Глава 1. Теоретическая часть 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теоретическая часть



Оглавление

Введение. 3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.. 5

1.1.  Что такое буллинг?. 5

1.2.  Разновидности травли. 6

1.3.  Социальная структура буллинга. 7

1.4.  История изучения буллинга. 10

1.5.  Причины и мотивы буллинга. 13

1.6.  Способы борьбы с буллингом. 17

Глава 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.. 19

2.1.  Организация и методы исследования. 19

2.2.  Анализ полученных результатов. 20

Заключение. 29

Список использованной литературы и интернет-ресурсов. 30

Приложения. 31

 

 


Введение

Актуальность темы. В последнее время в средствах массовой информации, особенно в Интернете, появляются сообщения о детской жестокости, выкладываются ролики об избиении и издевательствах над одноклассниками и физически более слабыми ребятами. Действительно, в подростковом возрасте у многих несовершеннолетних возникают трудности и конфликты с одноклассниками, сверстниками. Но в ряду разнообразных проблем особое место занимает буллинг – постоянная травля, запугивание. Подростковый возраст сам по себе является достаточно конфликтным, но подростковый буллинг – это не обычная ссора.

Ссора – это конфликт двух сторон, когда два человека высказывают разную точку зрения или не соглашение с одной точкой зрения, вследствие чего возникает резкое ухудшение взаимоотношений между людьми.

Буллинг – это систематические и продолжительные издевательства группы или одного человека над ребенком или взрослым.

В явлении буллинга существует ряд проблем. Одна из них – чувство безнаказанности у агрессоров. Это чувство «стирает» нравственные границы и носит социально-опасный характер, поскольку агрессор делает всё, чтобы возникла блокировка обратной связи от «жертвы». Таким образом, намного сложнее узнать о проблеме буллинга от самой «жертвы». Очень важно не допустить переход обычных подростковых конфликтов в более опасную форму, такую как буллинг.

Существует проблема последствий буллинга, которая складывается у «жертвы». Последствия могут нести психологический и физический характер. Например, потеря уверенности в себе, психологические отклонения, психосоматические заболевания. Буллинг может выступать причиной совершения самоубийства.

Также существуют сложности в изучении данной темы. В теоретическом плане имеется сложность в связи с объяснением самого феномена. Мало изучены термины, такие как: конфликт, жертва, обидчик, агрессия и сама психология. Сложно выяснить особенности буллинга во всех его аспектах, так как объяснение буллинга не всегда учитывает возраст. Буллинг чаще всего встречается в подростковом возрасте, но это не означает, что взрослые люди не ощущают буллинга со стороны окружающих.

В 21 веке буллинг вышел на новую ступень эволюции – кибербуллинг – травля, происходящая в Интернете.

Принимая во внимание то, что я указала актуальность и последствия рассматриваемой проблемы, мною были выдвинуты гипотеза, цель и задачи.

Гипотеза исследования: проблема буллинга является актуальной среди подростков в учебных заведениях (школе).

Цель исследования: изучить явление буллинга в подростковом обществе.

Задачи исследования:

1) познакомиться с понятием «буллинг»;

2) изучить разновидности травли, её участников и историю изучения буллинга;

3) выявить причины и мотивы этого явления;

4) выяснить, какие существуют способы борьбы с буллингом;

5) провести анкетирование среди учащихся 8-9 классов: использовать опросник Д.Олвеуса «Буллинг», направленный на выявление распространенности и специфики буллинга в образовательной среде;

6) подготовить памятку на основе полученных данных.

Объект исследования: учащиеся 8-9 классов.

Предмет исследования: явление буллинга.

Методы исследования:

1) сбор и изучение теоретического материала;

2) систематизация, обобщение и анализ собранной информации;

3) анкетирование учащихся школы и обработка результатов.

Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении существующих понятий «буллинга», причин его появления среди подростков и методов борьбы с буллингом в подростковой среде.

Практическая значимость. Полученные данные могут быть использованы для выявления причин и профилактики буллинга в подростковой среде образовательных организаций.


