Понятие КПЗС. Субъекты конституционно-правовых отношений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие КПЗС. Субъекты конституционно-правовых отношений.



Саратов 2021

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Понятие конституционного права зарубежных стран. Субъекты конституционно-правовых отношений.

2. Источники конституционного права в зарубежных странах.

3. Понятие и сущность, структура конституций зарубежных стран.

4. Виды конституций, порядок их принятия и изменения.

5. Характерные черты и особенности конституций государств Запада, принятых после 1945 г.

6. Конституции развивающихся стран: общая характеристика.

7. Понятие, органы и виды конституционного контроля.

8. Конституционно-правовой статус политических партий.

9. Партийные системы и их виды.

10. Гражданство в зарубежных странах, порядок его приобретения и утраты.

11. Понятие и характерные черты конституционных прав и свобод. Их классификация по различным основаниям.

12. Основные личные права и свободы. Общая характеристика.

13. Основные политические права и свободы. Общая характеристика.

14. Основные социальные, экономические права и свободы. Общая характеристика.

15. Гарантии прав и свобод. Основы судебной защиты.

16. Понятие и элементы формы государства. Многообразие форм современных государств.

17. Понятие и классификация форм правления.

18. Монархия: понятие и виды.

19. Президентская республика. Характерные черты.

20. Парламентарные формы правления (парламентарная монархия и республика).

21. Унитарное государство: понятие и признаки.

22. Федерация: понятие, признаки, характерные черты.

23. Автономия в зарубежных странах.

24. Демократический политический режим: характерные черты.

25. Авторитарный политический режим: характерные черты и виды.

26. Тоталитарный режим. Фашизм: сущность, причины появления.

27. Понятие и принципы избирательного права.

28. Избирательный процесс, его основные стадии.

29. Мажоритарные избирательные системы. Понятие, виды, практика применения.

30. Пропорциональная избирательная система. Виды ограничения принципа пропорционализма.

31. Референдум в зарубежных странах: понятие, виды, практика применения.

32. Президент: правовое положение в республиках с различными формами правления.

33. Парламент: порядок формирования, структура, полномочия.

34. Правовое положение депутата парламента.

35. Законодательная процедура в парламентах зарубежных стран.

36. Порядок формирования и полномочия правительства. Институт парламентской ответственности правительства.

37. Характерные черты Конституции США 1787 г.

38. Основы правового статуса личности в США.

39. Конгресс США: структура, полномочия.

40. Президент США: порядок выборов, полномочия, подчиненный ему аппарат управления.

41. Верховный суд США.

42. Особенности партийной системы США.

43. Особенности американского федерализма.

44. Конституция и правовая система Великобритании.

45. Монарх Великобритании: конституционно-правовой статус.

46. Парламент Великобритании: структура, полномочия.

47. Правительство Великобритании: порядок формирования и правовой статус.

48. Партийная система Великобритании.

49. Конституция Франции 1958 г.: общая характеристика.

50. Парламент Франции.

51. Статус Президента и исполнительной власти во Франции.

52. Конституционный совет Франции.

53. Конституционный статус человека и гражданина во Франции.

54. Основной закон ФРГ 1949 г.

55. Партийная система и основные политические партии ФРГ.

56. Характерные черты германского федерализма.

57. Парламент ФРГ: полномочия и внутренняя организация палат.

58. Правовой статус Правительства ФРГ и Президента ФРГ.

59. Конституция Италии 1947 г.: общая характеристика.

60. Парламент Италии: структура, полномочия.

61. Правительство Италии: порядок формирования и полномочия. Президент Италии.

62. Партийная система Италии.

63. Конституция Японии 1946 г.

64. Монарх Японии: юридические и фактические полномочия, политическая роль.

65. Партийная система и основные политические партии Японии.

66. Парламент Японии: структура, полномочия.

67. Правительство Японии: порядок формирования и полномочия.

68. Конституция КНР 1982 г.: общая характеристика.

69. Политические партии и общественные объединения КНР.

