Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Метод моделирования на уроках курса «Окружающий мир»
При работе с текстом Одним из важнейших учебных умений, которые мы формируем у младших школьников, является работа с текстом. Младший школьник должен учиться осмысленно воспринимать прочитанную информацию, использовать её для выполнения заданий, применять в учебных ситуациях. Здесь ребёнок сталкивается с научно-познавательными текстами. Занятия, построенные на основе метода моделирования на уроках окружающего мира, способствуют повышению уровня сформированности знаний взаимосвязей в природе. Ниже приведен пример технологической карты урока по окружающему миру с использованием моделирования. Предмет: Окружающий мир. УМК «Школа России. Класс: 2 Тема урока: В гости к весне. Цель урока: Организовать деятельность учащихся, направленную на формирование представлений о характерных признаках весны в неживой природе. Оборудование: учебник «Окружающий мир» А. А. Плешакова 2 класс, рабочий лист. Текст: «Неживая природа весной» страница 86-87 (Полностью технологическая карта урока дана в Приложении 1) Фрагмент этапа урока изучение нового материала в ходе активного взаимодействия с применением метода моделирования. - Ребята, давайте прочитаем текст на с.86-87 «Неживая природа весной» и составим модель текста на рабочем листе. 1. Прочитайте первый абзац. -О чем говорится? (О солнце). Заполните первый прямоугольник в схеме. -Как светит солнце весной? - Изменилась ли высота солнца над горизонтом? Заполните модель на листе. (Светит ярче - греет-поднимается выше) -Одинаково ли солнце грело землю во все весенние месяцы? (Нет).
2. Продолжите работу самостоятельно. Изменилась ли продолжительность дня? (Дни – стали длиннее) 3. – Как изменилось весной небо? (Небо – голубое – высокое) 4. Какие облака плывут по небу? (Облака - белые, лёгкие.)
5. - Что произошло со снегом, льдом на реках весной? (Снег - тает – тепло - ручейки побежали.) Почему? (Стало теплее)
6. Ребята, рассмотрите иллюстрации на стр. 86-87. (На данном этапе урока помогает учитель). - Сравните иллюстрации. Как называются такие природные явления? Найдите в учебнике информацию о том, что такое ледоход и половодье. Прочитайте. Запишите названия. Выпишите слова действия, которые говорят о том, как двигаются льдины на реке (плывут, сталкиваются, разбиваются).
Что происходит с рекой во время половодья? (Разлилась, затопила). -Приходилось ли вам их наблюдать? -Ребята, можно выходить на лёд весной? Почему? Найдите в тексте предложение, в котором об этом говорится. Прочитайте.
Как мы видим, моделирование помогает учащимся понять научно-учебный текст, выделить в нем главное, определить тему текста и способствует правильному цельному пересказу рассматриваемого произведения. Однако в практике начальной школы проводится большая работа не только с научно-учебным и научно-популярным текстами, но и с художественными тестами разных типов и стилей. В курсе русского языка основные изучаемые типы речи – это описание, повествование и рассуждение. Данные типы речи рассматриваются с точки зрения особенностей структуры и композиции текстов, а также специфики использования языковых средств, что отражено в таблице 1. Таблица 1
Тип текста: Описание |
|||||||||
1) Перечисление признаков, свойств, элементов предмета речи. 2) Указание на назначение предмета, способы и области его функционирования. 3) Указание на его принадлежность к классу предметов. | 1) Представление о предмете в целом даётся в начале или в конце. 2) Детализация главного проводится с учётом смысловой значимости деталей. 3) Структура отдельных частей текста (элементов описания) аналогична структуре текста в целом. 4) Используются приёмы сравнения, аналогии, противопоставления. 5) Текст легко свёртывается. | Применяются простые и сложные предложения: - составным именным сказуемым; - с прямым порядком слов; - с глаголами настоящего времени во вневременном значении; - с определительными характеристиками. | ||||||||
Тип текста: Повествование | ||||||||||
Рассказ о событии с показом его хода в развитии, с выделением основных (узловых) фактов и показом их взаимосвязи. | 1) Соблюдается логическая последовательность. 2) Подчёркивается динамизм, смена событий. 3) Композиция хронологизирована. | Простые и сложные предложения: а) с глагольным сказуемым совершенного вида; б) с видо-временными формами, указывающими на смену событий; в) с выражением причинно-следственной и временной последовательности. | ||||||||
Тип текста: Рассуждение
| ||||||||||
Исследование сущностных свойств предметов и явлений, обоснование их взаимосвязи. | 1) Имеются тезис (положение, которое доказывается), аргументы (суждения, которые обосновывают правильность тезиса) и демонстрация (способ доказательства). 2) Используются размышления, умозаключения, пояснения. 3) Смысловые части высказывания приводятся в логической последовательности. | Простые распространённые и сложные предложения с глаголами разных видовых форм. |
При составлении самостоятельном составлении текстов младшие школьники допускают типичные ошибки и недочеты. Для предупреждения ошибок рекомендуется использовать модели текстов, с учетом специфики стиля текста.
