Новая «политическая» школа в гуманистической историографии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Новая «политическая» школа в гуманистической историографии



Их отличала политическая тенденциозность, но при этом и осмысление истории. На волне соц. и политич. противоречий, раздиравших - Флоренцию в XVI: борьба между республиканцами и сторонниками Медичи

Никколо Маккиавелли (1469-1527, Флоренция) – представитель новой политической школы, итальянский писатель и дипломат. Родители Макиавелли, хотя и принадлежали к древнему тосканскому роду, были людьми весьма скромного достатка. Мальчик рос в атмосфере «золотого века» Флоренции при режиме Лоренцо Медичи. Из его сочинений явствует, что он был проницательным наблюдателем политических событий своего времени; наиболее значительными из них было вторжение в Италию в 1494 г. короля Франции Карла VIII, изгнание семейства Медичи из Флоренции и установление республики, вначале под управлением Джироламо Савонаролы.

В 1494 г. во Флоренции была восстановлена Республика и изгнана семья Медичи, правителей города в течение почти 60 лет. В 1498 г. Макиавелли был принят на службу секретарем во вторую канцелярию, Коллегию Десяти и магистратуру Синьории – посты, на которые он с неизменным успехом избирался вплоть до 1512. В 1520 получил должность государственного историографа, на которую был назначен университетом Флоренции. Между 1499 и 1512 гг. он предпринял множество дипломатических миссий ко двору Людовика XII во Франции, Фердинаннда II, и к Папскому двору в Риме. В августе 1512 после запутанного ряда сражений, соглашений и союзов Медичи с помощью Римского папы Юлия II восстановили власть во Флоренции и республика была отменена. Макиавелли оказался в опале и в 1513 году был обвинен в заговоре и арестован. Несмотря ни на что, он отвергал свою причастность и был в конечном счете освобожден.

● В работах «Государь» («Князь») и «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» Макиавелли рассматривает государство как политическое состояние общества: отношение властвующих и подвластных, наличие соответствующим образом устроенной, организованной политической власти, учреждений, законов. Макиавелли называет политику «опытной наукой», которая разъясняет прошлое, руководит настоящим и способна прогнозировать будущее.

● Он автор идеи о всеобщей воинской обязанности – в трактате «О военном искусстве» призывал к переходу от наёмной к набираемой по призыву из граждан государства армии.

● Макиавелли представил развернутую концепцию человека. Прежде всего, он считал, что человеком движет личный интерес, проявления которого чрезвычайно разнообразны, в том числе и стремление сохранить свое имущество, собственность. Он писал в «Государе»: «Люди скорее простят смерть отца, чем потерю имущества». Таким образом, он описал принципы, определяющие природу человека, сущность которой состоит в основном в эгоизме. Примеры для своей концепции брал из жизни окружавших его итальянских городов.

● Концепция государственной организации, которая, по его замыслу, должна противодействовать человеческому эгоизму, осуществляет государственное насилие. Макиавелли выступил активным противником той созерцательности, которая была характерна для Средневековья, и таким образом стал еще одним выразителем гуманистической активности Ренессанса. В теории государства у него не находилось места для церкви и религии. Хотя он и признавал необходимость религии для народных масс, но выступал против католической религии, которая, по его мнению, изжила себя.

● Все эти положения нашли свое выражение в так называемой концепции фортуны, под которой он понимал объективную закономерность общественного развития. Макиавелли пытается провести определенное соотношение между необходимостью и свободной волей человека: 50% распоряжается Фортуна, а управлять другой половиной или около того она предоставляет нам самим. Макиавелли также подчеркивает необходимость активных действий человека: лучше быть смелым, чем осторожным, но при этом деятельность должна направляться трезвым умом и волей, стремящейся к определенной цели, естественно, высокой и благородной.

● Все это Макиавелли называет вирту – доблестью. Полная реализация вирту – дело почти неосуществимое, его добивались лишь немногие выдающиеся люди. Большинство же людей выбирают средние пути, которые часто губительны. Но при этом необходимо учитывать особенности времени, в котором живет личность, и если последняя считается с особенностями времени, то достигает многого. В понятии «Вирту» отразились те моральные требования к поведению личности, которые возникли в эпоху гуманизма, когда человек стал цениться очень высоко.

