Вопрос 2. Правоохранительная деятельность: понятие, признаки и задачи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 2. Правоохранительная деятельность: понятие, признаки и задачи.



Правоохранительная деятельность - государственная деятельность, осуществляемая с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при соблюдении установленного порядка.

Основными объектами, которые должны защищаться системой государственных органов являются: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Задачи правоохранительной деятельности: - конституционный контроль; - правосудие; - организационное обеспечение деятельности судов;

- прокурорский надзор; - выявление и расследование преступлений; - оказание юридической помощи и защита по уголовным делам.

Признаки правоохранительной деятельности: 1. Вид гос. деятельности 2. Осуществляется специальными уполномоченными госорганами

3. Исполняется строго в рамках закона 4. Обеспечивается посредством юридических мер воздействия 5. Реализуется в установленном законом порядке 6. Направлена на обеспечение законности и правопорядка в стране и защиты прав граждан.

 

 Вопрос 3. Прокуратура: понятие, система и структура.

Прокуратура РФ представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени РФ надзор за исполнением действующего законодательства.

Система:

1. Генпрокуратура РФ (высшее звено);

2. прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры (среднее звено);

3. прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры (основное звено).

  4.Военная прокуратура

5. Научные и учебные учреждения прокуратуры

6. Редакции печатных изданий

7. Специализированные (транспортные, природоохранные и иные) прокуратуры

Образование, реорганизация и упразднение органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации. Генеральный прокурор Российской Федерации возглавляет Генеральную прокуратуру Российской Федерации, назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

    Основные функции (направления деятельности) органов прокуратуры.

Направления деятельности прокуратуры:

1. надзор за исполнением законов;

2. надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина: прокурор рассматривает и проверяет жалобы, заявления и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина, разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод, принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод, привлечению к ответственности виновных и возмещению причиненного ущерба.      Если нарушения прав и свобод человека и гражданина имеют характер преступления, прокурор возбуждает уголовное дело и принимает меры к тому, чтобы лица, их совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом. Если нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор передает сообщение об этом и материалы проверки органу или должностному лицу, уполномоченным рассматривать дела об административном правонарушении.

3. надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие: исполнение закона органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. В случае нарушения органом (должностным лицом), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, прав и законных интересов граждан прокурор обязан принять меры по устранению этих нарушений, восстановлению нарушенных прав, возмещению причиненного ущерба в соответствии с законодательством РФ. Характерным отличием этой отрасли прокурорского надзора является то, что здесь прокурор обладает властно-распорядительными полномочиями: он не только выявляет нарушения закона, но и устраняет их своей властью. В пределах своей компетенции прокурор требует от органов дознания и следователя для проверки уголовные дела, документы, материалы и иные сведения о совершенных преступлениях, ходе расследования, отменяет незаконные и необоснованные постановления, дает письменные указания о расследовании преступлений, избрании, отмене или изменении меры пресечения; поручает органам дознания исполнение постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу, обыске, розыске лиц, совершивших преступление и т.д.

4. координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

5. уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;

6. участие в рассмотрении дел судами, опротестовывают противоречащие законам решения;

7. принимает участие в правотворческой деятельности.

Прокурорский надзор: понятие, основные виды прокурорского надзора.

Прокурорский надзор – деятельность государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени РФ и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения законов, действующих на территории РФ. Это главная функция прокуратуры РФ, которую составляют взаимосвязанные действия прокуратуры по предупреждению, выявлению, пресечению и устранению нарушений законов и других актов государственными и иными органами, должностными лицами.

Различают четыре вида прокурорского надзора, которые можно сгруппировать по двум направлениям:

а) надзор за исполнением законов: Предметом является соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами; он распространяется на всю деятельность этих органов и лиц, включая проверку соответствия законам издаваемых ими актов. Проверки исполнения законов прокуратура может проводить на основании поступившей к ней информации о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурорского реагирования, что исключает проверку по собственной инициативе. Вне рамок прокурорского надзора находится исполнение законов Федеральным Собранием РФ, Президентом РФ, Правительством РФ, судебными органами, их должностными лицами. В случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции РФ и федеральным законам Генеральный прокурор вправе только информировать об этом Президента РФ.

 б) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Предметом этого вида прокурорского надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина как в органах и должностными лицами, в отношении которых осуществляется надзор за соблюдением законов, так и в органах управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Таким образом, законодательство дает прокуратуре возможность осуществлять надзор за предприятиями и организациями только в части соблюдения прав и свобод человека. При этом органам прокуратуры запрещено вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.

Основные правовые акты прокурорского надзора.

Акты прокурорского надзора – это специфические правовые акты, вносимые прокурором в порядке реализации своих полномочий. Известно, что прокурор как государственное лицо, осуществляющее надзор, не обладает административной властью, т.е. не вправе отдавать распоряжения органам, за исполнением законов которыми он осуществляет надзор. В связи с этим он не может сам непосредственно отменить незаконный правовой акт, восстановить нарушенную законность, привлечь виновное лицо к административной или иной ответственности. Именно посредством актов прокурорского надзора прокурор обращается к компетентным органам с требованием об устранении нарушений законов и привлечении к ответственности виновных лиц.

Акты прокурорского реагирования на нарушение закона.

1.Представление об устранении нарушения;

2.Протест на противозаконный правовой акт;

3.Обращение в суд;

4.Возбуждение административного производства;

5.Письменное привлечение лиц к ответственности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.125.7 (0.006 с.)