Глава I. Брак и семейные отношения в спартанском обществе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава I. Брак и семейные отношения в спартанском обществе.



Проверила:

кандидат исторических наук

доцент кафедры

зарубежной истории

Кармазина О.В.

Воронеж 2021

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………... 3-4

Глава I. Брак и семейные отношения в спартанском обществе…………………………….……………………………………….. 4-8

§ 1.1. Брачная церемония и особенности семейных отношений в Спарте………..………………..………..……….…………………………….4-5

§ 1.2. Процесс развода в Спарте………………………………………………5

§ 1.3. Отношения отцов и детей…………………………………..................6

§ 1.4. Положение женщин в спартанском обществе ………………………7-8

Глава II. Процесс воспитания и его особенности в спартанском обществе……………………………………………………………………... 8-11

§ 1.1. Система воспитания и обучения, ее законодательная база (общие сведения)…………………………………………………. ………………….8-9

§ 1.2. Воспитание и обучение мальчиков…………………………………..10-11

§ 1.3. Воспитание и обучение девочек………………………………………11

Заключение ……………………………………………………………….......12

Библиографический список ………………………..………………………12

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования.

Как известно одной из крупнейших и древнейших держав Древнего Мира была древнегреческая, обладавшая развитой культурой. Важную роль в жизни древнегреческого общества играл процесс воспитания детей и институт семьи, так как семья являлась прочной основой государства. Особенно важным становление института семьи было для греческих полисов в период их образования. Основа полиса – это свободные граждане, являющиеся носителями гражданских прав, а также главным элементом роста военной силы государства. В процессе развития полиса, встал вопрос о развитии семейных отношений. Именно семья стала для полиса залогом будущего существования: она являлась как гарантом обеспечения военных сил, так и залогом экономического развития. Также семья играла немалую роль в религиозно-эстетическом развитии полиса. Семейные отношения чтили и законодательно оберегали. Во многих полисах существовали свои особенности в процессе воспитания и семейных взаимоотношений. Наибольшую известность среди всех греческих городов-государств по особенностям этих процессов занимала Спарта.

Цель исследования.

Изучить и характерные особенности семейных отношений и воспитания детей в Спарте.

Какие особенности семейных отношений были присущи Спарте?

В чем состояли особенности воспитания молодых людей и девушек в Спарте?

Характеристика источников:

Плутарх (ок. 46 – ок. 127) – греческий писатель и философ. Упоминания об отношениях к женщинам и воспитанию детей в Спарте мы находим в его «Сравнительных жизнеописаниях». Описывает установленные Ликургом законы. Самая важная черта, которая отличает биографию Ликурга у Плутарха от всех более ранних версий, заключается в том, что, согласно Плутарху, законотворчество Ликурга носило всеобъемлющий характер и затронуло все сферы жизни спартанцев. У Плутарха Ликург - не только автор Большой Ретры, он является также изобретателем сисситий и знаменитой системы спартанского воспитания. Он же, согласно Плутарху, разделил всю завоеванную землю на клеры.[1]

Почти полностью применимы и могут рассматриваться как источник по отношению к Спарте Гортинские законы – свод законов на древнедорийском диалекте в виде надписей на каменной стене на острове Крит, датируемые V веком до н.э. По легенде Ликург специально отправился на Крит и изучал там местное законодательство. Затем на его основе он создал спартанские законы.[2]

Еще одним важным источником служит «Политика» Аристотеля (384 г. до н.э., Стагира, Фракия — 322 год до н. э., Халкида, остров Эвбея) — древнегреческий философ, ученик Платона. В 4 томе рассуждает о процессе воспитания в Спарте. С одной стороны он воздает похвалу спартанскому подходу, с другой говорит о том, что уклон только в военную составляющую губителен для общества.[3]

 

Глава I. Брак и семейные отношения в спартанском обществе.

Процесс развода в Спарте.

Расторжение брака не представляло трудностей. Расторжение брака с невиновной в случае бездетности осуществлялось в Спарте с начала V в. до н.э. Позже развод повсеместно стал возможен по инициативе жены или по взаимному согласию. Развод по желанию жены назывался «оставлением» и она должна была обосновать свое решение. Последствием развода было возвращение приданого, за исключением, тех случаев, когда развод вызывался неверностью жены. В случае промедления с возвратом приданого муж обязан был платить штраф.

 

Отношения отцов и детей.

Производя детей, гражданин выполнял свой долг перед родом и семьей, ибо дети продолжали род и принимали на себя культовые обязанности по отношению к предкам, принося им жертвы, отдавая подобающее умершим, поддерживая и сохраняя семейные традиции. Рождение ребенка был семейным праздником. Дома украшали оливковыми ветвями, если в доме родился мальчик, и шерстяными нитками, если рождалась девочка. Младенца купали в воде, в которую вливали вино. Если отец признавал ребенка, то на пятый или на седьмой день после родов устраивали семейный праздник «амфидромию». Женщины, помогавшие роженице, мыли себе руки в знак очищения, затем было пиршество, на которое собирались родственники и друзья семейства, причем обычно ребенку дарили подарки: игрушки или маленькие украшения, вешавшиеся ему на шею. Отец поднимал ребенка с земли в знак признания и быстро обносил вокруг домашнего очага. Но в течение нескольких первых дней после рождения отец также имел право не признать ребенка, если только он сомневался в его законности. Он имел право отказаться от него, даже если и считал его своим, иногда такое случалось, особенно когда дело шло о девочках. В Спарте участь ребенка определял не отец, а старейшины города. Сразу после рождения ребенка представляли на совет старейшин, которые и решали: достаточно ли он здоров и крепок, чтобы его можно было воспитывать и готовить к гражданской жизни, или предпочтительней сразу же умертвить. Молодые спартанцы должны были почитать и слушаться не только собственных отцов, но заботиться и обо всех пожилых людях; при встречах уступать им дорогу, вставать, освобождая место, а также не поднимать шум в их присутствии. Если кто-нибудь наказывал мальчика, и он рассказывал об этом своему отцу, то, услышав жалобу, отец счел бы для себя позором не наказать мальчика вторично. Спартанцы доверяли друг другу и считали, что никто из верных отеческим законам не прикажет детям ничего дурного. Спартанское законодательство не допускало деления клеров между наследниками. Наследником земли, очевидно, считался только старший сын. Содержание младших сыновей, скорее всего, было обязанностью сначала отца, а после его смерти - старшего брата.[4]