Что такое буллинг?

Практически в каждом классе есть дети, которые являются объектами насмешек, а иногда и открытых издевательств со стороны некоторых, а иногда и всех учеников класса. Однако именно в последние 30 лет психологи и педагоги бьют тревогу – настолько частым, жестоко проявляемым и приводящим к тяжелым последствиям становится это явление. Школьная травля стала еще более травматичной, циничной, жестокой из-за того, что ее сцены теперь легко записываются на видео и распространяются по школе или в Интернете. По данным зарубежных и отечественных психологов, буллинг – явление достаточно распространенное в школе. До 10% детей регулярно (раз в неделю и чаще) и 55% – эпизодически (время от времени) подвергаются издевательствам со стороны одноклассников, 26% матерей считают своих детей жертвами издевательств.

Что же это за явление такое, в котором учащегося называли раньше «белой вороной», «козлом отпущения», жертвой «школьной дедовщины», а теперь жертвой буллинга?

Школьная травля, или буллинг (bullying – запугивать, травить, задирать, от анг. bully – хулиган, драчун, задира, грубиян) – это длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, не способного защитить себя в данной ситуации. Это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа таковых получает удовольствие, причиняя боль или насмехаясь, добиваясь покорности и уступок, завладевая имуществом более слабого. Пострадавшие склонны испытывать стыд и неуверенность в себе, но предпочитают не сообщать об издевательствах и унижениях. Буллинг может возникнуть по разным причинам: национальность, ориентация, положение в обществе, пол, раса, религия, возраст, вес и т.д.

Особенно остро вопрос буллинга встает в подростковом возрасте, потому что, усвоив определенные паттерны поведения, например, поведение «жертвы», подросток может следовать им всю последующую жизнь. При этом негативно ситуация буллинга влияет не только на «жертв», но и на «агрессоров», так как если проявляемая агрессия оказывается эффективной, то она может закрепиться в качестве стиля поведения в будущем.

Мотивацией к буллингу могут выступать чувство неприязни, нейтрализация соперника, восстановление справедливости, борьба за власть, подчинение лидеру, зависть, самоутверждение, месть, и даже удовлетворения садистских потребностей отдельных личностей.

По данным исследования «Дети России Онлайн», в 2010 году примерно четверть (23%) российских подростков подвергалась физическому или психологическому насилию со стороны своих сверстников «лицом к лицу» или в Интернете. Примерно столько же подростков сознались, что сами обижали или оскорбляли других людей. Наиболее высокими эти показатели оказались в таких крупных мегаполисах, как Москва (27%) и Санкт-Петербург (35%). Для сравнения, в Европе дети в среднем гораздо реже признаются, что подвергались насилию со стороны сверстников, хотя в ряде стран эти показатели существенно выше, чем в России, например: в Эстонии – 44%, а в Румынии – 42%. В результате метаанализа 82 количественных исследований, шедших с 1996 по 2006 год, из которых 45 были проведены в Европе, 21 – в США, и 16 – в других странах, авторы рассчитали средние показатели распространенности: около 20% – агрессоры, 23% – жертвы, и 8% – хамелеоны. По результатам метаанализа 49% не принимали участие в буллинге. Таким образом, данные метаанализа за предыдущие годы схожи с полученной статистикой по России: примерно четверть детей подвергается буллингу офлайн или онлайн по всему миру.

Разновидности травли

Физический буллинг – это умышленные толчки, удары, пинки, побои, нанесение иных телесных повреждений и другое физическое запугивание.

Кибербуллинг – это нападения с целью нанесения психологического вреда, которые осуществляются через средства электронных технологий – электронную почту, сервисы мгновенных сообщений, в чатах, социальных сетях, на web-сайтах, а также посредством мобильной связи. Такое намеренное многократно повторяемое агрессивное поведение имеет целью навредить человеку и базируется на дисбалансе власти (физической силы, социального статуса в группе).

