Классический период древнегреческой литературы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классический период древнегреческой литературы



Утверждение культа Диониса, общенародные празднества в честь бога и появление в Древней Греции театра. Устройство античного театра, 5 век до н.э. – век расцвета греческой драмы. Эволюция трагедии в творчестве Эсхила, Софокла и Еврипида. Структурные особенности греческой трагедии, опора на мифы. Возникновение греческой комедии, связь с культом плодородия. Аристофан как выдающийся представитель древнеаттической комедии. Трактовка настоящего в комедиях Аристофана. Возникновение древнегреческой прозы (историография, риторика, философская проза).

 

Тема 4.

Эллинизм и римско-эллинистический период древнегреческой литературы.

Эллинистический период греческой истории. Новые исторические условия бытования греческой культуры (военно-бюрократическая монархия). Александрийская школа поэтов (Каллимах). Жанр идиллии (Феокрит). «Учёный эпос» Аполлония Родосского. Новоаттическая комедия (Менандр). Древнегреческая литература периода римского владычества. Историография (Плутарх). Сатирический пафос творчества Лукиана. Любовно-буколический роман Лонга.

 

Тема 5.

Римская литература эпохи Республики

Историческая роль Рима. Своеобразие римской литературы. Индивидуализм, интенсивность внутренних переживаний. Роль эпикуреизма, стоицизма и скептицизма в истории римской культуры. Влияние греческой культуры на Древний Рим. Периодизация римской литературы. Ранняя литература Древнего Рима. Своеобразие театра в Риме. Особенности римской комедии, её основные жанры (паллиата, тогата) Римская литература периода гражданских войн. Проза Цезаря, Цицерона. Школа неотериков. Лирика Катулла. Лукреций и его философская поэма «О природе вещей».

Тема 6-7.

Римская литература эпохи Империи

Римская литература в период перехода от республики к империи. «Золотой век» римской литературы. Роль Гая Цильния Мецената в возвышении литературы как главного носителя идей Августа. Жизнь и творчество Вергилия. Мифология и история в поэме «Энеида». Система персонажей. Этический идеал в поэме Вергилия. Жизнь и творчество Горация. Философские и политические воззрения, их эволюция. Гораций как теоретик литературы; эстетическая программа в «Науке поэзии» («Послание Писонам»). Жизнь и творчество Овидия. Особенности композиции, переосмысление мифологических образов в поэме «Метаморфозы». Общая характеристика римской литературы «серебряного века». Луций Анней Сенека и его время. Своеобразие «драмы для чтения». Расцвет сатиры в творчестве Ювенала и Марциала.Художественные особенности римского романа («Сатирикон» Петрония и «Метаморфозы, или Золотой осёл» Апулея). Римская басня, влияние Эзопа на Федра. «Эзопов язык». Значение римской литературы.

 

Тема 8.

Литература Средневековья. Германо-скандинавская мифология.

Исторические условия перехода Европы от античности к Средневековью. Картина мира, влияние на неё христианства. Роль молодых варварских народов в формировании средневековой литературы. Три фактора, оказавших воздействие на средневековую культуру: традиции народного творчества, опирающиеся на языческую мифологию новых народов, воздействие античного мира и христианства. Периодизация средневековой литературы. Латинская литература как единственная письменная литература Раннего Средневековья. Клерикальные и светские тенденции, основные жанры и представители. Народная поэзия, мифы и предания Раннего Средневековья. Кельтский эпос, основные мотивы и образы, своеобразие художественной формы. Исландская эпическая традиция. Сага как синтез правды и вымысла; эпический синкретизм. Герой в саге. Понятие «сага». «Старшая Эдда» и «Младшая Эдда» Снорри Стурлусона как памятники древнеисландской культуры. Основные жанры, мотивы и образы в «Старшей Эдде». Представление о герое и героическом, особенности изображения богов и великанов в «Старшей Эдде». Особенности скальдической поэзии.

Учебник: Алексеев М.П., Жирмунский В.М., Мокульский С.С., Смирнов А.А. История зарубежной литературы. Средние века. Возрождение. – М., 1987. – Раздел I.

  • Введение. – С. 8-16.
  • Глава 1-2-3. – С. 17-42.

Методическое пособие: Постовая Н.С., Рижкова Л.А. Методическое пособие к курсу «История зарубежной литературы: Средневековье – Возрождение» – Донецк: ДонНУ, 2010.

  • Эпоха Средневековья. – С. 10-15.
  • Раннее Средневековье и литература (III-IV – X вв.). – С. 19-20.

Художественные тексты: Зарубежная литература Средних веков. Хрестоматия / Сост. Б.И. Пуришев. – М.: Высшая школа, 2004.

  • Бой Кухулина с Фердиадом. – С. 92-103.
  • Прорицание вёльвы. – С. 114-121.

Справочная литература: Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2-х т. –Т. 1 – А.-М. / Под ред. Токарева С.А. – М.: Сов. энциклопедия, 1991.

  • Кельтская мифология. – С. 633-637.
  • Германо-скандинавская мифология. – С. 284-292.

Тема 9.

