Для очно-заочной формы обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для очно-заочной формы обучения



 

№ п/п № раздела дисциплины Тематика практических занятий (семинаров) Объем (час.)
1. 1 (История конституционного права и его общие понятия)     Тема 1.1. История развития конституционного права России и науки о нем Тема 1.2. Понятие, предмет, метод, система и источники конституционного права Российской Федерации Тема 1.3. Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран 2   2     -
2. 2 (Конституция как основной закон государства) Тема 2.1. Понятие Конституции РФ, ее особые юридические свойства, форма, порядок принятия и изменения Тема 2.2. Конституции (основные законы) зарубежных стран 2     2
3. 3 (Основы конституционного строя) Тема 3.1. Основы конституционного строя РФ Тема 3.2. Конституционные основы формы правления и государственного (политического) режима в зарубежных странах 2   2
4. 4 (Конституционные основы государственно-территориального устройства) Тема 4.1. Государственно-территориальное устройство РФ Тема 4.2. Форма государственного (территориально-политического) устройства в зарубежных странах 2   2
5. 5 (Конституционные основы правового статуса личности) Тема 5.1. Конституционные основы правового статуса человека и гражданина в РФ Тема 5.2. Основы правового положения личности в зарубежных странах 4   -
6. 6 (Конституционные основы правового статуса органов государственной власти) Тема 6.1. Конституционные основы правового статуса федеральных органов государственной власти в России Тема 6.2. Конституционные основы организации государственной власти в субъектах РФ Тема 6.3. Конституционные основы правового статуса высших органов государственной власти в зарубежных странах 4     4     4
7. 7 (Правовой статус органов конституционной юстиции) Тема 7.1. Конституционный Суд РФ: основы правового статуса Тема 7.2. Конституционная юстиция в зарубежных странах 2   2
8. 8 (Избирательное право и избирательные системы. Референдум) Тема 8.1. Избирательное право (избирательная система) в Российской Федерации Тема 8.2. Избирательное право и избирательные системы в зарубежных странах Тема 8.3. Референдум в России и в зарубежных странах 4   2   2
9. 9 (Конституционные основы местного самоуправления) Тема 9.1. Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации Тема 9.2. Конституционные основы местного самоуправления в зарубежных странах 2   2
10.

Всего часов:

48

 

 

Примерная тематика курсовых проектов (работ) – не предусмотрена

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

 

а) основная литература, в т.ч. из ЭБС:

 

  1. Конституционное право России [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция»/ Л.В. Андриченко [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.— 551 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/54281.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
  2. Конюхова И.А. Конституционное право Российской Федерации: в 2 т. Том 1. Общая часть [Электронный ресурс]: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / И.А. Конюхова. — Электрон. текстовые данные.— Москва: Издательство Юрайт, 2016. — 391 с. — Режим доступа: http://www.biblio-online.ru/book/ABE0F85B-5F30-4387-A08F-FE5B6CDB02D4.— ЭБС «Юрайт»
  3. Конюхова И.А. Конституционное право Российской Федерации: в 2 т. Том 2. Особенная часть [Электронный ресурс]: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / И.А. Алешкова, И.А. Конюхова, Л.В. Андриченко; под общ. ред. И.А. Умновой. — Электрон. текстовые данные.— Москва: Издательство Юрайт, 2016. — 439 с. — Режим доступа: http://www.biblio-online.ru/book/F6F792D2-28A4-4F31-A3ED-B2ECE3598749.— ЭБС «Юрайт»

б) дополнительная литература, в т.ч. из ЭБС:

 