● Политическим идеалом Макиавелли выступала Римская республика. Поэтому он и считал, что лучшей формой правления является республика, хотя республиканская форма правления не всегда возможна, если в народе не развиты гражданские добродетели. Для достижения высших целей, по мнению Макиавелли, и возможны ситуации, когда все средства хороши для достижения политических целей. Государь должен руководствоваться общепринятыми нормами морали, но если государственные интересы требуют действий, которые пренебрегают требованиями нравственности, то можно пойти на это.

● Главный исторический труд – «История Флоренции» (1520-1526). Одна из отличительных особенностей этого сочинения: оно написано не на латыни, а на итальянском языке. Главные темы Истории Флоренции (восемь книг которой были преподнесены папе Клименту VII Медичи в 1525): необходимость общего согласия для укрепления государства и неизбежное его разложение при нарастании политических распрей. Считая основной бедой политические раздоры, он обосновывает необходимость сильной государственной власти. Государство у Макиавелли верховная сила, оно проходит в своем развитии две фазы - доблести и упадка.

● Макиавелли приводит факты, описанные в исторических хрониках, однако стремится выявить подлинные причины исторических событий, коренящиеся в психологии конкретных людей и конфликте классовых интересов; история нужна ему для того, чтобы извлечь уроки, которые, как он считал, будут полезны для всех времен. Макиавелли, по-видимому, первым предложил понятие исторических циклов.

● Мысли Макиавелли обращены к общественно-политическим проблемам Флоренции и Италии. Обращение к внутриполитической жизни – другая отличительная особенность исторической концепции Макиавелли. Через призму борьбы за власть и материальные интересы итальянский гуманист рассматривает историю родной Флоренции. Он убежден, что познание обстоятельств, порождающих внутренние раздоры и вражду – необходимый и полезный урок. Польза изучения истории состоит в том, что правители и граждане, умудренные опытом других, научатся сохранять единство. Макиавелли намечает три линии внутриполитической борьбы во флорентийской истории: среди нобилей, между нобилями и пополанами, меду пополанами и плебсом. Макиавелли применял проблемный метод. В своем труде он представил исторические портреты политиков – Джулио и Козимо Медичи.

● История Флоренции, отличающаяся драматизмом повествования, рассказывает историю города-государства от зарождения итальянской средневековой цивилизации до начала французских вторжений в конце 15 в. Этот труд проникнут духом патриотизма и решимостью найти рациональные, а не сверхъестественные причины исторических событий. Однако автор принадлежит своему времени, и в этом труде можно найти ссылки на знамения и чудеса.

● Идеал Макиавелли – республика. Но республика не смогла обеспечить единства стране. Главный закон развития – в политической борьбе, присущей всякому государству и, прежде всего, – республике. Основа этой борьбы – противоречия между классами. Другая закономерность истории в том, что в ней постоянно идет круговорот политических форм: монархия – аристократия – республика – монархия (…). В истории Италии он видел цепь упущенных возможностей в объединении. Раннее христианство считал причиной падения римской государственности. Далее объединению препятствовала папская политика. При этом он отмечает, что в основе циклического развития политической борьбы лежит не воля отдельных людей, а проявление общего закона. Во Флоренции политическая борьба имела пагубный характер, и закончилась установлением тирании Медичи.

Франческо Гвиччардини (1483-1540) – выдающийся флорентийский политический мыслитель и историк времён Высокого Возрождения, принадлежал к крупнейшим землевладельцам Флоренции. Гвиччардини вышел из другой среды, чем Макиавелли. Он никогда не знал нужды, которая была такой частой гостьей в разные периоды жизни его друга. Семья его пользовалась большим достатком, так как отец принадлежал к числу образованнейших людей в городе и гордился дружбой с Марсилио Фичино. Глава платоновской Академии держал у купели Сан Джованни маленького Франческо. Дядя Гвиччардини был богатым епископом, хотя и беспутным, что не мешало заниматься политикой. Образование юноша получил хорошее – общее (гуманистическое) и специальное (юридическое).