Психологический буллинг – насилие, связанное с действием на психику, наносящее психологическую травму путём словесных оскорблений или угроз, преследование, запугивание, которыми умышленно причиняется эмоциональная неуверенность.

К этой форме можно отнести:

· вербальный буллинг, где орудием служит голос (обидное имя, с которым постоянно обращаются к жертве, обзывания, дразнение, распространение обидных слухов ит.д.);

· обидные жесты или действия (например, плевки в жертву либо в её направлении);

· запугивание (использование агрессивного языка тела и интонаций голоса для того, чтобы заставить жертву совершать или не совершать что-либо);

· изоляция (жертва умышленно изолируется, выгоняется или игнорируется частью учеников или всем классом);

· вымогательство (денег, еды, иных вещей, принуждение что-либо украсть);

· повреждение и иные действия с имуществом (воровство, грабёж, прятанье личных вещей жертвы).

Все эти виды буллинга могут быть отнесены к наиболее общей классификации его видов:

· прямой буллинг – обидные жесты, унижение, оскорбление, преследование, вымогательство;

· косвенный буллинг (его также называют социальной агрессией) – игнорирование, бойкот, исключение из отношений, манипуляции, намеренное распускание негативных слухов.

Мальчики и девочки пользуются разными формами буллинга. Если мальчики чаще прибегают к физическому буллингу (пинки, толчки и т.п.), то девочки охотнее пользуются косвенными формами давления (распространение слухов, исключение из круга общения). Впрочем, эта разница относительна, и похоже, что она уменьшается.

Обычно все виды травли сопутствуют друг другу. Насмешки и издевательства могут продолжаться длительное время, вызывая у жертвы длительные травмирующие переживания.

История изучения буллинга

О буллинге заговорили только в начале 20-го века, в 1905 году К.Дьюкс опубликовал свою работу о буллинге, которая положила начало исследованию данной проблемы. Люди заговорили о существовании данной проблемы, исследователи из европейских стран, такие как Д.Олвеус, Д.Лэйн, Таттуи и многие другие, начали заниматься изучением данной проблемы.

По материалам статьи Питера Смита «Школьный буллинг» были выделены четыре «волны» изучения буллинга. С помощью данной периодизации можно увидеть этапы изучения буллинга в разных странах.

Причины и мотивы буллинга

Подростковый возраст является наиболее сложным этапом становления в жизни человека. Именно в этот период активно происходит развитие и изменение всех основных характеристик развития человека: биологических, физиологических, личностных, психических и социальных. Происходят изменения в личности и учебной деятельности, общении и взаимодействии со сверстниками, учителями и родителями.

У подростка происходит повышение физических возможностей, начинается половое созревание, происходят гормональные изменения, меняется внешность и поведение.

На фоне этих изменений появляются новые потребности, сменяется ведущий вид деятельности, для подростка становится важны отношения со сверстниками и их мнение, из-за этого происходит множество конфликтов.

Подростки разрешают конфликтные ситуации в форме обвинений, агрессии и требований. Они используют доминирующие формы насилия: психологическое и физическое. Стараясь справиться с конфликтом, подростки используют такие механизмы, как психологическая защита, эмоциональное и агрессивное реагирование, физическое восстановление, рефлексия.

В этом возрасте происходят как внешние конфликты – со сверстниками, окружающими людьми, так внутриличностные конфликты, связанные с переходным возрастом.

Мальчики и девочки по-разному переживают этот период. У мальчиков развивается дух соперничества, они начинают бороться за лидерство, повышается уровень агрессии, самоуверенности, самоутверждения и появляется желание проводить больше времени за самостоятельными занятиями и за компьютером.

Для девочек более значимой становится эмоциональная жизнь, просыпается потребность в экспериментах с внешним миром и со своей внешностью, на первый план выходит коммуникация со сверстниками, общение и близкая дружба, распускание слухов и желание поделиться своими секретами с подругой. Потеря близких взаимоотношений и конфликты обостряют чувство одиночества или потери. Средством установления новых контактов и средством снятия стресса может явиться длительное общение по телефону.

