Культура Рима в царский период 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура Рима в царский период



СЛАЙД

Культура Рима в царский период

Начало римской истории по традиции относят к 753 г. до н.э.- времени основания города. Первый, царский, период истории охватывает VIII- VI вв. до н.э., к концу его Рим сложился как город-государство греческого типа. По преданию, в Риме правили семь царей, причем трое последних были этрусского происхождения. При них город был обнесен каменной стеной, проведена канализация, построен первый цирк для гладиаторских игр. От этрусков римляне унаследовали ремесленную и строительную технику, письменность, так называемые римское цифры, гадания во полету птиц и внутренностям животных. Заимствованы были и одеяние римлян - тога, архитектура дома с атрием - крытым внутренним двориком со световым отверстием и т.д.

Ранняя римская религия была анимистической, т.е. признавала существование всевозможных духов, ей были присущи и элементы Тотемизма, сказавшиеся, в частности, в почитании капитолийской волчицы, вскормившей братьев Ромула и Рема - основателей города. Однако постепенно под влиянием этрусков, представлявших,; как и греки, богов в человеческом облике, римляне перешли к антропоморфизму. Первый в Риме храм - храм Юпитера на Капитолийском холме - был построен этрусскими мастерами.

СЛАЙД

 Важнейшие достижения римской культуры

Специфика римского мировосприятия предопределила отличия и характерные черты римской культуры.

Римский легион и когорта

С самого начала своего существования, с 753 г. до н.э. (основания Рима), Рим в отличие от Греции вел постоянные войны со своими соседями, что определило весь строй жизни и историю государства. Жизнь римлян была сурова, скудна и полностью подчинена требованиям железной воинской дисциплины. Неудивительно, что Рим сделал так много в области военного строительства. Римская армия развивалась и совершенствовалась на протяжении всего периода Республики, приняв свою окончательную форму к концу этого периода. Так, постепенно в римской армии стали служить все граждане, независимо от своего происхождения и имущественного положения, причем служба продолжалась 20 лет (лишь в императорской гвардии — когорте преторианцев — служба длилась 16 лет). Легион состоял из десяти когорт, в каждой по 500—600 человек, составлявших три манипулы. В каждой манипуле было по две центурии. Тактическое значение имели только манипулы и когорты, центурии отдельно не действовали. Боевое построение легиона когортами было в три боевые линии — в первой линии стояли четыре когорты, во второй и третьей — по три. Все солдаты легиона были в тяжелом вооружении. Также в состав легиона входили вспомогательные войска — легковооруженная пехота и конница.

Число солдат в легионе в разное время было различным (3—6 тыс. человек), так же как и число легионов. Со времен Цезаря легионы стали отмечаться номерами и особыми названиями. С этих пор каждый легион, как и полк в наше время, сохранял свое единство и имел собственную историю.

Римская армия могла пройти в день около 20 км. В походе построение войска сообразовывалось со свойствами местности и с близостью неприятеля. Обычно передовой отряд составляли разведчики, затем шел авангард, состоявший из конницы и легкой пехоты, за ним двигались главные силы войска.

В бой римская армия обычно выступала из лагеря, оставляя там багаж и обоз, но приходилось вступать в бой и с дороги. Перед выступлением из лагеря полководец проводил гадания, затем на его палатке поднималось красное знамя и подавался сигнал звуками трубы. После построения войска в боевом порядке полководец произносил перед солдатами речь и давался сигнал к движению вперед. Вначале легионы шли шагом, а вблизи врага переходили на бег. Открывали сражение легковооруженные части, продолжала тяжеловооруженная пехота. Конница обычно сражалась на флангах, иногда ее ставили между линиями пехоты. Было несколько видов боевых построений: клинообразная наступательная колонна для прорыва неприятельского строя, боевое построение наподобие круга для оборонительного сражения и «черепаха» — тесно сомкнутая колонна под прикрытием щитов для штурма неприятельских укреплений. Для штурма укреплений использовали большое количество военной техники — осадные башни, стенобитные машины, катапульты (стрелометы), баллисты (камнеметы).

