Кафедра гражданского права и процесса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра гражданского права и процесса



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВО «ТУВИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА И ПРОЦЕССА

ОТЧЕТ

О ПРОХОЖДЕНИИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ  ПРАКТИКИ

ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 40.04.01. «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»

 

Место прохождения практики  Верховный Хурал Республики Тыва _____________

 

Сроки прохождения практики с «» декабря 2021 г. по «30» августа 2021 г.

                                               с «» января 2021 г. по «»         2021 г.

 

 

Бакалавра   2 курса Юридического факультета Тувинского государственного университета
Конгар Сергея Валерьевича
Руководитель по месту прохождения практики Начальник Кадрового
_Начальник правового управления______________________________________ Должность
___________________________________________ ФИО руководителя от организации
Руководитель практики от кафедры
Канзай ____________ ФИО руководителя от кафедры

 

Отчет по практике сдан «____»_____________________2021 г.

Отчет защищен «_____»_______________________2021 г.

Оценка ___________________________

Руководитель ______________________

Тувинский государственный Университет Республики Тыва

 

Цель прохождения практики - изучение темы:

 Изучение Законодательного и нормативно - правового обеспечения деятельности  Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва в системе органов публичной власти Российской федерации и Республики Тыва.

Предметом исследования является основные направления и задачи деятельности Верховного Хурала и его структурного подразделения отдела кадров и государственной службы управления делами Аппарата Верховного хурала (парламента) Республики Тыва.

 

Место прохождения практики

Аппарат Верховного Хурала, его структурное подразделение

 

                                                                      Адрес Ленина 32

 

                                        

 

г. Кызыл

Ноябрь 2021г.

Содержание

План-график прохождения  практики…………………………………………..3

Дневник научно-исследовательской практики…………………………………4

Характеристика…………………………………………………………………..13

Введение………………………………………………………………………….14

1. История парламентаризма в Республике Тыва……………………………..18

2. Общая характеристика организации ………………………………………..31

3. Отчет о деятельности Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва за 2020 год………………………………………………………………………..44

Заключение……………………………………………………………………….53

Список использованных источников и литературы…………………………...58

 

План-график прохождения научно-исследовательской практики

Наименования деятельности Срок исполнения
1. Общее ознакомление с местом прохождения практики. 1 день
2. Определение перечня Законов и изучение нормативных и правовых актов (в т.ч. локальных), регулирующих деятельность Верховного Хурала (парламента). Составление перечня. 1 день
3. Изучение Законов и Нормативно- правовой базы, регулирующей деятельность парламента. Изучение Регламента,  структуры управления, основными функциями отделов. 5 дней
4. Изучение делопроизводства, порядка приема и учета граждан, сроков и качества разрешения их жалоб и предложений. 1 день
5. Оформление законопроектов. постоянно
6. Выполнение поручения руководителя практики по месту прохождения. постоянно
7. Составление проектов процессуальных документов. постоянно
8. Составление заключения по анализу законодательных инициатив. Составление отчета о прохождении научно-исследовательской практики. заключения
9. Участие в парламентских заседаниях. 5 дней

ХАРАКТЕРИСТИКА

На бакалавра 2 курса Юридического Факультета

Тувинского государственного университета

Конгар Сергея Валерьевича

 

Конгар Сергей Валерьевич проходил научно-исследовательскую практику в период с 2 августа  по 28 августа  2021 года в Верховном Хурале Республики Тыва в  Правовом управлении, отделе кадров и государственной службы управления делами Аппарата Верховного хурала (парламента) Республики Тыва. За период прохождения научно-исследовательской практики показала себя грамотным, инициативным и трудолюбивым работником.

Во время научно-исследовательской практики Сергей Валерьевич ознакомился с организацией работы, изучал нормативно-правовую базу ведения делопроизводства, инструкции, положения, которые регулируют правовые и кадровые отношения в Аппарате Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва. Работал совместно с руководителем практики с документами, касающимися законодательного производства Верховного Хурала, присутствовал на заседаниях комитетов парламента, изучал нормативные правовые акты, регулирующие деятельность парламента в Российской Федерации и Республики Тыва.

