Программно-методическое обеспечение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программно-методическое обеспечение



образовательного процесса

педагога дополнительного образования

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

«Организация

подготовки и проведения педагогом ДО

Открытого занятия»

 

 

 

 

 

Разработано

 методистом ДДТ «Павловский»

Сафоновой Т.К.

 

ПАВЛОВСК

2021

Методическая разработка

по организации подготовки, проведения и самоанализа

Педагогом ДО открытого занятия

на примере проекта открытого занятия «Разноцветная экскурсия»

В рамках занятий по ДООП «Моя малая Родина»

«Родина есть для нас предмет культурного творчества,

это мы сами в наших особенных дарах и талантах»

Протоиерей Сергий Булгаков

Методика патриотического воспитания через широкое ознакомление с историей родного края, знакомство с глубокими историческими корнями своей малой родины актуальна и в современных условиях модернизирующейся и совершенствующейся системы образования. Любое произведение искусства, будь то пейзаж, историческая картина или литературное произведение, несет индивидуальный взгляд на рассматриваемый предмет и, соответственно, демонстрирует субъективный образ родины. Знакомясь с ним, учащийся сопоставляет свое видение Отчизны с видением автора и в процессе анализа делает свои умозаключения. 

 

Пояснительная записка

    Изучение своего края способствует формированию диалектико-материалистического понимания природы, расширяет кругозор, помогает понять особенности местной природы, истории, культуры.

Начальная школа знакомит с географическим краеведением в курсе природоведения.

Элементы таких объектов краеведения, как история, искусство, наследие, народное хозяйство входят в курсы чтения, трудового обучения, музыки, изобразительного искусства.

   Использование краеведческого материала в процессе обучения и воспитания младших школьников вызывает у детей чувство любви к малой Родине, желание знать и изучать её историю, традиции и обычаи; развивает творческие способности.

Немаловажен и тот факт, что изучение родного края способствует возрождению, изучению семейных традиций, традиций школы, класса; создаёт необходимые условия для проявления творческих способностей детей.

Краеведение – неотъемлемая частица нашей большой истории. А будущее, как известно, во многом зависит от того, сколь бережливы и памятливы мы по отношению к нашей истории. Обращение к памятникам истории всегда было важнейшим средством воспитания исторического сознания, земляческих и краеведческих чувств.

Начальная ступень – пропедевтический курс, который способствует осознанию ребёнком важности окружающего его микромира. Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению села, как окружающего ребёнка микромира, создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения.

      К сожалению, в школах отмечается такой недостаток: имеющиеся сведения краеведческого характера мало или вовсе не используются на уроках в процессе изучения и усвоения нового материала. А ведь урочные и внеклассные занятия по краеведению способствуют развитию у учащихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому, накоплению систематических знаний о родном крае, содействуют их приобщению к охране памятников истории и культуры, участию в культурно – просветительной и экологической работе в родной местности; знания о родном крае – существенная часть интеллектуального потенциала человека, гражданина.  

     Я считаю - предназначение дополнительного образования заполнить этот пробел в воспитании и образовании детей с самого раннего возраста.

     Санкт-Петербург - город-музей, город дворцово-парковых ансамблей, прекрасных архитектурных памятников, город, окруженный "жемчужным ожерельем" пригородов. Юному школьнику необходимо помочь почувствовать связь культурной среды Петербурга и его пригородов с историей и современностью.

        Немаловажную роль в краеведческом воспитании школьников играют экскурсии.

Для создания условий духовно-ценностной и практической ориентации личности каждого школьника в окружающем его мире, начиная с первоклассников, разработана интерактивная экскурсия-игра на местности «Разноцветная экскурсия» по Центральному (Придворцовому) району Павловского парка (в дальнейшем Проект), которую можно рассматривать как краткосрочный проект и использовать педагогам в осуществлении своей проектной деятельности.

Концепция Проекта

Воспитание гражданской культуры, формирование национального самосознания, развитие духовно-нравственного воспитания в системе обра­зования - важнейшие компоненты повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения.

Актуальность Проекта соответствует государственной политике в области дополнительного образования, социальному заказу общества и ориентирование на удовлетворение образовательных потребностей детей и родителей.

Участие в Проекте способствует формированию с юных лет устойчивого убеждения своей значимости в судьбе Родины, жизнеспособности и надежности ценностных ориентаций подрастающего поколения, в повышении интереса среди школьников к культурному и историческому наследию своей малой Родины – города Павловска. 

Познание своего жизненного пространства, его природной, социальной, культурной специфики, осознание процессов, происходящих в родном городе, позволяет каждому юному гражданину почувствовать себя личностью, активно взаимодействовать с окружающим его миром, чувствовать себя комфортно, уверенно в нем, востребовать его культурный потенциал. Все это способствует социальной адаптации ребенка.

