Вопрос 1. Совокупный спрос: сущность и факторы его определяющие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 1. Совокупный спрос: сущность и факторы его определяющие



Макроэкономика в отличие от микроэкономики имеет ряд принципиальных особенностей:

1) анализируются агрегатные (совокупные, суммарные) показатели функционирования всей национальной экономики: национальный доход, уровень занятости, уровень безработицы, уровень цен, объем инвестиций, темпы экономического роста, состояние платежного баланса;

2) расширяется число экономических субъектов: если в микроэкономике – это домашние хозяйства и фирмы, то в макроэкономике – это домохозяйства, фирмы, государство и заграница;

3) изучаются проблемы достижения общего экономического равновесия в результате взаимодействия всех субъектов на всех рынках (товарном, денежном, капитала, труда), а также проблемы макроэкономической нестабильности. В открытой экономике к вышеперечисленным рынкам добавляется валютный рынок.

Целью макроэкономического анализа считается выявление условий и факторов, с помощью которых становится возможным общее экономическое равновесие системы. Для раскрытия механизма достижения макроэкономического равновесия следует изучить категорию совокупного спроса и совокупного предложения.

Совокупный спрос (YD ) – это реальный объем национального производства, который потребители в состоянии купить при любом возможном уровне цен.

Совокупный спрос – это сумма всех спросов на конечные товары и услуги, предлагаемых на рынках:

YD = С+I+G+NE,

где C – совокупный спрос на потребительские товары и услуги со стороны домохозяйств; I – совокупный спрос, которые предъявляют фирмы на инвестиционные товары; G – государственный спрос на товары и услуги; NE – чистый экспорт, который представляет собой разницу между спросом иностранных граждан на отечественные товары и отечественным спросом на иностранные товары.

Факторы, которые определяют совокупный спрос, можно разделить на две группы:

1) факторы, определяющие спрос на отдельные товары (доход потребителей, вкусы потребителя, в целом сопряженные товары);

2) факторы, которые влияют не на отдельные товары, а на весь национальный доход. Национальный доход находится в зависимости от предложения денег, участвующих в обороте (М) и скорости оборота денег (v). Таким образом, эти факторы будут влиять на совокупный спрос, тогда YD = f(М, v), где М – денежная масса, v – скорость обращения денег.

 

 

 


Рис.35. Кривая совокупного спроса

 

Анализируя количественную теорию денег, которая вовлекает в рассмотрение уровень цен (Р), функция совокупного спроса примет следующий вид:

YD = (M x v)/P.

Таким образом, совокупный спрос можно найти как величину прямо пропорциональную произведению денежной массы и скорости оборота денег и обратно пропорциональную уровню цен.

Если все факторы, влияющие на совокупный спрос YD, кроме уровня цен Р, предполагаются постоянными, то величина совокупного спроса YD становится зависимой только от уровня цен P. Зависимость между совокупными плановыми расходами всех экономических субъектов, то есть объемами покупок конечных товаров и услуг, и уровнем цен принято называть кривой совокупного спроса AD (рис.35).

В рамках экономической теории выделяют ЧЕТЫРЕ ключевые концепции, которые объясняют убывающую зависимость величины совокупного спроса от уровня цен.

1.Неоклассическая точка зрения исходит из формулы количественного уравнения обмена, которое представлено следующим образом: Mv =YP ÞYD = Mv/P, где v = const. При таком взгляде кривая AD представлена равнобокой гиперболой c эластичностью спроса по уровню цен, равной единице. Это значит, что во время процесса приспособления к равновесию, а именно при движении вдоль кривой AD, реальный объем национального дохода возрастает (снижается) в той же пропорции, в какой уменьшается (увеличивается) уровень цен. В данной ситуации номинальный доход в процессе приспособления не претерпевает изменений, что является противоречием реальности и не подтверждается никакими эмпирическими данными.

2.Монетаристская концепция снимает предпосылку о постоянстве скорости обращения денег v и рассматривает её зависящей от процентной ставки: v = v(i). В таком случае в формальном виде совокупный спрос выглядит следующим образом: YD = .

Логику рассуждений можно легко проследить в следующей цепочке. При росте цен P­ население нуждается в большем объеме средств для оплаты прежнего объема товаров и услуг. Это свидетельствует о том, что растет спрос на деньги, и они становятся редким благом. Повышение редкости денег является предпосылкой для увеличения их альтернативной стоимости, тогда речь идет о росте процентной ставки. Рост процентной ставки побуждает экономических субъектов сменить структуру портфеля своих активов, включающего денежные средства, ценные бумаги, товары длительного пользования, недвижимость. Люди уменьшают долю денежных активов и увеличивают долю менее ликвидных, но более надежных, с точки зрения сохранения ценностей, активов. В конечном итоге деньги будут быстрее переходить из рук в руки, то есть скорость обращения денег станет выше.

