Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
татарам поместий и вотчин их родственников и высылка в углич некрещеных⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 13
Которые романовские и ярославские мурзы и татарове во святую православную христианскую веру крестились – и им по указу великаго государя за крещение православныя христианския веры велено отдать поместья и вотчины родственников (В тексте ошиб.: родственником) их, новокрещеных, в поместье ж, дедовские и отцовские – детем, а дядьев родных – племянником родным, а братьев родных – братьям родным, и дядьев родных же, а братьев двоюродных – племянником двоюродным. А которые романовские и ярославские мурзы и татарове упрямством своим во святую православную христианскую веру греческаго закона не крестились – и те по указу великаго государя с женами, и с детьми, и с людьми их бусурманские веры посланы с Москвы на Углич, и велено их поставить на постоялых дворех, и в том городе жить им до указу великаго государя. А кормить их велено родственником их тем, которым за крещение в православную христианскую веру тех мурз и татар поместья и вотчины отданы. А буде мурзы и татарове похотят сами во святую православную христианскую веру греческаго закона креститься – и их велено крестить, а поместья и вотчины отдавать им по прежнему.
Печатается по ПСЗ-I. Т.Н. № 870 С.315. Ноябрь 1681 г. Публикуемая рукопись приводит два документа, отразивших жестокую борьбу вокруг проекта царя Федора. Первый представляет собой так и не принятый именной царский указ с патриаршим приговором, сильно сокращенный по сравнению с первоначальным замыслом, но сохранивший детальность проработки проекта и главную идею реформы: охват страны, и в особенности окраин соподчиненными епархиями, подобно иерархическому построению воеводской администрации (давно доказавшей свою полезность, например, в Сибири и обретшей стройность после военно-окружной реформы). Второй документ является докладной выпиской, составленной минимум по двум не найденным в полном виде источникам. Во-первых, по полному и, видимо, первоначальному проекту 82 епархий, подразумевавшему подчинение патриарху 58 архиепископов и епископов через 12 митрополитов и еще 12 епископов – непосредственно. Во-вторых, составители руководствовались «нынешней росписью», сильно сокращенной и лишь немного дополненной по сравнению с известным нам проектом указа. По этой «нынешней росписи», ясно отражающей тенденцию к максимальному сохранению старой епархиальной системы, из царского проекта, как констатировали составители докладной выписки, «отставлено» 47 епископий (не считая вычеркнутые митрополии), то есть почти тройной состав имевшихся в России епархий. К счастью, в докладной выписке подробно перечислено все, чего не досчиталось Российское православное государство благодаря упорному сопротивлению новшествам действующих архиереев: патриарха, 9 митрополитов, 6 архиепископов и одного епископа на всю страну! Но и «нынешняя роспись» не получила одобрения, поскольку сохраняла остатки идеи соподчинения владык хотя бы в самых громадных митрополиях.
ПРОЕКТ УКАЗА С ПАТРИАРШИМ ПРИГОВОРОМ
Великий государь, советовав о Святом Дусе со отцем своим и богомольцем с великим господином святейшим Иоакимом патриархом Московским и всея Русии, изволил для украшения святыя Церкви и для спасения и просвещения Христианом быти и имяноватись архиереом по степени и коемуждо архиерею имети во своей епархии епископов, подвластных им, а святейшему патриарху, отцем отцу, имети многих епископов, яко главе и пастырю. А в которых градех быти епископом и от чего им иметь довольство – и то писано имянно.
(В патриаршей области) На Костроме. А во удовольствование дати ему Воздвиженской м(онастырь), а за ним 140 д(воров); Шеренской м., а за ним 52 д.; Ширтольской м., а за ним 37 д.; всего 229 дворов. В Галиче. А во удовольствование дати ему Троицкую Варнавину пустыню, а за нею 50 д.; Спаской м., а за ним 19 д.; Богородицкой верхней пустыни, а за ним 20 д.; Ризоположенской (м.), а за ним 78 д.; Фроловской, что у Галицкаго озера, а за ним 35 д.; Николаевской, что на посаде, а за ним 16 д.; два м.Благовещенские, что на Окуруже да в пустыне, а за ними 50 д.; всего 268 дворов. В Звенигороде. Довольствоватись бывшего Архангельскаго епископа домом и вотчинами, а пребывание свое имети на Москве. В Севске или в Путивле. А во удовольствование дати ему Спаской м., да Рогодицкой, да Сталепской, а за ними 45 д.; да в Рыльском уезде Николаевской м.. а за ним 136 д.; Дмитриевской. а за ним 38 д.; всего 221 двор (в тексте ошиб.: 218 дворов).