Успехи римской армии во многом обеспечивались железной воинской дисциплиной. Безусловное повиновение старшим обеспечивалось присягой, а также строго разработанной системой поощрений и наказаний. Наказания в зависимости от проступков варьировались — от выговора, уменьшения жалованья, тяжелых работ до разжалованья, позорного исключения, телесного наказания и смертной казни. За особо тяжелые проступки, совершенные целым отрядом, полагалась децимация — казнь каждого десятого по жребию.

Наградами были всенародная похвала, повышение по службе, доля в добыче, денежные награды, освобождение от работы в лагере. Также были специальные знаки отличия, прообразы современных орденов и медалей, торжественно вручавшиеся полководцем, — серебряные или золотые запястья, носимые на верхней части руки, серебряные или золотые цепочки, носимые на шее, кружки типа медалей с изображением полководца или головы божества, носившиеся на груди. Офицеры в качестве награды получали почетное копье без острия и почетный небольшой флаг.

Высшим знаком отличия был венок, самым почетным из них считался лавровый венок триумфатора. Триумф — был высшей наградой полководца, принесшего Риму решительную победу в правильно объявленной войне над врагом. Решение о триумфе принималось сенатом. За менее важные победы решением сената назначался малый триумф — овация

Римское право

Заботясь о благе Рима, римляне много внимания уделяли совершенствованию социального и политического устройства государства. Открытием Рима стало сочетание в его политическом устройстве элементов монархии (власть консулов), аристократии (власть сената) и демократии {право народного собрания принимать законы, выбирать магистраты, карать или даровать почести в награду за доблесть). Взаимный контроль и согласованность действий этих институтов стали основой процветания Рима, привели к возникновению мировой империи. При этом смена республики империей не внесла принципиальных изменений в римскую жизнь, хотя место народа в политической структуре занял император, ставший верховным собственником земли, источником права и верховной апелляционной инстанцией.

Большой творческий потенциал был обнаружен Римом и в области законотворчества. В течение шести столетий римские юристы разрабатывали и совершенствовали право, приспосабливая его к реальным потребностям жизни, что было проявлением римского утилитаризма и прагматизма. Не случайно именно римское право стало образцом всего позднейшего европейского законотворчества, легло в основу множества документов Нового и Новейшего времени, современного международного права.

СЛАЙД

Одним из величайших открытий римского права стала презумпция невиновности: если по какой-то причине вопрос о статусе человека или о праве раба на свободу доходил до суда и дело оказывалось сомнительным, вопрос решался в пользу свободы. Один из наиболее значимых источников писаного права Рима — Законы XII таблиц (V в. до н.э.) — представляли собой свод законов, регулирующих практически все отрасли.

В римской религии по сравнению с греческой точно так же поражают бедность фантазии, отсутствие самой потребности в живых образах божеств. Некоторая часть римских богов приобрела человеческий облик лишь под греческим влиянием, когда им были найдены греческие эквиваленты (Зевс — Юпитер, Афродита — Венера и т.д.). В силу этого долгое время римские боги не имели никакого облика, только символы. Так, богиня Веста, покровительница домашнего очага, одна из самых почитаемых в Риме, всегда отождествлялась с огнем, Марс — с копьем и т.д. В римских божествах всегда чувствуется олицетворение абстрактных понятий. Таковы боги периодов человеческой жизни — бог первого детского крика, первого произнесенного слова, богиня, научающая пить, научающая есть, лежать в постели и т.д. Также скрупулезно регламентировались и другие стороны человеческой жизни.

Эта абстрактность и рационализм заставляли римлян давать самую мелочную регламентацию своей обрядности. Они думали, что детализацией и буквальным исполнением обрядов можно гарантировать себя от несчастий и страданий. При этом римляне воспринимали эти обряды как сделку, заключенную между ними и богами. Выполненная надлежащим образом, она обязывала богов выполнять просьбы, высказанные человеком. При этом боги, несмотря на свою абстрактность, очень близки к людям, к государству, к семье. Их покровителями были Лары, Пенаты, Гении.