  1. Комкова Г.Н. Конституционное право Российской Федерации: учебник для бакалавров / Г.Н. Комкова, Е.В. Колесников, М.А. Липчанская.— 3-е изд., пеpеpаб. и доп. — Москва: Юрайт, 2013.— 457 с.
  2. Нудненко Л.А. Конституционное право России: учеб. для бакалавров / Л. А. Нудненко.— 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Юрайт, 2013.— 606 с.
  3. Конституционное право России [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов/ Б.С. Эбзеев [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.— 687 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20962.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
  4. Безруков А.В. Конституционное право России [Электронный ресурс]: учебное пособие/А.В. Безруков. — Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 267 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/9619.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
  5. Макарцев А.А. Конституционное право. Часть 1 [Электронный ресурс]: учебное пособие/ А.А. Макарцев. — Электрон. текстовые данные.— Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2013.— 320 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/44788.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
  6. Макарцев А.А. Конституционное право. Часть 2 [Электронный ресурс]: учебное пособие/ А.А. Макарцев. — Электрон. текстовые данные.— Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2014.— 252 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/44789.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
  7. Братановский С.Н. Конституционное право России [Электронный ресурс]: учебник/ С.Н. Братановский. — Электрон. текстовые данные.— Саратов: Электронно-библиотечная система IPRbooks, 2012.— 446 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/9019.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
  8. Фомичева О.А. Конституционное право [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ О.А. Фомичева.— Электрон. текстовые данные.— Орск: Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) Оренбургского государственного университета, 2015.— 192 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/44036.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

 

в) перечень информационных технологий:

- операционная система MS Windows 10;

- офисный пакет MS Office 2010;

- использование интернет-сервиса ОнлайнТестПад (свободный доступ) для разработки, организации и проведения тестирования студентов, http://onlinetestpad.com/ru;

- использование ресурсов информационно-справочной системы КонсультантПлюс (свободно распространяемое), http://www.consultant.ru/;  

- использование ресурсов информационно-справочной системы Кодекс (свободно распространяемое), http://www.kodeks.ru; 

- использование ресурсов информационно-справочной системы Гарант (свободно распространяемое), http://www.garant.ru.

 

г) ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»:

- использование сервиса «Образовательные ресурсы Интернета – Юриспруденция», http://www.alleng.ru/edu/jurispr3.htm;

- Официальный интернет-портал правовой информации. Государственная система правовой информации, http://pravo.msk.rsnet.ru;      

- ЭБС Издательства «Лань» - контракт с ООО «Издательство Лань» № 743 от 24.07.2017, с 26.08.2017 по 25.08.2018, Режим доступа: http://e.lanbook.com/ — ЭБС «Лань», по паролю;

- ЭБС «Юрайт» - договор с ООО «Электронное издательство ЮРАЙТ» №744 от 24.07.2017, с 03.09.2017 по 02.09.2018, Режим доступа: http://biblio-online.ru, по паролю;

- ЭБС «IPRbooks» – контракт с ООО «Ай Пи ЭР Медиа» № 3146/17 от 10.10.2017, с 10.10.2017 по 10.10.2018, Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/ — ЭБС «IPRbooks», по паролю.

 

10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

а) перечень учебных аудиторий, кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений специального назначения:

· лекционная аудитория, оснащенная презентационным оборудованием (ноутбук, мультимедиа-проектор, экран);

· компьютерный класс (10 стационарных компьютеров).

б) перечень основного оборудования:

В процессе обучения используются следующие технические средства обучения:

– компьютерное оборудование для поиска справочной информации, нормативных правовых актов, учебной и научной литературы на официальных сайтах органов государственной власти и управления;

– компьютерный класс для организации практических занятий, оснащенный необходимым системным, базовым программным обеспечением;

– мультимедийное оборудование (ноутбук, мультимедиа-проектор, экран), необходимое для демонстрации презентационного материала лекций и презентаций студентов.

– маркерная доска.

 

11. Методическое обеспечение дисциплины

11.1. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

При организации изучения конституционного права активно используются такие виды занятий как лекции и практические занятия с элементами тестирования.

Лекции по конституционному праву являются одним из важнейших видов учебных занятий и составляют основу теоретической подготовки студентов. Они имеют целью дать систематизированные основы научных знаний по изучаемой дисциплине, раскрыть состояние и перспективы прогресса в конкретной области науки конституционного права, сконцентрировать внимание на наиболее сложных и узловых вопросах. Лекции должны стимулировать активную познавательную деятельность обучаемых, способствовать формированию творческого мышления.

Содержание лекций по конституционному праву в значительной степени определяет содержание и характер других видов занятий и задачи самостоятельной работы студентов над учебной дисциплиной. В лекции указываются трудные, проблемные вопросы, возможные пути их решения, побуждая обучаемых к размышлениям, творческой самостоятельной работе, направляя их не только на изучение учебной дисциплины, но и на знакомство с общей и специальной литературой. Лекция базируется на сведениях, изложенных в предшествующих учебных дисциплинах (например, теория государства и права), и обеспечивает в должной мере изучение последующих учебных дисциплин.

