Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 1. Теоретическая частьСтр 1 из 4Следующая ⇒
Оглавление Введение. 3 Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.. 5 1.1. Что такое буллинг?. 5 1.2. Разновидности травли. 6 1.3. Социальная структура буллинга. 7 1.4. История изучения буллинга. 10 1.5. Причины и мотивы буллинга. 13 1.6. Способы борьбы с буллингом. 17 Глава 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.. 19 2.1. Организация и методы исследования. 19 2.2. Анализ полученных результатов. 20 Заключение. 29 Список использованной литературы и интернет-ресурсов. 30 Приложения. 31
Введение Актуальность темы. В последнее время в средствах массовой информации, особенно в Интернете, появляются сообщения о детской жестокости, выкладываются ролики об избиении и издевательствах над одноклассниками и физически более слабыми ребятами. Действительно, в подростковом возрасте у многих несовершеннолетних возникают трудности и конфликты с одноклассниками, сверстниками. Но в ряду разнообразных проблем особое место занимает буллинг – постоянная травля, запугивание. Подростковый возраст сам по себе является достаточно конфликтным, но подростковый буллинг – это не обычная ссора. Ссора – это конфликт двух сторон, когда два человека высказывают разную точку зрения или не соглашение с одной точкой зрения, вследствие чего возникает резкое ухудшение взаимоотношений между людьми. Буллинг – это систематические и продолжительные издевательства группы или одного человека над ребенком или взрослым. В явлении буллинга существует ряд проблем. Одна из них – чувство безнаказанности у агрессоров. Это чувство «стирает» нравственные границы и носит социально-опасный характер, поскольку агрессор делает всё, чтобы возникла блокировка обратной связи от «жертвы». Таким образом, намного сложнее узнать о проблеме буллинга от самой «жертвы». Очень важно не допустить переход обычных подростковых конфликтов в более опасную форму, такую как буллинг. Существует проблема последствий буллинга, которая складывается у «жертвы». Последствия могут нести психологический и физический характер. Например, потеря уверенности в себе, психологические отклонения, психосоматические заболевания. Буллинг может выступать причиной совершения самоубийства. Также существуют сложности в изучении данной темы. В теоретическом плане имеется сложность в связи с объяснением самого феномена. Мало изучены термины, такие как: конфликт, жертва, обидчик, агрессия и сама психология. Сложно выяснить особенности буллинга во всех его аспектах, так как объяснение буллинга не всегда учитывает возраст. Буллинг чаще всего встречается в подростковом возрасте, но это не означает, что взрослые люди не ощущают буллинга со стороны окружающих.
В 21 веке буллинг вышел на новую ступень эволюции – кибербуллинг – травля, происходящая в Интернете. Принимая во внимание то, что я указала актуальность и последствия рассматриваемой проблемы, мною были выдвинуты гипотеза, цель и задачи. Гипотеза исследования: проблема буллинга является актуальной среди подростков в учебных заведениях (школе). Цель исследования: изучить явление буллинга в подростковом обществе. Задачи исследования: 1) познакомиться с понятием «буллинг»; 2) изучить разновидности травли, её участников и историю изучения буллинга; 3) выявить причины и мотивы этого явления; 4) выяснить, какие существуют способы борьбы с буллингом; 5) провести анкетирование среди учащихся 8-9 классов: использовать опросник Д.Олвеуса «Буллинг», направленный на выявление распространенности и специфики буллинга в образовательной среде; 6) подготовить памятку на основе полученных данных. Объект исследования: учащиеся 8-9 классов. Предмет исследования: явление буллинга. Методы исследования: 1) сбор и изучение теоретического материала; 2) систематизация, обобщение и анализ собранной информации; 3) анкетирование учащихся школы и обработка результатов. Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении существующих понятий «буллинга», причин его появления среди подростков и методов борьбы с буллингом в подростковой среде. Практическая значимость. Полученные данные могут быть использованы для выявления причин и профилактики буллинга в подростковой среде образовательных организаций. Что такое буллинг? Практически в каждом классе есть дети, которые являются объектами насмешек, а иногда и открытых издевательств со стороны некоторых, а иногда и всех учеников класса. Однако именно в последние 30 лет психологи и педагоги бьют тревогу – настолько частым, жестоко проявляемым и приводящим к тяжелым последствиям становится это явление. Школьная травля стала еще более травматичной, циничной, жестокой из-за того, что ее сцены теперь легко записываются на видео и распространяются по школе или в Интернете. По данным зарубежных и отечественных психологов, буллинг – явление достаточно распространенное в школе. До 10% детей регулярно (раз в неделю и чаще) и 55% – эпизодически (время от времени) подвергаются издевательствам со стороны одноклассников, 26% матерей считают своих детей жертвами издевательств.
