Оценка напряженности трудового процесса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка напряженности трудового процесса



Анализ напряженности трудового процесса основан на учете всего комплекса производственных факторов, создающих предпосылки для возникновения неблагоприятных нервно-эмоциональных состояний (перенапряжения). Все факторы трудового процесса сгруппированы по видам нагрузок:

2.1. Интеллектуальные нагрузки;

2.2. Сенсорные нагрузки;

2.3. Эмоциональные нагрузки;

2.4. Монотонные нагрузок;

Режим работы.

Оптимальный класс устанавливается в случаях, когда 17 и более нижеперечисленных показателей имеют оценку 1 класса, а остальные относятся ко 2 классу. При этом отсутствуют показатели, относящиеся к 3 (вредному) классу.

Допустимый класс устанавливается в следующих случаях:

- когда 6 и более показателей отнесены ко 2 классу, а остальные - к 1 классу;

- когда от 1 до 5 показателей отнесены к 3.1 и/или 3.2 степеням вредности, а остальные показатели имеют оценку 1-го и/или 2-го классов.

Вредный класс устанавливается в случаях, когда 6 или более показателей отнесены к третьему классу (обязательное условие).

При соблюдении этого условия труд напряженный 1-й степени (3.1):

- когда 6 показателей имеют оценку только класса 3.1, а оставшиеся показатели относятся к 1 и/или 2 классам;

- когда от 3 до 5 показателей относятся к классу 3.1, а от 1 до 3 показателей отнесены к классу 3.2.

Труд напряженный 2-й степени (3.2):

- когда 6 показателей отнесены к классу 3.2;

- когда более 6 показателей отнесены классу 3.1;

- когда от 1 до 5 показателей отнесены к классу 3.1, а от 4 до 5 показателей - к классу 3.2;

- когда 6 показателей отнесены к классу 3.1 и имеются от 1 до 5 показателей класса 3.2.

В тех случаях, когда более 6 показателей имеют оценку 3.2, напряженность трудового процесса оценивается на одну степень выше - класс 3.3.

Интеллектуальные нагрузки.

Характеристика работы по этому показателю в зависимости от класса условий труда подразделяется на:

- содержание работы - степень сложности выполнения задания: от решения простых задач до сложных при отсутствии алгоритма;

- восприятие сигналов (информации) и их оценка – способность работающего оценивать информацию, передаваемую посредством света, цвета, формы, тона, частоты и т.д.

Примеры профессий:

Класс 2 (коррекция носит характер «правильно-неправильно») – токарь, контроллер, сварщик и большинство других массовых рабочих профессий;

Класс 3.1. – оператор, диспетчер, медсестра, мастер, телефонист, телеграфист

Класс 3.2. – руководитель предприятия, водитель транспортного средства, авиадиспетчер, конструктор, врач, научный работник

- распределение функций по степени сложности задания – чем больше возложено функциональных обязанностей на работника, тем выше напряженность его труда;

- характер выполняемой работы – характеристика какого-либо вида работы по степени сложности, точности и ответственности.

Таблица 2.1. Интеллектуальные нагрузки

Показатели напряженности трудового процесса

Классы условий труда

Оптимальный

Класс 1

Допустимый

Класс 2

Вредный

1 степени Класс 3.1. 2 степени Класс 3.2.
Содержание работы Отсутствует необходимость принятия решения Решение простых задач по инструкции Решение сложных задач с выбором по известным алгоритмам (работа по серии инструкций) Эвристическая (творческая) деятельность, требующая решения алгоритма, единоличное руководство в сложных ситуациях
Восприятие сигналов (информации) и их оценка Восприятие сигналов, но не требуется коррекция действий Восприятие сигналов с последующей коррекцией действий и операций Восприятие сигналов с последующим сопоставлением фактических значений параметров с их номинальными значениями. Заключительная оценка фактических значений параметров Восприятие сигналов с последующей комплексной оценкой связанных параметров. Комплексная оценка всей производственной деятельности
Распределение функций по степени сложности задания Обработка и выполнение задания Обработка, выполнение задания и его проверка Обработка, проверка и контроль за выполнением задания Контроль и предварительная работа по распределению заданий другим лицам
Характер выполняемой работы Работа по индивидуальному плану Работа по строго установленному графику с возможной его коррекцией по ходу деятельности Работа в условиях дефицита времени в связи с большой загруженностью. При этом дефицит времени является постоянной и неотъемлемой характеристикой работы, а успешное выполнение задания возможно только при правильных действиях в условиях такого дефицита Работа в условиях дефицита времени и информации с повышенной ответственностью за конечный результат (за нормальный ход технологического процесса, за сохранность уникального, сложного и дорогостоящего оборудования, за жизнь других людей)

 

Сенсорные нагрузки

Сенсорные нагрузки – напряжение сенсорных систем, к которым относят зрение, слух, речь.

