Античная и средневековая философия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Античная и средневековая философия.



 «Античная и средневековая философия» студенту следует знать, что античная философия включает в себя философские учения Древней Греции и Древнего Рима с конца VII в. до н.э. по V в. н.э.

Первые греческие философы стремились понять природу, мир как целое - макрокосм - и проникнуть в его сущность, ставили задачу выявить единое начало всего сущего и находили его в различных материальных вещах. Так, родоначальник первой философской школы Древней Греции Фалес (ок. 624-547 до н.э.) таким началом считал воду, Анаксимандр (610-540 до н.э.) - апейрон, (хаотическое первовещество), Анаксимен (588-525 до н.э.) - воздух, Гераклит (540 -ок. 480 до н.э.) - огонь.

Обратите внимание на то, что Геркалит выдвинул проблему текучести бытия и тем самым положил начало диалектическому пониманию мира. Однако он не дошел до разработки диалектики понятий. Этот вопрос был поставлен основателем элейской школы Парменидом и его учеником Зеноном (490-480 до н.э.). Они утверждали, что истинное бытие едино и неподвижно, а движение противоречиво и невыразимо в понятиях.

Важное значение для развития античной (и последующей) философии имело атомистическое \чение Левкиппа и Демокрита (460-370 до н.э.) зливших, что все состоит из атомов и пустоты.

Впервые проблемы антропологии (от греч.»антропос» - человек, «логос»-учение, наука) рассматривает Сократ (470-399 до н.э.) На основе принципа: «Познай самого себя»- он ставит задачу понять сущность человека через его деятельность в сфере нравственного поведения. Он считает, что в основе деятельности лежат всеобщие идеальные понятия, для обнаружения которых разрабатывает диалектический вопросно-ответный метод - метод беседы с целью побудить собеседника самому найти истину.

Вершиной античной философии являются философские системы Платона и Аристотеля.

Платон (427-347 до н.э.) - основоположник объективного идеализма - учил, что в основе мира лежат абсолютные идеи (эйдосы), производным от которых является мир чувственных вещей.

Идеи представляют некое божественное царство, в котором до рождения пребывают бессмертные души людей, созерцая истинно сущее. Соединяясь с телом, душа забывает то, что созерцала на небе. В процессе жизни, воспринимая материальные предметы, душа вспоминает то, что видела в мире идей.

Платон, как и Сократ, разрабатывает диалектический метод познания. Обратите внимание на общественно-политические идеи и учение о совершенном государстве Платона.

Величайшим среди древнегреческих мыслителей был Аристотель (384-322 до н.э.), ученик Платона, ученый энциклопедист, основатель логики, воспитатель Александра Македонского.

Полагая, что идея как сущность вещи не может находиться вне самой вещи, он подверг критике учение Платона за отрыв идей от вещей. Вещь есть единство материи и формы и возникает благодаря действию причины. Форма есть действительность того, возможностью чего является материя. Лестница форм ведет нас к высшей форме или «форме форм» - эта предельная форма есть бог -неподвижный перводвигатель.

Аристотель продолжает развивать учение о государстве и человеке, понимая человека как общественное и политическое существо.

Аристотелем завершается расцвет древнегреческой философии, после которого начинается период ее кризиса (1-V вв. н.э.). В этой период возникают и получают развитие три философские направления: скептицизм, стоицизм и эпикуреизм. (Об этих направлениях смотрите в рекомендуемой литературе и справочниках).

Средневековая философия охватывает исторический отрезок со II по XIV вв. и представляет собой совокупность религиозно-философских учений.

В этот период господствующей становится религиозная идеология. В соответствии с христианским вероучением мир рассматривается как творение Бога. Человек есть также творение Бога, а его сущность состоит в его духовности.

Средневековая философия выдвинула проблему об отношении Бога к сотворенному им миру, задачу рационального обоснования веры, рассматривала знания как божественное откровение.

Большое место в философии занимал вопрос о соотношении всеобщих понятий и эмпирических предметов. Номиналисты (от лат. «номена» - имена) считали, что существуют только отдельные вещи. Реалисты (от лат. «реалис» - вещественный) учили, что общие понятия первичны и существуют независимо от отдельных вещей. Концептуалисты полагали, что общие понятия не существуют независимо от отдельных вещей, а являются специфическими формами познания действительности.

Студенту следует внимательно ознакомиться с аргументами указанных направлений в средневековой философии, так как спор, начатый ими, происходил и в последующие века как спор между рационалистами и эмпириками.

Центральный фигурой этого периода - времени расцвета схоластики (от греч. «схола» - школа) был Фома Аквинский (1225-1274). На его учение следует обратить особое внимание, ибо его философия - томизм (от лат. «Фома» - Тома) стала идеологический доктриной католицизма.

Фома Аквинский стремился обосновать вопрос о гармонии веры и разума, вывести бытие Бога из бытия вещей, предложил идею потенциального (возможного) и актуального (действительного) бытия. В антропологии Фома Аквинский исходил из представления о личности как единстве души и тела.

Средневековая философия, в силу ее религиозности и схоластичности, была догматична и консерватизма и к концу XIV в. уже не удовлетворяла запросы общественного развития. На смену ей пришла философия Возрождения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 25; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.29.145 (0.005 с.)