На Туле. А во удовольствование дати Предтечев м., а за ним 54 д.; да в Новосильском уезде Духова м. 146 д.; всего 200 дворов. В Белеве или в Калуге. А во удовольствование дати Рождественской м., а за ним 59 д.; Преображенской монастырь, а за ним 200 дворов; всего 259 дворов. В Темникове. А во удовольствование дати ему Пурдышевской м., а за ним 270 дворов. На Белеозере. А во удовольствование дати ему Троицкой м., а за ним 274 двора, да Никитской, а за ним 46 дворов.; всего 320 дворов. В Арзамасе. А во удовольствование дати ему Спаской монастырь, а за ним 323 двора. На Ливнах. А во удовольствование дати ему Сергиевской м., а за ним 19 дворов; да Чернеева м. из Шацкаго (уезда) 325 дворов; всего 344 двора.
Да во епархиях преосвященных митрополитов У Новгородскаго: На Луках Великих. А во удовольствование дати ему Исаеву пустыню да Настыцкой монастырь, а за ними 43 двора; да в Старой Русе Спаской монастырь, а за ним 110 дворов; да Северской, а за ним 4 двора; всего 157 дворов. На Городце. А во удовольствование дати ему Николаевской Антониевской монастырь, а за ним 639 дворов. На Колмогорах. А во удовольствование дати ему Николаевской Корельской монастырь, а за ним 50 дворов; да Чухченемской. а за ним 29 дворов; да у города Архангельскаго Архангельской м., а за ним 48 д.; всего 127 дворов. На Олонце. А во удовольствование дати ему монастыри Муромской, Палеостровской, Вышеостровской, а за ними 67 дворов; да Новгородскаго уезда Вежицкаго м. 200 дворов: всего 267 дворов. На Ваге. А во удовольствование дати ему Богословской монастырь да Сидомскую пустыню, Узринской монастырь, Клопов монастырь. Сестринской да Агапитов монастыри, а за ними 182 двора. У Казанскаго: В Симбирске. А во удовольствование дати ему из Богородицкаго монастыря 200 д. На Уфе. А во удовольствание дати ему Успенской монастырь, а за ним 132 двора. У Астраханского: На Саратове. Пожалует великий государь оброчные рыбные промыслы. У Сибирскаго: В Томске, в Енисейске, на Лене. Пожалует великий государь во удовольствование им из своей государевой казны. У Ростовскаго: На Угличе. А во удовольствование дати ему Алексеевской монастырь, а за ним 559 дворов. На Устюге. А во удовольствование дати ему Архангельской монастырь, а за ним 330 дворов. У Псковскаго: В Торопце. А во удовольствование дати ему Кудин да Небин монастыри, да из Пусторжевскаго уезда Плесской монастырь, а за ними 161 двор. У Смоленскаго: Во Брянске. А во удовольствование дати ему два монастыря Спаские, да Петровской, да Андреянов монастыри, а за ними 165 дворов. В Вязьме. А во удовольствование дати ему Ивановской монастырь, а за ним 128 дворов; да из Ярославецкаго уезда Молого-Тихонову пустыню, а за нею 90 дворов; всего 218 дворов. У Тверскаго: В Кашине или во Ржеве Володимирове. А во удовольствование дати ему Дмитровской м., а за ним 61 двор; Клобуков м., а за ним 53 двора; да из Клину Изосимин м., а за ним 50 дворов; Успенской, а за ним 19 дворов; всего 183 двора. У Вятскаго: У Соли Камской. А во удовольствование дати ему Преображенской да Вознесенской монастыри, а за ними 344 двора. На Кунгуре. А во удовольствование дати ему Тахтаровскую да Воздвиженскую пустыни, а за ними 82 двора.
