Этнопсихологические проблемы в социальной психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этнопсихологические проблемы в социальной психологии



В России этнопсихологические изыскания первоначально были делом литераторов, этнографов и языковедов. Познавательный интерес к этническому самосознанию русского народа появился в эпоху русского просвещения. Воспитание у соотечественников национальной гордости было лейтмотивом трудов М.В. Ломоносова, который положил начало традиции, подхваченной и развитой просветителями второй половины XVIII века. Преемниками идей просветителей в начале XIX века стали декабристы. В программах преобразования Российского государства, особенно после Отечественной войны 1812 года, они учитывали значение этнопсихологического фактора воздействия на русское общество. Продолжателем гуманистических традиций русского Просвещения был П.Я. Чаадаев. С его именем связано начало двух важнейших общественно-политических течений: славянофильства и западничества, в рамках которых обсуждался вопрос о самобытности русского народа.

Давая оценку развернувшейся в психологии начала XX века дискуссии о разграничении объясняющей и описательной психологии, философ Г.Г. Шпет отмечал, что главное в этнопсихологии не объяснение, а понимание, связанное не столько с анализом «внутреннего опыта», сколько с постижением смысла объективных культурных явлений, в которых и запечатлевается типически субъективное. Этот субъективный характер узнается в его объективизации как совокупность реакций народа на обстоятельства, в которых он сам участвует, на объективно данные ему отношения и идеальные образования. Типическое отношение к объективному существует как переживание коллектива, вкладываемое в определенный репрезентант народа – сословие, касту, группу. Отсюда – выделение этнической психологии из социальной и определение для каждой из них собственного объекта.

Историю отечественной этнической психологии в XX веке можно разделить на несколько периодов.

В 20-е гг. XX века, в первые годы становления Советского государства, интерес к этнической проблематике был стимулирован рядом обстоятельств. Во-первых, социальным заказом на решение национальных проблем, которые возникали в процессе создания и укрепления СССР. Во-вторых, задачей разработки проблематики межнационального взаимодействия, которую ставила жизнь в условиях формирования нового общественного строя и создания нового многонационального общества, его унификация. В-третьих, тем, что идеологизация целей развития советского общества не могли не коснуться этнической психологии.

Второй период развития советской этнопсихологии включает в себя 1930-1950-е гг. Делаются первые шаги в изучении национальных отношений, но основное внимание исследователей направлено на решение вопросов, связанных с образованием СССР и его развитием как многонационального государства, при этом доминирует позиция И.В. Сталина по национальному вопросу и национальным отношениям. Главным условием решения национального вопроса в России И.В. Сталин считал развитие национального автономного самоуправления, но при этом, он не исключал, что то или иной народ найдет нужным поставить и решить вопрос о своей независимости. 

Следующий период развития советской этнопсихологии – 1960-е гг. – отличается усилением внимания исследователей к различным аспектам сотрудничества и дружбы народов СССР. Особый интерес вызывали вопросы, связанные с интернациональным воспитанием и социально-культурным сближением народов, вопросы национально-государственного строительства. Предметом исследований стали проблемы формирования нового этноса – советского народа. В советской науке этого периода господствовало представление о том, что национальные проблемы являются комплексными и обусловлены экономическими, политическими, культурными и психологическими факторами. Внутри этнопсихологии сложилось два направления: этнопсихологическое – изучение социальных процессов и явлений в их национальном разнообразии; этнокультурное – исследование этнокультурных явлений и процессов в их социальном разнообразии. К данному периоду относятся и первые массовые опросы.

Следующий, четвертый период – 1970-е гг. – период конкретного социологического изучения наций и народностей, национальных отношений. Особой сферой исследования были межнациональные отношения и изучались они по конкретным поступкам людей.

Подводя итог развитию этнической психологии в советское время, можно отметить, что не один десяток лет этнопсихологическая наука имела лишь одно право: доказывать, что так называемый этнический фактор – преходящее явление на пути дальнейшего развития исторической общности – советского народа.

Обострение межнациональных отношений в конце 1980-х – начале 1990-х гг. и этнические конфликты вызвали резко возросший спрос на знания реального положения дел в сфере межнациональных отношений и позволили убрать с пути этнопсихологической науки своего рода запрет на изучение проблем социального взаимодействия этносов.

В целом отечественная этнопсихологическая наука отстала от зарубежной в изучении проблем взаимодействия между различными этносоциальными группами и не смогла своевременно сориентироваться в практическом решении межнациональных конфликтов. В связи с нарастающей сложность межэтнических отношений этническая психология должна быть востребована в XXI веке в гораздо большей степени.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 35; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.138.230 (0.006 с.)