Каждая лекция представляет собой логически законченное целое. Методика чтения лекции заранее продумывается, при изложении содержания лекции активно используется презентационный материал. Особое внимание при этом обращается на следующие вопросы:

- четкость постановки и формулировки рассматриваемых вопросов, показ их важности, связь излагаемых вопросов с предшествующим материалом;

- включение новых вопросов, не содержащихся в учебных пособиях, поиск методов и приемов изложения материала, подбор примеров, способствующих раскрытию основного содержания лекции;

- наглядность в изложении материала, использование презентаций;

- управление самостоятельной работой студентов с учетом имеющейся по данной учебной дисциплине учебной литературы.

В ходе чтения лекции преподаватель поддерживает контакт с аудиторией, используя для активизации познавательной деятельности различные приемы, демонстрацию презентации и т.д., привлечение студентов к выполнению простых выкладок, обсуждению рассматриваемых вопросов. Лектор следит за своей речью, формой ведения записей на классной доске, регулирует темп речи в зависимости от излагаемого материала, степени обеспеченности дисциплины учебной литературой. Темп лекции должен позволять студентам записывать основные положения. Однако превращать лекцию в диктовку материала под запись недопустимо. В конце лекции даются обобщения, выводы и указания по самостоятельной работе.

Лектор систематически следит за усвоением студентами и слушателями ранее пройденного материала, проводит периодический контрольный опрос обучаемых, просматривает их конспекты.

Методические рекомендации для преподавателей по проведению практических занятий. На практических занятиях по конституционному праву обучаемые овладевают основными методами и приемами самостоятельного решения задач с помощью компьютера, а также получают разъяснение теоретических положений курса. При этом рекомендуется с помощью вопросов развивать навыки самостоятельного выполнения задач всеми обучающимися.

При проведении практических занятий должное внимание следует уделять: развитию и закреплению навыков в выполнении практических задач, представляемых в форме тестовых заданий по отдельным темам курса; задачам прикладного характера, связанным с будущей работой выпускников по направлению 40.03.01 «Юриспруденция», квалификация «бакалавр».

На практических занятиях могут также сообщаться дополнительные теоретические сведения. Одной из важных целей практических занятий является обучение рациональной организации работы обучаемых над теоретическим курсом по учебникам и учебным пособиям.

Преподаватель на практических занятиях контролирует знания обучаемых по теоретическому материалу, изложенному на лекциях и результаты самостоятельного выполнения или решения задач, ответов на вопросы тестовых заданий, как в часы аудиторных занятий, так и на самоподготовке. Результаты контроля оперативно фиксируются преподавателем в журнале.

В результате изучения материала на практических занятиях студенты должны уметь: выполнять задачи по соответствующим разделам и темам дисциплины; выполнять контрольные задания; выполнить задачу, тестовое задание и ответить теорию на экзамене или зачете.

Для достижения указанных целей практическое занятие рекомендуется проводить по следующему плану:

1. Тема занятия и его цель. Преподаватель формулирует и записывает на доске тему занятия и коротко излагает его цель.

2. Литература. Список литературы может быть дан на первом занятии по разделу в начале семестра. Тогда на занятии лишь делается ссылка на соответствующий источник.

3. Вопросы по теоретическому материалу. Рекомендуется сформулировать 2 - 5 вопросов теории, которые являются наиболее важными для данного занятия и на базе которых решаются задачи и выполняются тестовые задания.

4. Задачи. Подбор задач является самым важным аспектом в плане подготовки к практическому занятию. Задачи следует разделить на две группы: задачи для выполнения в аудитории; задачи для выполнения во время самостоятельных занятий.

Основными формами контроля знаний на практических занятиях являются:

проверка домашнего задания;

краткий опрос теории:

выполнение контрольных заданий.

Критерии оценки результатов выполнения практического задания:

оценка «5» - точное, правильное выполнение задания, поиск решения.