Сергей Конгар  проявил профессиональные навыки, ознакомился  с юридической литературой. Получил практические знания по применению Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Тыва, Федерального законодательства, Конституционных Законов,  лежащих  в основе деятельности Верховного Хурала Республики Тыва.

Практикант  во взаимоотношениях с коллективом отдела проявил себя  доброжелательным, исполнительным, дисциплинированным человеком. Порученные задания выполнял грамотно и в установленный срок, нарушений трудовой дисциплины и служебной этики не допускал, к исполнению возложенных на него поручений относился добросовестно. Продемонстрировал хорошие знания и практическую подготовленность.

За добросовестное выполнение к порученным обязанностям, Сергей Валерьевич получила положительные отзывы от руководства Верховного Хурала Республики Тыва.

Считаю, что прохождение научно-исследовательской практики Конгар Сергея Валерьевич, на основании выполнения программы учебной практики, работы с руководителем практики и отчета о проделанной работы  может быть зачтено, и оценено на «отлично».

 

Руководитель практики: __________________ / _______________________/

 

 

 

Введение

 

Данная работа представляет собой аналитический отчет о прохождении производственной  практики в Верховном Хурале (парламенте)  Республики Тыва.

Данная практика проводится в соответствии с учебным планом и требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Исследовательская практика имеет цель обеспечить студента необходимыми навыками, закрепить те знания, которые поучены в процессе обучения в университете, а также сбор, систематизация и обобщение материалов, получение возможности использовать опыт, накопленный при прохождении практики.

Целью прохождения практики является закрепление и расширение теоретических и практических знаний, систематизация знаний специальных предметов, приобретение навыков решения практических задач и развитие профессионального мышления.

 

         Раздел 1. Основные задачи практики:

- Изучить историю развития парламентаризма Республики Тыва

- Изучение полномочий Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва, в соответствии Конституцией Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года;

- Изучение полномочий Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва, в соответствии Конституцией Республики Тыва, от 6 мая 2001 года

(в редакции от 28.12.2020 года)

- Изучение проекта закона Российской Федерации № 125631 -7, внесенным сенатором Российской Федерации А.А.Клишасом, Депутатом Государственной Думы П.В.Крашенинниковым, принятым в первом чтении Государственной Думой в ноябре 2021 года, одобренной в Верховном Хурале (парламенте) Республики Тыва;

 - приобрести первоначальные теоретические знания о структуре, задачах и деятельности Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва;

- ознакомить с  структурой, функциями и задачами Верховного Хурала Республики Тыва, его взаимодействии с другими структурными подразделениями и иными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления;

- расширить на базе получаемых знаний кругозор и компетентность  в области законодательного дела.

 

Компетенции формируемые в результате прохождения производственной практики:

- Понимание и знание истории становления (этапов и периодов) парламентаризма Тувы;

-  приобретение навыков в технике разработки нормативных правовых актов,  в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности;

- способность  работать с документами, обеспечивающими  соблюдение законодательства субъектами права;

- умение  применять законодательные и нормативные правовые акты, в профессиональной деятельности;

- способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;

- готовность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актовобретение навыков принимать оптимальные управленческие решения;

- приобретать практические знания, умения и навыки в правовом законодательстве: воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности.

Периоды прохождения практики – с 2 августа по 16 августа 2021 года (основной период). С 1 по ноября по 19 ноября выполнение доработок по замечаниям руководителя практики. Оформление и получение оценки руководителя практики;

 

Организационные выводы, в соответствии с целями отчета

Настоящая  практика мною была пройдена в Правовом управлении, отделе кадров и государственной службы управления делами Аппарата Верховного хурала (парламента) Республики Тыва в качестве помощника специалиста.

Цель настоящего отчета – проведение диагностики выполненной работы в процессе прохождения практики, анализ практических заданий, поставленных во время прохождения практики и их решения.

Объектом исследования выступает деятельность Верховного Хурала Республики Тыва. Изучение Законодательных и правовых основ, определяющих полномочия парламента и организационной структуры обеспечивающей его работу.

