – как будто ничего противоестественного и не произошло – совесть не позволяет. Ибо «…страдает ли один член – страдают с ним все члены; славится ли один член – с ним радуются все члены» (1 Кор. 12: 26). Это мнение и выражают авторы Обращения, призывая наш народ к совершению «Покаянного чина». Что касается аргумента о личном неучастии в клятвопреступлении и цареубийстве, то в Обращении ничего не говорится, что кто-то из нас повинен в этих грехах. Зачем же так извращать предлагаемые к обсуждению факты? Но большинство из нас повинны в том, что верили и продолжают верить в гнусные мифы о Государе и его семье. И даже оправдывать совершившиеся цареубийство – мол «это он – сам Царь и виноват в гибели своей семьи и в развале России». Ну, а если допустить, что в клятвопреступлении повинны наши деды или прадеды? Надо ли за их заблуждения или преступления просить прощения у Господа? Это уже вопрос личного восприятия и понимания духовной ответственности за совершившиеся злодеяния.
Во всенародной клятве 1613 года говорилось, что тот, кто эту клятву нарушит, «по Соборному Уложению всего извержен будет, и от Церкви Божией отлучён, и Святых Христовых Таин приобщения; яко раскольник Церкви Божией и всего Православного Христианства, мятежник и разоритель Закону Божию, а по Царским Законам месть да восприимет; и нашего смирения и всего Освященного Собора не буди на нем благословения отныне и до века». Трагедия русского народа в ХХ веке совершенно наглядно и поучительно проиллюстрировала – те наказания за измену, о каких говорилось в сей грамоте, сбылись с поразительной точностью. Народ, который в своём большинстве принял февральскую революцию, лишился благословения «от ныне и до века» и был «извержен» от Церкви Божией, «отлучён» от приобщения Святых Христовых Тайн и «восприял месть по Царским законам» в полной мере. Но значительное большинство наших православных современников, в том числе священнослужителей считают, что мы – потомки тех, кто не встал на защиту Государя и его семьи не несём никакой ответственности за грех клятвопреступления и цареубийства. Поэтому и не требуется никакого покаяния. Так ведь цареубийство не совершилось бы, ни будь клятвопреступления. Следовательно – оба эти действия неразрывно связаны. Оппоненты предлагают нам рассматривать их в отдельности – мол, февралисты невиновны в убийстве Царской семьи, а вся вина лежит только на большевиках. А на самом деле именно февральские революционеры и все, кто их поддержал, являются самыми первыми виновниками гибели Государя и его семьи. И все, кто продолжает верить в сфабрикованные революционерами мифы о Государе, о его семье, об их друге Григории Распутине – все, кто поддерживал и поддерживают версию о т.н. «добровольном отречении Государя» и продолжают твердить, что «значит царь, был такой слабый», что «он был обязан, навести железной рукой порядок» в стране, заблуждаются в духовной оценке исторических событий.
Они остаются в стане врагов Царской семьи – на стороне тех революционеров-клятвопреступников, которые свергали Государя и убивали Царскую Семью. Разве в этом не следует покаяться?! Разве не показательно, что из всего высокого священноначалия один-единственный Митрополит Владивостокский и Приморский Вениамин публично выступил в поддержку этого Обращения? Этот факт не открывает ли всю глубину помрачённости нашего церковного сознания? И разве такая помрачённость и укоренившееся на сегодня у большинства церковного и не церковного народа отрицательное мнение о Государе и Царской семье не есть злодеяние перед Господом? Святой Пророк Даниил в своей молитве ко Господу говорил: «Согрешили мы, поступали беззаконно, действовали нечестиво, упорствовали и отступили от заповедей Твоих и от постановлений Твоих; и не слушали рабов Твоих, пророков, которые Твоим именем говорили царям нашим, и вельможам нашим, и отцам нашим, и всему народу страны» (Дан. 9: 5, 6). Далее пророк Даниил в своей молитве констатировал факт преступлений израильского народа и их последствий: «И весь Израиль преступил закон Твой и отвратился, чтобы не слушать гласа Твоего; и за то излились на нас проклятие и клятва, которые написаны в законе Моисея, раба Божия: ибо мы согрешили пред Ним. И Он исполнил слова Свои, которые изрек на нас и на судей наших, судивших нас, наведя на нас великое бедствие, какого не бывало под небесами и какое совершилось над Иерусалимом. Как написано в законе Моисея, так всё это бедствие постигло нас; но мы не умоляли Господа Бога нашего, чтобы нам обратиться от беззаконий наших и уразуметь истину Твою» (Дан. 9: 11-13). Давайте заменим слово «Израиль» на словосочетание «Русский народ», а слово «Иерусалим» на слово «Россия». Разве это не про нас?! Пророк Даниил приносил покаяние не только за себя и своих современников, но и за тех, кто уже давно ушли в вечность. «Господи! по всей правде Твоей да отвратится гнев