оценка «4» - правильное выполнение задания, поиск решения, есть небольшие неточности в полученном результате или оформлении.

оценка «3» - много неточностей в порядке выполнения задания, ошибки оформления, затруднения по выполнению аналогичных действий.

оценка «2» - отсутствие необходимых знаний по изученному материалу, отсутствие представлений о реализуемой технологии, ошибки в процессе выполнения задания.

 

11.2. Методические указания по организации самостоятельной работы студентов

 

Изучение разделов дисциплины студентами осуществляется в определенной логической последовательности. Первоначально изучаются общетеоретические вопросы: история становления и развития конституционного права и его общие понятия; предмет, метод, система и источники конституционного права и его взаимосвязь с другими юридическими дисциплинами.

В рамках раздела 1 «История конституционного права и его общие понятия» обучающимся, в частности, следует уяснить, что наука конституционного права — это область знания, предметом которой является юридическое регулирование организации и деятельности государства, его отношений с лицами, общественными и религиозными движениями, территориальными образованиями и другими субъектами в связи с осуществлением политической власти.

Конституционное право как отрасль права организовано в определенную систему. Оно состоит из институтов. Институт конституционного права — есть группа норм, регулирующих внутренне единый комплекс однородных и взаимосвязанных отношений. Изучение института дает представление об отдельной стороне государственности. Для конституционного права различных стран характерны институты политического режима, политико-территориального устройства, институт, определяющий структуру высших государственных органов, порядок их формирования и деятельности, институты основ правового положения личности, основ местного управления.

Переходя к источникам конституционного права, студенты в процессе самостоятельной работы должны усвоить, что источник конституционного права — это письменный или имеющий иную форму объективный носитель конституционно-правовых требований, как правило, нормативного характера и обязывающего значения, установленных либо признанных (санкционированных) государством.

Источники конституционного права различаются по форме, наименованию, происхождению, юридическому и политическому значению, обеспеченности предписаний, которые в них содержатся. Среди источников конституционного права можно выделить основные законы государств, конституционные законы, органические законы, законы, издаваемые в порядке обычной процедуры, то есть акты текущего законодательства, также являются источниками конституционного права в той части, в которой они содержат конституционно-правовые нормы, акты главы государства, правительства, правительственных и иных административных органов могут содержать конституционно-правовые предписания. 

При работе над разделом 2 «Конституция как основной закон государства» рекомен­дуется сосредоточить внимание на понятии конституции, особых юридических свойствах Конституции Российской Федерации и ее форме, конституционных поправках и пересмотре Конституции Рос­сии.

Прежде всего, необходимо указать черты конституции как нормативно-правового акта, занимающего самостоятельное и осо­бое место в правовой системе и отличающегося тем самым от всех иных правовых актов. Каждая из названных черт конституции тре­бует раскрытия своего содержания„

Юридические свойства Конституции России раскрываются как признаки основного закона, являющегося главным источником пра­ва страны. Важно отметить, что такое положение Конституции не­обходимо обусловливает наличие особых её свойств, не присущих другим законам.

Определяя понятие формы конституции, рекомендуется объяс­нить значение формы для успешного восприятия ее содержания. Необходимо обратить внимание, что форму конституции условно можно подразделить на внешнюю и внутреннюю форму (структуру).

Сформулировав понятие внешней формы конституции, требуется дать определение отдельных характеристик внешней формы Консти­туции Российской Федерации, привести примеры различий внешней формы конституций. В содержании ответа особо отметить различие в таких характеристиках внешней формы Российской Конституции как "единая" и "единственная".

При изложении понятия внутренней формы конституции акцен­тируется внимание на отличии внутренней формы от внешней, под­черкивается близость понятий внутренней формы конституции и её структуры. Конституции подавляющего большинства стран имеют стандартную структуру, составные части которой требуется пере­числить. Необходимо указать элементы (части) структуры Консти­туции Российской Федерации, сравнив её структуру со стандарт­ной.

Определяя порядок внесения изменений в Конституцию Россий­ской Федерации, следует четко уяснить виды этих изменений, критерии отличия поправок от пересмотра Конституции. Особое внимание уделить процедурам внесения поправок в Конституцию России и ее пересмотру, указать органы, полномочные осуществ­лять этот процесс. В завершении рекомендуется обратить внима­ние на особенности порядка внесения изменений в статью 65 Кон­ституции России.