Что же это за явление такое, в котором учащегося называли раньше «белой вороной», «козлом отпущения», жертвой «школьной дедовщины», а теперь жертвой буллинга? Школьная травля, или буллинг (bullying – запугивать, травить, задирать, от анг. bully – хулиган, драчун, задира, грубиян) – это длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, не способного защитить себя в данной ситуации. Это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа таковых получает удовольствие, причиняя боль или насмехаясь, добиваясь покорности и уступок, завладевая имуществом более слабого. Пострадавшие склонны испытывать стыд и неуверенность в себе, но предпочитают не сообщать об издевательствах и унижениях. Буллинг может возникнуть по разным причинам: национальность, ориентация, положение в обществе, пол, раса, религия, возраст, вес и т.д. Особенно остро вопрос буллинга встает в подростковом возрасте, потому что, усвоив определенные паттерны поведения, например, поведение «жертвы», подросток может следовать им всю последующую жизнь. При этом негативно ситуация буллинга влияет не только на «жертв», но и на «агрессоров», так как если проявляемая агрессия оказывается эффективной, то она может закрепиться в качестве стиля поведения в будущем. Мотивацией к буллингу могут выступать чувство неприязни, нейтрализация соперника, восстановление справедливости, борьба за власть, подчинение лидеру, зависть, самоутверждение, месть, и даже удовлетворения садистских потребностей отдельных личностей. По данным исследования «Дети России Онлайн», в 2010 году примерно четверть (23%) российских подростков подвергалась физическому или психологическому насилию со стороны своих сверстников «лицом к лицу» или в Интернете. Примерно столько же подростков сознались, что сами обижали или оскорбляли других людей. Наиболее высокими эти показатели оказались в таких крупных мегаполисах, как Москва (27%) и Санкт-Петербург (35%). Для сравнения, в Европе дети в среднем гораздо реже признаются, что подвергались насилию со стороны сверстников, хотя в ряде стран эти показатели существенно выше, чем в России, например: в Эстонии – 44%, а в Румынии – 42%. В результате метаанализа 82 количественных исследований, шедших с 1996 по 2006 год, из которых 45 были проведены в Европе, 21 – в США, и 16 – в других странах, авторы рассчитали средние показатели распространенности: около 20% – агрессоры, 23% – жертвы, и 8% – хамелеоны. По результатам метаанализа 49% не принимали участие в буллинге. Таким образом, данные метаанализа за предыдущие годы схожи с полученной статистикой по России: примерно четверть детей подвергается буллингу офлайн или онлайн по всему миру.
Разновидности травли Физический буллинг – это умышленные толчки, удары, пинки, побои, нанесение иных телесных повреждений и другое физическое запугивание. Кибербуллинг – это нападения с целью нанесения психологического вреда, которые осуществляются через средства электронных технологий – электронную почту, сервисы мгновенных сообщений, в чатах, социальных сетях, на web-сайтах, а также посредством мобильной связи. Такое намеренное многократно повторяемое агрессивное поведение имеет целью навредить человеку и базируется на дисбалансе власти (физической силы, социального статуса в группе). Психологический буллинг – насилие, связанное с действием на психику, наносящее психологическую травму путём словесных оскорблений или угроз, преследование, запугивание, которыми умышленно причиняется эмоциональная неуверенность. К этой форме можно отнести: · вербальный буллинг, где орудием служит голос (обидное имя, с которым постоянно обращаются к жертве, обзывания, дразнение, распространение обидных слухов ит.д.); · обидные жесты или действия (например, плевки в жертву либо в её направлении); · запугивание (использование агрессивного языка тела и интонаций голоса для того, чтобы заставить жертву совершать или не совершать что-либо); · изоляция (жертва умышленно изолируется, выгоняется или игнорируется частью учеников или всем классом); · вымогательство (денег, еды, иных вещей, принуждение что-либо украсть); · повреждение и иные действия с имуществом (воровство, грабёж, прятанье личных вещей жертвы). Все эти виды буллинга могут быть отнесены к наиболее общей классификации его видов: · прямой буллинг – обидные жесты, унижение, оскорбление, преследование, вымогательство; · косвенный буллинг (его также называют социальной агрессией) – игнорирование, бойкот, исключение из отношений, манипуляции, намеренное распускание негативных слухов. Мальчики и девочки пользуются разными формами буллинга. Если мальчики чаще прибегают к физическому буллингу (пинки, толчки и т.п.), то девочки охотнее пользуются косвенными формами давления (распространение слухов, исключение из круга общения). Впрочем, эта разница относительна, и похоже, что она уменьшается.
