Огсэ. 5 русский язык и культура речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Огсэ. 5 русский язык и культура речи



ОГСЭ.5 РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

Планы лекций и практических занятий для студентов всех специальностей очной и заочной формы обучения

 

2021

 

ОГСЭ.5

Русский язык и культура речи: планы лекций и семинарских занятий для студентов всех специальностей очной и заочной формы обучения / сост. Е.А. Щугарева. - Комсомольск-на-Амуре: КГБ ПОУ КСМТ, 2021. - 54 с.

Планы лекций и семинарских занятий включают основные дидакти­ческие единицы лекций, планы практических занятий, списки литературы, перечень контрольных и вопросов для дифференцированного зачёта..

Предназначены для студентов всех специальностей очной и заочной формы обучения.

Печатается по постановлению КГБ ПОУ КСМТ.

 

 

 

Подписано в печать  1.09.2021

Тираж 1000

 

 

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Занятие 2. Лексические нормы современного русского языка.

1 Основные понятия лексики. Лексическое значение слова в речи.

Задания:

1) Дайте определения следующим понятиям: лексическая сочетае­мость; полисемия; омоним; пароним; плеоназм; тавтология; синоним; анто­ним, архаизмы, историзмы, диалектизмы, неологизмы.

2)Мотивированно ответьте на вопросы:

а)Что понимается под точностью словоупотребления? От чего она зависит?

б)Правомерно ли рассматривать точность как лексико-­семантическую правильность речи?

3)Прокомментируйте и исправьте ошибки, связанные с неточным пониманием значения выделенных слов.

· В последние годы было создано МАССОВОЕ количество инновацион­ных форм.

· Сельским товаропроизводителям стало экономически УЩЕРБНЫМ реализовывать скот по сложившимся ценам.

· Эти данные позволили автору ОСНОВАТЬ следующие выводы и пред­ложения.

· На предприятии использовалось более ПРОГРЕССИВНОЕ оборудование.

· Мы должны бороться всеми нашими РЕСУРСАМИ

2 Омонимия и её разновидности. Полисемия.

Задания:

1) Составьте словосочетания с данными словами, употребив их в разных лексических значениях.   

Деревянный, бросить, отстоять, положительный, плавать, аппарат, богатый, бурный, глухой.

2) Устраните омонимию в следующих случаях:

В двадцать пять лет он остепенился.

Навстречу нам вышло пять женщин с длинными косами.

По выходным дням я вожу детей в парк.

Через полчаса экипаж будет готов.

Он отходил двое суток

Мне очень понравилась полька

 

3)Определите, какие из приведенных плеонастических словосочета­ний закрепились в языке, а какие - противоречат языковой норме.

Народная демократия, патриот своей родины, экспонаты выставки, букинистическая книга, свободная вакансия, прейскурант цен, народный фольклор, автобиография жизни, монументальный памятник.

4)Найдите случаи тавтологии и исправьте фразы.

· По сведениям из осведомленных источников, намечено подписание «Соглашения о национальном согласии».

· Товарные биржи были сформированы в форме акционерных обществ.

· Раскрывая предложенную тему, мы попытаемся раскрыть концеп­цию занятости в новых социально-экономических условиях России.

· На предприятии пока еще не существует специального отдела маркетинга, а все функции пока выполняет инженер по маркетингу.

Слова-паронимы и точность речи.

Задания:

1)Объясните разницу в значении словосочетаний.

· Опасный человек - опасливый человек

· Освоить прочитанное - усвоить прочитанное

· Осудить действия - обсудить действия

· Тактичные шаги - тактические шаги

· Хозяйские дела - хозяйственные дела

2)Сопоставьте словосочетания с данными паронимами.

· Будний - будничный

· Выборный - выборочный

· Длинный-длительный

· Обеднеть - обеднить

· Доброта - добротность

· Доверительный - доверчивый

· Надеть - одеть

· Игровой - игристый - игральный

· Дипломат - дипломант - дипломник

· Драматичный - драматический

· Описка - отписка

· Запасный - запасливый

· Приметливый – приметный

Заимствования.

Задания:

1)Дайте толкование иностранным словам, употребляемых в области политики и экономики.

Автаркия, авуары, альянс, аудит, бартер, брифинг, вексель, дебитор, дезавуировать, демагогия, демпинг, дилемма, дискредитация, имидж, инно­вация, инсинуация, коммюнике, конъюнктура, консалтинг, копирайт, лоббизм, локаут, менталитет, мораторий, нувориш, остракизм, охлократия, пабли­сити, реноме, стагнация, фиаско, экспансия, юрисдикция.

2)Отметьте иноязычные слова, которые без ущерба для смысла и стиля можно заменить русскими.