70. Система высших органов государственной власти и управления КНР.

Источники КП в ЗС

Источники КП –это внешняя форма выражения общих правил поведения, регулирующая отношения конституционного характера.

Источник КП в ЗС- установ. Гос-вом способы закрепления и сущ-я конст-правовых норм.

Источники КП в ЗС:НПА, Правовые(суд.прецеденты), конст.обычаи, нормативные договоры.

НПА: высшей юридической силой обладает Конституция.

Законы- это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодат власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий наибольшей после К. юр.силой и регулирующий соц.значимые общ.отнош.;

Законы: Конституционные(доп.К.);органические(принимаются в услож порядке на основе отсылочных норм –Испания,Франция); обычные(регулируют менее важные общ отнош по сравнению с конституционными.); чрезвычайные(позволяют приостановить действия отдельных конст норм на опр срок)

Подзаконные акты(указы, декреты главы гос-ва, постановления правительства)

Нормативные договоры (международные и внутригос-венные)

Судебный прецедент- это образцовое правило поведения, выработанное высшими судебными органами, официально опубликованное и являющееся обязательным при рассмотрении аналогичных дел, как для участников спора, так и для нижестоящих судов(Великобритания, США, Канада).

В англосаксонских странах распространен Правовой обычай-это сложившееся в практике правила поведения субъектов права, применяемый в течение длительного времени. (устный хар-р, одобряется гос-вом, является обязательным, применяется в случае пробелов в законодательстве).

Конст.правовой обычай-устный характер, обязательный, направл. на регулирование общ.отн-й(премьер министр Англии).

Нормативные решения органов конституционной юстиции(конст судов, верховных судов). Они дают официальное толкование основного закона и признают оспариваемые законы соот или несоот К.

Другие НПА(регламенты, акты глав государств глав гос-ва, правительства);

Религиозные источники(в ряде мусульманских стран- Коран заменяет К. или стоит выше её).

Монархия: понятие и виды

Монархия-это форма правления, при которой гос власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы гос-ва – МОНАРХА(король, царь, султан)

Власть монарха считается непроизводной от какой либо другой власти или избирателей. Сам монарх считается источником гос.власти. (Великобритания, Манако,Япония).

Признаки:

-Власть монарха наследственна и передается в установленном по закону порядке.

-Власть монарха не ограничена сроком полномочий

-Монарх обладает внешними атрибутами власти, имеет право на трон,мантию, корону, скипетр, державу.

-Монарх не несет от-ти перед народом.

Монархия делится:

Неограниченные(абсолютные) и ограниченные(конституционные).

Ограниченная (Вся власть ограничена нормами К., имеется выборный законодательный орган-парламент и формально независимые суды.):

-дуалистическая(переходная форма правления. Власть разделена между монархом и парламентом. Монарх сосредотачивает в руках всю исполнительную власть. Формирует правительство, ответственное перед ним, а не перед парламентом, а законодательная власть принадлежит-парламенту. У монарха есть широкие полномочия налагать абсолютное вето на парламентские законы.) (Япония с 19в по 1945)

-парламентарная(права монарха ограничены во всех сферах осуществления гос.власти. Реальными полномочиями по осуществлению гос управления, проведению самостоятельной внешней и внутренней политике он не обладает. Монарх номинально выполняет свои ф-ции; правительство ответственно перед парламентом к которому принадлежит верховенство среди других органов гос-ва. Монарх самостоятельно практически не осуществляет сохраненные за ним полномочия, все его акты нуждаются в одобрении правительства. Исполнительная власть у правительства, которое формирует лидер парламентского большинства)(Бельгия, Испания)

-выборная(Содержит элементы и монархии и республики)(Малазия, монарх избирается на 5 лет).

(Все это зависит от степени ограничений власти монарха).

Абсолютная монархия:

Вся власть монарха ничем не ограничена. Отсутствует К., парламент, законы издаются монархом. Вся власть в руках одного человека (Объединенные Арабские Эмираты).

Верховный суд США.