Твой и негодование Твое от града Твоего, Иерусалима, от святой горы Твоей; ибо за грехи наши и беззакония отцов наших Иерусалим и народ Твой в поругании у всех, окружающих нас» (Дан. 9: 16). «И когда я еще говорил и молился, и исповедовал грехи мои и грехи народа моего, Израиля, и повергал мольбу мою пред Господом Богом моим о святой горе Бога моего…» (Дан. 9: 20). Таким образом, Священное Писание подаёт нам совершенно неоспоримый пример возможности покаяния за ушедших в иной мир людей. Если пророк Даниил молился о прощении «беззаконий отцов» и исповедовал «грехи народа», то значит и нам такая возможность открыта. Другое дело, что значительная часть священства и церковного народа настроена категорически против «покаянного чина» и под эту настроенность, ещё в первые годы после революции, была сформирована, активно используемая сегодня, информационно-оправдательная база. Но в начале семнадцатого века наши предки явили нам пример всеобщего покаяния. И именно это действие остановило гибельную смуту. В Книге пророка Ионы говорится о проявлении всенародного покаяния в Ниневии, после призыва Царя: «чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих» (Иона 3: 8). Прп. Исаак Сирин говорит: «Покаяние есть второе возрождение от Бога. И то дарование, которого залог прияли мы от веры, приемлем покаянием. Покаяние есть дверь милости, отверстая усильно ищущим его; сею дверью входим в Божию милость; помимо этого входа не обретем милости... Покаяние есть корабль, а страх – его кормчий, любовь же – Божественная пристань. Поэтому страх вводит нас на корабль покаяния, переправляет по смрадному морю жизни и путеводствует к Божественной пристани, которая есть любовь».
Покаяние содействует исчезновению зла. Так что же мы так не желаем его исчезновения? Отчего множество православных христиан так коробит от самого слова «покаяние» и призыва к покаянию. Отчего они так яростно сопротивляются этому призыву? Да настоящий христианин, услышав такой призыв, наперегонки должен бежать и первым прибегать к покаянию «яко ко второму Крещению», даже если он ни в чём и не виноват. Покаяние – это ведь не только перечисление своих прегрешений перед аналоем. Это стремление изменить свою жизнь, через преображение собственной души. Стремление к братолюбию и к жизни по Заповедям Божиим. И авторы Обращения вполне обоснованно полагают, что этот «Покаянный чин» может способствовать изменению духовного состояния русского народа и к возрождению – восстановлению его связи с Богом. Вспомним слова старца Зосимы из романа «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского: «Да не смущает вас грех людей в вашем делании… Одно тут спасение себе: возьми себя и сделай себя же ответчиком за весь грех людской. Друг, да ведь это и вправду так, ибо чуть только сделаешь себя за всё и за всех ответчиком искренно, то тот час же увидишь, что оно так и есть в самом деле и что ты-тош и есть за всех и за вся виноват. А скидывая свою же лень и свое бессилие на людей, кончишь тем, что гордости сатанинской приобщишься и на Бога взропщешь…». А если «ты-тош за всех и за вся виноват», – разве это не предмет для покаяния? Если совесть людей, которые выступают против «Чина покаяния», так поранена, что не подаёт им соответствующих сигналов, то может молитва пророка Даниила и страх, о котором говорит прп. Исаак Сирин, а также слова старца Зосимы помогут им осознать эту необходимость? Хотя этот «Чин покаяния» в первую-то очередь по любви, которая, «милосердствует..., не превозносится…, не радуется неправде, а сорадуется истине»следовало давным-давно совершить. Но не смогли, не захотели. Так может, настало время? «…Кто знает, может быть, ещё Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем» (Иона 3: 9). Может, это уже самый последний шанс для смягчения накрывающей нас катастрофы? И тогда, наконец, мы сможем принять на себя ответственность за грехи тех, кто нарушил клятву верности Богу и Государю. И принести Соборное покаяние и за себя, и за тех, кто еще не пришли в церковь. И за тех, кто уже давно перешли в вечность. Ибо они ничего не могут для себя сделать. Но мы – те, кто еще живы – можем. С надеждой, что Господь услышит наш покаянный плач и смилуется и над ними, и над нами. Смилуется над Россией и русским народом. Ведь сердце содрогается от предсказанной Ф.М. Достоевским возможной участи тех, кто, по словам старца Зосимы, скидывают «свою же лень и бессилие на людей». Что же не содрогаются ваши сердца, дорогие наши владыки, отцы, братия и сестры – противники предлагаемого «Чина всенародного покаяния»? Как в глазах Господа смотрится ваш отказ быть «за всех и за вся виноватыми»? Отчего вам так тошно слышать этот призыв к совершению «Покаянного чина»? Расскажите об этом Богу в своих молитвах. Священник Сергий Чечаничев, публицист, Санкт-Петербург
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.009 с.) |