· За вариантной манифестацией ряда глаголов скрывается диффе­ренциация прямого и переносного смысла в пределах структуры одного слова.

· Урбанизация является мощным орудием культурной интеграции.

· С точки зрения банальной эрудиции не каждый индивидуум способен игнорировать отрицательные тенденции парадоксальных эмоций.

3)Укажите ошибки, возникшие вследствие употребления иноязыч­ных слов. Исправьте предложения.

· В студенческой столовой сервис вполне удовлетворительный.

· Строительство кинотеатра форсируется ускоренными темпами.

· Дилемма, поставленная перед коллективом, была успешно выполнена.

· Удобрения были вовремя транспортированы на поля.

· Она сама чувствовала как происходит эволюция её сознания.

 

      Дополнительная литература:

1 Ваулина, Е. Ю. Давайте говорить правильно! Новейшие и наибо­лее распространённые заимствования в современном русском языке: крат­кий словарь-справочник / Е. Ю. Ваулина, Г. Н. Скляревская. - М.: ФО­РУМ, 2004. - 368 с.

2 Николенко, Л. В. Лексикология и фразеология современного рус­ского языка: учеб, пособие / Л. В. Николенко. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 144 с.

3 Русский язык и культура речи: учебник / А. И. Дунев, В. А. Ефре­мов и др.; подред. В. Д. Черняк.-СПБ.: САГА; М.: ФОРУМ, 2005.-3


Языковые афоризмы.

Задания:

1)Приведите примеры языковых афоризмов.

2)Кому принадлежат следующие крылатые выражения?

· Сеять разумное, доброе, вечное.

· Смеяться, право, не грешно над тем, что кажется смешно.

· Услужливый дурак опаснее врага.

· Во дни торжеств и бед народных.

· Иных уж нет, а те далече.

· Одна - но пламенная страсть.

· Смотри в корень.

· Слона-то я и не приметил.

· Легкость в мыслях необыкновенная.

· Как бы чего не вышло.

3)Попробуйте ответить на вопросы шуточного теста.

· Какая пословица призывает к максимальному использованию резер­вов животноводства?

· В какой пословице говорится о влиянии атмосферных явлений на отправление культовых обрядов?

· В какой пословице упоминается определенная категория людей, спо­собных в процессе сношения с потусторонними силами нанести себе череп­но-мозговую травму?

· В какой пословице говорится о необходимости объективного отно­шения к одному из предметов туалета?

· Какая пословица сравнивает определенное филологическое понятие с мелкой зерноядной птицей, постулируя при этом вытекающий из данного сравнения вывод?

· Какая пословица дает эмпирическое определение ареала разброса репродуктивного фонда отдельных фруктовых деревьев?

· В какой пословице упоминается домашнее парнокопытное живот­ное, способное при любых метеорологических условиях отыскать некую по­лужидкую субстанцию?

· В какой пословице говорится о том, что избыток красящего пигмен­та меланина в шерсти самца хищного домашнего животного не позволяет изменить масть вышеупомянутого животного при помощи водных процедур?

Домашнее письменное контрольное задание:

Выполните на выбор одно творческое задание:

1 Составьте небольшой рассказ из фразеологических выражений, используя их как свободные.

Например: Хата Макара стояла на краю, на кисельных берегах, реки Молочной. Встав как-то поутру с прокрустова ложа и вломившись в от­крытую дверь, Макар подлил масла в огонь, вывел на чистую воду уток и привычно погнал куда-то телят.

Утро было ясное, как божий день. Отмахнувшись от дыма без огня, Макар покатился по наклонной плоскости вниз, к стаду.

На пастбище телята разбрелись - кто в лес, кто по дрова. Макар сел в лужу, закусил удила и просто открыл ларчик с ломаным грошем, который он ошибочно принял за чистую монету...

2 Из СМИ, рекламных слоганов или художественной литературы выберите 10 фразеологических каламбуров. Например: «Я хорошо усвоил чувство локтя // Который мне совали под ребро...»; «Я был душой дурного общества»; «Я не люблю, когда мне лезут в душу, // Тем более, когда в неё плюют...» (В. Высоцкий).

Дополнительная литература:

1 Ашукин, Н. С. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения / Н. С. Ашукин, М. Г. Ашукина. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: ООО «Издательство АСТ», 1987.-648 с.

2 Бирих, А. К. Словарь фразеологических синонимов русского язы­ка / А. К. Бирих, В. М. Мокиенко, Л. И. Степанова. - М.: ООО «Издатель­ство Астрель», 2001. - 496 с.

3 Мокиенко, В. М. Давайте говорить правильно! Трудности совре­менной русской фразеологии: Краткий словарь-справочник / В. М. Моки­енко. - М.: Айрис-пресс, 2004, - 432 с.