Увеличение скорости обращения денег v­ при росте уровня цен P­ приведет к тому, что люди будут снижать свои расходы в меньшей степени, чем растет уровень цен, то есть эластичность совокупного спроса по уровню цен будет меньше 1 (ep<1): P­ ® MD­ ® i­ ® меняется структура портфеля активов ® C¯ ® YD¯.

3.Кейнсианская концепция, в сравнении с неоклассической и монетаристской, изучает структурный состав совокупного спроса и дает оценку чувствительности инвестиций к изменению уровня цен. Данная точка зрения объясняет убывающий вид кривой AD с помощью эффекта процентной ставки (эффекта Дж. Кейнса).

Суть эффекта представляется в следующем. Рост уровня цен влечет за собой увеличение номинального спроса на деньги, которое при постоянном денежном предложении служит причиной повышения процентной ставки: P­ ®  MD ­ ® i­ ® I¯ ® YD¯. Уменьшение уровня цен таким же образом порождает рост инвестиционных расходов и величины совокупного спроса.

4.Концепция неоклассического синтеза, которая интегрирует положения кейнсианской теории с выводами неоклассиков, и используя структурный состав совокупного спроса YD, дает оценку чувствительности его составляющих к изменению уровня цен Р:

 YD = C + I + G + NE

Эта концепция объясняет убывающий характер кривой AD тремя эффектами: эффектом процентной ставки, эффектом реальных кассовых остатков (РКО) и эффектом обменного курса.

А) Эффект процентной ставки (эффект Дж. Кейнса), как было отмечено выше, отражает влияние уровня цен  на объем инвестиций I. Рост уровня цен P­ увеличивает спрос на деньги MD­, который при постоянном денежном предложении повышает процентную ставку i­:

P­ ® MD­ ® i ­ ® I ¯ ® YD¯

Падение уровня цен аналогичным образом служит поводом для роста инвестиционных расходов и величины совокупного спроса.

Б) Эффект РКО (эффект богатства, эффект А. Пигу) показывает влияние изменения уровня цен Р на величину богатства (W) и объем потребительских расходов (С). Рост цен P­ приводит к уменьшению реальной кассы  ¯ Þ снижается богатство субъектов W¯. При стремлении вернуть былое богатство, домохозяйства начинают увеличивать сбережения S­ за счет урезания расходов на потребление C¯. Это уменьшает величину совокупного спроса в целом, то есть  AD¯:

P­ ®  ¯ ® W¯ ® S­ ® C ¯ ® YD¯

Когда снижается уровень цен, домохозяйства, наоборот, увеличивают потребление и сокращают сбережения.

В) Эффект обменного курса (эффект Манделла) принимает во внимание реакцию чистого экспорта на изменение ценового уровня. Рост уровня внутренних цен P­ в сравнении с ценами за рубежом ведет к реальному обесценению национальной валюты, то есть к падению обменного курса. Исходом является снижение величины спроса на отечественные товары, а величина спроса на импортные растет. Следствием этих процессов считается снижение чистого экспорта и величины всего совокупного спроса:

® NE ¯ ® YD¯

Например, при повышении цен в России относительно зарубежных цен этот эффект приводит к падению совокупного спроса на отечественные товары.

 

Движение вдоль кривой А D показывает изменение совокупного спроса, которое зависит от динамики общего уровня цен.

К неценовым факторам относятся те, которые воздействуют, прежде всего, на потребительские расходы домохозяйств, инвестиционные расходы фирм, государственные расходы, чистый экспорт, процентные ставки, инвестиционный климат и др. Изменение неценовых факторов отражается в сдвиге самой кривой AD (рис. 36).

 

 


Рис. 36. Сдвиг кривой совокупного спроса

под влиянием неценовых факторов

Например, AD1>AD в результате увеличения совокупного спроса; AD2<AD в результате сокращения совокупного спроса. Рост потребительских расходов, инвестиционных, расходов, государственных расходов и чистого экспорта приводит к увеличению совокупных расходов => кривая AD смещается вверх вправо и наоборот. Рассмотренные факторы (ценовые и неценовые) позволяют предсказывать изменения в объемах национального производства, связанные с изменением совокупного спроса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 30; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.27.244 (0.008 с.)