В США 2-х уровневая судебная система, предполагающая наличие в каждом штате как федеральных судов, так и судов данного штата. Судебная система состоит из 3-х звеньев: районных, окружных судов и Верховного суда. Судьи назначаются президентом с одобрения сената.

Состав:

Верховный суд состоит из 9 судей, которые назначаются президентом пожизненно с совета и согласия сената. Они могут быть смещены с должности только при применении импичмента.

Компетенция:

Верховный суд рассматривает дела без вызова свидетелей и сторон, изучает письменные доказательства. Верховный суд является высшей апелляционной инстанцией. В качестве суда 1 инстанции рассматривает споры между 2 и более штатами, по делам одного штата против граждан другого штата или иностранцев. ВС имеет право оценивать акты, принятые Конгрессом на предмет соответствия Конституции, приостанавливать их действие, объявлять их неконституционными.

Судебная система США состоит из 3-4 инстанций:

-низовые суды (мировые, полицейские суды)

-суды 1 инстанции (суды округов, городов)

-апелляционные суды

-высшие(верховные) суды штата

+специальные суды штата(дела о наследстве, семейные, опека)

Парламент Франции

Высшим представительным и законодательным органов Франции является двухпалатный парламент.

Нижняя палата(Национальное собрание) (577 депутатов, избираемых на 5 лет, всеобщим прямым голосованием.)

Верхняя палата(Сенат) представляет интересы территориальных коллективов. Члены сената избираются сроком на 9 лет путем косвенных выборов. Сенат представляет интересы территориальных коллективов, обновляясь каждые 3 года на 1/3.

Палаты фактически обладают одинаковой компетенции, различия касаются лишь законодательного процесса, а также сферы парламентского контроля. Глава гос-ва может распустить только нижнюю палату, сенат распустить -нельзя. Председатель сената

избирается после каждого обновления состава палаты. В случае, когда пост президента становится вакантным, то председатель сената становится временным президентом. В палатах образуются парламентские фракции, постоянные и временные комиссии. Депутаты не могут занимать гос должности, они получают вознаграждение и иммунитет.

Статус Президента Франции.

К. 1958 установила республиканскую форму правления, которой хар-ны смешанные черты президентской и парламентской формы правления.

Глава гос-ва-Президент. Избирается без участия парламента, правительство назначается Президентом и несет от-ть перед нижней палатой. С 2017 –Макрон

Полномочия президента могут прекратиться досрочно в случае признания его виновным в совершении гос измены или любого тяжкого преступления, а также добровольной отставки. В этом случае полномочия осущ председатель верхней палаты-сената. Обвинение Президенту может быть предъявлено двумя палатами парламента абсолютным большинством голосов, после чего дело рассматривает специальный Высокий суд правосудия.

Президент вправе распустить нижнюю палату парламента после с консультацией с премьер министром. Президент является главой республики, верховным главнокомандующим, широкие полномочия по управлению гос-вом, издает важнейшие законы и декреты. Назначает премьер-министра и других членов правительства, принимает их отставку.

Правительство является коллегиальным органом. К исполнительной власти относится администрация, полиция, органы нац безопасности, вооруженные силы. Правительство формирует Президент, оно несет парламентскую от-ть перед нижней палатой. Правительство именуется – Совет министров, а во главе- Президент. Акты правительства подписывает президент.

Основной закон ФРГ 1949

ФРГ была создана в 1949. В разработке К. предшествовало поражение фашисткой германии и ее раскол на 2 немецких гос-ва. Документ назывался не К., а Основной закон.

Зоной действия К. были все западно-германские земли, за исключением Берлина (регулировался соглашением победительниц-СССР,Великобритарния,Фрация,США).

Основной закон содержит: преамбулу, 14 разделов и 146 статей.

После объединения ФРГ и ГДР в 1990 Основной закон стал действовать на всей немецкой территории.

Основной закон уделяет большое внимание личным гражданским правам. Специально фиксируется право на человеческое достоинство. Допускается ограничение прав и свобод граждан.