Например, при анализе отрывка сказки-повести Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей» после определения ключевых слов получилась модель текста, по которой можно определить, что это текст-рассуждение, но доказательства и аргументы, подтверждающие выдвинутый тезис, происходят через описание предметов.
Текст: В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие.
В городе у них было очень красиво. Вокруг каждого дома росли цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики. Там даже улицы назывались именами цветов: улица Колокольчиков, аллея Ромашек, бульвар Васильков. А сам город назывался Цветочным городом. Он стоял на берегу ручья. Этот ручей коротышки называли Огурцовой рекой, потому что по берегам ручья росло много огурцов.
Модель текста-рассуждения:
Учитель иностранного языка ГБОУ начальная школа - детский сад № 620 Центрального района Санкт-Петербурга «РОСТОК» Таланина Маргарита Евгеньевна применяет метод моделирования при составлении с детьми текстов-описания на английском языке.
На начальном этапе обучения иностранному языку уже с 3 класса после изучения каждой новой темы учащимся предлагается задание на написание своего рассказа на заданную тему. Образец рассказа в конце каждого модуля, безусловно, есть, но составить свой собственный рассказ, даже имея такой образец, для многих учащихся непростое задание. Метод моделирования текста, применяемый учителем, помогает ученикам понять структуру будущего рассказа и снимает лишние трудности и страх перед таким творческим заданием. Предлагаю рассмотреть метод моделирования текста на примере программы 3 класса, УМК Spotlight, Модуль 5 - Furry friends! (Пушистые друзья!) В этом Модуле учащиеся знакомятся с лексикой, необходимой для описания своего домашнего питомца или питомца друга (прилагательные), а также учатся говорить о том, что умеют/не умеют делать их питомцы (глаголы). Приведу пример текста-описания из учебника, данного ученикам для образца:
I’ve got a pet chimp. His name is Chuckles. He’s eleven 11.
Chuckles has got big ears and a fat body. He‘s very cute! Chuckles is very clever, too!
He can run, jump and climb. He can dance, too!
Oh! I love Chuckles!
Модель текста-описания
|
|
|
|
|
|
После разбора модели можно предложить детям пофантазировать. Например, что бы они добавили к описанию обезьянки, если бы это был их питомец (в объёме изученной лексики). Например: funny – забавный, has got a big mouth (имеет большой рот), can swing (умеет качаться), также можно добавить colour (цвет животного), цвета дети уже хорошо знают в 3 классе.
Используя данную модель текста-описания, можно предложить активным детям придумать загадку о животном, т.е. они придумывают описание животного, а их одноклассники угадывают название. Это хорошее упражнение на аудирование.
На начальном этапе обучения иностранному языку учитель знакомит учащихся с новыми конструкциями, оборотами речи. Различные приемы моделирования устной и письменной речи помогают учащимся преодолеть трудности в понимании отдельных конструкций иностранного языка и делают обучение более увлекательным и интересным.
При изучении с учащимися особенностей текста-повествования можно применять прием кластерного моделирования. Термин «кластер» в переводе означает «созвездие» или «пучок». Кластером называется графический прием систематизации знаний в виде «грозди» или «пучка» взаимосвязанных фактов. Прием «кластер» в начальной школе – это один из методов развития критического мышления через чтение и письмо, направленный на повышение самостоятельности младшего школьника и стимулирование интеллектуального развития учащихся.
Последовательность действий при составлении «грозди» логична и проста. Посередине классной доски или чистого листа записывается ключевое слово или предложение, являющееся главным в раскрытии темы, идеи текста. Далее вокруг записываются другие слова или предложения, которые выражают факты, идеи, образы, подходящие для выбранной тематики. По мере записи все новые элементы соединяются прямой линией с ключевым понятием. Каждое последующее понятие тоже имеет «своих спутников» - так устанавливаются новые логические связи между всеми понятиями.
|
Например, при изучении текста-повествования «Почему ёжик смеялся?» по Г.Цыферову составление кластерной модели текста проводится на основе анализа каждого абзаца сказки.
Текст: Пошел темной ночью ежик по лесу гулять. Увидел красную ягодку, наколол на серую иголочку. Увидел желтые листья и тоже наколол на иголочку.
Вдруг заметил ежик в голубой лужице звездочку. Хотел и ее наколоть на иголочку, да ничего не вышло. Подумал он, да и накрыл звездочку лопушком: пусть до утра полежит.
А утром под лопухом вместо звездочки нашел красное солнышко. Вот еж удивился!
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.74.54 (0.017 с.)