Героический эпос Высокого Средневековья. Рыцарская литература

Завершение процесса формирования феодальных отношений. Основные сословия: духовенство, король и рыцарство, крестьянство, иерархичность социальных отношений. Формирование литературы на романских и германских языках. Основные литературные пласты: духовная литература на латинском языке, куртуазная и городская литература на языках новых народов. Героический эпос Зрелого Средневековья, отличия от эпоса Раннего Средневековья. Предания о старине как основа нового эпоса. Разнообразие нового эпоса. Верность родной земле, всему коллективу, целому, вассальной этике. Художественное своеобразие нового эпоса (замена ассонанса или аллитерации на рифму, стилевая гибкость и др.). Своеобразие куртуазной (придворной) или рыцарской литературы. Отражение в куртуазной литературе светской идеологии феодального мира (честь, верность рыцаря христианству, своему сюзерену и своей избраннице). Любовная лирика трубадуров, труверов и миннезингеров. Культ Прекрасной Дамы в куртуазной лирике. Основные жанры (альба, кансона, тенсона, баллада и др.). Куртуазный/рыцарский роман и его тяготение к вымыслу, фантастике, экзотике, к частной судьбе героев. Хронотоп дороги и его своеобразие. Роман «Тристан и Изольда» как эталон жанра.

Учебник: Алексеев М.П., Жирмунский В.М., Мокульский С.С., Смирнов А.А. История зарубежной литературы. Средние века. Возрождение. – М., 1987. – Раздел II, III.

• Глава 5. – С. 45-50.

• Глава 6-7-8. – С. 64-94.

• Глава 9. – С. 74-84

• Глава 10. – С. 84-90 (миннезанг, Вальтер фон дер Фогельвейде); 91-92 (Тангейзер, Генрих фон Офтердинген).

• Глава 11. – С. 92-100 (рыцарский роман, Кретьен де Труа); 102 (Вольфрам фон Эшенбах).

• Глава 12. – С. 105-108.

• Глава 14. – С. 121-122 (ваганты)

Методическое пособие: Постовая Н.С., Рижкова Л.А. Методическое пособие к курсу «История зарубежной литературы: Средневековье – Возрождение» – Донецк: ДонНУ, 2010.

• Раннее Средневековье и литература (III-IV – X вв.). – С. 16-18.

• Зрелое Средневековье и литература (XI – XIII вв.) – С. 21-24, 27-28.

· Зрелое Средневековье и литература (XI-XIII вв.). – С. 28-30.

• Позднее Средневековье и литература XIV-XV вв. – С. 30-33.

Художественные тексты:

в полном объеме:

  • «Песнь о нибелунгах» (текст в полном объеме, любое издание или http://www.fbit.ru/free/myth/texty/pnibelun/home.htm)

по хрестоматии (Зарубежная литература Средних веков. Хрестоматия / Сост. Б.И. Пуришев. – М.: Высшая школа, 2004):

• Саксон Грамматик. Деяния датчан. Сага о Гамлете. – С. 70-80.

• Поэзия вагантов. – С. 43-54.

• Песнь о Роланде. – С. 194-248.

· по хрестоматии (Зарубежная литература Средних веков. Хрестоматия / Сост. Б.И. Пуришев. – М.: Высшая школа, 2004):

• Лирика трубадуров. – С. 170-186.

• Мария Французская. О жимолости. – С. 266-268.

• Кретьен де Труа. Роман о Тристане. – 309-319.

• Вольфрам фон Эшенбах. Парцифаль. – С. 472-476.

• Готфрид Страсбургский. Тристан и Изольда. – С.476-481.

Тема 10.

Литература позднего Средневековья

Формирование городской литературы. Отказ от возвышенной идеализации феодального мира, сатирическая и дидактическая направленность городской литературы. Основные жанры городской литературы: фаблио/шванк, «животный эпос», дидактическая и аллегорическая поэзия («Роман о Розе»). Возникновение средневекового театра. Влияние церкви на средневековую драматургию. Основные жанры (мистерия, моралите, миракль). Комические пьесы (фарс, фастнахтшпили, соти). Поэзия мейстерзингеров в Германии. Творчество величайшего французского поэта Средневековья Франсуа Вийона. Вклад литературы Средневековья в мировую культуру.

Проторенессанс/Предвозрождение как уникальный этап развития в итальянской литературе. «Божественная комедия» Данте как произведение последнего поэта Средневековья и первого поэта Возрождения. Символика, аллегоризм поэмы, магия чисел, трёхчастное построение, обращение к средневековому жанру видения и в то же время новые акценты в картине мира, особенности в понимании человека и его места. Эпоха Возрождения в Италии. 

Учебник: Алексеев М.П., Жирмунский В.М., Мокульский С.С., Смирнов А.А. История зарубежной литературы. Средние века. Возрождение. – М., 1987. – Раздел IV, V, IX.

· Глава 14. – С. 125-127 (Вийон).

· Глава 17. – С. 148-163 (Данте).

· Глава 39. – С. 327-332 (Чосер).

Методическое пособие: Постовая Н.С., Рижкова Л.А. Методическое пособие к курсу «История зарубежной литературы: Средневековье – Возрождение» – Донецк: ДонНУ, 2010.

· Заключение. – С. 33-37.     

· О крестовых походах (время креста). – С. 37-38.

Художественные тексты:

в полном объеме:

• Данте. Божественная комедия («Ад») (текст в полном объеме, любое издание или http://lib.ru/POEZIQ/DANTE/comedy.txt).

по хрестоматии (Зарубежная литература Средних веков. Хрестоматия / Сост. Б.И. Пуришев. – М.: Высшая школа, 2004):

· Вийон. – С. 393-400.

· Чосер. Из «Кентерберийских рассказов». – С. 687-713.

 

Тема 11.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.67.26 (0.013 с.)