Обычно все виды травли сопутствуют друг другу. Насмешки и издевательства могут продолжаться длительное время, вызывая у жертвы длительные травмирующие переживания. История изучения буллинга О буллинге заговорили только в начале 20-го века, в 1905 году К.Дьюкс опубликовал свою работу о буллинге, которая положила начало исследованию данной проблемы. Люди заговорили о существовании данной проблемы, исследователи из европейских стран, такие как Д.Олвеус, Д.Лэйн, Таттуи и многие другие, начали заниматься изучением данной проблемы. По материалам статьи Питера Смита «Школьный буллинг» были выделены четыре «волны» изучения буллинга. С помощью данной периодизации можно увидеть этапы изучения буллинга в разных странах. Причины и мотивы буллинга Подростковый возраст является наиболее сложным этапом становления в жизни человека. Именно в этот период активно происходит развитие и изменение всех основных характеристик развития человека: биологических, физиологических, личностных, психических и социальных. Происходят изменения в личности и учебной деятельности, общении и взаимодействии со сверстниками, учителями и родителями. У подростка происходит повышение физических возможностей, начинается половое созревание, происходят гормональные изменения, меняется внешность и поведение. На фоне этих изменений появляются новые потребности, сменяется ведущий вид деятельности, для подростка становится важны отношения со сверстниками и их мнение, из-за этого происходит множество конфликтов. Подростки разрешают конфликтные ситуации в форме обвинений, агрессии и требований. Они используют доминирующие формы насилия: психологическое и физическое. Стараясь справиться с конфликтом, подростки используют такие механизмы, как психологическая защита, эмоциональное и агрессивное реагирование, физическое восстановление, рефлексия. В этом возрасте происходят как внешние конфликты – со сверстниками, окружающими людьми, так внутриличностные конфликты, связанные с переходным возрастом. Мальчики и девочки по-разному переживают этот период. У мальчиков развивается дух соперничества, они начинают бороться за лидерство, повышается уровень агрессии, самоуверенности, самоутверждения и появляется желание проводить больше времени за самостоятельными занятиями и за компьютером. Для девочек более значимой становится эмоциональная жизнь, просыпается потребность в экспериментах с внешним миром и со своей внешностью, на первый план выходит коммуникация со сверстниками, общение и близкая дружба, распускание слухов и желание поделиться своими секретами с подругой. Потеря близких взаимоотношений и конфликты обостряют чувство одиночества или потери. Средством установления новых контактов и средством снятия стресса может явиться длительное общение по телефону. Данные проявления подростков с учетом их эмоциональной неустойчивости влекут за собой появление конфликтных ситуаций и ситуаций буллинга.