У Нижегородскаго: На Алатыре. А во удовольствование дати ему на Курмыше Рожественской монастырь, а за ним 132 двора. У Рязанскаго: В Тамбове. А во удовольствование дати ему Троицкой да Мамонтов монастыри, а за ними 130 дворов. На Воронеже. А во удовольствование дати ему Борщов, да Успенской, да Алексеевской монастыри, а за ними 210 дворов. В Муроме. А во удовольствование дати ему из Шуи Николаевскаго Шартомскаго монастыря из вотчин 200 дворов. У Белгородскаго: В Курске. А во удовольствование дати ему Знаменской монастырь, а за ним 169 дворов. (Далее в издании отмечен пропуск слов или части текста. Затем в рукописи следует:)
ДОКЛАДНАЯ ВЫПИСКА О БОРЬБЕ ЗА РЕФОРМУ
(Великаго) господина святейшаго Иоакима патриарха Московскаго и всея России во епархии написано было быть епископом в городех по росписи: В Володимире, а по нынешней росписи не написано. В Суздале, а ныне написано, чтоб в Суздале быть архиепископу по прежнему. В Вологде, а ныне написано, чтоб быть архиепископу по прежнему. На Костроме, и по нынешней росписи быть епископу ж. В Галиче, по нынешней быть епископу ж. В Звенигороде, и по нынешней епископ же. В Переславле Залесском, а по нынешней не написано. На Белеозере, а по нынешней не написано. В Севске, а по нынешней чтоб быть архиепископу вновь. В Путивле, а по нынешней приписан Путивль к Севскому архиепископу во епархию. На Туле, в Белеве, а по нынешней в тех городех не написано. В Темникове, и по нынешней быть епископу ж. На Коломне, а по нынешней чтоб быть архиепископу по прежнему. На Кошире, в Калуге, в Серпухове, в Можайске, в Луху, в Юрьевце Повольском; а по нынешней росписи в тех городех епископом быть ли, того не написано. А сверх прежней росписи написано, чтобы быть епископу в Арзамасе.
Преосвященных митрополитов во епархиях написано
У Новгородскаго: на Луках Великих, а по нынешней росписи не написано; на Городце, и по нынешней быть епископу ж; на Колмогорах, а по нынешней чтоб быть архиепископу вновь; в Каргополе, а по нынешней приписан к Колмогорскому архиепископу; на Кевроли и в Мезени, а по нынешней приписаны те городы к Колмогорскому ж архиепископу; в Кольском остроге, на Олонце, на Ваге, на Чаронде, а по нынешней росписи в тех городех не написано. У Казанскаго: в Свияжске, в Симбирске, в Чебоксарех, на Уржуме, а по нынешней росписи в тех городех не написано; на Уфе, а по нынешней быть епископу ж. У Астраханскаго:
на Терках, на Самаре, а по нынешней росписи не написано; на Царицыне, и по нынешней быть епископу ж. У Сибирскаго: в Томске, на Лене, и по нынешней росписи быть епископом же; в Енисейске, на Верхотурье, на Тюмени, в Даурех, а по нынешней росписи не написано. У Ростовскаго: на Углече, и по нынешней быть епископу ж; на Устюге, а по нынешней росписи чтоб быть архиепископу вновь; в Ярославле, на Тотьме. в Пошехонье, у Соли-Вычегодской, а по нынешней росписи в тех городех не написано. У Псковскаго: в Торопце, и по нынешней быть епископу ж; во Гдове, а по нынешней не написано. У Смоленскаго: во Брянске, и по нынешней быть епископу ж; в Дорогобуже, в Вязьме, а по нынешней росписи не написано. У Тверскаго: в Кашине, в Старице, а по нынешней росписи не написано; во Ржеве Володимирове, и по нынешней быть епископу ж. У Вятскаго: у Соли-Камской, на Кунгуре, а по нынешней росписи не написано, а написано вновь, чтоб в Вятской епархии быть епископу в Перми. У Нижегородскаго: в Арзамасе, на Балахне, на Алатыре, а по нынешней росписи не написано; на Курмыше, и по нынешней быть епископу ж. У Рязанскаго: в Тамбове, и по нынешней быть епископу ж; на Воронеже, и по нынешней быть епископу ж; в Шацком, в Ряжском, а по нынешней росписи не написано. У Белгородскаго: в Курске, и по нынешней быть епископу ж; на Ливнах, а по нынешней не написано. Да в нынешней же росписи написано, чтоб Крутицкаго митрополита епархии были по прежнему, а пребывание б ему имети из его ж епархии в котором городе великий государь укажет. И против прежней росписи отставлено епископов 53 человека, а в то число прибыло 6 человек архиепископов. Обоего архиепископов (и епископов) написано 25 человек, то есть архиепископом быть бы по прежнему Вологодскому, Суздальскому, Коломенскому, да вновь (на) Колмогорах и Архангельскаго города, на Устюге, в Севске; епископом во всех епархиях: на Костроме, на Галиче, в Звенигороде, в Темникове, в Арзамасе, на Городце, на Уфе, на Царицыне, в Томске, на Лене, на Угличе, в Торопецке, во Брянске, во Ржеве, в Перми, на Курмыше, в Тамбове, на Воронеже, в Курске. А из прежней росписи убыло: Володимир, Переславль Залеской, Белоозеро, Путивль, Тула, Белев, Кошира, Калуга, Серпухов, Можайск, Луг, Юрьевец Повольск. Луки Великие, Каргополь, Кевроль и Мезень, Кольский острог, Олонец, Вага, Чаронда, Свияжск, Симбирск, Чебоксары, Уржум, Терек, Самара, Енисейск, Верхотурье, Тюмень, Дауры. Ярославль, Тотьма, Пошехонье, Соль-Вычегодская, Гдов, Дорогобуж, Вязьма, Кашин, Старица, Соль-Камская, Яренск, Кайгородок, Кунгур, Балахна, Алатырь, Шацкой, Ряжское, Ливны. А буде великий государь укажет митрополии Крутицкой быть, то в его епархии быть епископу на Ливнах.