Данные проявления подростков с учетом их эмоциональной неустойчивости влекут за собой появление конфликтных ситуаций и ситуаций буллинга.

Общая картинка представляет собой такие причины буллинга у подростков, как переживание переходного возраста, гормональный сбой, стремление к лидерству и признанию за счет принижения окружающих, проблемы с семейным воспитанием, а также защитная реакция от пережитого насилия.

Большое влияние на развитие буллинга имеет воспитание в семье, а также развитию травли способствует микроклимат образовательного учреждения, в котором находится подросток.

Педагоги и администрация школы могут непреднамеренно или иным образом участвовать в буллинге, провоцировать или способствовать ему. Это может проявляться через унижения и оскорбления обучающихся, негативных или саркастических высказываний, устрашающих и угрожающих жестов или выражений в их адрес. Они могут относиться к неуспевающим обучающимся, могут быть связаны с внешностью или происхождением школьников. Также способствовать созданию ситуации буллинга может позитивное выделение обучающихся, старающихся угодить взрослому.

На основании этого можно рассмотреть факторы, которые способствуют развитию буллинга в образовательной среде. Их можно разделить на индивидуальные и групповые факторы.

К индивидуальным факторам относятся:

• внутриличностная агрессивность учащихся, которая обостряется в период подросткового кризиса личности. Она может быть связана с комплексом неполноценности и неуверенностью в себе;

• копирование агрессивного поведения ближайшего окружения – семьи, сверстников, авторитетных педагогов, также осознание прошлого опыта собственного агрессивного поведения;

• низкий уровень развития коммуникативных навыков, негативный пример насильственного поведения во взаимоотношениях (семейных, сверстников) из-за плохого семейного воспитания.

Групповые факторы:

• общий психоэмоциональный фон образовательной организации с высоким уровнем тревожности и напряженности субъектов взаимодействия, связанный с их конфликтностью и неумением контролировать собственные эмоции;

• система взаимоотношений в образовательной организации с авторитарным стилем управления со стороны администрации, отсутствие обоснованной системы педагогических и профессиональных требований, и недружелюбными взаимоотношениями внутри педагогического коллектива;

• взаимодействие педагогов с обучающимися, построенные на авторитарном стиле преподавания и наличие необоснованно высоких требований со стороны педагогов;

• система взаимоотношений внутри классного коллектива, между классным руководителем и обучающимися и между самими обучающимися, отсутствие взаимопонимания и взаимовыручки, дружественных отношений;

• наличие общепризнанных социальных ролей, включающих роли «жертвы» и «обидчика» в подростковом коллективе;

• влияние общества и средств массовой информации на взаимоотношения субъектов образовательной организации.

Можно выделить следующие мотивы буллинга подростков:

• зависть к успехам, внешним, физическим или умственным проявлениям;

• месть за причиненные ранее обиды;

• чувство неприязни;

• борьба за власть, лидерство в классе среди сверстников;

• нейтрализация соперника через показ преимущества над ним;

• самоутверждение;

• стремление быть в центре внимания, выглядеть круто;

• стремление удивить, поразить, разрядиться, «приколоться»;

• желание унизить, запугать непонравившегося человека.

Таким образом, можно выделить такие причины буллинга, как внешние, внутриличностные и внутрисемейные.

Внешние причины – это влияние атмосферы образовательного учреждения, отношение педагогов к обучающимся и к ситуациям буллинга, политические настроения в стране, наклеивание ярлыков.

Внутриличностные причины включают в себя борьбу за лидерство в подростковой среде, классе, возникновение острого конфликта под влиянием внешних факторов, агрессивность подростка, наличие комплексов, низкая самооценка, половое созревание, включающее в себя как физические, так и психологические изменения.

Внутрисемейные – низкий социально-экономический статус семьи, завышенные требования к успеваемости, которые не всегда соответствуют способностям и возможностям ребёнка, гиперопека или равнодушие со стороны родителей, смена родителя (отчим, мачеха), появление второго ребенка в семье, семейное насилие, плохое воспитание.

