Монархия — форма правления, при которой верховная власть в государстве принадлежит полностью, частично или номинально (Т. Е. Только «на бумаге») единоличному правителю (обычно наследственному). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Монархия — форма правления, при которой верховная власть в государстве принадлежит полностью, частично или номинально (Т. Е. Только «на бумаге») единоличному правителю (обычно наследственному).



Монархию разделяют на два вида:

Абсолютная монархия — монархия, предполагающая неограниченную власть монарха. При абсолютной монархии возможные существующие органы власти полностью подотчётны монарху, а воля народа официально может выражаться максимум через совещательный орган.

Конституционная монархия — монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией, неписаным правом или традициями.
Конституционная монархия существует в двух формах:

Парламентарная монархия. Это вид конституционной монархии, в которой монарх не обладает властью и выполняет только представительную функцию.

Дуалистическая монархия. Это вид конституционной монархии, в которой власть монарха ограничена конституцией и парламентом в законодательной области, но в заданных ими рамках монарх обладает полной свободой принятия решений.

Республика — это форма правления, при которой источником власти признается народ и формирование высших органов власти осуществляется путем выборов.

Современное государствоведение различает следующие виды республиканской формы правления:

Парламентская республика (парламентарная) — форма государственного правления, при которой правительство формируется парламентом и ответственно перед ним.

Президентская республика — форма правления, при которой правительство формируется всенародно избранным президентом и ответственно перед ним.

Смешанная республика (полупрезидентская, полупарламентская, президентско-парламентская) — форма государственного правления, находящаяся между президентской и парламентарной республиками.

 Республика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления. Согласно Конституции, страна утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.

Президентская форма правления была установлена в РК 24 апреля 1990 г. Именно в этот день был принят закон об учреждении поста президента Казахской ССР [1].

Данная форма стала распространяться и в других странах Центральной Азии, которые ранее входили в Союз ССР. Этот выбор связан с многовековыми традициями региональной политической культуры, а также советским наследием с ярко выраженной персонификацией власти. Не случайно после обретения суверенитета в государственном устройстве стран СНГ сохранились такие черты, как концентрация власти на вершине исполнительной вертикали и иерархичность. В то же время при прочих условиях исход политических процессов, как известно, во многом определяют политико-культурные нормы, ценности и установки.

В Казахстане закреплено особое положение Президента в системе разделения власти и механизме сдержек и противовесов. Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент избирается всенародно, он является выразителем общенационального интереса. Можно сказать, что Президент РК стоит над всеми ветвями власти.

 

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО.

Правовое государство предполагает такую форму организации и функционирования государственной власти, при которой обеспечено верховенство норм права, закона, которым неукоснительно следуют государство, общество, индивид.

Правовое государство опирается на ряд основополагающих принципов.

1. Верховенство правового закона - предполагает, с одной стороны, его господство во всех сферах общества, с другой стороны - соответствие всех правовых актов духу и букве основного закона - Конституции.

2. Реальная гарантированность прав и свобод человека, их охрана и возможность свободного развития. Принцип обеспечивается невмешательством государства в дела гражданского обществу наряду с признанием не отчуждаемости личных прав и свобод.

3. Взаимная ответственность государства и личности. Государство и личность в равной степени несут ответственность за свои действия перед законом. Их действия охватываются формулой: «Все, что не запрещено индивиду, ему разрешено. Все, что не разрешено власти, ей запрещено».

4. Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

5. Наличие эффективной системы контроля и надзора за осуществлением закона. Принцип проводится в жизнь посредством независимых органов суда, прокуратуры, арбитража, налоговых служб, счетной палаты, правозащитных организаций, СМИ.

Правовому государству присущи следующие признаки, которые взаимосвязаны и вытекают из его принципов.

1. Идея народного суверенитета, закрепленного конституционно. Правовое государство концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну.

2. Наличие развитого гражданского общества, защищающего неотчуждаемые права человека. Недопустима патерналистская установка: государство наделяет правами и свободами граждан - они имманентно присущи людям.

3. Создание институтов демократии, препятствующих сосредоточению власти в руках одного лица или органа.

4. Независимость, автономность и возвышение суда как одного из гарантов правовой государственности и прав человека. Любые органы власти, любое должностное лицо и любой гражданин в равной степени подконтрольны суду.

5. Исключение любых форм деспотизма и диктатуры, от кого бы ни исходила, правовая защита человека от произвола чиновников и государства.

6. Участие граждан в управлении государством посредством механизмов демократии. Наличие возможности реального воздействия общества на характер деятельности ветвей власти.

7. Сознательное и добровольное самоограничение граждан в своих правах и свободах в пользу закона.

8. Наличие высокого уровня политической и правовой культуры граждан, основанной на принципе плюрализма и альтернативных источниках информации.