Такое долгое сопротивление представлению богов в виде индивидуальных существ позволило римлянам легче и проще, чем другим народам, перейти к монотеизму — христианству. Боги римлян были, по сути, отдельными действиями, сторонами какого-то более абстрактного начала. Поэтому им нужно было сделать лишь один шаг — предположить существование этого высшего начала — единого бога.

Когда после завоевания Греции римляне позаимствовали облик главных греческих богов для своих, также была приспособлена и греческая мифология. Собственная римская мифология бедна и предлагает не историю происхождения мира, богов и людей, как у греков, а описывает создание Рима и биографии известнейших героев государства.

Своеобразием отличается и римская наука, которая делилась на науки умозрительные (теоретические) и практические. Теоретические науки были заимствованы из Греции и являлись частью философии, включая в себя физику, этику и логику. Но в силу практицизма римской культуры они не пользовались большой популярностью, оставаясь в основном занятием иноземцев. Практические науки были гораздо ближе к действительности — медицина, санитария, гигиена, земледелие, строительное и военное дело, искусство мореплавания, право. Занятия этими науками традиционно считались достойными благородного человека. Именно в этих областях и были накоплены знания, составляющие гордость римской науки.

Все эти черты римской культуры отчетливо проявились и в художественной культуре, отличавшейся большим разнообразием и пестротой форм. Не признавая иного могущества, кроме могущества силы, римляне стремились и в художественной культуре отразить величие Рима.

Римские зрелища

Сухость, строгость, торжественность и величавость Рима составляют сущностную характеристику римской культуры. Но внешне римский дух, при всем своем формализме и рассудочности, — это очень живое, жизнерадостное и жизнеутверждающее сознание. И особенно ярко эта сторона римской культуры проявляется в специфически римских творениях культуры, неразрывно связанных как с общественно-политической жизнью государства, так и с художественной культурой, в римских зрелищах.

Гладиаторские бои

Самым ярким и широко распространенным римским зрелищем были цирк и амфитеатр с различными состязаниями, травлей зверей и, конечно, гладиаторскими (от лат. gladius — меч) боями. На них выделялись огромные средства, для них был построен величайший в мире амфитеатр Колизей. На зрелища тратилось и колоссальное время. Со времен Августа было семь ежегодных игр, которые длились 66 дней. Римляне проявляли жажду острых ощущений и крови, сладострастно наблюдая бойню, в которую превращалась травля зверей, и горы трупов — результат гладиаторских боев. Разумеется, это не означало, что римляне превосходили другие народы в склонности к насилию и наслаждению человеческими муками. Но они смогли художественно выразить это кровавое наслаждение, лишить его того ханжества, которым его склонны были прикрывать другие народы.

Именно в кровавых римских зрелищах наглядно проявляется космичность античного сознания. По сути, гладиаторские бои и травля зверей являются великолепным примером и прообразом социального бытия Рима. При этом они вполне художественны, так как связаны с любованием формальной, внешней стороной, не имеют никакого практического интереса.

Корни гладиаторских боев уходят в древние человеческие жертвоприношения в честь умерших, которые совершались еще этрусками. Именно этруски были первооткрывателями гладиаторских боев. Римляне восприняли эту идею в период этрусского владычества в Риме. До конца II в. до н.э. продолжалась связь гладиаторских боев с погребальными церемониями. Лишь в 105 г. до н.э. были устроены первые бои, независимые от заупокойного культа. Так, постепенно они стали превращаться в щекочущее нервы развлечение.

На арене Колизея могли одновременно сражаться до 3 тыс. пар гладиаторов. А в правление императора Клавдия, в 52 г. н.э., был воспроизведен морской бой на Фуцинском озере между сицилийцами и родоссцами, в котором приняли участие 19 тыс. человек. Подобная грандиозность, так характерная для римской культуры, служила весьма эффектным и эффективным средством укрепления власти Рима, прославления его мощи.

Гладиаторами становились военнопленные, осужденные преступники, рабы и свободные граждане, нанимавшиеся на гладиаторскую службу ради удовлетворения своей страсти к убийству. Одних выпускали на арену без всякой подготовки, других учили быть убийцами в специальных гладиаторских школах в течение многих лет.

