Внешняя политика Екатерины 2. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внешняя политика Екатерины 2.



Задача: Борьба за выход к чёрному морю и обеспечение безопасности южных границ.

Способы решения: Русско-турецкая война (1768 - 1774г.):

1769г. - военные действия на Балканах, Кавказе, в причерноморских степях, победы русских.

1770г. - крупная победа русских (П.А. Румянцев) у реки Ларги; разгром турок у реки Кагул.

26 июня 1770г. - Чесменское сражение (А.Г. Орлов, Г.А. Спиридов, С.К. Грейг) - разгром турецкого флота.

Результаты: 10 июля 1774г. - Кючук-Кайнарджийский мирный договор:

Россия получила: причерноморские земли между Днепром и Бугом; право строительства флота на Чёрном море; контрибуцию от Турции в размере 4,5 млн рублей; независимость Крымского ханства от Османской империи.

Задача: Включение причерноморских степей в хозяйственную зону России.

Способы решения: 1783г. - отречение от престола крымского хана Шагин-Гирея.

1783г. - по просьбе царя Картли-Кахетии Ираклия 2 между Россией и Картли-Кахетинским царством заключён трактат.

Результаты: Крым присоединён к России, начало строительства новых городов.

1787г. - поездка Екатерины 2 в Крым.

24 июля 1783г. - Георгиевский трактат: переход Восточной Грузии под протекторат России.

Задача: Осуществление «греческого проекта»: восстановление Византии, создание Дакии - государства из Валахии, Бессарабии и Молдавии.

Способы решения: Русско-турецкая война (1787-1791г.):

1787г. - разгром турецкого десанта у крепости Кинбурн (А.В. суворов);

1788г. - взятие крепости Очаков;

1789г. - поражение турок под Фокшанами и на реке Рымник (А.В. Суворов);

Декабрь 1790г. - падение крепости Измаил (А.В. Суворов);

1790г. - разгром турецкого флота около острова Тендра и в 1791г. у мыса Калиакрия (Ф.Ф. Ушаков).

Результаты: 29 декабря 1791г. - Ясский мирный договор:

Подтверждение присоединения к России Крыма и протектората России над Восточной Грузией;

Получение Россией земель между Днестром и Южным Бугом;

Вывод русских войск из Молдавии, Валахии, Бессарабии.

Задача: укрепление безопасности северо-западной границы России

Способы решения: русско-шведская война (1788-1790г.).

Результаты: 3 августа 1790г. - Верельский мирный договор:

Подтверждены условия Ништадтского и Абоского договоров. Шведы получили право беспошлинной закупки хлеба и пеньки в прибалтийских портах.

Задача: воссоединение Белоруссии и Украины, возвращение в состав Россиии украинских и белорусских земель.

Способы решения: 1772г. - первый раздел Речи Посполитой (участвуют Россия, Австрия, Пруссия).

1793г. - второй раздел Речи Посполитой (участвуют Россия, Пруссия).

1795г. - третий раздел Речи Посполитой (участвуют Россия, Австрия, Пруссия).

Результаты: России отошли Восточная Белоруссия и часть Ливонии. России отошли центральные белорусские земли с Минском и Правобережная Украина. России отошли Западная Волынь, Западная Белоруссия, Литва, Курляндия.

Задача: борьба с революционной Францией.

Способы решения: поддержка Екатериной 2 французских монархистов. Финансирование военных приготовлений против Франции.

1793г. - участие России в морской блокаде Франции.

1795г. - союз с Англией и Австрией. Цель: совместная борьба с Французской революцией.

Результаты: противодействие Французской революции (1789-1799г.).

 

Культура России в 18в.

Характерные черты: утверждение рационалистического мировоззрения. Расширение связей с культурой других стран. Победа светского направления в искусстве. Становление светской школы и науки. Сословный характер культуры.

Образование: возникновение гарнизонных школ - преемниц цифирных.

1755г. - открытие Московского университета (3 факультета: философский, юридический, медицинский).

1757г. - учреждение российской Академии художеств, имевшей отделения живописи, скульптуры и архитектуры.

Открытие специальных учебных заведений:

1764г. - училище при академии художеств;

1764г. - воспитательный дом в Москве.

1770г. - воспитательный дом в Санкт-Петербурге.

1772г. - Коммерческое училище в Москве.

Дети дворян обучались в шляхетских корпусах.

1764г. - для дочерей дворян был основан Институт благородных девиц при Воскресенском монастыре в Санкт-Петербурге (в обиходе его называли Смольным).

Массовость образование приобрело с созданием в 1786г. системы двухклассных училищ в уездах и четырёхклассных - в губернских городах.

Выходили 2 газеты: «Санкт-петербургские ведомости» и «Московские ведомости», с 60-х г. появились отраслевые журналы (экономические, сатирические «Трутень», «Пустомеля», «Живописец» (издавал Н.И. Новиков), «Всякая всячина» (издавала Екатерина П.), агрономические и др.).

Научные знания: во главе научных изысканий стояла Академия наук (президент - Е.Р. Дашкова).

М.В. Ломоносов - создал первую в России химическую лабораторию, положил начало новой науке - физической химии, сформулировал принцип сохранения материи и движения, открыл фабрику цветного стекла, разработал эфирную теорию электрического поля, доказал существование у Венеры атмосферы, указал на электрическую природу северного сияния, положил начало метеорологии, разработал оригинальные приборы для изучения химии, астрономии, метеорологии, заложил основы русского литературного языка 18в.