Перечисленные причины могут относиться как «обидчику», так и к «жертве». Данные причины связаны в основном с психологическими изменениями подростка и его переживаниями. Они оказывают большое влияние на подростка, он может стать агрессором – «обидчиком», или же наоборот замкнуться в себе и стать «жертвой». В связи с этим, если вовремя не оказать помощь и поддержку такому подростку, может возникнуть ситуации буллинга.

Способы борьбы с буллингом

Как я уже говорила, проблема приобретает международный масштаб. Травля в учебных заведениях (чаще всего в школе) возникает во всех странах мира.

На данный момент психология плохо изучена, и нет определённых способов борьбы с таким явлением, как буллинг.

Многие утверждают, что это этап жизни и его стоит просто пережить. Но разве не ужасно быть жертвой/агрессором/наблюдателем? При ситуации травли, у человека могут возникнуть проблемы с самооценкой, общением (станет более замкнутым), работоспособностью. Я полностью не согласна с этим утверждением. Проблема буллинга есть, и её нужно решать, несмотря на сложности.

Если над подростками в школе совершается насилие со стороны окружающих, то следует рассказать об этом взрослым. Взрослые люди всегда могут помочь советами или действиями, неважно кем является в данной ситуации ребёнок (агрессор/жертва/наблюдатель). Чаще всего ребёнок попадает не в тот коллектив, поэтому по возможности стоит сменить окружение.

Если же травля происходит в Интернет (кибербуллинг), то человеку стоит игнорировать (если эти люди лично не знакомы); если же жертва и агрессор лично знакомы, то жертве стоит рассказать всё взрослым и попробовать найти решение проблемы.

В случае родителей, стоит с детства воспитывать детей: сразу объяснять, что нельзя над кем-либо издеваться, и все имеют равные права. Если их ребёнок уже попал в такую ситуацию, то стоит поговорить с родителями других участников буллинга. Если же проблема не будет решена, то по возможности сменить коллектив ребёнку.

Но, в случае, если приняли все возможные меры (кроме смены коллектива, так как нет возможности), стоит обратиться к органам правопорядка (обратиться в полицию). Ведь не стоит забывать про статьи УК РФ (Уголовного Кодекса Российской Федерации).


Глава 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Меня обзывали

Вывод: большинство опрошенных регулярно или иногда слышит обзывательства в свой адрес.


У меня украли вещи

Вывод: у большинства опрошенных было такое, что у них крали вещи.

Мне угрожали

Вывод: большинству опрошенных никогда не приходилось терпеть угрозы в свой адрес.


Обработка результата:

В соответствии с ключом я обработала все результаты и выявила следующее:

1. Показатель выраженности проявлений прямого активного буллинга (физическая и вербальная агрессия) слабо выражен (0-1 балл) у 34 опрошенных, умеренно выражен (эпизодически, более 1 балла - менее 3 баллов) у 11 и ярко выражен (регулярно, систематически, 3-4 балла) у 2 человек.

2. Показатель выраженности проявлений косвенного активного буллинга (социальная депривация) слабо выражен у 31 опрошенных, умеренно выражен (эпизодически) у 16, и ни у кого из опрошенных не выражен ярко (систематически).

 

3. Показатель выраженности проявлений прямого пассивного буллинга (прямая виктимизация) слабо выражен у 30 опрошенных, умеренно выражен у 16, и ярко выражен у 1 человека.

4. Показатель выраженности проявлений косвенного пассивного буллинга (косвенная виктимизация) слабо выражен у 31 опрошенных, умеренно выражен у 15, и ярко выражен у 1 человека.

Проанализировав результаты опроса, я пришла к такому выводу: показатели выраженности проявлений и активного, и пассивного буллинга находятся в примерно одинаковом соотношении. У ~70% опрошенных показатели выражены слабо, умеренно выражены показатели у ~25-30% респодентов, и лишь у ~0-4% выявлен ярко выраженный показатель. То есть у 0-4% ребят регулярно, систематически проявляется активный и пассивный буллинг, у 25-30% он проявляется эпизодически, т.е. время от времени, а у большинства (~70%) проявляется крайне редко, или не проявляется вообще.