В гладиаторских школах новобранцы начинали с деревянного меча, который был тяжелее настоящего, и упражнялись на столбах либо на чучеле. При обучении с ними обращались достаточно жестоко, чтобы вырастить настоящих бойцов, не боящихся ничего, а главное — смерти.

Постепенно в гладиаторских школах стали готовить бойцов разных категорий, которые получили название по тем народам, которые были завоеваны Римом, представители которых после этого часто оказывались участниками кровавой резни. Эти гладиаторы сражались в живописных одеждах, по обычаям тех народов. Самыми распространенными были гладиаторы-самниты и фракийцы. Самниты, прикрывавшиеся большим щитом в человеческий рост, бились короткими, прямыми мечами либо копьями. Кроме того, они были защищены поножью на левом бедре и наголенником на правой ноге, фартуком с поясом и повязкой на правой руке. Лицо прикрывал большой шлем с прорезями. Это были тяжеловооруженные воины. Фракийцы носили закрывавший лицо шлем и наручень на правой руке, на ногах были две поножи, защищались они маленьким круглым или квадратным щитом. Их оружием был серповидный меч или кривой кинжал.

Были также гладиаторы галлы, постепенно вытесненные мурмиллонами, в снаряжение которых входили галльский щит, меч и копье. Еще одним типом гладиаторов были ретиарии — бойцы с сетью и трезубцем, выступавшие полуобнаженными, как правило, их выпускали против тяжеловооруженных гладиаторов.

Как правило, гладиаторские бои начинались лишь во второй половине дня. Но зрители собирались в амфитеатры с самого утра, чтобы насладиться другими зрелищами за государственный счет. Часто зрелища начинались с травли диких зверей, когда хищники сражались друг с другом. Затем показывали дрессированных животных с цирковыми номерами. Их сменяли люди, которые должны были бороться со зверями (как правило, это были военнопленные, осужденные преступники или специально обученные вольнонаемные). В программу зрелищ также входили публичные казни преступников. Они проводились в форме театральных представлений. При этом преступников заставляли выучить слова их роли, на них надевали костюмы, но это были роли с настоящими пытками и казнями. Не было такой пытки или казни, которую бы не инсценировали перед публикой. Могли показать, как заживо горел на костре Геракл или как Муций Сцевола держал над огнем руку, пока она не обугливалась. Сцены казней разбавлялись веселыми, часто неприличными сценами, как правило, тоже на мифологические сюжеты.

(Пар. Божество, покровительствующее дому, семье, общине. Считалось, что лары следят за соблюдением традиционных норм во взаимоотношениях членов фамилии (включая рабов), наказывают нарушителей)

Если гладиатор храбро сражался и нравился зрителям, те могли его спасти, поднимая большой палец руки вверх. Но если толпа считала, что гладиатор заслуживает смерти, большой палец руки опускали вниз, и тогда победитель наносил последний смертельный удар

Но все эти зрелища лишь разогревали публику, готовили ее к главному — гладиаторскому бою. На арену в торжественном марше, празднично одетые, в роскошных облачениях выходили гладиаторы. Напротив императорской ложи они останавливались и, подняв правую руку, приветствовали императора: «Здравствуй, Цезарь, император, идущие на смерть приветствуют тебя!» Зрители яростно обсуждали каждый удар, заранее прикидывали возможный исход сражения, делали ставки, пока не выявлялся победитель. Однако не всегда бой заканчивался смертельным ударом. Судьбу побежденного в этом случае решали зрители, точнее, император, который мог учесть их пожелания.

Триумфы и овации

Не менее римскими были и триумфы, менее кровавые, чем гладиаторские бои, но зато более роскошные, блестящие, эффектные и любимые народом. Триумфы назначались решением римского сената полководцам, героям, завоевавшим великую победу для Рима