При изучении данного раздела студентам необходимо изучить общие черты и особенности конституций в зарубежных странах.

Следует помнить, что содержание, наполнение конституции в каждом из государств зависит от многих факторов — времени и обстоятельств составления конституции, юридических, культурных и религиозных традиций, зарубежных влияний и даже от географии, темперамента нации. Содержание конституции как бы образуют два блока. Первый из них — это нормы и институты, совершенно обязательные (общие) для любой конституции. Среди них положение о народном суверенитете, юридические основы статуса личности, институт парламентаризма, а для конституционного государства — наличие представительного законодательного органа, соотношение норм международного и национального права, федеративный договор, статус автономий или основы правового положения административно-территориальных единиц.

Студентам следует обратить самое пристальное внимание на юридические свойства конституций. Сущность конституции как юридического документа состоит в особом ее содержании (предмете регулирования), в ее высшей юридической силе, в роли конституции как юридической основы текущего законодательства, в повышенной стабильности, что связано с порядком ее принятия и изменения, отличающимся от обычного законодательного процесса. Некоторые из этих качеств, характеризующих различные стороны сущности, называют особыми свойствами конституции.

Требуется обратить внимание и на классификацию конституций зарубежных стран, что позволяет более полно усвоить их особенности. Ныне действующие конституции имеют разный возраст. Это дает основания разделить их на три поколения.

В наше время сохраняют свое действие немногие из конституций первого поколения — это значительная часть ныне действующей британской конституции, французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г., конституции США, Швейцарии (1874 г.), Бельгии (1831 г.), Норвегии (1814 г.), Люксембурга (1868 г.). Появление конституций первого поколения ориентировочно можно ограничить периодом с XVII по конец ХIХ века. Конституционным новшеством конституций второго поколения стало закрепление некоторых социально-экономических прав. Третье поколение составляют конституции послевоенного периода. Обращает на себя внимание подробность, с какой они излагаются.

Конституции классифицируются также по структуре или по форме, в которой они выражены. Большинство ныне действующих конституций имеют форму единого систематизированного основного закона. Существует группа конституций, структура которых образована несколькими конституционными законами (Израиль, Канада).

В теории конституционного строительства сложилась традиция, подразделяющая конституции на “писаные” и “неписаные”.

В зависимости от происхождения конституции они делятся на оригинальные и заимствованные.

В рамках раздела 3 «Основы конституционного строя» обучающимсянеобхо­димо усвоить понятия конституционного строя и его основ, основ конституционного строя Российской Федерации, а также конститу­ционных основ организации и деятельности Российского государ­ства.

Основополагающим моментом понятия «конституционный строй» является верховенство права, олицетворяемого прежде всего кон­ституцией, и закона по отношению к государству или "связанность" государства правом (законом).

Определяя основы конституционного строя, необходимо отме­тить как обеспечивается подчинение государства праву, как реа­лизуется конституционный строй.

При изложении содержания вопроса рекомендуется выделить наиболее важные из гарантий (принципов) конституционного строя, прису­щих каждому государству, имеющему конституционный строй.

Следует учитывать, что специфические условия России оказы­вают влияние на перечень и последовательность расположения ос­нов конституционного строя.

Необходимо указать объединяющую идею, положенную в основу конституционного строя России и позволяющую создать систему правовых гарантий, приемлемую для всех. При этом рекомендуется не принижать роль других важнейших принципов, лежащих в основе конституционного строя.

Конституционные основы Российского государства должны ана­лизироваться с учетом сложной структуры формы государства.

Раскрывая конституционное закрепление формы правления в России, рекомендуется особое внимание уделить определяющим признакам республиканской формы правления.

Излагая содержательную сторону формы государственного уст­ройства Российской Федерации, необходимо отметить особенности её федеративного устройства.

Характеризуя политический режим России с точки зрения его конституционного закрепления, рекомендуется отдельно рассмот­реть понятия государства как демократического и как правового.

Работу над разделом 4 «Конституционные основы государственно-территориального устройства» следует начинать с уяснения понятия формы государственного (территориально-политического) устройства и различия этих форм.