4 Николенко, Л. В. Лексикология и фразеология современного рус­ского языка: учеб, пособие / Л. В. Николенко. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 144 с.

 

Род имени существительного.

Задания:

1)Употребите данные словосочетания в единственном числе.

Старинные рояли; ваши фамилии; заказные бандероли; наши плацкар­ты; старинные банкноты; новые расценки; спелые яблоки; большие мозоли; маленькие мыши; кожаные туфли.

2)Определите род данных существительных, мотивируйте свой ответ.

Авеню, алиби, боржоми, иваси, импресарио, инкогнито, интервью, ка­фе, кенгуру, кольраби, конферансье, кофе, леди, манго, пенальти, пони, так­си, фламинго, атташе, портмоне, визави.

Как определяется род несклоняемых имен существительных? Объяс­ните причины колебаний в грамматическом роде неизменяемых иноязыч­ных слов.

 

Вариантность падежных окончаний.

Задания:

1)Объясните, почему в одних случаях имена существительные в ро­дительном падеже единственного числа употребляются с окончанием -а(я), а в других - с -у(ю).

Допишите окончания. Укажите возможные варианты, дайте нор­мативно-стилистическую оценку каждой формы.

Килограмм сыр...Купить сыр.... Продажа сыр.... Кусок ярославского сыр....

Сделать из воск.... Кусок воск.... Хочется сок.... Стакан сок.... Вы­пить стакан яблочного сок....

Поднять с пол....Уйти из дом.... Выйти из лес.... Умереть с голод....

Ну и народ... на площади! Сколько снег... намело! Квас., мне, да поживей!

На столе стоял стакан холодного квас....

3)Употребите существительные в форме родительного падежа мно­жественного числа. Укажите возможные варианты.

Амперы, апельсины, баклажаны, бананы, бутсы, ватты, вольты, гек­тары, георгины, граммы, жирафы, кеды, килограммы.

Мандарины, манжеты, носки, помидоры, погоны, рельсы, саперы, сапо­ги, скирды, ставни, солдаты, туфли, чулки, шорты.

4)Раскройте скобки, выберите подходящий, с вашей точки зрения, вариант. Мотивируйте свой выбор.

· Для проведения бесед и докладов были подобраны квалифицирован­ные (лекторы, лектора).

· Из ворот выехали пятитонные грузовики, (кузовы, кузова) их до кра­ев были наполнены ящиками.

· Крупные (лоскуты, лоскутья) разноцветной кожи лежали в углу са­пожной мастерской.

· Важнейшие отделы и (секторы, сектора) института были реорга­низованы.

· В доме отдыха оказались представители самых разнообразных профессий: врачи, (учители, учителя), (бухгалтеры, бухгалтера), (инженеры, инженера), (кондукторы, кондуктора) железнодорожных поездов.

Нанизывание падежей.

Задание:

Исправьте в предложениях, где это необходимо, нанизывание паде­жей, неоправданное контекстом и затрудняющее понимание.

Речь была встречена депутатами шумными аплодисментами.

Докладчик остановился на некоторых новейших оценках науки влияния на природу химического производства.

Наш представитель вторично выдвинут депутатами председате­лем комиссии.

Ведутся изыскания возможности создания самостоятельных неза­висимых издательств.

С выходом книги читатели смогут ознакомиться с пониманием наших проблем известного современного писателя.

3 Выбор падежа в конструкциях с близкими по значению и одноко­ренными словами.

Задания:

1) Подберите к данным словам близкие по значению. Составьте сло­восочетания с теми и другими, используя падежные формы.

Образец: уверенность - уверенность в успехе, вера в успех.

Претворение, опираться, рецензия, превосходство, тормозить, пре­достеречь, идентичный.

2) В данных словосочетаниях замените выделенные слова близкими по значению. Прочитайте словосочетания с синонимами. Следите за па­дежной формой зависимых слов.

Обращать внимание на мелочи, обосновывать фактами, потер­петь поражение от соперника, различать друзей и врагов, уплатить за проезд, рассержен неудачей, удивляться стойкости, обижен бестактно­стью.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1) Язык как социальный продукт речевой способности.

2) Основные единицы общения. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи.

3) Отличительные признаки литературного языка.

4) Норма современного русского литературного языка: динамика и развитие.

5) Основы ораторского искусства. Понятие «контакт с аудиторией». Основные факторы, влияющие на установление контакта между оратором и слушателями.

6) Рекламные жанры. Языковые средства и специальные приёмы создания рекламных жанров.

Орфоэпические и акцентологические нормы современного рус­ского литературного языка.

8) Феномен лексической нормы. Его связь с сочетаемостью, с се­мантикой, с употреблением слова.

