Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
III. Проверка знаний. Отработка умений и навыковСтр 1 из 2Следующая ⇒
Принципы русской орфографии
Цели урока: Знакомство с принципами русской орфографии; отработка навыков правописания.
Ход урока I. Проверка домашнего задания 1. Дать связный ответ об основных нормах современного литературного произношения и ударения в русском языке. 2. А в это время на доске выполнить задания 1, 4, 5 к упр. 25. 3. Проверить выполнение задания 3 (прослушать 2-3 учащихся). В классах, работающих по углубленной 68-часовой программе, вместо проверки домашнего задания в начале урока можно провести проверочную работу на знание основных норм современного литературного произношения и ударения в русском языке.
Задание 1 Выписать слова в таком порядке: а) с непроизносимыми согласными; б) с сочетанием чт, произносимым как [ шт ]; в) с сочетанием чн, произносимым как [ шн ]; г) с сочетанием чн, допускающим произношение [ шн ] и [ ч ’ н ] Поздний вечер, прежние хозяева, нечто новое, что-то известное, вечный зов, сделать нарочно, сердечный приступ, новая прачечная, Наталья Саввична, Ольга Никитична, пустячный случай войти в булочную, конечный результат, конечно исполнишь, довольно скучно, молочные продукты, наши сверстники, участвовать в параде, чувствовать ответственность.
Задание 2 Выписать слова в таком порядке: а) слова с двойными согласными, которые произносятся как одиночные; б) слова с твёрдыми согласными перед звуком [ э ]. Густая масса, территория завода, подать апелляцию, группа студентов, баллоны с горючим, корректный человек, бороться с оккупантами, удвоить темпы, быть атеистом, музей народного искусства, лист фанеры, молодёжное кафе, чашка кофе, ателье проката вещей, участвовать в кроссе, отзывы прессы, избирательный бюллетень, стенд, декада украинского искусства, шёлковое кашне.
Задание 3 Поставить ударение в данных словах: Аллегория, алыча, альтруизм, альянс, аморфный, аналогия, аутсайдер, багроветь, базировать, бездыханный, бижутерия, благовещение, блокировать, бутафория, бюрократия, вальдшнеп, ввергнуть, венчанный, верование, ветла, воровски, воскресение, гребень, грильяж, дегустировать, дремота, дублировать, единоначалие, жаловать, жалюзи, журить, закупориться, запломбировать, заржаветь, избаловать, икать, каталог, красивее, умерший, электорат.
Ответы к заданию 3: Аллего́рия, алыча́, альтруи́зм, алья́нс, амо́рфный, анало́гия, аутса́йдер, багрове́ть, бази́ровать, бездыха́нный, бижуте́рия, благовещение, блоки́ровать, бутафо́рия, бюрокра́тия, ва́льдшнеп, вве́ргнуть, ве́нчанный, ве́рование, ветла́, воровски́, воскресе́ние, гребень, грилья́ж, дегусти́ровать, дремо́та, дубли́ровать, единонача́лие, жа́ловать, жалюзи́, жури́ть, заку́пориться, запломбирова́ть, заржаве́ть, избалова́ть, ика́ть, катало́г, краси́вее, уме́рший, электора́т.
I I. Работа по теме урока Учащиеся делают краткие записи в тетрадях. — Что такое орфография? (Орфография — это совокупность правил, устанавливающих: а) единообразное написание значимых частей слова: корней, приставок, суффиксов и окончаний; б) раздельное и слитное написание слов и их частей; в) употребление прописных букв; г) правила переноса слов.)
Слово учителя: 1. Правила, устанавливающие написание значимых частей слова, основаны главным образом на морфологическом принципе: значимые части слова пишутся единообразно, независимо от изменения в произношения гласных и согласных. При этом гласные пишутся так, как они произносятся под ударением, а согласные — так, как они произносятся перед гласными или л, м, н, р (боль — больной, заболевание; поезд — поездка, поговори, постарайся; дубовый, берёзовый, асфальтовый; столом — футболом, выговором). Во многих случаях написания, совпадающие и не совпадающие с произношением, являются непроверяемыми. Однако и они передаются на письме единообразно (собака — собачка, Собакевич; авантюра — авантюрист, авантюрный; ковш — ковшик, нефть — нефтяной). Непроверяемые написания называются традиционными. Их необходимо запоминать. В некоторых случаях имеются отступления от морфологического принципа, когда единообразное написание значимых частей слова нарушается. Такие отступления связаны, прежде всего, с сохранением на письме старинных чередований звуков (полагать — положить, зорька — заря, отпереть — отпирать). Звуки речи в одной и той же морфеме могут заменять друг друга. Различаются исторические чередования и фонетические мены.
