Шеду – крылатые гении-хранители. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Шеду – крылатые гении-хранители.



У этих скульптур была одна особенность – если на них глядели в фас (прямо), то возникало ощущение, что они незыблемо стоят у ворот, но если человек видел их в профиль (сбоку), то ему могло показаться, что шеду находятся в движении. Такой эффект создавался при помощи изображения ещё одной (пятой) ноги этого существа на стене, к которой примыкала скульптура.

 

Шеду из дворца Саргона II в Дур-Шаррукине

Внутренние помещения дворца были богато украшены рельефами. Чаще всего они изображали военные сражения, царскую охоту на крупных хищников или шествия данников к могучему ассирийскому владыке.

Ашшурнацирапал II на львиной охоте». Рельеф из северо-западного дворца в Кальху.

Изображения людей подчинялись канону – голова и ноги показывались в профиль, а глаза и одно плечо - в фас (второе – в профиль). В этих рельефах отражен идеальный тип ассирийца - человека-воина. Он крепкого телосложения с рельефными мышцами рук, с густой, уложенной колечками бородой, большими глазами и широкими, часто сросшимися бровями. Таковы, например, изображения любимого мифологического и литературного героя Месопотамии - Гильгамеша, найденные на стенах дворца.

Рельеф с изображением Гильгамеша из дворца Саргона II в Дур-Шаррукине

Потрясающего реализма достигли ассирийские мастера в изображении диких животных. Одним из лучших произведений искусства Ассирии считается серия рельефов, обнаруженных на стенах дворца Ашшурбанапа́ла в Ниневии, названная «Большая львиная охота».

"Большая львиная охота". Рельеф из дворца Ашшурбанипала в Ниневии.

Просто поражают изображения раненных, убитых, истекающих кровью могучих, сильных, гордых зверей. Всё насыщено драматизмом и экспрессией. Мучения животных отображены с удивительным натурализмом, заставляющим сопереживать этим поверженным «царям природы».

Раненный лев. Рельеф из дворца Ашшурбанипала в Ниневии.

Как бы ни были могущественны и воинственны ассирийские владыки, Ассирия пала под натиском вавилонян.

После долгого периода упадка вновь восстанавливается город Вавилон (Баб-Или – «врата Бога»). Во время правления Навуходоно́сора II (605 – 562 гг. до н.э.) столица нововавилонского царства становится единым архитектурным ансамблем.

Вавилон был одним из крупнейших городов древности – его население составляло не менее 200 тысяч человек. Греческий историк Геродот восхищенно писал о Вавилоне: «Устроен так прекрасно, как ни один другой город ». Этот «мегаполис» был окружен несколькими рядами мощных крепостных стен. Их толщина была такой, что по ним могли проезжать конные повозки. На стенах возвышались башни, а в город вели 8 массивных ворот, от которых были проложены процессионные дороги. Ворота и ведущие от них дороги были посвящены верховным богам.

Ворота Иштар в Вавилоне и дорога процессий. Реконструкция.

Ворота богини Ишта́р являются одним из шедевров искусства Месопотамии. Высота их равнялась 12-ти метрам. Вся поверхность самих ворот и, примыкающих к ним башен сверху до самого низа была облицована изразцами ярко-голубого цвета.

Ворота Иштар в Музее Передней Азии, Берлин

По этому синему «ковру» будто бы «шагали» бело-золотые быки и мушху́ши (священные драконы Мардука). Эта дорога была главной в городе и вела к храму верховного бога вавилонян Мардука. На стенах, расположенных по бокам дороги процессий, покрытых такими же синими изразцами, как и ворота Иштар, «шествовали» золотые львы. В самом храме Мардука находилась золотая статуя бога высотой 6 метров.

Зиккурат Этаменанки. Реконструкция.

Недалеко располагался величественный зиккурат Этамена́нки. Его создателем считается архитектор Арадаххе́шу. Этот зиккурат стал прообразом знаменитой «вавилонской башни» из библейской легенды. Он состоял из 7 ступеней, окрашенных в разные цвета, его высота составляла более 90 метров. На самой вершине зиккурата находился небольшой храм Марду́ка, облицованный голубой глазурованной керамической плиткой, а над его крышей были водружены позолоченные рога быка – священного животного бога Вавилона - символ плодородия.

Висячие сады Семирамиды. Реконструкция.

В центральной части Вавилона высились дворцы царя Навуходоносора II – «северный» и «южный». На террасах одного из них были посажены знаменитые «висячие сады» Семирами́ды, считавшиеся одним из чудес света. Согласно легенде, Семирамида, жена Навуходоносора была родом из далекой цветущей Мидии и очень скучала по дому. Именно для неё, царь приказал разбить роскошные сады из различных экзотических растений, цветов и деревьев. Специально для этого была разработана уникальная система подачи воды на каждую из террас. В условиях жаркого сухого климата такие сады, действительно казались чудом.

К сожалению, практически всё, что находилось в Вавилоне, было варварски разрушено и разграблено во время захвата города персами в 6 в. до н.э.

Задание: 1. Записать в тетради выделенный текст.

                            2. Нарисовать в тетради «шеду».

                          Урок №3  (11) Тема: Персия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 399; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.61.172 (0.007 с.)