9) Многозначность и омонимия. Разновидности речевой избыточ­ности в языке.

10) Лексический запас языка. Паронимы. Синонимы. Антонимы.

11) Функциональные стили. Разновидности слов по сфере употреб­ления.

12) Научный стиль. Общая характеристика.

13) Понятие научного текста. Структурные элементы научного пись­менного текста.

14) Публицистический стиль. Общая характеристика.

15) Жанры публицистического стиля. Понятие текста. Классифика­ция текстов (по информационному признаку, по типу речи, по средствам связи, по средствам воздействия на адресата и др.).

16) Официально-деловой стиль. Общая характеристика.

17) Понятие языкового стандарта. Специальные языковые средства официально-делового стиля.

18) Художественный стиль. Общая характеристика.

19) Разговорный стиль. Общая характеристика. Диалектизмы, про­сторечия, профессионализмы.

20) Фразеологизмы. Деление фразеологизмов с точки зрения проис­хождения и традиции использования.

21) Служебный документ. Сферы общественной практики. Типы текстовой формы.

22) Личные документы: композиция, оформление наименования ад­ресата, клишированные формы.

23) Распорядительные документы. Виды, особенности оформления.

24) Административно-организационные документы. Правила рубри­цирования.

25) Информационно-справочные документы: Языковые конструкции деловых писем.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

                                                                                  

1) Понятие «культура речи». Нормативные, коммуникативные, эти­ческие аспекты.

2) Отличительные признаки литературного языка. Норма современ­ного русского литературного языка: динамика и развитие.

3) Ораторское искусство как социальное явление. Понятие «контакт с аудиторией». Основные факторы, 'влияющие на установление контакта между оратором и слушателями.

    4) Основные качества речи, их характеристика.

5) Орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Особенности произношения иноязычных слов.

_ 6) Акцентологические нормы современного русского литературного языка. Понятие подвижного ударения.

7) Феномен лексической нормы. Его связь с сочетаемостью, с семан­тикой, с употреблением слова.

8) Многозначность и омонимия. Разновидности речевой избыточно­сти в языке.

9) Лексический запас языка. Паронимы. Синонимы. Антонимы.

10) Лексический запас языка. Неологизмы и архаизмы.

11) Функциональные стили. Разновидности слов по сфере употреб­ления.

12) Научный стиль. Общая характеристика.

13) Понятие научного текста. Структурные элементы научного письменного текста.

14) Библиографический список. Цитирование. Разновидности ссылок.

15) Жанры публицистического стиля. Понятие текста. Классифика­ция текстов (по информационному признаку, по типу речи, по средствам связи, по средствам воздействия на адресата и др.)

16) Официально-деловой стиль. Общая характеристика.

17) Понятие языкового стандарта. Специальные языковые средства официально-делового стиля.

18) Художественный стиль. Общая характеристика.

19) Выразительные и изобразительные средства языка.

20) Разговорный стиль. Общая характеристика. Диалектизмы, про­сторечия, профессионализмы.

21) Фразеологизмы. Деление фразеологизмов с точки зрения про­исхождения и традиции использования. Языковые афоризмы.

22) Служебный документ. Сферы общественной практики. Типы текстовой формы.

23) Личные документы: композиция, оформление, наименования адресата, клишированные формы.

24) Директивные документы. Виды, особенности оформления.

25) Административно-организационные документы. Правила руб­рицирования.

26) Информационно-справочные документы. Языковые конструк­ции деловых писем.

27) Деловая и коммерческая корреспонденция. Административный речевой этикет.

28) Грамматические нормы современного русского литературного языка. Род несклоняемых существительных. Вариантность падежных окончаний.

29) Публицистический стиль. Общая характеристика.

30) Синтаксические нормы современного русского литературного языка. Порядок слов в предложении. Варианты координации главных чле­нов предложения. Параллельные синтаксические конструкции.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1) Аванесов, Р. И., Русское литературное произношение / Р. И. Ава­несов - М.: Айрис-пресс, 1984. - 482 с.

2) Васильева, А. И. Основы культуры речи / А. Н. Васильева. - М.: Флинта, 1990.-375 с.

3) Вахнина, Т. И. Современный русский язык: учеб, пособие для вузов / Т. П. Вахнина, О. В. Иванова, Е. Ю. Кузнецова; под ред. Е. Ю. Куз­нецовой. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 319.

4) Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: учеб, пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. - 3-е изд. — Ростов-на-Дону, 2002.

5) Головин, Б. И. Основы культуры речи / Б. Н. Головин. - М.: Из- во МГУ, 1988.-427 с.

6) Голуб, И. Б. Стилистика русского языка: учеб, пособие для вузов / И. Б. Голуб. - М.: Айрис-пресс, 2003. — 448 с.