Исторические чередования звуков нельзя объяснить законами современного русского языка, их возникновение уходит в глубь его истории. Например, чередование [ о ], [ э ] с нулем звука (сон — сна, лесть — льстивый) относится к историческим: оно развилось после утраты системой гласных редуцированных [ ъ ], [ ь ] которые в древнерусском языке в сильной позиции изменились в [ о ], [ э ], а в слабой исчезли. К основным историческим чередованиям звуков в русском языке относятся:
Фонетические мены звуков речи зависят от позиции, какую занимает звук в слове, и объяснимы фактами современного языка.
2. Раздельное написание слов основывается на принципе: писать все слова русского языка, само и служебные, раздельно. В процессе жизни языка предлоги и частицы сливаются с теми словами, к которым относятся, образуя новые слова (сначала, вкрутую, нехороший и т. д.). Правописание нередко отстаёт от процессов, протекающих в языке (сочетания в обтяжку и в одиночку пишутся раздельно, хотя являются наречиями). Используются в русской орфографии и написания с дефисом — прежде всего в наречиях и сложных словах (читать по-французски, не надеяться по-пустому, плащ-палатка, научно-технический).
3. Употребление прописных букв связано с выделением имён собственных (Николай Алексеевич Иванов отдыхал на побережье Чёрного моря близ Ялты. Недалеко от санатория проходило Севастопольское шоссе.).
4. Правила переноса основываются на делении слов на слоги с учётом состава слова (пе-да-гог, че-ство-вать, бес-край-ний, боль-ше). При сомнении в правильности написания слов надо обращаться к орфографическим словарям.
Урок 11 Принципы русской орфографии
Цели урока: Закрепить умение классифицировать орфограммы в соответствии с принципами орфографии. Обобщить знания по теме «Орфограммы в корне», закрепить навыки правописания.
Ход урока I. Проверка домашнего задания Работа в парах. Взаимопроверка упр. 1. — Проговорите правила по пунктам 7—9, 11—18 (стр. 6—7 учебника). — По памяти составьте схему «Принципы русской орфографии». Приведите соответствующие примеры, отражающие основные отличия данных принципов.
Слово учителя. Слова, подчиняющиеся традиционному написанию, можно запомнить, используя этимологический анализ: количество (от старославянского «колико» — сколько); терраса, территория, террариум, терракота (от латинского «терра» — земля).
Орфограммы в корне
Чередование гласных в корне Изл..гать, изл..жить, предпол..гать, прик..саться, прик..снешься, соприк..саться, нал..гать, разл..жение, обм..кнуть, вым..кнуть, выск..чить, непром..каемый плащ, попл..вок, з..ренька. Отп..рать замок, разж..гать костер, пож..мать руки, зан..ть позицию, выч..сть одно число из другого.
V. Подведение итогов урока — С какими группами орфограмм вы познакомились на уроке? — Расскажите о написании сомнительных согласных. — Расскажите о правописании непроизносимых согласных. — Расскажите о правилах написания гласных после шипящих и ц. — Проговорите правила правописания безударных гласных в корне слова.
Домашнее задание 1. Упр. 104. Выполнить задание к упражнению. 2. Написать сочинение-размышление (миниатюру) на тему «Нет без слова и имени… мышления вообще...» (А. Ф. Лосев.)[1] «Уже давно было замечено и неоднократно выставляемо, что мышления не существует без слов. Слово и, в частности, имя, есть необходимый результат мысли, и только в нем мысль достигает своего высшего напряжения и развития. Можно сказать, что без слова и имени нет вообще разумного бытия, разумного проявления бытия, разумной встречи с бытием... Слово — могучий деятель мысли и жизни. Слово поднимает умы и сердца, исцеляя их от спячки и тьмы. Слово двигает народными массами и есть единственная сила там, где, казалось бы, уже нет никаких надежд на новую жизнь. Когда под влиянием вдохновенного слова пробуждается в рабах творческая воля, у невежд — светлое сознание, у варвара — теплота и глубина чувства; когда родные и вечные слова и имена, забытые или даже поруганные, начинают сиять и светом, и силой, и убеждением, и вчерашний лентяй делается героем, и вчерашнее тусклое и духовно-нищенское состояние — ярко творческим и титаническим порывом и взлетом; — называйте тогда это как хотите, но, по-моему, это гораздо больше, чем магия, гораздо сильнее, глубже и интереснее, чем какая-то суеверная и слабенькая «магия»... Без слова нет ни общения в мысли, в разуме, ни тем более активного и напряженного общения. Нет без слова и имени... мышления вообще...».