По форме правления Германия- парламентская республика, с сильными позициями главы правительства-канцлера. В К. могут быть внесены поправки при одобрении 2/3 верхней и нижней палаты федерального парламента.

Партийная система Италии.

В Италии-многопартийная политическая система. Существует право на объединение в политические организации. Это закреплено в Конституции Италии (ст.49). «Все граждане имеют право свободно объединяться в партии, чтобы демократическим путем содействовать определению национальной политики».

В настоящее время в Италии действует более 50 политических партий. Отсутствие правоцентристской организации, государственное финансирование партий, запрет на пропаганду фашизма и деятельности фашистских организаций.

С 1996 года у власти левоцентристская политическая партия «Олива», которая сформировалась из реформистского крыла Итальянской коммунистической партии левых сил. Партия отвергала марксизм–ленинизм и проповедовала социал-демократические ценности. Лидеры самой многочисленной партии доминировали в коалиционном правительстве в 1996-2001 годах. Это была правящая партия с 2006 по 2008 год. С 2008 года Демократическая партия проходит процесс реформирования. В марте 2018 года левоцентристский блок получил около 25% голосов и ушел в оппозицию. Левые демократы по части вопросов социальной сферы блокируются с Партией коммунистического преобразования.

Социалистическая партия имеет сейчас слабые позиции. Христианско-демократическая партия в настоящее время так же не имеет большого веса в обществе. Это была буржуазная по своему составу партия, имевшая тесные связи с крупным капиталом, католической церковью, зарубежными банками. В 1994 году на ее базе возникла Народная партия.

Еще одна крупная политическая сила-партия «Вперед, Италия» Она не имеет четкой политической программы и устойчивой социальной базы. Лидер партии Сильвио Берлускони. На выборах 4 марта 2018 года Правоцентристский блок, объединивший партии: «Лига Севера»,«Мы с Италией»,«Братья Италии» получил 37% голосов. Получен шанс доминировать в парламенте и правительстве. В 2012 году образовано популистское движение «Пять звезд» под руководством итальянского комика Беппе Грилло. С 2017 года лидером движения стал Луиджи ди Майо. Движение действует за дебюрократизацию и деолигархизацию Италии, борется с коррупцией и преступностью. Оно противопоставляет себя старым правым и левым партиям. Выступают против режима жесткой экономии бюджета и европейского валютного союза.

Так же существует множество мелкобуржуазных партий: Республиканская,Тиррольская,Социал-Демократическая,Либеральная,«Лига Севера». Существенно выделяется Транснациональная радикальная партия, не имеющая четкой политической ориентации и допускающая двойное партийное членство.

В Италии созданы предпосылки для создания двухпартийной политической системы на основе конкуренции мощной правой и левоцентристской партии.

Конституция Японии 1946

Основой для изменения К.в 1946 -была Потсдамская декларация 1945, подписанная США,СССР, Великобританией, Китаем.

Текст К. готовился с привлечением американских специалистов.

Является одной из самых стабильных К. в мире. Более чем за 50 лет в нее не было внесено ни одного изменения. Носит явно выраженный мирный характер.

Содержит специальную главу- отказ от войны.

К. напрямую запрещает создавать сухопутные, военно-морские и военно-воздушные силы, а также другие средства войны. В Японии вооруженные силы-это корпус обороны. (1% бюджета).

В состав правительства должны входить ТОЛЬКО гражданские лица.

Состоит из:

Преамбулы, 11 глав, 103 статей.

-Которые регулируют статусы императора, отказ от войны, права и обязанности народа, правовой статус парламента, кабинета министров, судебной власти, гос финансы, МСУ, процедуру изменения К.

Она провозглашает впервые в Японской истории принцип -народного суверенитета, верховенство парламента, выборность обеих палат.

Япония- это конституционная парламентарная монархия, где власть императора сведена до минимума, он лишь символ нации. Парламент- высший и единственный законодательный орган.