Печатается по ПСЗ-I. Т.Н. № 898. С.362–366.
Ноябрь 1681 г.
Иоаким, милостию Божиею патриарх царствующаго ве великого града Москвы и всеа Росии.
Егда благочестивейшаго великого государя царя и великого князя Феодора Алексиевича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, ради искренняго прирадения о благосостоянии святыя церкве и о Божиих людех в содержании скипетра его промысел особищный, яко истиннаго благочиннаго делания попечителя, написанный свиток [в нем же разные подлоги суще, требующые соборного суждения] нам принесеся, нынешняго 7190 лета месяца Ноемвриа (число не указано) дня: тогда мы, приемше оный и созерцавше в нем ко славе Божии, и разширению святыя нашея православныя веры, и к духовному и гражданскому благочинию приличествующии, и зело потребнейшии дела, во-первых всех добродетельств виновника и смыслов подателя Господа Бога благодарихом, яко на сие лепотворное и достолепное во всем многонародном Российском царствии дело даровал его царского величества благожеланному сердцу промышление стяжати и, яко есть [по Писанию] «Во мнозе совете спасение» (Притч 11. 14), с нами, ради лучшаго изрядства и церковнаго согласия, благоволил ему, великому государю, во общую ползу, совещатися. Дабы вси людие, вси народи, яко во обладании его, тако и иностраннии, яко же в духовнейшем чинном благокрасотстве лепотственное пребывание, тако же и в гражданстве всех вещей удобрение зряще и от устен возношение хвалы Божия непрестанное слышавше, в веселии сердца своего хвалили неразделное Божество, триипостасную единицу. Бога Отца, и Сына, и Святаго Духа, яко той дает силу и державу и во благопромышление. Та же дабы вси небогознаннии языцы, видяще в державе Российского царствия сия вся благочинная делания, возглаголали: воистинну Бог с ними есть. Сего ради, великого государя к лучшему устроению промыслителные оные подлоги прочтошася пред нами, при всех российских архиереех, и соборне оные судивше, ответованием нашим единомудренным, общим церкве смыслом, настоящаго ныне лета 7190 (1681) индиктиона же 5 (индикт – цикл церковного календаря) решихом, на всякое же вопросительное предложение сотворихом отвещание, иже суть написаны ниже сего особыми разделении. Их же да благоволит его царское величество, яко истинный веры православныя хранитель и во всем царствии своем всякаго доброделия и во всем благолучшества желатель преизряднейший, разсудя, вся во славу Божию и в честь приснопетыя владычицы нашея пресвятыя Богородицы и приснодевы Марии и всех святых Божиих устрояти, их же молитвы ему, великому государю, да помогут к содеянию. Сему же прирадети должное нам, и мы есмы готови, неотреченнаго же ради нашего соборнаго совещания ответы вси руками нашими подписахом. Присутствующий же архиерее ту и с нами соотвещавшии сии: (оставлено место для подписей-рукоприкладств). Писася сие от Миротворения 7190 (1681) лета, индиктиона 5. Нынешняго настоящаго 7190 (1681) году по указу великого государя царя и великого князя Феодора Алексеевича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, прислано писание его царского изволения на собор ко святейшему Иоакиму патриарху Московскому и всеа Росии и преосвященным митрополитом, ко архиепископом и епископом. А в том писании тако писано: «Божиею милостию великий государь царь и великий князь Феодор Алексеевич всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец изволил о святем Дусе отцу своему и богомолцу великому господину святейшему Иоакиму патриарху Московскому и всеа Росии и всему собору возвестить о делех, которые требуют исправления: вначале ко ограждению святыя Церкви, а потом христианом на распространение, во-первых о прибавлении вновь архиереов по градом, и что множатся церковные противники, и о иных нуждах, которые требуют исправления; о чем явственно изображено будет ниже сего. А то архиерейское вновь прибавление потребно и нужно для того, что Сибирская страна пространна и в ней множество народа Христа не знающаго, такожде и иные грады от архиерейскаго пребывания имеют далнее разстояние. А имянно: в Сибирской стране от столичного града тоя епархия до Даурских, и Нерчинских, и Албазинского острогов, и до иных тем же подобных многих мест во едино лето, и в полтора, и в два едва преходят, а в тех далних местех християнская