Д.И. Виноградов - создатель отечественного фарфора.

Историк Г.З. Байер - высказал мнение о скандинавском происхождении Рюрика.

Историк Г.Ф. Миллер - участвовал в академической экспедиции по Сибири, выдвинул тезис о завоевании Руси варягами и о создании ими Российского государства.

В.Н. Татищев - написал «Историю Российскую с древнейших времён».

Крупные исторические сочинения были созданы князем М.М. Щербатовым и

И.Н. Болтиным, 20 томов исторических документов опубликовал в своей «Древней Российской Вивлиофике» Н.И. Новиков.

60-80-е г. - были организованы академические экспедиции И.И. Лепёхина, П.С. Палласа, В.Ф. Зуева, которые собрали огромный материал по географии, геологии, ботанике, зоологии, астрономии, этнографии. Под руководством Лепёхина началась работа по составлению первого толкового словаря.

Механик-самоучка И.И. Ползунов построил на Алтае первую в России паровую машину.

И.П. Кулибин разработал проект арочного моста через Неву, изобрёл оптический телеграф и прожектор, самокатку, «водоходное судно», лифт для Екатерины 2.

Литература: 50-80-е г. - характеризовались развитием классицизма, а затем Сентиментализма.

Классицизм - тема: события из древней истории, религиозные сюжеты.

Герои: аристократы, цари, полководцы, государственные деятели.

Жанры: Высокие - трагедия, ода, героическая поэма. Низкие - комедия, сатира, басня.

Сентиментализм - тема: жизнь простых людей, близость их к природе, показ картин семейной жизни.

Герои: простые люди (интерес к их внутреннему миру).

Жанры: повесть, роман в письмах, дневник, путевые заметки, драма.

Архитектура: Барокко - характерные черты: торжественная композиция здания; динамика архитектурных форм; различное сочетание колонн; активное использование декоративных рельефов; пышность; обилие лепнины, статуй в нишах.

Архитекторы (основные постройки): С.И. Чевакинский - (дворец П.Б. Шереметева на Фонтанке, Николо-Богоявленский Морской собор, склады Новой Голландии в Санкт-Петербурге).

Ф.Б. Растрелли - (Строгановский дворец, Смольный собор, ансамбль Зимнего дворца в Санкт-Петербурге).

Классицизм - характерные черты: симметричность композиции; гармония пропорций; геометрически правильные планы зданий; ориентация на античную архитектуру (колонны, портики, фронтоны).

Архитекторы (основные постройки):

А. Ринальди (Мраморный дворец в Санкт-Петербурге, Гатчинский дворец).

Ж.Б. Валлен-Деламот (Гостиный двор на Невском проспекте, Малый Эрмитаж в Санкт-Петербурге).

В.И. Баженов (здание старого Арсенала, проект Михайловского замка в Санкт-Петербурге, дом-дворец Пашкова в Москве).

И.Е. Старов (Таврический дворец, Троицкий собор Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге).

М.Ф. Казаков (Петровский дворец, Голицынская больница, здание Сената в Москве, здание Московского университета).

Д. Кваренги (Эрмитажный театр, Смольный институт, Конногвардейский манеж в Санкт-Петербурге, Александровский дворец в Царском Селе).

Живопись: Преобладающий жанр - портрет.

А.П. Антропов (коронационный портрет Петра 3, портрет А.В. Бутурлиной и др.).

И.П. Аргунов (парадные портреты семьи Шереметевых, портрет князя М.И. Лобанова-Ростовского и др.).

Ф.С. Рокотов (портреты великого князя Петра Фёдоровича, Д.Г. Левицкого, А.П. Струйской и др.).

Д.Г. Левицкий (портреты архитектора А.Ф. Кокоринова, Екатерины 2, П.А. Демидова, серия полотен, посвящённая воспитанницам Института благородных девиц и др.).

В.Л. Боровиковский (портреты семейных кланов Лопухиных, Толстых, Гагариных, портреты Екатерины 2 на прогулке, императора Павла 1 в костюме гроссмейстера Мальтийского ордена).

Получили развитие исторический (А.П. Лосенко), пейзажный (Ф.Я. Алексеев, С.Ф. щедрин) и бытовой (М. Шибанова, И.А. Ерменёв) жанры.

Скульптура:

Развитие всех видов скульптуры: рельеф, статуя, декоративно-монументальная, портретный бюст, станковые произведения.

К.Б. Растрелли (бюсты Петра 1 и А.Д. Меншикова, Анны Иоанновны с арапчонком.

Э.М. Фальконе («Медный всадник» в Санкт-Петербурге.).

Ф.И. Шубин (мраморные бюсты Г.А. Потёмкина, Н.В. Репина, В.Я. Чичагова, Павла 1, гипсовый бюст М.В. Ломоносова и др.).

М.И. Козловский (Екатерина 2 в образе Миневры, памятник А.В. Суворову в Санкт-Петербурге, Самсон, разрывающий пасть льва и др.).
Театр:

1756г. - рождение первого государственного общедоступного театра, которым руководил ярославский купец и «первый русский актёр» Ф.Г. Волков.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 321; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.116.20 (0.016 с.)