Тема: Поэзия «чистого искусства». А.А. Фет. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Поэзия «чистого искусства». А.А. Фет.



Форма работы: индивидуальная, дистанционное обучение.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: познакомиться с особенностями лирики А.А. Фета, проанализировать стихотворения, выявить черты импрессионизма в лирике А.Фета.

 

Основные понятия:

 

«Чистое искусство» — теория, которая утверждала, что искусство и литература не должны выполнять социальных задач, а должны служить лишь для эстетического наслаждения прекрасным.

Импрессионизм — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, ставящее целью передачу, воспроизведение непосредственных, субъективных впечатлений от действительности.

Используемая литература:

Учебник. Русский язык и литература. Литература 10 класс. Базовый уровень: учебник/ Т.Ф. Курдюмова, Е.Н. Колокольцев, О.Б. Марьина и др.- М.: Дрофа, 2018.

Интернет- ресурсы:

1.Видеурок.  Афанасий Фет как представитель «чистого искусства» в русской поэзии https://youtu.be/ewa68eV9NDA - Дата обращения 15.10.2021

2. Природа и любовь в поэзии А. Фета https://youtu.be/czRHaYrS65E - - Дата обращения 15.10.2021

3.Презентация по теме: «Поэзия чистого искусства». А Фет.»

Ход урока

1. Организационный этап
Мотивационный модуль.
 

 

Если хочешь ты душу
Мою разгадать,
То прочти со вниманием
Эту тетрадь.
А.А. Фет “Е.Д. Дункер”

Целый мир от красоты,
От велика и до мала.
Л.А. Фет

 

Творчество А.А. Фета (1820-1892) – одна из вершин русской классической поэзии. К сожалению, и при жизни, и долгое время после смерти поэта его лирические шедевры оценивались не по законам искусства, а с точки зрения их социальной значимости, с классовых позиций

Следует отметить, что поначалу появление лирических откровений Фета сопровождались хорошими откликами. Давая оценку таланта молодого автора, Белинский писал: “Из живущих в Москве поэтов всех даровитее г-н Фет” (1840 г.). Это же отмечал и Некрасов: “Смело можно сказать, что человек, понимающий поэзию и охотно открывающий душу свою ее ощущениям, ни в одном русском авторе после Пушкина не почерпнет столько поэтического наслаждения, сколько доставит г-н Фет”.

Но позже, когда накануне крестьянской реформы 1861 г. и после нее обострились социальные отношения и на страницах журнала “Современник” развернулась общественно-политическая борьба, оценка творчества Фета резко изменилась. Революционно-демократическая критика все чаще и чаще отзывается о нем недоброжелательно.

Добролюбов в статье “Темное царство” (1859) писал: “… г. Фет очень верно выражает неопределенные впечатления природы, и однако ж отсюда вовсе не следует, чтобы его стихи имели большое значение в русской литературе”, а в статье “Когда же придет настоящий день” (1860) иронически замечал, что “поэта, которого хвалили когда-то, давно уже позабыли и, пожалуй, теперь только десяток любителей помнят десяток его стихов”.

Собрание сочинений Фета, появившееся в 1863 г. было встречено градом насмешек и оскорблений.

“В семье второстепенных русских поэтов, - писал Салтыков-Щедрин, - г-ну Фету, бесспорно, одно из видных мест”.

А. Писарев утверждал, что произведения Фета ни на что не годны, кроме как оклеивания комнат под обои и для завертывания сальных свечей, сыра и рыбы”, только тогда они будут приносить долго пользы”.

А товарищ Писарева Зайцев потешался: “Он в стихах придерживается “гусиного миросозерцания”; такое занятие, как выдумывать такие стихи, ничем не отличается от перебирания пальцами, которому с наслаждением предаются многие купчихи”.

Точку над “i” поставил Чернышевский (1878): “И есть у него пьесы очень миленькие, но все они такого содержания, что их могла бы написать лошадь, если б выучилась писать стихи”.

Отношение к творчеству Фета изменилось в начале XX века, когда последовали одно за другим выступления поэтов-символистов К. Бальмонта, В. Брюсова, в которых подчеркивались достоинства произведений Фета.

После 1917 г. поэзия Фета, как и эстетическая теория “чистого искусства”, вновь была подвергнута острым нападкам, даже в “Литературном энциклопедическом словаре” (М., 1987 г., с. 133) в статье “Искусство для искусства” (“чистое искусство”) находим такие рассуждения: марксистская эстетика непримирима к антиобщественным тенденциям в литературе, будь то продукция массовой литературы или “искусства для искусства”, которая стремится “воссоздать мир красоты помимо и вопреки действительности”, т.е. упрекали представителей “чистого искусства”, к которым относился Фет, Тютчев в отсутствии связи с социальными явлениями жизни.

Подобные высказывания можно было найти до недавнего времени и в учебниках литературы для школ, до 1994 г. творчество Фета, Тютчева не изучалось в школе или о них упоминали как о второстепенных поэтах.

Но, из воспоминаний Фета узнаем: В одном многочисленном собрании в Москве, в январе 1858 г., где предметом шумных обсуждений были пути решения “крестьянского вопроса”, к Фету подошел редактор модного тогда журнала “Русский вестник” М. Катков и восторженно призвал:

- Вот если бы вашим поэтическим пером иллюстрировать это событие!

“Я, - вспоминал Фет, - не отвечал ни слова, не чувствуя в себе никаких сил иллюстрировать какие бы то ни было события. Я никогда не мог понять, чтобы искусство интересовалось чем-либо, помимо красоты”.

Фет оказался единственным из представителей так называемой “школы чистого искусства” (в которую включены Майков, Мей, Жемчужников), кто не написал ни одного “тенденциозного стихотворения”, Фет в поэзии своей никогда не демонстрировал своей гражданской позиции.

И сейчас, когда мы возвращаемся к осознанию приоритета общечеловеческих ценностей, верным нашим помощником в этом может стать творческое наследие А. Фета, который постоянно повторял в своем творчестве, что

Целый мир от красоты,
От велика и до мала.

 

Цель нашего урока: восстановить справедливость, показать, что Фет – поэт далеко не второстепенный, а один из самых красивых русских поэтов, что это не просто большой поэт, а поэт великий, поэт гениальный (как сказал литературовед Вадим Кожинов). Сегодня мы постараемся понять, что особенного есть в поэзии Фета, т.е. в чем заключается своеобразие стиля поэта. Попробуем разгадать тайну жизни и поэтического феномена Фета.

 

2. Объяснение нового материала

Теоретический материал для самостоятельного изучения

План урока:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.32 (0.005 с.)