7) Кукушин, В. С. Деловой этикет: учеб, пособие / В. С. Кукушин. - М.: ИКЦ «МарТ», 2005. — 288 с.

8) Культура русской речи: учебник для вузов / отв. ред. Л. К. Грау- дина, Е. Н. Ширлев. - М.: Айрис-пресс, 2000. - 427 с.

9) Маркичева, Т. Б. Мастерство публичного выступления: учеб, пособие / Т. Б. Маркичева, Е. А. Ножин. - М.: Знание, 1989. - 176 с.

10) Пособие по научному стилю речи для вузов технического про­филя / под ред. И. Г. Проскуряковой. - М.: Флинта: Наука, 2004. - 320 с.

11) Практикум по русскому языку и культуре речи: Нормы совре­менного русского литературного языка / под ред. И. Г. Проскуряковой. - М.: Флинта: Наука, 2005. - 232 с.

12) Розенталь, Д. Э. Практическая стилистика русского языка / Д. Э. Розенталь. - М.: Айрис - Рольф, 2004. - 166 с. '

13) Розенталь, Д. Э. Современный русский язык / Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, М. А. Теленкова. - М.: Айрис-пресс, 2004. — 448 с.

14) Розенталь, Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке / Д. Э. Розенталь. - М.: Рольф: Айрис-пресс, 1999. -368 с.

15) Русский язык и культура речи: учебник / А. И. Дунев, В. А. Ефремов и др.; под ред. В. Д. Черняк. - СПб.: САГА, 2005.-368 с.

Словари

1) Агеенко, Ф. Л.Словарь ударений русского языка / Ф. Л. Аге­енко, М. В. Зарва. - М.: Русский язык, 1989. - 594 с.

2) Большой словарь иностранных слов. - М.: ЮНВЕС, 1999. - 784 с.

3) Еськова, Н. А. Краткий словарь трудностей языка. Граммати­ческие формы. Ударение / Н. А. Еськова. - М.: Русский язык, 1994. - 448 с.

4) Крысин, Л. П. Толковый словарь иноязычных слов / Л. П. Крысин. - М.: Русский язык, 1998. - 848 с.

5) Новейший словарь иностранных слов и выражений. - М.: 0,00 «Издательство АСТ», Минск: Харвест, 2002. - 976 с.

6) Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова (любое издание).

7) Орфографический словарь русского языка, (любое стереотип­ное издание).

8) Орфоэпический словарь русского языка / под ред. Р. И. Аване­сова. (любое издание).

9) Словарь синонимов русского языка / под ред. А. П. Евгеньевой. - М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002. - 656 с.

10) Словарь современного русского литературного языка / АН СССР. Ин-т рус.яз. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1948-1965. Т.1-17.

11) Словарь сочетаемости русского языка / под ред. П. Н. Денисо­ва, В. В. Морковкина. - 2-е изд. - М.: Русский язык, 1983. - 638 с.

12) Бирих, А. К. Словарь фразеологических синонимов русского языка / А. К. Бирих, В. М. Мокиенко, Л. И. Степанова; под. ред. В. М. Мо- киенко. - М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2001.-496 с.

13) Сомов, В. П. Словарь редких и забытых слов / В. П. Сомов. - М.: ВЛАДОС, 1996.-764 с.

14) Тихонов, А. Н. Словарь-справочник по русскому языку: Пра­вописание, произношение, ударение, словообразование, морфемика, грам­матика, частота употребления слов / А. Н. Тихонов, Е. Н. Тихонова, С. А. Тихонов; под ред. А. Н. Тихонова. - М.: Цитадель, 1996. - 704 с.

15) Толковый словарь русского языка конца XX века. Языковые изменения / под ред. Н. П. Скляревой. - СПб.: САГА, 1998. - 738 с.

16) Фразеологический словарь русского языка / Л. А. Войнова, В. П. Жуков, А. И. Молотков, А. И. Федоров; под ред. А.И. Молоткова. - 4-е изд. - М.: Русский язык, 1987. - 543 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

(обязательное)

КРАТКИЙ ОРФОЭПИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ И СЛОВАРЬ УДАРЕНИЙ


аг[р'е]ссия и доп. [рэ]

ака[д'е]мик

 аква[р'е]ль

аль[тз]рнатива и доп. [т'е]

апар[тэ]ид

ар[тэ]рия и доп. [т'е]

а[тэ]изм

а[тэ]лье

 атлет

афера

ба[р'е]льеф

бас[сэ]йн и доп. [с'е]

белесый и белёсый

 бижу[тэ]рия

 бифш[тэ]кс

бруд[э]ршафт

 брусни[чн]

брю[н'е]т

 будни[чн]ый и будни[шн]ый

бу[тэ]рброд

буду[щн]ость

було[шн]ая и було[чн]ая

 бытие

 вет[о]