Заключение

На основании проведенного мной исследования, можно сделать следующий вывод: сформулированная гипотеза нашла подтверждение в процессе исследования, проблема буллинга и правда является актуальной среди подростков в учебных заведениях.

В ходе практического исследования мной было проведено анкетирование среди учащихся 8-9 классов, направленное на выявление распространенности и специфики буллинга в образовательной среде. Подростки все чаще сталкиваются с явлением буллинга в интернете. В связи с этим я составила памятку с рекомендациями для подростков, подвергающихся кибербуллингу. Её я разместила на информационном стенде и сайте школы (Приложение 2).

Поставленная цель исследования была достигнута. Все поставленные задачи по рассмотрению проблемы буллинга в подростковой среде были выполнены.


Список использованной литературы и интернет-ресурсов

1. Глазман О.Л. Психологические особенности участников буллинга // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2009. – №105. – С. 159-165.

2. Лоуси Б. Последствия буллинга в школе и рекомендации по его профилактике с позиций экологического подхода // Образовательная политика. – 2011. – №5 (55).

3. Кон И.С. Что такое буллинг и как с ним бороться? // Семья и школа. – 2006. – № 11. – С.15-18.

4. Ярмина А.Н. Периодизация изучения феномена буллинга // Исследователь. – 2018. – №1-2.

5. http://www.psychologia.edu.ru/azbuka-bullinga/pages/posledstviya-bullinga.html

6. https://findmykids.org/blog/ru/bulling-v-shkole

7. https://borov.schools.by/pages/bulling-v-podrostkovoj-srede-prichiny-i-posledstvija

8. https://ru.wikipedia.org/wiki/Травля

9. https://урок.рф/library_kids/problema_bullinga_v_podrostkovom_obshestve_060130.html

10. https://multiurok.ru/index.php/files/psikhologicheskii-proekt-uchashcheisia-na-temu-bul.html

11. https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2021/06/02/issledovatelskaya-rabota-bulling-v-shkole

12. https://tvorcheskie-proekty.ru/node/2675


Приложения

Приложение 1

Опросник Д.Олвеуса

Инструкция: Внимательно прочитайте утверждения, выберите вариант ответа и отметьте его любым знаком:

 

никогда не было было раз или два бывает иногда бывает раз в неделю бывает несколько раз в неделю
1. я кого-то обозвал(а)          
2. я специально не разговаривал(а) с кем-то          
3. я нанес(ла) кому-то физический вред, например, толкнул(а) или ударил(а)          
4. я распространял(а) о ком-то сплетни          
5. я угрожал(а) кому-то          
6. я украл(а) или испортила(а) чьи-то вещи          
7. меня обзывали          
8. обо мне распространяли сплетни          
9. никто не хотел сидеть со мной или проводить свободное время          
10. у меня украли вещи          
11. мне нанесли физический вред (ударили, толкнули)          
12. никто не разговаривал со мной          
13. мне угрожали          

 


Приложение 2

Памятка

Оглавление

Введение. 3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.. 5

1.1.  Что такое буллинг?. 5

1.2.  Разновидности травли. 6

1.3.  Социальная структура буллинга. 7

1.4.  История изучения буллинга. 10

1.5.  Причины и мотивы буллинга. 13

1.6.  Способы борьбы с буллингом. 17

Глава 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.. 19

2.1.  Организация и методы исследования. 19

2.2.  Анализ полученных результатов. 20

Заключение. 29

Список использованной литературы и интернет-ресурсов. 30

Приложения. 31

 

 


Введение

Актуальность темы. В последнее время в средствах массовой информации, особенно в Интернете, появляются сообщения о детской жестокости, выкладываются ролики об избиении и издевательствах над одноклассниками и физически более слабыми ребятами. Действительно, в подростковом возрасте у многих несовершеннолетних возникают трудности и конфликты с одноклассниками, сверстниками. Но в ряду разнообразных проблем особое место занимает буллинг – постоянная травля, запугивание. Подростковый возраст сам по себе является достаточно конфликтным, но подростковый буллинг – это не обычная ссора.