«История Флоренции (период с восстания чомпи в 1378 до 1509 г.)» писалась в 1508-1509 гг. и «История Италии (1492-1534/1540)».

«История Флоренции» написана на итальянском языке и освещает эволюцию политической системы Флоренции от пополанской демократии к тирании Медичи.

● Он видит в республике (олигархической) идеал, однако приходит к выводу, что Флорентийская республика не в состоянии обеспечить внутреннее единство (Италии?). Он противник как пополанской демократии, так и единовластия. Его идеал – Венецианская республика, где власть принадлежит небольшой наследственной группе самых богатых. Он сознает невозможность установления такого строя во Флоренции.

● Ратовал за национальное и государственное объединение Италии, но одно из главных препятствий объединения Италии видит в папской политике, Курии и, в этой связи, пессимистично оценивает будущее Италии, не верит в возможность ее объединения и ослабления внутренних конфликтов.

● Считал, что вполне допустимо для достижения высоких целей прибегать к обману, притворству. При управлении народом надо проявлять доброту и сострадание, а где нельзя поступить по другому надо прибегать к мерам жестоким и «бессовестным», т.к. нельзя руководить государством, опираясь лишь на христианские нормы и христианскую мораль.

● По его мнению, Божественный промысел не имеет никакого отношения к государству, его существованию; государство есть орган насилия, а не результат согласия.

● Политическая история – не закон развития, а лишь случайная игра чьих-то личных страстей.

● Ж. Боден назвал Гвиччардини «отцом исторической науки». Его традицию продолжили в работах Гегель, Вольтер, Монтень, Гиббон и пр.

● Он использует в отличие ото всех, в том числе Макиавелли, не только нарративные, но и документальные материалы (дипломатическая переписка, акты). Проницательный наблюдатель.

● Проявляет интерес к экономике. Гвиччардини в большей степени материалист, чем Макиавелли.

● «История Флоренции» писалась (1508-1509), когда во главе республики с титулом пожизненного гонфалоньера стоял Пьеро Содерини, а власть принадлежала промышленным и торговым группам. К ним она перешла после того, как рушилась савонароловская «демократия», сменившая в 1494 г. медичейскую тиранию. Обломки той социальной группы, которая поддерживала Медичи, рантьерской буржуазии, извлекавшей свои доходы не только из торговли и промышленности, но в значительной мере и из земельной ренты, притаились и проявляли величайшую лояльность. Они лишились своих лидеров, казненных после неудачного заговора в пользу Медичи в 1497 году, и очень страдали от прогрессивного подоходного налога («ступенчатая десятина»), введенного в 1500 г. Чтобы поправить свои дела, именно они выдвинули в 1502 г. кандидатуру Пьеро Содерини. Содерини были фабрикантами шелка, имели конторы в Лионе и Антверпене и принадлежали к числу самых богатых людей во Флоренции. Пьеро был близок к рантьерской группе, что и давало ей надежду приобщиться к власти после его избрания. Но Содерини делал карьеру при народном правлении, никогда не имел связей с Медичи и понимал, что уделить рантьерской группе значительное влияние – значит поставить Флоренцию под риск медичейской реставрации. Поэтому после своего избрания он круто порвал с рантьерской группой и честно отдал свои силы и способности – не очень блестящие - укреплению народного правления. В частности, финансовая политика осталась той же, какой была: ее основами продолжали быть бережливость, честная и выдержанная администрация по делам государственных долгов и налоговая политика, особенно тяжело давившая на земельных магнатов. Купеческая группа, интересам которой эта линия отвечала вполне, деятельно его поддерживала. Ремесленники и мелкие торговцы, поставлявшие Савонароле цвет его гвардии, piagnoni, и следовавшие слепо за Франческе Валори, убитым в день ареста Савонаролы, набирали силы и соблюдали по отношению к Содерини доброжелательный нейтралитет. На чьей стороне были симпатии Гвиччардини?

● Вопрос, который стал перед ним, был: насколько режим пожизненного гонфалоньерата – здоровый режим, а если он плох, то в чем его недостатки? С этим был тесно связан более узкий, но для него лично очень важный другой вопрос: должен ли он следовать той политической линии, которую представлял его отец, или нет?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.68.197 (0.012 с.)