Общая картинка представляет собой такие причины буллинга у подростков, как переживание переходного возраста, гормональный сбой, стремление к лидерству и признанию за счет принижения окружающих, проблемы с семейным воспитанием, а также защитная реакция от пережитого насилия. Большое влияние на развитие буллинга имеет воспитание в семье, а также развитию травли способствует микроклимат образовательного учреждения, в котором находится подросток. Педагоги и администрация школы могут непреднамеренно или иным образом участвовать в буллинге, провоцировать или способствовать ему. Это может проявляться через унижения и оскорбления обучающихся, негативных или саркастических высказываний, устрашающих и угрожающих жестов или выражений в их адрес. Они могут относиться к неуспевающим обучающимся, могут быть связаны с внешностью или происхождением школьников. Также способствовать созданию ситуации буллинга может позитивное выделение обучающихся, старающихся угодить взрослому. На основании этого можно рассмотреть факторы, которые способствуют развитию буллинга в образовательной среде. Их можно разделить на индивидуальные и групповые факторы. К индивидуальным факторам относятся: • внутриличностная агрессивность учащихся, которая обостряется в период подросткового кризиса личности. Она может быть связана с комплексом неполноценности и неуверенностью в себе; • копирование агрессивного поведения ближайшего окружения – семьи, сверстников, авторитетных педагогов, также осознание прошлого опыта собственного агрессивного поведения; • низкий уровень развития коммуникативных навыков, негативный пример насильственного поведения во взаимоотношениях (семейных, сверстников) из-за плохого семейного воспитания. Групповые факторы: • общий психоэмоциональный фон образовательной организации с высоким уровнем тревожности и напряженности субъектов взаимодействия, связанный с их конфликтностью и неумением контролировать собственные эмоции; • система взаимоотношений в образовательной организации с авторитарным стилем управления со стороны администрации, отсутствие обоснованной системы педагогических и профессиональных требований, и недружелюбными взаимоотношениями внутри педагогического коллектива; • взаимодействие педагогов с обучающимися, построенные на авторитарном стиле преподавания и наличие необоснованно высоких требований со стороны педагогов; • система взаимоотношений внутри классного коллектива, между классным руководителем и обучающимися и между самими обучающимися, отсутствие взаимопонимания и взаимовыручки, дружественных отношений; • наличие общепризнанных социальных ролей, включающих роли «жертвы» и «обидчика» в подростковом коллективе; • влияние общества и средств массовой информации на взаимоотношения субъектов образовательной организации. Можно выделить следующие мотивы буллинга подростков: • зависть к успехам, внешним, физическим или умственным проявлениям; • месть за причиненные ранее обиды; • чувство неприязни; • борьба за власть, лидерство в классе среди сверстников; • нейтрализация соперника через показ преимущества над ним; • самоутверждение; • стремление быть в центре внимания, выглядеть круто; • стремление удивить, поразить, разрядиться, «приколоться»; • желание унизить, запугать непонравившегося человека. Таким образом, можно выделить такие причины буллинга, как внешние, внутриличностные и внутрисемейные. Внешние причины – это влияние атмосферы образовательного учреждения, отношение педагогов к обучающимся и к ситуациям буллинга, политические настроения в стране, наклеивание ярлыков. Внутриличностные причины включают в себя борьбу за лидерство в подростковой среде, классе, возникновение острого конфликта под влиянием внешних факторов, агрессивность подростка, наличие комплексов, низкая самооценка, половое созревание, включающее в себя как физические, так и психологические изменения. Внутрисемейные – низкий социально-экономический статус семьи, завышенные требования к успеваемости, которые не всегда соответствуют способностям и возможностям ребёнка, гиперопека или равнодушие со стороны родителей, смена родителя (отчим, мачеха), появление второго ребенка в семье, семейное насилие, плохое воспитание. Перечисленные причины могут относиться как «обидчику», так и к «жертве». Данные причины связаны в основном с психологическими изменениями подростка и его переживаниями. Они оказывают большое влияние на подростка, он может стать агрессором – «обидчиком», или же наоборот замкнуться в себе и стать «жертвой». В связи с этим, если вовремя не оказать помощь и поддержку такому подростку, может возникнуть ситуации буллинга. Способы борьбы с буллингом Как я уже говорила, проблема приобретает международный масштаб. Травля в учебных заведениях (чаще всего в школе) возникает во всех странах мира. На данный момент психология плохо изучена, и нет определённых способов борьбы с таким явлением, как буллинг. Многие утверждают, что это этап жизни и