В назначенный день триумфатор в торжественном шествии с Марсова поля через триумфальные ворота по Священной улице направлялся в Капитолий. Улицы украшались венками, храмы были открыты, зрители приветствовали шествующих криками «Ура, триумф!», а солдаты пели песни. Во главе шествия шли правительственные должностные лица и сенат, за ними следовали музыканты, затем везли добычу и изображения завоеванных городов и стран. Потом шли жрецы, за ними юноши в праздничных одеждах вели белых быков для жертвоприношения. Затем вели знатных пленников в оковах и, наконец, следовала золотая колесница триумфатора, запряженная четверкой белых коней. Шедшие перед колесницей музыканты и певцы воспевали победителя. Триумфатор стоял на колеснице в лавровом венке, одетый в пурпурную, вышитую золотом тунику, пурпурную, украшенную золотыми звездами тогу и золоченую обувь. В одной руке он держал скипетр из слоновой кости, украшенный сверху золотым орлом, в другой — лавровую ветвь. Стоявший за ним государственный раб держал над ним золотую корону и во время восторженных криков толпы говорил ему, чтобы тот оглядывался назад и помнил, что он — всего лишь человек. Шествие замыкали солдаты в лавровых венках, со всеми знаками отличия.

Прибыв к храму Юпитера Капитолийского, триумфатор слагал свои лавры на руки статуи бога, произносил молитву, совершал торжественное жертвоприношение и раздавал солдатам подарки и знаки отличия. После этого следовало пиршество. Если не было всех условий, дававших полководцу право на триумф, ему могли разрешить малый триумф — овацию. При этом полководец, одетый в тогу, украшенный венком из мирта, въезжал в город верхом на коне (ранее входил пешком) и в Капитолии приносил в жертву овцу.

Римское искусство рассчитано на широкое движение, на мощный размах, соединено со страстной привязанностью ко всему роскошному, декоративному и блестящему. Рим хочет удивить, поразить. Поэтому пролет купола Пантеона в Риме — 43,5 м, а амфитеатр Колизей рассчитан на 50 тыс. зрителей. Именно римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в которой основное место принадлежало сооружениям общественным, рассчитанным на огромное число людей.

Будучи прагматиками и утилитаристами, римляне не имели себе равных по высоте инженерного искусства, многообразию типов сооружений, богатству композиционных форм, масштабу строительства. Вслед за этрусками римляне, прежде всего, построили прекрасные дороги. Еще в 312 г. до н.э. было начато строительство знаменитой Лппиевой дороги. Столетием позже римляне начинают строить длинные, иногда тянущиеся на десятки километров акведуки, так как из-за непригодности воды из Тибра для питья ее приходилось доставлять с Альбенских гор. В окрестностях Рима и по сей день сохранились остатки каменного акведука со свинцовыми и глиняными трубами, по которым шла чистая вода в город.

Пон-дю-Гар (Франция). Самый высокий сохранившийся древнеримский акведук. Перекинут через реку Гардон (прежде Гар). Длина 275 м, высота 47 м

Бюст Катона Старшего

Классическим произведением римского скульптурного портрета принято считать изображение Катона — мудрого и волевого римлянина, человека практического ума, хранителя строгих нравов

Бюст Антиноя

Греческий юноша Антиной (ок. 110—130), фаворит императора Адриана, погиб при невыясненных обстоятельствах. На месте гибели Антиноя император основал город Антинуполь, воздвиг в его честь статуи в нескольких городах

Безусловным достижением римской архитектуры стало умение вписать архитектурные объекты (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости) в городской, сельский пейзаж, создать ансамбль из нескольких построек. Все это также служило возвеличиванию Рима. Но стремление к выражению величия Рима в архитектурных ансамблях приводило к масштабным преувеличениям, внешним эффектам, ложному пафосу громадных сооружений, рядом с которыми теснились лачуги бедняков и городские трущобы.

Римляне не смогли избежать и тенденции к чистому украшательству. Она нередко приводила к полному подавлению конструктивного момента, который у греков так удивительно объединялся с моментом декоративным. Колонна здесь часто превращается в украшение и просто оживляет стены, становясь стенной прибавкой или пилястрами. Мозаичные полы или лепные потолки — любимая римская форма. Орнаментика у них гораздо пышнее, чем у греков. Тут и аканфовый лист, плющ, лавр, пальма, необыкновенные человеческие фигуры, животные.