вера не разширяется, развратники ж святыя Церкве там умножаются. Да не токмо в такой далней и пространной стране, но и в иных многих градех, а имянно: в Путивле и в Севске, в Галиче, на Костроме и в иных многих местах противники умножились, зане не имеют себе возбранения за разстоянием далним, понеже во епархиях град от града и место от места имеют разстояния немалая». А где быти в прибавку архиереом и какие дела требовали исправления,– и то от великого государя царя и великого князя Феодора Алексеевича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца великому господину святейшему Иоакиму патриарху Московскому и всеа Росии предложено. И великий господин святейший Иоаким патриарх Московский и всеа Росии, советовав с великим государем царем и великим князем Феодором Алексеевичем всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцем и на соборе говоря с преосвященными митрополиты и архиепископы, на те все дела соборной ответ учинили. А о каких делех от великого государя святейшему патриарху и всему собору было возвещение, и каков ответ на соборе, в Крестовой его патриарше полате, на те дела учинен,– и то изоображено явственно.
1-е Предложение царского благоволения
Чтоб коемуждо митрополиту имети во своей епархии епископов, подвластных им: а святейшему патриарху, отцем отцу, имети многих епископов, яко главе и пастырю; а в которых градех быти епископом, и от чего им имети довольство, и то предложено имянно (см. Проекты епархиальной реформы).
На сие ответ соборной
Великому государю царю и великому князю Феодору Алексеевичу всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу бьют челом митрополиты и архиепископы, чтобы великий государь милостивно ко архиерейскому чину разсмотрение положил и вновь где в пристойных местех и в далних городех и многонародных архиереов устроити, архиепископов или епископов, особыми их епархии, а не под митрополитами быть подвластным, для того, чтоб во архиерейском чине не было какого церковнаго разгласил и меж себя распри и высости, и в том несогласии и в нестроении святой Церкви преобидения и от народа молвы и укоризны. И сего ради, применяясь ко изволению великого государя, общим советом и согласием великого господина святейшаго Иоакима патриарха Московского и всеа Росии, и преосвященных митрополитов, и архиепископов, и епископов на соборе приговорили быти вновь архиереом. Святейшаго патриарха из епархии во градех: в Галиче епископу, в Арзамасе епископу, в Севске архиепископу, а к Севску городов – Брянеск, Трубческ, Путивль, Рылеск. Новгородского митрополита из епархии во градех: на Колмогорах и на Ваге с пригороды архиепископу – Архангельский город, Мезень, Кевроль, Пустоезеро, Пинега. Казанского митрополита из епархии во граде на Уфе с пригороды епископу. Сибирского митрополита из епархии: в Енисейску с городы, с пригороды и с острожки – архиепископу. А в далние грады, на Лену, в Дауры. из той же епархии посылать от духовного чину архимандритов и игуменов или священников добрых и учителных, для учения християнского закона и просвещения неверных. А епископом в тех далних городех ныне быть неудобно, малолюдства ради христианского народа. Ростовского митрополита из епархии во градех: на Устюге Великом, и на Тотме, и у Соли Вычегоцкой – архиепископу. Рязанского митрополита из епархии во градех: в Танбове с городы Козловым, Доброе городище – епископу: на Воронеже с городами Елец, Романов, Орлов, Костянеск, Коротьяк, Усмонь, Соколской острожек – епископу. Крутицкого митрополита из епархии во граде Волхове с городами Мценеск, Новосиль, Карачев, Кромы, Орел – епископу. Белогородского митрополита из епархии во граде Курску с городами быть епископу. Вятскую епископию учинить архиепископиею. А из каких доходов тех новоучиненных архиереов соборныя церкви, и их архиерейские домы, и архиерейския одежды, так же и причетников церковныя одежды, и всякая церковная утварь, вновь построить – как великий государь укажет. А из приписных монастырей, которые им будут даны, невозможно вскоре того управить и всякого доволства архиерейского чина исполнить. А монастырями владеть и доволство свое тем архиереом и домовным их людем иметь, по благоволению великого государя. Галицкому: Троецкою Варнавиною пустынею, Спаским монастырем. Богородицкою