Предметом исследования является основные направления и задачи деятельности Верховного Хурала и его структурного подразделения отдела кадров и государственной службы управления делами Аппарата Верховного хурала (парламента) Республики Тыва.

На основе данной цели поставлены следующие задачи исследования:

- изучить историю парламентаризма Республики Тыва

- изучить  Законодательство и нормативно - правовое обеспечение деятельности Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва в системе органов публичной власти Российской федерации и Республики Тыва.

- изучить общую характеристику Верховного Хурала РТ;

- рассмотреть структурную организацию Верховного Хурала РТ;

- изучить общие положения деятельности Верховного Хурала РТ.

 

Раздел 1. История парламентаризма в Республике Тыва

 

Первое официальное оформление тувинский парламентаризм получил 15 августа 1921 года на Всетувинском Учредительном Хурале, когда было провозглашено создание тувинского государства: Республики Танну-Тува Улус (Тувинская Народная Республика). Тогда же была принята первая Конституция Тувы. Первый Учредительный Хурал можно назвать прообразом первого парламента Тувы. Таким образом, парламент Тувы не является относительно молодым органом государственной власти в истории региона.

По прошествии стольких лет мы не перестаем удивляться мудрости и прозорливости наших предшественников. Прежде всего, конечно, речь идет о роли нойона Даа кожууна Монгуша Буян-Бадыргы, председательствовавшего на Учредительном Хурале, и члене советской делегации - представителе сибревкома Иннокентии Сафьянове.

В первой Конституции Тувы было прописано, что республика самостоятельна в своих внутренних делах, а в международных отношениях выступает под покровительством Советской России. В Основном Законе впервые были узаконены такие незыблемые ценности демократического общества, как равенство всех граждан перед законом, приоритетность просвещения, поднятие культурного уровня, здравоохранения, свобода вероисповедания и другие.

Тувинское государство исторически зарождалось и изначально формировалось как парламентская республика. Верховная и законодательная власти принадлежали съезду всех кожуунов - Народному Хуралу, позже переименованному в Великий Хурал. Как показали дальнейшие события, первая Конституция республики была далека от совершенства, но она выполнила свою основную функцию - провозгласила новое государство, установила вертикаль власти.

Пережившая гражданскую войну, Тува переходила на новый путь развития. Ее руководителями в большинстве были выходцы из прежней правящей элиты. Зарождение и становление институтов проходило под большим влиянием Советской России, и в то же время - стремлением тувинского народа к традиционным ценностям.

Первое заседание Великого Хурала состоялось в 1923 году. На нем была принята вторая Конституция молодой республики. «Аратские массы, - говорится в ней, - получили свободу и независимость, взяли власть в свои руки...».

В отличие от Конституции 1921 года, в тексте данной Конституции целый ряд статей посвящены избирательным правам. Таким правом обладали граждане в возрасте от 20 лет и старше, независимо от пола. Но статья четвертая ограничивала в избирательных правах «религиозных слушателей, слишком престарелых граждан».

Основной закон 1923 года по-иному трактовал и создание органов власти. На местах образовались сельские Советы. Общее собрание сумона (села) направляло на хошунную (районную) избирательную конференцию от больших сумонов по 10 делегатов, от маленьких - по 5. Вся полнота власти в Тувинской Народной Республике принадлежала хуралу представителей аратов. Он созывался раз в год и решал все дела, имевшие общегосударственное значение. Хурал избирал правительство, обладавшее полнотой власти в период между заседаний хуралов.

В дальнейшем Великие Хуралы в течение ряда лет созывались ежегодно. Новый импульс развитию тувинского государства придал второй Великий Хурал, состоявшийся 6 октября 1924 года. Новой Конституцией были внесены изменения в избирательную систему, более четко определена структура центральных и местных органов государственной власти. Верховной властью наделялся Великий Хурал (парламент), а в промежутках между его заседаниями - Малый Хурал (предпарламент), который избирался на Великом Хурале. Постоянным рабочим органом между сессиями Великого Хурала являлся его Президиум.

