Принципы построения стратегии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы построения стратегии



Принципы обеспечивают всесторонний учет особенностей вновь создаваемой системы отношений в сфере ИС и снижение риска однобокости ее представления и трактовки. Если, предположительно, нескольким разным группам специалистов по ИС порознь друга от друга поручить разработку такой стратегии, то все они разработают далеко не одинаковые по содержанию документы. Это произойдет ввиду того, что они будут руководствоваться разными принципами, поскольку будут обладать разными способностями, квалификацией, опытом и потому будут предлагать те идеи, которые им ближе. Поэтому для начала следует изложить принципы, на которых предлагается строить стратегию, чтобы была ясна позиция авторов по исходному, принципиальному вопросу.

Принципы должны отражать самые общие, разные и наиболее существенные черты характера интеллектуальной собственности как современного всепроникающего феномена.

1. Коммерческий характер любой интеллектуальной собственности является исходным. Он изначально определяет её целевую сущность и объясняет истоки многовекового развития этого института нормативного регулирования интеллектуальных отношений и интересов в обществе. Коммерциализация составляет основную всепроникающую сущность интеллектуальной собственности во все сферы общества, ибо она прежде всего экономически стимулирует инициативу её авторов и правообладателей. Она также делает более обоснованной, прозрачной и эффективной всю государственную инвестиционную, налоговую, кредитную и таможенную политику государства. Более того, если интеллектуальную собственность начинают эксплуатировать и использовать как универсальное средство во внекоммерческой и внеэкономической сфере, то она там наносит ущерб обществу и дискредитирует себя, порождая множество своих противников. Таким ярким примером неправомерного применения интеллектуальной собственности в социальной сфере является попытка американцев извлекать прибыль на лечении от СПИДа населения Африки, где лишь один курс лечения из нескольких необходимых курсов стоит 1600 $, а средняя зарплата африканцев составляет около 50 долларов США. Другим примером неправомерного применения интеллектуальной собственности в политической сфере является сокрытие технологий производства ядерного оружия под предлогом неприкосновенности ноу-хау, против чего протестует МАГАТЭ. Таким образом, всегда следует помнить, что сфера интеллектуальной собственности исключительно коммерческая и гораздо острее других её чувствуют изобретатели, учёные, малый и средний бизнес, но не чиновники и госструктуры и не крупные корпорации, обладающие огромной инерционностью и низкой эффективностью использования интеллектуального потенциала.

Этим же объясняются «неразрешимые» проблемы интеллектуальной собственности в интернете, где растёт число протестующих против норм авторского права. Поэтому через стратегию интеллектуальной собственности изначально следует развивать экономику и сферу рынка, чтобы создавать рабочие места, новые товары и услуги, а также решать проблемы экологии и здравоохранения, стимулируя эти цели в бизнесе со стороны государства, попутно снижая нагрузку на государственный бюджет.

2. Институциональный межотраслевой характер всей совокупности знаний и юридических норм, составляющих содержание этой специфической сферы отношений, можно констатировать сегодня как исторически сложившийся во всех ведущих странах мира за последние 500 лет. Институт ИС, проникающий во все сферы жизнедеятельности современного общества, построен на весьма устойчивых нормах, знаниях и механизмах их реализации, пожалуй, более устойчивых, чем многие другие институты в политике, экономике, социальной сфере[4].

           Институциональный характер интеллектуальной собственности проявляется в том, что:

­ во-первых, она охватывает все сферы знаний, включая естественнонаучные, технические и социальные в зависимости от вида объектов интеллектуальной собственности и способа учёта и коммерциализации;

­ во-вторых, она обладает всепроникающим характером применимости и повышения эффективности систем и технологий во всех отраслях экономики;

­ в-третьих, она исторически завоевала все экономики ведущих стран мира на одной и той же универсальной нормативной основе, более стабильной и устойчивой, чем большинство других институтов общества;

­ в-четвертых, она имеет великолепные исторические перспективы в случае неприменения её в некоммерческих сферах и при исключительной коммерческой ориентации, определяющей инвестиционную политику любого государства.

Институциональный характер интеллектуальной собственности состоит в формировании устойчивых организационных форм, отношений, нормативов и знаний.