Таблица 2.2. Сенсорные нагрузки

Показатели напряженности трудового процесса

Классы условий труда

Оптимальный

Класс 1

Допустимый

Класс 2

Вредный

1 степени Класс 3.1. 2 степени Класс 3.2.
Длительность сосредоточения внимания (зрение, слух) (% времени смены) до 25 26-50 51-75 более 75
Плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 час работы до 75 76-175 176-300 более 300
Число производственных объектов одновременного наблюдения до 5 6-10 11-25 более 25
Размер объекта различения (при расстоянии от глаз работающего до объекта не более 0,5 м) в мм при длительности сосредоточенного наблюдения (% времени смены) более 5 мм -100% 5 - 1,1 мм - более 50%; 1 - 0,3 мм -до 50%; менее 0,3 мм - до 25% 1 - 0,3 мм -более 50%; менее 0,3 мм - 26-50% менее 0,3 мм -более 50%
Работа с оптическими приборами (микроскопы, лупы и т.п.) при длительности сосредоточенного наблюдения (% времени смены) до 25 26-50 51-75 более 75
Наблюдение за экранами видеотерминалов (часов в смену): - при буквенно-цифровом отображении информации - при графическом отображении информации     до 2   до 3     до 3   до 5     до 4   до 6     более 4   более 6
Нагрузка на слуховой анализатор Разборчивость слов и сигналов от 100 до 90%. Помехи отсутствуют Разборчивость слов и сигналов от 90 до 70%. Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 3,5 м Разборчивость слов и сигналов от 70 до 50%. Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 2 м Разборчивость слов и сигналов менее 50%. Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 1,5 м
Нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов, наговариваемое в неделю) до 16 до 20 до 25 более 25

 

Эмоциональные нагрузки

Эмоциональные нагрузки – это способность работника влиять на результат собственного труда при различных уровнях сложности осуществляемой деятельности.

Таблица 2.3. Эмоциональные нагрузки

Показатели напряженности трудового процесса

Классы условий труда

Оптимальный

Класс 1

Допустимый

Класс 2

Вредный

1 степени Класс 3.1. 2 степени Класс 3.2.
Степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки Несет ответ-ственность за выполнение отдельных элементов заданий. В случае допущенной ошибки дополни-тельные усилия возникают только со стороны самого работника Несет ответственность за функциональное качество вспомога-тельных работ. Ошибки приводят к дополни-тельным усилиям со стороны вышестоящего руководства (бригадира, мастера и т.п.) Несет ответственность за функ-циональное качество основной работы. Ошибки приводят к дополни-тельным усилиям со стороны целого коллектива (группы, бригады и т.п.) Несет ответ-ственность за функциональное качество конечной продукции, работы, задания. Влечет за собой повреждение оборудования, остановку технологического процесса и может возникнуть опасность для жизни
Степень риска для собственной жизни Исключена     Вероятна
Степень ответственности за безопасность других лиц Исключена     Возможна
Количество конфликтных ситуаций, обусловленных профессиональной деятельностью, за смену Отсутствуют 1-3 4-8 более 8

 

Монотонность нагрузок

Монотонность нагрузок – однообразие и простота выполняемых операций, приводящая к снижению физиологического состояния организма. Чем меньше число выполняемых приемов и чем короче время, тем, соответственно, выше монотонность нагрузок. Необходимым условием для отнесения действий к монотонным является не только их частая повторяемость и малое количество приемов, но и их однообразие и, самое главное, их низкая информационная содержательность, когда действия и операции производятся автоматически и практически не требуют пристального внимания, переработки информации и принятия решений, т.е. практически не задействуют «интеллектуальные» функции.

Таблица 2.4. Монотонность нагрузок

Показатели напряженности трудового процесса

Классы условий труда

Оптимальный

Класс 1

Допустимый

Класс 2

Вредный

1 степени Класс 3.1. 2 степени Класс 3.2.
Число элементов (приемов), необходимых для реализации простого задания или в многократно повторяющихся операциях более 10 9-6 5-3 менее 3
Продолжительность (в сек) выполнения простых заданий или повторяющихся операций более 100 100-25 24-10 менее 10
Время активных действий (в % к продолжительности смены). В остальное время – наблюдение за ходом производственного процесса 20 и более 19-10 9-5 менее 5
Монотонность производственной обстановки (время пассивного наблюдения за ходом техпроцесса в % от времени смены) менее 75 76-80 81-90 более 90

 

Режим работы

Режим работы – это фактическая продолжительность рабочего дня, установленная правилами внутреннего трудового распорядка предприятия.

- фактическая продолжительность рабочего дня - это время работы в производственных условиях не зависящее от числа смен.

- сменность работы - график выполнения работы в пределах календарных суток.

- наличие регламентированных перерывов и их продолжительность (без учета обеденного перерыва) - это время, предоставляемое работнику в течение рабочего дня (смены), для отдыха и питания, продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 мин., которое в рабочее время не включается.

Таблица 2.5. Режим работы

Показатели напряженности трудового процесса

Классы условий труда

Оптимальный

Класс 1

Допустимый

Класс 2

Вредный

1 степени Класс 3.1. 2 степени Класс 3.2.
Фактическая продолжительность рабочего дня 6-7 ч 8-9 ч 10-12 ч более 12 ч
Сменность работы Односменная работа (без ночной смены) Двухсменная работа (без ночной смены) Трехсменная работа (работа в ночную смену) Нерегулярная сменность с работой в ночное время
Наличие регламентированных перерывов и их продолжительность (без учета обеденного перерыва) Перерывы регламенти-рованы, достаточной продолжи-тельности: 7% и более рабочего времени Перерывы регламенти-рованы, недостаточной продолжи-тельности: от 3 до 7% рабочего времени Перерывы не регламенти-рованы и недостаточной продолжи-тельности: до 3% рабочего времени Перерывы отсутствуют

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Пример оформления протокола по показателям тяжести трудового процесса

ФИО ___________________________________________________________ Пол _________

Профессия ____________________________________________________________________

Предприятие __________________________________________________________________

Краткое описание выполняемой работы:

 

Результат оценки условий труда по показателям тяжести трудового процесса:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.0.192 (0.027 с.)