(В сочинении можно опереться на этот текст, использовать ключевые слова.)
[1] Лосев А. Ф. Философия имени // Лосев А. Ф. Самое самое: Сочинения. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 1999. С. 43. Принципы русской орфографии
Цели урока: Знакомство с принципами русской орфографии; отработка навыков правописания.
Ход урока I. Проверка домашнего задания 1. Дать связный ответ об основных нормах современного литературного произношения и ударения в русском языке. 2. А в это время на доске выполнить задания 1, 4, 5 к упр. 25. 3. Проверить выполнение задания 3 (прослушать 2-3 учащихся). В классах, работающих по углубленной 68-часовой программе, вместо проверки домашнего задания в начале урока можно провести проверочную работу на знание основных норм современного литературного произношения и ударения в русском языке.
Задание 1 Выписать слова в таком порядке: а) с непроизносимыми согласными; б) с сочетанием чт, произносимым как [ шт ]; в) с сочетанием чн, произносимым как [ шн ]; г) с сочетанием чн, допускающим произношение [ шн ] и [ ч ’ н ] Поздний вечер, прежние хозяева, нечто новое, что-то известное, вечный зов, сделать нарочно, сердечный приступ, новая прачечная, Наталья Саввична, Ольга Никитична, пустячный случай войти в булочную, конечный результат, конечно исполнишь, довольно скучно, молочные продукты, наши сверстники, участвовать в параде, чувствовать ответственность.
Задание 2 Выписать слова в таком порядке: а) слова с двойными согласными, которые произносятся как одиночные; б) слова с твёрдыми согласными перед звуком [ э ]. Густая масса, территория завода, подать апелляцию, группа студентов, баллоны с горючим, корректный человек, бороться с оккупантами, удвоить темпы, быть атеистом, музей народного искусства, лист фанеры, молодёжное кафе, чашка кофе, ателье проката вещей, участвовать в кроссе, отзывы прессы, избирательный бюллетень, стенд, декада украинского искусства, шёлковое кашне.
Задание 3 Поставить ударение в данных словах: Аллегория, алыча, альтруизм, альянс, аморфный, аналогия, аутсайдер, багроветь, базировать, бездыханный, бижутерия, благовещение, блокировать, бутафория, бюрократия, вальдшнеп, ввергнуть, венчанный, верование, ветла, воровски, воскресение, гребень, грильяж, дегустировать, дремота, дублировать, единоначалие, жаловать, жалюзи, журить, закупориться, запломбировать, заржаветь, избаловать, икать, каталог, красивее, умерший, электорат.
Ответы к заданию 3: Аллего́рия, алыча́, альтруи́зм, алья́нс, амо́рфный, анало́гия, аутса́йдер, багрове́ть, бази́ровать, бездыха́нный, бижуте́рия, благовещение, блоки́ровать, бутафо́рия, бюрокра́тия, ва́льдшнеп, вве́ргнуть, ве́нчанный, ве́рование, ветла́, воровски́, воскресе́ние, гребень, грилья́ж, дегусти́ровать, дремо́та, дубли́ровать, единонача́лие, жа́ловать, жалюзи́, жури́ть, заку́пориться, запломбирова́ть, заржаве́ть, избалова́ть, ика́ть, катало́г, краси́вее, уме́рший, электора́т.
I I. Работа по теме урока Учащиеся делают краткие записи в тетрадях. — Что такое орфография? (Орфография — это совокупность правил, устанавливающих: а) единообразное написание значимых частей слова: корней, приставок, суффиксов и окончаний; б) раздельное и слитное написание слов и их частей; в) употребление прописных букв; г) правила переноса слов.)