3. Проблемно-междисциплинарный характер. Он раскрывает междисциплинарный подходавторов творческих произведений, пытающихся разрешить какую-то значимую проблему, всегда имеющую междисциплинарный характер. Такой подход является изначально сугубо юридическим, ввиду того, что, хотя законодательное построение осуществляют в основном юристы, но сфера применения и само содержание интеллектуальной собственности носит междисциплинарный характер. Если, к примеру, рассмотреть патент на изобретение, то главным в нем является новое полезное техническое содержание, затем юридическая форма и, в итоге, экономическое назначение. Аналогично можно рассматривать содержание, форму и назначение у всех остальных объектов интеллектуальной собственности. В целом же институт интеллектуальной собственности во всем мире строится на научно-техническом или художественном содержании, юридической форме и экономическом назначении. Развитие цивилизации в последние столетия происходит в основном за счет качественного обновления, обращения и наращивания интеллектуальной собственности. В связи с этим специалисты сегодня выделяют три вида оборота результатов интеллектуальной деятельности: научный, юридический и коммерческий, которые следует рассматривать совместно. Сюда же следует добавить технический оборот, пока не выделенный и потому не популярный у специалистов. Именно этот междисциплинарный характер должны учитывать разработчики и пользователи стратегии.

4. Стратегический характер интеллектуальной собственности, качественноизменяющий содержание наиболее востребованных предметов труда и средств производства и, соответственно, самих субъектов общества, ееиспользующих, определяет инвестиционную политику любого высокоразвитого современного государства, а также тенденции развития мирового рынка. Все тактические действия по созданию, учету, поощрению и использованию интеллектуальной собственности по отдельности и в сумме имеют существенные стратегические последствия. В первую очередь они ощущаются в конкурентной среде на рынке и в области эффективного инвестирования соответствующих программ и проектов. Высококачественная интеллектуальная собственность в товарной продукции и в производстве делает более комфортной жизнь ее создателей и пользователей. Она всегда изменяет будущее всех, кто к ней причастен. Однако при этом следует помнить, что технически, экономически и организационно изменяя наш мир, мы повышаем риски нашей жизнедеятельности и будущих поколений, создаем новые зоны риска и сферы использования сложной техники. Поэтому проблема безопасности не исчезает, а, видоизменяясь, все же будет возрастать, хотя бы потому, что мы неизменно расширяем искусственную зону жизнедеятельности человека и общества и потихоньку вытесняем живую природу, которая незаметно для нас воспроизводит питательную среду, атмосферу и водную среду. Поэтому соблюдение баланса между живой природой и обществом должно обязательно измеряться и регулироваться. В основе этих измерительно-регулировочных механизмов также должна быть высококачественная интеллектуальная собственность, предусматривающая нормы защиты от техногенных аварий и катастроф. Поэтому вопрос методологии использования интеллектуальной собственности, как стратегического и обоюдоострого инструмента, весьма актуален.

5. Локальный многовекторый характер применения и действия интеллектуальной собственности в науке, технике, технологиях, бизнесе, в литературе и искусстве, по сути, обеспечивает формирование источников эффекта и распространения этих эффектов «снизу»: от деталей, узлов, изделий, технологий, конкретных ярких авторских произведений. Этот технический или художественный эффект формирует новые отношения к личности и, незаметно для нас, изменяет содержание отношений в обществе. Локально применяемая интеллектуальная собственность выступает в роли ценообразующего и качествообразующего фактора любой товарной продукции. Для менеджера в бизнес-технологиях она выступает в роли товарообразующего фактора. Для предпринимателя – в роли бизнесобразующего фактора. А для государства, высших чиновников, ученых и крупного бизнеса она выступает в роли, во-первых, фактора наращивания числа рабочих мест и, во-вторых, как рынкоразвивающее средство не только в любой национальной, но и в мировой экономике.Достаточно проанализировать экономическую историю индивидуальной интеллектуальной собственности Билла Гейтса и Стива Джобса в качестве примера.

6. Оздоровительный характер для любой национальной экономики. Интеллектуальная собственность является средством освобождения национальной экономики от ее чрезмерной зависимости от природных ресурсов, которые всегда когда-то истощаются, заканчиваются или спрос на них меняется.Иными словами, она является средством обеспечения независимости и оздоровления любой национальной экономики. Интеллектуальные ресурсы в отличие от большинства природных ресурсов не только наиболее воспроизводимые, но и быстро приумножаемые при правильной государственной политике и адекватно сложившихся отношениях в обществе. Это особенно актуально для российской экономики и политики. Поэтому ставка на интеллектуальные ресурсы – это ставка, прежде всего, на независимую от природных ресурсов экономику и на устойчивое и долгосрочное социально-экономическое процветание. Причем, те страны, где это процветание происходит быстрее и нагляднее, туда и утекают «мозги», финансы и другие блага из стран с неблагоприятными условиями для интеллектуалов.