Верхнею пустынею, Ризположенским монастырем, Фроловским что у озера, Николаевским что на посаде, 2 монастыри Благовещенскими что на Укороже да в Пустыне, со крестьяны, а за ними 268 дворов. Арзамаскому: из Спаского монастыря уделить половина вотчин, крестьян и всяких угодей особо, а за ним 323 двора. Севскому: в Рылском уезде Николаевским монастырем со крестьяны и со всеми угодьи. Колмогорскому: Чюхченемским монастырем да Чюхченемскою волостию чтоб великий государь пожаловал. Уфинскому: Успенским монастырем со крестьяны, а за ним 132 двора. Енисейскому: пожалует великий государь из своей государевы казны. Устюжскому: Архангелского монастыря вотчин со крестьяны и со всякими угодии уделить половина, а за ним 330 дворов. Танбовскому: Мамантовым монастырем со крестьяны и со всякими угодьи. Воронежскому: Борщовым, да Успенским, да Алексеевским монастыри, а за ними 210 дворов. Волховскому: Воскресенской Карачевской монастырь со крестьяны и со всякими угодьи. Курскому: Знаменского монастыря уделить вотчинных крестьян со всякими угодьи, а за ним 169 дворов.
Предложение 2-е
Вниде в его царская слуха от многих градов, что многие неразумные человецы, оставльше святую Церковь, учинили в домех своих молбища и собрався чинят чуже християнству, а на святую Церковь износят страшныя хулы, чего по тонку и исписати невозможно.
Ответ соборной
Святейший патриарх со архиереи и прежнии соборы святейших патриархов со всеми архиереи блаженныя памяти отцу его государеву соборне доносили о тех развратниках и отступниках святыя Церкви, и обругателех святых Христовых тайн, о самочинных их ересех, по наказанию церковному и по многому архиерейскому учению и прошению которые отступники и развратники упорно стояли на своем упрямстве, святой Церкви не покорялись и во истинное покаяние не приходили. И блаженныя памяти великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец, ревнуя по Господе Бозе и обороняючи матерь свою святую Церковь, указал тех врагов, святыя Церкви противников, отсылать ко градскому суду и по своему государеву разсмотрению, кто чего достоин, указ чинить. И ныне по тому же просим и молим соборне великого государя царя и великого князя Феодора Алексеевича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца: которые развратники и отступники, по многом церковном учении и наказании и по нашем архиерейском прошении к их обращению истиннаго покаяния явятся противны, святой Церкви непокорны, и таких противников указал бы великий государь царь и великий князь Феодор Алексеевич всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец отсылать ко градскому же суду и по своему государеву разсмотрению. кто чего достоин, указ чинить. И о том воеводам и приказным людем, в городы и в села, которые ныне есть на воеводствах, послать грамоты, а впредь всем воеводам и приказным писать в наказы, чтоб то дело было под его государевым страхом в твердости. А вотчинникам и помещикам и их прикащикам, у кого (среди крепостных) такие противники есть и будут, по тому же объявлять в городех архиереом и воеводам. А которые расколники где объявятся, и по посылкам архиерейским учинятся силны, и им, воеводам и приказным, по тех расколников посылать служилых людей. А во вся епархии ко всем архиереом послать о том грамоты.
Предложение 3-е
В царствующем его великого государя граде Москве и во всех градех, от предков его государских, великих государей царей и великих князей российских, состроены монастыри на прибежище желающих восприяти чин монашеский, на тихое и безмолвное пристанище, дабы веема чужду быть мирских пристрастий; а на пропитание тех благоизволяющих, приходящих в те еоетроеные монастыри, даны многие села и деревни и всякое доволство, чтоб все имели пищу и одежду готовую и не помышляли б ни о чем, кроме душевнаго спасения; а для престарелых и в болезнех сущих монахов устроены болницы. И в тех монастырех ныне общаго пребывания (следования общежительному уставу, подразумевающему общность имущества независимо от вступительного вклада) и болничнаго строения нет. А где и учинили б то Богу угодное дело, и тех монастырей монахи, не хотя быть в послушании, отходят в иные монастыри, и тем монашеское крепкое житие упразднилось. Также бы и хмелнаго пития в монастырех отнюдь не держать.