Раскопки в Геркулануме и Помпее открыли нам небывалую роспись стен, к которой совсем не была способна греческая классика. Разнообразие перспективных, пейзажных, орнаментальных форм, нежность и свежесть красок, причудливость и извилистость линий, роскошь, блеск, эффектность этих росписей свидетельствуют об очень тонкой римской чувственности.

Римляне предпочитали мощь в соединении с пестротой. Очень часто они использовали в одной постройке элементы разных архитектурных ордеров. Примером служат типичные римские многоэтажные здания, первый этаж которых отделывался в дорическом стиле, второй — в ионическом, третий — в коринфском, четвертый этаж имел коринфские пилястры. Это не было простым механическим соединением разнородных элементов. Скорее, это вполне оригинальный, типично римский стиль.

Римские архитекторы разработали новые конструктивные принципы и реализовали их в новых типах построек. Этот период развития римской культуры ознаменовался появлением базилик — прямоугольных в плане зданий, где совершались торговые сделки и вершился суд; амфитеатров, где устраивались гладиаторские бои; цирков, где происходили соревнования колесниц; терм — сложного комплекса сооружений, включавших бани, библиотеки, места для игр и прогулок.

Возведение этих сложнейших, подчас гигантских сооружений и комплексов стало возможным благодаря созданию новой конструктивной системы — монолитно-блочной, основу которой составляли две узкие кирпичные стенки, заполненные щебнем и особым строительным раствором — бетоном, появившимся в III в. до н.э. До этого римские постройки были в основном деревянными, позже начали использовать вулканический туф и обожженный кирпич.

СЛАЙД

Культура Рима в царский период

Начало римской истории по традиции относят к 753 г. до н.э.- времени основания города. Первый, царский, период истории охватывает VIII- VI вв. до н.э., к концу его Рим сложился как город-государство греческого типа. По преданию, в Риме правили семь царей, причем трое последних были этрусского происхождения. При них город был обнесен каменной стеной, проведена канализация, построен первый цирк для гладиаторских игр. От этрусков римляне унаследовали ремесленную и строительную технику, письменность, так называемые римское цифры, гадания во полету птиц и внутренностям животных. Заимствованы были и одеяние римлян - тога, архитектура дома с атрием - крытым внутренним двориком со световым отверстием и т.д.

Ранняя римская религия была анимистической, т.е. признавала существование всевозможных духов, ей были присущи и элементы Тотемизма, сказавшиеся, в частности, в почитании капитолийской волчицы, вскормившей братьев Ромула и Рема - основателей города. Однако постепенно под влиянием этрусков, представлявших,; как и греки, богов в человеческом облике, римляне перешли к антропоморфизму. Первый в Риме храм - храм Юпитера на Капитолийском холме - был построен этрусскими мастерами.

СЛАЙД

 Важнейшие достижения римской культуры

Специфика римского мировосприятия предопределила отличия и характерные черты римской культуры.

Римский легион и когорта

С самого начала своего существования, с 753 г. до н.э. (основания Рима), Рим в отличие от Греции вел постоянные войны со своими соседями, что определило весь строй жизни и историю государства. Жизнь римлян была сурова, скудна и полностью подчинена требованиям железной воинской дисциплины. Неудивительно, что Рим сделал так много в области военного строительства. Римская армия развивалась и совершенствовалась на протяжении всего периода Республики, приняв свою окончательную форму к концу этого периода. Так, постепенно в римской армии стали служить все граждане, независимо от своего происхождения и имущественного положения, причем служба продолжалась 20 лет (лишь в императорской гвардии — когорте преторианцев — служба длилась 16 лет). Легион состоял из десяти когорт, в каждой по 500—600 человек, составлявших три манипулы. В каждой манипуле было по две центурии. Тактическое значение имели только манипулы и когорты, центурии отдельно не действовали. Боевое построение легиона когортами было в три боевые линии — в первой линии стояли четыре когорты, во второй и третьей — по три. Все солдаты легиона были в тяжелом вооружении. Также в состав легиона входили вспомогательные войска — легковооруженная пехота и конница.