Новизна Проекта заключается в реализации с использованием интерактивных, игровых технологий возможностей детей и педагогов для активного взаимодействия с окружающим миром.

Возможности детей:

Интерактивная экскурсия-игра «Разноцветная экскурсия» по Центральному (Придворцовому) району Павловского парка разработана для детей младшего школьного возраста, умеющих читать. Как правило, первоклассники в конце учебного года уже обладают навыками чтения и могут участвовать в предлагаемой экскурсии-игре, показав свои умения и навыки в выразительном чтении незнакомого текста, что согласуется с принципом доступности в экскурсоведении.

В будущем участники Проекта смогут самостоятельно работать над созданием как мини-экскурсов и постановки тематических вопросов, так и над созданием творческих конкурсных работ.

Возможности педагогов:

Интерактивная экскурсия-игра «Разноцветная экскурсия» с точки зрения представления педагогического опыта может быть отнесена к разновидности проектной деятельности педагога. Данный Проект может реализовываться как отдельный образовательный проект, быть частью комплексных проектов и программ, реализуемых на базе учреждения, а также стать начальным этапом непрерывного эколого-краеведческого образования и просвещения.

Использование взаимно чередующихся форм работы с детским коллективом (индивидуальная, групповая, командная) помогает педагогу в укреплении межшкольных связей, способствует социализации детей.

 

1.2 Педагогическая целесообразность Проекта  

 

Педагогическая целесообразность Проектазаключается в стремлении дать детям компетентно-ориентированное обучение.

Поэтому реализация педагогической деятельности по Проекту построена на основе компетентностного подхода. Конечная ориентация основных результатов по Проекту направлена на формирование у обучающихся ряда ключевых компетентностей:

· компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности – работа с картой-схемой, движение по местности, поиск объектов экскурсии;

· компетентность в сфере гражданско-правовой деятельности – работа в составе детского жюри, проведение голосования;

· компетентность в коммуникативной сфере – организация движения и поведения группы участников, привлечение внимания слушателей при знакомстве с объектом, умение вести диалог, задавать и отвечать на вопросы;

· компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности – формирование знаний, умений и навыков для организации и участия в интеллектуальных играх.

 

 

Цели и задачи

Цель Проекта: создать условия для духовно-ценностной и практической ориентации личности каждого школьника в окружающем его мире, средствами краеведения.

Задачи Проекта:

 

Обучающие

1. Способствовать формированию устойчивого интереса детей к изучению историко-культурного наследия Павловского парка.

2. Вовлечь обучающихся в поисково-исследовательскую деятельность на местности.

3. Определять различия в планировке регулярных и пейзажных садов.

4. Научить определять признаки архитектурного стиля – классицизм.

5. Знать имена архитекторов и скульпторов, участвующих в создании архитектурно-ландшафтного ансамбля Центрального (Придворцового) района Павловского парка.

 

Воспитательные

1. Воспитание чувства любви и уважения к своей малой Родине, Санкт-Петербургу, России.

2. Сохранение исторической преемственности поколений. Воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию Отчизны.

3. Воспитание чувства личной ответственности за порученное дело, умение доводить его до конца.

4. Формирование культуры межличностных отношений юных экскурсоводов в совместной деятельности, накопление положительного опыта самоуправления в коллективе.

5. Формирование навыков оценки деятельности товарищей и самооценки, и на их основе сделать выводы о значимости своих поступков.

6. Формирование лидерских качеств личности

7. Воспитание внутренней установки на здоровый активный образ жизни.

 

Развивающие

1. Активизирование деятельности по сохранению исторического и культурного наследия Павловска.

2. Стимулирование развития духовно-нравственных качеств личности - качества патриота и гражданина Отечества и родного города, готового взять на себя ответственность за сохранение культурного наследия города и его будущее, заботу о памятниках.

3. Развитие интереса вести исследовательскую и экскурсионную работу.

4. Развитие умения наблюдать, формулировать выводы.

5. Развитие памяти, волевых качеств личности, творческого воображения, наблюдательности

6. Развитие речи, артистизма, коммуникативных качеств личности юного экскурсовода

 

Ожидаемые результаты

Ожидаемым результатом, влияющим на изменения личности участников по окончании реализации Проекта, станет приобретение культурологического и социально-гражданского опыта по следующим направлениям:

· Приобретение знаний по истории создания дворцово-паркого ансамбля Павловска;

· Активизация самостоятельной познавательной деятельности по изучению культуры родного города;

· Приобретение умения самостоятельно ставить вопросы и уметь использовать полученный опыт для решения новых задач;

· Формирование способности решать поставленные задачи практическим путем: наблюдения, исследования.

· Освоение путей совершенствования и реализации творческих способностей;

· Приобретение гражданского опыта;

· Повышение уровня самооценки и осознание своей значимости в окружающем мире;

· Расширение участия обучающихся в проведении культурно-исторических игр и экскурсий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 28; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.209 (0.026 с.)