Форму государственного устройства можно обозначить как характеристику государственного строя, определяющую политико-правовой статус государства и образующих его территорий, систему взаимоотношений между ними, территориальную структуру государственной власти. По форме государственного устройства государства различаются на федерации и унитарные государства, государства, государства, признающие автономию территорий и не имеющие таковой.

При перечислении и характеристике принципов государствен­но-территориального устройства Российской Федерации рекоменду­ется особое внимание уделить содержанию принципа совмещения национальной и территориальной основ структурной организации государственного устройства России как в наибольшей мере выра­жающего специфику нашей Федерации.

При изучении темы следует учитывать особенности конститу­ционно-правового статуса различных видов субъектов Российской Федерации..

При изложении содержания вопроса крайне важно подчеркнуть равноправие всех субъектов Российской Федерации, несмотря на определенные различия в их конституционно-правовом статусе.

При изучении данного раздела необходимо дать определение поня­тия предметов ведения федерации и её субъектов. При этом ука­зать, что принцип разграничения предметов ведения и полномочий является одним из важнейших принципов, на которых базируется федеративное устройство России.

При изложении вопроса необходимо дать условное разделение предметов ведения Российской Федерации на отдельные сферы, что также способствует более глубокому усвоению содержания изла­гаемого материала.

При характеристике отдельных предметов совместного ведения Российской Федерации и её субъектов особое внимание обращается на осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бед­ствиями, эпидемиями и ликвидацию их последствий, а также защи­ту прав и свобод человека и гражданина, защиту прав националь­ных меньшинств, исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей. Освещая этот вопрос, рекомендуется определить, что означает понятие "совместное ве­дение".

Завершая изучение темы, требуется привести примеры предме­тов ведения и полномочий, осуществляемых исключительно высшими органами государственной власти субъектов Российской Федера­ции, а также отметить особенности правового регулирования во­просов, входящих в различные предметы ведения.

Признаки унитарного и федеративного устройства государства являются одним из ключевых моментов при изучении данной темы. В унитарном государстве территории, входящие в его состав, политической самостоятельности не имеют, не являются суверенными. Федерация представляет собой объединение территорий, обладающих собственной государственностью, в единое союзное государство. В отличие от унитарного государства, федерация выглядит как политически сложное государство.

При работе над темой требуется усвоить способы образования зарубежных федераций. В зависимости от этого надо различать федерации на основе союза или договорные федерации, и федерации на основе автономии, или конституционные федерации.

Принципы соотношения компетенции федеральных органов и органов государственной власти субъектов федераций в зарубежных странах являются важнейшим элементом территориальной организации публичной власти, а потому студентам следует ясно представлять себе их содержание.

Если в федерациях на одной территории сосуществуют два типа государственности, отношения между ними должны быть упорядочены, а полномочия государственных органов союза и его участников — разграничены. Применяют различные принципы разграничения компетенции.

К исключительной компетенции относятся полномочия, которыми пользуется лишь тот, за кем они закреплены. Как правило, исключительную компетенцию отдают федеральным органам. В состав исключительной компетенции союза обычно входят такие полномочия, как ведение внешней политики, оборона, объявление войны и заключение мира и т.д.

Та часть полномочий, которая не является исключительной и не оговорена каким-либо иным образом, составляет остаточную компетенцию. Остаточная компетенция обычно закрепляется за территориями в тех федерациях, которые образованы соглашением ранее независимых государств.

Большинство федераций не ограничивается делением компетенции на исключительную и остаточную. Полномочия, которыми согласованно пользуются федеральные органы и участники федерации, образуют совместную компетенцию. Для реализации совместной компетенции стороны, участвующие в федеративных отношениях, могут создавать специальные органы, обеспечивающие достижение соглашений между федерацией и ее членами.

Изучение раздела 5 «Конституционные основы правового статуса личности» предполагает уяснение главного смысла су­ществования конституций и идеи о врожденных и неотчуждаемых правах человека. Необходимо показать различие гражданского и политического общества, обусловленное дуализмом, присущим ин­дустриальному строю. Важно отметить как эта особенность нахо­дит свое закрепление в самом содержании норм конституции, ус­танавливающих права и свободы.