Был конституционно закреплен статус Совета Министров, как высшего исполнительного органа власти. Примечательно то, что его состав формировался путем избрания членов правительства из числа делегатов Малого Хурала. Выборы в органы власти стали многоступенчатыми. На общих сумонных собраниях выбирались сумонные управления и делегаты Великого Хурала. В работе высшего законодательного органа республики участвовали по одному представителю от каждых пятидесяти хозяйств.

Новая Конституция Тувы определила тувинское государство как демократически парламентскую республику.

Первым Председателем Президиума Малого Хурала был Куулар Дондук Дажы оглу. Он был прекрасным знатоком истории Тувы, свободно ориентировался в политических течениях Китая и Монголии, руководил дипломатическими миссиями. В 1925-1929 годах Куулар Дондук занимал пост Главы тувинского правительства.

Государственное устройство Тувинской Народной Республики сопровождалось большими трудностями. В период с 1921-го по 1930-ый годы были приняты четыре Конституции, последняя из которых устанавливала, что к числу верховных органов власти в государстве относятся Великий Хурал, избираемый ими Малый Хурал и Президиум Малого Хурала. Великий Хурал созывался один раз в год, Малый - не реже двух раз в год. Декларировалось верховенство закона: и Великий, и Малый Хуралы имели право отменять постановления местных органов власти, входящих в противоречие с постановлениями верховных органов. Правительство формировалось Малым Хуралом.

Отметим, что каждая новая Конституция все больше урезала права и возможности прежней правящей элиты Тувы путем избрания в ее структуру представителей аратства. Начались массовые «чистки» в партийных и государственных органах. Президиум Малого Хурала и Совет Министров лишили избирательных прав все «эксплуататорские элементы», в том числе баев, лам и шаманов. Началась массовая коллективизация. В этом плане особое внимание заслуживает Третья чрезвычайная сессия Президиума Малого Хурала. В период коллективизации, когда были допущены известные «перегибы», приведшие к возмущениям аратов, делегаты Хурала сыграли большую роль в стабилизации ситуации. Они осудили борьбу с зажиточными хозяйствами и ущемление середняцких аратских хозяйств, оскорбление религиозных чувств населения, признав это политической ошибкой. В итоге было принято решение о переходе к новому «политико-хозяйственному курсу», главным принципом которого провозглашалось поощрение частно-хозяйственной инициативы граждан.

Сложная и противоречивая политическая обстановка стала причиной усиленной ротации руководителей республики. Так, в этот период на посту председателя Совета Министров работали М. Буян-Бадыргы, М. Лопсан-Осур, С. Идам-Сюрюн, С. Оруйгу, К. Дондук, Баир. Председателями Малого Хурала были Куулар Дондук, Монгуш Нимажап, Адыг-Тюлюш Хемчик-оол, Адыг-Тюлюш Чульдум, а с 1938-го по 1940-ой годы на этом посту работал Оюн Полат, бывший министр внутренних дел. Доминирующая роль в политической и правовой системе тогда принадлежал Центральному Комитету Тувинской Народно-Революционной партии. Появились «скорые суды». Многих постигла трагическая участь, в их числе - ряд лидеров нации, передовые люди своего времени: один из основателей Тувинской Народной Республики Монгуш Буян-Бадыргы, бывшие председатели Президиума Малого Хурала Куулар Дондук, Монгуш Нимажап, Адыг-Тюлюш Хемчик-оол.

Нельзя подходить к событиям прошлого исключительно с меркой сегодняшнего дня. Но репрессии 30-ых годов - это однозначно трагическая страница в политической истории Тувы.

В целом, в отношении данного периода можно сделать вывод, что депутаты Великого Хурала Тувинской Народной Республики, по сути не имея соответствующего опыта, успешно справились с поставленными перед ними задачами. Ими были разработаны и приняты основные законы, обеспечившие образование и дальнейшее развитие молодой республики.

В период с 1940 по 1944 годы председателем Президиума Малого Хурала работала Хертек Амырбитовна Анчымаа-Тока. Она была первой женщиной в мире, которая стала председателем парламента, а по сути – главой государства. На государственных документах правом первой подписи владела Х.А. Анчымаа-Тока, как Председатель Президиума Малого Хурала трудящихся ТНР, вторым подписывался секретарь ЦК Тувинской Народно-Революционной партии С.К. Тока и только третьим - Председатель Совета Министров ТНР.