его стоит просто пережить. Но разве не ужасно быть жертвой/агрессором/наблюдателем? При ситуации травли, у человека могут возникнуть проблемы с самооценкой, общением (станет более замкнутым), работоспособностью. Я полностью не согласна с этим утверждением. Проблема буллинга есть, и её нужно решать, несмотря на сложности. Если над подростками в школе совершается насилие со стороны окружающих, то следует рассказать об этом взрослым. Взрослые люди всегда могут помочь советами или действиями, неважно кем является в данной ситуации ребёнок (агрессор/жертва/наблюдатель). Чаще всего ребёнок попадает не в тот коллектив, поэтому по возможности стоит сменить окружение. Если же травля происходит в Интернет (кибербуллинг), то человеку стоит игнорировать (если эти люди лично не знакомы); если же жертва и агрессор лично знакомы, то жертве стоит рассказать всё взрослым и попробовать найти решение проблемы. В случае родителей, стоит с детства воспитывать детей: сразу объяснять, что нельзя над кем-либо издеваться, и все имеют равные права. Если их ребёнок уже попал в такую ситуацию, то стоит поговорить с родителями других участников буллинга. Если же проблема не будет решена, то по возможности сменить коллектив ребёнку. Но, в случае, если приняли все возможные меры (кроме смены коллектива, так как нет возможности), стоит обратиться к органам правопорядка (обратиться в полицию). Ведь не стоит забывать про статьи УК РФ (Уголовного Кодекса Российской Федерации). Глава 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Меня обзывали Вывод: большинство опрошенных регулярно или иногда слышит обзывательства в свой адрес. У меня украли вещи Вывод: у большинства опрошенных было такое, что у них крали вещи. Мне угрожали Вывод: большинству опрошенных никогда не приходилось терпеть угрозы в свой адрес. Обработка результата: В соответствии с ключом я обработала все результаты и выявила следующее: 1. Показатель выраженности проявлений прямого активного буллинга (физическая и вербальная агрессия) слабо выражен (0-1 балл) у 34 опрошенных, умеренно выражен (эпизодически, более 1 балла - менее 3 баллов) у 11 и ярко выражен (регулярно, систематически, 3-4 балла) у 2 человек. 2. Показатель выраженности проявлений косвенного активного буллинга (социальная депривация) слабо выражен у 31 опрошенных, умеренно выражен (эпизодически) у 16, и ни у кого из опрошенных не выражен ярко (систематически).
3. Показатель выраженности проявлений прямого пассивного буллинга (прямая виктимизация) слабо выражен у 30 опрошенных, умеренно выражен у 16, и ярко выражен у 1 человека. 4. Показатель выраженности проявлений косвенного пассивного буллинга (косвенная виктимизация) слабо выражен у 31 опрошенных, умеренно выражен у 15, и ярко выражен у 1 человека. Проанализировав результаты опроса, я пришла к такому выводу: показатели выраженности проявлений и активного, и пассивного буллинга находятся в примерно одинаковом соотношении. У ~70% опрошенных показатели выражены слабо, умеренно выражены показатели у ~25-30% респодентов, и лишь у ~0-4% выявлен ярко выраженный показатель. То есть у 0-4% ребят регулярно, систематически проявляется активный и пассивный буллинг, у 25-30% он проявляется эпизодически, т.е. время от времени, а у большинства (~70%) проявляется крайне редко, или не проявляется вообще. Заключение На основании проведенного мной исследования, можно сделать следующий вывод: сформулированная гипотеза нашла подтверждение в процессе исследования, проблема буллинга и правда является актуальной среди подростков в учебных заведениях. В ходе практического исследования мной было проведено анкетирование среди учащихся 8-9 классов, направленное на выявление распространенности и специфики буллинга в образовательной среде. Подростки все чаще сталкиваются с явлением буллинга в интернете. В связи с этим я составила памятку с рекомендациями для подростков, подвергающихся кибербуллингу. Её я разместила на информационном стенде и сайте школы (Приложение 2). Поставленная цель исследования была достигнута. Все поставленные задачи по рассмотрению проблемы буллинга в подростковой среде были выполнены. Список использованной литературы и интернет-ресурсов 1. Глазман О.Л. Психологические особенности участников буллинга // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2009. – №105. – С. 159-165. 2. Лоуси Б. Последствия буллинга в школе и рекомендации по его профилактике с позиций экологического подхода // Образовательная политика. – 2011. – №5 (55). 3. Кон И.С. Что такое буллинг и как с ним бороться? // Семья и школа. – 2006. – № 11. – С.15-18. 4. Ярмина А.Н. Периодизация изучения феномена буллинга // Исследователь. – 2018. – №1-2. 5. http://www.psychologia.edu.ru/azbuka-bullinga/pages/posledstviya-bullinga.html 6. https://findmykids.org/blog/ru/bulling-v-shkole 7. https://borov.schools.by/pages/bulling-v-podrostkovoj-srede-prichiny-i-posledstvija 8. https://ru.wikipedia.org/wiki/Травля 9. https://урок.рф/library_kids/problema_bullinga_v_podrostkovom_obshestve_060130.html 10. https://multiurok.ru/index.php/files/psikhologicheskii-proekt-uchashcheisia-na-temu-bul.html 11. https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2021/06/02/issledovatelskaya-rabota-bulling-v-shkole 12. https://tvorcheskie-proekty.ru/node/2675 Приложения Приложение 1 Опросник Д.Олвеуса Инструкция: Внимательно прочитайте утверждения, выберите вариант ответа и отметьте его любым знаком:
