Анатомо-физиологические особенности недоношенных детей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анатомо-физиологические особенности недоношенных детей.



 Морфологическая и функциональная незрелость органов и систем организма недоношенного ребенка имеет определяющее значение для периода адаптации к внешним условиям.

Характерные особенности органов дыхания у недоношенных детей:

- узость верхних дыхательных путей, высокое стояние диафрагмы, податливость грудной клетки, перпендикулярное расположение ребер относительно грудины. Они обусловливают поверхностное, частое, ослабленное дыхание (40-70 в мин.) и склонность к апноэ длительностью 5-10 секунд.

Дефицит сурфактанта ведет к неэффективному расправлению лёгких, что создает условия для дыхательных расстройств и риск воспаления легких.

Отсутствует или слабо выражен кашлевой рефлекс.

Незрелость сердечно-сосудистой системы характеризуется снижением кровотока, что ведет к синюшному окрашиванию стоп и кистей. 

пульс – лабильный (120 – 180 в 1 мин), АД – низкое (55-65/20-30 мм рт. ст.). При наличии врожденных пороков сердца могут выслушиваться шумы. 

Сосуды более хрупкие, проницаемые, что способствует кровоизлияниям в мозг.

Незрелости ЦНС у недоношенных детей ведет к снижению двигательной активности: глубоко недоношенный ребёнок лежит с вытянутыми руками и ногами; сосательный, глотательный и другие рефлексы у него отсутствуют или слабо выражены. Реакция на раздражители замедлена.

Терморегуляция несовершенна – отсюда предрасположенность, как перегреванию, так и переохлаждению.

У недоношенных детей отмечается функциональная незрелость всех отделов ЖКТ - низкая ферментовыделительная активность  В связи с этим недоношенные дети предрасположены к срыгиванию, развитию метеоризма, дисбактериозу. 

Мочеобразование и мочевыделение несовершенны: диурез к концу недели жизни колеблется в пределах 55 -130мл в сутки, частота мочеиспусканий 8 – 13 раз за сутки.

У недоношенных детей более быстрыми темпами, чем у доношенных развивается ранняя анемия.

Функциональная незрелость почек у недоношенных детей приводит к возникновению отеков и быстрому обезвоживанию при неадекватном уходе.

Иммунная система у недоношенных на более низком уровне (меньшая сопротивляемость организма), что способствует частым заболеваниям.

Особенности пограничных состояний:

 - физиологическая желтуха у недоношенных детей выражена интенсивнее и сохраняется дольше, чем у доношенных новорожденных до 3-х недель;

 - первоначальная потеря массы тела составляет (9 -14%);

- простая эритема более яркая и сохраняется до 2 -3 недель;

Остальные пограничные состояния встречаются редко.

 Система выхаживания недоношенного ребенка.

1-й этап – интенсивная терапия в роддоме. Цель – сохранить жизнь ребенку. Первые лечебно-профилактические мероприятия начинаются уже в родильном зале.

Основные положения этого этапа:

- температурная защита;

- инфекционная безопасность;

- вскармливание;

- стабилизация функции всех органов и систем (сердечно-сосудистой, дыхательной и т.д.)

Вскармливание является сложной проблемой из-за функциональной незрелости всех отделов ЖКТ.

Начало кормления зависит от степени недоношенности и его состояния. Начинают кормление впервые 6 -24 часа жизни с дистиллированной воды или 5% раствора глюкозы или грудного молока.

Выбор метода вскармливания:

- при отсутствии рефлексов (сосательного, глотательного) - через зонд или парентерально;

- при наличии глотательного, отсутствии или ослаблении сосательного рефлекса – через зонд, из пипетки или ложечки;

- при наличии рефлексов – из груди матери.

Расчет питания недоношенного ребенка:

Впервые дни жизни рассчитывают разовый объем пищи: в 1-й день -5 -10мл; во 2 –й день – 10 -15мл; в 3-й день 15 – 20мл.

С 4-го дня жизни рассчитывают суточный объем пищи по формуле Роммеля:

 V = ( n +10) х   mp (граммах), где n – число дней ребенку.

Частота кормлений зависит от общего состояния ребенка, степени недоношенности и составляет 8 – 10 раз в сутки (из пипетки, с ложечки и т.д.) и инфузионно в течение суток с перерывом в 1 – 2 часа в условиях родильного дома и больницы.

С 15 дня жизни VC- составляет:

- при 1 – 2 степени недоношенности 1/5, с при 3 – 4 степени 1/7 от массы тела.

2-й этап – специализированное отделение для недоношенных детей. Цель – удовлетворение основных жизненно важных потребностей недоношенных детей.                             

Выписывают из стационара, как правило, с массой тела 2500г и здорового ребенка.

Задачи выхаживания недоношенного ребенка на 2-м этапе:

- оказание квалифицированной медицинской помощи;

- соблюдение асептики при уходе;

- создание комфортных условий (согревание, оксигенотерапия);

- обеспечение адекватным питанием, адаптация к кормлению грудью;

- мониторинг состояния;

- начало профилактики анемии, рахита;

- обучение родителей приемам выхаживания в домашних условиях.

Критерии выписки из больницы второго этапа выхаживания:

- масса тела не менее 2500;

- способность удерживать нормальную температуру тела;

- наличие выраженных условных рефлексов (сосание, глотание, дыхание и т.д.);

- устойчивое функционирование всех органов и систем (сердечно-сосудистой, дыхательной, мочевыделительной и т.д.).

3 – й этап выхаживания – это наблюдение в условия детской поликлиники участковым педиатром и участковой медицинской сестрой.

Для 3-его этапа выхаживания недоношенного ребенка.

- разработать индивидуальную реабилитационную программу;

- установить партнерские отношения с родителями.

 

Основные положения по выхаживанию недоношенного ребенка в домашних условиях;

- при наличии грудного молока кормить ребенка по требованию;

- температура в комнате – вначале 23 -25С;

- купание ежедневное температура воды в первый месяц 380С;

- воздушные ванны с 1,5 – 3 мес. по 1 – 3 мин. в день;

- выкладывать ребенка на живот с первого дня пребывания ребенка дома;

- поглаживающий массаж с 1-го дня пребывания ребенка дома;

- массаж и гимнастика рук должны быть ежедневные.

Динамика физического и нервно-психического развития зависит от степени недоношенности.

Физическое развитие:

- дети с массой тела при рождении 2500 к году жизни догоняют своих сверстников, а глубоконедоношенные – только к 2 -3 годам;

 Отстают в нервно-психическое развитии:

- дети с массой тела при рождении от 1500 до 2000г - до 1,5 мес;

- дети с массой тела при рождении от 1000 до 1500г – до 2 -3 мес.

Прогноз для глубоконедоношенных детей менее благоприятный:

 - высокий риск инфекций;

- чаще встречается патология органов зрения (почти у каждого 4-го);

- возможно нарушение слуха (тугоухость у 4 – 5%);

- нередко выявляют неврологические изменения (вегетососудистые расстройства, судорожный синдром и т.д.).

 

 

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 31; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.172.68 (0.014 с.)