В те годы в конституционном строительстве молодого государства широко использовался советский опыт. В 1941 году принята пятая по счету Конституция Тувинской Народной Республики, где в государстве было провозглашено строительство социализма путем некапиталистического развития.

Великий Хурал Тувинской Народной Республики созывался один раз в три года. Формировался он через избрание делегатов на собраниях граждан по норме - один делегат от трехсот избирателей. В ведении Великого Хурала были провозглашены такие вопросы, как утверждение и изменение Конституции, внешняя и внутренняя политика, избрание членов Малого Хурала, который в свою очередь работал между съездами Великого Хурала. Малый Хурал избирался сроком на три года по норме - один депутат от одной тысячи человек.

Конституция 1941-го года закрепила независимость судей, право на бесплатное пользование землей и пастбищами, право на отдых, образование, гарантировала свободу слова и печати. Религия отделялась от государства, тем самым признавалась свобода вероисповедания, впрочем, как и свобода ведения антирелигиозной пропаганды.

Конституционно было закреплено равноправие женщин и неприкосновенность личности, воинская служба признана почетной обязанностью каждого гражданина.

Начало второй мировой войны окончательно определило вовлечение Тувинской Народной Республики в экономическое и военно-политическое объединение с СССР. Великий Хурал принимает Декларацию "О готовности тувинского народа всеми силами и средствами участвовать в борьбе с фашисткой Германией". В ней говорится, что "Тувинский народ во главе со своей революционной партией и правительством, не щадя жизни, готов всеми силами и средствами участвовать в борьбе советского народа против фашистского агрессора до окончательной победы над ним".

В Туве начинается перестройка хозяйства на военный лад и организация всемерной помощи фронту. В годы войны советско-тувинские связи приобрели еще больший вес, создав реальные экономические и политические предпосылки для вхождения Тувы в состав Советского Союза. 17 августа 1944 года Чрезвычайная VII сессия Малого Хурала трудящихся принимает Декларацию «О вхождении ТНР в состав СССР».

11 октября 1944 года на заседании Президиума Верховного Совета, которое вел М.И. Калинин, Салчак Тока, как член Президиума Малого Хурала трудящихся Тувинской Народной Республики, зачитал данную Декларацию. После непродолжительного обсуждения, Президиум принял указ: «1) удовлетворить просьбу Малого Хурала трудящихся ТНР и принять ТНР в состав СССР; 2) просить Верховный Совет РСФСР принять ТНР в состав РСФСР на правах автономной области».

Через два дня после данного эпохального события, 13 октября 1944 года Президиум Верховного Совета РСФСР издает соответствующий Указ «О принятии Тувинской Народной Республики в состав Российской Советской Федеративной Социалистической Республики», где пунктом 3 решает: «Преобразовать Малый Хурал трудящихся Тувинской Народной Республики в областной Совет депутатов трудящихся Тувинской автономной области и предложить областному Совету, вместо Президиума Малого Хурала и Совета Министров Тувинской Народной Республики, избрать исполнительный комитет областного Совета депутатов трудящихся.

Преобразовать хошунные, городской города Кызыла, сумонные, поселковые и арбанные Малые Хуралы трудящихся в соответствующие местные Советы депутатов трудящихся».

Вхождение Тувы в состав Советского Союза явилось закономерным итогом многовекового процесса сближения русского и тувинского народов, которое началось еще в первые десятилетия XVII века. Развитие национальной государственности по советскому образцу, советско-тувинское сотрудничество во всех областях общественной жизни объективно и неуклонно вели Туву к все более тесной интеграции с советской государственной и общественной системой.

