Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этнопсихологические проблемы в социальной психологии
В России этнопсихологические изыскания первоначально были делом литераторов, этнографов и языковедов. Познавательный интерес к этническому самосознанию русского народа появился в эпоху русского просвещения. Воспитание у соотечественников национальной гордости было лейтмотивом трудов М.В. Ломоносова, который положил начало традиции, подхваченной и развитой просветителями второй половины XVIII века. Преемниками идей просветителей в начале XIX века стали декабристы. В программах преобразования Российского государства, особенно после Отечественной войны 1812 года, они учитывали значение этнопсихологического фактора воздействия на русское общество. Продолжателем гуманистических традиций русского Просвещения был П.Я. Чаадаев. С его именем связано начало двух важнейших общественно-политических течений: славянофильства и западничества, в рамках которых обсуждался вопрос о самобытности русского народа. Давая оценку развернувшейся в психологии начала XX века дискуссии о разграничении объясняющей и описательной психологии, философ Г.Г. Шпет отмечал, что главное в этнопсихологии не объяснение, а понимание, связанное не столько с анализом «внутреннего опыта», сколько с постижением смысла объективных культурных явлений, в которых и запечатлевается типически субъективное. Этот субъективный характер узнается в его объективизации как совокупность реакций народа на обстоятельства, в которых он сам участвует, на объективно данные ему отношения и идеальные образования. Типическое отношение к объективному существует как переживание коллектива, вкладываемое в определенный репрезентант народа – сословие, касту, группу. Отсюда – выделение этнической психологии из социальной и определение для каждой из них собственного объекта. Историю отечественной этнической психологии в XX веке можно разделить на несколько периодов. В 20-е гг. XX века, в первые годы становления Советского государства, интерес к этнической проблематике был стимулирован рядом обстоятельств. Во-первых, социальным заказом на решение национальных проблем, которые возникали в процессе создания и укрепления СССР. Во-вторых, задачей разработки проблематики межнационального взаимодействия, которую ставила жизнь в условиях формирования нового общественного строя и создания нового многонационального общества, его унификация. В-третьих, тем, что идеологизация целей развития советского общества не могли не коснуться этнической психологии.
Второй период развития советской этнопсихологии включает в себя 1930-1950-е гг. Делаются первые шаги в изучении национальных отношений, но основное внимание исследователей направлено на решение вопросов, связанных с образованием СССР и его развитием как многонационального государства, при этом доминирует позиция И.В. Сталина по национальному вопросу и национальным отношениям. Главным условием решения национального вопроса в России И.В. Сталин считал развитие национального автономного самоуправления, но при этом, он не исключал, что то или иной народ найдет нужным поставить и решить вопрос о своей независимости. Следующий период развития советской этнопсихологии – 1960-е гг. – отличается усилением внимания исследователей к различным аспектам сотрудничества и дружбы народов СССР. Особый интерес вызывали вопросы, связанные с интернациональным воспитанием и социально-культурным сближением народов, вопросы национально-государственного строительства. Предметом исследований стали проблемы формирования нового этноса – советского народа. В советской науке этого периода господствовало представление о том, что национальные проблемы являются комплексными и обусловлены экономическими, политическими, культурными и психологическими факторами. Внутри этнопсихологии сложилось два направления: этнопсихологическое – изучение социальных процессов и явлений в их национальном разнообразии; этнокультурное – исследование этнокультурных явлений и процессов в их социальном разнообразии. К данному периоду относятся и первые массовые опросы. Следующий, четвертый период – 1970-е гг. – период конкретного социологического изучения наций и народностей, национальных отношений. Особой сферой исследования были межнациональные отношения и изучались они по конкретным поступкам людей. Подводя итог развитию этнической психологии в советское время, можно отметить, что не один десяток лет этнопсихологическая наука имела лишь одно право: доказывать, что так называемый этнический фактор – преходящее явление на пути дальнейшего развития исторической общности – советского народа.
Обострение межнациональных отношений в конце 1980-х – начале 1990-х гг. и этнические конфликты вызвали резко возросший спрос на знания реального положения дел в сфере межнациональных отношений и позволили убрать с пути этнопсихологической науки своего рода запрет на изучение проблем социального взаимодействия этносов. В целом отечественная этнопсихологическая наука отстала от зарубежной в изучении проблем взаимодействия между различными этносоциальными группами и не смогла своевременно сориентироваться в практическом решении межнациональных конфликтов. В связи с нарастающей сложность межэтнических отношений этническая психология должна быть востребована в XXI веке в гораздо большей степени.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 35; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.138.230 (0.006 с.) |