Ссора – это конфликт двух сторон, когда два человека высказывают разную точку зрения или не соглашение с одной точкой зрения, вследствие чего возникает резкое ухудшение взаимоотношений между людьми.

Буллинг – это систематические и продолжительные издевательства группы или одного человека над ребенком или взрослым.

В явлении буллинга существует ряд проблем. Одна из них – чувство безнаказанности у агрессоров. Это чувство «стирает» нравственные границы и носит социально-опасный характер, поскольку агрессор делает всё, чтобы возникла блокировка обратной связи от «жертвы». Таким образом, намного сложнее узнать о проблеме буллинга от самой «жертвы». Очень важно не допустить переход обычных подростковых конфликтов в более опасную форму, такую как буллинг.

Существует проблема последствий буллинга, которая складывается у «жертвы». Последствия могут нести психологический и физический характер. Например, потеря уверенности в себе, психологические отклонения, психосоматические заболевания. Буллинг может выступать причиной совершения самоубийства.

Также существуют сложности в изучении данной темы. В теоретическом плане имеется сложность в связи с объяснением самого феномена. Мало изучены термины, такие как: конфликт, жертва, обидчик, агрессия и сама психология. Сложно выяснить особенности буллинга во всех его аспектах, так как объяснение буллинга не всегда учитывает возраст. Буллинг чаще всего встречается в подростковом возрасте, но это не означает, что взрослые люди не ощущают буллинга со стороны окружающих.

В 21 веке буллинг вышел на новую ступень эволюции – кибербуллинг – травля, происходящая в Интернете.

Принимая во внимание то, что я указала актуальность и последствия рассматриваемой проблемы, мною были выдвинуты гипотеза, цель и задачи.

Гипотеза исследования: проблема буллинга является актуальной среди подростков в учебных заведениях (школе).

Цель исследования: изучить явление буллинга в подростковом обществе.

Задачи исследования:

1) познакомиться с понятием «буллинг»;

2) изучить разновидности травли, её участников и историю изучения буллинга;

3) выявить причины и мотивы этого явления;

4) выяснить, какие существуют способы борьбы с буллингом;

5) провести анкетирование среди учащихся 8-9 классов: использовать опросник Д.Олвеуса «Буллинг», направленный на выявление распространенности и специфики буллинга в образовательной среде;

6) подготовить памятку на основе полученных данных.

Объект исследования: учащиеся 8-9 классов.

Предмет исследования: явление буллинга.

Методы исследования:

1) сбор и изучение теоретического материала;

2) систематизация, обобщение и анализ собранной информации;

3) анкетирование учащихся школы и обработка результатов.

Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении существующих понятий «буллинга», причин его появления среди подростков и методов борьбы с буллингом в подростковой среде.

Практическая значимость. Полученные данные могут быть использованы для выявления причин и профилактики буллинга в подростковой среде образовательных организаций.


Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Что такое буллинг?

Практически в каждом классе есть дети, которые являются объектами насмешек, а иногда и открытых издевательств со стороны некоторых, а иногда и всех учеников класса. Однако именно в последние 30 лет психологи и педагоги бьют тревогу – настолько частым, жестоко проявляемым и приводящим к тяжелым последствиям становится это явление. Школьная травля стала еще более травматичной, циничной, жестокой из-за того, что ее сцены теперь легко записываются на видео и распространяются по школе или в Интернете. По данным зарубежных и отечественных психологов, буллинг – явление достаточно распространенное в школе. До 10% детей регулярно (раз в неделю и чаще) и 55% – эпизодически (время от времени) подвергаются издевательствам со стороны одноклассников, 26% матерей считают своих детей жертвами издевательств.

