ТЕМА 3. Лексические и фразеологические нормы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА 3. Лексические и фразеологические нормы



 

Задание 1. Составьте словосочетания со словами, употребляя в прямом и переносном значении.

Огненный, воздушный, оловянный, тяжёлый, крепкий; подошва, ветка, ковёр, улыбка, зерно; рубить, отмыть, списать, пудрить, упустить.

Задание 2. Составьте с приведенными ниже синонимами словосочетания, в которых реализовывались бы стилистические и семантические особенности.

1. Особа, персона, лицо, фигура, птица.

2.  Очень, весьма, сильно, здорово, шибко.

3. Очаровательный, обаятельный, прелестный, пленительный, чарующий.

4. Удачный, успешный, счастливый, благополучный.

Задание 3. Подобрать синонимы к иноязычным словам.

Альянс, амбиция, адекватный, аннулировать, апелляция, бартер, брифинг, вербальный, вердикт, депортация, дилемма, дилетант, дислокация, дифирамб, импичмент, инвестиция, инновация, инсинуация, конвергенция, консенсус, лимитировать, менталитет, паблисити, перманентный, плебисцит, пиетет, прецедент, сентенция, эпатировать.

Задание 4: Определите по толкованию омонимы:

1) ‘поражение в игре’ – ‘плетёный половик’,

2) ‘вид, облик’ – ‘икона’,

3) ‘рассекать, раздроблять’ – ‘касаться острым’,

4) ‘человек, награждённый орденом’ – ‘партнёр по танцам’,

5) ‘мелкая частица чего-либо’ – ‘маленький ребёнок’,

6) ‘соединяет предложения, выделяя противопоставление’ – ‘возглас’,

7) ‘придавить ногой кого-что-либо’ – ‘начаться, настать’,

8) ‘внешний повод к чему-нибудь’ – ‘служебное слово’,

9) ‘неприятный, циничный’ – ‘жирный, лоснящийся’,

10) ‘место соединения концов’ – ‘единица скорости судна’.

Задание. 5. Объясните различия между приведенными паронимами, составьте словосочетания с каждым из них.

Факт – фактор, военный – воинский, национальный – националистический, выбор – выборность, отборный – отборочный, спасательный – спасительный, поэтический – поэтичный, вдохнуть — вздохнуть, демонстрант — демонстратор, скрытный — скрытый, человеческий — человечный.

Задание 6. В данных предложениях найдите явления тавтологии и плеоназма. Устраните речевые недочёты.

Персонал настроен решительно на устройство детей в семью. Уровень доверия населения к местным банкам всегда был на высоком уровне. Проливной ливень заставил нас спрятаться под навес. Странный парадокс этот ошеломил нас всех. Книгу нужно возвратить обратно в библиотеку. От этих цветов шел сильный пахучий запах. В операционной была чистейшая стерильность. В газете был напечатан предварительный анонс телепередач. Необходимо проверить прейскурант цен на кондитерские товары. В редакции долго редактировали мою рукопись. На площади стоит мемориальный памятник воинам-освободителям. Президент фирмы призвал всех к совместному сотрудничеству. О моей автобиографии я уже рассказывал во вступительной статье.

Задание 7. Подберите к иноязычным фразеологизмам соответствующий им русский перевод. Придумайте русский синоним.

А. Французские фразеологизмы: жить как петух на откорме; в те времена, когда королева Берта пряла; работать на прусского короля; одним камнем сделать два удара; принять пузыри за фонари; голова к голове; натянуть на четыре булавки.

Справочные материалы: очень давно; успешно сделать одновременно два дела; наедине, без свидетелей; нарядный, красиво одетый во всё новое; хорошо жить, беззаботно; работать задаром; жестоко обмануться.

 

Б. Китайские фразеологизмы: и курица улетела, и яйца разбились; связать и положить на высокую полку; не забравшись в логово тигра, не поймаешь тигрёнка; и ворона и сорока молчали; сидеть на дне колодца и смотреть на небо; толочь воду в бамбуковом решете; журавль среди кур.

Справочные материалы: человек, резко выделяющийся в своём окружении; судить о чём-либо односторонне; не рискнёшь - не выиграешь; обмануться в расчётах; отложить на длительное время; очень тихо; заниматься чем-то бесполезным.

Задание 8. Исправьте ошибки в употреблении фразеологизмов, укажите тип ошибки (изменение фразеологизма, контаминация).

Обогатить кругозор, дешёвые цены, изъявить согласие, одержать успех, оказать вред, повысить кругозор, завершить обязательства, оказать впечатление, потерпеть потери, уделять значение, допустить неосведомлённость, предвещать погоду, усилить потенциал, придерживаться того же отношения, раскинуть головой, похоронить на корню, отлегло на сердце, промокнуть до костей, шито-крыто белыми нитками, играть значение.

Литература

Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. М.: Сов. Энциклопедия, 1974.

Бельчиков Ю.А. Панюшева М.С. Словарь паронимов русского языка. М.: ООО «Издательство АСТ», ООО «Издательство Астрель», 2002.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: А ТЕМП, 2004. Словарь синонимов. Справочное пособие. Л: Наука, 1975.

Фразеологический словарь русского языка/ под ред. А.И. Молоткова. М: Русский язык, 1978.

ТЕМА 4. Словообразовательные нормы

Задание 1. Разберите нижеприведенные слова по составу.

Переквалифицировать, трудолюбие, прямоугольник, бесстрашно, уходящий, посмешище, открылись, пробежка, птичий, прекраснее.

Задание 2. Образуйте два новых слова от каждого из приведенных ниже примеров только с помощью приставок.

Кипеть, стучать, ставка, ход, бег, кладка, брошенный, мытый.

Задание 3. Найдите в данных словах корень, образуйте от него новые слова.

Изжога; наугад; сдержанный; соотнесенный; прозорливый; непогрешимый; предубеждение; излишество; незамедлительный; располагающий; пробуждение; провозглашать.

Задание 4. Перепишите примеры. Обозначьте суффиксы прилагательных и объясните их написание.

Дощатый, парчовый, багряный, мягонький, плохенький, веснушчатый, пензенский, бритвенный, воробьиный, странноватый, мысленный, каменный, деревянный, свинцовый, желанный, бешеный, задумчивый.

Задание 5. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите окончания глаголов и объясните их написание.

Баснями сыт не буд…шь. Без пословицы не прожив…шь. За двумя зайцами погон…шься – ни одного не пойма…шь. Слезами горю не помож…шь. Песком моря не засып…шь. Чего себе не хоч…шь, того и другу не желай. С кем хлеб-соль вод…шь, на того и поход…шь. С кем повед…шься, от того и набер…шься. Без труда не вылов…шь и рыбку из пруда. Мягко стел…т, да жестко спать.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 724; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.61.142 (0.007 с.)