Вступление Тувинской Народной Республики в состав СССР на правах Автономной области неизбежно влекло ломку старого и формирование нового государственного аппарата, включая Великий Хурал. Одним из первых было образовано Бюро Тувинского Обкома ВКП (б). Следующим шагом стала реорганизация министерств и управлений автономной области в отделы и управления Тувинского облисполкома. 1 ноября 1944 года первая сессия Тувинского облисполкома образовала Совет депутатов трудящихся Тувинской автономной области, председателем которого до 1961 года работал Александр Мангыевич Чымба. Деятельностью политических структур, в том числе Совета депутатов, была призвана обеспечить идеологическую основу предстоящих социально-экономических преобразований, связанных с идеей обобществленного производства. Скотоводческая республика должна была перерасти в современную аграрно-индустриальную область с плановой экономикой.

Учитывая коренные политические, экономические, культурные и этнические изменения в жизни тувинского народа, исходя из пожеланий трудящихся и принципа свободного самоопределения национальностей, в целях обеспечения условий для дальнейшего национально-государственного развития тувинского народа, Президиум Верховного Совета РСФСР от 9 октября 1961 года принял Указ «О преобразовании Тувинской автономной области в Тувинскую Автономную Советскую Социалистическую Республику», который был санкционирован Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 октября 1961 года.

17 декабря 1961 года состоялись выборы в Верховный Совет Тувинской АССР первого созыва. В его состав было избрано 100 депутатов.

10 января 1962 года состоялась первая сессия. В соответствии с принятыми на нее законами Тувинской АССР, Верховный Совет избрал Президиум Верховного Совета, образовал шесть постоянных комиссий и правительство республики – Совет Министров. Среди первых принятых законов – законы Тувинской АССР о государственном устройстве, об органах государственной власти и государственного управления, о гербе, флаге и столице республики.

Председателем Президиума Верховного Совета Тувинской АССР первого созыва была избрана Байкара Шожульбеевна Долчанмаа.

Байкара Долчанмаа считалась «второй женщиной Тувы» после Х. Анчымаа-Тока, пятнадцать лет руководившая Президиумом Верховного Совета Тувинской АССР.

Шли парламентские годы. Принимались законы молодой автономии. Республика развивалась и экономически укреплялась.

Выборы в Верховный Совет пятого созыва состоялись 24 февраля 1980 года. Важной особенностью выборов явилось то, что они проводились на основе новой Конституции СССР и первой Конституции Тувинской АССР. В соответствии с Конституцией Тувинской АССР в Верховный Совет республики были избраны 130 депутатов. Верховный Совет образовал 13 постоянных комиссий и избрал Президиум. Председателем Президиума Верховного Совета Тувинской АССР пятого созыва был избран Михаил Клаевич Мендуме.

Как примету того времени, здесь необходимо отметить такое явление как совмещение депутатских функций представителями исполнительных органов власти, когда министры одновременно являлись депутатами. Тот, кто принимал закон - тот его и исполнял. Парадоксально, но это факт.

Выборы народных депутатов Верховного Совета Тувинской АССР седьмого созыва состоялись 4 марта 1990 года. Особенностью этих выборов было то, что избрание 130 депутатов законодательного органа государственной власти впервые проводились на альтернативной основе. Председателем Верховного Совета Тувинской АССР седьмого созыва был избран Чимит-Доржу Баирович Ондар, в связи с его избранием в Верховный Совет РСФСР, Председателем Верховного Совета Республики Тыва в октябре 1991 года был избран Каадыр-оол Алексеевич Бичелдей.

В декабре 1993 года состоялись выборы Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва первого созыва. Важной особенностью выборов явилось то, что они проводились на основе новой Конституции Республики Тыва, принятой в октябре 1993 года. В состав Верховного Хурала были избраны 32 депутата, работающих на постоянной основе. В составе парламента было образовано 7 комитетов. Председателем Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва первого созыва был избран Каадыр-оол Алексеевич Бичелдей.

С 1991 по 1998 годы депутатами Верховного Совета Тувинской АССР и депутатами Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва был принят ряд основополагающих законов переходного периода от плановой экономики к рыночным отношениям. В первую очередь, это такие законы как: «О либерализации рыночных цен»; «О разгосударствлении государственной собственности»; «О приватизации государственной собственности»; «О создании Пенсионного фонда, Фонда обязательного медицинского страхования, Фонда социального страхования»; Налоговый и Бюджетный кодексы и другие.