Идея правового государства возникла давно, однако целостная концепция сложилась только в период становления буржуазного общества, когда усилилась всесторонняя критика феодального произвола и беззакония, решительно осуждалась безответственность органов власти перед обществом. Так, о власти закона, одинакового для всех граждан, говорил в VI в. до н.э. древ­негреческий архонт Солон. О соотношении естественных прав че­ловека и законов государства писали Аристотель и Цицерон. В Древнем Риме возникли, например, такие зачатки правовой госу­дарственности, как разделение властей. Концепция же правового государства в основополагающих чертах сложилась в XVII—XIX вв. в работах Локка, Монтескье, Канта, Джефферсона и других теоре­тиков либерализма. Сам термин «правовое государство» оконча­тельно утвердился в трудах немецких юристов — Т. К. Велькера, Р. фон Моля и других. Различные теории правового государства базируются на концепции гражданского общества. Это означает, что в правовом государстве по отношению к гражданам действует принцип: «Разрешено все то, что не запрещено законом». Метод же дозволения применяется здесь лишь по отношению к самому государству, которое обяза­но действовать в пределах дозволенного — формально зафикси­рованных полномочий;

Не каждое государство, в котором есть правовая система и законодательство, можно считать правовым. Процесс законотворчества может быть направлен на обеспечение антидемократических, деспотических форм правления. В авторитарных и тоталитарных режимах с мнимым конституционализмом лишь провозглашаются права и свободы. Поэтому во взаимоотношениях правового государства и личности должен господствовать приоритет прав человека, закрепленный конституционно, который не может быть нарушен законодателем и представителями других органов государственной власти.

Существует ряд документов, признанных мировым сообществом, соблюдение которых позволяет говорить о правовых отношениях в обществе. К ним относятся Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г., Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. и др.

 

 23. СОЦИА́ЛЬНОЕ ГОСУДА́РСТВО

  Социальное государство - это государство, которое признает человека высшей ценностью и с целью обеспечения каждому достойного уровня жизни и других социальных прав осуществляет перераспределение общественных благ в соответствии с принципами социальной справедливости, солидарности и субсидиарности.

Само понятие "социальное государство" появляется в научной литературе в середине XIX в. в трудах немецких ученых под влиянием философии Г. В. Ф. Гегеля. Считается, что впервые социальное государство упоминается в 1842 в работе Лоренца фон Штайна "Социализм и коммунизм в современной Франции". По его мнению, социальное государство должно, во-первых, поддерживать равенство в правах для различных общественных классов, отдельных индивидов; во-вторых, способствовать общественному, в частности экономической, прогресса. Социальное государство прежде всего была назначена обуздать социальный конфликт, смягчить противоречия между классами, порожденные социальной, прежде всего материальной, неравенством.

В современных условиях социальная государство ответственно за создание реальных условий личного развития, прежде всего возможностей образования, приобретение других социальных благ. Тем самым она способствует свободному развитию личности, работает на достижение главной цели правового государства - обеспечение прав каждого человека.

Основными признаками социального государства являются:

1) провозглашение человека высшей ценностью. Это означает, что любые другие ценности (политические, религиозные, идеологические, имущественные) не могут иметь приоритет над ценностью жизни и здоровья, чести и достоинства, неприкосновенности и безопасности человека;

2) специфическая направленность на обеспечение социальных прав, то есть прав человека на социальное и медицинское обеспечение, труд, отдых, жилье, образование и др. Эти права имеют целью обеспечить каждому человеку достаточный (достойный) уровень жизни, то есть предоставить возможности, необходимые для ее нормального физиологического, материального и духовного существования и свободного развития.

Вместе с тем объем, в котором государство может гарантировать эти права, зависит от ее социально-экономических возможностей. Предусмотренных законом социально-экономические права не являются абсолютными. Механизм реализации этих прав может быть изменен государством, в частности из-за невозможности их достаточного финансового обеспечения путем пропорционального перераспределения средств с целью сохранения баланса интересов всего общества. Однако неотделимость и категоричность этих прав в любом случае не могут ставиться под сомнение;

3) социальное государство основывается на принципах солидарности, социальной ответственности, социальной справедливости и субсидиарности. Так, солидарность и социальная ответственность обусловливают обязанности, которые человеческое сообщество имеет относительно каждого своего члена и которые каждый член этого сообщества имеет относительно нее («один за всех и все за одного "). Социальная справедливость позволяет объединениям и отдельным лицам при распределении общественных благ получать то, на что они имеют право. В соответствии с принципом субсидиарности вмешательства государства нужно только в том случае, если общественное саморегулирование не удовлетворяет требованиям социальной справедливости, лицо не способно самостоятельно обеспечить себе достойный уровень жизни;

4) обеспечение перераспределения общественных благ. Социальное государство корректирует первоначальное распределение общественных благ, который является следствием функционирования рынка, перераспределяет эти блага между социальными группами. Это перераспределение позволяет обеспечить всем членам общества достойный уровень жизни; кроме того, он направлен на предупреждение значительного социального неравенства;

5) существование социальных обязанностей государства в отношении своих граждан, которые включают три составляющие:

а) обязанность политики социального обеспечения, которая направлена на поддержание уровня доходов тех членов общества, которые нуждаются в помощи (семьи с детьми, малообеспеченные, инвалиды, пожилые люди и др.);

6) обязанность политики социального страхования, которая предусматривает распределение рисков между всеми членами общества, уплату взносов и оказания помощи при наступлении страхового случая;

в) обязанность политики обеспечения социального мира, которая имеет целью создание в обществе наиболее благоприятного социального климата, улаживания социальных конфликтов, предполагает активное использование идеи социального партнерства (отношения между рабочими и работодателями посредством государства - поддержание баланса интересов в сферах экономики, занятости, оплаты труда и др.).

Выполнение этих обязанностей предполагает наличие развитого социального законодательства. С его помощью государство проводит свою социальную политику, которая охватывает реализацию демографической политики, политики в области образования, трудовых отношений, занятости и миграции населения, пенсионного обеспечения, социального, в том числе медицинского, страхование, предоставление социальных услуг и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.60 (0.018 с.)