 ве[чн]ый

взято[чн]ик и доп. [шн]

 ви[ж'ж']ать и доп. [жж]

 [г`енэ]зис

ге[нэ]тика

 гео[дэ]зия

головешка

двое[шн']ик и доп. [чн’]

 [де]вальвация и [дэ]вальвация

 [дэ]густатор и [д'е]густатор

 [дэ]дукция и [д'е] дукция

 [дэ]зодорант и [де]зодорант

[д'е]кан и доп. [дэ]

 [Дэ]карт

[дэ]коль[тэ]

[дэ]кор

[д’е]к[р’е]т

[д'е]мобилизация и доп. [дэ]

[дэ]номинация

[д'е]п[р’е]ссия и доп. [дэ]п[рэ]ссия

[д'е]сант

[дэтэ]ктор

[дэ]финиция и [д`е]финиция

 [д'е]фис

диспан[сэ]р

 жёлчь и доп. желчь

 Ильини[шн]а

и[нэ]ртный

ин[тэ]грал

 ин[тэ]рвью

 каба[рэ]

 ка[пэ]лла

 Каруз[о]

 кибер[нэ]тика

кое-[шт]о

 компью[тэ]р

 конг[р'е]сс и доп. [рэ]

кон[дэ]нсатор

 коне[шн]о

кон[ф'ед’е]рация

копее[чн]ая (монета), но: копее[шн]ая (душа)

  ко[ф`е]

 кра[т"е]р и кра[тэ]р

 кред[о]

кри[тэ]рий и доп. [т'е]

ла[тэ]нтный

Лафон[тэ]н

[л'е]кция

 либ[р'е]тто и доп. [рэ]

 ли[д'е]р

манёвры и доп. маневры

ма[чт]а

маэстр[о]

 [мэнэ]джер

 моло[чн]ый и доп. [шн]

М[о]пассан

 наро[шн]о

 насу[щн]ый


---------------------------------------------------------------------------------

 


амп`ер

`августовский

алфав`ит

апостр`оф

`атлас (геогр)

атл`ас (ткань)

аэроп`орты

б`армен

б`едный-б`еден-бедн`а

б`едно, б`едны, бедн`a

бл`юдо – мн. бл`юда

б`ыстрый – быстр`а, б`ыстры

в`ерный-верн`а, в`ерно, верн`ы

вз`ять- взял`а - вз`яло –вз`яли

вид`ение(призрак)

в`идение(способность)

возбужд`ённый

г`енезис

глуб`окий-глубок`а

гн`ать-гнал`а-гн`ало-гн`али

грош`овый

гр`ушевый

дев`ица

д`ерзкий – дерзк`а – д`ерзки

догнал'а

 догов’ор

 докум’ент

дом’овая

дос’уг

доц’ент

дрем’ота

ерет’ик

жалюз'и

забр’аться -забр’ался, забрал'ась, забр’алось, забр'ались

 з'агнутый

загов'ор (знахарское лечение)

 з'аговор (тайный уговор) з'амок (крепость)

 зам'ок (устройство)

занял'а, з'аняло, з'аняли звал'а, зв'ало, зв'али

 звонить - звон'ю, звон'ит зев'ота

знать -зн'ала, зн'ало, зн'али зубч'атый

ин'аме

 индустрия

кварт'ал - квартала килом’етр

 кирк'а (орудие)

 к'ирка (церковь)

 козырн'ой

 кокл'юш

 кор'ысть

 кулин'ария

 к'ухонный

лом'ота

маркетинг

 намерение

нанял'а, н'аняло, н'аняли обесп'ечение

озв'учение

опт'овый о

строт'а (от острый,) остр'ота (шутка)

отнял’а, ’отняло, 'отняли парт'ер

п'асквиль

подн'ялся, поднял'ась, поднял'ось, поднял'ись

 позвон'ить - позвон'ю, позвон'ит

понял'а, п’оняло, п'оняли пон'ять, п'онял

прибыл'а, пр'ибыло, пр'ибыли

пригов'ор

прид'аное

простын'я

 проц'ент

псевдон'им

рак’ушка

рожк'и (макароны)

р'ожки (от рога)

р'ондо свёкла - свёклы, свёкол (род. мн.)