Число солдат в легионе в разное время было различным (3—6 тыс. человек), так же как и число легионов. Со времен Цезаря легионы стали отмечаться номерами и особыми названиями. С этих пор каждый легион, как и полк в наше время, сохранял свое единство и имел собственную историю.

Римская армия могла пройти в день около 20 км. В походе построение войска сообразовывалось со свойствами местности и с близостью неприятеля. Обычно передовой отряд составляли разведчики, затем шел авангард, состоявший из конницы и легкой пехоты, за ним двигались главные силы войска.

В бой римская армия обычно выступала из лагеря, оставляя там багаж и обоз, но приходилось вступать в бой и с дороги. Перед выступлением из лагеря полководец проводил гадания, затем на его палатке поднималось красное знамя и подавался сигнал звуками трубы. После построения войска в боевом порядке полководец произносил перед солдатами речь и давался сигнал к движению вперед. Вначале легионы шли шагом, а вблизи врага переходили на бег. Открывали сражение легковооруженные части, продолжала тяжеловооруженная пехота. Конница обычно сражалась на флангах, иногда ее ставили между линиями пехоты. Было несколько видов боевых построений: клинообразная наступательная колонна для прорыва неприятельского строя, боевое построение наподобие круга для оборонительного сражения и «черепаха» — тесно сомкнутая колонна под прикрытием щитов для штурма неприятельских укреплений. Для штурма укреплений использовали большое количество военной техники — осадные башни, стенобитные машины, катапульты (стрелометы), баллисты (камнеметы).

Успехи римской армии во многом обеспечивались железной воинской дисциплиной. Безусловное повиновение старшим обеспечивалось присягой, а также строго разработанной системой поощрений и наказаний. Наказания в зависимости от проступков варьировались — от выговора, уменьшения жалованья, тяжелых работ до разжалованья, позорного исключения, телесного наказания и смертной казни. За особо тяжелые проступки, совершенные целым отрядом, полагалась децимация — казнь каждого десятого по жребию.

Наградами были всенародная похвала, повышение по службе, доля в добыче, денежные награды, освобождение от работы в лагере. Также были специальные знаки отличия, прообразы современных орденов и медалей, торжественно вручавшиеся полководцем, — серебряные или золотые запястья, носимые на верхней части руки, серебряные или золотые цепочки, носимые на шее, кружки типа медалей с изображением полководца или головы божества, носившиеся на груди. Офицеры в качестве награды получали почетное копье без острия и почетный небольшой флаг.

Высшим знаком отличия был венок, самым почетным из них считался лавровый венок триумфатора. Триумф — был высшей наградой полководца, принесшего Риму решительную победу в правильно объявленной войне над врагом. Решение о триумфе принималось сенатом. За менее важные победы решением сената назначался малый триумф — овация

Римское право

Заботясь о благе Рима, римляне много внимания уделяли совершенствованию социального и политического устройства государства. Открытием Рима стало сочетание в его политическом устройстве элементов монархии (власть консулов), аристократии (власть сената) и демократии {право народного собрания принимать законы, выбирать магистраты, карать или даровать почести в награду за доблесть). Взаимный контроль и согласованность действий этих институтов стали основой процветания Рима, привели к возникновению мировой империи. При этом смена республики империей не внесла принципиальных изменений в римскую жизнь, хотя место народа в политической структуре занял император, ставший верховным собственником земли, источником права и верховной апелляционной инстанцией.

Большой творческий потенциал был обнаружен Римом и в области законотворчества. В течение шести столетий римские юристы разрабатывали и совершенствовали право, приспосабливая его к реальным потребностям жизни, что было проявлением римского утилитаризма и прагматизма. Не случайно именно римское право стало образцом всего позднейшего европейского законотворчества, легло в основу множества документов Нового и Новейшего времени, современного международного права.

СЛАЙД

Одним из величайших открытий римского права стала презумпция невиновности: если по какой-то причине вопрос о статусе человека или о праве раба на свободу доходил до суда и дело оказывалось сомнительным, вопрос решался в пользу свободы. Один из наиболее значимых источников писаного права Рима — Законы XII таблиц (V в. до н.э.) — представляли собой свод законов, регулирующих практически все отрасли.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.34.146 (0.054 с.)