Что же это за явление такое, в котором учащегося называли раньше «белой вороной», «козлом отпущения», жертвой «школьной дедовщины», а теперь жертвой буллинга?

Школьная травля, или буллинг (bullying – запугивать, травить, задирать, от анг. bully – хулиган, драчун, задира, грубиян) – это длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, не способного защитить себя в данной ситуации. Это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа таковых получает удовольствие, причиняя боль или насмехаясь, добиваясь покорности и уступок, завладевая имуществом более слабого. Пострадавшие склонны испытывать стыд и неуверенность в себе, но предпочитают не сообщать об издевательствах и унижениях. Буллинг может возникнуть по разным причинам: национальность, ориентация, положение в обществе, пол, раса, религия, возраст, вес и т.д.

Особенно остро вопрос буллинга встает в подростковом возрасте, потому что, усвоив определенные паттерны поведения, например, поведение «жертвы», подросток может следовать им всю последующую жизнь. При этом негативно ситуация буллинга влияет не только на «жертв», но и на «агрессоров», так как если проявляемая агрессия оказывается эффективной, то она может закрепиться в качестве стиля поведения в будущем.

Мотивацией к буллингу могут выступать чувство неприязни, нейтрализация соперника, восстановление справедливости, борьба за власть, подчинение лидеру, зависть, самоутверждение, месть, и даже удовлетворения садистских потребностей отдельных личностей.

По данным исследования «Дети России Онлайн», в 2010 году примерно четверть (23%) российских подростков подвергалась физическому или психологическому насилию со стороны своих сверстников «лицом к лицу» или в Интернете. Примерно столько же подростков сознались, что сами обижали или оскорбляли других людей. Наиболее высокими эти показатели оказались в таких крупных мегаполисах, как Москва (27%) и Санкт-Петербург (35%). Для сравнения, в Европе дети в среднем гораздо реже признаются, что подвергались насилию со стороны сверстников, хотя в ряде стран эти показатели существенно выше, чем в России, например: в Эстонии – 44%, а в Румынии – 42%. В результате метаанализа 82 количественных исследований, шедших с 1996 по 2006 год, из которых 45 были проведены в Европе, 21 – в США, и 16 – в других странах, авторы рассчитали средние показатели распространенности: около 20% – агрессоры, 23% – жертвы, и 8% – хамелеоны. По результатам метаанализа 49% не принимали участие в буллинге. Таким образом, данные метаанализа за предыдущие годы схожи с полученной статистикой по России: примерно четверть детей подвергается буллингу офлайн или онлайн по всему миру.

Разновидности травли

Физический буллинг – это умышленные толчки, удары, пинки, побои, нанесение иных телесных повреждений и другое физическое запугивание.

Кибербуллинг – это нападения с целью нанесения психологического вреда, которые осуществляются через средства электронных технологий – электронную почту, сервисы мгновенных сообщений, в чатах, социальных сетях, на web-сайтах, а также посредством мобильной связи. Такое намеренное многократно повторяемое агрессивное поведение имеет целью навредить человеку и базируется на дисбалансе власти (физической силы, социального статуса в группе).

Психологический буллинг – насилие, связанное с действием на психику, наносящее психологическую травму путём словесных оскорблений или угроз, преследование, запугивание, которыми умышленно причиняется эмоциональная неуверенность.

К этой форме можно отнести:

· вербальный буллинг, где орудием служит голос (обидное имя, с которым постоянно обращаются к жертве, обзывания, дразнение, распространение обидных слухов ит.д.);

· обидные жесты или действия (например, плевки в жертву либо в её направлении);

· запугивание (использование агрессивного языка тела и интонаций голоса для того, чтобы заставить жертву совершать или не совершать что-либо);

· изоляция (жертва умышленно изолируется, выгоняется или игнорируется частью учеников или всем классом);

· вымогательство (денег, еды, иных вещей, принуждение что-либо украсть);

· повреждение и иные действия с имуществом (воровство, грабёж, прятанье личных вещей жертвы).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 1230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.237 (0.12 с.)