Правительство формируется при решающей роли парламента и несет перед ним от-ть. Япония- унитарное гос-во с широкой местной автономией административно-территориальных единиц. К. содержит- широкий перечень прав и свобод, упразднила привилегированные сословия, принцип равенства, недопустимость дискриминации, любые награды действуют только при жизни лица. Равноправие полов, брак только по взаимному согласию. Верховный- орган конституционного контроля. По способу изменения: «жесткая» К. Изменения по инициативе парламента, одобрение поправок 2/3 общего числа двух палат.

Ратификация на референдуме, либо новым составом парламента после выборов.

Саратов 2021

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Понятие конституционного права зарубежных стран. Субъекты конституционно-правовых отношений.

2. Источники конституционного права в зарубежных странах.

3. Понятие и сущность, структура конституций зарубежных стран.

4. Виды конституций, порядок их принятия и изменения.

5. Характерные черты и особенности конституций государств Запада, принятых после 1945 г.

6. Конституции развивающихся стран: общая характеристика.

7. Понятие, органы и виды конституционного контроля.

8. Конституционно-правовой статус политических партий.

9. Партийные системы и их виды.

10. Гражданство в зарубежных странах, порядок его приобретения и утраты.

11. Понятие и характерные черты конституционных прав и свобод. Их классификация по различным основаниям.

12. Основные личные права и свободы. Общая характеристика.

13. Основные политические права и свободы. Общая характеристика.

14. Основные социальные, экономические права и свободы. Общая характеристика.

15. Гарантии прав и свобод. Основы судебной защиты.

16. Понятие и элементы формы государства. Многообразие форм современных государств.

17. Понятие и классификация форм правления.

18. Монархия: понятие и виды.

19. Президентская республика. Характерные черты.

20. Парламентарные формы правления (парламентарная монархия и республика).

21. Унитарное государство: понятие и признаки.

22. Федерация: понятие, признаки, характерные черты.

23. Автономия в зарубежных странах.

24. Демократический политический режим: характерные черты.

25. Авторитарный политический режим: характерные черты и виды.

26. Тоталитарный режим. Фашизм: сущность, причины появления.

27. Понятие и принципы избирательного права.

28. Избирательный процесс, его основные стадии.

29. Мажоритарные избирательные системы. Понятие, виды, практика применения.

30. Пропорциональная избирательная система. Виды ограничения принципа пропорционализма.

31. Референдум в зарубежных странах: понятие, виды, практика применения.

32. Президент: правовое положение в республиках с различными формами правления.

33. Парламент: порядок формирования, структура, полномочия.

34. Правовое положение депутата парламента.

35. Законодательная процедура в парламентах зарубежных стран.

36. Порядок формирования и полномочия правительства. Институт парламентской ответственности правительства.

37. Характерные черты Конституции США 1787 г.

38. Основы правового статуса личности в США.

39. Конгресс США: структура, полномочия.

40. Президент США: порядок выборов, полномочия, подчиненный ему аппарат управления.

41. Верховный суд США.

42. Особенности партийной системы США.

43. Особенности американского федерализма.

44. Конституция и правовая система Великобритании.

45. Монарх Великобритании: конституционно-правовой статус.

46. Парламент Великобритании: структура, полномочия.

47. Правительство Великобритании: порядок формирования и правовой статус.

48. Партийная система Великобритании.

49. Конституция Франции 1958 г.: общая характеристика.

50. Парламент Франции.

51. Статус Президента и исполнительной власти во Франции.

52. Конституционный совет Франции.

53. Конституционный статус человека и гражданина во Франции.

54. Основной закон ФРГ 1949 г.

55. Партийная система и основные политические партии ФРГ.

56. Характерные черты германского федерализма.

57. Парламент ФРГ: полномочия и внутренняя организация палат.

58. Правовой статус Правительства ФРГ и Президента ФРГ.

59. Конституция Италии 1947 г.: общая характеристика.

60. Парламент Италии: структура, полномочия.

61. Правительство Италии: порядок формирования и полномочия. Президент Италии.