сл'ивовый

снял'а, сн'яло, сн'яли

собрал’ась, собр'алось, собр'ались

с’огнутый

с'оздал

соз'ыв - соз'ыва сосредот'очение

 ст’атуя

стол'яр - столяр'а

танц'овщица

 т’уфля

 укра'инский

упр'очение

фен'омен

 филантр’опия

 флюорогр'афия

ф'ортель

хоз'яин - хоз'яева, хоз'яев, хоз'яевам

ш’арфов

шофёр

щав'ель

щек'олда

 эксп’ерт



ПРИЛОЖЕНИЕ Б

(обязательное)

ТИПОВОЙ ПЛАН ДЛЯ НАПИСАНИЯ РЕЦЕНЗИЙ И ОТЗЫВОВ

1 Предмет анализа. (В работе автора... В рецензируемой работе... В предмете анализа...).

2 Актуальность темы. (Работа посвящена актуальной теме..., Акту­альность проблемы обусловлена..., актуальность темы не требует допол­нительных доказательств (не вызывает сомнения, вполне очевидна)...).

3 Формулировка основного тезиса. (Центральным вопросом работы, где автор добился наиболее существенных (заметных, ощутимых...) ре­зультатов, является..., В статье обоснованно на первый план выдвигается вопрос о...).

4 Краткое содержание работы.

5 Общая оценка. (Оценивая работу в целом..., Суммируя результаты отдельных глав..., Таким образом, рассматриваемая работа..., Автор про­явил умение разбираться в..., систематизировал материал и обобщил его..., Безусловной заслугой автора является новый методический подход (предложенная классификация, некоторые уточнения существующих поня­тий...), Автор, безусловно, углубляет наше представление об исследуемом явлении, вскрывает новые его черты..., Работа, бесспорно, открывает...).

6 Недостатки, недочёты. (Вместе с тем, вызывает сомнение тезис о том..., К недостаткам работы следует отнести допущенные автором длинноты в изложении (недостаточную ясность при изложении...), Работа построена нерационально, следовало бы сократить... (снабдить рекоменда­циями...), Отмеченные недостатки носят чисто локальный характер и не влияют на конечные результаты работы..., Отмеченные недочёты работы не снижают её высокого уровня, их скорее можно считать пожеланиями к дальнейшей работе автора.... Упомянутые недостатки связаны не столько с..., сколько с...).

7 Выводы. (Представляется, что в целом статья... имеет важное значение..., Работа может быть оценена положительно, а её автор заслу­живает искомой степени..., Работа заслуживает высокой (положительной, позитивной, отличной) оценки, а её автор, несомненно, достоин искомой степени..., Работа удовлетворяет всем требованиям..., а её автор, безус­ловно, имеет (определённое, законное, заслуженное, безусловное, абсолют­ное) право...).

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ В

(обязательное)

ОБРАЗЦЫ КЛИШИРОВАННЫХ АННОТАЦИЙ

В книге исследуется (что?)...

Показан (что?)...

Большое место в работе занимает рассмотрение (чего?)...

**

В монографии даётся характеристика (чего?)... Исследование ведётся через рассмотрение таких проблем, как...

**

Используя (что?), автор излагает (что?)...

Отмечается, что... Подчёркивается, что...

♦♦

В работе нашли отражение разработка проблем (чего?),
вопросы (чего?)...

Показывается (творческий) характер (чего?)... Устанавливаются критерии (чего?)...

*♦

В статье на основе анализа (чего?) показан (что?)... Констатируется, что...

Говорится о...

В заключении кратко разбирается (что?)…..


ПРИЛОЖЕНИЕ Г

(обязательное)

СПИСОК ГЛАГОЛОВ, УПОТРЕБЛЯЮЩИХСЯ
ПРИ АННОТИРОВАНИИ, РЕФЕРИРОВАНИИ
И РЕЦЕНЗИРОВАНИИ

1 Глаголы общего характера, передающие действия автора. Глаголы, употребляемые для перечисления основных вопросов:

автор рассматривает, анализирует, раскрывает, разбирает, из­лагает, останавливается, описывает, называет, говорит, показыва­ет, освещает, сообщает.

2 Глаголы, употребляемые для обозначения исследовательского или экспериментального материала:

автор исследует, разрабатывает, доказывает, выясняет, утвер­ждает, высказывает предположение, выдвигает, считает, полагает.

3 Глаголы, употребляемые для передачи определений и градаций, классификации конкретных проблем, вопросов:

автор определяет (даёт определение), перечисляет (признаки, черты, свойства), характеризует, формулирует, констатирует, срав­нивает, сопоставляет.

4 Глаголы, употребляемые для перечисления вопросов, рассматри­ваемых в первоисточнике попутно, по ходу:

автор касается, затрагивает, замечает, упоминает, намечает.

5 Глаголы, передающие слова и мысли, которые автор источника вы­деляет особо:

автор выделяет, отмечает, подчёркивает, утверждает, повто­ряет, специально останавливается, неоднократно возвращается, об­ращает внимание, концентрирует внимание, акцентирует внимание, сосредотачивает внимание.