Приложение 2 Памятка Оглавление Введение. 3 Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.. 5 1.1. Что такое буллинг?. 5 1.2. Разновидности травли. 6 1.3. Социальная структура буллинга. 7 1.4. История изучения буллинга. 10 1.5. Причины и мотивы буллинга. 13 1.6. Способы борьбы с буллингом. 17 Глава 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.. 19 2.1. Организация и методы исследования. 19 2.2. Анализ полученных результатов. 20 Заключение. 29 Список использованной литературы и интернет-ресурсов. 30 Приложения. 31
Введение Актуальность темы. В последнее время в средствах массовой информации, особенно в Интернете, появляются сообщения о детской жестокости, выкладываются ролики об избиении и издевательствах над одноклассниками и физически более слабыми ребятами. Действительно, в подростковом возрасте у многих несовершеннолетних возникают трудности и конфликты с одноклассниками, сверстниками. Но в ряду разнообразных проблем особое место занимает буллинг – постоянная травля, запугивание. Подростковый возраст сам по себе является достаточно конфликтным, но подростковый буллинг – это не обычная ссора. Ссора – это конфликт двух сторон, когда два человека высказывают разную точку зрения или не соглашение с одной точкой зрения, вследствие чего возникает резкое ухудшение взаимоотношений между людьми. Буллинг – это систематические и продолжительные издевательства группы или одного человека над ребенком или взрослым. В явлении буллинга существует ряд проблем. Одна из них – чувство безнаказанности у агрессоров. Это чувство «стирает» нравственные границы и носит социально-опасный характер, поскольку агрессор делает всё, чтобы возникла блокировка обратной связи от «жертвы». Таким образом, намного сложнее узнать о проблеме буллинга от самой «жертвы». Очень важно не допустить переход обычных подростковых конфликтов в более опасную форму, такую как буллинг. Существует проблема последствий буллинга, которая складывается у «жертвы». Последствия могут нести психологический и физический характер. Например, потеря уверенности в себе, психологические отклонения, психосоматические заболевания. Буллинг может выступать причиной совершения самоубийства. Также существуют сложности в изучении данной темы. В теоретическом плане имеется сложность в связи с объяснением самого феномена. Мало изучены термины, такие как: конфликт, жертва, обидчик, агрессия и сама психология. Сложно выяснить особенности буллинга во всех его аспектах, так как объяснение буллинга не всегда учитывает возраст. Буллинг чаще всего встречается в подростковом возрасте, но это не означает, что взрослые люди не ощущают буллинга со стороны окружающих. В 21 веке буллинг вышел на новую ступень эволюции – кибербуллинг – травля, происходящая в Интернете. Принимая во внимание то, что я указала актуальность и последствия рассматриваемой проблемы, мною были выдвинуты гипотеза, цель и задачи. Гипотеза исследования: проблема буллинга является актуальной среди подростков в учебных заведениях (школе). Цель исследования: изучить явление буллинга в подростковом обществе. Задачи исследования: 1) познакомиться с понятием «буллинг»; 2) изучить разновидности травли, её участников и историю изучения буллинга; 3) выявить причины и мотивы этого явления; 4) выяснить, какие существуют способы борьбы с буллингом; 5) провести анкетирование среди учащихся 8-9 классов: использовать опросник Д.Олвеуса «Буллинг», направленный на выявление распространенности и специфики буллинга в образовательной среде; 6) подготовить памятку на основе полученных данных. Объект исследования: учащиеся 8-9 классов. Предмет исследования: явление буллинга. Методы исследования: 1) сбор и изучение теоретического материала; 2) систематизация, обобщение и анализ собранной информации; 3) анкетирование учащихся школы и обработка результатов. Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении существующих понятий «буллинга», причин его появления среди подростков и методов борьбы с буллингом в подростковой среде. Практическая значимость. Полученные данные могут быть использованы для выявления причин и профилактики буллинга в подростковой среде образовательных организаций. Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Что такое буллинг? Практически в каждом классе есть дети, которые являются объектами насмешек, а иногда и открытых издевательств со стороны некоторых, а иногда и всех учеников класса. Однако именно в последние 30 лет психологи и педагоги бьют тревогу – настолько частым, жестоко проявляемым и приводящим к тяжелым последствиям становится это явление. Школьная травля стала еще более травматичной, циничной, жестокой из-за того, что ее сцены теперь легко записываются на видео и распространяются по школе или в Интернете. По данным зарубежных и отечественных психологов, буллинг – явление достаточно распространенное в школе. До 10% детей регулярно (раз в неделю и чаще) и 55% – эпизодически (время от времени) подвергаются издевательствам со стороны одноклассников, 26% матерей считают своих детей жертвами издевательств. Что же это за явление такое, в котором учащегося называли раньше «белой вороной», «козлом отпущения», жертвой «школьной дедовщины», а теперь жертвой буллинга? Школьная травля, или буллинг (bullying – запугивать, травить, задирать, от анг. bully – хулиган, драчун, задира, грубиян) – это длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, не способного защитить себя в данной ситуации. Это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа таковых получает удовольствие, причиняя боль или насмехаясь, добиваясь покорности и уступок, завладевая имуществом более слабого. Пострадавшие склонны испытывать стыд и неуверенность в себе, но предпочитают не сообщать об издевательствах и унижениях. Буллинг может возникнуть по разным причинам: национальность, ориентация, положение в обществе, пол, раса, религия, возраст, вес и т.д. Особенно остро вопрос буллинга встает в подростковом возрасте, потому что, усвоив определенные паттерны поведения, например, поведение «жертвы», подросток может следовать им всю последующую жизнь. При этом негативно ситуация буллинга влияет не только на «жертв», но и на «агрессоров», так как если проявляемая агрессия оказывается эффективной, то она может закрепиться в качестве стиля поведения в будущем. Мотивацией к буллингу могут выступать чувство неприязни, нейтрализация соперника, восстановление справедливости, борьба за власть, подчинение лидеру, зависть, самоутверждение, месть, и даже удовлетворения садистских потребностей отдельных личностей. По данным исследования «Дети России Онлайн», в 2010 году примерно четверть (23%) российских подростков подвергалась физическому или психологическому насилию со стороны своих сверстников «лицом к лицу» или в Интернете. Примерно столько же подростков сознались, что сами обижали или оскорбляли других людей. Наиболее высокими эти показатели оказались в таких крупных мегаполисах, как Москва (27%) и Санкт-Петербург (35%). Для сравнения, в Европе дети в среднем гораздо реже признаются, что подвергались насилию со стороны сверстников, хотя в ряде стран эти показатели существенно выше, чем в России, например: в Эстонии – 44%, а в Румынии – 42%. В результате метаанализа 82 количественных исследований, шедших с 1996 по 2006 год, из которых 45 были проведены в Европе, 21 – в США, и 16 – в других странах, авторы рассчитали средние показатели распространенности: около 20% – агрессоры, 23% – жертвы, и 8% – хамелеоны. По результатам метаанализа 49% не принимали участие в буллинге. Таким образом, данные метаанализа за предыдущие годы схожи с полученной статистикой по России: примерно четверть детей подвергается буллингу офлайн или онлайн по всему миру. Разновидности травли Физический буллинг – это умышленные толчки, удары, пинки, побои, нанесение иных телесных повреждений и другое физическое запугивание. Кибербуллинг – это нападения с целью нанесения психологического вреда, которые осуществляются через средства электронных технологий – электронную почту, сервисы мгновенных сообщений, в чатах, социальных сетях, на web-сайтах, а также посредством мобильной связи. Такое намеренное многократно повторяемое агрессивное поведение имеет целью навредить человеку и базируется на дисбалансе власти (физической силы, социального статуса в группе). Психологический буллинг – насилие, связанное с действием на психику, наносящее психологическую травму путём словесных оскорблений или угроз, преследование, запугивание, которыми умышленно причиняется эмоциональная неуверенность. К этой форме можно отнести: · вербальный буллинг, где орудием служит голос (обидное имя, с которым постоянно обращаются к жертве, обзывания, дразнение, распространение обидных слухов ит.д.); · обидные жесты или действия (например, плевки в жертву либо в её направлении); · запугивание (использование агрессивного языка тела и интонаций голоса для того, чтобы заставить жертву совершать или не совершать что-либо); · изоляция (жертва умышленно изолируется, выгоняется или игнорируется частью учеников или всем классом); · вымогательство (денег, еды, иных вещей, принуждение что-либо украсть); · повреждение и иные действия с имуществом (воровство, грабёж, прятанье личных вещей жертвы).
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 1230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.237 (0.12 с.) |