Ответ соборной
О монастырском строении и общем жителстве, о пищи и о одежде, и о прехождении монахов из монастырей, и о всяком монастырском благочинии, соборне утверждаем: во всех монастырех повелеваем пианственного пития не держати; архимандритом, и игуменом, и строителем жити благочинно и братию ко благочинию наставляти, во всем собою образ являти, особыя пищи и пития не держати, и в келиях своих с гостьми особых трапез не поставляти, ходити по вся дни в трапезу с братиею ясти и пити обще, а из трапезы хлеба и всякия пищи и пития не износити и в келиях не держати; а пишу и питие в трапезе поставляти по уставу. А будет кому прилучится от мирских людей приехать по обещанию помолитися, и ему дати упокоение по монастырскому чину: пищу и питие, чем братия питаются,– в гостиной келье, и приставить искуснаго старца, кому о том смотреть. А особого пития про гостей отнюдь не держати, такожде и от гостей, что привезут вина и всякого хмелнаго пития, в монастырь отнюдь не принимати и перед него в монастырь не поставляти. А желающих спасения, приходящих от мирских людей, скудных и не имеющих у себя имения – и их приимать безвкладно в монастырь, с разсмотрением, и постригать правильно, по монастырскому чину: свободных и не беглых от законных своих жен и от господей своих. А одежду имети всякую настоятелем и братии обще, давати из монастырския казны; а денгами настоятелем из казны отнюдь не имать и братии не давать. А о престарелых труждающихся братиях немощных – попечение о них имети и в болнице всякое строение надзирати, чтоб пред прочиею братиею какого оскудения в пищи и питии не было. И из монастырей в монастыри монахом без повеления коеяждо епархии архиереов не приходити, и архимандритом, и игуменом, и строителем не отпускати, а непокоривых и строптивных ослушников смирять по монастырскому чину; тако ж и приходящих монахов без повеления архиереов и без отпускных (грамот) не приимати. И архимандритом и игуменом смотреть накрепко, чтоб священники из монастырей в домех мирских людей мужеска и женска полу не постригали и при смерти. А будет кто безстрашник не послушает нашего повеления, станет и в домах постригать, и архимандритом, и игуменом, и строителем таких безчинников отсылати ко архиереом коеяждо епархии, а архиереи по святым правилом станут о том указ чинить. А которые чернцы в монастырех не живут в послушании и безчинно живут на Москве и в городех, ходят по кабакам, и по корчмам, и по мирским домом, упиваются до пьяна и валяются по улицам,– и на таких безчинников, великого государя повелением и святейшаго патриарха благословением, Живоначалныя Троицы Сергиева монастыря властям построить прежде бывший Пятницкой монастырь, огородить стоячим высоким тыном и построить четыре кельи с сенми, по монастырскому чину, и таких безчинников в тот монастырь с Москвы ссылать; а властем им пищу и одежду давать по монастырскому чину, а за монастырь их отнюдь не спускать. А архиереом такожде во своих епархиях учинить по разсмотрению о бродящих чернцах. А женска полу, которыя безчинно постригались вне монастыря, в домех своих, и ныне ходят по мирским домом и садятся по улицам и по переулкам, просят милостыни,– и на таких стариц, безчинно постриженных, коемуждо архиерею во своей епархии приискать мужские монастыри с вотчинами по своему разсмотрению |потому что девических монастырей мало с вотчинами и прокормиться без вотчин в монастырех нечем) и устроить монастыри старицам, которые бы монастыри были не в далном разстоянии от того архиереа, в котором граде архиерей живет, для того чтобы всякое устроение самому смотреть, и выбрать к ним из женских монастырей стариц добрых, кому над ними началствовать. А по мужеским монастырем, для всякого монастырского строения и для вотчинного управления, от мирских людей никого не посылать; а посылать архиереом от духовнаго чина добрых и искусных, по своему разсмотрению. А которые девические монастыри многовотчинные, и в те б монастыри указал великий государь выбрать и послать дворян старых добрых для управления вотчин тех монастырей, чтоб старицам из монастырей по деревням не ездить и меж мирских домов не жить. А быть тем дворяном в послушании у архиереов и всякое монастырское внешнее устроение строить по благословению сушаго тамо архиереа, а в духовное управление между стариц и церковных причетников дворянину не вступаться и ни в чем не ведать. Да и о том соборне утверждаем, чтоб мирские люди вдовых священников в домех своих у крестов не держали. А буде кому из великих людей, из бояр, из околничих и из думных, кому невозможно быть без церковнаго служения, для домашних своих священника держать у себя в дому,– и им бити челом на Москве святейшему патриарху, а в городех