Заключение

Таким образом, семейная жизнь и отношения в семье играли значимую роль в Спартанском обществе. Цель брака заключалась, прежде всего, в обеспечении непрерывности рода. Обязанность детей состояла в том, чтобы почитать и повиноваться своим родителям. Спарта была единственным в своем роде военизировано-спортивным государственным образованием где дети находились в безраздельной собственности государства. Сразу после рождения они подвергались тщательного досмотру. Слабых и увечных сбрасывали в пропасть с Тайгетской скалы. Здоровые дети возвращались родителям, которые воспитывали их до 6 лет. После шести дети отбирались у родителей в пользу государства. Система обучения отличалась жестокостью, отсутствием привилегий из-за происхождения и продолжительностью – это некоторые из наиболее важных особенностей. Молодые спартанцы должны были почитать и слушаться не только собственных отцов, но заботиться и обо всех пожилых людях; при встречах уступать им дорогу, вставать, освобождая место, а также не поднимать шум в их присутствии. Таким образом, каждый в Спарте распоряжался не только своими детьми, рабами, имуществом, как это было в других государствах, но имел также права и на собственность соседей. Это делалось для того, чтобы люди действовали сообща и относились к чужим делам, как к своим собственным. Все было подчинено одной цели – увеличению и способствованию процветания (если это слово можно применить к Спарте) государства.

 

Проверила:

кандидат исторических наук

доцент кафедры

зарубежной истории

Кармазина О.В.

Воронеж 2021

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………... 3-4

Глава I. Брак и семейные отношения в спартанском обществе…………………………….……………………………………….. 4-8

§ 1.1. Брачная церемония и особенности семейных отношений в Спарте………..………………..………..……….…………………………….4-5

§ 1.2. Процесс развода в Спарте………………………………………………5

§ 1.3. Отношения отцов и детей…………………………………..................6

§ 1.4. Положение женщин в спартанском обществе ………………………7-8

Глава II. Процесс воспитания и его особенности в спартанском обществе……………………………………………………………………... 8-11

§ 1.1. Система воспитания и обучения, ее законодательная база (общие сведения)…………………………………………………. ………………….8-9

§ 1.2. Воспитание и обучение мальчиков…………………………………..10-11

§ 1.3. Воспитание и обучение девочек………………………………………11

Заключение ……………………………………………………………….......12

Библиографический список ………………………..………………………12

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования.

Как известно одной из крупнейших и древнейших держав Древнего Мира была древнегреческая, обладавшая развитой культурой. Важную роль в жизни древнегреческого общества играл процесс воспитания детей и институт семьи, так как семья являлась прочной основой государства. Особенно важным становление института семьи было для греческих полисов в период их образования. Основа полиса – это свободные граждане, являющиеся носителями гражданских прав, а также главным элементом роста военной силы государства. В процессе развития полиса, встал вопрос о развитии семейных отношений. Именно семья стала для полиса залогом будущего существования: она являлась как гарантом обеспечения военных сил, так и залогом экономического развития. Также семья играла немалую роль в религиозно-эстетическом развитии полиса. Семейные отношения чтили и законодательно оберегали. Во многих полисах существовали свои особенности в процессе воспитания и семейных взаимоотношений. Наибольшую известность среди всех греческих городов-государств по особенностям этих процессов занимала Спарта.

Цель исследования.

Изучить и характерные особенности семейных отношений и воспитания детей в Спарте.

Какие особенности семейных отношений были присущи Спарте?

В чем состояли особенности воспитания молодых людей и девушек в Спарте?

Характеристика источников:

Плутарх (ок. 46 – ок. 127) – греческий писатель и философ. Упоминания об отношениях к женщинам и воспитанию детей в Спарте мы находим в его «Сравнительных жизнеописаниях». Описывает установленные Ликургом законы. Самая важная черта, которая отличает биографию Ликурга у Плутарха от всех более ранних версий, заключается в том, что, согласно Плутарху, законотворчество Ликурга носило всеобъемлющий характер и затронуло все сферы жизни спартанцев. У Плутарха Ликург - не только автор Большой Ретры, он является также изобретателем сисситий и знаменитой системы спартанского воспитания. Он же, согласно Плутарху, разделил всю завоеванную землю на клеры.[1]

Почти полностью применимы и могут рассматриваться как источник по отношению к Спарте Гортинские законы – свод законов на древнедорийском диалекте в виде надписей на каменной стене на острове Крит, датируемые V веком до н.э. По легенде Ликург специально отправился на Крит и изучал там местное законодательство. Затем на его основе он создал спартанские законы.[2]

Еще одним важным источником служит «Политика» Аристотеля (384 г. до н.э., Стагира, Фракия — 322 год до н. э., Халкида, остров Эвбея) — древнегреческий философ, ученик Платона. В 4 томе рассуждает о процессе воспитания в Спарте. С одной стороны он воздает похвалу спартанскому подходу, с другой говорит о том, что уклон только в военную составляющую губителен для общества.[3]

 

Глава I. Брак и семейные отношения в спартанском обществе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.213.209 (0.017 с.)