Работа Верховного Хурала Республики Тыва второго созыва началась 23 июня 1998 года. Председателем Верховного Хурала Республики Тыва был избран подающий большие надежды молодой политик Шолбан Валерьевич Кара-оол. В настоящее время он является Главой – Председателем Правительства Республики Тыва. Приоритетным направлением законотворческой деятельности Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва второго созыва было решение задач, поставленных в 2000 году в Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина по обеспечению в стране единого правового пространства и приведению в соответствие с федеральным законодательством Конституции и законов Республики Тыва.

6 мая 2001 года на референдуме Республики Тыва была принята новая Конституция Республики Тыва, в соответствии с которой в 2002 году, впервые в истории тувинского парламентаризма был избран двухпалатный парламент - Великий Хурал. Согласно новой Конституции, верхняя палата - Палата представителей состояла из 130 депутатов, нижняя - Законодательная палата - из 32. Председателем Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва был избран Дандар-оол Кок-Хунаевич Ооржак. В последущие четыре года (2006-2010 г.г.) на этом посту его сменил Хонук-оол Доржуевич Монгуш.

На содержание громоздкого парламента при малой численности населения из республиканского бюджета ежегодно выделялись большие финансовые средства. Это было отражено в ежегодном Послании Президента России в 2009 году.

Во второй половине 2000-х годов усилилось противостояние двух ветвей государственной власти - исполнительного и законодательного. Депутатами Законодательной палаты ежегодно задерживалось принятие республиканских бюджетов, от чего страдала не только экономика, но и население республики.

Данный созыв парламента почти на половину был сформирован сторонниками партии «Справедливая Россия».

В ноябре 2009 года в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент России Дмитрий Медведев предложил ввести в стране единый критерий установления численности депутатов органов законодательной власти субъектов Российской Федерации. Он отметил, что «сегодня это делается абсолютно произвольно, что иногда приводит к трудно объяснимым результатам. Например, многомиллионное население экономически сильной Москвы представлено в городской думе 35 народными избранниками, а в Народном Хурале Республики Тыва (экономические возможности которого, к сожалению, куда как более скромные по сравнению с Москвой, а население в 30 с лишним раз меньше) заседает 162 депутата. Необходимо предусмотреть гибкий порядок постепенного выравнивания этих перекосов. Представительство должно быть более универсальным».

В этой связи по предложению инициативной группы в 2010 году в республике прошел референдум по приведению в соответствие федеральному законодательству некоторых статей Конституции Республики Тыва и упразднение двухпалатного Великого Хурала (парламента) Республики Тыва. На всенародном голосовании народ республики поддержал инициативу об учреждении в Республике Тыва однопалатного парламента. Так в октябре 2010 года в республике состоялись выборы депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва первого созыва.

Раздел 2. Конституционные основы деятельности  законодательного органа Республики Тыва - Верховного Хурала (парламента) РТ по состоянию на 2021 год.

 Конституцией Российской Федерации определено:

В соответствии со Статьей 65 п.1. Конституции Российской Федерации -  Республика Тыва является субъектом Российской Федерации.

В соответствии со Статьей 66 п.1. Статус Республики определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией  Республика Тыва.

В соответствии со статьей 77 п.1. Система органов государственной власти устанавливается субъектом РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов власти, установленных федеральным законом.

Конституцией Российской Федерации Статьей 72 определен круг полномочий органов власти:

1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

г) разграничение государственной собственности;

д) природопользование; сельское хозяйство; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики;

ж) координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью; социальная защита, включая социальное обеспечение;

ж.1) защита семьи, материнства, отцовства и детства; защита института брака как союза мужчины и женщины; создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях;

з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство. Законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.                                                                         Положения настоящей статьи определяет и разработку проектов  Законодательных актов и принимаются Законами Верховного Хурала.

 

Статьей 73 определено: Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

В соответствии со статьей 77 п.2.  В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Раздел 4: Конституция Республики Тыва опреде



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.212 (0.112 с.)