62. Партийная система Италии.

63. Конституция Японии 1946 г.

64. Монарх Японии: юридические и фактические полномочия, политическая роль.

65. Партийная система и основные политические партии Японии.

66. Парламент Японии: структура, полномочия.

67. Правительство Японии: порядок формирования и полномочия.

68. Конституция КНР 1982 г.: общая характеристика.

69. Политические партии и общественные объединения КНР.

70. Система высших органов государственной власти и управления КНР.

Понятие КПЗС. Субъекты конституционно-правовых отношений.

КПЗС можно рассматривать как науку и учебную дисциплину.

КПЗС-имеет политико-правовое значение как наука, позволяющая изучить определенный уровень общественных отношений в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизни общества. Данная наука системно изучает важнейшие политические отношения и институты, выраженные преимущественно правовой форме.

Существует КП определенной страны. Следовательно, при употреблении термина КПЗС речь идет о науке КП, а также как об учебной дисциплине.

КПЗС – отрасль юридической науки (не права) предметом которой является комплексное и сравнительное изучение КП различных государств.

Субъекты конституционно-правовых отношений.

КПЗС принято делить на общую и особенную часть.

Общая-целостное представление о понятиях, принципах, институтах, соц экономическом, политическом, территориальном устройстве.

Особенная-анализ опыта отдельных стран с учетом многообразных форм полит. устр-ва и специфики законодательства.

Субъекты КП можно подразделить на 4 большие группы:

1)физические лица

Граждане(подданные);иностранные граждане; лица с двойным или множественным гражданством (бипатриды);лица без гражданства(апатриды)

2)государственные образования

Государство в целом(при конституировании своей национальной государственности); составные части государства(субъекты федерации, территориальные административные единицы, автономные образования)

3)органы государства

Центральные органы государственной власти (парламент, глава государства, правительство,конституционный суд); региональные органы власти, органы государственной власти субъекта федерации; государственные органы МСУ.

4)негосударственные объединения.

Общности людей(этнические группы);органы МСУ и управления;ассоциации граждан и коллективы публичного характера.

Источники КП в ЗС

Источники КП –это внешняя форма выражения общих правил поведения, регулирующая отношения конституционного характера.

Источник КП в ЗС- установ. Гос-вом способы закрепления и сущ-я конст-правовых норм.

Источники КП в ЗС:НПА, Правовые(суд.прецеденты), конст.обычаи, нормативные договоры.

НПА: высшей юридической силой обладает Конституция.

Законы- это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодат власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий наибольшей после К. юр.силой и регулирующий соц.значимые общ.отнош.;

Законы: Конституционные(доп.К.);органические(принимаются в услож порядке на основе отсылочных норм –Испания,Франция); обычные(регулируют менее важные общ отнош по сравнению с конституционными.); чрезвычайные(позволяют приостановить действия отдельных конст норм на опр срок)

Подзаконные акты(указы, декреты главы гос-ва, постановления правительства)

Нормативные договоры (международные и внутригос-венные)

Судебный прецедент- это образцовое правило поведения, выработанное высшими судебными органами, официально опубликованное и являющееся обязательным при рассмотрении аналогичных дел, как для участников спора, так и для нижестоящих судов(Великобритания, США, Канада).

В англосаксонских странах распространен Правовой обычай-это сложившееся в практике правила поведения субъектов права, применяемый в течение длительного времени. (устный хар-р, одобряется гос-вом, является обязательным, применяется в случае пробелов в законодательстве).

Конст.правовой обычай-устный характер, обязательный, направл. на регулирование общ.отн-й(премьер министр Англии).

Нормативные решения органов конституционной юстиции(конст судов, верховных судов). Они дают официальное толкование основного закона и признают оспариваемые законы соот или несоот К.

Другие НПА(регламенты, акты глав государств глав гос-ва, правительства);

Религиозные источники(в ряде мусульманских стран- Коран заменяет К. или стоит выше её).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 31; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.82.79 (0.147 с.)