Объясняя понятие правового положения граждан, требуется раскрыть содержание таких категорий как субъективное право и юридическая обязанность. Также важно указать на особенности понятия конституционно-правового статуса гражданина и его от­личие от правового положения граждан.

Завершается изложение вопроса перечислением и краткой ха­рактеристикой принципов правового положения граждан в Россий­ской Федерации. При этом рекомендуется отметить роль принципов как основополагающих, коренных правовых идей.

В рамках темы необходимо раскрыть содержание понятий ос­новных прав и свобод и основных обязанностей и определить те признаки, которые отличают основные (конституционные) права и свободы от иных прав и свобод.

При изложении содержания данного вопроса важно объяснить необходимость классификации конституционных прав и свобод и указать на возможные критерии классификации. Отметив наиболь­шую распространенность классификации прав и свобод по их со­держанию, рекомендуется перечислить важнейшие права и свободы, которые включаются в такие их группы как личные, политические, социально-экономические и социально-культурные.

В заключении изложения вопроса о конституционных правах и обязанностях необходимо отметить, что выполнение обязанностей является важнейшей предпосылкой реализации основных прав и свобод, перечислить конституционные обязанности.

Целесообразно указать на связь гражданства с основами пра­вового статуса личности, её правового положения.

Освещая основания и порядок приобретения гражданства, ре­комендуется особо отметить упрощенный характер способов приоб­ретения гражданства в порядке регистрации и в результате восстановления гражданства Российской Федерации и объяснить объ­ективные причины этого.

Изучая тему «Основы правового положения личности в зарубежных странах»прежде всего необходимо исследовать современные доктрины прав и свобод личности в зарубежных странах.

Студентам надлежит знать, что в условиях демократической правовой системы (независимо от особенностей англосаксонской или, например, романо-германской, континентальной «правовой семьи») преобладает индивидуалистический подход к правам человека и гражданина, исходящий из приоритета личности перед обществом и государством. Главный акцент делается на личных и политических правах и свободах, в то время как социально-экономическим правам не уделяется особого внимания.

Подход к правам человека в мусульманском праве в значительной мере связан с религиозной и половой принадлежностью лица. Существуют преимущества для мусульман по сравнению с немусульманами (например, по конституции Сирии 1973 г. президентом республики может быть только мусульманин), по классическому мусульманскому праву мужчины имеют преимущества перед женщинами. Акцент в мусульманском праве делается не на правах человека, а на его обязанностях перед Аллахом и общиной «правоверных. Правда, классическое мусульманское право предусматривает некоторые имущественные гарантии для женщин, например в случае развода. Бывший супруг должен обеспечить ее и детей.

Далее следует обратить внимание на конституционные принципы правового статуса личности в зарубежных странах. Принцип правового статуса личности — это нормативная формула, обобщающая юридическую практику, взгляды и поведение большого числа людей, политиков, государства, его органов и чиновников по отношению к свободам и обязанностям человека.

Одним из важнейших является принцип юридического равенства, означающий, что государство и закон одинаково относятся к каждому гражданину, не признают привилегий и не устанавливают правоограничений в связи с его происхождением, религией, национальностью, расой, полом, социальным и имущественным положением, участием в политических организациях.

Следует различать правовую дискриминацию и дифференцированное правовое регулирование, которое обнаруживается в том, что государство и закон неодинаково относятся к различным категориям людей. Дифференциацию устанавливают в случаях, когда политический режим вынужден поддерживать или стремится сохранить традиционную сословную, племенную структуру общества, защитить господство привилегированных групп, рас, сословий и т.д.

Большое значение для студентов в процессе изучения данной темы представляет классификация и содержание конституционных прав и свобод личности в зарубежных странах. Фундаментальные права образуют наиболее важное пространство личной свободы. Их защита является главной задачей конституционного государства. Оно обязуется обеспечивать и охранять эти права безусловно, независимо от политических и прочих обстоятельств. Права, которые не входит в число фундаментальных, можно считать переменными. Демократическое государство, как правило, не принимает на себя бесспорную обязанность гарантировать переменные права. Французская Декларация 1789 г. провела разграничение между правами человека и правами гражданина.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 29; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.63.87 (0.079 с.)