7. Элитообразующий характер интеллектуальной собственности. Под элитой понимается наиболее значимая, прогрессивная и активная по своим действиям и результатам часть общества. Она же наиболее ответственная и стратегически мыслящая его часть, определяющая настоящее и будущее своей нации, государства и процесс воспроизводства его выдающихся деятелей.

Особенностью этого института является то, что он, в отличие от остальных, с одной стороны, выделяет, идентифицирует и персонифицирует элиту, а, с другой стороны, объединяет реально формирующуюся и уже сложившуюся на данный исторический момент почти всю интеллектуальную элиту – как любого государства, так и международного сообщества. Механизм выделения элиты воспроизводится, во-первых, за счёт учёта получения именных наиболее престижных премий, начиная с Нобелевской, во-вторых, через именные списки результатов интеллектуальной деятельности (в частности, через списки научных трудов), в-третьих,  через доходы, полученные от создания и реализации интеллектуальной собственности и, в-четвертых, через инвестирование капитала в интеллектуальные технологии и,                в- пятых, за счет получения выдающихся результатов, полученных на практике и до поры не отмеченных престижными премиями. Все это относится к содержанию, формам и результатам действия института ИС, который следует на национальном уровне всячески культивировать и пропагандировать через СМИ и на совещаниях правительства. Элитообразующий характер интеллектуальной собственности нуждается в дополнительном исследовании, проработке, пропаганде и широком применении технологий её оценки и поощрения деятелей в повседневной практике.

Цели и задачи стратегии

Стратегия выстраивается на целях и задачах, ее реализующих, которые ориентированы на качественно иную инвестиционную политику более высокий уровень развития отечественной экономики по пути от экономики «трубы» к экономике знаний.

Основной целью стратегии является ускорение формирования рынка российских инноваций на основе выстраивания уже во многом сложившегося значительного интеллектуального потенциала российских ученых, изобретателей и специалистов, как совокупности инновационно-активных юридических и физических лиц, в направлении системного и коллективного разрешения проблем, стоящих перед государством и российскими гражданами в сфере развития инновационной экономики и борьбы с контрафакцией.

Для этого необходимо, прежде всего, скорректировать инновационную, инвестиционную, кредитную, налоговую, таможенную и кадровую политику государства с ориентацией на высокие технологии, длинные деньги, долгосрочные капитальные вложения.

Стратегия должна послужить интеграционным механизмом объединения усилий значительного потенциала российских учёных, изобретателей, менеджеров, инвесторов и всех внесистемных интеллектуалов. В первую очередь, она должна объединить всех специалистов в сфере ИС с целью минимизации усилий и максимизации результатов при совместном разрешении проблем снижения уровня контрафакции и развития инновационной экономики.

Задачами создания стратегии являются:

­ вовлечение в ее разработку и реализацию всех наиболее квалифицированных чиновников и ученых, а также наиболее активных специалистов, более десяти лет работающих на рынке интеллектуальной собственности и инноваций;

­ поиск и привлечение финансовых ресурсов, достаточных для разработки и реализации стратегии в целом и по ее отдельным направлениям;

­ доведение стратегии до сведения соответствующих государственных деятелей и служб, ими возглавляемых, а также до соответствующих этому направлению общественных организаций и СМИ, начиная с центральных;

­ вовлечение региональных чиновников, изобретателей, ученых и предпринимателей, а также широкой общественности в реализацию данной стратегии в самых разных сегментах российского рынка;

­ поиск и назначение юридического лица, ответственного за разработку и реализацию стратегии на период ее воплощения;

­ мониторинг результатов реализации стратегии, ее корректировка, развитие и периодическое (раз в пять лет) обновление с целью актуализации задач и механизмов ее реализации.

Построение и реализация стратегии в соответствии с вышеназванными целями и задачами должны происходить с учетом специфики как самой интеллектуальной собственности в статусе объекта управления, так и весьма сложной сферы отношений, включая специфику самого рынка интеллектуальной собственности, инноваций и других продуктов творчества. Такой учет специфики может быть выполнен через предварительное определение структуры целевых направлений реализации стратегии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 32; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.70.157 (0.012 с.)