архиереом, и тем людем указ чинить святейшему патриарху и архиереом по своему разсмотрению, дать благословение священнику не вдовому. А вдовым попам и еромонахом отнюдь не давать благословения в мирских домах жить и службы церковныя совершать для того, что в нынешнее время многие попы и диаконы живут безчинно, и упиваются безмерным пианством, и дерзают безстрашием не изтрезвився служить божественную литоргию и прочия церковныя службы: утрени, вечерни, молебны, панихиды,– такожде и церковныя тайны: святое крещение, миропомазание, и благословение брака, и исповедание, и святое причащение, и над болящими елеосвящение,– действуют пьяные, и от такового безчиннаго пианства в покаяние не приходят и не перестают, и божественнаго писания не внимают, и архиерейское запрещение презирают: и таких безчинников и пианиц архиереом от священства извергать по правилом (в тексте пропуск). И из тех вдовых попов которые безстрашники впредь учнут без архиерейскаго благословения и без грамот служить у всяких чинов людей в домех – и таких безчинников имать и ссылать по монастырям под крепкой начал или отдавать в работу. А которые люди без архиерейскаго благословения учнут в домы свои таких безчинных вдовых и отлученных попов призывать для церковныя службы и церковных потреб – и такие люди под церковною епитимиею будут подлежать.
Предложение 4-е
При отчинах его, великого государя, при Великом Новеграде, при Пскове, при Смоленске, имеются в близости границы короля полского и короля свейского. А по давным свободам еще есть в тех (зарубежных) местех благочестивыя Церкви и христианское жителство. И аще тому и гонения великаго нет, однако ж. скудости ради иереов, не токмо приходят к расширению, но и досталныя искореняются. А которые б благочестивые и похотели имети при себе священников, и им того получить невозможно для того, что тех градов архиереи в те зарубежные места иереов не поставляют, и от того и досталные христиане, будучие за рубежом, совершенно искореняются.
Ответ соборной
Иереов в зарубежные городы державы королей полского и свейского посвящати, и дать о том его великого государя грамоты ко архиереом, такожде и его святейшаго патриарха грамоты послать, с таковым остерегательством: буде которые благочестивые учнут того желать, а скажут, что церковь благочестивая стоит пуста, а священника нет, и положат о том свидетелство, или прежния грамоты, или о строении церквей вновь грамоты тех государей или сенаторския,– и таковых посвящати.
Предложение 5-е
Великого государя его царского величества всяких чинов людей во всякой верности, также и во всяких росправных делех приводят ко уверению истиннаго обещания пред святым Евангелием по чиновной печатной книге, а в той книге многия страшные и непрощаемыя клятвы положены, которыя к тем делам и не приличны.
Ответ соборной
О чиновной книге, по которой приводят всяких чинов людей к вере, а в ней положено три статьи, первой и второй статьи быть, только требуют исправления, а что от Церкви положено в прещении поучение – и тому и впредь такоже быть. А по третьей статье чтоб великий государь указал отставить церковные казни, клятвы на люди не налагать и вечною смертию их не убивать для того что в той статье писано; в его государевых делах и во всяких сборах многие люди грешат, по обещании своем пред святым Евангелием того не исполняют и тем себя вечною смертию убивают. Чтоб великий государь изволил тем людем наложить свой государев указ, прещение и страх по градским законам, кто чего за какую вину достоин.
Предложение 6-е
Бог Всемогущий, по своей неизречной благости, даровал святей своей Церкви пребогатое и неоцененное сокровище, часть животворящаго древа, на нем же распятся и пострада яко человек, такожде и ризу свою божественную, яже есть хитон,– от них же истекают многая и различная исцеления с верою приходящим, которое сокровище блюдомо есть в велицей соборной церкви Успения пресвятыя Богородицы от многих лет и доныне. В мимошедшия ж лета изволением предков его государских, вкупе же и благословением святейших патриархов тогда бывших, то пребогатое сокровище разделено на многия части, и устроено в разные ковчеги, и блюдомо не во едином месте, и того ради явилось пренебрегомо, и некоторыя части от соборныя церкви той божественной ризы едва не отлучены ль. И сего ради он, великий государь, изволяет: то пребогатое и неоцененное сокровище, часть животворящаго древа, устроити во уготованном ковчеге и держать в соборной церкви во особом твердом к тому устроенном месте со всяким опаством; а ризу Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, все огделенныя части, такожде собрать и устроить во един
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.100.48 (0.106 с.) |