6 Глаголы, используемые для обобщений, подведения итогов:

автор делает вывод, приходит к выводу, подводит итоги, поды­тоживает, обобщает, суммирует, резюмирует.

7 Глаголы, фиксирующие, отмечающие аргументацию автора перво­источника с использованием примеров, цитат, иллюстраций, цифр, всевоз­можных данных:

автор приводит примеры (цифры, таблицы), ссылается, опирает­ся, аргументирует, обосновывает, иллюстрирует, подтверждает, до­казывает, сравнивает, сопоставляет, соотносит, противопоставля­ет, исходит, цитирует.

8 Глаголы, используемые для выражения позиции автора:

автор соглашается, возражает, противоречит, спорит, опровер­гает, полемизирует, критикует, расходится во взглядах, выдвигает (приводит) возражения, аргументы, доказательства.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

(обязательное)

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж

(обязательное)

(11ИСОК ОПРЕДЕЛЕНИЙ ОЦЕНОЧНОГО ХАРАКТЕРА

Проблема - научная, фундаментальная, актуальная, насущная, важная, ключевая, ведущая, острая, частная, глобальная, надуманная, неразрешимая.

Вопрос - актуальный, принципиальный, теоретический, практический, общий, конкретный, важный, коренной, сложный, спорный, правомерный.

Цель - важная, главная, основная, научная, практическая, конкретная, ре­альная, поставленная, указанная.

Задача - первоочередная, ближайшая, конечная, поставленная, намечен­ная, коренная, узловая, особая, конкретная, определённая.

Направление - ведущее, главное, решающее, основное, генеральное, важнейшее, правильное, ошибочное, избранное, намеченное, указанное, сле­дующее.

Изучение - объективное, экспериментальное, теоретическое, практиче­ское, сравнительное, опытное, непосредственное, специальное, длительное, по­стоянное, систематическое, дальнейшее, углубленное, интенсивное, глубокое, всестороннее, детальное, тщательное, внимательное.

Исследование - научное, объективное, теоретическое, эксперименталь­ное, опытное, общее, конкретное, классическое, фундаментальное, всестороннее, систематическое, обширное, углубленное, глубокое, детальное, подробное, акту­альное, серьёзное, ценное.

Путь (изучения) - простой, сложный, неправильный, верный, рацио­нальный, оптимальный; опытным путём; путём тщательного анализа, длитель­ного изучения, всестороннего наблюдения.

Наблюдения — научные, объективные, специальные, визуальные, точ­ные, тщательные, многочисленные, многократные, постоянные, регулярные, важные, непосредственные, указанные, проведённые.

Эксперимент - аналогичные, подобный, проверочный, новый, важный, интересный, блестящий, убедительный, уникальный, успешный, намеченный, задуманный, проведённый.

Анализ - научный, объективный, конкретный, проведённый, всесторон­ний, обстоятельный, полный, исчерпывающий, детальный, сравнительный, тща­тельный, точный, глубокий.

Материал - научный, экспериментальный, справочный, статистический, фактический, собранный, систематизированный, полученный, имеющийся, ис­пользованный, обширный, разнообразный, достаточный, достоверный.

Данные - опытные, косвенные, конкретные, расчётные, цифровые, со­временные, последние, прежние, точные, проверенные, исчерпывающие, пол­ные, дополнительные, полученные, исходные, ценные, надёжные, убедительные.

Факт — реальный, конкретный, убедительный, достоверный, неопровер­жимый, бесспорный, очевидный, несомненный.

Информация - точная, исчерпывающая, полная, подробная, накоплен­ная, существенная, важная, ценная, необходимая, получаемая, оперативная, дос­таточная. новая, текущая.

ПРИЛОЖЕНИЕ И

(обязательное)

АВТОБИОГРАФИЯ М. ЦВЕТАЕВОЙ

Марина Ивановна Цветаева.

Родилась 26 сентября 1892 года в Москве. Отец - Иван Владимиро­вич Цветаев — профессор Московского университета, основатель и собира­тель музея изящных искусств, выдающийся филолог. Мать - Мария Алек­сандровна Мейн - страстная музыкантша, страстно любит стихи и сама их пишет. Страсть к стихам - от матери, страсть к работе и к природе - от обоих родителей.

Первые языки: немецкий и русский, к семи годам - французский. Материнское чтение вслух и музыка. Ундина, Рустем и Зораб, царевна в зелени - из самостоятельно прочитанного. Нелло и Патраш. Любимое за­нятие с четырёх лет - чтение, с пяти лет - писание. Всё, что любила, лю­била до семи лет, и больше не полюбила ничего. Сорока семи лет от роду скажу, что всё, что мне суждено было узнать, — узнала до семи лет, а все последующее сорок - осознавала.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.211.87 (0.361 с.)