Слово учителя: 1. Правила, устанавливающие написание значимых частей слова, основаны главным образом на морфологическом принципе: значимые части слова пишутся единообразно, независимо от изменения в произношения гласных и согласных. При этом гласные пишутся так, как они произносятся под ударением, а согласные — так, как они произносятся перед гласными или л, м, н, р (боль — больной, заболевание; поезд — поездка, поговори, постарайся; дубовый, берёзовый, асфальтовый; столом — футболом, выговором). Во многих случаях написания, совпадающие и не совпадающие с произношением, являются непроверяемыми. Однако и они передаются на письме единообразно (собака — собачка, Собакевич; авантюра — авантюрист, авантюрный; ковш — ковшик, нефть — нефтяной). Непроверяемые написания называются традиционными. Их необходимо запоминать. В некоторых случаях имеются отступления от морфологического принципа, когда единообразное написание значимых частей слова нарушается. Такие отступления связаны, прежде всего, с сохранением на письме старинных чередований звуков (полагать — положить, зорька — заря, отпереть — отпирать). Звуки речи в одной и той же морфеме могут заменять друг друга. Различаются исторические чередования и фонетические мены. Исторические чередования звуков нельзя объяснить законами современного русского языка, их возникновение уходит в глубь его истории. Например, чередование [ о ], [ э ] с нулем звука (сон — сна, лесть — льстивый) относится к историческим: оно развилось после утраты системой гласных редуцированных [ ъ ], [ ь ] которые в древнерусском языке в сильной позиции изменились в [ о ], [ э ], а в слабой исчезли. К основным историческим чередованиям звуков в русском языке относятся:
Фонетические мены звуков речи зависят от позиции, какую занимает звук в слове, и объяснимы фактами современного языка.
2. Раздельное написание слов основывается на принципе: писать все слова русского языка, само и служебные, раздельно. В процессе жизни языка предлоги и частицы сливаются с теми словами, к которым относятся, образуя новые слова (сначала, вкрутую, нехороший и т. д.). Правописание нередко отстаёт от процессов, протекающих в языке (сочетания в обтяжку и в одиночку пишутся раздельно, хотя являются наречиями). Используются в русской орфографии и написания с дефисом — прежде всего в наречиях и сложных словах (читать по-французски, не надеяться по-пустому, плащ-палатка, научно-технический).
3. Употребление прописных букв связано с выделением имён собственных (Николай Алексеевич Иванов отдыхал на побережье Чёрного моря близ Ялты. Недалеко от санатория проходило Севастопольское шоссе.).
4. Правила переноса основываются на делении слов на слоги с учётом состава слова (пе-да-гог, че-ство-вать, бес-край-ний, боль-ше). При сомнении в правильности написания слов надо обращаться к орфографическим словарям.
III. Проверка знаний. Отработка умений и навыков 1. Орфографический диктант по теме «Особенности традиционного и морфологического принципа орфографии»: Доверчивый, услужливый, усидчивый, смешливый, заносчивый, вспыльчивый, вежливый, дрозд, трубка, здравствуй, подвёл, подсказал, в старом (замке), спрыгнуть, сгибать, коридор, галерея, коллектив, укрыться под навес, ценить на вес золота. — В чем особенности написания данных слов? На каком принципе написания они основаны? (Значимые части слова пишутся единообразно, независимо от изменения в речи произношения гласных и согласных. Написание слов основано на морфологическом принципе.)
2. По материалам учебника (стр. 7) и лекции учителя составить схему «Принципы русской орфографии», отразив основные отличия данных принципов.
3. Выборочно-распределительный диктант по теме «Особенности морфологического и фонетического принципов орфографии». — Запишите слова с орфограммой «о-ё после шипящих» в два столбика, обоснуйте свой выбор: Расчёт, почёт, пошёл, плечо, шомпол, чопорный, пчёлка, горячо, жёлтый, гаражом, освежённый, увлечённый, девчонка, сургучом, камышовый, течёт, разжёг, раскорчёвка, свежо. — В каких словах написание о-ё можно проверить, изменив слово (или подобрав однокоренное)? (Написание ё можно проверить в тех словах, в которых при изменении слова вместо ё следует писать е: расчёт — счета, почёт — почести, пчёлка — пчела, жёлтый — желтеть, раскорчёвка — раскорчевать. В написании остальных слов надо знать часть речи.)
4. Упр. 2. Выполняются все задания к упражнению.
Домашнее задание 1. Упр. 1. 2. Определить принципы написания орфограмм, о которых говорится в пунктах 7—9, 11—18; рассказать правила по этим пунктам. 3. Упр. 112.
Урок 11 Принципы русской орфографии
Цели урока: Закрепить умение классифицировать орфограммы в соответствии с принципами орфографии. Обобщить знания по теме «Орфограммы в корне», закрепить навыки правописания.
Ход урока I. Проверка домашнего задания Работа в парах. Взаимопроверка упр. 1. — Проговорите правила по пунктам 7—9, 11—18 (стр. 6—7 учебника). — По памяти составьте схему «Принципы русской орфографии». Приведите соответствующие примеры, отражающие основные отличия данных принципов.
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.207.144 (0.078 с.) |